Научная статья на тему 'Российский бизнес в начале ХХ века: политические настроения и экономические ожидания'

Российский бизнес в начале ХХ века: политические настроения и экономические ожидания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубев С. А.

Несмотря на то что многое из задуманного российским бизнесом в начале ХХ в. в политической, экономической, социальной сферах осталось нереализованным (сказались отсутствие политического опыта, изменившиеся ус ловия, начало Первой мировой войны) и что процесс демократических и экономических преобразований оказался прерван, не учитывать этот, пусть сравнительно небольшой, опыт отечественного пр едприниматель ства было бы большой ошибкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN BUSINESS IN THE BEGINNING OF XX CENTURY: POLITICAL MOODS AND ECONOMIC EXPECTATIONS

Notwithstanding what much from conceived by the Russian business in beginning XX century in political, economic, social spheres remains non-realized (absence of the political experience, the changed conditions, the beginning of the First world war have affected) and that process of democratic and economic transformations has appeared is interrupted, to not consider this, let rather small, experience of domestic business would be the big mistake.

Текст научной работы на тему «Российский бизнес в начале ХХ века: политические настроения и экономические ожидания»

Социальный состав переселенцев был неоднороден - крестьяне, мещане, отставные солдаты, зажиточные арендаторы, крупные скотопромышленники. Говоря об этническом составе переселенцев, следует отметить, что до 1830-х гг украинцы практически не принимали активного участия в заселении Ставрополья. Но с 1840-х гг поток украинских переселенцев стал играть здесь значительную роль. Статистика того времени не разделяет русских и украинцев, поэтому определить численность каждого из этих народов в отдельности, как правило, не уда -ется. Но, судя по переписи населения 1897 г., где идет распределение по родному языку, на территории Ставропольской губернии к концу XIX в. сложился следующий этнический состав: оседлые жители губернии составляли 91,97% всего населения, в том числе великорусы -55,25%, малороссы - 36,62% и белорусы - 0,10%16.

В начале XX в. темпы миграционного движения на Северный Кавказ оказались гораздо более скромными, так как земли Ставрополья и Терской области были уже давно розданы ранее прибывшим новоселам либо принадлежали казачеству. Тем не менее в 1901 - 1916 гг. в Терской области поселились 160 тыс. человек.

Таким образом, во второй половине XVIII в. в связи с активизацией российской политики на Северном Кавказе усиливается и русская колонизация здесь. Миграция и высокий естественный прирост способствовали формированию ядра русского населения в регионе. Это был сложный и многогранный процесс, осуществлявшийся разнообразными по составу социальными группами, наиболее многочисленными из которых были казачество и казенное крестьянство. Вслед за казачеством и одновременно с ним на землях Центрального Предкавказья крестьянство служило закрепляющим материалом политического господства Российского государства, участвуя в широком экономическом освоении региона. При этом народная колонизация превосходила масштабы правительственной. Мощное миграционное движение способствовало формированию в исследуемом регионе русской этнической территории, которая охватывала собой предгорные районы Ставропольской губернии и

север Терской области. Если в начале XVIII в. на Северном Кавказе еще почти не было русских и украинцев, в начале XX в. они уже преобладали в регионе (41,7% и 29,8% соответственно).

1 См.: Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX -XX вв.: Этностатистическое исследование. СПб., 1996. С. 43.

2 См.: Савченко Д.И. Терское казачество в истории присоединения Северного Кавказа к России (XVI - XIX вв.). Пятигорск, 2005. С. 38.

3 См.: Невская Т.А. Формирование славянского населения Ставрополья (XIX - начало^ вв.) // Проблемы аграрного развития Северного Кавказа в XIX - начале XX вв. Краснодар, 1987. С. 49.

4 См.: Утверждение русского владычества на Кавказе. Тифлис , 1901. Т. 12. С. 287.

5 СМ.: ЦГА РСО-Алания, ф. 13, оп. 1, д. 580, лл. 68 - 69, 74 об., 75.

6 См.: Максимов Е.Д. Терское казачье войско. Владикавказ, 1890. С. 32.

7 См.: Писарев С. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1577 - 1877. Владикавказ, 1881. С. 43.

8 См.: Востриков П.А. Станица Наурская // СМОМПК. Тифлис , 1904. Вып. 33. С. 108.

9 См.: Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878. Вып. 1. С. 179.

10 См.: Терский календарь на 1899 г. Владикавказ, 1898. С. 13.

11 См.: Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношениях. Ставрополь, 1925. Ч. 2. С. 7.

12 См.: ЦГА КБР, ф. И-51, оп. 2, д. 14. Т. 2, л. 15.

13 См.: Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957. С. 52.

14 См.: Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII - XIX вв. Ростов-на-Дону, 2001. С. 93.

15 См.: Очерки истории Ставропольского края / Под ред. А. А. Коробейникова. Ставрополь, 1984. Т. 1. С. 220.

16 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи. СПб., 1905. Т. 67. С. 5.

УДК 94(470)

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС В НАЧАЛЕ XX века: ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ

Процесс реформирования политической системы России до сих пор не завершен. Одной из причин, на наш взгляд, является то, что не все силы, участвующие в этом процессе, нашли в нем свое адекватное место. Так, представители российского бизнеса до сих пор окончательно не определились со своими политическими симпатиями и ориентирами.

Российскому бизнесу, по нашему мнению, сегодня сложно выстраивать отношения с властью без учета исторического опыта такого рода отношений, его критического осмысления и возможного использования.

Обратимся к событиям столетней давности.

На рубеже XIX - XX вв. бурно развивалась российская промышленность. Помимо объективных причин, обусловленных отменой крепостного права в 1861 г. и стремительным развитием производительных сил, в немалой степени этому содействовала политика верховной власти, которая всячес-

С.А. Голубев,

доктор юридических наук, соискатель кафедры истории российской государственности, РАГС

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

ки способствовала поощрению индустриального прогресса страны, стремившейся после унизительного поражения в Крымской войне (1853 - 1855) остаться в списке великих держав. С этой целью вводились протекционистские таможенные тарифы, создавалась необходимая транспортная и кредитная инфраструктура (сеть железных дорог и банковских учреждений).

При этом политика правительства в экономической области существенно не изменилась. Об этом свидетель -ствует, в частности, то, что управление промышленностью и торговлей по-прежнему не было выделено в самостоятельное ведомство и осуществлялось министром финансов. Кроме того, дворянско-чиновничий режим не собирался делиться правом контроля за экономической жизнью страны с носителями новых, буржуазных, отношений. Используя представителей делового мира в качестве экспертов, власть в то же время детально регламентировала условия и пределы частнопредпринимательской инициативы в экономической области. Это не могло устраивать российский бизнес.

Пробуждение и активное включение российской буржуазии в политическую жизнь страны пришлись на период Первой русской революции 1905 - 1907 гг. Казалось, российские предприниматели наконец поняли, что участие в работе всероссийского представительного органа не только позволит им участвовать в выработке государственной политики в сфере промышленности, но и занять достойное и соответствующее их имущественному положению место в обществе.

Характеризуя процесс политической консолидации представителей российского бизнеса того времени, следует сразу сказать, что протекал он весьма непросто. Уже на начальном этапе обнаружились существенные расхождения между предпринимателями двух столиц -Москвы и Петербурга. При этом предприниматели северной столицы были более однородны по составу, умереннее в своих политических притязаниях к власти, предпочитая договариваться с ней и довольствоваться любыми, даже незначительными, уступками. Да и как могло быть иначе, если в Северной Пальмире отряд предпринимателей представлял военно-промышленный комплекс, щедро подпитывавшийся банковскими кредитами и тесно связанный с верхами петербургской бюрократии. Этот сегмент народного хозяйства работал непосредственно на государство и мало зависел от рыночной конъюнктуры.

Иначе обстояло дело с московскими предпринимателями , где, как иронически отмечали современники, «промышленник сидел у себя в амбаре или на фабрике, как удельный князь в своем княжестве, фыркая на Петербург и обходясь без него»1.

Кроме того, они представляли собой достаточно разнородную массу, среди которых выделялись отдельные национальные и конфессиональные группы. Ведущая роль принадлежала русским, выходцам из купечества и крестьян, связанных главным образом с текстильным производством (это А.И. Гучков, А. И. Коновалов, бр. В.П. и П.П. Рябушинские и др.). Часто это были старообрядцы по вероисповеданию. Для аристократического Петербурга подчас «низкое» происхождение их московских коллег по бизнесу было своего рода преградой для объединения усилий в достижении общих целей. Позднее, на одном из заседаний III Государствен-

ной Думы, в адрес лидера фракции октябристов -А. И. Гучкова - из уст скандально известного Пуришке-вича прозвучат обвинения в «хлопчатобумажном патриотизме», будет содержаться намек на его неаристократические корни. В ответ на это А.И. Гучков с гордостью заявит: «Я не только сын купца, но и внук крестьянина, крестьянина, который из крепостных людей выбился в люди своим трудолюбием и своим упорством»2.

Прочные позиции в московском деловом мире занимали и так называемые московские немцы, выходцы из Германии, как правило лютеране, поселившиеся в Москве и занявшиеся здесь предпринимательством. Обособленную группу составляли предприниматели, придерживавшиеся иудейского вероисповедания, работавшие главным образом в банковско-кредитном секторе. Все эти группы сохраняли культурную автономию, языковую и конфессиональную идентификацию3. Не было у них единства и в политических взглядах.

Радикально настроенные московские предприниматели, среди которых заметно выделялись В.С. Барышев, А.И. Коновалов, ГА. Крестовников, бр. В.П. и П.П. Рябушинские, решили создать Торгово-промышленную партию в Москве и разработали проект программы. Из документа видно, что эти представители московского бизнеса и несколько десятков их сторонников твердо придерживались конституционных взглядов и выражали полную готовность всячески содействовать правительству в деле проведения в жизнь Манифеста 17 октября. В политической сфере они ратовали за введение гражданских прав населения. Необходимость создания партии предприниматели обосновывали необходимостью «содействия правительственной власти в деле успокоения страны и проведения в жизнь возвещенных новых основ»4.

Программа Торгово-промышленной партии тщатель -но избегала всего, что могло быть сочтено за популизм. Так, если другие партии предпринимателей обещали переход к бесплатному начальному образованию, Торгово-промышленная партия, ссылаясь на нехватку школьных зданий и учительского персонала, заявляла лишь о своем стремлении к этой цели.

Особая часть программного документа была посвящена проблемам укрепления российской государственности. В частности, указывая на необходимость реорганизации вооруженных сил, партия подчеркивала целесообразность расходов на эти цели, правда, исходя из состояния государственного бюджета и делая упор на сокращении непроизводительных расходов.

Петербургским предпринимателям был не по душе конституционный радикализм московских бизнесменов. Они инициировали создание Прогрессивной экономической партии, которая стала, по сути, детищем Петербургского общества заводчиков и фабрикантов5.

С этой целью в конце октября 1905 г в Санкт-Петербурге был созван съезд, на которых московских предпринимателей их коллеги из северной столицы даже не пригласили. На съезде звучали как призывы к объединению всех предпринимателей страны на общей платформе (от Д.А. Нератова), так и утверждения о настоя -тельной необходимости для предпринимателей организовать собственную партию умеренной ориентации (от М.Н. Триполитова). Последний предложил назвать ее прогрессивно-экономической, имея в виду как «отноше-

ние партии к вопросам политическим», так и общий характер партии, определявшийся спецификой ее членов, занимающихся главным образом экономическими вопросами.

Партию возглавляли крупные предприниматели, банкиры, фабриканты - М .Н. Триполитов, С.С. Хрулев и другие; ее членами стали А. А. Жуков, Э.Л. Нобель, Н. В. Смирнов, Я.И. Уткин. К программным положениям относились установление в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, политические свободы - слова, собраний, союзов, вероисповедания, передвижения.

Существенное внимание в программе этой партии было уделено вопросам экономическим и тем, что непосредственно затрагивали интересы российского капитала. К ним относились предоставление народному пред -ставительству права установления налогов, пошлин и сборов, свободы союзов, стачек (в случае их мирного характера) и собраний рабочим, устранение вмешатель -ства фабричной инспекции или иных административных органов в регулирование условий труда, распространение фабрично-заводского законодательства на все виды труда, развитие прямого прогрессивного налогообложения и постепенного понижения косвенных налогов. Особо оговаривалась необходимость «устранения казны» от «ведения конкурирующих с частной промышленностью предприятий промышленного характера»6.

В программе были обойдены наиболее острые вопросы, такие как установление восьмичасового рабочего дня, обязательства работодателей перед своими наемными рабочими. Одновременно четко оговаривалась необходимость реформирования налоговой системы, сохранения таможенного покровительства, с тем чтобы оно защищало российских производителей от экспансии зарубежных фирм, исключения передачи военных заказов за границу.

Средний слой петербургских предпринимателей, прежде всего оптовые и розничные торговцы, после обнародования Манифеста 17 октября объединились во Всероссийский торгово-промышленный союз. Инициатором его создания стал председатель петербургской купеческой управы, купец первой гильдии И.С. Крючков.

В программных документах Союза говорилось о необходимости законодательного утверждения гражданских свобод, при этом не выделялись свобода слова, собраний, союзов и печати ввиду низкой культуры основной массы населения страны. Одновременно в документах заявлялось о необходимости «широких реформ на началах права».

Еще одной партией, основанной в Санкт-Петербурге, стала Партия правового порядка. Ее основной костяк (наряду с чиновниками и лицами свободных профессий) составляли предприниматели. Ее возглавил круп -ный петербургский домовладелец А.А. Тарасов. В партии состояли такие представители крупной буржуазии, как председатель ряда крупных акционерных компаний М.И. Алтухов, директор Инзерского горнозаводского общества К.И. Белоусов, член Совета съездов промышленников и торговцев фабрикант ГГ Виссендорф и др.

Программа партии была выдержана в духе конституционного монархизма и содержала ряд положений, традиционных для умеренно-либеральных партий. К ним относились создание двухпалатного парламента,

причем вопрос о разграничении функций палат и монарха был обойден; введение политических свобод, равноправия граждан, расширение деятельности сферы органов местного самоуправления и т.д. Программа предусматривала также ряд мероприятий в сфере рабочего законодательства, а именно - свободы рабочих союзов, собраний и даже стачек и забастовок (правда с большими оговорками). В общей форме говорилось о важности сокращения рабочего дня на промыш -ленных предприятиях и введении обязательного страхования. Одновременно декларировались положения о необходимости политической стабильности и сильной государственной власти.

Наиболее крупной и авторитетной партией, в составе которой были и представители российского бизнеса, стал «Союз 17 октября». Эта партия представляла собой правый фланг российского либерализма и занимала промежуточное место между конституционными демократами (кадетами) и правыми радикалами. Она объединила ряд представителей либеральных земцев и крупной буржуазии. Идеологами и основателями партии стали бр. А.И. и Ф.И. Гучковы (А.И. Гучков впоследствии будет делегирован фракцией на пост председателя III Государственной Думы), патриарх земского движения, крупный землевладелец Д.Н. Шипов и др. В партию вош -ли представители как дворянско-землевладельческого, так и торгово-промышленного слоя. К ним добавились представители дворянской бюрократии.

Партия сумела создать свои отделения не только в столичных городах, но и в регионах. В 1905 - 1907 гг на местах действовало 260 отделов «Союза 17 октября», причем основная масса их возникла в период выборов в первую Государственную Думу. В 1906 г. в рядах ее насчитывалось около 80 тыс. членов. Наиболее крупными отделениями были Московское и Петербургское. Показательно, что под флагом октябризма предприниматели двух столиц сумели объединиться.

Октябристы выступали под лозунгом единой и неделимой России, за установление конституционно-монархического строя с сохранением за монархом титула «самодержец», двухпалатным народным представитель-ством, за введение демократических свобод (совести, слова, собраний, печати, союзов) и гражданского равенства без различия пола, национальности и вероисповедания. В аграрном разделе программы утверждалась необходимость уравнять крестьян в правах с другими гражданами, облегчить им выход из общины и закрепить землю в их полную собственность.

В сфере рабочего законодательства они высказывались за «свободу рабочих организаций, союзов и собраний на почве их экономических, профессиональных и культурных нужд», стачек «на экономической почве», учреждения примирительных камер для разрешения споров с работодателями, организацию государственного страхования рабочих и т.д. Помимо того, программа содержала требования введения бессословного независимого суда, расширения компетенции суда присяжных, а также принятия ряда мер в области экономики и финансов, народного образования, местного самоуправления и др. Как видим, программные положения октябристов были более чем сдержанными, по выражению одного из современников их было «порой трудно отличить от смиренного прошения».

Среди октябристов мы находим видных земских и общественных деятелей. Это кн. Н.С. Волконский, гр. П.А. Гейден, М.А. Стахович; столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры - Л. Н. Бенуа, В. И. Герье, Ф.Н. Плевако, Н.С. Таганцев; издатели и журналисты - Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; крупнейшие представители торгово-промышленного мира и банковских структур - Н.С. Авдаков, А.Ф. Мухин, Э.Л. Нобель, бр. В.П. и П.П. Рябушинские, глава ювелирной фирмы К.Г. Фаберже.

Партия активно включилась в политическую жизнь страны уже на этапе выборов в I Государственную Думу Ей удалось выставить своих кандидатов в 42 регионах империи. Правда, успех на этом этапе сопутствовал главному политическому противнику октябристов - партии конституционных демократов. Согласно сведениям «Об агитационной деятельности политических партий, союзов и внепартийных комитетов по выборам народных представителей в Государственную Думу», сосредоточенных в материалах комиссии под председательством гр. В.А. Дмитриева-Мамонова, активность их партий в ходе выборов заметно уступала кадетской партии, которая одержала абсолютную победу в 22 регионах, разделила победу с представителями других политических сил еще в 14. Результат октябристов был 1 и 14 соответственно7.

И все же, несмотря на явный проигрыш октябристов на начальном этапе борьбы за голоса российских избирателей, эта партия, как покажет дальнейшее развитие событий, окажется наиболее близкой большей части российской торгово-промышленной буржуазии. Отчасти это было обусловлено авторитетом ее основателей и лидеров, отчасти - достаточно умеренными и устраивавшими многих программными положениями.

Партия Народной свободы (кадетская) пользовалась меньшей поддержкой, да и то в основном среди среднего звена предпринимателей. Подтверждением этому служат следующие данные: свыше 80% выборных Московского и Нижегородского биржевых обществ выбрали списки «Союза 17 октября». К кадетам не примкнул никто из них ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде. Основная часть выборных московского купеческого сословия и московских городских гласных (свыше 50%) также была ориентирована на октябристов.

Исключением из общей картины были предприниматели , имевшие опыт земских гласных. Только в Москве 50 - 70% таких гласных были сторонниками кадетов. Наиболее заметными фигурами среди них были М.В. Сабашников , М.В. Челноков и др.

Такое сдержанное отношение российских предпринимателей к кадетской партии не было случайным. Программные положения конституционных демократов, в которых партия классифицировалась как «внеклассовое движение, соответствующее традиционному настроению русской интеллигенции», не были до конца понятны и казались левыми. Несмотря на то что процесс оформления кадетской партии был весьма динамичным и опережал схожие процессы в других политических кругах, в том числе октябристов, предприниматели не торопились вставать под их знамена.

Помимо того что кадеты оказались лучше теоретически и организационно подготовленными к борьбе за голоса избирателей, добиться сколько-нибудь существенных результатов партиям буржуазии помешала

разобщенность и амбиции лидеров. В результате они провели в I Государственную Думу всего 16 своих представителей из 448, абсолютное большинство из которых были октябристами.

Результаты выборов в I Думу, оказавшиеся весьма неутешительными для предпринимательских кругов, не замедлили сказаться на их политических организациях. Значительная часть из них прекратила свое существование, их сторонники примкнули к партии октябристов.

К октябристам перешли и многие московские предприниматели, ранее группировавшиеся вокруг П.П. Ря -бушинского. Но этот союз оказался недолговечным. Уже в ходе работы I Государственной Думы сторонники умеренно-либеральных взглядов, недовольные проправительственным курсом «Союза 17 октября», предпочли объединиться в самостоятельную партию - Партию мирного обновления. Название партии должно было подчеркнуть отрицательное отношение к насилию как «слева», со стороны радикальных партий, так и со стороны черносотенцев .

Политические взгляды мирнообновленцев можно характеризовать как умеренно-конституционные. Они были сторонниками конституционной монархии с набором демократических свобод, распространения местного самоуправления на всей территории страны, программы по рабочему, аграрному вопросам и в сфере народного просвещения. После того как в октябре 1906 г. руководство партии (П.А. Гейден, Н.Н. Львов, М.А. Стахович , Д.Н. Шипов) выступило с воззванием к единению всех прогрессивных сил для совместной борьбы против всяких нарушений конституционных начал, к ним примкнули представители делового мира Москвы во главе с А.С. Вишняковым, П.П. Рябушинским, С.И. Четвериковым. Это стало заметной попыткой объединения усилий умеренно-либеральных земцев и конституционно настроенных предпринимателей.

Такова общая характеристика политических настроений представителей российского бизнеса на начальном этапе российского парламентаризма. С ними они пришли в Государственную Думу

На наш взгляд, принципиальных разногласий в политических воззрениях российских предпринимателей было не так много, что позволяло, хотя бы теоретически, не исключать возможности их объединения в блоки и союзы для достижения более весомых результатов. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, добиться этого удавалось далеко не всегда. Это, безусловно, способствовало распылению сил и ослаблению позиций в противостоянии с другими политическими силами. Единственной партией, постоянно наращивавшей свой политический потенциал, оказалась партия октябристов, лидеры которой начиная с осени 1907 г последовательно возглавляли и нижнюю палату парламента. Именно с деятельностью этой партии связаны попытки российского бизнеса законодательным путем решить проблемы, стоящие перед торговлей и промышленностью.

Следует заметить, что действовавшее торгово-промышленное законодательство давно перестало устраивать представителей делового мира. Его несовершенство понимали и представители правящей элиты. Так, С.Ю. Витте, еще будучи министром финансов, в чьем ведении находились вопросы промышленности, со всей определенностью говорил о необходимости развития

торгово-промышленного законодательства «в связи с изменяющимися нуждами текущей жизни». Он признавал, что действовавшее законодательство, разработанное в своей основе еще в начале XIX в., не отвечает современным требованиям. Между тем «в торгово-промышленном деле возникли новые юридические и общественные отношения, требующие законодательной нормировки». Он полагал, что центральное управление, ведающее нуждами торговли и промышленности (т.е. министерство финансов), должно взять на себя пересмотр всего действующего торгово-промышленного законодательства, предлагал спектр вопросов в торговле и промышленности, требующих первоочередного разрешения. В сфере торговли это поддержка внешней торговли, изменение ее характера и организации, стимулирование экспорта не сырья, а переработанных продуктов. Важными составными частями законодательной деятельности в сфере торговли должны были стать решение вопросов о реорганизации бирж, направленное на упорядочение торговых сделок; придание большей обеспеченности такой постановке котировок, которая давала бы стране верные цены на товары, пресекала бы спекуляцию и т.д.

Не менее важным направлением должно было стать оформление комиссионной деятельности, поскольку в действовавшем законодательстве отсутствовали строго определенные правила для комиссионной торговли.

Еще в феврале 1900 г С.Ю. Витте в докладе императору Николаю II отмечал: «Весьма значительными затруднениями обставлена предпринимательская деятельность и русских капиталистов. Наше промышлен-но-торговое законодательство, а также и практика административных учреждений, центральных и местных, устанавливаясь в то время, когда промышленность едва зарождалась, выражаясь в единичных предприятиях». Ситуация еще больше усугубилась, когда «промышленность, под влиянием требований жизни, начала развиваться в более широких размерах, такие неупорядоченные и взаимно несогласованные отношения администрации к частным предпринимателям стали очень чувствительным тормозом»8.

Сразу заметим, что общая тональность законодательных настроений октябристов, на платформе которых к тому времени объединились большинство представителей бизнеса, свидетельствуют об их намерении добиваться создания благоприятных условий и предпосылок для развития всех отраслей экономики, финансово-кредитной и налоговой сферы, которые в значительной степени совпадали со столыпинской программой системных преобразований России.

Пожалуй, самой значимой думской комиссией, от деятельности которой зависело исполнение чаяний российских предпринимателей, была финансовая. Неслучайно октябристы постарались не только провести в нее наиболее авторитетных своих представителей, но и возглавить ее. И это им вполне удалось. Пост председателя финансовой комиссии на протяжении всего срока полномочий III Думы последовательно занимали члены «Союза 17 октября», сначала М.М. Алексеенко - доктор финансового права, профессор, ректор Харьковского университета, затем - ГГ Лерхе, финансист, крупный чиновник Государственного банка, один из основателей октябристской партии, казначей его ЦК9. В этот период

активность работы комиссий была наивысшей - от 46 до 54 раз в сессию. В комиссию было внесено 372 законопроекта. Ее членами было сделано 307 докладов Общему собранию Думы.

Вопросами в сфере промышленности и торговли, требовавшими первоочередного разрешения, были пересмотр таможенного тарифа, принятие рабочих законов, решение вопроса об участии промышленности и торговли в местном налогообложении, пересмотр поряд -ка открытия торговых заведений, фабрик и многие другие, глубоко затрагивающие промышленность и торговлю. Отдельных законодательных усилий требовали меры по развитию производительных сил в стране. В целом можно говорить о том, что Дума отчасти сумела справиться с поставленной задачей, что способствовало подъему экономических сил страны и созданию более устойчивой торгово-промышленной политики.

Депутатам удалось провести законопроекты, направ -ленные на укрепление покровительственной по отношению к отечественной промышленности системы, а именно - о закрытии порто-франко на Дальнем Востоке, об отмене беспошлинного ввоза морских судов и целого ряда сельскохозяйственных машин и оборудования; узаконении мер поощрения сахарной и винокуренной промышленности.

Даже простое перечисление законопроектов, поддержанных депутатами, лоббировавшими интересы промышленности и торговли, и принятых III Государственной Думой, свидетельствует о серьезных намерениях представителей предпринимательских кругов решить с ее помощью наиболее важные для этой сферы экономики вопросы. Нельзя не сказать, что по поводу многих из них в нижней палате разворачивались нешуточные баталии, причем если в одних случаях это становилось следствием столкновения различных групп российского капитала, то в других - прямым отражением межпартийной борьбы.

В соответствии с действовавшими правилами депутаты могли самостоятельно (заручившись поддержкой не менее 30 голосов) инициировать внесение законопроектов. Этим правом они также активно пользовались. Однако далеко не все законопроекты в сфере промышленности и торговли, внесенные депутатами, получили поддержку как в самой Думе, так и, что было чаще, в верхней палате - Государственном совете. Назовем только некоторые из них - «О необращении средств Государственного казначейства в процентные бумаги и о непомещении сумм Государственного казначейства на текущие счета в частные банки»; «О главных основаниях и порядке установления сбора в пользу городов с грузов, привозимых в город и вывозимых из них по водным путям»; «Об изменении ст. 176 Устава о промышленности» (об изобретениях и усовершенствованиях в военной сфере); «О повышении ставок общего таможенного тарифа и некоторых специальных сборов для товаров и судов государств, не предоставляющих России право наиболее благоприятствующей державы»; «О предоставлении права учреждениям мелкого кредита выдавать ссуды за счет специальных капиталов на срок до 30 лет»; «О кооперативных товариществах и их союзах» и др.

Несмотря на то что многое из задуманного российским бизнесом в начале ХХ в. в политической, экономической, социальной сферах осталось нереализованным

(сказались отсутствие политического опыта, изменившиеся условия, начало Первой мировой войны) и что процесс демократических и экономических преобразований оказался прерван, не учитывать этот, пусть сравнительно небольшой, опыт отечественного предпринимательства было бы большой ошибкой.

Это важно, во-первых, для того, чтобы понять, что способен дать обществу этот социальный феномен -отечественные предприниматели, какими реальными -как позитивными, так и негативными - последствиями будет сопровождаться его самореализация. Во-вторых, знакомство с такого рода опытом позволит глубже уяснить такие важные сегодня проблемы, как, например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории российской коммерции в сравнении с западноевропейской и американской, суть национальных традиций в отношениях между трудом и капиталом, а также между капиталом и государством, национальный тип корпоративности российского предпринимательства, мера его способности реагировать на социальные и духовные запросы общества, политические процессы, происходящие в нем10. Это важно и для того, чтобы извлечь уроки из политического опыта российских предпринимателей начала XX в. При всем том, что прогрессивные предприниматели играли видную роль и в торгово-промышленных организациях, и в ряде политических партий, «словом» и «делом» вносили свой вклад в либерализм и социально-экономическое развитие страны11, им не удалось договориться между собой, собрать воедино близкие по экономическим, социальным и политическим ориентирам силы бизнеса, добиться политического объединения российских предпринимателей. Как знать, не здесь ли (наряду с другими причи-

нами ) кроется ответ на вопрос о том, почему Россия, оказавшись только в начале процесса модернизации политической и экономической систем, оказалась исключенной из этого процесса и была ввергнута в пучину кровавых событий русских революций.

1 Политические партии России: история и современность. М., 2000. С. 97.

2 Гучков А.И. Сб. речей в III Государственной Думе (1907 -1912). СПб., 1913. С. 87.

3 Подр. см.: Предпринимательство и городская культура в России. 1861 - 1914. М., 2002. С. 9.

4 Программы политических партий России. Конец XIX - начало XX вв. М., 1995. С. 397.

5 См.: Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990. С. 283.

6 Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX в.: Энциклопедия. М., 1996. С. 484.

7 См.: Малышева О.Г. Думская монархия: рождение, становление, крах. Ч. 2. М., 2003. С. 25.

8 Доклад С.Ю. Витте Николаю II о необходимости согласованной политики в области промышленности («О положении нашей промышленности»). Февраль 1900 г. // Судьбы России: Доклады и записки государственных деятелей императорам о проблемах экономического развития страны (вторая половина XIX в.). СПб., 1999. С. 356.

9 См.: Государственная Дума России: Энциклопедия: В 2 т. 1906 - 2006. М., 2006. Т. 1. С. 17 - 18, 341.

10 См.: Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала ХХ в. М., 1997. С. 3.

11 См.: Вишневски Э. Капитал и власть в России. Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XX в. М., 2006. С. 301.

УДК 94(470)

ТОРГОВЛЯ КРЕСТЬЯН МОРДОВСКИХ СЕЛЕНИЙ

СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX веков

Г.И. Григорьева,

Республика Мордовия

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Симбирская губерния в конце XVIII - первой половине XIX вв. являлась одной из житниц России. Наличие плодородных почв, крупных сплавных рек: Волги и Суры - ставило ее в выгодное положение, поэтому закономерно, что торговля в уездах Симбирской губернии, особенно продажа хлеба на ярмарках в уездах, а затем и его вывоз из губернии, получила здесь широкое распространение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В «Топографическом описании Симбирского наместничества», составленном в начале 1780-х гг Т.Г. Масленицким, отмечалось, что губерния снабжает хлебом другие губернии. Из Алатырского, Ардатовского, Курмыш-ского уездов хлеб отвозился для продажи на казенный винокуренный Люль-ский завод, располагавшийся в Алатырском уезде, где в это время ежегодно выкуривалось до 336 000 ведер вина, а зимним путем - в Нижний Новгород; из Котяковского и Карсунского уездов - также на частные винокуренные заводы, в том числе гр. Румянцевых в с. Чиберчино Котяковского уезда, и сурские пристани. Отсюда хлеб доставлялся по Суре и Волге в Нижний Новгород, Рыбинск, а также низовые города - Саратов, Царицын и Астрахань1.

Жители мордовских сел: Карсунского, Алатырского, Ардатовского - принимали участие в одной из самых крупных в России Карсунской ярмарке,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.