Научная статья на тему 'Значение особых экономических зон в модернизации экономики России на примере титановой долины'

Значение особых экономических зон в модернизации экономики России на примере титановой долины Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Драгунов Евгений Владимирович, Елесина Мария Владимировна, Рашкеева Ирина Владимировна

В настоящее время в России и по всему миру в целом активно создаются и успешно развиваются многочисленные особые экономические зоны (ОЭЗ), с помощью которых происходят важнейшие процессы интеграции отдельных регионов в систему связей мирового масштаба. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина», которой только предстоит начать свое функционирование, ставит перед собой цели повысить роль отечественной продукции на мировом рынке, снять напряженность на рынке труда, а также повысить инвестиционную привлекательность Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Драгунов Евгений Владимирович, Елесина Мария Владимировна, Рашкеева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY ON THE EXAMPLE TITANIUM VALLEY

Currently in Russia and around the world as a whole are actively and successfully developed numerous special economic zones (SEZ), with which there is an important process of integration of individual regions in global bonds. The special economic zone of industrial type «Titanium Valley», which will only start operating, set a goal to increase the role of domestic products in the world market, to ease tensions on the labor market, as well as to increase the investment attractiveness of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Значение особых экономических зон в модернизации экономики России на примере титановой долины»

УДК 332.122:338

ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТИТАНОВОЙ ДОЛИНЫ

Аннотация. В настоящее время в России и по всему миру в целом активно создаются и успешно развиваются многочисленные особые экономические зоны (ОЭЗ), с помощью которых происходят важнейшие процессы интеграции отдельных регионов в систему связей мирового масштаба. Особая экономическая зона промышленно-производ-ственного типа «Титановая долина», которой только предстоит начать свое функционирование, ставит перед собой цели повысить роль отечественной продукции на мировом рынке, снять напряженность на рынке труда, а также повысить инвестиционную привлекательность Свердловской области.

Ключевые слова: Титановая долина, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, Свердловская область, внешнеэкономическая деятельность.

MEANING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY ON THE EXAMPLE TITANIUM VALLEY

Abstract. Currently in Russia and around the world as a whole are actively and successfully developed numerous special economic zones (SEZ), with which there is an important process of integration of individual regions in global bonds. The special economic zone of industrial type «Titanium Valley», which will only start operating, set a goal to increase the role of domestic products in the world market, to ease tensions on the labor market, as well as to increase the investment attractiveness of the Sverdlovsk region.

Keywords: Titanium Valley, special economic zones, public-private partnerships, Sverdlovsk region, foreign trade.

В настоящее время одним из перспективных направлений развития мировой экономики, и особенно российской, является создание и широкое развитие особых экономических зон. Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, внутри которой действуют особые визовые, налоговые, таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности для иностранных и отечественных фирм и предпринимателей [3]. Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в ОЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей, что в значительной степени способствует развитию экономики [1].

В 2005 г. в нашей стране появились четыре ОЭЗ инновационно-технологического типа: в Санкт-Петербурге, Дубне, Зеленограде и Томске. Цель их создания — содействие переходу страны от ресурсной к инновационной экономике. Эти зоны фокусируются на создании инноваций и являются первыми в мире территориями такого рода, хотя и напоминают традиционные ОЭЗ.

В России оператором особых экономических зон является государственная управляющая компания РОСОЭЗ, которая, как и ряд других государственных компаний, таких как Ростехнологии, Рособоронэкспорт, Роснефть, действуют в интересах Правительства Российской Федерации. Глава РОСОЭЗ назначается приказом Министра экономического развития РФ. Сейчас в особых экономических зонах под управлением РОСОЭЗ работают более 340 компаний из 23 стран мира с общим объемом заявленных инвестиций свыше 400 млрд руб., или свыше 12 млрд долл. [4].

Основными преимуществами большинства Российских ОЭЗ являются доступная инфра-

Е.В. Драгунов М.В. Елесина И.В. Рашкеева

Evgenij Dragunov Maria Elesina Irina Rashkeeva

© Драгунов Е.В., Елесина М.В., Рашкеева И.В., 2014

99

структура, эффективное управление, беспошлинная таможня, налоговые льготы и сокращение затрат на оплату труда. Резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на изобретения. Среди потребителей их продукции — крупнейшие мировые компании, такие как Boeing, Airbus, Apple, а среди партнеров - Philips, Samsung, IBM, Nvidia и др. Продукция и сервисы наших резидентов востребованы, что говорит о серьезном потенциале ОЭЗ как институте поддержки инновационных компаний, благодаря которому резиденты успешно конкурируют на мировом рынке. Объем выпускаемой в промышленных зонах продукции в денежном выражении превысил 73 млрд руб. [5]. Таким образом, особые экономические зоны можно считать практичным инструментом в процессе экономической модернизации.

Решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области принято и утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 1032 от 16 декабря 2010 г. По проекту в «Титановой долине» предполагается строительство 50 современных высокотехнологичных предприятий, создание более 10 тыс. квалифицированных рабочих мест, получение более 150 млрд инвестиций. При создании ОЭЗ «Титановая долина» Правительством были поставлены определенные задачи и возможные перспективы, открывающиеся при реализации данных задач [4] (см. табл.)

Таблица

Задачи и возможности «Титановой долины»

Задачи Возможности

Увеличение глубины переработки титановых изделий в отечественной промышленности, расширение использования титановой продукции в отечественной экономике, предоставление российскому промышленному комплексу широкого спектра готовой титановой продукции - увеличение степени переработки металлургической и машиностроительной продукции в регионе; - создание новых рабочих мест на высокотехнологичных производствах, снятие напряженности на рынке труда

Усиление роли России на мировом рынке титановой продукции для авиакосмической отрасли, расширение сфер присутствия России на мировом титановом рынке - ослабление социально-экономических проблем, связанных с монопрофильностью городов Верхняя Салда и Нижний Тагил; - диверсификация отраслевой структуры экономики Свердловской области за счет новых высокотехнологичных производств; - повышение роли отечественной продукции на мировом рынке

Создание условий для масштабного привлечения инвестиций в промышленность региона - запуск агломерационных процессов в городах Свердловской области, что благоприятно скажется на демографии, миграции, рынке труда городов Верхняя Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил; - повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области

Создание условий для формирования на базе ОЭЗ в долгосрочной перспективе крупных территориальных кластеров - увеличение вовлеченности российской промышленности в мировые технологические цепочки

Создание рабочих мест и улучшение качества образования и уровня жизни населения - повышение доходов населения и уровня жизни в Свердловской области; - повышение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней

Анализ показывает, что создание особой экономической зоны «Титановая долина» - это дополнительная возможность развития потенциала экономики Уральского региона. Поэтому наряду с наращиванием производства титана, расширением ассортимента продукции первичной переработки сырья и выпускаемых изделий для авиационной, оборонной и других отраслей промышленности важными сферами сосредоточения усилий для данной ОЭЗ признаны машиностроение, производство средств производства и строительных материалов. Ожидается, что только действительно современные предприятия смогут размещать свои заводы на площадке «Титановой долины», чтобы в будущем Верхняя Салда стала городом образования, науки и технологий, городом инженеров и технической интеллигенции.

«Титановая долина» является одним из приоритетных проектов в рамках реализации региональной Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. Главной целью долгосрочного развития этого региона представляется обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях. В настоящее время органы власти вводят дополнительные поддерживающие меры активизации проекта.

По инициативе руководства региона в апреле 2013 г. был принят закон, который предоставляет одни из самых длинных по продолжительности в стране налоговые каникулы для резидентов ОЭЗ - на 15 лет. В первое десятилетие инвесторов вообще освобождают от налога на прибыль в областной бюджет, следующие пять лет они будут уплачивать его по пониженной ставке - 5 %. Действие льготы установлено с момента получения первой прибыли.

Министерство экономического развития РФ планирует рассмотреть возможность софинан-сирования строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны «Титановая долина» в 2014-2016 гг. Правительство Свердловской области подтверждает готовность профинансировать 49 % работ по созданию неокупаемых объектов инфраструктуры ОЭЗ. Всего для развития площадки необходимо около 4,7 млрд руб. В 2014 г. на создание и развитие «Титановой долины» из областного бюджета будет выделено 831 млн руб. [2; 5].

Разумеется, при углубленной проработке планов реализации проекта следует особое внимание уделить системному анализу стартовых возможностей рассматриваемого региона, исследованию причинно-следственных связей весьма противоречивой истории его социально-экономического развития, особенно в период 1980-2009 гг. В настоящий момент своего развития ОЭЗ в Свердловской области специализируется на производстве готовой продукции из титана и алюминия. Предприятие является совместным проектом «Боинга» и «ВСМПО-АВИСМА», который является крупнейшим в мире производителем губчатого титана и титанового проката. С учетом намеченных стратегических приоритетов этот проект, как ожидается, может стать наряду со «Сколково» одной из крупнейших инновационных площадок страны, «локомотивом» инновационного прорыва России в мировые лидеры. С его помощью у России появится возможность поставлять высокотехнологичную продукцию, а не полуфабрикаты на мировой рынок, тем самым способствуя снижению зависимости от «сырьевого» варианта наполнения бюджета страны и наращиванию своих конкурентных преимуществ на мировом рынке. Появление столь масштабного проекта продолжает линию по модернизации экономического уклада страны, ставшую доминантой в работе правительства и крупного бизнеса. К тому же его воплощение поможет аккумулировать опыт частно-государственного партнерства, которое должно стать основой инновационного развития.

В качестве необходимых предпосылок, могущих способствовать активному старту и сопровождению анализируемого проекта, на наш взгляд, могут рассматриваться следующие условия, создаваемые в настоящее время. В целях привлечения к финансированию инновационной деятельности

средств коммерческих банков и иных инвесторов планируется разработать и внедрить систему гарантий и льгот, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы. Органами государственной власти разработана и уже реализуется программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области на 2011-2015 гг.».

В рамках реализации программы планируется получить не менее 40 новых инновационных продуктов (в том числе новые знания в области фундаментальной науки), а также 24 новых продукта (объектов коммерциализации) в сфере нанотехнологий. Кроме того, планируется создание минимум 625 новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях экономики региона и привлечение внебюджетных средств в совокупном объеме не менее 380 млн руб. [7]. Ожидается, что к 2015 г. будет функционировать не менее 39 новых производств, созданных при непосредственной поддержке областного правительства.

Таким образом, с развитием инновационной политики и созданием таких ОЭЗ, как «Титановая долина», представляется возможным привлечение иностранных инвестиций в экономику. Тридцатилетний опыт развития особых зон Китая показывает, что при наличии политической воли и трудоспособного населения создание высокотехнологичной базы реально даже в условиях низких стартовых возможностей. Однако долгосрочное инвестирование и успешное развитие особых экономических зон требует продуманной стратегии развития, которая должна учитывать как национальную специфику, так и внешнюю обстановку.

Библиографический список

1. Березенков В.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / В.В. Березенков. - Краснодар, 2010. - С. 256.

2. Дмитрий Медведев поручил правительству проработать вопрос финансирования ОЭЗ «Титановая долина» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1712901.html

3. Михайлушкин П.В. Создание особых экономических зон - перспективное направление государственного стимулирования экономики в России // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 90(06).

4. Программа развития инновационного территориального кластера на территории Свердловской области. «Титановый кластер Свердловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cluster. hse.ru/upload/iblock/1c0/1c0670a6e124c9ac4eaf392a3f46cbf5.pdf

5. Толмачев Д., Ульянова Е., Кадочников С. Лезвие Оккама // Эксперт Урал. - 2013. - № 11 (548) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/ural/2013/11/

6. Щенкова Т. Зоны особого роста // Эксперт Урал - 2013. - № 21 (557) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expert-ural.com/25-0-12509/

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusnanonet.ru/nanoinform/t42944

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.