Научная статья на тему 'Обязанности медицинских организаций'

Обязанности медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1212
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ОБЯЗАННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / MEDICAL ORGANIZATION / MEDICAL CARE / DUTIES / RESPONSIBILITY / INSURANCE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Романовская О. В.

В статье анализируются обязанности медицинских организаций (статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Определен субъект обязанностей. Раскрыто содержание таких обязанностей, как информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. В статье рассмотрено содержание обязанностей медицинских организаций, закрепленных в иных законодательных источниках (например, в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibilities of medical organizations

In the article obligations of the medical organizations (article 79 of the Federal law of November 21, 2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation») are analyzed. The subject of duties is defined. The maintenance of such duties as is opened: to inform law-enforcement bodies on arrival of patients concerning whom there are sufficient bases to believe that harm to their health is done as a result of illegal actions; to carry out insurance on a case of infliction of harm of life and (or) to health of the patient when rendering a medical care. In article the maintenance of obligations of the medical organizations fixed in other statutiry sources (for example, in the Federal law of November 29, 2010 № 326-FZ «About obligatory medical insurance in the Russian Federation») is considered.

Текст научной работы на тему «Обязанности медицинских организаций»

Здравоохранение и право

О.В. Романовская,

д.ю.н., профессор кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, г. Пенза, Россия, [email protected]

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ1

УДК 342.97

Романовская О.В. Обязанности медицинских организаций (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)

Аннотация. В статье анализируются обязанности медицинских организаций (статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Определен субъект обязанностей. Раскрыто содержание таких обязанностей, как информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. В статье рассмотрено содержание обязанностей медицинских организаций, закрепленных в иных законодательных источниках (например, в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Ключевые слова: медицинская организация, медицинская помощь, обязанности, ответственность, страхование.

Статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 2 (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) закрепляет обязанности медицинских организаций. Данная норма является новеллой. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не закрепляли права и обязанности медицинской организации как самостоятельные правовые нормы.

Структурно обязанности разделены на два больших блока: обязанности, вменяемые всем медицинским организациям, и обязанности медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Понятие медицинской организации представлено в статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан. Таковой является: «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Далее делается уточнение: «Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие, наряду с основной (уставной) деятельностью, медицинскую

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.

2 Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

© О.В. Романовская, 2014 г.

№5 Менеджер

3014 ‘

Здравоохранение и право

деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность». Соответственно при определении субъекта, имеющего обязанности, предусмотренные статьей 79 Закона об основах охраны здоровья граждан, следует учитывать:

— юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), в чьих учредительных документах есть указание на медицинскую деятельность как основную;

— юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), в чьих учредительных документах медицинская деятельность указывается как вид деятельности, но не является основным;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Для всех перечисленных субъектов обязательно наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Таким образом обязанности медицинской организации возникают не с момента государственной регистрации юридического лица, а с момента получения соответствующей лицензии.

Несмотря на новизну, инициативу законодателю следует оценить весьма сдержанно. Во-первых, норма (статья 79) во многом носит избыточный характер (повторяет положения, предусмотренные в иных нормах Закона об основах охраны здоровья граждан) и не связана напрямую с выполнением обязанности именно медицинской организации как юридического лица. Например, предусматривается обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме. Но есть часть 2 статьи 11 Закона об основах охраны здоровья граждан, которая устанавливает: «Медицинская помощь в

экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается». Есть

обязанность медицинской организации соблюдать врачебную тайну, но ее содержание подробно определено статьей 13 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Во-вторых, происходит дублирование положений иных законодательных актов, имеющих общее значение и распространяющееся на все субъекты права вне зависимости от их сферы деятельности. Так, закрепляется обязанность осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Обязанность соблюдать отечественное законодательство — универсальная обязанность для всех субъектов права, которая предусмотрена Конституцией России. Лишнее напоминание вряд ли несет в себе какое-то дополнительное значение. Закрепление подобной обязанности характерно для органов государственной власти, но в этом иной смысл: они действуют по принципу — дозволено только то, что прямо предусмотрено законом. Медицинские организации — субъекты частного права (даже если они государственные), а медицинские работники — не государственные служащие. Кстати, статья 37 Закона об основах охраны здоровья граждан также устанавливает, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи [8]. Именно, исходя из содержания статьи 37, была скорректирована статья 79 — см.: Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ. Это еще один аргумент в пользу того, что при написании закона многие нормы по содержанию между собой не согласовывались.

Согласно Закону об основах охраны здоровья граждан, медицинская организация обязана вести медицинскую документацию,

-G

1енеджер №5

здравоохранения 3014

Здравоохранение и право

обеспечивать ее учет и хранение, представлять необходимую отчетность. Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения принималось значительное количество нормативных актов, определяющих содержание тех или иных документов, используемых в медицинской практики (карты учета, медицинские карты, талоны, направления и т.д.). Многие из них являются документами строгой отчетности. Кроме того, в России действует Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»3, который предусматривает обязанность по сбору, систематизации и предоставлению определенной информации, носящей статистический характер.

В-третьих, Закон об основах охраны здоровья граждан, закрепляя дополнительные обязанности для медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, фактически вошел в определенную конкуренцию со статьей 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»4, в которой также закреплены обязанности медицинской организации. Статья 3 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает приоритет своих норм по отношению ко всем иным нормативным актам (части 2 и 3): «2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в

других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона».

Перечни обязанностей медицинских организаций в упомянутых нормативных актах различаются. Например, Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает следующую обязанность: «предоставлять

пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Закон об ОМС: «размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования». Территориальная программа ОМС является частью Программы госгарантий, поэтому в данном вопросе обязанности медицинских организаций, содержащиеся в разных нормативных актах, должны быть все-таки согласованы [9]. Тем более, что Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ5 дополнен Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 6.30 «Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ госу-

№5 Менеджер

3014 ‘

3 Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6043.

4 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 49. — Ст. 6422.

5 Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 48. — Ст. 6165.

Здравоохранение и право

дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Если копать глубже, то и текст части 1 статьи 6.30 КоАП РФ содержит в себе «подводные камни». Диспозиция выглядит следующим образом: «Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей». Получается, что любая медицинская организация должна проинформировать гражданина о возможности получения медицинской помощи бесплатно (кстати, такая обязанность в Законе об основах охраны здоровья граждан закрепляется применительно ко всем медицинским организациям).

Поясним ситуацию: Пришел гражданин в частную медицинскую организацию сдать общий анализ крови, его должны предупредить, что это можно сделать бесплатно, правда, в другой организации. Если же гражданин «не отступит» от желания сдать кровь за свои средства, тогда можно приступать к медицинской манипуляции. Такое информирование желательно оформить письменно. В противном случае гражданин может обратиться с жалобой, что его не проинформировали, и он не знал, что все это можно сделать бесплатно. В итоге: привлечение к

ответственности медицинской организации.

Часть 2 статьи 6.30 дополняет: «Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанно-

сти о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей». Представляется, что многие медицинские организации еще ждут «сюрпризы» с применением статьи 6.30 КоАП РФ.

Относительно обязанностей медицинской организации в сфере ОМС следует упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. №1648-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Консультативно-диагностический центр «Добрый доктор» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»6, в котором относительно контроля за целевым расходованием денежных средств специально подчеркивается: «Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению

6 Документ официально опубликован не был. Текст взят: СПС «Консультант Плюс».

1енеджер №5

здравоохранения 3014

Здравоохранение и право

средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а потому оспариваемые законоположения и конституционные права, перечисленные в жалобе заявителя, в указанном им аспекте не нарушают».

Следует признать, что закрепление некоторых обязанностей носит усиливающий характер. Так, Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»7 предусматривает порядок обращения лекарственных средств в Российской Федерации. Но Закон об основах охраны здоровья граждан специально указывает, что медицинские организации обязаны обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.

В Законе об основах охраны здоровья граждан содержатся и отсылочные нормы. Так, устанавливается обязанность организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Одновременно в Законе об основах охраны здоровья граждан предусматривается корреспондирующая обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и

научных организациях. Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях8. Приказ обозначает обязанность работодателя по обеспечению повышения квалификации медицинскими работниками.

Изучая конкретные обязанности медицинской организации, на некоторых из них следует остановиться более подробно.

Медицинская организация обязана информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. Порядок информирования определен Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 565н9. Следует отметить, что информирование происходит только органов внутренних дел вне зависимости от последующей подследственности дела (если будут выявлены признаки состава преступления). Обязанность возлагается именно на медицинскую организацию, и она возникает, даже если пациент отказывается от последующей госпитализации и удовлетворяется разовым обращением за медицинской помощью. Передача сведений происходит в территориальный орган МВД России по месту нахождения медицинской организации. Порядок информирования устанавливает перечень признаков причинения вреда здоровью, наличие которых обусловливает передачу сведений в органы внутренних дел:

— огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;

№5 Менеджер

3014 ‘

7 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 16. — Ст. 1815.

8 Российская газета. — 2012. — №215. — 19 сентября.

9 Российская газета. — 2012. — № 177. — 3 августа.

Здравоохранение и право

— ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

— колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;

— переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;

— гематомы внутренних органов;

— ушибы, сотрясения головного мозга;

— повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;

— механическая асфиксия;

— поражения электрическим током;

— состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ;

— признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;

— признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;

— истощение;

— иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

При выявлении указанных повреждений врач должен самостоятельно оценить их характер и только при наличии достаточных оснований полагать, что данный вред причинен в результате противоправных действий, уведомить администрацию медицинской организации (руководитель отвечает за организацию такого информирования), а та в свою очередь орган внутренних дел. Закон вводит оценочную категорию «достаточные основания», которая предполагает субъективное усмотрение медицинского работника. Организация только уведомляет органы внутренних дел, а не решает вопрос о возбуждении уголовного дела и установлении вины того или иного лица. Этим будут заниматься, если подозрения подтвердятся, иные компе-

тентные органы. Уведомление происходит телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного извещения, подписанного руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации.

Извещение должно содержать следующие сведения о пациенте:

— фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений);

— адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);

— дата, время поступления (обращения) пациента;

— характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.

В медицинской организации осуществляется также ведение специального журнала регистрации.

Кстати, на уровне субъектов Российской Федерации принимаются правила, пытающиеся скорректировать положения Закона об основах охраны здоровья граждан. Так, медицинские организации обязывают сообщать в органы управления образованием обо всех случаях обращений несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, опьянения или в результате суицида. Например, такую обязанность вводит Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2013 г. №921-П «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014-2017 годы», устанавливающее порядок информирования органов управления образованием о случаях суицидальных попыток среди несовершеннолетних. В конце Постановления содержится

1енеджер №5

здравоохранения 3014

Здравоохранение и право

лишь ссылка, что вся информация находится под грифом «для служебного пользования».

Медицинская организация обязана осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом. О страховании профессиональной ответственности медицинских работников говорится уже много в юридической и медицинской печати. Иногда происходит путаница и указание на статью 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»10, в части 1 которой к объектам личного страхования отнесены имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Однако в данном случае речь идет о страховании гражданина, который может стать пациентом, а не о страховании профессиональной деятельности. Примеры страхования во втором случае законодательной практике уже известны, апробированы и показали свой положительный результат. Так, подлежит страхованию профессиональная деятельность нотариусов, оценщиков, аудиторов.

По поводу страхования ответственности еще в 1995 г. М.Н. Малеина писала, что это перспективное для нашей страны направление совершенствования страхового законодательства, в частности, для ситуаций, когда вред причинен частнопрактикующим врачом, не имеющим достаточных средств для его возмещения [6]. Данная идея имела неоднократную поддержку на уровне диссертационных исследований [7]. И.Г. Ломакина справедливо отмечает связь безвиновной ответственности исполнителя медицинской услуги и обязательного страхования профессиональной ответственности: «При отсутствии вины со стороны исполнителя медицин-

ской услуги, когда неблагоприятный (неудачный) исход лечения может быть обусловлен специфическими индивидуальными особенностями организма пациента или несовершенством медицинской науки, применять меры ответственности к исполнителю медицинской услуги неправомерно. Однако пациент, пострадавший от последствий неудачного лечения, также вправе рассчитывать на устранение неблагоприятных для него последствий, что возможно лишь при введении системы страхования ответственности перед пациентом» [5, 4].

Верховный Суд Словакии в одном из своих решений сформулировал интересный вывод, который может лечь в основу системы страхования ответственности медиков: если медицинская наука признает и рискованный способ лечения социально значимым и обязывает или поощряет врача его применять, то надлежит обществу, а не индивиду отвечать за последствия возможной неудачи и причинения вреда [2].

Закон об основах охраны здоровья граждан (статья 79) закрепляет обязанность страховать ответственность только для медицинских организаций, но не для врачей, работающих по трудовому договору (статья 63 ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала право медицинских и фармацевтических работников на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей). В то же время страхованию подлежит именно профессиональная деятельность организации, которая обеспечивается наличием в штате работников, имеющих право на осуществление медицинской деятельности. Предусмотренный вид страхования ответственности не охватывает иные основания причинения вреда жизни и здоровью гражда-

10 Российская газета. — 1993. — №6. — 12 января.

№5 Менеджер

3014 ‘

Здравоохранение и право

нина. Так, не будет подпадать под данный вид страхования возмещение вреда в результате падения пациента на лестнице поликлиники, попадания на голову наледи с крыши больницы и т.д., хотя ответчиком может выступать именно организация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве страховых рисков в договорах страхования профессиональной ответственности врачей предусматриваются различного рода ошибки, в частности, при установлении диагноза заболевания; в рекомендациях при проведении лечения; при выписке рецептов по приему лекарственных средств; при проведении хирургических операций; при проведении иных медицинских манипуляций [3].

Российские врачи в целом положительно относятся к идее страхования ответственности. В 2007-2008 гг. в г. Волгограде проводилось социологическое исследование среди стоматологов на данную тему. Выяснилось, что при принципиальной поддержке идеи страхования большинство врачей не обладают достаточным уровнем знаний по вопросу страхования своей профессиональной ответственности. Подавляющее число респондентов (89%) выразили желание застраховать ответственность (риски), понимая, что механизм страхования является формой социальной и правовой защиты медицинских работников от непредвиденных обстоятельств профессиональной деятельности [1].

Одним из серьезных препятствий внедрения системы страхования является небогатое существование российской системы здравоохранения. С учетом того, что обязанность по страхованию возникает именно у медицинской организации, для государственных и муниципальных учреждений она ляжет допол 1

нительным финансовым бременем. Еще во время действия Основ об охране здоровья граждан в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «Об обязательном страховании ответственности медицинских работников», но ввиду отсутствия бюджетного финансирования расходов на такое страхование проект так и не был реализован в закон. Сейчас Закон об основах охраны здоровья граждан вводит страхование профессиональной ответственности как обязанность медицинской организации, но в соответствии с федеральным законом, которого пока нет.

Таким образом статья 79 Закона об основах охраны здоровья граждан во многом носит декларативный характер. При анализе обязанностей медицинской организации необходимо стыковать содержание различных нормативных актов (иногда разные статьи самого Закона об основах охраны здоровья граждан), чтобы не путать ни саму медицинскую организацию, ни медицинских работников, ни пациентов. Некоторые положения статьи 79 отсылают к иным законодательным источникам, что невольно поднимает проблему дублирования нормативных правил. Повторы никогда не воспринимались как достоинство юридической техники написания закона. По-видимому, еще придется вносить некоторые уточнения в перечень обязанностей медицинских организаций. Все это обусловливает востребованность научных изысканий в указанной сфере. Медицинская организация должна четко представлять, какие обязывающие модели поведения ей предписаны в силу закона. Тем более, что некоторые из них гарантированы мерами серьезной ответственности.

1. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В. Отношение врачей-стоматологов к страхованию профессиональной ответственности//Медицинское право. — 2009. — №2. - С. 42-43.

1енеджер №5

здравоохранения 3014

50

Здравоохранение и право

2. Драгонец Я. , Холлендер П. Современная медицина и право: Пер. со словацкого. — М.: Юрид. лит., 1991. — 336 с.

3. Игбаева Г.Р. Перспективы развития страхования профессиональной ответственности врачей и других медицинских работников//Социальное и пенсионное право. — 2007. — № 2. — С. 37-39.

4. Капранова С.Ю. Страхование гражданской ответственности исполнителя медицинской услуги//Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. — СПб.,

2007. — 19 с.

5. Ломакина И.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации//Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. — М., 2006. — 25 с.

6. МалеинаМ.Н. Человек и медицина в современном праве. — М.: БЕК, 1995. — 260 с.

7. Мнацаканян А.С. Гражданско-правовая ответственность исполнителя медицинских услуг//Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. — Краснодар, 2008. — 26 с.

8. Романовский Г.Б. К вопросу о порядках оказания и стандартах медицинской помощи//Главврач. — 2013. — №6. — С. 24-30.

9. Романовский Г.Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: плюсы и минусы//Правовые вопросы в здравоохранении. — 2014. — №2. — С. 26-38.

10. Тихомиров А.В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг//Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. — М.,

2008. — 31 с.

UDC 342.97

Romanovskaya O.V. Responsibilities of medical organizations (Penza State University, Penza, Russia)

Abstract. In the article obligations of the medical organizations (article 79 of the Federal law of November 21, 2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation») are analyzed. The subject of duties is defined. The maintenance of such duties as is opened: to inform law-enforcement bodies on arrival of patients concerning whom there are sufficient bases to believe that harm to their health is done as a result of illegal actions; to carry out insurance on a case of infliction of harm of life and (or) to health of the patient when rendering a medical care. In article the maintenance of obligations of the medical organizations fixed in other statutiry sources (for example, in the Federal law of November 29, 2010 № 326-FZ «About obligatory medical insurance in the Russian Federation») is considered.

Keywords: medical organization, medical care, duties, responsibility, insurance.

№5

3014

Менедже1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.