Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС: БАНКРОТНЫЕ ИТОГИ КРИЗИСНОГО ПЕРИОДА'

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС: БАНКРОТНЫЕ ИТОГИ КРИЗИСНОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банкротство (несостоятельность) предприятий / институт банкротства Российской Федерации / статистика банкротств юридических лиц / мораторий на банкротство / антикризисное управление / bankruptcy (insolvency) of enterprises / institution of bankruptcy of the Russian Federation / statistics of bankruptcies of legal entities / moratorium on bankruptcy / anti-crisis management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османова Зарема Османовна

В условиях влияния на деятельность современных предприятий многочисленного числа кризисных явлений, процедуры банкротства продолжают занимать значимое место в системе экономических отношений страны. Институт банкротства Российской Федерации продолжает формироваться и совершенствоваться в нормативно-правовом направлении. В статье представлен комплексный анализ статистики банкротств юридических лиц Российской Федерации за период 2018–2022 гг. Выбранный для анализа пятилетний период описывается как кризисный: мировой экономический кризис, COVID-2019 и его последствия, усложнение геополитических отношений в мире, санкции и военные конфликты уже внесли необратимые коррективы в функционирование бизнеса и замедлили его развитие. Действия Правительства Российской Федерации в отношении бизнеса за анализируемый период 2018–2022 гг. во многом связаны с разработкой и внедрением мер государственной поддержки разной направленности, масштаба и характера. Действия многих мероприятий продолжаются до настоящего времени. Для выявления особенностей функционирования института банкротства Российской Федерации проанализирована статистика по процедурам банкротства юридических лиц за период 2018–2022 гг. Выделены и проанализированы показатели, описывающие эффективность реализации процедур банкротства, в т. ч. реабилитационных процедур. Описана сущность и проанализирована результативность одной из главных антикризисных мер Правительства для поддержки бизнеса — введение моратория на банкротство юридических лиц. Описаны основные направления инфраструктурного развития института банкротства Российской Федерации. По результатам проведенного комплексного исследования обоснована важность ориентированности на всех уровнях управления, прежде всего, на превентивное антикризисное управление и реабилитационные процедуры банкротства (при условии неизбежности начала процедуры банкротства). Предложен перечень действий превентивного антикризисного управления деятельностью предприятия. Выделены основные преграды повышения эффективности применения реабилитационных процедур банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Османова Зарема Османовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BUSINESS: BANKRUPTCY RESULTS OFTHE CRISIS PERIOD

In the context of the impact on the activities of modern enterprises of the numerous forces of crisis phenomena, bankruptcy procedures continue to occupy a significant place in the system of economic relations. The Institute of Bankruptcy of the Russian Federation continues to develop and improve in legal terms. The article presents a comprehensive analysis of the bankruptcy statistics of legal entities in the Russian Federation for the period 2018-2022. The five-year period chosen for analysis is described as a crisis: the global economic crisis, COVID-2019 and its consequences, the complication of geopolitical relations in the world, sanctions and military conflicts have already made irreversible adjustments to the functioning of business and slowed down its development. Actions of the Government of the Russian Federation in relation to business for the analyzed period 2018–2022. Аre largely related to the development and implementation of state support measures of various directions, scale and nature. The action of many activities continues to this day. To identify the features of the functioning of the institution of bankruptcy of the Russian Federation, the statistics on bankruptcy procedures for legal entities for the period 2018–2022 were analyzed. The indicators describing the effectiveness of the implementation of bankruptcy procedures, including rehabilitation ones, have been identified and analyzed. The essence is described and the effectiveness of one of the main anti-crisis measures of the Government to support business — the introduction of a moratorium on bankruptcy — is analyzed. The main directions of infrastructural development of the institution of bankruptcy of the Russian Federation are described. Based on the results of a comprehensive study, the importance of focusing at all levels of management, primarily on preventive anti-crisis management and rehabilitation bankruptcy procedures (provided that the bankruptcy procedure is inevitable) is substantiated. A list of actions of preventive anti-crisis management of the enterprise activity is proposed. The main obstacles to the application of bankruptcy rehabilitation procedures in practice are highlighted.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС: БАНКРОТНЫЕ ИТОГИ КРИЗИСНОГО ПЕРИОДА»

УДК 338.2

Османова Зарема Османовна,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры менеджмента,

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация

Osmanova Zarema Osmanovna,

Candidate of Economics, Senior Lecturer of the Management Department, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС: БАНКРОТНЫЕ ИТОГИ КРИЗИСНОГО ПЕРИОДА RUSSIAN BUSINESS: BANKRUPTCY RESULTS OF THE CRISIS PERIOD

В условиях влияния на деятельность современных предприятий многочисленного числа кризисных явлений, процедуры банкротства продолжают занимать значимое место в системе экономических отношений страны. Институт банкротства Российской Федерации продолжает формироваться и совершенствоваться в нормативно-правовом направлении.

В статье представлен комплексный анализ статистики банкротств юридических лиц Российской Федерации за период 2018-2022 гг. Выбранный для анализа пятилетний период описывается как кризисный: мировой экономический кризис, COVID-2019 и его последствия, усложнение геополитических отношений в мире, санкции и военные конфликты уже внесли необратимые коррективы в функционирование бизнеса и замедлили его развитие. Действия Правительства Российской Федерации в отношении бизнеса за анализируемый период 2018-2022 гг. во многом связаны с разработкой и внедрением мер государственной поддержки разной направленности, масштаба и характера. Действия многих мероприятий продолжаются до настоящего времени.

Для выявления особенностей функционирования института банкротства Российской Федерации проанализирована статистика по процедурам банкротства юридических лиц за период 2018-2022 гг. Выделены и проанализированы показатели, описывающие эффективность реализации процедур банкротства, в т. ч. реабилитационных процедур. Описана сущность и проанализирована результативность одной из главных антикризисных мер Правительства для поддержки бизнеса — введение моратория на банкротство юридических лиц. Описаны основные направления инфраструктурного развития института банкротства Российской Федерации.

По результатам проведенного комплексного исследования обоснована важность ориентированности на всех уровнях управления, прежде всего, на превентивное антикризисное управление и реабилитационные процедуры банкротства (при условии неизбежности начала процедуры банкротства). Предложен перечень действий превентивного антикризисного управления деятельностью предприятия. Выделены основные преграды повышения эффективности применения реабилитационных процедур банкротства.

Ключевые слова: банкротство (несостоятельность) предприятий, институт банкротства Российской Федерации, статистика банкротств юридических лиц, мораторий на банкротство, антикризисное управление.

In the context of the impact on the activities of modern enterprises of the numerous forces of crisis phenomena, bankruptcy procedures continue to occupy a significant place in the system of economic relations. The Institute of Bankruptcy of the Russian Federation continues to develop and improve in legal terms.

The article presents a comprehensive analysis of the bankruptcy statistics of legal entities in the Russian Federation for the period 2018-2022. The five-year period chosen for analysis is described as a crisis: the global economic crisis, C0VID-2019 and its consequences, the complication of geopolitical relations in the world, sanctions and military conflicts have already made irreversible adjustments to the functioning of business and slowed down its development. Actions of the Government of the Russian Federation in relation to business for the analyzed period 2018-2022. Are largely related to the development and implementation of state support measures of various directions, scale and nature. The action of many activities continues to this day.

To identify the features of the functioning of the institution of bankruptcy of the Russian Federation, the statistics on bankruptcy procedures for legal entities for the period 2018-2022 were analyzed. The indicators describing the effectiveness of the implementation of bankruptcy procedures, including rehabilitation ones, have been identified and analyzed. The essence is described and the effectiveness of one of the main anti-crisis measures of the Government to support business—the introduction of a moratorium on bankruptcy — is analyzed. The main directions of infrastructural development of the institution of bankruptcy of the Russian Federation are described.

98

Based on the results of a comprehensive study, the importance of focusing at all levels of management, primarily on preventive anti-crisis management and rehabilitation bankruptcy procedures (provided that the bankruptcy procedure is inevitable) is substantiated. A list of actions of preventive anti-crisis management of the enterprise activity is proposed. The main obstacles to the application of bankruptcy rehabilitation procedures in practice are highlighted.

KeywordsS: bankruptcy (insolvency) of enterprises, institution of bankruptcy of the Russian Federation, statistics of bankruptcies of legal entities, moratorium on bankruptcy, anti-crisis management.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование института банкротства в России началось в 1992 г. с выхода Указа Президента Российской Федерации [8] о поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий, несколько позже принятием Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и ряда сопутствующих нормативно-правовых документов. Принятые Законы были полностью составлены исходя из зарубежной практики регулирования банкротств, без учета экономической ситуации в стране и особенностей деятельности субъектов предпринимательства в этом периоде. Продолжительный социально-экономический кризис, отсутствие реального опыта в управлении банкротством, необеспеченность законодательно утвержденных подходов к управлению банкротством соответствующими механизмами практической реализации способствовали развитию глубоких кризисных процессов в деятельности российских предприятий. За период 1994-1997 гг. в арбитражные суды на рассмотрение было подано более 260 000 дел о банкротстве. Динамика роста предприятий-банкротов за четыре года превысила 2500 %. К концу 1997 г общая кредиторская задолженность российских предприятий составила 250,5 млрд руб., дебиторская задолженность — 228,5 млрд руб.

В 1998 г. и 2002 г были приняты Законы «О несостоятельности (банкротстве)» [9] в новых редакциях, ориентированные на регулирование процедуры банкротства не только юридических лиц, но и граждан. В ФЗ [9] понятия «несостоятельность» и «банкротство» отожествлены и закреплены как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [9].

В современных реалиях процедура банкротства с негативного, разрушающего экономику явления трансформировалась в явление, соответствующее условиям и законам рыночной экономики и свободной конкуренции, в которых на рынке способны «удержаться» и сохранить свою деятельность только предприятия с высоким уровнем адаптивности к постоянно изменяющимся условиям рынка, нормативно-правовым требованиям и потребностям потребителей. Активно развиваются научные направления, изучающие банкротство как положительное явление, стимулирующее предприятия к «обновлению» их деятельности и способное оздоровить национальную экономику.

Многогранность, сложность и неоднозначность банкротства как явления современной экономики способствуют сохранению высокого интереса к нему со стороны ученых-исследователей [1, 2, 3, 14, 16], юристов-практиков и представителей власти. Ввиду особой сложности ведения предпринимательской деятельности в современных условиях, нововведений в сфере банкротства юридических лиц, вопросы банкротства продолжают сохранять актуальность с точки зрения не только практического анализа, но и проведения теоретических исследований. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение современного института банкротства Российской Федерации и разработка предложений по его развитию. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач: выявление основных проблем в формировании института банкротства Российской Федерации, статистический анализ процедур банкротства за период 20182022 гг., связанный с цепочкой кризисных событий внутригосударственного и международного характер; выявление перспектив в развитии института банкротства Российской Федерации. МЕТОДЫ

В исследовании был использован комплекс следующих методов: метод анализа и сравнения (при анализе истории становления института банкротства Российской Федерации; при сравнении

99

информации об основных положениях и результатах введения моратория на банкротство 2020 г. и 2022 г; при анализе и сравнении зарубежного опыта реализации реабилитационных процедур банкротства); табличный метод (при представлении статистических данных о тенденциях в введении дел о банкротстве предприятий); метод синтеза (при обобщении результатов исследования и разработки рекомендаций по совершенствованию развития института банкротства Российской Федерации).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Переход российской экономики к рыночным отношениям коренным образом изменил условия и особенности деятельности субъектов предпринимательства. Одновременно со множеством ранее недоступных возможностей и направлений для развития бизнеса, предприятия оказались подверженными влиянию не только внутренних факторов, но и факторов внешней среды микро- и мега-уровней. Абсолютная неготовность многих предприятий к подобным изменениям способствовала прогрессивному развитию и распространению нового явления для российской экономики — банкротства. В современных социально-экономических реалиях тенденция распространения такого явления, как банкротство, продолжается.

Продолжительный мировой экономический кризис, последствия ССУШ-2019, усложнение геополитических взаимоотношений, санкции и современные военные конфликты внесли необратимые коррективы в функционирование субъектов российского бизнеса. Многие смогли удержаться на рынке за счет внедрения и активного развития «онлайн» направлений в бизнесе. Но многие субъекты предпринимательства завершили свою деятельность в этом периоде именно через процедуры банкротства. В целом за последние три года вопреки множеству социально-экономических сложностей количество дел о признании юридических лиц банкротами снизилось в сравнении с периодом 2015-2019 гг. Основные статистические данные по делам о банкротстве юридических лиц отражаются во введенных процедурах банкротства (процедура наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, реабилитационные процедуры) и лиц-инициаторов судебных дел о банкротстве юридических лиц (табл. 1).

Таблица 1. Обобщенная статистика по процедурам банкротства юридических лиц за период 2018-2022 гг. *

Количество введенных судом процедур банкротства 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Темпы изменения, %

2022/ 2021 гг. 2022/ 2018 гг.

Процедура признания должника банкротом и открытие конкурсного производства 13 117 12 401 9 930 10 317 9 055 -12,23 -30,97

Процедура наблюдения 10 547 10 134 7 775 8 575 5 227 -39,04 -50,44

Процедура внешнего управления 278 209 150 157 140 -10,83 -49,64

Процедуры реабилитации 297 228 173 179 149 -16,76 -49,83

* Составлено по данным [17]

Анализируя статистические данные за период 2018-2022 гг. можно отметить стабильную динамику снижения общего числа дел о банкротстве — темпы снижения в 2022 г по сравнению с 2018 г составили 30,97 %. Одновременно со снижением количества процедур конкурсного производства, сократилось и число процедур наблюдения. Это свидетельствует об увеличении случаев введения упрощенных процедур банкротства, в рамках которых проведение процедуры наблюдения исключалось в ввиду «очевидности» банкротного состояния предприятия или физического отсутствия должника, несмотря на обязательность проведения данной процедуры.

Инициаторами большей части процедур банкротства по итогам 2022 г и 2021 г остаются конкурсные кредиторы — 66,4 % (72,4 % в 2021 г). Оставшаяся часть процедур инициирована федераль-

100

ной налоговой службой (23,1 % в 2022 г и 18,8 % в 2021 г), непосредственно должниками (10,1 % дел в 2022 г и 8,2 % в 2021 г), работниками предприятия (0,4 % дел в 2022 г и 0,6 % в 2021 г) [17].

Наибольшее количество конкурсных производств в отношении юридических лиц за период 20212022 гг. было открыто в сфере торговли (2585 / 223 5), строительстве (2317 / 2105), сфере недвижимости (1199 / 987), обрабатывающем производстве (1154 / 937), научно-технической деятельности (529 / 538), сфере транспортировки и хранения (514 / 545) [17]. Снижение числа банкротств в сфере торговли, в т. ч. объясняется переориентацией российского потребителя на отечественного производителя в связи с уходом с рынка многих зарубежных продавцов. Это позволило многим производителям и торговым посредническим компаниям укрепить свое рыночное положение. Сокращение числа банкротств в сфере строительства и недвижимости вызвано попытками населения сохранить свои активы на фоне скачка валюты за счет приобретения недвижимости.

Анализируя статистику по делам о банкротстве за период 2018-2022 гг. необходимо отметить о введении двух мораториев на возбуждение дел о банкротстве, впервые за новейшую историю Российской Федерации (табл. 2).

Таблица2. Обобщенная характеристика мораториев на возбуждение дел о банкротстве в Российской Федерации *

Характер истики Мораторий 2020 года Мораторий 2022 года

1. Период действия 06.04.2020-06.10.2020 01.04.2022 - 01.10.2022

2. Продление Единоразово до 07.01.2021 Нет

3. Причины введения По следств ия в лияния С0УЮ-2019 Санкционный режим в результате усложнения геополитических отношений с рядом западных стран

4. Охват Ограниченный: • пострадавшие отрасли; • системообразующие предприятия; • стратегические предприятия. Тотальный: • граждане; • индивидуальные предприниматели; • организации (кроме застройщиков многоквартирных домов).

5. Право на подачу заявления о со бственном банкротстве Да Да

* Составлено по данным [6, 7]

Введение моратория было антикризисной мерой правительства [6, 7] для поддержки бизнеса и граждан на грани разорения. Первый мораторий (2020 г) был введен в рамках борьбы с последствиями пандемии С0УТО-2019, имел ограниченный характер и был направлен на наиболее пострадавшие отрасли. Второй мораторий (2022 г.) связан с антироссийского санкциями и его действие имело тотальный охват независимо от влияния санкций на деятельность предприятий или отдельных граждан. Точных данных относительно того, какому количеству предприятий удалось сохранить свою деятельность благодаря введению моратория, на настоящий момент нет. Однако однозначно можно утверждать, что введение моратория смогло удержать панические действия кредиторов по необоснованному инициированию дел о банкротстве и дать время для стабилизации деятельности предприятия. Несмотря на экспертные прогнозы [5, 14] о неконтролируемом росте заявлений относительно введения дел о банкротстве в первые месяцы после окончания моратория, такого не произошло.

В целом в 2021 г. по сравнению с 2020 г. после введенного моратория (2020 г) количество банкротств возросло лишь на 3,9 %; количество процедур наблюдения — на 10,29 %, что нельзя назвать «резким скачком». Также это подтверждает сравнение количества дел о банкротстве за 2021 / 2020 гг. в разрезе кварталов: первый квартал 2392 / 2607 (снижение на 8,25 %), второй квартал 2525 / 1895 (снижение на 24,95 %), третий квартал 2490 / 2890 (снижение на 13,84 %) и только в четвертом квартале 2910 / 2538 рост на 14,66 % [17].

101

По итогам 2022 г. по сравнению с 2021 г. наблюдалось снижение общего количества дел о банкротстве на 12,23 %, процедур наблюдения — 39,04 %. Отдельный интерес представляют данные в разрезе второго и третьего квартала, в период которых действовал мораторий (2022 г). Количество дел о банкротстве в разрезе кварталов 2022 г составило 2544 в первом квартале, 2646 — во втором квартале, 2037 — в третьем и 1828 — в четвертом квартале. Цифры доказывают, что в четвертом квартале после окончания действия моратория вопреки прогнозным экспертным мнениям резкий всплеск числа банкротств не произошел и даже наоборот — в четвертом квартале 2022 г. было отмечено их снижение на 10,26 %. Количество процедур наблюдений при этом в четвертом квартале по сравнению с третьим практически не изменилось — 1824, 1703, 813, 887 в первом, втором, третьем и четвертом кварталах соответственно [17].

В тоже время делать окончательные выводы о результатах моратория 2022 г пока рано — санкционное давление на Россию растет, продолжается снижение объема экономики страны и, как следствие, снижение деловой активности предпринимателей. Частичное влияние на снижение статистических данных вопреки прогнозам всплеска количества банкротств возможно оказало перемещение части бизнеса (потенциальные банкроты в будущем) за пределы страны. Масштаб и глубина санкций на социально-экономическую сферу России продолжают увеличиваться. Последствия санкций однозначно будут иметь накопительное разрушающее влияния на бизнес в ближайшем будущем и в целом будут продолжать менять действительность, что однозначно скажется на общей статистике процедур банкротства.

В расширение банкротного законодательства [9] в рамках действия моратория была разработана новая процедура заключения мирового соглашения pre-packaged insolvency (pre-pack). В дословном переводе означает «предварительно упакованная несостоятельность». Суть процедуры заключается в предварительном (до объявления о несостоятельности), досудебном согласовании плана реструктуризации деятельности предприятия в рамках процедуры мирового соглашения. При достижении такого соглашения на собрании кредиторов проводится голосование относительно уже принятого решения. Подобные механизмы процедуры банкротства применяются в зарубежной практике с начала 2000-х гг (США, Канада, Великобритания). В открытом доступе информация о российском опыте практического применения процедуры в рамках проведенного моратория пока отсутствует, однако расширение возможностей реабилитационной системы банкротства можно отметить, как положительный момент в развитии института банкротства Российской Федерации.

Несмотря на положительные результаты внедрения моратория, динамика изменения многих показателей в целом свидетельствует о низкой эффективности процедур банкротства: это снижение доли реабилитационных процедур в общем количестве дел о банкротстве; увеличение продолжительности реализации банкротных процедур в целом; низкий процент удовлетворения требований кредиторов и ряд других показателей (табл. 3).

Стабильный и существенный рост длительности процедур банкротства за анализируемый период 2018-2022 гг позволяет сделать вывод о низком уровне их эффективности. Рост продолжительности процедуры наблюдения составил 16,75 %; конкурсного производства — 51,84 %. Критической остается ситуация с объемами выплат кредиторам по накопленным долгам. Более трети предприятий-должников (по результатам процедуры наблюдения) вообще не имеют в распоряжении имущества, которое может быть использовано для погашения задолженности в рамках процедуры конкурсного производства. Доля дел, по которым выплаты по долгам не были произведены в виде отсутствия финансовых средств в период 2018-2022 гг снизилась на 12,31 % (с 65 % до 57 %). Но несмотря на снижение значение показателя остается очень высоким и в средне- и долгосрочной перспективе является губительным для национальной экономики. Аналогичная ситуация характерны для показателя «объем удовлетворенных требований кредиторов по задолженности». Рост показателя в абсолютных значениях в 2022 г по сравнению с 2018 г составил 139,22 %. Однако в процентном соотношении доля удовлетворенных требований кредиторов в 2018 г составляла 5,12 %, в 2019 г — 5,24 %, 2020 г — 4,59 %, 2021 г — 3,54 %, 2022 г — 6,84 % [17]. Такие значения являются критически низкими и способны оказать крайне негативное влияния на бизнес в целом. В разрезе очередности удовлетворения включенных требований кредиторов динамика

102

Таблица 3. Показатели эффективности реализации процедур банкротства юридических лиц за период 2018-2022 гг. *

Показатели эффективности реализации пр оцедур банкротства 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Темпы изменения, % 2022/2018 гг. (2021 /2018 гг.)

Средняя длительность процедуры наблюдения, дни 191 191 215 216 223 + 16,75

Средняя длительность процедуры внешнего управления, дни 465 537 583 607 нет данных (+30,54)

Средняя длительность процедуры финансового оздоровления, дни 544 499 568 615 нет данных (+13,05)

Средняя длительность процедуры конкурсного производства, дни 681 752 842 954 1034 +51,84

Доля процедур реабилитации в общем количестве дел о банкротстве, % 2,26 1,84 1,74 1,74 1,65 -26,99

Доля дел, в которых по результатам оценки имущество должника составило «0 руб.», % 37 % 37% 37% 37 % 38 % +2,70

Доля дел, по которым выплаты по долгам составили «0 руб.», % 65 % 62% 60% 58 % 57 % -12,31

Объем требований кредиторов по задолженности, млрд руб. 1 992 2 500 2 092 4 486 3 568 +79,12

Объем удовлетворенных требований кредиторов по задолженности, млрд руб. 102 131 96 159 244 +139,22

Доля удовлетворенных требований кредиторов по задолженности, % 5,12 5,24 4,59 3,54 6,84 +33,59

* Составлено по данным [17]

изменения показателей является неоднозначной (табл. 4). Процент удовлетворенных требований является очень низким.

Отдельного внимания требует анализ реабилитационных процедур банкротства, а также случаи фиктивного и преднамеренного банкротства.

Средняя длительность процедуры финансового оздоровления в 2021 г составила 615 дней и в динамике последних четырех лет описывается тенденцией к росту (13,05 %); длительность процедуры внешнего управления — 607 дней и динамика роста—30,54 % [17]. Доля процедур реабилитаций в общем количестве дел о банкротстве крайне низкая (1,65 % в 2022 г) и при этом характеризуется динамикой снижения (26,99 % в 2022 г по сравнению с 2018 г). Согласно данным ЕФРСБ [4] 72 % из введенных процедур реабилитации переходят в конкурсное производство. Основная доля переходов происходит на второй год реабилитационных процедур. Однако, если в период 2011-2014 гг. «борьба» за реабилитацию предприятий могла продолжаться более восьми лет (несмотря на более жесткое законодательное ограничение этих сроков), то в современны реалиях этот период уже ограничивается периодом в один-два года. Это также является подтверждением снижения эффективности процедур банкротства, в частности реабилитационных.

103

Таблица4. Статистика удовлетворения включенных требований кредиторов в разрезе оче-

редности их погашения за период 2019-2022 гг. *

Показатели 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Объем удовлетворенных требований кредиторов по задолженности, млрд руб. 131 96 159 244

Включено 1-й очереди, млрд руб. 0,7 2,6 1,2 0,7

Удовлетворено 1-й очереди, млрд руб. 0,2 0,1 0,2 0,1

Доля удовлетворенных 1-ой очереди 30,4% 3,5 % 13,7% 18,8%

Включено 2-й очереди, млрд руб. 8,3 14,4 37,4 12,4

Удовлетворено 2-й очереди, млрд руб. 1,7 2,3 2,6 3,1

Доля удовлетворенных 2-ой очереди 20,2 % 15,9% 6,9 % 25,3 %

Включено 3-й очереди, млрд руб. 2 491 2 075 384 431

Удовлетворено 3-й очереди, млрд руб. 130 94 155 240

Доля удовлетворенных 3-ой очереди 5,2 % 4,5 % 3,5 % 6,8%

• Составлено по данным [17]

Одновременно с этим по-прежнему мало уделяется внимания популяризации реабилитационных процедур банкротства. Процедура банкротства в целом инициируется (в большинстве случаев) исключительно с целью проведения конкурсного производства, а не оздоровления и / или реабилитации деятельности предприятия. Проведенный статистический анализ является подтверждением — за период 2018-2022 гг. доля реабилитационных процедур является очень низкой и практически не имеет положительной динамики: растет их продолжительность и снижается эффективность. Большинство процедур реабилитации переходят в конкурсное производство в первые годы начала их реализации, сохраняется тенденция очень низкой возвратности накопленной задолженности перед кредиторами даже при введении процедуры конкурсного производства.

Описанная ситуация относительно процедур реабилитации сохраняется в истории института банкротства Российской Федерации от начала его формирования и является одной из наиболее ярких его отличий от института банкротства западных стран. Институт банкротства западных стран сформировался таким образом, что система банкротства используется ими в большей степени именно для восстановления и реабилитации деятельности предприятий, в то время как в нашей стране система банкротства в большей степени выступает средством ухода от накопленной задолженности. Среди основных причин такого подхода в отечественной экономике можно назвать следующие:

• несовершенство нормативно-законодательной базы в области реализации реабилитационных процедур банкротства, а именно не разработанности механизмов практической реализации, сложность прогнозирования результативности реабилитационных процедур и их потенциальных выгод;

• упущение «момента» для реабилитации деятельности предприятия ввиду затянутости проведения обязательных процедур банкротства (например, процедуры наблюдения);

• отсутствие на законодательном уровне мероприятий по стимулированию реализации реабилитационных процедур (льготное кредитование для восстановления деятельности предприятия, внешняя консультационная поддержка, налоговые каникулы и т. п.);

• незначительный отечественный опыт в проведении реабилитационных процедур;

• дефицит специалистов необходимой квалификации в области кризисного и антикризисного управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В практике дел Российской Федерации о банкротстве не всегда обращения в арбитражный суд с заявлением об открытии процедуры банкротства являются заведомо законодательно правомерными, особенно если инициатором выступает непосредственно само предприятие, т. е. имеют место случаи фиктивного и преднамеренного банкротства. Оба этих явления являются противозаконными и законодательно определяются как мошенничество [9]. Несмотря на это потенциальные выгоды объявления фиктивного банкротства «привлекают» все больше количество предпринимателей: уход от накопленных долговых обязательств, получение отсрочки на выплату по дол-

104

гам или более выгодных условий для их погашения. Фиктивные и преднамеренные банкротства также часто связаны с заведомо мошенническими действиями с кредитами (создание предприятия только с целью наращивания кредиторской задолженности и, как следствие, объявление себя банкротом) и неправомерным выведением активов.

Несмотря на совершенствование нормативно-правовой системы [9, 10, 11, 13] в области регулирования фиктивных и преднамеренных банкротств, их число в общем количестве дел остается высоким. Согласно статистике [4, 17] только в 5 % случаев судебные дела в области фиктивного и преднамеренного банкротства заканчиваются уголовным делом. Содержательная составляющая оставшихся 95 % остается неизвестной — это виновные лица, которые смогли избежать приговора суда или невиновные лица, изначально ложно обвиненные в преднамеренном и фиктивном банкротстве. При диагностике фиктивного и преднамеренного банкротства рассматриваются дела о признании сделок предприятия-должника недействительными. В динамике последних лет процент признания недействительности сделок в общем их количестве имеет тенденцию к росту: 2019 г — 42 % (из 9 489 рассмотренных сделок признаны недействительными 3 946); 2020 г. — 45 % (9 532 / 4 275); 2021 г. — 45 % (14 143 / 6 411); 2022 г. — 47 % (16 747 / 7 886). Высокий процент недействительности сделок при осуществлении предпринимательской деятельности и динамике их роста подтверждают наличие фактов фиктивного и преднамеренного банкротства в общей системе банкротных процедур юридических лиц.

На практике доказать преднамеренность действий при банкротстве очень сложно — важно не только выявить и обосновать признаки умышленных действий, но и доказать в них наличие мотива и злого умысла. Единственным законодательно установленным признаком банкротства в настоящее время считается неспособность юридического лица исполнять свои обязательства в течение трех месяцев с юридически закрепленной даты их исполнения [9]. Отсутствие законодательно закрепленного «финансового признака» (норма / сумма невыполненных обязательств) позволяет использовать данный признак несостоятельности большому кругу юридических лиц.

Современная ситуация относительно многих предприятий, стремящихся к банкротству такова, что они не имеют абсолютно никаких возможностей для восстановления своей платежеспособности и более того практически не располагают имуществом, которое может быть использовано для погашения накопленной задолженности перед кредиторами. Распространена практика незаконного, заведомо запланированного выведения имущества заграницу, т. е. практика фиктивных и преднамеренных банкротств продолжает расширяться. В то время как механизмы выявления и подтверждения подобных действий на правовом и юридическом уровнях остаются малоразвитыми.

Несмотря на проблематику, которая характерна для всех сложных процессов, институт банкротства Российской Федерации развивается в разных направлениях. Инфраструктура банкротства расширяется с каждым годом. В сопровождении процедур банкротства участвует широкий круг специалистов из разных организаций и компаний:

• юридические компании (юристы, арбитражные управляющие);

• экспертные компании;

• оценочные компании;

• бухгалтерские компании;

• аудиторские и финансово-аналитические компании;

• архивные компании;

• страховые организации;

• охранные организации;

• инвентаризационные компании;

• электронные торговые площадки;

• компании по управлению активами предприятий;

• форензик компании, оказывающие услуги по предупреждению и выявлению фактов корпоративного мошенничества, коррупционных схем и других неправомерных действий работников);

• медиаторы—независимое нейтральное лицо, содействующее решению споров и конфликтов между сторонами;

105

• агенты на торгах;

• организаторы торгов.

На сегодняшний день создана и активно развивается платформа Игроки рынка банкротств [15], объединяющая всех участников процедуры банкротства с информацией об их деятельности, услугах и достижениях. Расширение практических механизмов, оптимизирующих реализацию процедуры банкротства, можно отметить, как важное достижение в развитии института банкротства Российской Федерации.

Управление деятельностью предприятия, антикризисное управление, в частности, требует системного анализа факторов, потенциально и реально формирующих вероятность возникновения финансовой несостоятельности предприятия. Внешние факторы в наиболее укрупненном формате отражаются в социально-политической и экономической обстановке, уровне конкуренции в отрасли, технологическом развитии страны, особенностей потребителей (структура, предпочтения, степень консерватизма, покупательская способность и т. п.). Наблюдать за динамикой этих групп факторов недостаточно. В современных условиях сверхстремительного обновления информации, условий, требований и предпочтений потребителей даже незначительное упущение, недооценка значимости влияния фактора, игнорирование его влияния и т. п. могут стать причиной значительного ухудшения финансового состояния предприятия. Высокий уровень конкуренции с продолжающейся динамикой роста требует от топ-менеджмента предприятий системного анализа факторов внешней среды. Одна из основных ошибок современных управленцев заключается в недооценке значимости множества современных изменений рынка и отсутствие корреляции между этими изменениями и финансовой составляющей деятельности предприятия — первоочередная ориентация на последствия проблем (например, снижение уровня продаж), а не на их причины (например, отсутствие даже базового проявления социальной ответственности предприятия перед потребителями и обществом в целом). Исходя из этого вывод относительно первоочередного и важнейшего внутреннего фактора, способного привезти к финансовой несостоятельности предприятия — недостаток компетенций управленцев, низкий уровень адаптивности и общая неэффективность системы управления деятельностью предприятия. Безусловно, что такие факторы внутренней среды, как уровень технологической оснащенности, профессиональная подготовленность кадров, неэффективность маркетинговой стратегии и т. п. также занимают значимой место в обеспечении финансовой стабильности предприятия. Однако, без грамотного управления они теряют свою ценность.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что успешность института банкротства страны определяется многочисленными составляющими, среди которых не только процент возврата финансовой задолженности кредиторам по результатам конкурсного производства, но и доля реабилитационных процедур в общем количестве дел о банкротстве и успешность их реализации (финансовая выгода, скорость достижения целей). При более «глубоком» подходе предприятиям целесообразно избегать «столкновения» с проблемами несостоятельности финансовой деятельности и поиска путей для ее реабилитации, т. к. процедура банкротства чаще всего — это сложный и противоречивый процесс. Превентивное антикризисное управление с высокой долей вероятности может быть более успешным и простым в реализации. В качестве действий в рамках превентивного антикризисного управления можно назвать следующие [16]:

1. Системный, повышенный контроль над компетенциями управленцев и эффективностью системы управления в целом.

2. Прогрессивное развитие маркетингового направления деятельности предприятия.

3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью, отказ от их чрезмерного (без сопоставления с ключевыми экономическими показателями деятельности предприятия) накопления.

4. Контроль за ведением бухгалтерской и финансовой отчетности.

5. Применение инструментов антикризисного управления (оценка вероятности возникновения банкротства, системное применение симптомокомплекса и других инструментов).

6. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия и работа над привлечением инвесторов.

106

7. Непрерывный и активный поиск направлений и способов получения дополнительных доходов, диверсификация деятельности.

8. Выявление убыточных направлений деятельности и своевременный отказ от них.

9. Повышение уровня технологической оснащенности предприятия, применение ресурсосберегающих технологий.

10. Анализ современных тенденций рынка и их внедрение в деятельность предприятия (например, социальная ответственность предприятия перед персоналом, потребителями, обществом).

Успешность реализации перечисленных действий, в первую очередь, определяется уровнем компетенций топ-менеджмента.

Поддержка (финансовым и нефинансовым способом) предприятий на грани банкротства и содействие банкротству объективно неплатежеспособных предприятий способно обеспечить бесперебойное функционирование и, в определенном смысле, развитие отечественной экономики. Содействие банкротству объективно неплатежеспособных предприятий позволит «избавить» экономику от бизнеса, который только создает видимость состоятельности, в то время как является крайне неэффективным, с многочисленным количеством займов, ростом кредиторской задолженности и производством низкокачественной продукции. Распределение имущества таких предприятий между кредиторами позволит перераспределить финансовые ресурсы и использовать их более эффективно. ВЫВОДЫ

В обобщение проведенного исследования можно сделать вывод об определенной степени прогрессивности (по сравнению с более ранними периодами) развития института банкротства в Российской Федерации. Развитие можно отметить всестороннее: на нормативно-законодательном уровне, в отношении топ-менеджмента к проблематике банкротства в целом, достижениях юристов в области ведения дел о банкротстве, совершенствовании системы работы арбитражных управляющих и т. д. Несмотря на сложный с социальной, экономической и политической точки зрения период для экономики Российской Федерации, который сохраняется до настоящего времени, резкого увеличения количества банкротств юридических лиц не отмечается. Введение моратория на процедуру банкротства (2022 г) по мнению абсолютного большинства экспертов должно было спровоцировать резкий всплеск дел о банкротстве после его завершения, но этого не произошло. Согласно последним экспертным заключениям, этот процесс ожидается в ближайшем будущем, учитывая, что кризисный период в стране продолжается, сложности и проблемы в введении предпринимательской деятельности накапливаются, увеличивается их масштаб и глубина.

Несмотря на все сложности, институт банкротства Российской Федерации имеет потенциал для развития в нормативно-правовом пространстве в целом и в области реабилитационных процедур, в частности. Это касается повышения их эффективности, роста частоты применения и т. п. Первоначальным шагом в достижении этого является переориентация общественного восприятия процедуры банкротства с исключительно как ликвидационного процесса на инструмент восстановления деятельности предприятия, поиске новых направлений и возможностей развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверясова Е.Д. Банкротство юридических лиц в России и пути его предупреждения / Е.Д. Аверясова, Е.Д. Митькина // Аллея науки. — 2021. — №> 11 (62), Т. 1. — С. 668-671.

2. Бутузова И.В. Актуальные проблемы банкротства юридических лиц / И.В. Бутузова // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — №2 73-75. — С. 25-28.

3. Волкова А.Г. Предпринимательская деятельность в условиях неблагоприятной рыночной обстановки и повышенного риска банкротства / А.Г. Волкова, Н.Б. Горбачева // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — №> 1 (52). — С. 42-46.

4. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: оИ.Ьапкго11Мге5иг5.ги/?а11етр1=1 (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

5. Мораторий на банкротство: был ли он полезен бизнесу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: delo.modulbank.ru/all/bankruptcy-moratorium (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

6. О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №2 428 (ред. от 22.05.2020)

107

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349332/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

7. О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N° 497 (ред. от 13.07.2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413460/ (дата обращения: 13.0217.02.2023).

8. О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 г. № 623 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/1515 (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

9. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

10. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

11. Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51004/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

12. Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149463/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

13. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42901/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

14. Петров С. Российское банкротство после моратория — 2022: проблемные вопросы / С. Петров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pravo.ru/opinion/244012/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

15. Портал РКОбанкротство. Игроки рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: probankrotstvo.ru/ companies (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

16. Свистунова Н.Г. К вопросу о банкротстве предприятий России / Н.Г. Свистунова, Н.С. Землякова [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вектор экономики». — 2019. — № 2. — Режим доступа: www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/2/economicsmanagement/Svistunova_Zemlyakova.pdf (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

17. Федресурс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fedresurs.ru/ (дата обращения: 13.02-17.02.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Averyasova Ye.D. Bankrotstvo yuridicheskikh lits v Rossii i puti yego preduprezhdeniya / Ye.D. Averyasova, Ye.D. Mit'kina // Alleya nauki. — 2021. — № 11 (62), T. 1. — S. 668-671.

2. Butuzova I.V Aktual'nyye problemy bankrotstva yuridicheskikh lits / I.V Butuzova // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2021. — № 73-75. — S. 25-28.

3. Volkova A.G. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' v usloviyakh neblagopriyatnoy rynochnoy obstanovki i povyshennogo riska bankrotstva / A.G. Volkova, N.B. Gorbacheva // Region: sistemy, ekonomika, upravleniye. — 2021. — № 1 (52). — S. 42-46.

4. Yedinyy federal'nyy reyestr svedeniy o bankrotstve [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: old.bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1 (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

5. Moratoriy na bankrotstvo: byl li on polezen biznesu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: delo.modulbank.ru/ all/bankruptcy-moratorium (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

6. О vvedenii moratoriya na vozbuzhdeniye del o bankrotstve po zayavleniyu kreditorov v otnoshenii otdel'nykh dolzhnikov: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 03.04.2020 № 428 (red. ot 22.05.2020) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349332/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

7. О vvedenii moratoriya na vozbuzhdeniye del o bankrotstve po zayavleniyam, podavayemym kreditorami: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.03.2022 № 497 (red. ot 13.07.2022) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413460/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

8. О merakh po podderzhke i ozdorovleniyu nesostoyatel'nykh gosudarstvennykh predpriyatiy (bankrotov) i primenenii k nim spetsial'nykh protsedur: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14.06.1992 g. № 623 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.kremlin.ru/acts/bank/1515 (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

108

9. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve): Federal'nyy zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

10. Ob ispolnitel'nom proizvodstve: Federal'nyy zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

11. Ob utverzhdenii Vremennykh pravil proverki arbitrazhnym upravlyayushchim nalichiya priznakov fiktivnogo i prednamerennogo bankrotstva: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 27.12.2004 № 855 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51004/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

12. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i vedeniya Yedinogo federal'nogo reyestra svedeniy o faktakh deyatel'nosti yuridicheskikh lits i Yedinogo federal'nogo reyestra svedeniy o bankrotstve i Perechnya svedeniy, podlezhashchikh vklyucheniyu v Yedinyy federal'nyy reyestr svedeniy o bankrotstve: Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 05.04.2013 № 178 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149463/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

13. Ob utverzhdenii Pravil provedeniya arbitrazhnym upravlyayushchim finansovogo analiza: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 25.06.2003 № 367 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_42901/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

14. Petrov S. Rossiyskoye bankrotstvo posle moratoriya — 2022: problemnyye voprosy / S. Petrov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: pravo.ru/opinion/244012/ (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

15. Portal PRObankrotstvo. Igroki rynka [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: probankrotstvo.ru/companies (data obrashcheniya: 13.02-17.02.2023).

16. Svistunova N.G. K voprosu o bankrotstve predpriyatiy Rossii / N.G. Svistunova, N.S. Zemlyakova [Elektronnyy resurs] // Elektronnyy zhurnal «Vektor ekonomiki». — 2019. — № 2. — Rezhim dostupa: www.vectoreconomy.ru/ images/publications/2019/2/economicsmanagement/Svistunova_Zemlyakova.pdf (data obrashcheniya: 13.0217.02.2023).

17. Fedresurs [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: fedresurs.ru/ (data obrashcheniya 13.02-17.02.2023).

Статья поступила в редакцию 7 марта 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.