ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА «ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА» ДОЛГИЙ ПУТЬ ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Фельдман М. А.
доктор исторических наук, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected]
Маслов Н. В.
инженер, «Корпорация «ВСМПО-Ависма» (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected]
УДК 338.2
ББК 65.9(2Рос)
Цель. Изучение реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина» - кластера, предназначенного на роль локомотива экономического потенциала региона.
Методы. На основе сравнительного и системного подходов проанализированы реальное финансирование объектов ОЭЗ; роль и взаимодействие субъектов регулирования проекта ОЭЗ «Титановая долина; итоги строительства.
Результаты. Выявлены этапы процесса реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина», сделан вывод о характерных недочетах на всех этапах создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина», отмечена реальная картина состояния строительства объектов кластера, указаны пути оптимизации хода работ.
Научная новизна. В предложенной читателю статье впервые дается комплексная оценка финансирования и результатов реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина за 2010-2016 гг. Сделаны выводы о путях дальнейшего совершенствования согласования интересов органов власти и субъектов предпринимательства.
Ключевые слова: органы исполнительной власти, особая экономическая зона, современные промышленно-производственные комплексы, строительство, объекты кластера.
THE PROJECT OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE OF INDUSTRIAL -PRODUCTION TYPE «TITANIUM VALLEY» A LONG WAY FROM OVER-IDEA TO IMPLEMENTATION: ADMINISTRATIVE ASPECTS
Feldman M. A.
Doctor of Science (History), Professor, Professor of the Department of Public Administration and Political Technologies of the Ural Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66,
8 March, Ekaterinburg, 620990, Russia, [email protected]
cm
^ Maslov N. V.
ï
0 engineer, «Corporation «VSMPO-AVISMA» (Russia), 66, 8 March, Ekaterinburg, 620990, Russia, [email protected]
8 <o
^ Purpose. The study of the implementation of the project of the SEZ "Titanium valley" cluster, they gained on the role
^ of the locomotive of the economic potential of the region.
^ Methods. On the basis of a comparative and systematic approaches to analyze the real financing facilities of the SEZ;
■s the role and interaction of subjects of regulation of the project of the SEZ "Titanium valley; the end of construction.
1 Results. Identified the stages of implementation of the project of the SEZ "Titanium valley"; $ the conclusion is made about the characteristic defects at all stages of creation of SEZ "Titanium to a-Lina"; marked the © real picture of the status of the construction of the cluster objects, the ways of optimization progress.
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
Scientific novelty. In proposed to the reader article provided the first comprehensive assessment of financing and results of the project of the SEZ "Titanium valley for 2010-2016 conclusions on ways of further improvement of coordination of interests of authorities and business entities.
Key words: executive authorities, special economic zone, modern industrial complexes, the construction of the cluster objects.
Одной из основных задач регионов Российской Федерации в настоящее время является повышение инвестиционной привлекательности территории, привлечение притока финансов как национальных, так из-за рубежа. Для этого широко используются такие инструменты, как особые экономические зоны, технопарки, кластера, которые выступают в роли точек роста экономического потенциала региона. Такой точкой роста для Свердловской области является проект особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа «Титановая долина». Реализация проекта решает задачи развития Свердловской области в стратегической перспективе, формируя конкурентные преимущества региона в мировом масштабе.
Концепция создания и развития ОЭЗ ППТ «Титановая долина» разработана совместными усилиями четырех организаций: ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», Аналитический центр «Эксперт-Урал», Отдел территориального планирования ООО «Проектно-Инвестиционная Компания «Центр качества строительства», Центр региональных экономических исследований Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета им. первого президента РФ Б. Н. Ельцина.
Основной целью создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина» является формирование на территории особой экономической зоны современных промышленно-производственных комплексов, способных обеспечить производство высокотехнологичной продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирования экспорта, за счет масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Постановление Правительства РФ № 1032 «О создании на территории муниципального образования Верх-несалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа» было подписано 16 декабря 2010 г. Во исполнение указанного постановления между Правительством Российской Федерации, Правительством Свердловской области и Администрацией Верхнесал-динского городского округа заключено Соглашение от 27.12.2010 г. № 26256-ОС/Д25 «О создании на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области особой экономической зоны промыш-ленно-производственного типа» [1].
Условно-оптимистичный сценарий развития предполагал, что заполнение резидентами первой очереди освоения «Титановой долины» начнется в 2012 г. и продлится до начала 2015 г. При этом часть зарегистрировавшихся резидентов должна была начать возведение промышленных объектов параллельно со строительством общей площадки, а массовый запуск производств в эксплуатацию осуществить еще до завершения общих строительных работ по созданию инфраструктуры в 2014 г. Этот сценарий предполагал высокий спрос со стороны потенциальных резидентов на производственные площади внутри ОЭЗ «Титановая долина». Планировалось, что первая очередь промышленных объектов будет заполнена резидентами к 2014 г; вторая очередь к 2018 г., третья очередь к 2019 г. [2].
По условно-оптимистичному сценарию подготовительный этап функционирования ОЭЗ должен был закончиться к 2014 г., а период привлечения потенциальных резидентов завершиться к 2019 г. [2]. Таким образом, предполагалось, что к 2020 г. ОЭЗ выйдет на целевой объем освоения частных инвестиций, направляемых резидентами на создание промышленных объектов.
Условно-пессимистичный сценарий развития предполагал, что заполнение резидентами первой очереди освоения ОЭЗ начнется в конце 2012 г. и продлится до начала 2015 г. Планировалось, что первая очередь освоения будет заполнена резидентами к 2016 г., вторая очередь освоения к 2020 г., третья очередь к 2022 г.
Основными задачами создания на территории Свердловской области особой экономической зоны «Титановая долина» были:
• увеличение глубины переработки титановых изделий в отечественной промышленности, расширение использования титановой продукции в отечественной экономике, предоставление российскому промышленному комплексу широкого спектра готовой титановой продукции;
• усиление роли России на мировом рынке титановой продукции для авиакосмической отрасли, расширение сфер присутствия России на мировом титановом рынке;
• создание условий для масштабного привлечения инвестиций в промышленность региона;
• создание условий для формирования на базе ОЭЗ в долгосрочной перспективе крупных территориальных кластеров.
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
Разработчики концепции предполагали, что выполнение задач ОЭЗ позволит создать новые рабочие места на высокотехнологичных производствах; снять напряженность на рынке труда; и, соответственно, ослабить социально-экономические проблемы, связанные с монопрофильностью города Верхняя Салда; приведет к запуску агломерационных процессов в городах Свердловской области, что благоприятно скажется на рынке труда городов Верхняя Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил. В итоге предполагалась диверсификация отраслевой структуры экономики Свердловской области за счет новых высокотехнологичных производств и повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области.
Важное преимущество ОЭЗ «Титановая долина» заключалось в том, что в непосредственной близости от нее в Верхней Салде находится основная производственная площадка ПАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» - единственного в России и крупнейшего в мире производителя титановой продукции: слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Как известно, Корпорация производит прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе, при этом ее доля на мировом рынке составляет 22-24 %. Поставляя на экспорт 70-75 % своей титановой продукции, Корпорация обеспечивает до 35 % всех потребностей в титане компании Boeing, 65 % концерна EADS, 90 % компании Goodrich, 100 % фирмы Embraer, Rolls-Royce - 30 %, Safran - 30 % всего около 350 компаний из 48 стран [4].
17 декабря 2013 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 1178 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 1032». Данное постановление явилось предопределяющим событием для развития ОЭЗ ППТ «Титановая долина», так как было предусмотрено финансирование проекта, согласно которому на строительство инженерной, транспортной, инновационной и иной инфраструктуры из средств бюджета Свердловской области планировалось выделение средства в размере не менее 4,7 млрд. рублей. Также предусматривалось, что при формировании федерального бюджета на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг., будут выделены бюджетные ассигнования в размере до 4800 млн. рублей [5].
Финансирование проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина» осуществлялось из двух источников: федерального бюджета и бюджета Свердловской области. Общий объем финансов, полученный с федерального уровня на начало 2017 г. составил 1 млрд. руб., или только 21 % от суммы указанной в постановлении Правительства РФ № 1178 от 17 декабря 2013 г. Общий объем финансирования ОЭЗ ППТ «Титановая долина»
из бюджета Свердловской области за весь период ее функционирования составил 1 792 млн. руб. или только 38 % от запланированной суммы [4].
Условно процесс реализации проекта ОЭЗ ОЭЗ ППТ «Титановая долина» можно разделить на три этапа:
1. На первом этапе (2010-2011 гг.) участниками процесса формирования и регулирования ОЭЗ ППТ «Титановая долина» являлись Министерство экономического развития РФ, Правительство Свердловской области, Администрация Верхнесалдиснкого городского округа, «Корпорация развития Среднего Урала», Управляющая компания, Наблюдательные и Экспертные советы.
ОАО «Корпорация Развития Среднего Урала» (КСРУ) была создана Правительством Свердловской области в 2010 г. для формирования благоприятной инвестиционной среды на территории региона, создания лучших условий для инвестирования в объекты промышленной, социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Управляющая компания (УК) - открытое акционерное общество, которое было создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации.
Наблюдательный совет ОЭЗ был создан в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ, осуществления контроля над реализацией этих планов.
Министерство экономического развития РФ формирует Экспертный совет по каждому типу особых экономических зон, а также утверждает своим приказом состав экспертного совета по каждому типу особых экономических зон (После передачи полномочий по управлению ОЭЗ в регионы в 3 квартале 2016 года, за это отвечает исполнительный орган власти субъекта).
2. Второй этап (2012 - сентябрь 2016 гг.) характеризовался исключением КРСУ из системы управления. Чем это было вызвано? В 2011 г. через КРСУ осуществлялось финансирование «Титановой долины»; в целях содействия созданию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» в государственную собственность Свердловской области приобретены акции открытого акционерного общества «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) общей номинальной стоимостью 151млн. руб., которые КРСУ в свою очередь вложило в уставной капитал управляющей компании.
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
Однако внеплановая проверка целевого использования бюджетных инвестиций на реализацию проекта «Титановая долина выявила, что выделенные государственные деньги не были вложены в строительство инфраструктуры ОЭЗ «Титановая долина», вследствие чего исполнительными органами власти Свердловской области были сделаны выводы об общей неэффективности деятельности «Корпорации развития Среднего Урала» [5]. Стартовали и судебные разбирательства финансовой деятельности Корпорации.
После этого КРСУ была отстранена от вопросов реализации проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина», а 22.12.2014 г. перестала быть акционером ОАО «ОЭЗ «Титановая долина», передав все принадлежащие акции Свердловской области Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области [6].
3. Третий этап (с сентября 2016 г. по н. в.) стартовал с перестройки всей системы управления, которая произошла в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы регулирования особых экономических зон в РФ. Суть перестройки заключалась в делегировании Министерством экономического развития РФ основных полномочий по управлению ОЭЗ исполнительным органам власти субъектов РФ.
5 сентября 2016 г. между Минэкономразвития России и Правительством Свердловской области было подписано Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству Свердловской области. Делегирование полномочий властям Свердловской области произошло с определением целевых показателей (КР1) и установление правила, по которому в случае невыполнения обязательств Правительство Свердловской области будет обязано возвратить в доход федерального бюджета, выделенные денежные средства [7].
Постановление Правительства Свердловской области № 552-ПП от 09.08.2016 «О наделении Министерства инвестиций и развития Свердловской отдельными полномочиями», определило орган исполнительной власти субъекта федерации, который будет исполнять полномочия по управлению ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Помимо указанных выше полномочий, Министерство инвестиций и развития Свердловской области обязывалось обеспечить подготовку и направление в Министерство экономического развития РФ ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ с указанием показателей эффективности функционирования ОЭЗ в порядке и сроки установленные соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Свердловской области [8]. Министерство инвестиций и развития Свердловской области отвечает и за формирование
Экспертного Совета ОЭЗ ППТ «Титановая долина». Очевидно, что столь частые изменения структуры регулирующих инстанций не способствовало успешной реализации плановых задач.
Согласно Приказам Министерства экономического развития РФ о передачи полномочий управляющим компаниям полномочий по управлению ОЭЗ, последние должны раскрывать информацию в печатных и электронных средствах массовой информации о своей деятельности и об ОЭЗ, находящихся у них в управлении. Однако при этом требования к составу и формам размещаемой информации нормативно не определены. Отсутствие закрепленных требований приводит к сомнительному содержанию отчетности, которая не отражает реальное состояние дел.
Например, объем отчета «О результатах деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории Верхне-салдинского городского округа Свердловской области по состоянию на 01.10.2016 г» составляет всего четыре страницы (текстовый редактор Word). При этом основу содержания составляют данные, которые не имеют отношение к периоду деятельности общества в 2016 г. Также на сайте имеется ссылка на портал для раскрытия информации, где должны быть размещены годовые отчеты, однако какая-либо информации по деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» на указанном портале отсутствует.
Вызывают вопросы и предоставление инвестиций из бюджета Свердловской области, например, в 2012-2013 гг. (300 млн. руб.) и (500 млн. руб.) без определения направления расходования средств отдельно для строительства объектов инфраструктуры и отдельно на выполнение функций управляющей компании. Кроме того, не формировались рабочие группы по рассмотрению проектов Программ управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества, необходимость создания которых установлена пунктом 10 Положения о порядке и сроках разработки проекта программы управления государственной собственностью Свердловской области [9].
Контроль над реализацией мероприятий осуществлялся путем анализа отчетности, предоставляемой по договору. Оценка эффективности деятельности Общества проводилась на заседании межведомственной комиссии по эффективности управления государственной собственностью Свердловской области (например, 20 июня 2014 г. были рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» за 2013 г.)
К сожалению, правом проведения проверок, предусмотренных Договоров об участии Свердловской области в собственности ОАО «ОЭЗ «Титановая
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
долина» от 27.03.2013, по соблюдению условий предоставления бюджетных инвестиций, МУГИСО в 20132016 гг. не воспользовалось [10].
Проведенное нами исследование реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина» позволяет сделать вывод о том, что на всех этапах прослеживаются следующие недочеты, ставшие преградами на пути создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина»:
• неопределенность и несогласованность финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры;
• неэффективная и, по сути, бесконтрольная деятельность Корпорации развития Среднего Урала (на 1-ом этапе);
• непрозрачность отчетной УК ОАО «ОЭЗ «Титановая долина»;
• отсутствие должного надзора за финансовыми операциями УК;
• низкая оперативность Экспертного совета по ОЭЗ ППТ (на 1-ом и 2-ом этапах);
• неопределенность функций (и самой необходимости существования) Наблюдательного совета (на 3-этапе);
• формальный характер взаимодействия УК ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» с органами местного самоуправления и общественностью Верхнесалдинского городского округа;
• отсутствие научного и экспертного сопровождения проекта.
В результате, на начало 2017 г. итогом реализации проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина» явлюется только работы на начальной стадии проекта. В первой очереди ОЭЗ (Верхнесалдинский городской округ) ведется строительство инфраструктуры и промышленных комплексов двух резидентов ООО «ВСМПО-Новые технологии» и ООО «Зибус» [10].
По реализации второй очереди (муниципальное образование г. Екатеринбург) принципиальное решение принято - готовятся необходимые документы для отправки заявки в Министерство экономического развития Российской Федерации на расширение границ ОЭЗ «Титановая долина».
В рамках первой очереди «Титановой долины» управляющей компанией завершено строительство пятнадцати основных объектов инженерной инфраструктуры (сети газо-, водо-, электроснабжения, дороги, и др.) важных для запуска промышленно-про-изводственной деятельности компаний резидентов, то есть можно сказать о начале инвестиционного этапа -строительство резидентами промышленных комплексов. Всего на 1 января 2017 г. Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности на территории ОЭЗ ППТ «Титановая долина» были подписаны с 11 компаниями, в том числе и с резидентом «ВСМПО-Новые технологии» на базе, которого
будет создано совместное производство ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» и концерна Boeing [10].
В самом начале становления проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина» областные власти рассчитывали на то, что уже в течение ближайших пяти лет число резидентов составит 25 компаний, объем инвестиций в новые производства в ОЭЗ со стороны резидентов достигнет 40 млрд. руб., появится около 8 тыс. новых рабочих мест. «В целом только по предварительным оценкам до 2030 г. проект должен принести в бюджеты всех уровней 179 млрд. руб.», - говорил являвшийся в тот период губернатором Свердловской области Александр Мишарин [11].
Планы 2012 г., в связи с медленным темпом строительства, планы ОЭЗ ППТ «Титановая долина» были скорректированы: к 2018 г. должны быть введены в строй 18 действующих предприятий резидентов и 1800 рабочих мест, созданных на площадке ОЭЗ [12].
Если вернуться к реальному состоянию дел, то на начало 2017 г. плановыми показателями для ОЭЗ ППТ «Титановая долина» предусмотрено что, количество резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, должно быть не более 12, объем инвестиций, осуществленных резидентами на территории ОЭЗ - 2 676 млн. руб., а количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, - всего лишь 145 [13].
Приведенная информация о соотношении начальных, промежуточных планов с реальной ситуацией на текущее время в систематизированном виде представлена в таблице 1.
Анализируя указанные в таблице данные можно сделать однозначный вывод об оторванности первоначальных планов развития ОЭЗ ППТ «Титановая долина» от реальной инвестиционной ситуации в Свердловской области и России в целом. Так по показателю «количество рабочих мест», созданных резидентами на площадке ОЭЗ плановые показатели на 2016 г. в 55 раз меньше тех, которые декларировались официальными лицами в 2010 г., а по объемам инвестиции резидентами в производство разница также достигает внушительных 15 раз. Подведем черту: совместных усилий исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровней наряду с управляющей компании не хватило для реализации того потенциала, который виделся на «заре» проекта особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа «Титановая долина».
Очевидно, отсутствие на должном уровне координации и взаимодействия субъектов регулирования особой экономической зоны, как между собой, так и с общественностью. Так старт проекта особой экономической зоны промышленно-производственного типа проекта был дан без предварительного прохождения согласования с представителями науки и институтами
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
Табл. 1. Соотношение плановых задач и реальных показателей реализации проекта «ОЭЗ» Титановая долина в 2010-2016 гг.
Год Число резидентов Количество рабочих мест созданных резидентами Объем инвестиций в новые производства в ОЭЗ, млн руб.
2010 25 8 000 40 000
2012 18 1 500 -
2016 12 145 2 676
гражданского общества, что в современных условиях является достаточно серьёзным упущением. Кроме того, налицо переоценка инвестиционной привлекательно -сти площадки ОЭЗ на территории Свердловской области, в рамках развития таких приоритетных отраслей как: металлообработка, машиностроение, авиастроение.
Сказались и такие факторы, как: отсутствие должного объема средств, необходимого для строительства объектов инженерной инфраструктуры, без которой площадка ОЭЗ не представляет интереса для инвесторов; достаточно растянутый подготовительный период проектирования и прохождения различных экспертиз, который занял 3 года; некомпетентная и противозаконная финансовая деятельность управляющей компании ОАО «ОЭЗ «Титановая долина.
Нельзя не отметить и неблагоприятную экономи-чесую и внешнеполитическую ситуацию, в результате которой часть резидентов были вынуждены корректировать источники финансирования собственных проектов из-за падения курса отечественной валюты и экономических санкций, что также повлияло и на закупку высокотехнологичного оборудования в западных странах.
Часть указанных причин отставания проекта ОЭЗ «Титановая долина» непосредственно связана с существующими проблемами в системе взаимодействия между участвующими в проекте органами власти и управляющей компанией. Так остро стоит проблема выполнения обязательств по финансированию строительства инфраструктуры особой экономической зоны, которые носят декларативный характер, вследствие отсутствия каких-либо законодательных норм, регулирующих данный вопрос.
Вызывает вопрос и контроль исполнительными органами власти финансовых операций хозяйствующего субъекта ОЭЗ. Вдобавок не раз возникали конфликты и противоречия между Администрацией Верх-несалдинского городского округа и управляющей компанией. Органы местного самоуправления, не без оснований, указывали на то, что свои действия ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» не согласовывало с ними.
При этом официальные лица управляющей компании утверждали, что все их действия с городскими властями были согласованы, а взаимодействие с властями четко выстроено. В связи с отсутствием прямых рычагов воздействия муниципалитету приходилось обращаться к органам власти Свердловской области. В 2014 г. и 2016 г. плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории ОЭЗ не проводились [10].
Проект особой экономической зоны промыш-ленно-производственного типа «Титановая долина» получил импульс для выхода на новую стадию развития в 2015 г., когда под цели реализации инвестиционного проекта локализации на территории Свердловской области производства самолета Л-410 (инициаторы проекта: ООО «УГМК-Холдинг» г. Верхняя Пышма, АО «Уральский завод гражданской авиации» г. Екатеринбург) было принято решение о создании второй очереди ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории земельного участка имущественного комплекса аэропорт «Уктус» [14].
Решение о создании второй очереди ОЭЗ ППТ «Титановая долина» принято в ходе совещания у Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д. В. Мантурова и рассмотрено на заседании президиума Правительства Свердловской области
21.09.2015 г. (протокол от 30.09.2015 № 6-ПЗП) [15].
Была подтверждена готовность Министерства экономического развития Российской Федерации оказывать всестороннюю поддержку в реализации указанного проекта (протоколы от 06.10.2015 № 343 и от
28.07.2016 № 81-АЦ) [16].
21 июля 2016 г. Советом директоров ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» в качестве одного из приоритетных направлений деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» было одобрено создание второй очереди ОЭЗ «Титановая долина» в целях реализации проектов по разработке, производству, локализации производства авиационной техники, созданию производства титановых изделий для воздушных судов.
Генеральный директор ОАО ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов отметил, что развитие второй очереди ОЭЗ диктует рынок. «Уральский завод гражданской авиации» - якорный резидент, планирующий производить готовые самолеты и вертолеты. В 180 км от второй очереди расположен крупнейший в мире производитель титана, клиентами которого выступают все ведущие авиастроители мира. Достаточно логично было бы объединить механообработку титана для авиастроения в Салде и сборку узлов для самолетов и готовых летательных аппаратов в Екатеринбурге. Это позволит значительно снизить издержки будущих резидентов, а также повысить объёмы импортозамещения, в том числе при производстве
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
российских самолётов. Общая площадь перспективной второй очереди составляет почти 100 гектаров. На эту площадку планируется привлечь порядка 10 резидентов (расчетное количество рабочих мест - 1200). В приоритете производители авиа-компонентов, но рассматриваются инвесторы и из других отраслей. Главный критерий высокотехнологичность, капиталоемкость и безопасность производства) [16].
На наш взгляд решение о создании второй очереди ОЭЗ «Титановая долина», в первую очередь, было продиктовано желание интенсифицировать развитие «буксующего» проекта экстенсивным путем, с целью выполнения целевых показателей и создания положительного образца о деятельности ответственных за реализацию проекта ОЭЗ органов власти и управляющей компании. Во-вторых, нельзя не отметить существенное влияние компании ООО «УГМК-Холдинг», которая активно лоббировала данное решение.
Подведем итог. Проведенное исследование показывает, что, к сожалению, средства из федерального и областного бюджета во многом оказались заморожены, а плановый срок ввода в действие ОАО «ОЭЗ «Титановая долина сдвинут на неопределенный срок.
Только прозрачность действий всех названных выше участников строительства например, ежеквартальные отчеты в областном Законодательном собрании и в Городской Думе Верхней Салды может изменить положение дел к лучшему. По итогам исследования сделан вывод, что эффективное развитие института особых экономических зон непосредственно зависит от уровня взаимодействия всех регулирующих органов. Качественное взаимодействие предполагает осуществления согласованных, продуманных и последовательных действий субъектов регулирования института особых экономических зон: от Министерства экономического развития Российской Федерации до общественности и администрации муниципального образования, на территории которого создается особая экономическая зона.
Литература:
1. Отчет «О результатах деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области» по состоянию на 01 января 2015 года [электронный ресурс]. URL: http:// titanium-valley.com (дата обращения 23.04.2016 г.).
2. Концепция создания и развития ОЭЗ ППТ «Титановая долина». 2010 г. [электронный ресурс] URL: http://www.acexpert.ru/analytics/projects/koncepciya-sozdaniya-i-razvitiya-oez-ppt-titanovay.html (дата обращения 04.03.2016 г.).
3. Соболев А. О. Зарубежный опыт инновационного развития старопромышленных регионов и возможности
его использования в России // Вопросы управления.
2015 № 1(3.) С. 73-79.
4. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2010 года № 1032: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1178 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Официальный сайт ОЭЗ «Титановая долина». Поступление средств из федерального бюджета продолжается [электронный ресурс]. URL: http://titanium-valley. com/media/novosti/postuplenie_sredstv_iz_federalnogo_ byudzheta_prodolzhaetsya/ (дата обращения 10.08.2016).
6. Годовой отчет Открытого акционерного общества «Особая экономическая зона «титановая долина» за 2014 год [электронный ресурс]. URL: http://titanium-valley.com/files2. (дата обращения 27.08.2016)
7. О передаче Правительству Свердловской области отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 апреля
2016 года № 257. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О наделении Министерства инвестиций и развития Свердловской области отдельными полномочиями: Постановление Правительства Свердловской области от 9 августа 2016 года № 552-ПП [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О результатах проверки использования средств областного бюджета открытым акционерным обществом «Особая экономическая зона «Титановая долина» в 2012 и 2013 годах. Отчет Счетной палаты Свердловской области от 28 ноября 2014 года [электронный ресурс]. URL: http://spso66.ru/22-01-2015-kollegiya-schetnoj-palaty-sverdlovskoj-oblasti-rassmotrela-itogi-kontrolnyx-meropriyatij/ (дата обращения 11.03.2016).
10. Отчет о результатах деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области по состоянию на 01января 2017 года [электронный ресурс]. http:// titanium-valley.com (дата обращения 22.01.2017 г.).
11. Аналитический центр ЭкспертУрал [электронный ресурс]. URL: http://www.acexpert.ru/archive/5-452/pro-titanov-i-lyudey.html (дата обращения 04.09.2016).
12. Инвестиционный путеводитель Свердловской област. [электронный ресурс]. URL: http://titaniumvalley.com/ files4/Инвестицинный%20путеводитель%20Свердлов-кой%20области.pdf (дата обращения 04.09.2016).
13. Окружная интернет-газета ПравдаУрФО [электронный ресурс]. URL: http://pravdaurfo.ru/
Фельдман М. А., Маслов Н. В.
news/136879-titanovaya-dolina-raskryla-pokazateli (дата обращения 04.03.2016 г.).
14. Официальный сайт Правительства Свердловской области. Проект производства самолетов Л-410 начнет возрождение уральского авиастроения [электронный ресурс]. URL: http://www.midural.ru/news/list/ document80799 (дата обращения 03.09.2016).
15. Официальный сайт Правительства Свердловской области. Подготовка заявки свердловских властей на создание второй очереди ОЭЗ «Титановая долина» находится на завершающей стадии [электронный ресурс]. URL: http://www.midural.ru/news/list/document93087/ (дата обращения 03.10.2016).
16. Официальный сайт Правительства Свердловской области. О текущей ситуации по расширению особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа на территории свердловской области за счет земельных участков, расположенных на территории других муниципальных образований свердловской области (вторая очередь) [электронный ресурс]. URL: http: //www. midural .ru/news/list/document 193987/ (дата обращения 03.10.2016).
References:
1. The report «About results of activity of JSC «SEZ «Titanium valley» on the formation of the SEZ «Titanium valley» on the territory of Verkhnaya Salda district of the Sverdlovsk region» dated 1 January 2015 [e-resource]. URL: http://titanium-valley.com (date of reference 23.04.2016)
2. The concept of creation and development of SEZ «Titanium valley». OJSC «development Corporation of Middle Ural» analytical center «Expert-Ural». 2010 [e-resource]. URL: http://www.acexpert.ru/analytics/projects/koncep-ciya-sozdaniya-i-razvitiya-oez-ppt-titanovay.html (date of reference 04.03.2016).
3. Sobolev A. O. Foreign experience of innovative development of old industrial regions and possibility of its application in Russia // Management Issues. 2015. № 1(3) P. 73-79.
4. On amendments to resolution of the Government of the Russian Federation dated 16 December 2010 №. 1032: the government of the Russian Federation №. 1178 (ed. by 17 December 2013). Access from Ref.-legal system «Con-sultantPlus».
5. Official site of the SEZ «Titanium valley». The flow of funds from the Federal budget continues [e-resource]. URL: http://titanium-valley.com/media/novosti/postuple-nie_sredstv_iz_federalnogo_byudzheta_prodolzhaetsya/ (date of reference 10.08.2016).
6. Annual report of Open joint stock company «Special economic zone «titanium valley» for 2014 [e-resource]. URL: http://titanium-valley.com/files2/ГОДОВОЙ%20 ОТЧЕТ%202014^ (date of reference 27.08.2016).
7. On the transfer to the Government of the Sverdlovsk region certain powers for management of special economic zone of industrial-production type, established on the territory of the municipality Verkhnaya Salda urban district of the Sverdlovsk region. Order of the Ministry of economic development of the Russian Federation dated 18 April 2016 №. 257 [e-resource]. Access from Ref.-legal system «ConsultantPlus».
8. On vesting the Ministry of investments and development of Sverdlovsk region certain powers: Resolution of the government of Sverdlovsk region dated 9 August 2016 №. 552-PP. Access from Ref.-legal system «ConsultantPlus».
9. About results of check of use of means of the regional budget open joint-stock company «Special economic zone «Titanium valley» in 2012 and 2013. The report of the accounts chamber of the Sverdlovsk region dated November 28, 2014 [e-resource]. URL: http://spso66.ru/22-01-2015-kollegiya-schetnoj-palaty-sverdlovskoj-oblas-ti-rassmotrela-itogi-kontrolnyx-meropriyatij/
10. Report on the results of activities of JSC «SEZ «Titanium valley» on the formation of the SEZ «Titanium valley» on the territory of Verkhnaya Salda district of the Sverdlovsk region dated 01 January 2017 [e-resource]. http:// titanium-valley.com (date of reference 22.01.2017)
11. Analysis center Experture [e-resource]. URL: http://www. acexpert.ru/archive/5-452/pro-titanov-i-lyudey.html (date of reference 04.09.2016).
12. Guide to investment Sverdlovsk region [e-resource]. URL: http://titanium-valley.com/files4/HHBecT^HHHBin%20 nyTeBogHTent%20CBepgnoBKon%20o6nacTH.pdf (date of reference 04.09.2016).
13. County online newspaper Pravdaru [e-resource]. URL: http://pravdaurfo.ru/news/136879-titanovaya-dolina-raskryla-pokazateli (date of reference 04.03.2016).
14. Official website of the government of Sverdlovsk region. The project and production of aircraft L-410 will start a revival of the Ural aviation [e-resource]. URL: http:// www.midural.ru/news/list/document80799 (date of reference 3.09.2016).
15. Official website of the government of Sverdlovsk region. Preparation of the application of the Sverdlovsk authorities at the second stage of creation of the SEZ «Titanium valley» is in its final stage [e-resource]. URL: http://www. midural.ru/news/list/document93087/ (date of reference 3.10.2016).
16. Official website of the government of Sverdlovsk region. On the current situation on the expansion of the special economic zone of industrial-production type on the territory of Sverdlovsk region at the expense of land plots located on the territory of other municipal formations of the Sverdlovsk region (second stage) [e-resource]. URL: http://www.midural.EN/news/list/document193987/ (date of reference 3.10.2016).