Научная статья на тему 'Российский Дальний Восток в составе трансграничного региона «Северовосточная Азия»'

Российский Дальний Восток в составе трансграничного региона «Северовосточная Азия» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
371
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CROSS-BORDER REGION / NORTH-EAST ASIA / FAR EAST RUSSIA / GEOPOLITICAL DEVELOPMENTS AND REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волынчук Андрей Борисович, Скалецкий Егор Васильевич

Геополитическое развитие современной России вносит существенные коррективы в процесс формирования национальных внешнеполитических целей и геополитических интересов. Это особо актуально для дальневосточного направления внешней политики Российской Федерации. В статье представлен анализ существующих условий и результатов геополитического развития страны в трансграничном регионе «Северо-Восточная Азия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Far East as part of crossborder region "NorthEast Asia"

Geopolitical development of modern Russia is making significant adjustments to the process of formation of national foreign policy objectives and geopolitical interests. This is particularly true for the Far Eastern destinations of Russian foreign policy. The article presents an analysis of the conditions and results of geopolitical development in the transboundary region of North-East Asia.

Текст научной работы на тему «Российский Дальний Восток в составе трансграничного региона «Северовосточная Азия»»

УДК 327.8

Волынчук Андрей Борисович

Дальневосточный федеральный университет Россия. Владивосток

Скалецкий Егор Васильевич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Российский Дальний Восток в составе трансграничного региона «Северо-Восточная Азия»

Геополитическое развитие современной России вносит существенные коррективы в процесс формирования национальных внешнеполитических целей и геополитических интересов. Это особо актуально для дальневосточного направления внешней политики Российской Федерации. В статье представлен анализ существующих условий и результатов геополитического развития страны в трансграничном регионе «Северо-Восточная Азия».

Ключевые слова и словосочетания: трансграничный регион, Северо-Восточная Азия, Дальний Восток России, геополитическое развитие, региональное взаимодействие.

В одной из первых своих развёрнутых публикаций Президент Российской Федерации В.В. Путин в ноябре 2000 г. заметил: «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Правда, надо честно сказать, не всегда использовали это преимущество. Думаю, что пришло время нам вместе со странами, входящими в Азиатско-Тихоокеанский регион, переходить от слов к делу - наращивать экономические, политические и другие связи. Все возможности для этого в сегодняшней России есть» [9. С. 2]. В этих словах очевиден не только ретроспективный взгляд на прошлое, но и обращение к задачам ближайшего и среднесрочного будущего по определению цивилизационной идентичности России и, естественно, её роли и места в азиатском сообществе. Однако, несмотря на очевидную важность этого направления внешней политики России, даже по истечении тринадцати лет мы не можем похвалиться значимыми результатами в этом направлении. Не случайно в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Президент РФ В.В. Путин вновь обратил внимание на необходимость интенсификации международных отношений в Северо-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. В частности он отметил, что «разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех наших восточных территорий не только

откроют нам новые возможности в экономике, новые горизонты, но и дадут дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики».

Тринадцать лет - это весьма продолжительный период времени, который, к сожалению, характеризуется целым рядом слабо обоснованных и плохо скоординированных действий руководства страны по развитию дальневосточных территорий. В конечном итоге, это отразилось на формировании непоследовательной политики Москвы в решении проблем Тихоокеанской России.

Тем не менее, АТР и та его часть, которую мы называем СевероВосточной Азией, по-прежнему представляет для России сферу жизненно важных интересов. Здесь сосредоточено от 60 до 80% запасов стратегически важных ресурсов мирового значения: от леса, пресной воды, цветных и редких металлов до нефти, газа, каменного угля и т.д. Особо следует отметить, что именно в этой части мира Россия непосредственно соприкасается с крупнейшими, кроме Европейского союза, экономиками мира - США, Японией, Китайской Народной Республикой, АСЕАН.

Со всей уверенностью следует подчеркнуть, что долговременные цели тихоокеанской политики России и её успех будут зависеть, по меньшей мере, от двух важнейших обстоятельств:

Во-первых, от того, насколько высшее политическое руководство Российской Федерации будет способно перейти от квазиколониалистской выкачки ресурсов к реальным действиям по комплексному социально-экономическому подъёму Восточной Сибири и Дальнего Востока страны. Иным способом не удастся положить конец подходам-концепциям в стиле terra nullius и избежать присвоения Сибири и Дальнему Востоку статуса всемирного наследия и особо охраняемой Организацией Объединённых Наций территории [12. С. 237].

Во-вторых, от того, насколько политическая элита России осознает необходимость развёртывания взаимовыгодного широкомасштабного экономического сотрудничества с Китаем, Японией, странами Корейского полуострова, АСЕАН и в целом в рамках АТЭС, чтобы обеспечить рынок сбыта не только российским энергоносителям, но и российским товарам машиностроения и передовых технологий, для которых пока закрыты рынки США и ЕС. Необходимо разработать и совершить энергетический и транспортный прорыв в Северо-Восточной Азии (причём не только через Транссиб или БАМ, а также Северный морской путь и посредством мощных трубопроводных систем). Это позволит России стать реальным геополитическим мостом между Востоком и Западом.

Только в этом случае наша страна сможет сформировать (или восстановить) необходимый геополитический статус в мире с экономической выгодой для самой России и с достойным положением её в экономическом пространстве всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

61

Фоном формирования нового тренда развития геополитического статуса России в регионе «Северо-Восточная Азия», в частности, являются:

- наращивание значительного экономического потенциала и постепенное превращение АТР в главный центр мирового экономического развития;

- усиление интеграционных процессов, которые приобретают глобальный характер. При этом многие страны региона, в том числе такие быстро развивающиеся, как КНР и Республика Корея, сталкиваются с целым рядом серьёзных потенциальных угроз для социально-экономической и политической стабильности, порождаемых как глобализацией, так и процессами неравномерности внутреннего развития;

- исключительная разноликость, цивилизационное разнообразие, значительное различие в уровнях экономического, политического, культурного развития, создающие предпосылки для формирования устойчивой многополярности и регионализма, выражающихся в конкретной политической практике глокализационных процессов;

- наличие серьёзных межэтнических, межцивилизационных противоречий в политической, экономической, культурной сферах, что закладывает немалый конфликтный потенциал;

- сокращение вооружённых сил одних государств, прежде всего Российской Федерации, сопровождается одновременным наращиванием военного потенциала и модернизацией вооружённых сил США, Китая, Японии и многих других стран Азиатско-Тихоокеанского региона [3].

Проанализировав многочисленные источники и официальные документы, представляется возможным обобщить различные варианты геополитических целей и интересов и сформулировать их следующим образом.

Прежде всего, речь идёт об обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны в отношении максимально удалённых от её центра и максимально насыщенных природными ресурсами районов.

Во-вторых, Российская Федерация нуждается в поддержании стабильности и экономического роста как страны в целом, так и особенно её восточной части, которая выступает локомотивом интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В-третьих, в этом части мира Россия стремится обеспечить наиболее благоприятные внешние условия для развития страны и беспрепятственного осуществления политики внутренних преобразований.

В-четвёртых, перед страной стоит задача адаптации и активного включения в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе на принципах равенства и взаимной выгоды, а также открытого регионализма. Последнее обстоятельство представляется особенно важным, так как многолетние попытки российской политики и бизнеса включиться в инте-

грационные взаимодействия в Европе особого успеха не принесли в силу закрытости базовых принципов организации Европейского союза.

Очевидно, что решить эти задачи Российская Федерация может, лишь развивая как многостороннее, так и одностороннее сотрудничество со всеми государствами АТР, прежде всего со странами Северо-Восточной Азии - Китайской Народной Республикой, нынешними двумя корейскими государствами, Японией, а также Соединёнными Штатами Америки [4, 11].

Если исходить из системы страновых приоритетов во внешней политике России в СВА, то следует согласиться с существующим утверждением о том, что Китай всегда, даже в периоды максимального возвышения и усиления Японии, рассматривался как ключевой элемент тихоокеанской политики России/СССР [8].

Не изменяя этой традиции, в XXI век РФ и КНР вошли в состоянии «стратегического партнёрства». Для российского внешнеполитического руководства сотрудничество с Китайской Народной Республикой имеет особое значение, что подтверждается конкретными политическими действиями.

Во-первых, сотрудничество между двумя странами плодотворно развивается по всем направлениям, будучи свободным от временной и персональной конъюнктуры.

Во-вторых, чрезвычайно важно, что стратегическое взаимодействие двух держав имеет мощную правовую основу в виде «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР», подписанного 16 июля 2001 г. Как показало время, этот договор стал программным документом, усиливающим перспективы стратегического партнёрства [10].

Развитие отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией протекает на фоне быстрого экономического роста КНР, что выводит эту страну в разряд современных экономических сверхдержав. В первой половине 2011 г. экономика КНР уже с объёмом ВВП в 7 134 млрд долл. США обогнала Японию, став второй экономикой мира. Тем не менее, в экономическом развитии КНР имеются весьма существенные проблемы: её внешний долг приближается к 700 млрд долл., а 60% всех занятых в народном хозяйстве приходится на аграрный сектор. Однако это не мешает развитию торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и КНР, объёмы которого в 2013 году превысили 90 млрд долл. США.

Прежде всего, развивается военно-техническое сотрудничество, благодаря которому Пекин превратился в крупнейшего импортёра российского вооружения. Так, военно-морскому флоту КНР поставлены четыре эсминца проекта 956М, их главной ударной силой являются противокорабельные крылатые ракеты «Москит», а также дизельные подводные лодки «Варшавянка».

63

При определённом российском участии развиваются китайские космические программы, что позволило КНР стать третьей страной, осуществившей в 2005 г. самостоятельный пилотируемый орбитальный полёт. В 2012 г. космическая группировка составила около 30 искусственных спутников Земли. В этом же году Китай реализовал собственной проект орбитальной станции «Тяньгун-1» [13].

Активно развивается сотрудничество Москвы и Пекина в области высоких технологий, правовую основу которому дал Договор 2001 г. В качестве примеров можно привести создание при научно-техническом содействии России экспериментального атомного реактора на быстрых нейтронах, строительство Тяньваньской атомной электростанции и разработку бортового источника питания длительного действия для китайских космических аппаратов.

Важным направлением современного российско-китайского сотрудничества является взаимодействие двух стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в июне 2001 г. и объединяющей Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Эти страны придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем [6]. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества, конечно, сказывается и на ситуации в Северо-Восточной Азии, поскольку Российская Федерация и Китайская Народная Республика, будучи её членами, географически и политически являются неотъемлемыми частями этого региона.

Особенно успешно развивается российско-китайское энергетическое сотрудничество. 14 мая 2014 г. в Шанхае в присутствии Президента РФ В. Путина и председателя КНР Си Цзиньпина был подписан крупнейший для Газпрома контракт с китайской компанией С№С. Общая цена контракта составляет 400 млрд долл. на 30 лет, ежегодные поставки - 38 млрд кубометров в год. Реализация этого проекта предполагает создание тысяч рабочих мест, строительство инфраструктуры, которой будут пользоваться не только газовики, но и население всего Дальневосточного региона.

В связи с этим обоснованным выглядит предположение относительно того, что сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики имеет хорошую среднесрочную перспективу в силу достаточно сходных задач, которые предстоит решить обеим странам.

Во-первых, Китаю и России необходимо завершить модернизацию экономик своих стран.

Во-вторых, обе страны должны сохранить свою территориальную целостность и покончить с сепаратизмом в пределах своих государств.

И, наконец, и Москва, и Пекин должны продолжить демократический процесс и добиться реальных успехов в деле создания гражданского общества.

При явном сходстве стоящих перед этими странами задач мы усматриваем и определённое различие, которое по всей вероятности заключено в том, что их решение приведёт к неодинаковым результатам. У демократической и экономически развитой России нет возможности в ближайшее время вновь стать супердержавой, в то время как Китай с высокой долей вероятности станет таковой к середине нынешнего века. Тем не менее, Россия может и должна во взаимодействии с КНР противодействовать стремлению США к американской гегемонии в мире при одновременном учёте важного обстоятельства: российские действия в Северо-Восточной Азии не должны наносить ущерба интересам страны на Западе. Иначе говоря, речь идёт о необходимости сбалансированного внешнеполитического курса [1].

В свете последнего утверждения важной считается российско-японская составляющая геополитической ситуации в современной СевероВосточной Азии. В сравнении с китайским направлением отношения между Москвой и Токио представляют собой огромные незадействованные резервы и уникальные ресурсы, которых ни у кого более в трансграничном регионе нет. И сам ход событий может предоставить возможность Японии занять одно из первых мест в тихоокеанской политике России.

Такой тезис может показаться излишне смелым, учитывая все последние обстоятельства отношений между двумя странами и, особенно, их обременённость территориальной проблемой. Действительно, продолжающийся спор о принадлежности двух самых южных островов Большой Курильской гряды и всех 19 малых островов Малой Курильской гряды (Хабомаи) оказывает угнетающее воздействие на весь комплекс двусторонних связей. Приемлемую для обеих сторон развязку давно и упорно ищут как в Москве, так и в Токио. Самым распространённым предложением с российской стороны стала идея об организации и совместном управлении и использовании спорных территорий. Однако предлагаемая формула, на наш взгляд, непрактична и неосуществима. Даже если допустить невероятное - согласие самих японцев на учреждение некоего кондоминиума над островами, то ожидать в связи с этим приходится только одного [5. С. 89]. «Режим совместного управления» в силу диаметрально противоположных традиций, технологий принятия и реализации решений, требований отчётности, культур, стилей, экономических возможностей - станет источником бесконечных конфликтов и разбирательств и приведёт к параличу местной власти.

Набирающие силу тенденции регионализации и глобализации, которые, органично дополняя друг друга, переплетаются, образуя феномен глока-лизации, способны внести в эту картину серьёзные коррективы на местном уровне. Не отменяя принципов суверенитета и национальной юрисдикции, спорные территории можно и нужно рассматривать не как яблоко раздора и район обострения противоречий, а как часть определённого трансграничного региона. Это становится тем более приемлемо, если иметь в виду оче-

65

видное: и для России, и для Японии речь идёт о периферийном и отдалённом от центра районе.

На практике спорные Южно-Курильские острова и северная часть острова Хоккайдо уже давно установили между собой многообразные и, главное, прямые связи и контакты. Поэтому нельзя исключить тот факт, что жители приграничных территорий будут постепенно становиться ближе друг другу, чем к своим столицам [2].

Судя по событиям последних дней, токийская политическая элита после долгих и эмоциональных отказов и грозных комментариев все-таки приступила к формированию конструктивной повестки российско-японских отношений. 2 ноября 2013 г. в Токио прошли переговоры в формате «2+2» с участием министров обороны и глав внешнеполитических ведомств России и Японии. Встреча была приурочена к визиту главы МИД России С. Лаврова в Японию. Участие в консультациях приняли глава МИД РФ Сергей Лавров, министр обороны РФ Сергей Шойгу, а также их японские коллеги - Фумио Кисида и Ицунори Онодэра. Идея проведения встречи по такой схеме была предложена России японской стороной на встрече глав двух государств в октябре этого же года.

Необходимо отметить, что Япония проводит переговоры в формате «2+2» только с наиболее близкими союзниками и партнерами - США, Францией и Австралией. Переговоры затронули широкий круг вопросов, в том числе в области безопасности. Москва и Токио договорились о необходимости проведения совместных военных учений по борьбе с пиратством и терроризмом в рамках проекта «безопасность на море». Ожидается, что такой формат станет регулярным.

Для нас совершенно ясно: чтобы отдельно взятые регионы России, включая Южные Курилы, полностью преодолели свою изолированность и органично вписались в глокальный контекст Северо-Восточной Азии, потребуется их более тесная интеграция и надёжная связь с российским Дальним Востоком и вообще Российской Федерацией.

В ходе решения данной задачи возникают, по меньшей мере, две проблемы: 1) трансграничный регион «Северо-Восточная Азия» ещё не оформился в институциональном плане; 2) Дальний Восток России, взятый в целом, будучи во многих отношениях неблагополучным в инфраструктурном плане, как уже говорилось, не представляет собой единого целого, несмотря на создание в 2001 г. Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Он успел существенно отдалиться от европейской части России, но мало сблизился с зарубежными соседями по региону, в тесном взаимодействии и в контакте с которыми следует решать обе жизненно важные задачи - внутреннюю и внешнюю интеграцию российского Дальнего Востока. Участие нашей страны в создании нового политико-экономического трансграничного региона вместе с Японией, обеими Кореями и северо-восточными провин-

циями Китая является весьма серьёзной и долговременной, но перспективной задачей [7].

Общая задача стран и их регионов, входящих в Северо-Восточную Азию, состоит в повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона в мировой системе хозяйства, что невозможно без решения всех политических проблем и противоречий. Действуя в этом русле, Россия, Япония, обе Кореи и северо-восточные провинции КНР должны сообща налаживать тесное и долговременное сотрудничество с целью создания современного глокального феномена. Особую актуальность приобретает формирование энергетического сообщества, которое призвано стать несущей конструкцией для будущей региональной организации сотрудничества стран Северной Пацифики вообще и стран Северо-Восточной Азии в частности. Создаётся впечатление, что именно такого вклада в развитие региона и ждут от России.

1. Бажанов, Е.П. Китай: от срединной империи до сверхдержавы XXI в. / Е.П. Бажанов. - М.: Известия, 2007. - С. 348-351.

2. Бондаренко, О. Неизвестные Курилы / О. Бондаренко. - Южно-Сахалинск, 1992.- С. 213-214.

3. Волынчук, А.Б. Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования / А.Б. Волынчук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. -С. 49-55.

4. Гарусова, Л.Н. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы и политика США / Л.Н. Гарусова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - №1 (19). - С. 174-183.

5. Гребенщиков, Э. Тихоокеанская Россия и Япония: регионализация отношений / Э. Гребенщиков // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №1. - С. 89.

6. Лукин, А.В. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? [Электронный ресурс] / А.В. Лукин. Режим доступа: http://global-affairs.ru/number/n_8 818.

7. Песцов, С.К. Трансграничное сотрудничество и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе / С.К. Песцов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - №4. - С. 15-21.

8. Стратегические проблемы национального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор / отв. ред. В.Л. Макаров.- Хабаровск, 2005. - С. 273.

9. Титаренко, М. Российские интересы в АТР и принципы формирования азиатской политики России в первой половине XXI в. / М. Титаренко // Азия и Африка сегодня. - 2005. - №4. - С. 2.

67

10. Тушков, А.А. Национальные интересы России в АТР / А.А. Тушков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. -№1 (19). - С. 201-209.

11. Фролова, Я.А.Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я.А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 6370.

12. Хилл, Ф. Сибирское бремя. Просчёты советского планирования и будущее России / Ф. Хилл, Г. Клиффорд. - М., 2007. - С. 237.

13. Шэньчжоу-9 состыковался с орбитальным модулем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bfm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.