Научная статья на тему 'Российские туристы в Кыргызстане: отношение к предлагаемым напиткам и блюдам'

Российские туристы в Кыргызстане: отношение к предлагаемым напиткам и блюдам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЫК-КУЛЬСКИЙ КУРОРТНЫЙ РАЙОН / ISSYK-KUL RESORT AREA / МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ / MINERAL WATER / АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / ALCOHOLIC DRINKS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА / NATIONAL DISHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белов Георгий Васильевич, Касымбеков Жаркынбек Орозбекович

Целью работы явилась сравнительная оценка выбора напитков и блюд российских и внутренних туристов во время отдыха на курортах Иссык-Куля. Проведен осмотр 100 торговых точек и анкетирование 600 отдыхающих на северном побережье Иссык-Куля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белов Георгий Васильевич, Касымбеков Жаркынбек Орозбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TOURISTS IN KYRGYZSTAN: BEARING ON THE PROPOSED DRINKS AND MEALS

The aim of the study was a comparative evaluation of the selection of drinks and dishes of Russian and domestic tourists during the holiday resorts of Issyk-Kul lake. An examination of 100 outlets and 600 surveys of tourists on the northern coast of Issyk-Kul.

Текст научной работы на тему «Российские туристы в Кыргызстане: отношение к предлагаемым напиткам и блюдам»

россииские туристы в кыргызстане: отношение к предлагаемым напиткам и блюдам

Белов Георгий Васильевич

д.м.н., профессор, советник директора Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина»

Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

Касымбеков Жаркынбек Орозбекович

к.м.н.,старший научный сотрудник Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина»

Министерства здравоохранения Кыргызской Республик

RUSSIAN TOURISTS IN KYRGYZSTAN: BEARING ON THE PROPOSED DRINKS

AND MEALS

Belov Georgiy

Doctor of Medical Sciences, Professor, Advisor to the Director of Research and Production Association «Preventive medicine» the

Mini&ry of Health of the Kyrgyz Republic;

Kasymbekov Zharkynbek

PhD, Senior Researcher of the Scientific and Production Association «Preventive medicine» the Ministry of Health of the Kyrgyz

Republic

АННОТАЦИЯ

Целью работы явилась сравнительная оценка выбора напитков и блюд российских и внутренних туристов во время отдыха на курортах Иссык-Куля. Проведен осмотр 100 торговых точек и анкетирование 600 отдыхающих на северном побережье Иссык-Куля.

ABSTRACT

The aim of the &udy was a comparative evaluation of the selection of drinks and dishes of Russian and dome^ic touri^s during the holiday resorts of Issyk-Kul lake. An examination of 100 outlets and 600 surveys of touri^s on the northern coa& of Issyk-Kul.

Ключевые слова: Иссык-кульский курортный район, минеральные воды, алкогольные напитки, национальные блюда.

Keywords: Issyk-Kul resort area, mineral water, alcoholic drinks, national dishes.

Целью работы явилась сравнительная оценка выбора напитков и блюд российских и внутренних туристов во время отдыха на курортах Иссык-Куля.

Методы исследования: проведен осмотр 100 торговых точек и анкетирование 600 отдыхающих на северном побережье Иссык-Куля (курортные зоны Кош-Кол, Чон-Сары-Ой, Чолпон-Ата и Бостери).

В торговых точках определялся ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков, соков. Использована разработанная анкета, включающая 30 вопросов. Группы внешних (российских и казахстанских) и внутренних туристов (п-300) были репрезентативны по возрасту и полу.

Результаты исследования: В ассортименте алкогольных напитков превалировала водка (40,3%). Другие крепкие напитки (коньяки, бренди, виски, ром) составляли 16,3%. Ликеры составляли 1,4%. Вина - 16,5%. Пиво - 23,6%. Алкогольные коктейли -1,9%. Водка и коньяки на половину были представлены отечественными марками. Среди вин, местные марки составили 6,7%, а пива - 24,3%. Доля продаж водки (2/3 торговых точек отказались представить даже ориентировочные данные) превышает 50%, продажи пива превышают 35%.

Энотерапия является полезным компонентом в реабилитационных комплексах на многих европейских курортах. Энотерапия - лечение вином имеет давние традиции в народной и курортной медицине [2, 4, 6, 10 ].

Красные десертные вина, как например «Кагор», используются для получения настоев алоэ и других лекарственных трав. Лечебные эффекты плодов малины, черной смородины, рябины (жаропонижающий, общеукрепляющий, вита-

минный) сохраняются в приготовленных из них винах [9 ]. Этому способствует высокое содержание сахара и спирта (не менее 15% того и другого) в десертных винах, они хорошо хранятся. Современная академическая медицина признает такие профилактический эффекты сухих вин, особенно красных, таких как антиоксидантный, антиатероскле-ротический, антистрессовый [3, 7,11 ].

Сухие вина и вина, ароматизированные травами, типа «Вермут» повышают аппетит [4, 12]. Качество вина и его профилактические свойства усиливаются при выдержке вин в бочках. В курортной медицине принято после бальнеопро-цедур, массажа предлагать в комнатах отдыха выбор травяных чаев и вина. Для многих курортов характерно наличие собственных выдержанных марочных вин [10].

Виноделие на территории Кыргызстана имеет трехты-сячелетнюю историю. В советский (доперестроечный) период в Кыргызстане имелось развитое виноградарство и виноделие, были свои марочные вина «Мускат киргизский фиолетовый», «Кыргызстан» и другие. Столовые вина «Серебряная свадьба», «Мелодия» также отличались высоким качеством. К сожалению, в современном Кыргызстане виноделие пришло в упадок.

Вернемся к результатам анкетирования. Вина, составляющие 16,5% ассортимента, представлены в основном невыдержанными молдавскими и казахстанскими винами, в некоторых торговых точках имеется небольшая доля грузинских вин.

Кыргызстанские вина составляют 3-4% ассортимента спиртных напитков и представлены в основном кагором «Черные глаза», крепленными плодово-виноградными сме-

сями и газированными (игристыми) винами, значительно уступающими по качеству импортной продукции. У туристов кыргызстанские вина совершенно не пользуются спросом. В Кыргызстане не сложилась культура винолечения, характерная для курортов, в результате на пляжах идет распивание водки, что ведет к извращению санаторно-курортного лечения.

В частности не контролируется процесс загара, сплошь наблюдаются солнечные ожоги. В тоже время климатические условия Кыргызстана дают прекрасные возможности для виноградарства, а развитая структура санаториев, пансионатов, курортных отелей - для энотерапии.

Одним из самых известных брендов во времена Союза был Кыргызский бальзам. Бальзамы используются вместе чаями, минеральной водой, в коктейлях, доказан ряд их лечебных эффектов [1]. Еще десять лет назад на витринах Кыргызстана можно было увидеть несколько его разновидностей в емкостях различного объема и дизайна, обращали на себя внимание красочные фарфоровые сосуды. В настоящее время бальзамы разлиты в стеклянные бутылки емкостью 0,5 и 0,2 литра, такие же, как и для других алкогольных напитков (коньяк, бренди, кальвадос). Интерес к «Кыргызскому бальзаму» сильно упал, так как в СНГ появилось множество своих спиртовых бальзамов на растительном сырье [8], и отечественный бренд нуждается в активной рекламной поддержке.

Различие в предпочтениях алкогольных напитков у внешних и внутренних туристов были недостоверными, за исключением коньяков «Кыргызстан», «Бишкек», пользующихся у местных жителей устойчивым спросом. Наоборот виски, ромы, текила достоверно чаще покупаются внешними туристами. У внутренних туристов большим спросом пользуется местные сорта пива «Арпа», «Свежее», у россиян -известные им сорта, у казахстанцев не выявлено четкого предпочтения -они пьют и местные, и привозные сорта пива.

Структура предпочтения безалкогольных напитков у жителей Бишкека, Чолпон-Аты и у туристов была разной (рис.1). Бутилированную воду предпочитали 42% биш-кекчан, максым и другие национальные целебные напитки -19%, 26% покупали пепси, колу, в небольших количествах 3-4% предпочтение отдавалась холодному чаю и витаминным подслащенным напиткам, включая лимонад. Иссык-кульцы достоверно меньше потребляли бутилиро-ванные национальные целебные напитки, и подслащенные витаминные напитки, скорее всего потому, что они часто готовят их в домашних условиях. В тоже время они больше других любят колу и пепси (до 33%). Туристы предпочитают воды, но также большая доля выпадает на пепси, колу. Национальные питательные напитки туристы не знают, поэтому чаще предпочитают известный им квас.

Бесспорно самым знаковым брендом бутилированных вод Кыргызстана является питьевая вода «Легенда», которой отдают предпочтение 39% бишкекчан. На 2 месте (21%) стоит слабоминерализованная вода «Иссык-Ата», на третьем (15%) минеральная лечебно-столовая вода «Джалал-А-бад», на четвертом с 8% -лицензионная «Бон-Аква», на 5 с 7% импортная «Есентуки», остальные марки все вместе пользуются преимущественным спросом у 10% респондентов.

Туристы явно предпочитают знакомые бренды вод: импортные Боржоми, Ессентуки, Уйе1. 48% спроса приходится

на воду Бон-Аква, выпускаемую в Бишкеке из воды системы центрального водоснабжения турецкой фирмой "Кока-Кола Бишкек Ботлерс" по лицензии. Так как большинство туристов приезжают на Иссык-Куль из Казахстана они стараются купить знакомые «Сары-Агаш» и «Тасай», а также лицензионную воду «Акваминерале», всего казахстанские воды предпочитают 14% туристов, российские воды -16%, грузинскую «Боржоми», если она таковой является» -3%.

Суммарно, отчественные марки вод «Легенда», «Джа-лал-Абад», «Иссык-Ата» предпочитают 19% внешних респондентов.

Ясно, что отечественные воды покупаются мало, они не знакомы туристам и нуждаются в активной рекламе.

Кафе и сезонные точки питания на курортах предлагают блюда европейской, русской, кыргызской, уйгурской, корейской и дунганской кухни. Есть много первых вторых острые блюд, большое количество жирных мясных блюд, шашлыков, мяса в тесте, различные салаты, рыбные блюда, есть диетические блюда, включая экзотические для россиян манты с жусаем, с тыквой. Фаст-фуд предпочитают 24% внешних и 11% внутренних туристов.

Ассортиментом довольны 65% внешних и 84% внутренних туристов, ачеством -74% и 65% соответственно, обслуживанием довольны лишь 22% внешних и 35% внутренних туристов.

Исследования показали, что на спрос в напитках и водах в курортных зонах озера Ыссык-Куль влияют не вкусовые, физические качества предлагаемых напитков, а известность, узнаваемость товарных знаков. И поэтому отечественные воды покупаются мало, они не знакомы туристам и нуждаются в активной рекламе. Данная проблема нуждается в дальнейших как научных, так и маркетинговых исследованиях для выработки предложений по улучшению бренда кыргызских питьевых вод.

Список литературы:

1. Белов Г.В., Джумадилова Ж.Ш. Влияние бальзама и минеральной воды «Джалал-Абад» на силу и выносливость гребцов при тренировках на среднегорном озере «Иссык-Куль» // Медицина Кыргызстана. 2010. -№2. - С.43-44.

2. Белов Г.В., Рахимова Ч.К., Дергачев Р.А. Возможности винолечения на курортах Кыргызстана // Современные аспекты реабилитации в медицине: Материалы международной конференции, Ереван, 2011. - С.316.

3. Белякин С.А. Алкоголь. роль в патогенезе болезней печени и возможности саногенетического применения в восстановительной медицине // Вестник восстановительной медицины. 2009. № 3. С. 22-25.

4. Валуйко Г.Г. Вино и здоровье. - Симферополь: Ди Ай Пи,2007. -170 с.

5. Давидович Е.А. Антиоксидантные свойства и качество натуральных красных и белых сухих вин // Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. 2010. № 4. С. 1037.

6. Ежов В.В., Яланецкий А.Я., Мизин В.И. и др. Эффективность энотерапии в восстановительном лечении больных гипертонической болезнью на курортах Крыма // Медицинская реабилитация, курортология, физиотерапия. 2011. № 1 (65). С. 9-13.

7. Кушнерева Е.В., Гугучкина Т.И., Ботнарь В.И. Кластерный анализ физико-химического состава вин с выявлением критериальных групп биологически ценных компонентов

вин для энотерапии // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2013. № 1 (331). С. 18.

8. Попков П.Н. Получение фитоадаптогенных бальзамов на основе растительного сырья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1137.

9. Синичкин В. Православные методы лечения вином:у-никальные монастырские рецепты лечения вином, врачевание вином через таинство причащения, использование вина в косметологии, изготовление вина в домашних условиях, врачевание недуга пьянства, целебные составы на основе вина / отец Вадим. Ростов-на-Дону, 2009. 303 с.

10. Яланецкий А.Я.Виноградное вино как функциональный продукт питания лечебно-профилактического назначения // Магарач. Виноградарство и виноделие. 2010. № 4. С.36-37.

11. Яланецкий А.Я. Полифенольный комплекс вина при лечении ишемической болезни сердца // Магарач. Виноградарство и виноделие. 2013. № 2. С. 30-33.

12. Jackson R.S. Wine science. Principles and applications. 3 rd ed. -Oxford: Elsevier, 2008. -794 p.

влияние немедикаментозной коррекции метаболического синдрома на состояние предстательной железы у пациентов молодого

возраста

Ксенева Светлана Игоревна

Канд. мед. наук, научный сотрудник лаборатории физиологии, молекулярной и клинической фармакологии ФГБНУ

«НИИФиРМ им. Е.Д. Гольдберга», г. Томск

Юрмазов Захар Александрович

Врач-уролог, ФГБНУ Томский НИИ онкологии, г. Томск

Удут Владимир Васильевич

Член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной и лечебной работе ФГБНУ «НИИФиРМ им. Е.Д.

Гольдберга», г. Томск

АННОТАЦИЯ

По данным обследования и клинического наблюдения за 20 пациентами (средний возраст 36,89±2,07 года) с метаболическим синдромом (МС) при активном выявлении по IPSS и ТрУЗИ в 100% случаев определено присутствие симптомов нижних мочевых путей (СНМП) и признаков увеличения размеров предстательной железы. Результатом 3х-месячной немедикаментозной коррекции, включающей гипокалорийную диету и физически активный образ жизни, явились: позитивные изменения в состоянии углеводного, липидного и пуринового обменов; уменьшение объема предстательной железы и остаточной мочи; статистически значимое снижение числа встречаемости симптомов нижних мочевых путей (СНМП). Таким образом, физиологически оправданные корректирующие воздействия на этиотропные факторы МС обеспечивают позитивные изменения в морфофункциональном состоянии предстательной железы.

ABSTRACT

20 patients with metabolic syndrome (MS) were surveyed and observed in clinics. The average age was 36,89 ± 2,07 years. The active workup with IPSS and transrectal ultrasonography in 100% of the patients showed lower urinary tract symptoms (LUTS) and signs of increased prolate size. Non-pharmacological treatment of all the patients was performed during 3-month including hypocaloric diet and a physically active life&yle. It resulted in: positive changes in the Sate of carbohydrate, lipid, and purine metabolism; decrease in prolate volume, and residual urine; Satirically significant reduction in occurrence of LUTS. Thus, the physiologically reasonable corrective actions on etiotropic factors of MS provides the positive changes in the morphofunctional condition of prolate.

Ключевые слова: метаболический синдром, предстательная железа, симптомы нижних мочевых путей, немедикаментозная коррекция.

Keywords:metabolic syndrome, prolate, lower urinary tract symptoms, non-pharmacological correction.

В патогенезе метаболического синдрома (МС), являющегося результирующей сложного взаимодействия самоподдерживающихся мультисистемных компонентов, таких, как инсулинорезистентность, гиперинсулинемия, гипертен-зионный синдром, нарушения углеводного, пуринового, ли-пидного обменов и системы гемостаза [7, 323], отсутствуют убедительные данные о нарушениях/изменениях в предстательной железе.

Действительно, МС привлекает все большее внимание урологов в виду выявленных патогенетических связей его компонентов с урологическими заболеваниями, однако они

не входят в реестр ассоциированных с МС нозологий [5, 45]. Мультивариационный анализ результатов ряда клинических исследований показал, что уровень инсулина сыворотки крови непосредственно коррелирует с общим объемом предстательной железы [2, 160], который у пациентов с МС достоверно больше, чем у мужчин без МС [1, 30; 4, 201]. При этом в качестве единых патофизиологических факторов МС и заболеваний предстательной железы называют гипе-ринсулинемию, андрогенный дефицит, увеличение симпатической активности, эндотелиальную дисфункцию, а также системное хроническое воспаление [6, 40].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.