Информационный менеджмент
Л.И. Дежурный,
д.м.н., ведущий научный сотрудник ЦНИИОИЗ Росздрава, г. Москва
Г.В. Неудахин,
инструктор Европейского совета по реанимации, научный сотрудник ЦНИИОИЗ Росздрава,
г. Москва
К.И. Лысенко,
к.п.н., начальник Главного клинического госпиталя МВД Российской Федерации, г. Москва
П.В. Пахомов,
врач-терапевт цехового врачебного участка ФМБА ФГУЗ МСЧ № 97, г. Воронеж
РОССИЙСКИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: ЗАПУТАТЬ ИЛИ ПОМОЧЬ?
ноябре 2009 года Федеральным законом № 267 от 25.11.2009 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был нормативно закреплен термин «первая помощь». Участниками оказания первой помощи, то есть людьми, которые могут оказаться в ситуации, когда потребуется выполнить простейшие действия, направленные на спасение жизни пострадавшего, являются практически все россияне. Поэтому мы решили проанализировать, какие сведения может получить пользователь, пытающийся найти требующуюся ему информацию по вопросам оказания первой помощи в сети Интернет, которая в настоящее время становится все более и более популярным источником различных знаний ввиду доступности, наглядности, относительной простоты и высокой скорости поиска необходимых сведений (что и объясняет значительное количество обращений к сети для получения нужных материалов).
Для проведения этого анализа нами были задействованы наиболее распространенные поисковые системы Google, Yandex и Rambler [1—3], в поисковые строки которых мы ввели следующие основные ключевые слова и словосочетания: первая помощь, первая медицинская помощь, доврачебная помощь, неотложная помощь, самопомощь, взаимопомощь, обеспечение безопасности жизнедея-
тельности, оказание первой (медицинской) помощи, обучение первой помощи, устройства (оборудование) для оказания первой помощи. Следует отметить, что, несмотря на нормативное закрепление термина «первая помощь», до сих пор в Российской Федерации для обозначения простейших действий по оказанию помощи пострадавшим на месте происшествия используются различные выражения, указанные выше. Эти ключевые слова выбирались также для осуществления максимально широкого информационного поиска. Далее в тексте статьи для удобства мы будем применять именно словосочетание «первая помощь», подразумевая, что выражения «доврачебная помощь», «первая медицинская помощь» и т.п. в данном контексте являются синонимами, по сути.
Результатами поиска стало более 2 млрд. ссылок, посвященных первой помощи [4]. В результате структуризации этой информации Интернет-сайты были разделены в следующие группы.
1. Сайты обучающих центров — Интернетстраницы организаций, ведущих подготовку граждан правилам и навыкам оказания первой помощи. Контингент обучающихся весьма разнообразен — от всех желающих до работников определенных отраслей (сотрудников силовых структур, работников энергетических и нефтегазодобывающих предприятий, представителей транспортных организаций и т.д.). Также в эту группу нами были отнесены и
1енеджер №9
здравоохранения ЗОЮ
Информационный менеджмент
сайты международных общественных организаций, реализующих в ходе своей деятельности в том числе и программы подготовки населения. Следует заметить, что количество и качество информации по первой помощи на данных сайтах различно. Например, страницы КТЦ «Школа Первой Помощи» [5] являются достаточно привлекательными по дизайну и информативности. Помимо рекламной информации (стоимость, даты проведения и виды курсов, фотографии с проведенных занятий), на сайте содержатся краткие сведения о юридических аспектах оказания помощи и возможной ответственности граждан, а также о тех манипуляциях, которые категорически не рекомендуется осуществлять с пострадавшим. Важным является наличие так называемого «Справочника первой помощи», содержащего не только текстовые файлы, но и видеоуроки. Другим примером может стать сайт «Российского Красного Креста» [6], содержащий информацию о том, что указанная организация осуществляет подготовку людей, не имеющих высшего образования по первой помощи, при этом дополнительной информации не имеется. Особую нишу занимает сайт компании «Гало» [7], на стартовой странице которого располагается высказывание: «Жизнь каждого человека — это вселенная, потерю которой невозможно восполнить...». При этом содержание самого сайта достаточно малоинформативно и содержит преимущественно пафосные высказывания руководителя и идейного вдохновителя компании о необходимости оказывать первую помощь в соответствии с разработанной им методикой (не утвержденной впрочем соответствующими органами нормативно-правового регулирования и не соответствующей официально утвержденным в Российской Федерации алгоритмам).
2. Сайты производителей и (или) поставщиков обучающего оборудования. К этой категории мы отнесли Интернет-страницы организаций, занимающихся производством и распространением наглядных пособий, использующихся в процессе практической и теорети-
ческой подготовки по первой помощи: разнообразных видов манекенов-тренажеров для отработки навыков сердечно-легочной реанимации, переноски и манипуляций с пострадавшим, а также комплектов имитаторов повреждений и различной учебно-методической продукции (плакаты, стенды, пособия и т.п.). Соответственно на этих сайтах содержится информация преимущественно о производимой (или реализуемой) ими продукции, как, например, на страницах российского представительства датской компании «Ambu» [8], предлагающей оборудование для обучения различным видам помощи. Следует отметить, что в ряде случаев имеются примеры сайтов, совмещающих признаки двух первых категорий. Достаточно информативно насыщен сайт компании «Рипл» [9], имеющий раздел «Обучение медицинским навыкам», в котором содержатся сведения о современных средствах и устройствах, используемых при отработке практических навыков по первой помощи (и при ее оказании). Навигация по сайту очень удобна, имеется ссылка на обучающий центр (созданный на базе вышеуказанной организации) «Арибрис»
[10] , проводящий в том числе и курсы по первой помощи. На этом сайте содержится информация о видах курсов, их программе и справочная информация (адреса учебных центров, статьи, нормативные документы).
3. Непрофильные сайты, содержащие отдельные темы, посвященные первой помощи и частично (косвенно) касающиеся ее оказания. К ним можно отнести прежде всего разнообразные форумы. Они могут быть посвящены туризму (например, «Сервер для туристов и путешественников «Скиталец»
[11] ), экстремальным видам спорта (дайвингу, сноубордингу и т.п.), оружию (холодному и огнестрельному — например, оружейный портал «Guns.ru» [12]), различным единоборствам (одним из примеров является сайт «Fightbox.ru» [13], содержащий информацию о первой помощи при различных травмах). В эту группу также входят сайты, посвященные опасным видам деятельности (например, сайт
/Vй 3 Менеджер
2010 здравоохранения
Информационный менеджмент
«Промышленный альпинизм» [14], информирующий об оказании услуг в этой области, содержит раздел «Медицинская помощь»), сайты по охране труда, безопасности жизнедеятельности и т.п. (к примеру, страница ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» («Орелэнерго») [15] содержит памятку по оказанию первой медицинской помощи в экстренных ситуациях), сайты, посвященные подготовке водителей («Автошкола на дому» [16]). Особенностью этих сайтов является то, что в большинстве своем на них содержится разрозненная и «разношерстная» информация об оказании первой помощи; в большинстве случаев рекомендации даются людьми, не имеющими соответствующей подготовки, в результате чего ассортимент этих рекомендаций может быть самым разнообразным — от вполне приемлемых до совершенно неприменимых. К этой же группе сайтов можно отнести Интернет-ресурсы, созданные энтузиастами (зачастую немедиками) — например, сайт «Первая помощь» [17] или «Первая помощь.Би» [18]. Все вышесказанное целиком относится и к этим сайтам. Интересен пример сайтов, посвященных дайвингу: вследствие наличия четкой международной системы подготовки водолазов и требований к ним, на указанных сайтах, как правило, содержится полная и современная информациях о методиках оказания первой помощи (правда, с учетом возможных травм ввиду специфики этого вида спорта).
4. Сайты медицинских организаций и электронные медицинские библиотеки. В эту группу были объединены страницы с информацией по первой помощи, создававшиеся силами профессиональных медицинских работников, преподавателей и студентов средних и высших медицинских учебных заведений. Так же, как и предыдущая, эта группа довольно многочисленна и также разнообразна в отношении объема и порядка оказания первой помощи. Хорошим примером служит сайт службы скорой и неотложной медицинской помощи г. Екатеринбурга [19], на страницах которого располагается
справочник по первой помощи с иллюстрациями и видеофрагментами. А на сайте «Медуход.ги» [20] (сайт об уходе за лежачими пациентами, созданный «учредителями училища для подготовки среднего медперсонала») имеется раздел «Первая медицинская помощь», где содержится текстовая информация об отравлениях, кровотечениях, обмороке, ожогах и т.д. Довольно значительное количество информации об оказании первой помощи находится в электронных библиотеках («Большая медицинская библиотека» [21], «Медицинская библиотека «Medlib.ws» [22] и т.п.), энциклопедиях [23]. Однако поиск нужных сведений на этих страницах может быть затруднен ввиду того, что не везде информация о первой помощи выделена в отдельные ссылки, а может быть рассеяна по другим разделам.
5. Са йты официальных органов здравоохранения различного уровня (таких как Мин-здравсоцразвития РФ [24], Всемирная организация здравоохранения — Российский офис [25]) также содержат на страницах своих сайтов информацию о первой помощи, однако, как правило, она не выделена в отдельные разделы, что затрудняет ее поиск. Кроме этого, эти сведения в большинстве случаев ограничиваются официальными документами, предназначенными преимущественно для специалистов в области здравоохранения, и могут не иметь непосредственного отношения к участникам оказания первой помощи.
Таким образом, на основании полученных при проведении информационного поиска сведений нами были сделаны следующие выводы.
• На сегодняшний день в российском сегменте сети Интернет отсутствуют сайт (сайты), содержащие максимально полную, доступную и понятную для различных категорий пользователей информацию о различных аспектах первой помощи. Именно поэтому назрела настоятельная необходимость в создании отечественного сайта (портала), посвященного экономическим, юридическим, образовательным, материальным и прочим аспектам оказания первой помощи. Создаваемый сайт должен быть адресован максимальному
1енеджер №9
здравоохранения ЗОЮ
Информационный менеджмент
количеству заинтересованных лиц, начиная от непосредственных участников оказания первой помощи и заканчивая специалистами, руководителями и официальными лицами. Крайне необходимо, чтобы создаваемый сайт имел официальный статус, то есть являлся бы информационным ресурсом, содержащим сведения, полученные из официальных органов, курирующих в Российской Федерации вопросы оказания первой помощи.
• В Интернет-пространстве до сих пор понятие «первая помощь» до конца не определено и размыто. Зачастую это словосочетание применяется в совершенно другом смысле — например, «первая помощь» компьютеру, сеть аптек «Первая помощь», специализация по первой помощи в компьютерной игре Warcraft и т.п. При этом в результатах поиска с помощью поисковых систем ссылки на эти информационные ресурсы по релевантности находятся на первых местах [26]. Очевидно, что подобная ситуация будет затруднять информационный поиск даже опытному пользователю, которому могут потребоваться значительные усилия для нахождения необходимых сведений. Поэтому следует предусмотреть возможность повышения статуса разрабатываемого сайта (портала) в существующих поисковых системах.
Список ссылок
• Информация, наполняющая подавляющее большинство сайтов, не всегда является полной и объективной. Зачастую на Интернет-странице содержатся сведения по оказанию первой помощи при различных ситуациях, при этом, как правило, отсутствует информация об общей тактике действий участников оказания первой помощи на месте происшествия, о взаимодействии их с аварийно-спасательными формированиями, сотрудниками скорой медицинской помощи. На некоторых сайтах рекомендуются методики оказания помощи, использование которых может не соответствовать имеющемуся у участников оказания первой помощи оснащению. Кроме того, выполнение некоторых рекомендаций может навредить пострадавшему. При этом отдельные сайты открыто заявляют о своем несогласии с официальными органами (например, с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, НИИ общей реаниматологии РАМН) и принятыми ими рекомендациями по оказанию первой помощи [27]. На наш взгляд, создание полноценного сайта и придание ему официального статуса позволят избежать появления в информационном пространстве подобных ресурсов.
1. http://www.google.ru/
2. www.yandex.ru/
3. http://www.rambler.ru/
4. http://www.google.ru/se-arch?hl=ru&newwindow= 1&rlz=1W1SKPB_ru&q= %D0%BF%D0%B5%D1%8 0%D0%B2%D0%B0%D1% 8F+%D0%BF%D0%BE%D0 %BC%D0%BE%D1%89%D 1%8C&aq=f&aqi=g10&aql =&oq=&gs_rfai=
5. http://www.allsafety.ru/
6. http://www.redcross.ru/
7. http://www.galo.ru/
8. http://ambu.ru/
9. http://www.reepl.ru/
10. http://www.aribris.ru/
11. http://www.skitalets.ru/
12. http://www.guns.ru/
13. http://fightbox.ru/
14. http://www.alpnet.ru/
15. http://orelenergo.mrsk-1.ru/
16. http://www.1pdd.ru/
17. http://pervayapomosch.ru
18. http://firsthelp.su/
19. http://www.03-ektb.ru/
20. http://www.meduhod.ru/
21. http://med-lib.ru/
22. http://medlib.ws
23. http://ru .wikipedia.org/
24. http://www.minzdravsoc.ru/
25. http://www.who.int/ru/
26. http://www.google.ru/se-arch?hl=ru&newwindow= 1&rlz=1W1SKPB_ru&q= %D0%BF%D0%B5%D1% 80%D0%B2%D0%B0%D1 %8F+%D0%BF%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D1%8 9%D1%8C&aq=f&aqi=&a ql=&oq=&gs_rfai=
27. http://www.galo.ru/system /substantiation/precordi-al_ thump/
/Vй 3 Менеджер
2010 здравоохранения