Практика модернизации образования
13
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ В ГЛОБАЛЬНЫХ РЕЙТИНГАХ *
ЗУЛЬКАРНАЙ Ильдар Узбекович - д-р экон. наук, профессор, Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, лаборатория исследований социально-экономических проблем регионов. E-mail: [email protected] ИСЛАКАЕВА Гузель Разимовна - канд. экон. наук, научный сотрудник, Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, лаборатория исследований социально-экономических проблем регионов. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ положения российских вузов в российских и международных рейтинговых системах. Особое внимание уделено федеральным университетам (ФУ) и национальным исследовательским университетам (НИУ), а также университетам, участвующим в проекте «5-100». Основной исследовательский вопрос - насколько ФУ и НИУ решают задачу улучшения позиций российских вузов в международных рейтингах. В статье показано, что по истечении достаточно большого периода времени с момента создания университетов с этими специальными статусами ряд российских вузов без специальных статусов имеет лучшие, чем ФУ и НИУ, позиции в мировых рейтингах. Сделан вывод, что необходимо внести изменения в принципы присвоения специального статуса ФУ и НИУ вузам, а также пересмотреть статус существующих ФУ и НИУ с позиций достижения ими поставленных государством целей.
Ключевые слова: рейтинги, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, проект «5-100», образовательная политика, The World, Reputation Rankings, The Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings
Для цитированияя: Зулькарнай И.У., Ислакаева Г.Р. Российские вузы в глобальных рейтингах // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 13-21.
Вовлечение России в процессы глобализации проявляется, в частности, во включении российских вузов в международную конкуренцию за предоставление услуг высшего образования. В условиях возрастания мобильности молодого поколения страны абитуриенты могут выбирать обучение за рубежом. В свою очередь, и для российских вузов рынок потенциальных потребителей их услуг расширяется до масштаба всей планеты. При этом рыночным ориентиром при выборе места обучения наряду с ценой оказывается рейтинг вуза как индикатор качества образования.
Соответственно, конкурентоспособность вуза на мировом рынке образователь-
ных услуг определяется его положением в международных рейтингах. Данной теме уделяется значительное внимание в отечественной литературе. Так, обсуждаются вопросы важности участия вузов в рейтинговых оценках для совершенствования своей деятельности [1] , значимости рейтингов для потребителей образовательных услуг и непосредственно для развития самого рынка образовательных услуг [2; 3]. В связи с наличием среди общественности озабоченности и даже недовольства невысоким положением российских вузов в мировых рейтингах исследователи обсуждают достоинства и недостатки различных рейтинговых систем с точки зрения методоло-
" Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-06-00309 а
14
Высшее образование в России • № 12, 2015
гии расчета [1; 4], разрабатывают рекомендации по повышению позиций отечественных вузов в международных рейтингах [1; 5; 6]. Внимание уделяется также анализу текущего уровня конкурентоспособности российских вузов и оценке их потенциальных возможностей для попадания в мировые рейтинги [7], совершенствованию методологии системы ранжирования вузов и методов анализа статистической информации, получаемой от вузов [8; 9].
Политика Российской Федерации в области высшего образования в последнее десятилетие предусматривала достижение российскими вузами высоких позиций в плане обеспечения качества образования, показателем которого является их вхождение в рейтинги авторитетных рейтинговых агентств. Решение данной задачи предусматривалось возложить на вузы со специальными статусами, получившими названия «федеральный университет» (ФУ) и «национальный исследовательский университет» (НИУ). Создание вузов с особым статусом основывалось на стратегии концентрации ресурсов (точечная поддержка), что предусматривало их повышенное финансирование из федерального бюджета, с тем чтобы они стали драйверами развития не только для регионов, в которых они располагаются, но и для соседних. Основным аргументом политики оптимизации ресурсов было то, что «размазывание» бюджетных средств по всей системе не обеспечит повышения качества образования до уровня, необходимого для достижения университетами мирового уровня.
Первоначально характеристики ФУ и НИУ были описаны в Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов(2009)и Концепции создания сети национальных исследовательских университетов (2009). Впоследствии новые категории вузов получили отражение в статье 24 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого в 2012 г.
Не вдаваясь в подробности отличий ФУ и НИУ от рядовых вузов, отметим, что основными ожидаемыми результатами от их создания заявлялись следующие: повышение уровня международного признания российской науки и образования (достижение российским образованием мирового уровня); решение проблемы доступности качественного образования в отдаленных территориях страны; обеспечение системообразующей роли в региональных системах учреждений высшего образования.
Федеральные университеты были созданы указами Президента РФ на основе предложений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Категория «национальный исследовательский университет» присваивалась вузам на базе конкурсного отбора, в котором они могли участвовать по своей инициативе. Однако процесс создания ФУ и НИУ осуществлялся в отсутствие сформулированной государственной концепции региональной политики в сфере высшего образования. В результате сложившаяся сеть ФУ и НИУ оказалась не согласованной с социально-экономическими интересами многих регионов России. Этот вопрос подробно исследован в [10]. В частности, нами был сделан вывод, что ФУ и НИУ не способны в полной мере осуществлять возложенные на них в программных документах функции (системообразующую, геополитическую, повышения качества научно-образовательного потенциала) в силу их неудачного пространственного размещения (с позиции критериев теории центральных мест В. Кристаллера).
Следующим шагом государства, предусматривающим вхождение российских университетов в мировые рейтинги, стала реализация проекта «5-100». Его суть заключается в том, чтобы обеспечить к 2020 г. вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих университетов мира. Для этого со стороны Минобрнауки России был проведен откры-
Практика модернизации образования
15
тый конкурс за предоставление дополнительной государственной поддержки ведущим университетам в целях повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров. По результатам конкурса было отобрано 15 вузов, предложивших лучшие программы повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Из числа отобранных три вуза относятся к категории «федеральный университет» (Казанский федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Дальневосточный федеральный университет), 11 - к категории «национальный исследовательский университет». Заметим, что эти вузы ранее уже получали целевое дополнительное финансирование на создание ФУ и НИУ. Таким образом, эти вузы, а также остальные ФУ и НИУ имеют существенно больше бюджетных средств по сравнению с рядовыми вузами, что существенно снижает потенциал последних. Кроме того, поскольку ФУ и НИУ распределены по регионам страны неравномерно, регионы, не обладающие вузами с этими специальными статусами, обнаруживают меньшие возможности по развитию человеческого капитала на своих территориях. В этой связи в данной статье мы исследуем вопрос о том, насколько присвоение отдельным вузам категории «федеральный университет » и «национальный исследовательский университет » повлияло на улучшение позиций российских вузов в международных и российских рейтингах.
Напомним, что наиболее влиятельными глобальными рейтингами вузов являются:
1) рейтинги, составляемые британским изданием Times совместно с Thomson Reuters (The Times Higher Education World Reputation Rankings; The Times Higher Education World University Rankings);
2) рейтинг британского международного консалтингового агентства Quacqua-relli Symonds (QS World University Rankings);
3) Academic Ranking ofWorld Universities - ARWU (рейтинг Шанхайского университета). Многие страны не ориентируются на данный рейтинг, поскольку он включает в себя сложно достижимые показатели, например, наличие сотрудников - лауреатов нобелевской и филдсовской премий. Поэтому мы не будем его использовать.
Учитывая, что первые ФУ были созданы в 2006 г., анализ результатов данных рейтингов на предмет вхождения в него российских вузов будет проводиться за период 2006-2015 гг.
Прежде всего рассмотрим перечень российских вузов, которые занимали позиции в рейтинге издания Times - The World Reputation Rankings и The Times Higher Education World University Rankings.
В топ-100 вузов рейтинга The World Reputation Rankings в период с 2011— 2015 гг. смогли войти только два российских вуза - МГУ им. М.В. Ломоносова, который находился в топ-100 ежегодно, за исключением 2012 г., и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), впервые оказавшийся в первой сотне вузов лишь в 2015 г. 1
Методология рейтинга The Times Higher Education World University Rankings в 2010 г. выделяла top-199 вузов, и в него не вошел ни один российский вуз, но с 2011 г. предусматривается составление топ-400 вузов, в 2015 г. - топ-800. Следует сказать, что только четыре российских вуза в отдельные годы входили в топ-400 вузов, причем состав их менялся. К примеру, в 20142015 гг. - только МГУ им. М.В. Ломоносова и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; в
1 The Times Higher Education World Reputation Rankings. URL: http:// www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/ 2014/ reputation-ranking
16
Высшее образование в России • № 12, 2015
2012-2013 гг. - только МГУ им. М.В. Ломоносова и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 2.
Если в 2014 г. в рейтинг The Times Higher Education World University Rankings входили только четыре российских вуза, из них два НИУ, а также МГУ и СПбГУ, то в 2015 г. число российских вузов увеличилось до 13, из них три вуза имеют статус ФУ, восемь - НИУ, а также МГУ СПбГУ 3. Из 13 вузов, занявших позиции в данном рейтинге, девять являются участниками проекта «5-100». То есть за счет увеличения позиций топ-вузов с 400 до 800 представленность российских вузов, в частности ФУ и НИУ, в данном рейтинге увеличилась. Однако если посмотреть результаты того же рейтинга 2015 г. в разрезе топ-400, то выясняется, что в него вошли только пять российских вузов: МГУ, СПбГУ, МГИМО, два НИУ.
Британское издание Times совместно с Thomson Reuters с недавнего времени публикует и рейтинги регионального уровня, к примеру, The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings (рейтинг вузов стран БРИКС и развивающихся стран). В открытой печати публикуются результаты данного рейтинга только по 100 ведущим вузам. Результаты за 2014 г. показали, что из российских вузов в их число вошли только МГУ и СПбГУ. Итоги рейтинга за 2015 г. демонстрируют существенно лучшие позиции российских вузов: их количество в топ-100 увеличилось до семи 4. К ним относятся: МГУ и СПбГУ; четыре вуза, имеющие категорию НИУ (Национальный исследовательский ядер-
ный университет «МИФИ», Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Московский физико-технический институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана), а также один рядовой вуз -Уфимский государственный авиационный технический университет. При этом ни один из ФУ не занял позиции в топ-100 лучших вузов стран БРИКС. Это наводит на мысль, что показатели внутрироссийской оценки вузов расходятся с принятыми в мире.
Далее проанализируем место отечественных вузов в рейтинге британского международного консалтингового агентства Quacquarelli Symonds - QS World University Rankings 5. Напомним, что данный рейтинг агентство QS разработало еще в 2004 г. и публиковало его совместно с изданием Times (рейтинг Times - QS World University Rankings) до 2010 г., после чего каждый из них вел работу по составлению международных рейтингов вузов самостоятельно.
В 2006 г. британское издание Times совместно с агентством Quacquarelli Symonds опубликовало рейтинг 800 лучших университетов мира. В топ-200 вошли только два российских вуза - МГУ им. М.В. Ломоносова (93-я позиция) и СПбГУ (164-я позиция) 6. Однако в последующие годы лишь МГУ удавалось ежегодно занимать позиции в топ-200 данного рейтинга (с 2009 г. -еще и СПбГУ). В 2006 г. в списке QS World University Rankings оказались и другие российские вузы: два вуза, ныне относящиеся к категории НИУ, - Новосибирский государственный университет (346-я позиция) и Томский государственный университет
2 The Times Higher Education World University Rankings. URL: http:// www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/ 2014-15/ world-ranking
3 The Times Higher Education World University Rankings. URL: https:// www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/2016/world-ranking#!/ page/0/length/25
4 The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2015. URL: http:// www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/ 2015/brics-and-emerging-economies
5 The QS World University Rankings. URL: http://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings
6 Российские вузы в мировом рейтинге QS. URL: http://ria.ru/ abitura/20140916/1024124426.html
Практика модернизации образования
17
(296-я позиция), а также вуз, ныне относящийся к категории ФУ, - Казанский государственный университет (476-я позиция).
В 2009 г. еще три российских вуза вошли в перечень данного рейтинга, заняв низкие позиции. С 2011 г. число российских вузов в рейтинге QS World University Rankings увеличивалось с каждым годом, но ни один из них так и не вошел в топ-200. К 2015 г. всего 21 российский вуз смог занять позиции в этом мировом рейтинге. В топ-200 ежегодно входил только МГУ им. М.В. Ломоносова, а в отдельные годы - еще и СПбГУ. В целом с 2006 г. по 2015 г. число российских вузов, оказавшихся в данном рейтинге, увеличилось с 5 до 21. В их числе оказались (не считая МГУ и СПбГУ):
□ четыре вуза, относящихся к категории «федеральный университет» (УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Казанский федеральный университет);
□ 11 вузов, относящихся к категории «национальный исследовательский университет» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Московский физико-технический институт (государственный университет), Санкт-Петербургский политехнический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский Саратовский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС », Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, НИУ «Высшая школа экономики »);
□ четыре вуза, не относящихся ни к
одной из этих категорий, - Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный институт международных отношений (университет), Российский университет дружбы народов, Воронежский государственный университет.
Таким образом, только 11 НИУ из 29, а также четыре ФУ из 10 смогли занять позиции в данном рейтинге. Между тем из числа участников проекта «5-100» только 12 вошли в данный рейтинг вузов, из них -два ФУ и восемь НИУ. Позиции всех российских вузов в рейтинге QS World University Rankings демонстрируют небольшие колебания в сторону улучшения и ухудшения. Вызывает интерес, что в данный рейтинг вошли не только некоторые ФУ и НИУ или столичные вузы с исторически сложившимся брендом, как, к примеру, Российский университет дружбы и народов, но и рядовой вуз - Воронежский государственный университет.
Так же как издание Times, консалтинговое агентство Quacquarelli Symonds составляет региональные рейтинги вузов. В частности, к ним относятся следующие.
QS University Rankings: BRICS - рейтинг QS университетов стран БРИКС. МИА «Россия сегодня» опубликовало русифицированную версию топ-100 рейтинга QS университетов стран БРИКС за 2014 г. По количеству вузов, включенных в список данного рейтинга, Россия заняла второе место среди этих стран (20 вузов) 7. В числе вошедших мы видим МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов и только четыре ФУ: Казанский федеральный университет, УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет. Также в состав данного рейтинга вошли 10 НИУ. Примечательно, что в дан-
7 Рейтинг QS университетов стран БРИКС 2014-2015. URL: http://vid-1.rian.ru/ig/ QS_BRICS_rus.pdf
18
Высшее образование в России • № 12, 2015
ный рейтинг попали российские вузы, которые не имеют статуса ФУ или НИУ: Воронежский государственный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский институт международных отношений, Российский университет дружбы народов.
The QS University Rankings: EECA -рейтинг лучших университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии 8. Данный рейтинг охватывает вузы 30 стран Восточной Европы и Центральной Азии, включая Россию и страны СНГ. В топ-100 в 2014 г. вошли вузы 18 стран; лидерство по общему количеству вузов принадлежит России. Среди 26 вузов четыре относятся к категории «федеральный университет» (Казанский федеральный университет, УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет) и 13 - к НИУ. Вместе с ними в топ-100 вошли МГУ, СПбГУ, МГИМО, Российский университет дружбы народов России, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, а также Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Новосибирский государственный технический университет, Воронежский государственный университет.
Консалтинговым агентством QS составляется рейтинг вузов по различным областям знаний, так называемый QS World University Rankings by Subject 9. В 2015 г. он был составлен по 36 направлениям подготовки. По его результатам в топ-512 вошли четыре российских вуза: МГУ, СПбГУ и два НИУ, участвующих в проекте «5100» (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и НИУ «Высшая школа экономики»).
В 2015 г. QS опубликовал отраслевой рейтинг - QS World University Rankings by Faculty. Он составляется по пяти направлениям: «Гуманитарные науки», «Точные науки», «Наукао жизни и медицина», «Естественные науки», «Общественные науки и менеджмент» (400 позиций). Всего семь российских вузов (из них один ФУ и четыре НИУ, они же являются участниками проекта «5-100») смогли занять различные позиции по трем направлениям 10.
Анализ места российских вузов в международных рейтингах позволяет сделать следующие выводы.
1. Из сравнения международных рейтингов издания Times и британского международного консалтингового агентства Quacquarelli Symonds видно, что российские вузы существенно меньше представлены в первом рейтинге по сравнению со вторым. По мнению С.С. Донецкой, это объясняется тем, что международное консалтинговое агентство QS предъявляет нежесткие требования к претендентам для участия в рейтинге [7]. Отметим, что в рейтинге The World Reputation Ranking ни один из ФУ и НИУ не вошел в топ-100 вузов, последнее удалось лишь МГУ и в отдельные годы - СПбГУ. В рейтинг The Times Higher Education World University Rankings до 2015 г. входили только два НИУ. В 2015 г. некоторые ФУ и НИУ оказались в данном рейтинге, но это произошло за счет изменения позиций данного рейтинга (с 400 в 2014 г. до 800 в 2015 г.). При этом в рейтинг издания Times - The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings в топ-100 вошел рядовой вуз - Уфимский государственный авиационный технический университет.
2. В рейтингах британского международного консалтингового агентства Quac-
8 The QS University Rankings: EECA is a dedicated ranking of the top universities in Eastern Europe and Central Asia. URL: http://www.iu.qs.com/eeca2014-rankings-results/
9 QS World University Rankings by Subject 2015. URL: http://www.topuniversities.com/subject-rankings/2015
10 QS World University Rankings by Faculty. URL: http://www.topuniversities.com/faculty-rankings
Практика модернизации образования
19
quarelli Symonds были представлены в разные годы до 26 российских вузов. Однако в их число вошли не все ФУ и НИУ. Следовательно, они не выполнили поставленные в программных документах задачи в части достижения мирового уровня. В то же время это смогли сделать другие вузы, не имеющие статуса ФУ и НИУ и не получавшие повышенного государственного финансирования.
3. В региональных рейтингах вузов, составляемых среди стран Восточной Европы и Центральной Азии, а также среди групп стран БРИКС, российские вузы представлены в большем количестве. Однако и в их числе оказались только третья часть ФУ и третья часть НИУ, что говорит о том, что большая часть таких вузов не выполняет в должной мере возложенную на них задачу по повышению конкурентоспособности. При этом данную задачу выполняют столичные вузы с исторически сложившимися брендами и даже некоторые региональные вузы, не имеющие специальных статусов.
В российской практике составляется несколько рейтингов вузов. Рассмотрим два из них - «Национальный рейтинг университетов России» и рейтинг Рейтингового агентства «ЭкспертРА».
Важно заметить, что не все вузы принимают участие в этих рейтингах. Так, в анкетировании, проводимом Рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2014 г., приняли участие 125 вузов, в 2013 г. - 118 вузов, в 2012 г. - 116. В топ-100 в эти годы вошли шесть ФУ: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Южный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Сибирский федеральный университет, УрФУ п. Однако в
первую десятку вузов в 2014 г. вошел только один ФУ- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. При этом по сравнению с 2012 г. он ухудшил свои позиции, перейдя с шестой позиции на десятую (в 2013 г. он занимал 15-ю позицию). Два ФУ входят в топ-50.
Практически все НИУ стабильно входят в топ-100 вузов России (27 из 29), в число 10 ведущих вузов России входят только МГУ, СПбГУ и НИУ, за исключением 2014 г., когда десятую позицию впервые занял УрФУ. Это означает, что именно НИУ выполняют задачи по повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования.
В «Национальном рейтинге университетов России» представлены все федеральные университеты и все НИУ. До 2013 г. в число первых десяти ведущих вузов входил стабильно только один из ФУ (ДФУ в 2009 г., ЮФУ в 2010 и 2011 гг., УрФУ в 2011 г. и 2012 гг.). Однако в 2013 г. ни один из существующих ФУ не вошел в число 10 ведущих вузов России 11 12. По этому рейтингу НИУ стабильно входят в 10 лучших вузов России.
Подведем итоги. В целом представительство российских вузов в международных рейтингах увеличилось. В них мы видим столичные вузы, имеющие исторически сложившиеся бренды, и только четыре ФУ (Казанский федеральный университет, УрФУ, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет) и 13 НИУ. Примечательно, что в международные рейтинги вошли и российские вузы, которые не имеют такого статуса: Воронежский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Томский государственный университет си-
11 Рейтинг Рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА”. URL: http://www.raexpert.ru/rankings/ vuz/vuz2014/ vuz_rus_2014
12 Национальный рейтинг университетов. Рейтинг ООО «Деловая Россия». URL: http:// www.univer-rating.ru/
20
Высшее образование в России • № 12, 2015
стем управления и радиоэлектроники, Уфимский государственный авиационный технический университет.
Таким образом, занимаемые рассматриваемыми вузами позиции в международных рейтингах вузов не адекватны статусу «ФУ» и «НИУ». Это, безусловно, снижает потенциал всей системы высшего образования страны. Очевидно также, что вузы, не получившие дополнительного финансирования, но имеющие достаточно высокие показатели работы, позволяющие им котироваться на мировом уровне, имеют несоответствующие их потенциалу финансовые возможности по дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство. Представляется целесообразным регулярно пересматривать статус существующих ФУ, НИУ и рядовых вузов, принимая во внимание их позиционирование в мировых рейтингах.
Литература
1. Абламейко С.В., Гусаковский М.А. Учас-
тие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 124-135.
2. Абламейко С.В., Журавков М.А., Самохвал
B. В. Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности // Высшее образование в России. 2013. № 8-9.
C. 25-31.
3. Рубвальтер Д.А., Богачев Ю.С., Шестак В.П. Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 11-19.
4. Абламейко С.В., Журавков М.А., Самохвал
B. В., Хухлындина Л.М. Новые рейтинги вузов стран-участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014. № 7.
C. 11-20.
5. Шестак В.П., Шестак Н.В. Рейтинговый
дискурс: урок английского для вуза // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 37-47.
6. Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в
мировом образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. 2013. №8. С. 10-19.
7. Донецкая С.С. Анализ конкурентоспособ-
ности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 20-30.
8. Сероштан М.В., Владимирский Б.М. Ран-
жирование российских университетов: что и как считать? // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 5-10.
9. Сероштан М.В., Владимирский Б.М. Какая
система ранжирования российских университетов нам нужна? // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 32-39.
10. Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. №2(4), июнь. С. 67-73.
Статья поступила в редакцию 15.09.15.
RUSSIAN UNIVERSITIES IN GLOBAL RATINGS
ZUL’KARNAY Ildar U. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Head oflaboratory of regional socio-economic research, Institute of economics, finance and business, Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
ISLAKAEVA Guzel R. - Cand. Sci. (Economics), Researcher oflaboratory of regional socio-economic research, Institute of economics, finance and business, Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This paper conducts comparative analysis of Russian universities’ positions in international and Russian rating systems. Particular attention is paid to universities that have obtained special statuses: “Federal University”, “National Research University” and also to universities that participate in federal project “5-100”. This project targets the Russian
Практика модернизации образования
21
universities to be in top-100 world universities by the year of 2020. The main research interest is to ascertain how federal universities and national research universities fulfil the task to improve their positions in international rating systems. The article shows that after five and more years passed after universities got special statuses, some Russian universities without such statues have better positions in international and Russian rating systems. The paper suggests that it is necessary to improve principles and criteria for assignment of special positions to universities and revise the statuses of universities on the basis of their positions in rating systems.
Keywords: rating system, federal university, national research university, project “5100”, educational policy, The World Reputation Rankings, The Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings
Cite as: Zulkarnay, I.U., Islakaeva, G.R. (2015). [Russian Universities in Global Ratings]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 13-21. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Ablameiko, S.V., Gusakovsky, M.A. (2013). [Participation in International University Ranking as a
Factor of Improving the Quality of Teaching and Learning]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 124-135. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Ablameiko, S.V., Zhuravkov, M.A., Samokhval, V.V. (2013). [Performance of the GIS Higher
Education Institutions in the Global Webometric Ranking by Institutional Profile]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9, pp. 25-31. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Rubvalter, D.A., Bogachyov, Yu.S., Shestak, V.P. (2014). [Higher Education Institutions in the
Space of Indicators of the International Ratings]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 11-19. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Ablameiko, S.V., Zhuravkov, M.A., Samokval, V.V., Khukhlyndina, L.M. (2014). [New CIS University League Tables - Correlations with the Webometrics Rankings]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7. pp. 11-22. (In Russ., abstract in Eng.).
5. Shestak, V.P., Shestak, N.V. (2013). [Discourse on the World University Ranking: The Lesson on
English for University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 3747. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Efimova, I.N. (2013). [The Image of Russian Universities in the World Educational Space]. Vysshee
obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 8, pp. 10-19. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Donetskaya, S.S. (2014). [The Analysis of the Competitiveness of Russian Universities in World
Rankings]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 20-30. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Seroshtan, M.V., Vladimirskiy, B.M. (2014). [Ranking Russian Universities: How to Measure].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 5-10. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Seroshtan, M.V., Vladimirskiy, B.M. (2013). [What Kind of University Ranking System We Need].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9, pp. 32-39. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Islakaeva, G.R., Zulkarnay, I.U. (2013). [Regional Policy in Higher Education Sphere in Conditions ofStrengthening of International Competition]. Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Bulletin Ufa State University of Economics and Service. Science, Education, Economy. Series Economy]. No. 2(4), pp. 67-73. (In Russ., abstract in Eng.)
The paperwas submitted 15.09.15.