Научная статья на тему 'Российский фармацевтический рынок за первые 9 месяцев 2004 года'

Российский фармацевтический рынок за первые 9 месяцев 2004 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория, Белов Роман

Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ»™, объем рынка за первые три квартала 2004 г. составил 3,1 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Средняя торговая надбавка за первые три квартала 2004 г. составила 29%, что на 2 п.п. выше, чем за первые три квартала 2003 г. Структура аптечного рынка по производителям представлена в таблице 1. Суммарная доля десяти крупнейших компаний по объемам аптечных продаж возросла с 26,7% за I-III кв. 2003 г. до 28,3% за аналогичный период 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический рынок за первые 9 месяцев 2004 года»

2004 декабрь РШШШМ

Виктория СОКОЛОВА, Роман БЕЛОВ, RMBC

Российский фармацевтический рынок

ЗА ПЕРВЫЕ 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ ГЛС

Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ»™, объем рынка за первые три квартала 2004 г. составил 3,1 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Средняя торговая надбавка за первые три квартала 2004 г. составила 29%, что на 2 п.п. выше, чем за первые три квартала 2003 г. Структура аптечного рынка по производителям представлена в таблице 1. Суммарная доля десяти крупнейших компаний по объемам аптечных продаж возросла с 26,7% за 1—Ш кв. 2003 г. до 28,3% за аналогичный период 2004 г.

Aventis все также возглавляет «десятку» производителей; объемы аптечных продаж данной компании в 1—Ш кв. 2004 г. увеличились на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., однако ее доля в общем объеме аптечных продаж снизилась на 0,1 п.п. За первые три квартала 2004 г. в «десятке» появился один новый игрок: Nycomed. Наибольшие увеличения объемов ап-

течных продаж зафиксированы у компаний Servier Pharmaceuticals и BerlinChemie / Menarini Pharma, объемы аптечных продаж этих компаний в I-III кв. 2004 г. выросли на 68% и 61% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., а их доли в общем объеме аптечных продаж возросли на 0,7 и 0,8 п.п. соответственно. По итогам трех кварталов 2004 г. аптечные продажи десяти ведущих торговых наименований составляют 8% от общего объема аптечных продаж (табл. 2). В структуре «десятки» произошли существенные изменения. Наибольшего увеличения объема аптечных продаж достиг Предуктал, его объем в I—III кв. 2004 г. вырос на 184% по сравнению с I—III кв. 2003 г. Также заметный рост аптечных продаж был отмечен у Актовегина и Мезим форте, их объемы в I—III кв. 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. увеличились на 52% и 46% соответственно. В то же время Энап и Кавинтон потеряли по 0,1 п.п. своей доли на аптечном рынке и упали с 2-го и 4-го

мест на 7-е и 8-е соответственно. Единственный препарат, который сохранил свою позицию в «десятке» — Эссенциале Н.

По результатам первых трех кварталов 2004 г. кумулятивная доля десяти ведущих МНН по объемам аптечных продаж составила 11,9% (табл. 3). Два лидера по объемам аптечных продаж те же, что и за первые три квартала 2003 г. Однако в остальном структура «десятки» претерпела некоторые изменения: по итогам анализируемого периода индапамид вошел в «десятку», и его аптечные продажи возросли на 37%. Также заметного роста аптечных продаж достигли МНН панкреатин и боярышника плоды, их продажи выросли на 42% и 37% соответственно. Наименьший рост продаж был отмечен у МНН диклофенак — 9%, который потерял 0,2 п.п. и упал с 6-го на 9-е место. Суммарный объем аптечных продаж десяти ведущих АТС-групп за первые три квартала 2004 г. насчитывает 38,7% от общего объема аптечного рынка. Существенных изменений в «десятке» ве-

таблица i| Десять ведущих производителей

по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 1 Aventis 3,8 3,9

2 3 Berlin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H. 3,7 2,9

3 2 Gedeon Richter Ltd. 3,0 3,1

4 9 Servier Pharmaceuticals 2,9 2,2

5 7 Pfizer International Inc.* 2,7 2,5

6 6 Sanofi-Synthelabo 2,6 2,5

7 5 Фармстандарт 2,6 2,6

8 4 KRKA D.D. 2,4 2,6

9 11 Nycomed 2,3 2,0

10 8 Novartis 2,3 2,4

*Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

таблица г| Десять ведущих торговых

наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 3 Боярышника настойка 0,9 0,9

2 1 Но-шпа 0,9 1,0

3 5 Виагра 0,9 0,8

4 7 Мезим форте 0,9 0,7

5 8 Актовегин 0,8 0,7

6 6 Эссенциале Н 0,8 0,8

7 2 Энап 0,8 0,9

8 4 Кавинтон 0,7 0,9

9 46 Предуктал 0,7 0,3

10 9 Эналаприл 0,6 0,6

55

РЕМШ1ШМ 2004 декабрь

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица з| Десять ведущих группировочных

наименований/МНН по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 1 Поливитамин+ Мультиминерал 2,2 2,3

2 2 Эналаприл 2,0 2,3

3 5 Панкреатин 1,2 1,1

4 3 Дротаверин 1,1 1,2

5 7 Поливитамин 1,0 0,9

6 4 Винпоцетин 1,0 1,1

7 8 Боярышника плоды 0,9 0,9

8 9 Силденафил 0,9 0,8

9 6 Диклофенак 0,8 1,0

10 11 Индапамид 0,8 0,7

таблица 4 | Десять ведущих АТС-групп

| по объему аптечных продаж |

Место в рейтинге АТС-группы Название АТС-группы Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,2 6,8

2 2 N02 Анальгетики 5,6 6,3

3 3 A11 Витамины 4,9 5,0

4 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 4,0 4,0

5 5 N06 Психоаналептики 3,6 3,7

6 7 G03 Половые гормоны 3,2 3,0

7 б R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,0 3,2

8 8 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 3,0 2,7

9 9 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,6 2,7

10 14 L03 Иммуномодуляторы 2,6 2,2

таблица 5

| Аптечные продажи в регионах России за 1-Ш кв. 2004 г.

Объем продаж Доля Потребление

Регион в розничных в розничных на душу населе-

ценах, ценах, % ния в розничных

млн. долл. ценах, долл.

Москва 561,3 18,1 54,0

Московская область 150,1 4,8 22,7

С.-Петербург 127,8 4,1 27,6

Свердловская область 88,2 2,8 19,8

Самарская область 74,2 2,4 23,1

Республика Татарстан 68,3 2,2 18,1

Краснодарский край 68,2 2,2 13,4

Республика Башкортостан 61,8 2,0 15,1

Новосибирская область 58,3 1,9 21,8

Красноярский край 51,9 1,7 17,6

Нижегородская область 50,3 1,6 14,5

Ростовская область 44,9 1,4 10,3

Воронежская область 42,4 1,4 18,0

Омская область 36,1 1,2 17,5

Пермь 31,2 1,0 30,3

Тюмень 28,1 0,9 51,0

Волгоград 24,4 0,8 24,7

Челябинск 24,3 0,8 22,4

Саратов 23,6 0,8 27,2

Иркутск 21,4 0,7 36,2

Владивосток 20,8 0,7 32,7

Белгород 16,0 0,5 47,3

Барнаул 14,0 0,4 23,1

Хабаровск 13,7 0,4 22,1

Курск 8,7 0,3 21,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные регионы России 1394 44,9 18,3

Вся Россия 3 104 100 21,5

дущих АТС-групп за !—Ш кв. 2004 г. не произошло, большинство групп занимают те же позиции, что и год назад. Антибактериальные препараты для системного использования все также лидируют, однако их доля на аптечном рынке сократилась на 8% (табл. 4). Также заметно сократилась доля Анальгетиков, занимающих вторую позицию. Новая группа в «десятке» — Иммуномоду-ляторы, объем продаж этой группы за первые 9 месяцев 2004 г. вырос на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. В то же время Психотропные препараты, занимавшие 10-ю позицию в I—III кв. 2003 г., покинули «десятку», переместившись на 12-е место. Объемы аптечных продаж 25 анализируемых регионов за первые три квартала 2004 г. составляют 55,1% аптечного рынка России (табл. 5). Кумулятивная доля аптечных продаж Москвы, С.Петербурга и Московской области составляет 27% от общего объема аптечного сегмента. Наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств зарегистрировано в Москве и Тюмени, а в среднем по России потребление лекарств на душу населения за первые 9 месяцев 2004 г. составило 21,5 долл. в розничных ценах.

56

2004 декабрь PEMEÜUUM

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК ЗА ПЕРВЫЕ 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА

таблица 6

Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге

Производитель

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 5 Sanofi-Synthelabo 3,9 3,3

2 4 Pfizer International Inc.* 3,9 3,7

3 1 Aventis 3,6 5,4

4 3 Gedeon Richter Ltd. 3,3 3,7

5 2 F. Hoffmann-La Roche Ltd. 3,1 3,7

6 7 AstraZeneca 3,0 2,4

7 10 Lek d.d. 2,6 2,1

8 13 Bristol-Myers Squibb 2,4 1,7

9 9 Novartis 2,3 2,4

10 12 Eli Lilly 2,1 1,8

Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

* Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

таблица 7

Десять ведущих торговых по объему госпитальных закупок

наименований

Место в рейтинге

Торговое наименование

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 2 Натрия хлорид 2,4 2,5

2 1 Цефазолин 2,3 2,6

3 6 Меронем 1,5 1,2

4 3 Глюкоза 1,3 1,6

5 4 Фраксипарин 1,2 1,3

6 13 Альбумин 1,1 0,8

7 7 Актовегин 0,9 1,2

8 106 Медоцеф 0,9 0,2

9 17 Реополиглюкин 0,8 0,7

10 10 Цефотаксим 0,8 1,0

Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

таблица г| Десять ведущих МНН/группировочных

наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2004 г. I-III кв. 2003 г.

1 1 Цефазолин 2,8 2,9

2 2 Цефотаксим 2,5 2,7

3 3 Натрия хлорид 2,4 2,5

4 4 Цефтриаксон 1,9 2,5

5 7 Цефоперазон 1,8 1,3

6 9 Меропенем 1,5 1,2

7 5 Декстроза 1,3 1,6

8 12 Апротинин 1,2 1,0

9 6 Надропарин кальций 1,2 1,3

10 14 Альбумин 1,2 0,9

Госпитальный сектор

По данным «Анализа больничных закупок в РФ»™, за первые 9 месяцев 2004 г. объем госпитального сектора составил 639,8 млн. долл. в ценах закупки (оптовых ценах). Структура госпитального сектора по производителям представлена в таблице 6. В структуре «десятки» за прошедший год произошли существенные изменения. Компания Sanofi-Synthelabo поднялась с 5-го места в 1—Ш кв. 2003 г. и стала лидером в госпиталь-

ном секторе. Ее доля в общем объеме больничных закупок увеличилась на 18% по сравнению с I—III кв. 2003 г. Также значительного роста достигли компании Bristol-Myers Squibb и AstraZeneca, их доли выросли на 39% и 25% соответственно. Значительно сократились доли Aventis и F.Hoffmann-La Roche, на 33% и 18% соответственно. Кумулятивная доля десяти ведущих производителей в общем объеме больничных закупок в I—III кв. 2004 г. составила 30,2%.

В «десятке» ведущих торговых наименований по объему госпитальных закупок также произошли заметные изменения (табл. 7). В «десятку» вошли три новых препарата — Альбумин, Медоцеф и Реополиглюкин. Кумулятивная доля десяти ведущих препаратов в 1—Ш кв. 2004 г. составила 13,2%. Доли большинства препаратов-участников прошлогодней «десятки» сократились. Наиболее заметно в 1—Ш кв. 2004 г. сократилась доля Актовегина — на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. В то же время госпитальные закупки препарата Медоцеф выросли на 489%, и препарат поднялся с 106 позиции на 8 место. Также значительно выросли доли препаратов Альбумин и Меронем — на 35% и 25% соответственно. «Десятка» МНН выглядит стабильнее, чем «десятка» торговых наименований — в ней сменилось всего 2 позиции, и все 4 первых лидера сохранили свои места (табл. 8). Наибольший рост объемов госпитальных закупок отмечен у МНН цефоперазон и альбумин, их доли в 1—Ш кв. 2004 г. по сравнению с 1—Ш кв. 2003 г. выросли на 42% и 29% соответственно. Также рост долей был отмечен у ме-ропенема и апротинина — 25% и 23%

таблица 9| Десять ведущих АТС-групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС-код АТС-группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

1-111 кв. 2004 г. ¡-III кв. 2003 г. ¡-III кв. 2004 г. I—III кв. 2003 г.

1 1 Л01 Антибактериальные препараты для системного использования 21,9 22,2

2 2 В05 Плазмозамещающие и перфу-зионные растворы 8,9 8,5

3 3 L01 Противоопухолевые препараты 8,1 6,7

4 4 N05 Психотропные препараты 4,1 4,1

5 5 N06 Психоаналептики 3,3 3,4

6 6 В01 Антикоагулянты 2,8 3,0

7 7 N01 Анестетики 2,7 2,8

8 9 С01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,5 2,3

9 8 А10 Средства для лечения сахарного диабета 2,3 2,5

10 12 В02 Гемостатики 2,1 1,9

соответственно. Доля остальных МНН сократилась, включая 4-х лидеров «десятки». Заметнее всего доля госпитальных закупок сократилась у цефтриаксона — на 22% по сравне-

нию с I—III кв. 2003 г. Состав десяти ведущих АТС-групп по объемам госпитальных закупок наиболее стабилен (табл. 9). Единственная группа, которая смогла войти в «десятку», — Гемо-

статики, объемы ее госпитальных закупок увеличились на 42% в !—Ш кв. 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., а доля в больничном секторе — на 11%. Первые 7 ведущих АТС-групп по объему госпитальных закупок сохранили свои позиции. А наибольший рост доли был отмечен у противоопухолевых препаратов (доля в I—III кв. 2004 г. выросла на 20% по сравнению с I—III кв. 2003 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам первых 9 месяцев 2004 г. объем российского фармацевтического рынка составил почти 4 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Аптечный сегмент по-прежнему доминирует, составляя почти 80% в объеме потребления лекарственных средств. В рейтингах все еще происходят перестановки, в то же время их можно назвать стабильными, поскольку большинство лидеров сохраняют свои доли в объемах продаж, лишь меняя позиции внутри «десятки».

<а>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.