Научная статья на тему 'Российские инновационные достижения на примере титановой долины и Фонда «Сколково»'

Российские инновационные достижения на примере титановой долины и Фонда «Сколково» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА / СКОЛКОВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATION CLUSTERS / TITANIUM VALLEY / SKOLKOVO / PARTNERSHIP BETWEEN STATE-OWNED AND PRIVATE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобец Андрей Викторович

Рассматривается современный опыт России в инновационной сфере. В качестве примера представлены два крупнейшие инновационные кластера - Титановая Долина и Фонд «Сколково». Особенность российской практики заключается в том, что оба проекта строятся на основе государственно-частного партнерства с использованием инвестиций как из бюджета России, так и из собственных средств крупных высокотехнологичных компаний. Целью этих проектов является привлечение крупных мировых и российских инвесторов и поставщиков технологий, развитие исследований и разработок, а также коммерциализация их результатов. Особенность заключается в том, что оба проекта являются уникальными в своей области в мировом масштабе. Иностранные инвесторы рассматривают свое участие в этих кластерах как возможность развития технологий и повышения конкурентоспособности. Эти же возможности кластеры предоставляют и национальным компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горобец Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN INNOVATION ACHIEVEMENTS ON EXAMPLE OF TITAN VALLEY AND FUND “SKOLKOVO”

The contemporary actions of Russia in innovation sphere using the example of the two biggest innovation clusters Titanium Valley and “Skolkovo” is considered. The peculiarity of Russian practices is that both projects are based on the partnership between state-owned and private companies. The main role in investing process plays state budget as well as giant private high-tech companies. The main objective of these projects lies in engaging huge global and local investors and technology providers, as well as developing of research and development process and commercialization of the results. The main feature of both projects is the uniqueness in terms of global business. Foreign investors seek the opportunity to develop new technologies and raising the level of own competitiveness. All these opportunitites of these clusters are also available for domestic companies.

Текст научной работы на тему «Российские инновационные достижения на примере титановой долины и Фонда «Сколково»»

УДК 338.2

РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТИТАНОВОЙ ДОЛИНЫ И ФОНДА «СКОЛКОВО»

© Андрей Викторович ГОРОБЕЦ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра государственного регулирования экономики, e-mail: Gorobetsanvic@gmail.com

Рассматривается современный опыт России в инновационной сфере. В качестве примера представлены два крупнейшие инновационные кластера - Титановая Долина и Фонд «Сколково». Особенность российской практики заключается в том, что оба проекта строятся на основе государственно-частного партнерства с использованием инвестиций как из бюджета России, так и из собственных средств крупных высокотехнологичных компаний. Целью этих проектов является привлечение крупных мировых и российских инвесторов и поставщиков технологий, развитие исследований и разработок, а также коммерциализация их результатов. Особенность заключается в том, что оба проекта являются уникальными в своей области в мировом масштабе. Иностранные инвесторы рассматривают свое участие в этих кластерах как возможность развития технологий и повышения конкурентоспособности. Эти же возможности кластеры предоставляют и национальным компаниям.

Ключевые слова: инновационные кластеры; Титановая Долина; Сколково; государственно-частное партнерство.

Сегодня во многих случаях переход на инновационный путь развития осуществляется не разрозненными предприятиями, а объединениями, группами разнообразных организаций на основе сетевого или кластерного подхода. Данные подходы в современных условиях активно практикуются не только в сфере непосредственного производства, но и все в большей степени охватывают инновационную деятельность компаний. Новые экономические реалии открывают дополнительные возможности малому бизнесу и, прежде всего, гибким инновационным фирмам.

В современной экономике одной из наиболее эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капитала, обеспечивающей необходимые конкурентные преимущества, становятся научно-производственные и инновационные кластеры. В последние десятилетия правительства многих стран разрабатывают «кластерные стратегии», целью которых является эффективная интеграция интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. В экономическую литературу понятие «кластер» было введено М. Портером, согласно которому кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью органи-

заций в определенных областях, конкурирующих между собой, но при этом ведущих совместную работу [1]. В отличие от сетей, представляющих собой группы малых и средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки, кластеры предполагают отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые совместными усилиями производят и продают ряд связанных или взаимодополняющих товаров [2]. Согласно М. Портеру, взаимодействие фирм внутри кластера представляет собой комбинацию конкуренции и кооперации (соореййоп).

Рассмотрим одни из самых крупных кластеров на территории России, которые были созданы за последние несколько лет, а именно особую экономическую зону (ОЭЗ) «Титановая Долина» и Фонд «Сколково».

В 2006 г. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами проводило конкурс на реализацию проектов особых экономических зон промышлен-но-производственного типа в 2007 г. Тогда же был впервые представлен проект ОЭЗ «Титановая Долина», но проект не прошел отбор [3].

В 2010 г. премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин посетил г. Верхняя Салда и озвучил реальные планы по созда-

нию ОЭЗ «Титановая Долина» на базе корпорации «ВСМПО-АВИСМА», контрольный пакет которой принадлежит Государственной Корпорации «Ростехнологии». Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» является крупнейшим производителем титана в мире [4].

Кластер «Титановая Долина» основан на территории между двумя важнейшими моногородами Свердловской области - Нижним Тагилом и Верхней Салдой.

Основной принцип создания особой экономической зоны «Титановая Долина» - это государственно-частное партнерство, и, по предварительным оценкам, частные инвестиции будут сопоставимы по своим размерам с государственными.

Целями создания ОЭЗ «Титановая Долина» являются:

1) привлечение крупных мировых производителей инновационной промышленности;

2) создание новых современных высокотехнологичных производств;

3) создание условий для интеграции российской экономики в процесс глобализации.

Создание особой экономической зоны предполагает реализацию нескольких стратегических проектов [5].

Первая группа проектов - развитие сырьевой базы титанового производства -будет направлена на развитие российских источников сырья как для титана, так и для легирующих элементов сплавов. В частности проект предполагает организацию производства ванадийсодержащих лигатур на базе Качканарского месторождения железных руд.

Вторая группа проектов предполагает развитие производства титановых полуфабрикатов для авиации, медицины, крепежа, а также изготовление сварочной проволоки.

Третья группа проектов - производство компонентов для авиастроения, которое включает производство деталей для самолетов и других видов летательных аппаратов.

Четвертая группа проектов - производство готовой продукции - предполагает создание машиностроительного комплекса по изготовлению титанового и комбинированного оборудования для химического машиностроения, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии.

Инициатором создания кластера в первую очередь выступил бизнес, а именно корпорация «ВСМПО-АВИСМА», которая предложила план создания этой особой эко-

номической зоны. Но финансирование такого большого по объему проекта невозможно осуществить усилиями исключительно бизнес-структур в силу высокой степени риска и больших объемов инвестиций. Поэтому «на помощь» пришли сначала исполнительные органы региональной власти, а в 2010 г. и федеральное правительство решило поддержать проект. Поэтому можно сказать, что ОЭЗ относится к организованным кластерам, созданным на условиях государственно-частно-го партнерства.

Ранее было сказано, что важная роль финансирования проекта принадлежит государству в лице как федеральной и региональной, так и муниципальной власти. Но основная же роль финансирования проекта и инвестиций в инфраструктуру принадлежит бизнесу. Государство планирует инвестировать в проект по разным оценкам примерно 50 млрд руб. к 2016 г. на развитие инфраструктуры особой экономической зоны. Бизнесу же поставлены следующие условия: инвестиции в проект не менее 3 млн евро, в т. ч. 1 млн в первый год резидентуры в кластере.

Перспективы развития ОЭЗ «Титановая Долина» стали проясняться после формирования экономической политики Правительства Российской Федерации. Несмотря на «застойные» 2012 и 2013 гг., когда решался вопрос выделения финансовых средств, что удерживает будущих резидентов от размещения, можно с уверенностью сказать, что сейчас это уже больше, чем просто проект. Перспективы развития ОЭЗ представляются в большей степени наличием интересов со стороны правительства страны, т. к. увеличение инвестиций в регионы отражается на росте количества новых рабочих мест и в целом увеличении социальной стабильности. С другой стороны, бизнес также заинтересован в развитии ОЭЗ, ведь близость в первую очередь к поставщику сырья позволит сократить транспортные издержки и повысить тем самым конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке вследствие снижения себестоимости конечной продукции, а также близость к университетам позволит обеспечить новые производства квалифицированными кадрами.

Государственно-частное партнерство является перспективным видом сотрудничества в такого рода проектах, и мировой опыт показывает, что множество стран как с развитой, так и с переходной экономиками уделя-

ют особое внимание именно государственно-частному партнерству, т. к. это позволяет установить взаимовыгодное сотрудничество.

Фонд инновационный центр «Сколково» -это воплощенный проект кластера, инициированный государством по подобию Кремниевой долины в Калифорнии [6].

Первые планы по созданию такого центра были озвучены на ежегодном Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Д.А. Медведевым [7]. Тогда говорилось о необходимости создания центра исследований и разработок и коммерциализации их результатов по основным направлениям модернизации российской экономики по примеру подобных проектов за рубежом.

31 декабря 2009 г. появился первый нормативно-правовой акт проекта: распоряжение Президента РФ № 889-рп «О рабочей группе по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов».

В марте 2010 г. В. Вексельберг, ранее назначенный на должность Президента Фонда Сколково (управляющая компания), заявил о необходимости разработки особого правового режима в Сколково, предоставления налоговых и таможенных льгот. Особый правовой режим, налоговые и таможенные льготы могли быть представлены присвоением статуса территории инновационного центра особой экономической зоны. Однако этого не последовало, и было принято решение о регулировании данной территории особым Федеральным законом. Это было вызвано необходимостью предоставления более привлекательных условий как для иностранных, так и для российских инвесторов. К примеру, вдвое большая продолжительность предоставления льгот по сравнению с особыми экономическими зонами. В сентябре 2010 г. вышли в свет федеральные законы об Инновационном центре «Сколково».

Вступил в силу Мандат Фонда «Сколко-во», принятый на заседании Совета Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»). Мандат определяет основные задачи, сферы деятельности и полномочия Фонда «Сколко-во» в рамках выполнения функций управляющей компании Инновационного центра «Сколково», а также принципы предоставления статуса Участника центра «Сколково» и

участие Фонда «Сколково» в финансировании проектов Участников [8].

Согласно теории организованных кластеров, инновационный центр «Сколково» является не одним организованным кластером, а пятью отдельными организованными кластерами. Это связано с тем, что инновационный центр будет работать по пяти основным направлениям модернизации российской экономики, обозначенным руководством страны: биотехнологии, энергетические технологии, информационные технологии, космические технологии и ядерные технологии.

Целями создания Фонда инновационного центра «Сколково» в Московской области являются:

1) модернизация и развитие экономики как близлежащих регионов, так и всей страны в целом;

2) развитие приоритетных направлений экономики;

3) поддержка развития российской науки и молодых научных кадров;

4) поддержка малого и среднего предпринимательства в области высоких технологий;

5) привлечение иностранных инвестиций;

6) увеличение объемов обмена опытом с высокотехнологичными иностранными компаниями;

7) увеличение веса высокотехнологичной продукции в ВВП России.

Фактически «Сколково» является первым проектом, позволяющим сформироваться в России прикладному научному бизнесу.

В отличие от ОЭЗ «Титановая Долина» инициатором создания кластера в первую очередь выступило государство в лице президента Д.А. Медведева, который предложил идею создания центра по развитию научных исследований и коммерциализации их результатов. Особое место в создании инновационного центра отводится международному сотрудничеству. Уже заключена масса соглашений с рядом компаний, которые разместят свои представительства на территории инновационного центра. В их число входят Intel, Nokia, Siemens, Microsoft и др.

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим инновационный центр, компании-резиденты «Сколково» будут освобождены от уплаты некоторых налогов, к примеру, налога на прибыль, земельного налога

и налога на имущество, снижены ставки социальных отчислений [9].

Роль государства в финансировании данного проекта является первоочередной, в качестве инициатора, но со временем развития инновационного центра ожидается, что бизнес также начнет осуществлять инвестиции в инфраструктуру.

Проект подобных бизнес-структур, когда с чистого листа создается центр по развитию новых технологий, является первым на территории России. Его нельзя сравнивать с особыми экономическими зонами по многим причинам. Во-первых, в большинстве случаев ОЭЗ были созданы на принципах государственно-частного партнерства, в то время как «Сколково» является практически государственным проектом. Во-вторых, создание ОЭЗ практически поставлено «на поток», созданы единые федеральные законы, регулирующие все особые экономические зоны. В случае же со «Сколково» были приняты два отдельных федеральных закона, регулирующие инновационный проект «Сколково», в них указан особый статус инновационного центра и отмечены налоговые льготы. Более того, льготы, предусмотренные законами о «Сколко-во», отличаются от льгот, предусмотренных законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», время действия некоторых льгот увеличено до десяти лет, ставки некоторых налогов снижены. В-третьих, если особые экономические зоны создаются на базе исследовательских, производственных и туристических агломераций, то «Сколково» создается практически в пустом поле. Наконец, еще одно отличие заключается в том, что в наибольшей степени ОЭЗ ориентированы на самостоятельный средний и крупный бизнес с возможностью самостоятельно построить для себя исследовательскую и производственную инфраструктуру, а «Сколково» - на малый и средний инновационный бизнес, который в большой степени нуждается в инвестициях.

Особое место в развитии инновационного центра занимает кооперация с государственными корпорациями, представителями крупного бизнеса, международными компаниями.

В целом проект фонда инновационного центра «Сколково» является перспективным для развития высоких технологий в приоритетных отраслях экономики, обозначенных руководством страны.

Рассмотренные проекты кластеров, в той или иной степени уже реализованные, являются наиболее интересными в контексте развития высокотехнологичного сектора российской экономики. Интерес заключается в том, что оба проекта являются уникальными в своей области в мировом масштабе. Иностранные инвесторы рассматривают свое участие в этих кластерах как возможность развития технологий и повышения конкурентоспособности. Эти же возможности кластеры предоставляют и национальным компаниям. Обмен опытом и знаниями между иностранными и национальными компаниями позволит сделать качественный скачок развития российской науки и технологий. Но все это невозможно сделать без серьезного анализа опыта проектов создания кластеров за рубежом.

1. Портер М. Конкуренция. М., 2005.

2. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров // Бизнес для всех. 2005. 4 окт.

3. «Титановая Долина»: перезагрузка // МСС. 2010. № 11. С. 66-69.

4. Сайт «Титановая Долина». URL: http:// titanium-valley.com/. Загл. с экрана.

5. Министерство экономики и труда Свердловской области. Титановая Долина. URL: www. sverdl-invest.midural.ru/titanovaja-dolina/. Загл. с экрана.

6. Сайт Фонда развития Инновационного центра «Сколково». URL: https://community.sk. ru/foundation/. Загл. с экрана.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009. URL: www.kremlin.ru/transcripts/5979. Загл. с экрана.

8. Сайт «Сколково». URL: www.community.sk.ru.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об инновационном центре «Сколково»: федеральный закон от 28.09.2010 г. № 243-ФЗ. М., 2010.

1. Porter M. Konkurentsiya. M., 2005.

2. Bondarenko V. Malye predpriyatiya v sisteme klasterov // Biznes dlya vsekh. 2005. 4 okt.

3. "Titanovaya Dolina": perezagruzka // MSS. 2010. № 11. S. 66-69.

4. Sayt "Titanovaya Dolina". URL: http://titanium-valley.com/. Zagl. s ekrana.

5. Ministerstvo ekonomiki i truda Sverdlovskoy oblasti. Titanovaya Dolina. URL: www.sverdl-invest.midural.ru/titanovaja-dolina/. Zagl. s ekrana.

6. Sayt Fonda razvitiya Innovatsionnogo tsentra "Skolkovo". URL: https://community.sk.ru/ foundation/. Zagl. s ekrana.

7. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii. 2009. URL: www. kremlin.ru/transcripts/5979. Zagl. s ekrana.

8. Sayt "Skolkovo". URL: www.community.sk.ru.

9. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo Zakona "Ob innovatsionnom tsentre "Skolkovo": federal'nyy zakon ot 28.09.2010 g. № 243-FZ. M., 2010.

nocrynHna b pega^uro 24.09.2014 r.

UDC 338.2

RUSSIAN INNOVATION ACHIEVEMENTS ON EXAMPLE OF TITAN VALLEY AND FUND "SKOLKOVO"

Andrey Viktorovich GOROBETS, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, State Regulation of Economics Department, e-mail: Gorobetsanvic@gmail.com

The contemporary actions of Russia in innovation sphere using the example of the two biggest innovation clusters - Titanium Valley and "Skolkovo" - is considered. The peculiarity of Russian practices is that both projects are based on the partnership between state-owned and private companies. The main role in investing process plays state budget as well as giant private high-tech companies. The main objective of these projects lies in engaging huge global and local investors and technology providers, as well as developing of research and development process and commercialization of the results. The main feature of both projects is the uniqueness in terms of global business. Foreign investors seek the opportunity to develop new technologies and raising the level of own competitiveness. All these opportunities of these clusters are also available for domestic companies.

Key words: innovation clusters; Titanium Valley; Skolkovo; partnership between state-owned and private companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.