Научная статья на тему 'Российский автопром'

Российский автопром Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский автопром»

версифицированные технологии выплавки стали, сильный баланс, разнообразный сортамент продукции и высокий уровень самообеспеченности электроэнергией», — заявил он.

«Финансовое состояние ММК остается стабильным, денежный поток поддерживается по-

РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ*

Автомобильные отрасли в России и США в последние годы развивались по совершенно разным векторам. Американские гиганты неуклюже тащили за собой воз тяжелейших проблем, вызванных ошибками топ-менеджеров, падением спроса на топливонеэффективные машины на фоне повышения стоимости бензина, растущей активности профсоюзов и других факторов. Лидеры российского автопрома, несмотря на технологическое отставание от зарубежных конкурентов, чувствовали себя в целом неплохо: места на бурно развивающемся рынке даже после появления сборочных производств иностранных компаний хватало всем.

Однако перед лицом кризиса все равны. Американских автопроизводителей он окончательно вогнал в финансовое пике, но и их российских коллег не пожалел. Резкое падение платежеспособного спроса, объемов потребительского кредитования, недостаток оборотных средств — и вот уже отечественные автогиганты вынуждены превращать 10-дневные новогодние праздники в месячные каникулы. Символично, что в итоге проблемы российского и американского автопрома сошлись в одной временной точке.

Набережные Челны

Премьер-министр РФ Владимир Путин провел в Набережных Челнах, вотчине крупнейшего российского производителя грузовиков — КАМАЗа, совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации ситуации в автомобильной промышленности. На этом совещании глава правительства рассказал о том, на какую именно помощь может претендовать отечественный автопром.

Как сообщил В. Путин, государство в 2009г. поможет автопроизводителям разместить облигации в объеме до 60 млрд руб. «Должна быть оказана действенная помощь предприятиям-производите-лям в привлечении финансовых ресурсов», — сказал премьер. Он напомнил, что правительство уже внесло в Госдуму поправки в бюджет, разрешающие использовать механизмы госгарантий по креди-

* ИНТЕРФАКС — Москва. 22 декабря.

ложительным», — подчеркнул вице-президентУК ММК по финансам и экономике О. Федонин.

ММК — один из крупнейших в России производителей металлопродукции. Основным бенефициаром ММК является председатель совета директоров комбината В. Рашников.

там, которые привлекают ключевые предприятия отечественной промышленности. «А предприятия автопрома к ним, безусловно, принадлежат», — отметил В. Путин. «Предполагается, что, используя механизм госгарантий, они смогут привлечь до70 млрдруб. кредитов», — сказал премьер.

Говоря о размещении автопроизводителями облигаций, В. Путин отметил, что для повышения привлекательности этих бумаг под них также будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, будет открыто рефинансирование со стороны ЦБ РФ.

Главе АвтоВАЗа Борису Алешину, который пожаловался на то, что, несмотря на свою прошлую работу в правительстве, не может решить вопроса о размещении облигаций, В. Путин посоветовал обратиться за разъяснениями к главе Минфина Алексею Кудрину. «Что касается того, как работать с этими ценными бумагами, как выйти на их эмиссию, если кто-то этого не знает, обращайтесь в Правительство РФ, Центральный банк РФ, ВЭБ — вам там помогут», — отметил премьер. «Чего шушукаться там? Делом займитесь. Вы пойдите в школу, узнайте, что такое ценные бумаги, пойдите к Кудрину, вы знаете его лично много лет», — посоветовал В. Путин Б. Алешину, в прошлом — вице-премьеру правительства. Если же, по словам В. Путина, с этим возника-юттрудности, он пообещал Б. Алешину «обеспечить доступ» к главе российского Минфина.

Премьер также предложил дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти в 2009 г. 12,5 млрд руб. на закупку российских автомобилей. «Считаю, что в 2009г. государство должно увеличить закупки. Тем более, что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Минобороны, МЧС требует дальнейшего обновления. На эти цели предлагаю дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти 12,5 млрдруб. на закупку автомобилей», — заявил В. Путин.

Он отметил, что для восстановления инвестиционного спроса на коммерческие автомобили лизинговым компаниям будут открыты кредитные

линии в объеме до 43 млрд руб. на срок до 3 лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ.

По мнению премьера, «использовать лизинговые схемы могли бы и органы государственной власти». «Это позволит закупить больше машин, затратив в текущем году сравнительно небольшие бюджетные средства», — отметил он.

В. Путин также предложил субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей, произведенных на территории России. «Важнейшая задача—восстановить потребительскую активность населения. Для этого предлагается субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей. Конечно, речь идет об автомобилях, выпущенных на территории России и относящихся к сегменту наиболее массового спроса (стоимостью до 350тыс. руб.), — заявил премьер. По его словам, размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Сборочные предприятия иностранных автокомпаний в России также могут рассчитывать на господдержку, заявил В. Путин. «Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства», — сказал он.

Решить проблемы автолюбителей на Дальнем Востоке, которые активно выражают свой протест против повышения пошлин на иномарки, поможет обнуление железнодорожного тарифа на перевозку российских машин в регион, сочли в правительстве. Как сообщил В. Путин, государство будет полностью компенсировать РЖД стоимость перевозки на Дальний Восток произведенных в России новых автомобилей. «Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток и полностью компенсировать дальневосточникам и жителям Восточной Сибири эти затраты. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета», — сказал В. Путин. Он добавил, что «это временная мера, она будетдействовать примерно 2 года».

По словам премьера, повышение таможенных пошлин на иномарки затронуло интересы граждан, проживающих в данном регионе, в связи с тем, что стоимость автомобилей отечественной сборки ДЛЯ них выше, чем для жителей европейской части страны.

Совокупный объем мер господдержки российского автопрома замглавы Минфина Александр Новак оценил в 220 млрд руб. Из них меры прямой господдержки, одобренные на совещании в Набережных Челнах, оцениваются в 50 млрд руб., а меры, связанные с улучшением условий кредитования отрасли и обеспечения лизинговых операций, — в 170 млрдруб.

Вашингтон

Тем временем в столице США решалась судьба американского автопрома. Из трех гигантов отрасли — Ford, GM и Chrysler — в наиболее тяжелом положении пребывают две последние компании. Без государственной финансовой помощи и GM, и Chrysler, по общему мнению аналитиков, неминуемо дойдут до банкротства.

Стало известно, что бурные дебаты вокруг плана спасения национального автопрома можно считать законченными: GM и Chrysler получат от правительства США кредиты на сумму 13,4 млрд долл., сообщил президент страны Джордж Буш.

По его словам, автопроизводители должны стать жизнеспособными, иначе им грозит банкротство. 11-я глава Кодекса США о банкротстве, регулирующая вопросы реорганизации неплатежеспособных (обанкротившихся) компаний под руководством старого менеджмента (обычно совместно с комитетом кредиторов) в попытке избежать полной ликвидации компании, сейчас не смогла бы работать на пользу автопроизводителей, заявил президент, отметив, что нельзя допустить банкротства автопроизводителей. «Нынешние условия не являются ординарными, — сказал он. — Было бы безответственно допустить банкротство автопроизводителей в условиях финансового кризиса и рецессии».

Средства на поддержку автопроизводителей будут взяты из программы Troubled Asset Relief Program (TARP), еще 4 млрд долл. компании получат в феврале. Таким образом, сумма помощи достигнет 17,4 млрд долл. Эти средства позволят им продолжать свою деятельность до марта следующего года.

В соответствии с планом, в том случае если компании не смогут продемонстрировать свою финансовую жизнеспособность до 31 марта, правительство может потребовать возвращения кредитов. При этом погашение задолженности перед государством будет иметь самый высокий приоритет по сравнению с остальными долгами.

Кроме того, получение кредитов обязывает автопроизводителей предоставить правительству США варранты на приобретение акций, не имеющих права голоса, принять ограничения на выплаты топ-менеджерам, предоставить правительству доступ к финансовым документам компании, а также не выплачивать дивидендов на акции, до тех пор пока кредиты не будут погашены.

Правительство также получает право блокировать любые сделки компаний, объем которых превышает 100 млн долл. Помимо этого, вводятся требования, касающиеся отношений с профсоюзом.

Администрация президента США пошла на этот шаг, после того как Сенат отказался одобрить

план помощи автопроизводителям, принятый ранее Палатой представителей, что увеличило вероятность краха компаний. Правительственные кредиты дают ОМ и СИгуз1ег отсрочку, которая позволит им начать реструктуризацию своих операций.

Невеселые перспективы

Пока прогнозы развития ситуации на российском автомобильном рынке, даже несмотря на предложенный пакет мер господдержки, особым оптимизмом не отличаются.

Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев, по прогнозу министерства, продажи новых импортных легковых автомобилей в 2009 г. упадут на 47 %, до 747 тыс., при этом в целом по российскому рынку продажи легковых машин снизятся как минимум на 30 %.

По его словам, прогноз министерства по продажам на 2008 г. составляет порядка 2 млн 770тыс. новых автомобилей. Из них 720 тыс. — это новые отечественные машины, 590тыс. — автомобили, произведенные в рамках промышленной сборки и 1 млн 400тыс. — новые иномарки. В 2009 г., по прогнозам министерства, будет продано не менее бЗОтыс. отечественных автомобилей, произведенных в РФ иномарок — 515 тыс., ввезенных в Россию иномарок — только 747 тыс.

В итоге по 2009 г. объемы продаж новых импортных автомобилей упадут на 47 %, новых отечественных машин — на 12,5 %.

О нерешенных проблемах и грозящих в связи с ними опасностях предупреждают и сами автопроизводители.

Как сообщил Б. Алешин, в 2009 г. АвтоВАЗу потребуется кредитование в объеме около 47 млрд руб., но ставки банковских кредитов чрезмерно высоки. «Весь 2009 год, если мы будем привлекать (кредиты) в объемах, которые нам нужны — порядка 47 млрд руб., по ставке выше 17 %, мы заплатим

минимум 3,5 млрд руб. дополнительно», — заявил Б. Алешин.

Он пояснил, что если раньше стоимость необходимых для АвтоВАЗа объемов годового кредитования составляла 3,5 млрд руб., то на выплаты процентов банкам по существующим ставкам потребуется дополнительно еще 3,5 млрд руб., т. е. в целом кредиты обойдутся в 7 млрд руб., выплаченных в качестве процентов.

«Мы в словенском банке привлекли 250 млн руб. под 3 — 4%» — сказал Б. Алешин, отметив, что крупнейшие российские госбанки, такие как Сбербанк и ВТБ, предлагают АвтоВАЗу кредитные средства под 17—18 %. «А для нас проходная ставка — 13 %, на этих ставках нас можно закрывать», — подчеркнул он.

АвтоВАЗ пережил 5 кризисов, но всегда он выживал по одной причине — у него был продукт, но если мы сегодня не создадим его к моменту следующего спада, который ожидается в 2014—2015 гг., мы будем неконкурентоспособны», — предупредил глава предприятия.

Кроме этого, Б. Алешин отметил, что кредиты компании необходимы в самый сложный период — с января по апрель 2009 г. «Если деньгами помогать, надо (делать это) в феврале-марте, это крайний срок», — отметил президентАвтоВАЗа.

Обеспокоенность главы волжского предприятия недоступно высокими кредитными ставками госбанков разделил и глава Группы ГАЗ Сергей Занозин. «20 %-ная ставка сделает нас нерентабельными, нам нужны более дешевые ресурсы, которые позволят двигаться дальше», — сказал С. Занозин в ходе совещания. «Деньги становятся настолько дорогими, что с ними невозможно проводить инвестиционную деятельность», — сказал он, добавив, что к 2015 г. крупнейшие российские автопроизводители должны создать новую линейку продукции.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ КРИЗИСА*

0. Павлюченко

Объемы потребления на энергорынке России в ноябре 2008 г. по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года сократились в обеих ценовых зонах: в европейской части России и на Урале — более чем наб %,в Сибири — наЗ %.

*

ор@іпІегґах. ги

Существенное падение продемонстрировали также объемы продаж электроэнергии по конкурентным ценам, равно как и сами цены.

Эксперты энергорынка в качестве основной причины снижения этих показателей называют мировой финансовый кризис и, как следствие его, — уменьшение производства крупными промышленными пот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.