Научная статья на тему 'Российские туристские дестинации глазами иностранцев: Актуальные системные проблемы и потенциальные решения'

Российские туристские дестинации глазами иностранцев: Актуальные системные проблемы и потенциальные решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / RUSSIAN TOURIST DESTINATIONS / INTERNATIONAL TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов Андрей Петрович, Краснобаева Ольга Витальевна

В настоящее время как Россия в целом, так и ее отдельные туристские дестинации не пользуются достаточной популярностью среди иностранных туристов, следовательно, необходимо найти возможные пути изменения существующей ситуации. Несмотря на ряд объективных глобальных сложностей (небольшая продолжительность туристического сезона в России, высокие тарифы на внутренние авиаперевозки, высокая преступность отдельных районов, низкая распространенность английского языка среди сотрудников магазинов, представителей власти и полиции, работников общественного транспорта и прочие), ряд мероприятий является реальным и доступным для осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present neither Russia as a whole nor its particular tourist destinations enjoy enough popularity with foreign tourists, so it is necessary to find possible ways to change the current situation. Despite a number of objective global complexities (the short length of the tourist season in Russia, high tariffs for inner air transportation, high criminality of certain regions, low prevalence of the English language among shop assistants, authority representatives and police officers, public transport officers and others), a number of measures are real and implementable.

Текст научной работы на тему «Российские туристские дестинации глазами иностранцев: Актуальные системные проблемы и потенциальные решения»

УДК 338.484

РОССИЙСКИЕ ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ: АКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Гарнов Андрей Петрович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и организация производства», kafedraepp@mail.ru,

Краснобаева Ольга Витальевна, аспирант кафедры «Экономика и организация производства», pirooog@gmail.com.

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва

At present neither Russia as a whole nor its particular tourist destinations enjoy enough popularity with foreign tourists, so it is necessary to find possible ways to change the current situation. Despite a number of objective global complexities (the short length of the tourist season in Russia, high tariffs for inner air transportation, high criminality of certain regions, low prevalence of the English language among shop assistants, authority representatives and police officers, public transport officers and others), a number of measures are real and implementable.

В настоящее время как Россия в целом, так и ее отдельные туристские дестинации не пользуются достаточной популярностью среди иностранных туристов, следовательно, необходимо найти возможные пути изменения существующей ситуации. Несмотря на ряд объективных глобальных сложностей (небольшая продолжительность туристического сезона в России, высокие тарифы на внутренние авиаперевозки, высокая преступность отдельных районов, низкаяраспространен-ность английского языка среди сотрудников магазинов, представителей власти и полиции, работников общественного транспорта и прочие), ряд мероприятий является реальным и доступным для осуществления.

Keywords: Russian tourist destinations, international tourism market

Ключевые слова: российские туристские дестинации, международный туристический рынок

Россия в целом и ее отдельные туристские дестинации не пользуются достаточной популярностью среди иностранных туристов. По версии экспертов Всемирного экономического форума, состоявшегося в марте 2011 года, в рейтинге стран по уровню развития туризма Россия оказалась на 59 месте из 139. Среди потенциально интересных путешественникам европейских государств Россия заняла лишь 33 позицию. Отдельно Москва сегодня занимает 19-е место в мире с 4,1 млн зарегистрированных посещений в год (только 500—600 тысяч из которых имеют туристическую направленность). При этом значительная часть прибывших может считаться иностранными туристами условно — половина гостей приезжает из стран СНГ [4].

При этом эксперты ВЭФ поставили Россию на пятое место по наличию природных

туристических ресурсов мирового значения, что означает огромный потенциал Российской Федерации по существенному изменению действующей ситуации. Кроме того, в рамках этого же рейтинга богатое культурное наследие нашей страны обеспечило ей девятое место в мире среди стран, которые туристы посещают с целью «прикосновения к прекрасному». Это еще раз доказывает реальную возможность увеличения потока иностранных туристов в Россию. На сегодняшний день по уровню затрат на развитие туристической отрасли Россия находится на 91-м месте с государственными инвестициями в размере 3,5 млн в год. Высокая конкуренция на мировом туристическом рынке в условиях активных маркетинговых кампаний национальных представительств по туризму

других стран делает данную ситуацию невыгодной для нашей страны. Доля туротрасли в российской экономике в 2010 году составила только 6%. Россияне, выехавшие за рубеж в 2010 году, вывезли $ 26,5 млрд, а иностранцы ввезли в Россию лишь $ 8,9 млрд [8].

Несмотря на общий рост турпотока в Россию в первом квартале 2011 года на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, снизилось количество туристов из стран, традиционно отправляющих в Россию наибольшее число туристов, в частности: на 24% из Финляндии, на 19% — из Германии, на 17% — из Нидерландов, на 16% — из Испании и Франции, на 14% — из Австрии и на 13% — из Норвегии [10]. Темпы роста въездного туризма в России заметно отстают от среднемировых: въездной туризм в мире вырос за 2010 год почти на 7%, а в России — всего на 2%, фактически в рамках статистической погрешности [6]. Рост туристов в Россию из неведущих стран сегодня объективен: например, иранцев не очень охотно пускают в Европу и США, поэтому они едут в Россию и ОАЭ.

Основная причина низкой посещаемости — цена отдыха, тур на пять дней в Прагу стоит около € 400 в сравнении с отдыхом в России минимум в € 1100 (по статистике директора компании «Тари-Тур» Марины Левченко и генерального директора турфирмы «Виадук тур» Ларисы Федоровой). Сейчас один туристический день в России обходится иностранному туристу в € 104 евро при размещении в двухместном номере трех звездочного отеля (по данным компании «Владинвесттур», президента компании Владимира Шарова). При этом по статистике средний европеец готов потратить на недельный зарубежный отдых не более € 500—600. Отдых же стоимостью даже в € 1,5 тыс. во многих отраслевых отчетах уже определяется как роскошный, при этом класс его обслуживания за такую сумму в России не будет соответствовать премиуму.

По данным Центробанка России, средний иностранный турист тратит на поездку около $ 4,5 тыс. Сокращение цены на 20% сможет увеличить поток европейцев на 16%. Учитывая, что расчетная рентабельность туристического агентского бизнеса составляет 2—4%, а операторского — 7—9%, завышенные цены напрямую коррелируют с низкой популярностью, иначе у владельцев туристи-

ческих компаний нет возможности окупить затраты по созданию предприятий. Очевидно, что популяризация отдыха в России приведет к росту потока и, как следствие, к снижению цен на отдых и отдельные услуги/сервисы. В настоящий момент отдых в России для иностранцев считается экстремальным и труднодоступным. Его не рассматривают как традиционный способ провести отпуск, единицы побывавших в нашей стране приезжают снова. Наиболее популярные туристические направления при этом остаются неизменными: Санкт-Петербург, Москва и Золотое кольцо. Более обеспеченные иностранные туристы выбирают Байкал и Камчатку, посещают их в основном обеспеченные иностранные пенсионеры или люди предпенсионного возраста, молодежи приезжает относительно мало. Таким образом, необходимо развивать синхронизирующий маркетинг, и в зонах молодежного сбора (например, Селигер) внедрять альтернативные виды отдыха на базе существующей инфраструктуры: кайтсноу-бординг, ездовые собаки и т. д.

С учетом масштабов территории России и неудачного опыта ряда регионов (в частности, программа популяризации Тверской области не была запущена, потому что показала, что такой большой регион нельзя рекламировать как единую дестинацию. Регион разбили на 7 частей, которые теперь рекламируются обособленно), важно на данном этапе популяризировать отдельные бренды и обособленные дестинации, а не только Россию в целом. Очевидно, что различные регионы нашей страны могут быть обращены на абсолютно разные целевые группы.

Чтобы оказать стимулирующее влияние на туристическую отрасль, в частности, на формирование более доступных цен для иностранцев на туры в нашу страну, депутаты Государственной Думы решили снизить объем финансовых гарантий для туроператоров, обслуживающих иностранных туристов. На рассмотрение депутатов были внесены поправки к действующему закону, в соответствии с которыми размер финансовых гарантий для туристических компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере въездного туризма, снижается до 500 тыс. руб. Максимальная ставка для крупных компаний по-прежнему составляет 100 млн руб. Росту-ризм уже высказал свое пожелание привязать

фингарантии к оборотным средствам крупных компаний.

Сегодня необходимо найти все возможные способы повышения имиджа российских де-стинаций с учетом приоритетных пожеланий потенциальных иностранных туристов. Ввиду климатических особенностей России, туризм в нашей стране может развиваться не только в сторону курортного, что сложно в условиях высокой конкуренции, но и быть событийным. Сегодня российские события не рекламируются и не анонсируются в должной степени зарубежными СМИ. В передачах уровня Discovery, BBC «Планета» и т. п. России нет. Программа о природе Камчатки и Байкала на Discovery выходила в цикле «Недоступные уголки планеты», следовательно, необходимо существенное перепозиционирование России на рынке мирового туризма, она должна стать доступнее. Animal Planet рекомендует туристам, въезжающим в Россию, делать прививки от бешенства, брать с собой все необходимые лекарства и не доверять представителям полиции. Даже в Советском Союзе у «Интуриста» был во многих аспектах более эффективный PR при работе с иностранцами, яркие бренды (космос, балет) априори делали страну благополучной в глаза гостей. Сегодня действующей государственной программы по привлечению туристов нет. Российские консульства не работают по вопросам привлечения туристов, особенно в сравнении с посольством, например, Америки, где регулярно в процессе оформления визы демонстрируют фильмы и брошюры о высоком уровне жизни в США.

Несмотря на ряд объективных глобальных сложностей (небольшая продолжительность туристического сезона, высокие тарифы на внутренние авиаперевозки, высокая преступность в отдельных районах, низкая распространенность английского языка среди сотрудников магазинов, представителей власти и полиции, работников общественного транспорта и т. д.) ряд мероприятий является реальным и доступным для осуществления. Они сконцентрированы внутри наиболее актуальных тем.

1. Языковой барьер. Отсутствие латинского дублирования информации даже в Москве и других крупных городах в магазинах, транспорте (включая метро, ж/д вокзалы, автовокзалы), на дорогах (включая названия указателей населенных пунктов и иной информации для водителей) делает невозможным путешествие иностранных туристов вне тургрупп, что априори существенно уменьшает при-

влекательность отдыха в России. Сравнивая с Францией, Италией, Испанией и другими более популярными местами отдыха, которые также не отличаются знанием английского языка, стоит отметить, что латинские вывески на их национальных языках в любом случае понятнее, чем кириллица для англоговорящих. К тому же, любая привлекательность — показатель относительный (соотношение положительных и отрицательных характеристик). Ситуация такова, что посещение России является сегодня недостаточно привлекательным для иностранцев, чтобы нивелировать существующие и ожидаемые трудности.

2. Визовые сложности. Необходимость оформления виз существенно снижает желание иностранцев приехать в Россию, особенно если туристы хотят путешествовать по России не в группе, а приехать самостоятельно, выбрать небольшую гостиницу или снять квартиру на сутки и самим ездить по стране. В таком случае для получения визы нужны приглашения, точные даты, билеты, что по факту делает подобный отдых неудобным и труднореализуемым. После отмены виз для граждан Бразилии и Турции поток туристов из этих стран в Россию вырос. В странах, где визовые формальности усложняются консульствами, наблюдается уменьшение количества туристов. В частности, после открытия визовых центров испанские туроператоры лишились аккредитации в консульстве. Теперь для сдачи документов они вынуждены стоять в общей очереди с обычными гражданами, что вызвало подорожание виз на 30% и увеличение максимального срока с 10 до 21 дня. Даже россияне получают испанские туристические визы за более короткий срок (4—5 дней), по итогам первого квартала 2011 года турпоток из России в Испанию вырос на 30%, а из Испании в Россию снизился на 16% [5].

Для получения туристической визы в Россию от граждан Германии еще недавно требовали справки о зарплате, аналогичные тем, какие требуют консульства стран ЕС при выдаче шенгенских виз россиянам. Сейчас такие справки не требуются, но поскольку немцы заранее выбирают место отдыха, многие туристы забронировали отели в других странах. Уже в первом квартале 2011 года немецкие турфирмы, продающие туры в Россию, не досчитались 19% немецких туристов.

При этом практику безвизового въезда кру-изных туристов в Санкт-Петербург (введенные безвизовые 72 часа в Санкт-Петербурге для пас-

сажиров круизных судов дали 500 тысяч дополнительных туристов только Петербургу.) и британских болельщиков в Москву (на матч «Чел-си» — «Манчестер Юнайтед» в мае 2008 года в Москву приехали 50 тыс. британских болельщиков, которым сделали двухдневный безвизовый въезд, это позволило получить Москве £30 млн плюс деньги за матч от УЕФА). Эту практику можно использовать в процессе облегчения визового режима для всех европейских туристов, посещающих Россию. Каждый иностранный турист оставляет в России в среднем € 1 тысячу, и затраты на облегчение визового режима быстро окупятся.

В мае 2009 года было принято постановление правительства РФ, разрешающее прибывающим в страну на паромах туристам находиться на территории РФ без виз в течение трех суток. В июле 2010 года власти Санкт-Петербурга уже выступили с инициативой расширить действие этого постановления и на прибывающих в аэропорт Пулково авиапутешественников.

В декабре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о том, что любой болельщик, который приобретет билет на матч чемпионата мира по футболу 2018 года, сможет без визы въехать на территорию России.

3. Процедура регистрации. По правилам, установленным Федеральной миграционной службой, иностранный турист должен зарегистрироваться в каждом городе, где он находится в течение трех дней. По факту сами туристы заявляют, что, как правило, либо находились на территории России нелегально, либо оформляли себе регистрацию незаконно через контакты, предоставляемыми им сотрудниками отелей за необлагаемые налогом наличные.

4. Гостиницы. Несмотря на то, что крупные города (Москва и Санкт-Петербург) обладают достаточным количеством гостиниц класса четырех-пяти звезд, цены в которых в межсезонье относительно невысоки, все еще наблюдается несбалансированность количества скромных и фешенебельных отелей. Несмотря на то, что часть существующих в Москве двух-трехзвездочных отелей заполнена лишь на 60%, и за пять лет в Санкт-Петербурге открылись 850 мини-отелей, сохраняются систематические жалобы туристов на недостаток дешевых отелей и хостелов, что мешает путешествовать молодежи.

Выходом может стать стимулирование граждан к регистрации своих квартир в качестве хостелов для предоставления их иностран-

цам. Налоги с деятельности шли бы в бюджет государства, сегодня же подобные хостелы чаще всего нелегальны. Между тем рассматриваемый вопрос напрямую коррелирует и с развитием сельского туризма, который становится популярным видом экстремального отдыха среди обеспеченных иностранных туристов среднего возраста.

5. Недостаток рекламы и пиара. Необходимо теснее работать с иностранными туроператорами. Важно проанализировать потенциальную эффективность использования социальных сетей (Twitter, Facebook) и туристических форумов. Сегодня остается выставленным на продажу сайт Russia.com, который мог бы эффективно использоваться для рекламы нашей страны и отдыха в ней. Необходимо организовать взаимодействие государства и частных компаний. В качестве примера можно рассмотреть опыт Израиля, где государство компенсирует 30% средств туроператорам на издание туристических каталогов. В России подобной практики пока нет [7].

Сохраняются устаревшие представления о значимости экскурсионных элементов страны. К примеру, в XX веке московское метро привлекало туристов, а в XXI, с учетом скопления народа и неухоженного вида многих стаций и поездов оно не является достаточной мотивацией для приезда. Отсутствие достаточного пиара, недопонимание и незнание иностранцами географии России вызывает излишнее опасение потенциальных туристов по поводу небезопасности отдыха в связи с конфликтами с Грузией, ситуаций на Кавказе и т. д. Даже русские туристы предпочитают ехать отдыхать в условиях «нетронутой природы» в Финляндию, чем в один из домов отдыха России. В данном контексте основной причиной называется безопасность. Удаленные от городов российские дестинации для уединенного отдыха не воспринимаются современными туристами в качестве достаточно охраняемых и безопасных.

6. Цены в музеях, выставках, междугородних автобусах России и популярных иностранных мест отдыха. Многие иностранные музеи (в частности, музей Прадо в Мадриде) имеют еженедельные бесплатные часы посещения для туристов, в то время как в России ночь музеев проводится раз в год. Повышенные цены для иностранцев в экскурсионные места всегда отмечаются приезжающими туристами в качестве негативной мотивации для рекомендации такого отдыха друзьям по возвращению.

7. Транспортные проблемы. Туристы отмечают жалобы на систему такси: отсутствие специальных обозначений, отсутствие счетчиков, завышение цен для иностранцев.

Проблемы с хордовыми дорогами, что вызывает затруднение при организации хороших автобусных маршрутов вне крупных городов. Небольшие туристические компании неспособны зафрахтовать самолет, передвижение же на автобусе часто оказывается невыгодным из-за отсутствия нормальных дорог. Существует и очевидная нехватка современных туристических автобусов, в частности, туристам из Японии запрещено ездить в туристических автобусах, не оборудованных персональными ремнями безопасности, поэтому подобные экскурсии в России они не посещают.

Иностранным туристам не нравится, что в крупных городах можно нормально передвигаться только пешком из-за пробок, при этом огромные территории не дают осмотреть достаточное количество достопримечательностей. Пробки мешают проводить обзорные экскурсии в дневное время.

В рамках развития транспорта рационально определить мнение туристов по вопросу введения поездов Москва—Париж, Москва-

Ницца, Хельсинки—Санкт-Петербург.

8. Необходимо исследовать потенциальные российские курорты по оздоровлению («Минеральные воды», «Кивач»), потому что в настоящее время вопросы фитнес-отдыха являются актуальными. Важно определить, могут ли они иметь потенциальный интерес у иностранцев и в каком случае.

У России есть огромный потенциал для коренного изменения текущей ситуации. Интегрирование в решение данной проблемы как частных, так и государственных субъектов, поможет эффективно выработать рациональные управленческие решения по актуальным вопросам. Значимость развития туризма не всегда осознается основными субъектами в должной мере, в частности, простые граждане крупных городов не выглядят заинтересованными и ведут себя недружелюбно с иностранными гостями, что всегда отмечается последними. В то же время туризм может и должен приносить отдельному региону и всей стране в целом существенные доходы, что напрямую улучшит качество жизни проживающих там людей. Доход Парижа от туризма (и в первую очередь от въездного) составляет 80 %, Лондона — 60%, в Москве же только 8 %.

Литература

1. Кучеров А.П. Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме. М.: Компания Спутник +, 2009. 208 с.

2. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Wolters Kluwer, 2010. 224 с.

3. Биржаков М.Б. Никифоров В.И. // Большой Глоссарий терминов международного туризма / The Great Glossary of Terms for the International Tourism, Герда. СПб.: Невский Фонд, 2006. 936 с.

4. Итоги. № 10. 7 марта 2011. С. 6.

5. Коммерсантъ FM. 22 июня 2011 года // 20:59 (дата обращения: 14.10.2011);

6. Российская газета. № 133. 23 июня 2011 года. C. 5.

7. Российская газета. Федеральный выпуск № 5509 (133) 23 июня 2011 года.

8. http://www.cbr.ru/ — Центральный Банк РФ (дата обращения: 14.10.2011).

9. www.gks.ru/ Росстат (дата обращения: 14.10.2011).

10. www.travel.ria.ru — Риа. Туризм (статистика Российского союза туриндустрии (РСТ), озвученная на пресс-конференции в РИА Новости 22 июня 2011) (дата обращения: 14.10.2011).

Международные туристские интернет-ресурсы:

11. http://www.villadeayora.com/blog / (дата обращения: 14.10.2011);

12. http: //tourismplace.blogspot.com/ (дата обращения: 14.10.2011);

13. http: //see-you-in-moscow.com/ (дата обращения: 14.10.2011);

14. http: //www.russiablog.org/ (дата обращения: 14.10.2011);

15. http: //www.tsar-events.ru/ (дата обращения: 14.10.2011);

16. http: //www.travelblog.org/ Europe / Russia /(дата обращения: 14.10.2011);

17. http: //www.lifebeyondtourism.org/blog/ (дата обращения: 14.10.2011);

18. http: //ivantraveltorussia.blogspot. com (дата обращения: 14.10.2011);

19. http: //www.freeineurope.com/ (дата обращения: 14.10.2011);

20. http: //www.globalpost.com/ (дата обращения: 14.10.2011);

21. http: //palacetours.wordpress. com (дата обращения: 14.10.2011);

22. http: //travelblogland.com (дата обращения: 14.10.2011);

23. http: //www.travel-plan-idea.com (дата обращения: 14.10.2011);

24. http: //www.travelblog.com (дата обращения: 14.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.