Научная статья на тему 'Эволюция взглядов российских исследователей по вопросу китайско-конфуцианской модели образования в 80-е годы XX — начале XXI века'

Эволюция взглядов российских исследователей по вопросу китайско-конфуцианской модели образования в 80-е годы XX — начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов российских исследователей по вопросу китайско-конфуцианской модели образования в 80-е годы XX — начале XXI века»

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

Эволюция взглядов российских исследователей по вопросу китайско-конфуцианской модели образования в 80-е годы XX — начале XXI века

Фролова Е. С.

Пермский педагогический университет, соискатель кафедры социальной педагогики.

Китайская образовательная система, несомненно, представляет особый интерес для российских исследователей. Среди представителей отечественной историографии (Л.С.Васильев, А.С. Мартынов, В.В. Малявин и пр.) господствует мнение, которое мы полностью разделяем, что конфуцианское учение (восстановление господствующих позиций которого наблюдается в современной КНР) является одной из основных причин небывалых успехов Китая и стран конфуцианского региона на мировой арене. Это касается как небывалого экономического прогресса, так и духовных достижений, в основе которых — незыблемость религиозных и культурных традиций.

Кроме того, современные российские исследователи считают, что ознакомление с основами конфуцианской доктрины и прежде всего с нравственно — этическими нормами конфуцианства весьма полезны для модернизации страны в целом и российского образования в частности.

Используя хронологический метод в изучении обширного спектра исследовательских работ (частично, эпизодически или подробно освещающих педагогические взгляды известного китайского философа), а также метод ретроспективного и перспективного анализа, мы стремились узнать, а есть ли преемственность в оценках китайско-конфуцианской образовательной модели в российской синологии?

В целом можем отметить, что исследованиями китайской образовательной системы занимались (и продолжают заниматься до сегодняшнего дня) всемирноизвестные синологи и педагоги.

Так становление и зарождение китайской образовательной модели мы можем проследить в трудах: Н.Я. Бичурина, В.В. и Л.С. Васильевых, Л.С. Переломова, В.В. Малявина, А.Н. Джуринского, А.А. Маслова, В.З.Клепикова, Н. Е. Боревской. Синологи единодушно отмечают, что современная китайская образовательная система унаследовала многие особенности и черты конфуцианской школы, созданной «учителем десяти тысяч поколений», еще в VI веке до н.э.

В первую очередь, речь идет об основных идеях конфуцианского учения, что может быть представлено в разработанной нами сравнительной таблице.

Закон КНР «Об образовании Государство усиливает строительство социалистической духовной цивилизации путем широкого утверждения высоких идеалов и нравственности, осуществления общего образования,воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработки и проведения в жизнь правил поведения и памяток для разных категорий населения города и деревни. Государство ратует за общественную мораль, для которой характерна любовь к родине, народу, труду, науке и социализму, проводит среди населения воспитание в духе патриотизма, коллективизма, и т.д.

Конфуцианские категории, ценности

1. Идеал нравственности — «Цзюнь-цзы»

2. «Жэнь» — человеколюбие, гуманность

3. «Ли» — ритуал, правила поведения, этикет

4. «И» — долг

О месте и роли конфуцианских традиций в педагогике древнего Китая и современной КНР пишут как именитые, так и молодые ученые: А.А. Щукин, Т.О. Ткачева, Т. А. Шаренкова, А.В Аллаберт. В своих диссертациях они рассматривают основы китайской системы образования и конфуцианские методы воспитания [1,8,9].

К примеру, Т.О. Ткачева констатирует, что «структура (восточного) китайского образования коренным образом не отличается от мировых стандартов, но содержание остается традиционным для конфуцианства. Повышенное внимание к образованию со стороны государства объясняется потребностям развития экономики и конфуцианской традицией культа учености (вэнь). Образовательная программа основана на традиционных конфуцианских ценностях: уважение к старшим, верность, обостренное чувство долга. Продолжая идей Т.О. Ткачевой, А.А. Щукин, замечает, что, во-первых, разработанная последователями Конфуция экзаменационная система, на сегодняшний день остается основным критерием отбора лучших. Во-вторых, поступление в ВУЗ, как и в древние времена — настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место [10, 1].

Таким образом, мы наблюдаем преемственность в оценке влияния древнего конфуцианского учения на образовательный процесс в современном Китае. Но, стоит также заметить, что молодые ученые несколько иначе оценивают это влияние, нежели классики:

1. Они соединяют теорию с практикой, рассматривают на конкретных примерах внедрение конфуцианских ценностей в китайскую педагогику;

2. Исследователи нового поколения поднимают вопрос о сравнении китайско-конфуцианской модели с мировыми стандартами;

3. Изменились акценты в оценке роли китайской образовательной системы.

4. Молодые ученые акцентируют внимание на исключительности китайско-конфуцианской модели образования КНР.

В результате анализа представлений российских синологов о системе образования в Китае, мы взяли на себя смелость сформулировать определение китайско-конфуцианской модели образования. На наш взгляд — это, складывающаяся на протяжении вековой истории Китая и оформившаяся в 80-е гг. XX века, система. Она включает в себя такие компоненты как: педагогические учреждения, представления о целях, задачах и содержании образования, методике, планах и принципах работы с учащимися. Мы считаем, что, все перечисленные компоненты китайской образовательной системы органически связаны с конфуцианским учением и соответственно, такая образовательная модель действительно не имеет аналогов в современной науке и мире.

Что же собой представляет образовательная модель КНР? Анализ исследований В.З. Клепикова и А.А. Щукина, современная образовательная система Поднебесной стала оформляться с середины 70-х гг. XX века.

Именно с председательства Дэн Сяопина начинается процесс «раскрепощение сознания и открытости» китайской нации[6, 2]. Благодаря реформам этого времени и продолжившейся модернизации образования вступившего в должность председателя Цзян Цзэминя система образования КНР выглядит следующим образом.

Педагогические науки

Ну а где же китайская специфика? Она, по мнению указанных нами ученых, главным образом состоит в изменении содержания образования. Суть изменений была определенна на XV съезде КПК 1997г., где в качестве официальной идеологии была принята теория «построения социализма с китайской спецификой». Причем один из её разделов провозглашал «строительство духовной цивилизации», что, по — мнению Н.Е. Боревской, В.З. Клепикова, Т.О. Ткачевой и др., констатировало «начало новой политики в отношениях традиций, культурных и духовных ценностей, прежде всего конфуцианства».

На пороге вступления в информационную эпоху китайское руководство предложило рассматривать образование как «системный объект». Усиление и совершенствование воспитательной работы отныне становится задачей не только образовательных ведомств и учреждений, но и всего общества. Этот отнюдь не новый для Китая «лозунг» приобрел новое звучание на фоне призыва к «всестороннему усилению воспитания качественных характеристик». За счет сокращения школьной учебной нагрузки предполагается возродить традиции идейно-нравственного воспитания и общественной практики учащихся.

Таким образом, трансформация взглядов ученых имеет позитивное решение. Изученные работы исследователей позволяют нам сделать вывод о том, что современные исследователи не отрицают оценок классической школы российской синологии. В то же время слишком категорично использовать термин «трансформация», так как налицо — эволюция взглядов. Как уже было сказано, не отрицая основу конфуцианских ценностей в современном образовании Китая, молодое поколение синологов делает акцент на практической значимости этих идей, их реализации в образовании КНР и возможности заимствования элементов китайско-конфуцианской модели образования в зарубежной практике.

Начальная ступень школа

(срок обучения 6 лет)

Рис. 1. Ступени образования в КНР с начала председательства Цзян Цзэминя (с 1990г. по настоящее время)

Список используемых источников

1. Аллаберт А. В. Место конфуцианства в модернизации Китая: конец ХХ-начало XXI в.: дис. к. и. н.: 07.00.03 Санкт-Петербург, 2003.- 181 е.: 61 04-7/178-1.

2. Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М: ИДВ РАН, 2002.(с.108).

3. Боревская Н.Е. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? / http://www.imperiya.by/theory3-1926.html Информационно-аналитический портал империя.

4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае/ Л.

С. Васильев// М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- 488 с.

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М. 1998

6. Клепиков В. З.Современный Китай: вопросы воспитания 04 октября 2007 http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus (Порталус — научная онлайн библиотека)

7. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. — М.: Восточная литература РАН, 2000.- 592с.

8. Ткачева Т.О. Конфуцианство в странах восточной Азии. Исторический выбор и социальная практика. Втор. Пол. XX — нач. XXI вв. Авториферат дис.к.и.н. Краснодар. 2009.

9. Шаренкова Т. А. Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект. Дисс.к. ф. н.: 09.00.13. — Чита, 2005. — 129 с./ Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций. — http://www.lib. ua-ru.net/diss/cont/220323.html#introduction

10. Щукин А.А. Как учат в КНР: система образования Китая// Электронный журнал. Российско-китайский деловой мир. 28 октября. 2009. Доступ к статье: http://www.rcdm. ru/?p=3932

11. Фотографии взяты со страницы электронного источника: http://pedagogic.ru/news/item/f00/s00/n0000052/index.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.