Научная статья на тему 'БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИКА / БАНКРОТСТВО / МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО / КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАБЛЮДЕНИЕ / ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УГРОЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL ENTITY / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / ORGANIZATION'S OBLIGATIONS / ECONOMY / BANKRUPTCY / MORATORIUM ON BANKRUPTCY / BANKRUPTCY PROCEEDINGS / SUPERVISION / EXTERNAL MANAGEMENT / FINANCIAL RECOVERY / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / THREAT / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Кольцова Т.А., Блошенко М.С.

Работа посвящена оценке состояния банкротства юридических лиц в стране и его влиянию на экономическую безопасность. Материалом для исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ, Федеральной налоговой службы, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной службы информации.Проведенный анализ показал, что угроза банкротства является реальной для многих предприятий России. Каждое такое предприятие это неделимая часть национальной экономики, и риск банкротства повлечет за собой сокращение ВВП, рабочих мест, бюджетных доходов и создаст вызовы для экономической безопасности государства.Уровень экономической безопасности страны можно оценить с помощью сопоставления фактического и порогового значения системы индикаторов. Она дополнена двумя показателями, связанными с банкротством юридических лиц: уровень банкротства юридических лиц и удельный вес умышленного банкротства в числе действующих предприятий, выраженными в процентах. Определено их критериальное значение.На основе проведенного анализа выявлены направления и приоритеты для совершенствования российского института банкротства: расширение реабилитационных процедур при банкротстве юридических лиц; усиление стимулирования и мотивации арбитражных управляющих в процедурах банкротства; применение международной практики проведения банкротства к российской; достижение сбалансированности интересов всех участников процесса; усовершенствование самого процесса банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKRUPTCY OF LEGAL ENTITIES AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

The work is devoted to assessing the state of bankruptcy of legal entities in the country and its impact on economic security. The material for the study was the data of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Central Bank of the Russian Federation, the Federal Tax Service, the Unified Federal Register of Bankruptcy Information, and the Federal Information Service. The analysis showed that the threat of bankruptcy is real for many Russian enterprises. Each such enterprise is an indivisible part of the national economy, and the risk of bankruptcy will entail a reduction in GDP, jobs, budget revenues and will create challenges for the economic security of the state.The level of economic security of the country can be assessed by comparing the actual and threshold values of the system of indicators. It is supplemented by two indicators related to the bankruptcy of legal entities: the level of bankruptcy of legal entities and the proportion of intentional bankruptcy in the number of operating enterprises, expressed as a percentage. Their criterion value is determined.On the basis of the analysis carried out, directions and priorities for improving the Russian institution of bankruptcy were determined: expansion of rehabilitation procedures in case of bankruptcy of legal entities; strengthening the incentives and motivation of arbitration managers in bankruptcy proceedings; application of international bankruptcy practice to the Russian one; achieving a balance of interests of all participants in the process; improvement of the bankruptcy process itself

Текст научной работы на тему «БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 10.07.2023 г

БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

у Т.А. Кольцова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

М.С. Блошенко,

студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Ключевые слова: юридическое лицо, финансово-хозяйственная деятельность, обязательства организации, экономика, банкротство, мораторий на банкротство, конкурсное производство, наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, антикризисное управление, угроза, экономическая безопасность

Key words: legal entity, financial and economic activity, organization's obligations, economy, bankruptcy, moratorium on bankruptcy, bankruptcy proceedings, supervision, external management, financial recovery, anti-crisis management, threat, economic security

Актуальность темы. Банкротство является одной из основных угроз экономической безопасности страны, региона, хозяйствующего субъекта. Отрицательная динамика важнейших индикаторов финансово-экономического состояния зависит от степени безопасности экономической системы. Осуществление контроля за предпринимательскими структурами и активами, находящимися в их владении, а также минимизация криминальных действий в отношении первого являются важнейшими задачами экономической системы.

Основной целью существования любого государства является стабильное развитие экономики и рыночных отношений. Под банкротством понимается состояние организации, при котором она не способна продолжать финансово-хозяйственную деятельность и выполнять свои обязательства перед кредиторами. Данные действия приводят к дестабилизации состояния организации и, как следствие, её ликвидации. Для предотвращения банкротства необходимо своевременно и оперативно проводить оценку риска возникновения банкротства. Также необходимо предпринимать различные меры предупреждения банкротства с целью стабилизации финансового положения организации.

Банкротство является одним из важнейших показателей эффективного корпоративного управления и стратегического развития бизне-

са, что оказывает влияние на экономику страны в целом. Также в некоторых случаях процедура банкротства используется в корыстных целях. Главным мотивом мошеннических действий в данном случае является уклонение от погашения имеющихся обязательств.

Цель исследования - оценка влияния банкротства юридических лиц на экономическую безопасность страны.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ, Федеральной налоговой службы, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной службы информации.

Анализ банкротства юридических лиц и его влияния на экономическую безопасность страны проведен в динамике за 2020-2022 гг.

При обработке данных использованы теоретические и эмпирические методы экономических исследований.

Результаты исследований. Оценим состояние банкротства юридических лиц в стране. В первую очередь проанализируем данные о количестве банкротств юридических лиц в РФ в динамике за 3 года (рис. 1).

Согласно данным Федресурса, в 2022 г. количество банкротств юридических лиц снизилось на 12,2 % по сравнению с 2021 г. и со-

S Z

10600 10400 10200 10000 9800 9600 9400 9200 9000 8800 8600 8400

9930

10317

9055

2020

2021

2022

Рис. 1. Динамика числа банкротств юридических лиц в РФ за 2020-2022 гг.

ставило 9055 шт. Данное снижение вызвано решением Правительства РФ о вводе моратория на банкротства по требованиям кредиторов1. Данный мораторий действовал с 1 апреля по 1 октября 2022 г. Он помог юридическим лицам справиться с финансовыми трудностями путем временного освобождения от возможных юридических последствий, связанных с неспособностью должника выполнять свои обязательства перед кредиторами.

В 2020 г. наблюдается невысокий уровень банкротств предприятий из-за «ковидного» моратория, который был введен с целью защиты компаний от пандемического кризиса 0СУЮ-19.

Далее рассмотрим уровень банкротства юридических лиц в России в разрезе регионов страны (табл. 1). Москва, Московская область и Санкт-Петербург являются лидерами в 2022 г. по числу банкротств юридических лиц.

Таблица 1

Рейтинг субъектов России по количеству банкротств юридических лиц за 2022 г.

Субъект РФ Рейтинг Количество банкротств, ед. Удельный вес в общем количестве банкротств, %

г. Москва 1 1969 21,7

Московская область 2 759 8,4

г. Санкт-Петербург 3 699 7,7

Краснодарский край 4 314 3,5

Свердловская область 5 241 2,7

Новосибирская область 6 211 2,3

Республика Татарстан 7 211 2,3

Ростовская область 8 182 2,0

Тюменская область 9 156 1,7

Самарская область 10 155 1,7

Количество банкротств юридических лиц в отраслевом разрезе представлено в таблице 2. В 2022 г. отмечается уменьшение числа банкротств в отраслях, которые являются

лидерами в этом показателе. В сфере торговли, например, было зарегистрировано 2234 случая банкротства, что на 13,5% меньше, чем в 2021 г.

1 О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами : постановление Правительства РФ от 28 марта 2022, № 497: ред. от 13.07.2022. - Текст : электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка : сайт. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413460/ (дата обращения: 10.07.2023).

Таблица 2

Рейтинг отраслей по количеству банкротств юридических лиц в РФ за 2020-2022 гг.

Отрасли 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп прироста 2022 г. к 2020 г., %

Торговля 2583 2588 2234 -13,5

Строительство 2111 2315 2106 -0,2

Обрабатывающие производства 1183 1148 987 -16,6

Недвижимое имущество 1090 1206 935 -14,2

Согласно статье 27 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1, при рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое

Процедуры банкротства юрид

оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Данные о применяемых процедурах банкротства юридических лиц в РФ в 2020-2022 гг. показаны в таблице 3.

Таблица 3

юских лиц в РФ в 2020-2022 гг.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение в 2022 г. к 2020 г., %

Число судебных решений, ед.: 17878 19071 14431 80,7

О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства 9930 10317 9055 91,2

О введении наблюдения 7775 8575 5227 67,2

О введении внешнего управления 150 157 140 93,3

О введении финансового оздоровления 23 22 9 39,1

За анализируемый период число судебных решений о банкротстве компаний снизилось на 19,3 %. Обращает внимание тот факт, что количество судебных решений о введении внешнего управления сократилось на 6,7 %, что является хорошим показателем и говорит о том, что организации стали более ответственно подходить к своей деятельности и избегать финансовых проблем, которые могут привести к банкротству. Однако институт банкротства имеет ликвидационный характер

Динамика числа выявленных призна

за 2020

нежели реабилитационный. Реабилитационные процедуры применяются только тогда, когда должник рассчитался по долгам и восстановил свою платежеспособность, что встречается редко.

Наблюдается увеличение количества фиктивных банкротств юридических лиц на 61,4 %, а преднамеренных банкротств - на 23,9%, что говорит о росте экономических проблем и угрозе экономической безопасности страны (табл. 4).

Таблица 4 <ов криминального банкротства в РФ 2022 гг.

Виды банкротств 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп прироста 2022 г. к 2020 г., %

Фиктивное банкротство 57 72 92 61,4

Преднамеренное банкротство 1853 2258 2296 23,9

В 2022 г. большую часть процедур инициировали конкурсные кредиторы - 66,4%, что является небольшим снижением по отношению к 2021 г. (72,4 % в 2021 г.). ФНС России также активно выступила в качестве заявите-

ля - в 23,1 % дел против 18,8 % в прошлом году (рис. 2).

Нельзя не согласиться с Ряховской А.Н. и Кованом С.Е., что важной задачей государства для преодоления угроз безопасности

1 О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002, № 127 - ФЗ : по состоянию на 28.12.2022 : принят Государственной думой 27 сентября 2002 года: одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года. - Текст : электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка : сайт. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/876 4f1ea3b4838d75bea542a4b17522b6649f35d/ (дата обращения: 12.06.2023).

Рис. 2. Характеристика заявителей на проведение банкротства юридических лиц в РФ в 2022 г.

является урегулирование вопросов, касающихся института банкротства хозяйствующих субъектов как значимого экономико-правового инструмента обеспечения экономической деятельности [6].

Для оценки тенденций и количественных значений экономической безопасности, как известно, применяется система показателей. В пункте 27 «Стратегии экономической безопасности до 2030 года»1 их 40. На наш взгляд, наибольшее влияние банкротство юридических лиц оказывает на следующие показатели:

1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта.

2. Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте.

3. Степень износа основных фондов.

4. Индекс промышленного производства.

5. Индекс производительности труда.

6. Индекс денежной массы.

7. Уровень инфляции.

8. Чистый ввоз (вывоз) капитала.

9. Уровень преступности в сфере экономики.

Для более эффективного анализа уровня

экономической безопасности страны считаем необходимым внести в данный перечень показатель уровня банкротства юридических лиц и удельный вес умышленного банкротства в числе действующих предприятий, выраженные в процентах. При этом уровень банкротства юридических лиц можно рассчитать путем деления количества зарегистри-

рованных юридических лиц в отчетном периоде на разницу между количеством зарегистрированных юридических лиц в предыдущем отчетном периоде и количеством зарегистрированных юридических лиц, прекративших свою деятельность.

Удельный вес фиктивного банкротства в числе действующих предприятий - это частное от деления количества предприятий, объявивших о своем банкротстве из-за мошенничества, на общее количество действующих предприятий.

Показатели уровня экономической безопасности страны за 2020-2022 гг. приведены в таблице 5.

В настоящее время мнение специалистов [2, 4, 5] в части пороговых значений индикаторов уровня экономической безопасности значительно разнится.

Чаще всего в основе их определения лежат экспертные оценки. При этом учитываются среднемировые показатели и тенденции. В таблице 6 приведены пороговые значения выбранных нами индикаторов оценки экономической безопасности России с учетом влияния банкротства юридических лиц на них.

Следует отметить, что своевременной рекомендацией для оценки экономической безопасности страны послужит предложение по разработке на уровне Правительства РФ критериальных значений показателей.

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13 мая 2017 года, № 208. - Текст : электронный. - URL: https://rg.ru/2017/05/15/ prezident-ukaz208-site-dok.html (дата обращения: 20.06.2023).

Таблица 5

Показатели уровня экономической безопасности России за 2020-2022 гг.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Отклонение, 2022 г. к 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс физического объема внутреннего валового продукта, % 97,00 104,70 97,90 0,90

Доля инвестиций в основной капитал во внутренний валовый продукт, % 21,50 19,90 20,20 -1,30

Степень износа основных фондов, % 39,00 40,50 40,50 1,50

Индекс промышленного производства, % 97,10 105,30 99,40 2,30

Индекс производительности труда,% 99,60 103,70 103,70 4,10

Индекс денежной массы, % 11,30 11,00 23,40 12,10

Уровень инфляции, % 4,91 8,39 11,94 7,03

Чистый ввоз (вывоз) капитала, млрд долл. 50,10 74,40 1,00 -49,10

Уровень преступности в сфере экономики, % 42,20 41,10 81,80 39,60

Уровень банкротства юридических лиц, % 86,40 69,8 61,90 -24,50

Удельный вес фиктивного банкротства в числе действующих предприятий, % 0,002 0,002 0,003 0,001

Таблица 6

Пороговые значения индикаторов оценки экономической безопасности РФ

Наименование индикаторов Пороговые уровни Направление ограничения

Индекс физического объема ВВП, % 50 не менее

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % 40 не менее

Степень износа основных фондов, % 35 не более

Индекс промышленного производства, % 95 - 105 не менее

Индекс производительности труда, % 100 - 105 не менее

Индекс денежной массы, % 15 - 25 не более и не менее

Уровень инфляции, % 0 - 6 не более и не менее

Чистый ввоз (вывоз) капитала, млрд долл. 50 не более

Уровень преступности в сфере экономики, % 40 не более

Уровень банкротства юридических лиц, % 60 - 70 не более

Удельный вес фиктивного банкротства в числе действующих предприятий, % 0,002-0,003 не более

Выводы. На современном этапе развития в России:

- происходит снижение индекса физического объема ВВП на 6,8 % в 2022 г. по сравнению с 2021 г., однако в сравнении с 2020 г. в 2021 г. произошел рост на 7,7 %. По данным Росстата, снижение произошло в следующих отраслях: обрабатывающие производства; хранение и транспортировка; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; оптовая и розничная торговля. Причинами снижения служит сокращение спроса на непродовольственные товары за счет уменьшения прироста материальных оборотных средства, а также из-за санкцион-ного давления, которое, в свою очередь, вы-

звало сокращение экспорта и импорта товаров и услуг. Снижение данного индекса может привести к рецессии экономики, ухудшению уровня жизни населения, сокращению рабочих мест и снижению доходов государства, что ограничит возможности для решения экономических и социальных проблем. Кроме того, может снизиться конкурентоспособность страны на мировом рынке и инвестиционная привлекательность, которая и приводит к снижению экспорта и увеличению импорта, что, в свою очередь, сказывается негативно на балансе платежей страны. В качестве мер по борьбе со снижением индекса физического объема ВВП необходимо использовать стимулирование инвестиций, развитие инфраструктуры и поддержку малого и среднего

бизнеса. Однако значение данного показателя превышает порог, что говорит об отсутствии критического уровня;

- отмечается уменьшение доли инвестиций в основной капитал во ВВП на 1,03 % в 2022 г. по сравнению с 2020 г., что говорит о замедлении экономического роста, снижении производительности труда, ухудшении конкурентоспособности страны и уровня жизни и увеличении социальных проблем. Кроме того, снижение инвестиций может привести к ухудшению состояния инфраструктуры и общего уровня развития экономики. Необходимы меры по стимулированию инвестиций в основной капитал, такие как предоставление льгот и субсидий, создание благоприятных условий бизнеса и т.д.;

- происходит рост уровня износа основных фондов на 1,5 %, что свидетельствует о снижении производительности труда, ухудшении качества продукции и услуг, увеличении затрат на обслуживание и ремонт оборудования, а также сокращении срока его эксплуатации. Кроме того, увеличение данного показателя может привести к необходимости крупных инвестиций в замену оборудования или их модернизацию, что может быть недоступно для многих предприятий. Для нормализации данного показателя следует проводить систематическое техническое обслуживание и ремонт оборудования, а также осуществлять постоянное обновление парка основных фондов для поддержания высокой производительности и конкурентоспособности. Значение степени износа основных фондов не ниже нормы, что говорит о возможности улучшения ситуации без значительных последствий;

- фиксируется снижение индекса промышленного производства в 2022 г. по сравнению с 2021 г., однако в сравнении с 2020 г. наблюдается незначительный рост на 2,3 %. Показатель находится в положительном пороговом значении, что говорит о нормализации производства и выпуска товаров в промышленности и добывающих отраслях, росте экономической активности и увеличении доходов предприятий и населения. Для дальнейшего роста индекса промышленного производства необходимы государственная поддержка промышленности, например, через субсидирование производства, льготное кредитование, налоговые каникулы и т.д.; развитие инфраструктуры, такой как транспортные сети, энергетические системы, связь и т.д., что может способствовать увеличению эффективности производства и снижению затрат на

логистику; разработка и внедрение новых технологий и инноваций, что может повысить производительность и конкурентоспособность промышленных предприятий; обучение и подготовка квалифицированных кадров, что может обеспечить высокий уровень производительности и качества продукции и т.д.;

- наблюдается рост индекса производительности труда на 4,1 %, который говорит об эффективности использования сотрудниками рабочего времени и ресурсов для выполнения задач, надлежащем подборе, обучении и развитии персонала в организациях, здоровой конкуренции в стране и хорошем технологическом оснащении. Показатель не ниже порогового значения, что говорит о высокой эффективности производительности труда в стране. Для поддержания роста данного индекса следует внедрять новые технологии, повышать квалификацию персонала и оптимизировать рабочие процессы;

- отмечается рост индекса денежной массы в 2022 г., который вырос по сравнению с 2020 и 2021 гг., где значение было ниже нормы, что сигнализирует о сдерживании внешнеэкономического развития. Однако на данный момент значение индекса находится в норме и говорит о благоприятной структуре общего баланса страны, положительном уровне кредитной экспансии, цикличности государственной экономики и выпуске новых денежных единиц. Рост индекса денежной массы может привести к инфляции. Вместе с тем, если рост денежной массы происходит в условиях роста экономики и повышения производительности, это может способствовать увеличению объема инвестиций и экономическому росту;

- наблюдается рост уровня инфляции и превышение его порогового значения, что свидетельствует о нестабильности на рынке, снижении покупательской способности, обесценении денег и экономическом спаде в стране. В качестве мер по нормализации уровня инфляции необходимо применение монетарной или фискальной политики, снижение стоимости импорта, увеличение производства и регулирование цен;

- происходит снижение оттока капитала, значит, инвесторы видят перспективы для роста и развития бизнеса в стране, что может привести к увеличению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Это может быть связано с улучшением макроэкономических показателей, таких как рост ВВП, уменьшение безработицы, устойчивость валюты и т.д.;

- отмечается высокий уровень преступности в экономической сфере, свидетельствующий о дестабилизации банковской, торговой, внешнеэкономической и иной деятельности в стране, что может привести к снижению объема инвестиций и развития бизнеса и отрицательно сказаться на экономическом росте и уровне занятости. Кроме того, высокий уровень преступности в сфере экономики может способствовать утечке капитала и незаконному обогащению, что также негативно сказывается на экономике страны. Следует отметить, что большинство экономических преступлений имеют высокий уровень латентности и наиболее латентными из них являются незаконное предпринимательство; преступления, связанные с отмыванием денежных средств, которые характеризуют умышленное банкротство.

Рекомендации. Институт банкротства - это система правовых и экономических механизмов, которые позволяют государству регулировать процессы банкротства предприятий. Развитие этого института имеет большое значение для экономической безопасности страны, так как позволяет минимизировать негативные последствия банкротства для экономики и общества в целом.

Совершенствование российского института банкротства, на наш взгляд, включает:

- расширение реабилитационных процедур при банкротстве юридических лиц;

- усиление стимулирования и мотивации арбитражных управляющих в процедурах банкротства;

- применение международной практики проведения банкротства к российской;

- достижение сбалансированности интересов всех участников процесса;

- усовершенствование самого процесса банкротства.

Исполнение данных задач будет способствовать созданию новых экономических и правовых отношений в рамках всей страны, что, в свою очередь, укрепит экономическую безопасность России.

Библиографический список

1. Иванова, А. Б. Криминологическая оценка преднамеренного и фиктивного банкротства / А. Б. Иванова. - Текст : электронный // Вестник экономики, права и социологии. -2018. - № 2. - С. 83-87. - URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/kriminologicheskaya-otsenka-prednamerennogo-i-fiktivnogo-bankrot-stva (дата обращения: 05.06.2023).

2. Калина, А. В. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов / А. В. Калина, И. П. Савельева. - Текст : электронный // Вестник ЮУрГУ. Серия : Экономика и менеджмент. - 2014. - № 4. - Том 8. - С. 15-23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-porogovyh-znacheniy-indikativnyh-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-i-ee-regionov (дата обращения: 26.06.2023).

3. Кольцова, Т. А. Оценка имущества банкротов для выкупа на аукционах, возможные риски / Т. А. Кольцова, К. С. Лаубах. - Текст : непосредственный // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности. Материалы Третьего Всероссийского форума по экономической безопасности, 20-21 апреля 2022 г. - Тюмень : ТюмГУ-Press, 2022. - С. 345-349.

4. Криворотов, В. В. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе / В. В. Кри-воротов, А. В. Калина, И. С. Белик. - Текст : электронный // Вестник УрФУ. - 2019. - № 6.

- С. 892-910. - URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/79567/1/vestnik_2019_6_009. pdf (дата обращения: 15.07.2023).

5. Кузнецов, Д. А. Система индикаторов оценки экономической безопасности страны / Д. А. Кузнецов, М. Н. Руденко. - Текст : электронный // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 28 (308).

- С. 59-68. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-indikatorov-otsenki-ekonomi-cheskoy-bezopasnosti-strany (дата обращения: 15.07.2023).

6. Ряховская, А. Н. Влияние института банкротства на экономическую безопасность государства : вызов или инструмент обеспечения? / А. Н. Ряховская, С. Е. Кован. - Текст : электронный // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2018. - № 6 (201).

- С. 79-89. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?-id=35097866 (дата обращения: 04.07.2023).

7. Шилова, Л. Ф. Оценка экономической безопасности страны в части основных фондов / Л. Ф. Шилова, Д. Л. Скипин, Т. А. Кольцова. - Текст : непосредственный // Инновационное развитие экономики. - 2021. - № 6 (64). - С. 310-322.

8. Яковлев, А. Ю. Преднамеренное банкротство банков на современном этапе /А. Ю. Яковлев, Ю. С. Медведева, А. В. Рагулина. -Текст : электронный // Имущественные отно-

шения в Российской Федерации. - 2016. - № 4 (175). - С. 83-98. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prednamerennoe-bankrotstvo-bankov-na-sovremennom-etape (дата обращения 17.07.2023).

References

1. Ivanova, A. B. Kriminologicheskaya ocenka prednamerennogo i fiktivnogo bankrotstva / A. B. Ivanova. - Tekst : elektronnyj // Vestnik eko-nomiki, prava i sociologii. - 2018. - № 2. - S. 83-87. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriminologicheskaya-otsenka-prednameren-nogo-i-fiktivnogo-bankrotstva (data obrashche-niya: 05.06.2023).

2. Kalina, A. V. Formirovanie porogovyh zna-chenij indikativnyh pokazatelej ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii i ee regionov / A. V. Kalina, I. P. Savel'eva. - Tekst : elektronnyj // Vestnik YUUrGU. Seriya : Ekonomika i menedzhment. - 2014. - № 4. - Tom 8. - S. 15-23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-porogovyh-znacheniy-indikativnyh-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-i-ee-regionov (data obrashcheniya: 26.06.2023).

3. Kol'cova, T. A. Ocenka imushchestva bank-rotov dlya vykupa na aukcionah, vozmozhnye riski / T. A. Kol'cova, K. S. Laubah. - Tekst : nepo-sredstvennyj // Ekonomicheskaya bezopasnost' strany, regionov, organizacij razlichnyh vidov deyatel'nosti. Materialy Tret'ego Vserossijskogo foruma po ekonomicheskoj bezopasnosti, 20-21 aprelya 2022 g. - Tyumen' : TyumGU-Press, 2022. - S. 345-349.

4. Krivorotov, V. V. Porogovye znacheniya indi-kativnyh pokazatelej dlya diagnostiki ekono-micheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na

Контактная информация: Кольцова Татьяна Александровна

доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»",

625003 г. Тюмень, ул. Ленина, 16 E-mail: t.a.kolcova@utmn.ru

Блошенко Магдалена Сергеевна

студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»", 625003 г. Тюмень, ул. Ленина, 16 E-mail: theweeknd_B@mail.ru

sovremennom etape / V. V. Krivorotov, A. V. Kalina, I. S. Belik. - Tekst : elektronnyj // Vestnik UrFU. - 2019. - № 6. - S. 892-910. - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/79567/1/ vestnik_2019_6_009.pdf (data obrashcheniya: 15.07.2023).

5. Kuznecov, D. A. Sistema indikatorov ocenki ekonomicheskoj bezopasnosti strany / D. A. Kuznecov, M. N. Rudenko. - Tekst : elektronnyj // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2015. - № 28 (308). - S. 59-68. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-indikatorov-otsenki-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany (data obrashcheniya: 15.07.2023).

6. Ryahovskaya, A. N. Vliyanie instituta bankrotstva na ekonomicheskuyu bezopasnost' go-sudarstva : vyzov ili instrument obespecheniya? / A. N. Ryahovskaya, S. E. Kovan. - Tekst : elektronnyj // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. - 2018. - № 6 (201). - S. 79-89. - URL: https://elibrary.ru/item.asp-?id = 35097866 (data obrashcheniya: 04.07.2023).

7. SHilova, L. F. Ocenka ekonomicheskoj bezopasnosti strany v chasti osnovnyh fondov / L. F. SHilova, D. L. Skipin, T. A. Kol'cova. - Tekst : neposredstvennyj // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. - 2021. - № 6 (64). - S. 310-322.

8. YAkovlev, A. YU. Prednamerennoe bank-rotstvo bankov na sovremennom etape /A. YU. YAkovlev, YU. S. Medvedeva, A. V. Ragulina. -Tekst : elektronnyj // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. - 2016. - № 4 (175). - S. 83-98. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prednamerennoe-bankrotstvo-ban-kov-na-sovremennom-etape (data obrashcheniya 17.07.2023).

Contact Information: Koltsova Tatyana Alexandrovna

Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, System Analysis and Control,

Tyumen State University, 625003, the city of Tyumen, Lenin street, 16 E-mail: t.a.kolcova@utmn.ru

Bloshenko Magdalena Sergeevna

student, Tyumen State University, 625003, the city of Tyumen, Lenin street, 16 E-mail: theweeknd_B@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.