http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-133-139
УДК 614.2
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комин Ю.А., Пиддэ А.Л., Васильева С.Ю.
ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Приведен исторический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Показаны проблемные стороны и перспективы развития финансирования медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, эволюция финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Выделено 3 периода: начальный период и самый продолжительный - первое появление терминов "дорогостоящая медицинская помощь" и "квота", этап становления одного из перспективнейших направлений современной медицины, в дальнейшем появление национального приоритетного проекта "Здоровье" и его роли в финансировании высокотехнологичной медицинской помощи, давшей бурный рост числа видов помощи и строительства новых современных федеральных центров; следующим не продолжительным двухлетним отрезком является период бюджетно-стра-хового финансирования, когда субсидирование происходило из средств Федерального бюджета и системы обязательного медицинского страхования. Таким образом, существовал двухканальный путь обеспечения денежными средствами учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, и наконец, современный этап, начавшийся с 2017 года - однока-нальное финансирование, за счет ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В каждом периоде проведен подробный анализ наиболее значимых нормативно-правовых актов, раскрыты основные их положения.
Приведены примеры развития организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи за рубежом. Продемонстрирована актуальность развития первичной медико-санитарной медицинской помощи в Российской Федерации, как инструмента снижения финансовых затрат и повышения эффективности отечественного здравоохранения. Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, бюджет, фонд обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение, приказ.
Введение. Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) является частью специализированной медицинской помощи, включающая применение сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью [1]. Исходя из определения ВМП ясно, что данное направление требует больших финансовых затрат. Это обстоятельство диктует необходимость четкого расчета и рационального расходования бюджетных средств.
Хронологию развития финансового обеспечения оказания ВМП в постсоветское время можно разделить на три этапа: с 1992 по 2014 год, когда финансирование происходило за счет бюджетных ассигнований, с 2014 по 2016 год, когда начался плавный переход на включение медицины высоких технологий в систему страховой медицины, и с 2017 года - одноканальное финансирование ВМП (см. рис. 1).
-
Периоды финансирования ВМП
о о о
' 1992 - 2014 гг. ^
бюджетное финансирование^
" 2015-2016 гг. ^ бюджетное
финансирование
+
финансирование „ системой ОМС ,
с 2017 года финансирование ь. системой ОМС ,
Рис. 1. Этапы развития и источники финансового обеспечения оказания ВМП.
Период 1992-2014 гг. (бюджетное финансирование ВМП). В российском законодательстве первое упоминание о ВМП, а именно "дорогостоящая медицинская помощь", появляется в начале 1990-х годов, одновременно с введением обязательного медицинского страхования граждан [2]. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 26.09.1992 г. N 1137, финансирование дорогостоящей медицинской помощи должно осуществляться из республиканского бюджета согласно списка заболеваний, ежегодно предоставляемым Министерством здравоохранения РФ. В этом же году выходит подведомственный приказ Минздрава [3], регламентирующий целевое финансирование дорогостоящей медицинской помощи из средств федерального бюджета.
В 1993 году появляется приказ [4] с утвержденным перечнем 11 видов дорогостоящей медицинской помощи и установленным порядком их финансового обеспечения из республиканского бюджета. Кроме этого, на органы управления здравоохранения субъектов федерации возлагалась обязанность по изменению перечня и порядку финансированию дорогостоящей медицинской помощи.
В 1994 году Министерство здравоохранения и медицинской промышленности издает приказ №73 "О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи, и контроля за их использованием" [5], согласно которого руководителям федеральных государственных учреждений, оказывающих дорогостоящую медицинскую помощь, рекомендовалось на местах разработать «Положение об использовании средств, выделяемых на дорогостоящее лечении , согласно перечня заболеваний», но сам перечень заболеваний отсутствовал. Финансирование проводилось по факту выполненных объемов с 25% авансовым платежом с трехкратной периодичностью (полугодие, 9 мес., год). Наиболее бурное развитие ВМП началось с 1998 года, когда впервые появился приказ [6], регламентирующий порядок оказания дорогостоящей медицинской помощи, маршрутизацию пациентов, перечень видов медицинской помощи, перечень медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и порядок целевого финансирования из республиканского бюджета. В 1999 году новый приказ Министерства здравоохранения №220 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения" [7], регулировавший распределение объема финансирования и доплаты учреждениям за каждого пролеченного больного - таким образом происходило стимулирование научного и ресурсного потенциала федеральных учреждений здравоохранения.
Дальнейшее развитие оказания населению ВМП наступило уже в новом веке. Появилось понятие «квота» - это определенное количество бесплатных «мест», которые могут получить больные, нуждающиеся в дорогостоящем лечении. Кроме того, каждый субъект Российской Федерации для оказания медицинской высокотехнологичной помощи был закреплен за определенным медицинским учреждением [8]. Порядок финансирования реализовывался на основании заказа на оказание высокотехнологической медицинской помощи по тарифам, разработанным самими медицинскими учреждениями [9].
С 2005 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» объемы финансирования медицины высоких технологий значительно увеличились. В 2006 начато строительство центров по оказанию ВМП в 14 субъектах Федерации [10]. Так же в 2006 году были разработаны медицинские стандарты оказания видов ВМП для работы в рамках государственного задания, на основании которых определена единая стоимость оказания медицинской услуги [11]. В дальнейшем каких-либо кардинальных изменений финансового обеспечения вплоть до 2015 года не происходило.
Таким образом, наиболее значимыми руководящими документами, регулирующими финансирование оказания ВМП в этот период стали:
1) Указ Президента Российской Федерации от 26.09.1992 г. N 1137 "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации";
2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.10.1992 г. N 263 " О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации ";
3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 1993 г. N 146 "Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации на 1993 год";
4) Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19 апреля 1994 г. "О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи и контроля за их использованием ";
5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1998 г. N 30 "О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения";
6) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.1999 г. N 220 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения";
7) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.07.2000 г. N 252/50 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения";
8) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и РАМН от 28.02.2000 г. N 70/14 "О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального значения";
9) Постановление правительства Российской Федерации от 20.03.2006 г. N139 "О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий";
10) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.03.2006 N 220 (ред. от 31.12.2006) "Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II - IV кварталах 2006 г. и I квартале 2007 г."
Период 2015 - 2016 гг. (бюджетно-страховое финансирование ВМП). В 2015 году финансирование высокотехнологичной помощи снизилось до 8,0 млрд. рублей с 60,7 млрд. рублей в 2014 году [12]. Это связано с переходом оплаты некоторых видов ВМП в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), соответственно ВМП поделилась на включенную в базовую программу ОМС и не включенную [13].
Финансовое обеспечение оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет из средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и субсидий субъектам Российской Федерации [14,15]. В 2016 году оказание ВМП не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования финансируется за счет страховых взносов. В этом случае происходит «обратная» компенсация дефицита средств, то есть не бюджет компенсирует дефицит средств на медицинскую помощь в системе ОМС, а система страхования компенсирует дефицит финансовых средств в бюджете.
Резюмируя описание данного периода, на наш взгляд ключевыми документами, регламентирующими финансирование оказания ВМП являлись:
1) Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1559 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет";
2) Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 N 1572 (ред. от 25.05.2016) "О предоставлении в 2015 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования".
Период с 2017 года (одноканальное финансирование ВМП). Летом 2016 года издается Федеральный закон, регламентирующий финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу ОМС, с 1 января 2017 года [16]. Таким образом, в 2017 году, согласно ФЗ №286, основным источником финансирования ВМП в федеральных медицинских учреждениях являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, ассигнования направляются напрямую к исполнителям государственного заказа на оказание медицинской помощи из бюджета ФФОМС, минуя счета ведомств, в подчинении которых они находятся.
Если раньше в учреждениях, оказывающих ВМП, происходило совмещение двух государственных источников, то в 2017 г. остается только один [17].
На следующий 2018 год планируется расширить контингент, который будет получать высокотехнологичную помощь, более 1 млн. пациентов ежегодно, что реально приближается к действительным потребностям населения в данном виде медицинской помощи. Увеличилось количество медицинских организаций, оказывающих ВМП в 3,7 раза - до 932 медицинских организаций. Таким образом, повышается доступность помощи для населения [18]. Но помимо повышения доступности, еще одним из стратегических направлений является внедрение единых требований к качеству оказываемой медицинской помощи и создание системы управления им.
В 2014-2016 годах была создана национальная система клинических рекомендаций при основных нозо-ологических единицах.
С 2017 года данная система начинает внедряться во всех субъектах Российской Федерации через автоматизированные рабочие места врачей. Внедрение клинических рекомендаций во всех регионах должно быть завершено до исхода 2018 года. На их основе разработаны критерии оценки качества медицинской помощи [18].
Заключение. Если до 2015 г. финансирование ВМП осуществлялось за счет бюджета, то с 2015 г. началось внедрение финансирования высокотехнологичной помощи из средств ОМС при сокращенном или вообще отмененном квотировании. Объём финансов страхования оказался недостаточным и Минздрав РФ в 2015-2016 годах сохранил финансирование инновационных видов ВМП за счет федерального бюджета с квотированием. Для этого, вся ВМП была подразделена на 2 части, одна часть которой вошла в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению и будет оплачиваться за счет средств ОМС, а вторая часть - за счет бюджета списочным составом медицинских учреждений.
Но уже в 2017 году остается один канал финансирования ВМП - бюджет ФФОМС. Данное обстоятельство может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений, что в свою очередь приведет к снижению эффективности оказываемой медицинской помощи [19].
Если сравнивать систему российской ВМП с аналогичной помощью в развитых странах, то выясняется, что, во-первых, высокотехнологичная помощь оказывается в гораздо больших объемах; во-вторых, стоимость ее выше; в-третьих, она стала обычной медицинской помощью; в-четвертых, жестко контролируется; в-пятых, сроки ожидания дольше. Казалось бы, на этом фоне у нас все более или менее благополучно с получением ВМП. Однако пациенты, которые должны у нас получать ВМП по квотам бесплатно, в скрытой форме, "обязаны" платить за подготовку к высокотехнологичной помощи, за обучение, за реабилитацию и т.д.[19].
Нужно сказать, что число пациентов, нуждающихся в ВМП и получивших ее, год из года растет. Возникает вопрос, что это за пациенты? Это больные с запущенными, пропущенными и тяжелыми случаями заболеваний и состояний. Чем их будет больше, тем больше будет потребность в медицине высоких технологий и тем больше будут возрастать затраты на здравоохранение. Во всем мире стараются пациентов «не допустить» до дорогостоящих высоких технологий и решить их проблемы на более ранних этапах. В первую очередь это относится к правильно организованной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), через которую должны проходить все 100% пациентов и на уровне которой должны решаться до 85% всех их про-блем[19].
ПМСП - это система первичной заботы о здоровье, а не еще один врач, ведущий первичный прием больных. Известно, что при правильной организации ПМСП нагрузка на другие более дорогие виды помощи снижается, а результативность их возрастает [19].
В качестве примера можно привести данные о 5-летнем преобразовании системы Medicare в США. Американцы подсчитали, что один сложный случай заболевания обходится в 15 раз дороже стандартной помощи. Была поставлена задача сократить расходы на медицинскую помощь в сложных случаях. В результате за 5 лет был закрыт ряд специализированных центров, сэкономленные средства и ресурсы были переброшены на раннее выявление заболеваний (целевые скрининги, ПМСП и своевременное лечение). Улучшились показатели восстановления здоровья, возросла удовлетворенность пациентов, снизились затраты. Исходя из этого опыта, нашему здравоохранению следовало бы значительно расширить профилактическую работу, усилить ПМСП, создать обоснованную этап-ность медицинской помощи с маршрутизацией пациентов и тогда на ВМП сможет поступать не более 0.1% всех пациентов, а, возможно, и того меньше[19].
Количественное и качественное изменение контингента, нуждающегося в получении высокотехнологичной медицинской помощи, позволит реструктуризировать вложение средств в дорогостоящую медицину, проводить закупку обоснованно необходимого дорогостоящего оборудования в интересах результативности лечения. Сэкономленные средства будут востребованы в предупреждении и раннем выявлении заболеваний для их более успешного лечения, в совершенствовании логистики предоставления медицинских услуг. Это нужно делать в любом случае, независимо от того, какую модель здравоохранения мы будем в дальнейшем развивать: систему социального страхования здоровья или государственно-бюджетную модель [19].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 01.05.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
[2] Указ Президента Российской Федерации от 26.09.1992 г. N 1137 "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации"// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 05.10.92, N 14, ст. 1088, "Ведомости СНД и ВС РФ", 08.10.92, N 40, ст. 2248.
[3] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.10.1992 г. N 263 " О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации "
[4] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 1993 г. N 146 "Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского
страхования различных контингентов населения Российской Федерации на 1993 год"
[5] Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19 апреля 1994 г. "О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи и контроля за их использованием "
[6] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1998 г. N 30 "О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения"
[7] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.1999 г. N 220 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения"
[8] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.07.2000 г. N 252/50 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения"
[9] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и РАМН от 28.02.2000 г. N 70/14 "О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального значения"// "Здравоохранение", N 8, 2000
[10] Постановление правительства Российской Федерации от 20.03.2006 г. N139 "О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий"// "Российская газета", N 66, 31.03.2006
[11] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.03.2006 N 220 (ред. от 31.12.2006) "Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II - IV кварталах 2006 г. и I квартале 2007 г."// "Здравоохранение", N 8, 2006
[12] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями)"// "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2057
[13] Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»// "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 декабря
2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975
[14] Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1559 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в
2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", N 2,
12.01.2015, ст. 484
[15] Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 N 1572 (ред. от 25.05.2016) "О предоставлении в 2015 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 19.01.2015, N 3, ст. 582.
[16] Федеральный закон от 03.07.2016 N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4219, "Российская газета", N 146, 06.07.2016
[17] Колесников С.И. Проблемы организации и финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в 2017 году [Текст] / С.И. Колесников, В.И. Перхов // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2016. - Том 1. -№5(111). - С. 77-83.
[18] Основные направления и перспективы развития российского здравоохранения // Главный врач. - 2017 - № 6 - С. 3-8. URL: http://medlan.samara.ru/sites/de-fault/fües/upload_files/up-
toad_fües/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0% B6%D0%B5%D1%81%D1%82_7_%D0%98%D1%8E% D0%BB%D1%8C%202017.pdf (дата обращения: 08.09.2017).
[19] Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения URL: http://www.privatmed.ru/article/37/238/2192/ (дата обращения: 30.07.2017).
STAGES OF FINANCIAL PROVISION OF HIGH-TECH MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Komin Yu.A., PiddeA.L., Vasilieva S.Yu.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
Annotation. Given a historical overview of normative legal acts regulating financial provision of high-tech medical care. Shows challenges of and prospects for the development of financing of medical institutions providing high-tech medical care, the evolution of the financial provision of high-tech medical care. Allocated 3 periods: the initial period and the longest - first appearance of the terms "expensive medical aid" and "quota", the stage of becoming one of the most promising areas of modern medicine, in the future, the emergence of the national priority project "Health" and its role in financing high-tech medical care, given the rapid growth in the number of types of assistance and the construction of new modern Federal centers; not long following a two-year period is the period of the budget and insurance financing, when the subsidies came from the Federal budget funds and mandatory medical insurance system, thus there was a dual path of getting money institutions providing high-tech medical care and finally the current stage, which began with a 2017 single-channel funding, the appropriations of the budget of the Federal compulsory medical insurance fund. In each period we carried out a detailed analysis of the most significant normative-legal acts, reveals the basic of their situation. Examples of the development of the organization of high-tech medical aid abroad. Demonstrate the relevance of primary medical care medical care in the Russian Federation, as a tool to reduce costs and improve the efficiency of national health care. Key words: high-tech medical care, budget, mandatory medical insurance Fund, financial security, order.
REFERENCES
[1] Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 01.05.2017) «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii»// Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.11.2011, N 48, st. 6724.
[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.09.1992 g. N 1137 "O merah po razvitiju zdravoohranenija v Rossijskoj Federacii"// "Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF", 5.10.92, N 14, st. 1088, "Vedomosti SND i VS RF", 08.10.92, N 40, st. 2248.
[3] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 02.10.1992 g. N 263 " O merah po razvitiju zdra-voohranenija v Rossijskoj Federacii "
[4] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 21 ijunja 1993 g. N 146 "Ob utverzhdenii perechnja vi-dov medicinskoj pomoshhi, profilakticheskih, lechebno-di-agnosticheskih meroprijatij, vhodjashhih v bazovuju pro-grammu objazatel'nogo medicinskogo strahovanija razlich-nyh kontingentov naselenija Rossijskoj Federacii na 1993 god"
[5] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i medicinskoj promyshlennosti ot 19 aprelja 1994 g. "O porjadke finansi-rovanija i rashodovanija assignovanij, vydeljaemyh iz Fed-eral'nogo bjudzheta Rossijskoj Federacii na provedenie dorogostojashhih vidov medicinskoj pomoshhi i kontrolja za ih ispol'zovaniem"
[6] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 29.01.1998 g. N 30 "O merah po uporjadocheniju organ-izacii medicinskoj pomoshhi naseleniju Rossijskoj Feder-acii v klinikah federal'nyh uchrezhdenij zdravoohranenija"
[7] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 07.06.1999 g. N 220 "Ob organizacii okazanija vysoko-tehnologichnyh (dorogostojashhih) vidov medicinskoj pomoshhi v federal'nyh uchrezhdenijah zdravoohranenija"
[8] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 10.07.2000 g. N 252/50 "Ob organizacii okazanija vyso-kotehnologichnyh (dorogostojashhih) vidov medicinskoj pomoshhi v federal'nyh uchrezhdenijah zdravoohranenija"
[9] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii i RAMN ot 28.02.2000 g. N 70/14 "O povyshenii jeffek-tivnosti ispol'zovanija finansovyh sredstv v uchrezhdenijah zdravoohranenija federal'nogo znachenija"// "Zdra-voohranenie", N 8, 2000
[10] Postanovlenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.03.2006 g. N139 "O stroitel'stve federal'nyh centrov vysokih medicinskih tehnologij"// "Rossijskaja gazeta", N 66, 31.03.2006
[11] Prikaz Minzdravsocrazvitija RF ot 29.03.2006 N 220 (red. ot 31.12.2006) "Ob okazanii vysokotehnologichnyh vidov medicinskoj pomoshhi za schet sredstv federal'nogo bju-dzheta v federal'nyh specializirovannyh medicinskih uchrezhdenijah, podvedomstvennyh Federal'nomu agentstvu po zdravoohraneniju i social'nomu razvitiju, Fed-eral'nomu mediko-biologicheskomu agentstvu i Rossijskoj akademii medicinskih nauk, vo II - IV kvartalah 2006 g. i I kvartale 2007 g."// "Zdravoohranenie", N 8, 2006
[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. N 294 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie zdravoohranenija" (s iznenijami I dopolnenijami)"// "Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii" (www.pravo.gov.ru) 24 aprelja 2014 g., v So-branii zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 aprelja 2014 g. N 17 st. 2057
[13] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.11.2014 № 1273 «O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okaza-nija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov»// "Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii" (www.pravo.gov.ru) 5 dekabrja 2014 g., v Sobranii zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrja 2014 g. N 49 (chast' VI) st. 6975
[14] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2014 N 1559 "Ob utverzhdenii Pravil finansovogo obespechenija v 2015 godu okazanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi, ne vkljuchennoj v bazovuju programmu ob-jazatel'nogo medicinskogo strahovanija, grazhdanam Ros-sijskoj Federacii v federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenijah za schet inyh mezhbjudzhetnyh transfertov, predostavljaemyh iz bjudzheta Federal'nogo fonda ob-
jazatel'nogo medicinskogo strahovanija v federal'nyj bju-dzhet"// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Sobranie za-konodatel'stva RF", N 2, 12.01.2015, st. 484
[15] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2014 N 1572 (red. ot 25.05.2016) "O predostavlenii v 2015 godu subsidij bju-dzhetam sub#ektov Rossijskoj Federacii v celjah sofinansi-rovanija rashodov, voznikajushhih pri okazanii grazhda-nam Rossijskoj Federacii vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi, ne vkljuchennoj v bazovuju pro-grammu objazatel'nogo medicinskogo strahovanija"// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Sobranie za-konodatel'stva RF", 19.01.2015, N 3, st. 582.
[16] Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 N 286-FZ "O vnesenii iz-menenij v Federal'nyj zakon "Ob objazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii" i
otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"// "Sobranie zakonodatel'stva RF", 04.07.2016, N 27 (Chast' I), st. 4219, "Rossijskaja gazeta", N 146, 06.07.2016
[17] Kolesnikov S.I. Problemy organizacii i finansirovanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi v 2017 godu [Tekst] / S.I. Kolesnikov, V.I. Perhov // Bjulleten' VSNC SO RAMN. - 2016. - Tom 1. - №5(111). - p. 77-83.
[18] Osnovnye napravlenija i perspektivy razvitija rossijskogo zdravoohranenija // Glavnyj vrach. - 2017 - № 6 - S. 3-8. URL: http://medlan. samara.ru/sites/default/files/up-load_files/up-
load_files/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0% B6%D0%B5%D1%81%D1%82_7_%D0%98%D1%8E% D0%BB%D1%8C%202017.pdf (data obrashhenija: 08.09.2017).
[19] Nacional'nyj sojuz regional'nyh ob#edinenij chastnoj sis-temy zdravoohranenija URL: http://www.privatmed.ru/ar-ticle/37/238/2192/ (data obrashhenija: 30.07.2017).