Розенфельд, Б.А., Добровольский, И.Г., Сергеева, Н.Д. Об астрономических трактатах ал - Фаргани. Историко-астрономические исследования. / Б.А. Розенфельд, И.Г. Добровольский, Н.Д.Сергеева. - СПб, 1972. С. 191-210.
Розенфельд. Б.А. Астрономия стран Ислама. Историко-астрономические исследования / Б.А. Розенфельд. - М., 1984. С. 67-122.
Филыитинский, ИМ. История арабов и Халифата (750 - 1517 гт.) / И.М. Фильштинский. - М., 2001. С. 54-56.
Эстранж, Ж. Наследие ислама / Ж. Эстранж. - М., 1954.
Фролова Е.С., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко
Российские исследователи о принципах и методах педагогической школы
Конфуция
Вопрос о педагогике конфуцианства не новое явление в отечественной науке, но в свете новых публикаций оно обретает новые формы. Особенно актуально изучение данного вопроса в раках Педагогического университета, подготавливающего специалистов в области педагогики и образования.
Наибольший интерес в последние два десятка лет у исследователей вызывает педагогическая сторона жизни и учения Конфуция, китайского учителя, философа и моралиста, жившего на рубеже V-VT вв. до н.э.
Ещё в XIX веке В.П. Васильев в статье «Конфуцианство» выделял в качестве основной заслуги Конфуция — создание школы нового типа: «Отверженный правительствами он стал их врагом и перешёл на сторону народа.... Он был первый народный учитель. ... Какие же зародыши заложил Конфуций в основу своего учения? Науку (в виде истории), народность (в форме стихотворений), нравственность (основанную на выводах из истории и поэзии)» (Семе-ненко, 1995, с.26).
В первую очередь обращает на себя внимание то, что не следует буквально понимать слова исследователей. Это касается самого понятия школа. К данной проблем обратился В.В. Малявин, написавший совместно с заслуженным учителем школы России Е.А. Ямбургом, книгу о педагогических идеях Конфуция. Он замечает, что у этой школы не было ни определённого места занятий, ни разработанного порядка ведения уроков. «Для Конфуция учение настолько сливалось с жизнью, что зачастую трудно понять где в его школе кончается одно и начинается другое... Не существовало ни установленных часов для занятий, ни программы обучения, ни чего либо похожего на экзамены... Обычно они собирались в доме учителя... в погожие дни выходили во двор и усаживались в тени любимого абрикосового дерева (отчего школа и получила название «Абрикосовый алтарь»)» (Малявин, 2002, с.28).
Кроме того, В.В.Малявин замечает, что китайские историки склонны к завышению численности учеников до трех тысяч. В свою очередь Л.С. Василь-
ев отмечает: «Традиция предписывает ему 72 ученика, но в «Лунь Юе» (сборнике бесед и суждений Конфуция с учениками) упомянуто их втрое меньше» (Малявин, 2002). Мы согласимся с ученым, что число не самое главное, «важен принцип отбора и обучения».
Социальный состав учеников был весьма разнообразным: «среди них встречались, конечно, и представители знати, но большинство имело невысокий социальный статус, И.И. Семененко называет их простыми «мужами».
По мнению исследователей, свободный доступ к обучению был обусловлен социальным положением самого Учителя, столкнувшегося с проблемой доступа к образованию, к получению высоких постов в государстве - не по желанию и способностям, а по родству и знатности.
Как пишет И.И. Семененко, «достаточно было прийти с традиционным знаком приветствия» и далее цитирует «Лунь Юй» с высказыванием Конфуция: «Я всем даю советы, начиная с тех, кто мне приносит связку вяленого мяса». Л.С. Переломов высказывает также мысль, что «если у соискателя не находится и этого, то его всё равно принимали». «Достаточно назвать, - пишет автор, - таких учеников как Чжун Гунн, чей отец был простым земледельцем, или Янь Юань, влачивший жалкое существование» (Переломов, 2000, с. 77).
Подводя итог, следует, всё же, обратиться к словам педагогов, которые считают, что Конфуций тем самым ввел принцип «всеобщего образования».
По мнению Л.С. Переломова и его китайского коллеги Ли Чанчжи, начало преподавательской карьеры было связано с нетерпением Конфуция «поскорее поделиться сотворенным (учением)...Конфуций понимал, что не так-то легко заполучить вожделенный пост. Поэтому он начинает с малого - открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления» (Переломов, 2000, с.65).
И.И. Семененко в свою очередь не соглашается с приведенным мнением о чисто политической направленности школы. Конфуцианскую школу исследователь рассматривает как феномен, который «вряд ли можно объяснить только тем, что Конфуций готовил из учеников правителей. Конфуциева школа восприняла необычайность и оригинальность своего создателя». В.В. Малявин солидарен с И.И. Семененко и отмечает, что «Конфуцию удалось создать многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском обществе почти не зависело от перипетий политической борьбы именно потому, что сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании и ценности символического языка культуры» (Малявин, 2002, с.28).
Л.С.Переломов говоря о содержании преподаваемого в Конфуцианской школе высказывал следующую мысль: «Круг тем, обсуждаемых с учениками, был весьма широк: этика, политика, правила поведения в семье и в обществе, критерии ценности личности и т.п. Если попытаться охарактеризовать круг занятий, то они сводились к проблеме самовоспитания - что есть личность и как стать человеком?». Говоря словами не менее известного синолога Л.С. Васильева: «Конфуций отнюдь не ограничивался теорией, он тесно переплетал её с
практикой» (Васильев, 1989, с.57). Вся совокупность идей Конфуция о политике, об обществе, о воспитании человека, о его нравственном совершенствовании нашла своё отражение, точнее сказать выражение в созданной философом школе.
Особый интерес современных педагогов и исследователей вызывают принципы и методы воспитания в конфуцианской школе. Основным принципом, о котором мы уже частично упоминали, является доступность образования. Вторым по значимости, но до сих пор оспариваемым - всестороннего развития личности. Объектом синологических споров является отказ Конфуция в преподавании трудовых навыков.
Не менее важным вопросом в освящении педагогических идей Конфуция являются методы, используемые им в достижении индивидуального обучения и как результат - самовоспитания личности.
Л.С. Переломов выделяет метод диалога - «свободного обсуждения темы», добиваясь максимальной активизации умственной деятельности учеников. В.В. Малявин же называет его методом вопросов и ответов и, обращаясь к биографии мыслителя, вспоминает один из эпизодов, когда Конфуций прислуживал в кумирне и задавал вопросы по каждому поводу, чем нимало удивил присутствующих. Конфуций в то время уже обозначил этот метод как совершенствование знаний.
Подробное описание этого метода дается в «Лунь Юе», который так и переводится «беседы и суждения». Пример этого метода иллюстрирует В.З. Клепиков: «Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы. Однажды его ученик Цзы Лу спросил: «Говорят, что если имеешь какую-либо хорошую мысль, то ее следует сразу же воплотить. Так ли это?» Конфуций ответил: «Вначале надо обратиться к отцу или старшему брату, которые имеют больше знаний и опыта, за советом и тогда уже действовать». Другой ученик Жань Ю на тот же вопрос получил такой ответ: «Конечно, надо сразу же реализовать эту мысль». Конфуций прокомментировал это следующим образом: Цзы Лу обычно легкомысленно относится ко многим делам и часто ошибается, а Жань Ю отличается нерешительностью в поступках, и ему нужна уверенность в своих силах».
Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие — письменности и языка, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п. Такая позиция исследователей дает основание утверждать, что Конфуций является создателем первой в Китае авторской школы.
Мы приходим к тому выводу, что наиболее полному освещению вопросов педагогики Конфуция мы обязаны представителям «советской школы синологии»: И.И. Семененко, Л.С. Переломову, Л.С. Васильеву, которые заложили фундамент для последующего изучения китайской педагогики в лице В.В. Малявина, В.З. Клепикова, А. Джуринского.
Список источников
Васильев, Л.С. Проблема генезиса китайской мысли / Л.С. Васильев. - М.,
1989.
Джуринский, А. История зарубежной педагогики / А. Джуринский. - М.,
1998.
Клепиков, В.З. Конфуций - выдающийся педагог Древнего Китая / В.З. Клепиков // Педагогика. - 2001. - №3. - С. 73-80.
Малявин, В.В. Конфуций. Антология гуманной педагогики / В.В. Малявин. - М., 2002.
Малявин, В.В. Конфуций / В.В. Малявин. - М., 2001. - Вып. 798. (Жизнь замечательных людей).
Переломов, Л.С. Конфуций. Лунь Юй /Л.С. Переломов. - М., 2000. Переломов. Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л.С. Переломов. - М.,
1993.
Семененко, И.И. Конфуций. Я верю в древность / И.И. Семененко. - М.,
1995.
Опрелкова О.Г., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент А.В.Вертинский
Концепция построения исламского государства
В настоящее время, как на международной арене, так и во внутриполитических отношениях существенно активизировалась деятельность мусульманских организаций, ставящих в качестве цели построение «истинного» исламского государства. В политике ряда стран, где ислам является религией подавляющего большинства населения, сегодня наблюдается своеобразный ренессанс исламского устройства государства. Это связано с тем, что после распада колониальных империй и государственных союзов данные страны стали на путь самостоятельного развития и избрали в качестве альтернативы ранее существовавшему режиму исламскую форму правления. Это избрание не было случайным. Освободившиеся государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально-экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.
Важно понять, причины, по которым многие мусульманские государства выбирают исламские модели построения государства. Российские исследователи Жданов Н.В., Игнатенко A.A., Сюкияйнен Л.Р., предлагают следующие причины (Игнатенко, 1988, с. 67):
- Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.