Научная статья на тему 'Российские художники на Псковщине: забытые имена'

Российские художники на Псковщине: забытые имена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские художники на Псковщине: забытые имена»

Шстстршш жулшлгуры!

Ы. £. Я-1икандрова

Российские художники на Псковщине: забытые имена

Псковская земля во все времена была привлекательна для творческого вдохновения российских художников. Одни из них постоянно жили и работали на Псковщине, другие приезжали сюда в творческие командировки или на отдых, не забывая при этом захватить с собой краски, кисти и холсты. Памятники старины, особая псковская природа, жители Псковщины довольно часто изображались на живописных полотнах весьма известных и менее известных художников. В данной статье хочется вспомнить живописца, чьё творчество неразрывно связано с его малой Родиной, но имя данного художника, к сожалению, подзабыто сегодня современниками. Речь идёт о Григории Ивановиче Иванове, который родился 26 января 1894 г. в деревне Ягодкино Палкинскош района Псковской губернии в бедной крестьянской семье. В 15-16-летнем возрасте Григорий уже достаточно уверенно копировал иконы, рисовал портреты односельчан, сделанные масляными красками на жести. В возрасте 18 лет Иванов приехал во Псков, где стал подмастерьем художника Л. П. Мануйлова, у которого обучался иконной живописи и золочению. Кроме того, Григорий в этот период активно писал заказные портреты, чтобы заработать хотя бы небольшие средства на жизнь. В 1914 г. Григорий Иванович поступил в художественно-промышленную школу имени Н. Ф. Фан-дер-Флита на отделение мозаики, по окончании

Никандрова Ирина Евгеньевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ

которой он получил аттестат «Учёного рисовальщика». Учиться Григорию очень нравилось, специальные и художественные предметы чередовались с практическими занятиями в прекрасно оборудованных для того времени мастерских и учебными экскурсиями по многочисленным городам России и окрестностям Пскова для изучения и копирования памятников древнерусского искусства1. Копирование старинных икон, фресок, мозаик, керамических рельефов являлось основой учебного процесса будущего художника. В художественно-промышленной школе Григорий выделялся необычайной серьёзностью, редким трудолюбием, доброжелательностью к товарищам по учёбе. Преподаватели не могли не заметить толкового юношу, и в период летней практики 1915 г. в Киеве он ассистировал руководителю мозаичной мастерской А. И. Тарану. В мае 1920 г. в здании Псковских государственных художественно-промышленных мастерских состоялось открытие выставки художников всех основных направлений, существовавших в живописи в 20-е годы. Для красноармейцев, учащейся молодёжи, членов профсоюзов организовывались льготные культпоходы на эту выставку, где необходимые пояснения к своим картинам давали присутствовавшие там авторы2. Григорий Иванов представил на данной экспозиции два рисунка. Затем последовало участие в первой выставке «Творческого объединения псковских художников» в 1921 г., где молодой живописец продемонстрировал, к сожалению, не сохранившееся до наших дней полотно «Го-

Лское № 2 О/7

родок». Конечно, Григорий Иванович не мог находиться в стороне от важных событий, которые происходили в то время в стране: в качестве командира артиллерийской бригады он участвовал в 1-ой мировой войне, а когда в 1918 г. началась гражданская война, несколько позднее (в 1920 г.) учёл добровольцем снова воевать. В 1921 г. по командировке Гу-бОНО Григорий вместе с товарищами по художественно-промышленной школе Василием Купцовым и Ерухимом Забровским уехал в Петроград для продолжения образования. Иванов поступил на факультет монументальной живописи Высших художественно-технических мастерских (бывшее училище барона Штиглица), а после реорганизации этого учебного заведения учился на живописном факультете Петроградской Академии художеств. Дипломной работой Григория Ивановича стала картина «Каменщик», нынешнее местонахождение которой неизвестно.

Художественные особенности данного холста подробно и профессионально разобраны искусствоведом Н. И. Салтан3, поэтому автор представленной статьи опускает этот момент. Как и в студенческие времена, после окончания Академии Иванов вместе со своими друзьями В. Купцовым и Е. Забровским продолжал жить в Ленинграде на улице Союза Связи, рядом с Исаакиевским собором в доме Мятлевых, где в те годы располагался Музей художественной культуры. В 1926 г. трое молодых художников-псковичей вошли в организованное их товарищами по Академии общество «Круг». В 1926-1928 гг. Григорий Иванович продолжал активную выставочную деятельность, участвуя как в экспозициях «круговцев» в Ленинграде, так и в псковских выставках тех лет. В частности, известно, что художник был приглашён представить свои работы на тематической экспозиции «Отживающий и уходящий Псков», которая открылась 17 января 1926 г. в художественном отделении Псковского губернского музея4, но сведений о непосредственном участии Григория Ивановича в этой выставке обнаружить не удалось. Из созданного Ивановым в 1928-1930 гг. сохранилась часть серии «Коммуна Кудрово», куда входили разнообразные тематические картины, портреты и пейзажи. Считается, что конец 20-х — Гая

половина 30-х гг. — наиболее плодотворный период в творческой деятельности художника, но, к сожалению, далеко не всё из созданного в эти годы сохранилось до наших дней. Неизвестна судьба, например, двух больших полотен Иванова «Расстрел» и «Женщина с люлькой (Мать)», а также многофигурной картины 1933 г., изображавшей запись добровольцев в Красную армию, упомянутой в каталогах и известной только по случайно сохранившейся старой биографии художника.

Григорий Иванович достаточно много и успешно работал и как портретист. «Мужской портрет (в чёрном)», «Шахтёр-слесарь», «Портрет девушки в голубом» и другие полотна этого жанра свидетельствуют о профессиональной зрелости живописца, способного совмещать чисто портретные задачи с отражением своего времени. Общими чертами творчества Иванова и большинства портретистов тех лет являлись несложность композиции, почти полное отсутствие каких-либо подробностей и аксессуаров при необычайно тонком, даже тщательном письме лиц, повышенном внимании к проявлению индивидуального в человеке. Пластической основой лучших портретных образов художника стало сочетание мягкого живописного пятна, обогащённого тонкими лессировками*, с очень экономной, деликатной контурной прорисовкой отдельных деталей, подчёркивавшее самое характерное в изображавшемся образе5. Примером несомненной удачи Григория Ивановича как портретиста может служить картина «Старик», написанная в 1935 г. Искусствовед Н. И. Салтан полагает, что возможно на этом полотне изображён не просто крестьянин из деревни Ягодкино, а отец художника. Образ привлекает строгостью и необычайным благородством, в чём-то даже иконописным. На портрете человек степенный, с чувством собственного достоинства; особенно привлекают его глаза: зоркие, внимательные, смотрящие из-под лохматых бровей. Безусловно, одной из ярких, запоминающихся портретных работ Г. И. Иванова

* Лессировки — тонкие, прозрачные или полупрозрачные слои красок, нанесённые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита картины (определение взято из Энциклопедического словаря).

является также «Девушка в голубом» (авторское название неизвестно). Хотя на картине отсутствует какая-либо атрибутика эпохи, но сам образ: коренастая фигура, округлые руки, сомкнутые на коленях, бело-розовое круглое лицо, впечатление телесной крепости и физической выносливости говорит о том, что изображена девушка именно начала 30-х гг.

Несколько слов необходимо сказать и о цикле «Гдовские сланцы», над которым Иванов работал в середине 30-х гг. и к которому относится ещё одна портретная работа художника — «Шахтёр-слесарь». Известно, что данный цикл состоял из пейзажей, изображающих рабочий посёлок, шахту, электростанцию и другие объекты и был достаточно обширный. К этой же серии относятся два небольших индустриальных пейзажа; один из них условно назван «Электростанция».

Даже живя постоянно в Ленинграде, Григорий Иванович не забывал свою малую Родину. В 1920-30-е гг. он особенно часто приезжал как в Псков, так и в свою родную деревню Ягодкино в Палкинском районе. В Пскове художник не только принимал участие в выставках, но и сотрудничал с местным профсоюзом работников искусств, принимал участие в оформлении ленинских уголков, красноармейских и рабоче-крестьянских клубов и т. п.6 Ностальгия по деревенской жизни сопровождала Григория Ивановича до конца его дней. В живописных и графических работах разных лет нетрудно узнать окрестности посёлка Палкино, близ которого расположена на берегу озера деревня Ягодкино. Наиболее известные среди них: «Деревенский пейзаж» и «Летний пейзаж» (П-ая половина 1930-х — начало 1940-х гг.); сцены полевых работ отображены в картинах «На поле», «Настилка льна» (1937 г.), «Колхозный пейзаж» (1954 г.) и др.

В конце 40-х — начале 50-х гг. творчество Григория Ивановича постепенно идёт на спад. Непростая ситуация в стране: годы культа личности, репрессий, подавление свободы творчества трагически отразились на судьбах нескольких поколений российской художественной интеллигенции и в полной мере коснулись судьбы Г. И. Иванова. Он тяжело пережил самоубийство друга, художника В. Купцова (1935 г.), не вынесшего допросов в НКВД по делу своего наставника

П. Н. Филонова. В 50-е гг. Иванов мало с кем общался, вёл замкнутый образ жизни, перебивался случайными заработками. Последний всплеск его самобытного и незаурядного творчества произошёл в эвакуации в Таджикистане (1941-45 гг.), где им была написана серия пейзажей.

Григорий Иванович Иванов умер в Ленинграде 29 августа 1960 г. Поскольку семьи и близкиху него не было, все его сохранившиеся полотна были переданы в художественный архив Ленинградского отделения Союза Художников. Из публикации Н. И. Салтан стало известно, что в 1979 г. 49 произведений живописи и графики разных лет художника Иванова Г. И. из архива ЛОСХ были переданы в Псковский музей-заповедник, лучшие из которых в настоящее время отреставрированы и экспонируются на различных выставках. Григорий Иванович Иванов, безусловно, внёс свой самобытный, неповторимый вклад как в отечественное изобразительное искусство в целом, так и достойно представлял псковских живописцев на разнообразных выставках, организованных на Псковщине.

Ещё один художник, чья жизнь и творчество хотя и недолго, но тоже были связаны с Псковским краем — это Мстислав Вале-рианович Добужинский. Его жизненный и творческий путь достаточно хорошо изучены искусствоведами и отчасти историками. Но что касается «псковского периода», Добужинский, как правило, только упоминается среди писателей и художников, живших и работавших в Холомках (Порховского уезда) в начале 1920-х гг. На наш взгляд, Мстислав Валериа-нович заслуживает отдельного разговора.

М. В. Добужинский родился в Новгороде 2 августа 1875 г. Его отец служил в Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора, мать была артисткой и певицей. После развода отец забрал сына на воспитание, но какое-то время мальчик поочерёдно жил то у отца, то у матери. Отрочество Мстислав провёл в Вильнюсе, где закончил гимназию и куда потом неоднократно приезжал. В 1899 г. Добужинский закончил юридический факультет Петербургского университета. В университетские годы он одновременно изучал живопись в частных студиях, а по окончании университета Мстислав Валерианович про-

Леков M> 2 О/7

должил своё художественное образование в Мюнхене. В 1901 г. он вернулся в Петербург и вошёл в творческое объединение молодых живописцев «Мир искусства», став одним из самых заметных его представителей. С 1902 года Добужинский регулярно участвовал в выставках этого объединения. В 1924 г. Мстислав Валерианович принял литовское гражданство и уехал из советской страны. Он много работал для Каунасского, Рижского театров как художник-оформитель, а в 192629 гг. — для парижского театра Н. Ф. Бали-ева. В 1935 г. Добужинский уехал в Англию вместе с труппой Каунасского государственного театра и там остался, затем он эмигрировал в США. В эмиграции Добужинский зарабатывал на жизнь выступая с лекциями, писал статьи, очерки, мемуары.

В Псковском крае художник провёл почти три года, неоднократно бывал в Пскове, Порхове, Дно, Волышове и других местах. В 1920-1922 гг. он жил в колонии писателей и художников в Холомках (Пор-ховского уезда), организованной К. И. Чуковским. В 1920 г. Мстислав Валерианович создал три вида города Порхова: рисунки «Домик», «Ряды», «Чайная»; три пейзажа в Холомках, в том числе «Зимний пейзаж в Холомках», ряд зарисовок и акварелей. Интересен факт, что помимо живописи в этот период Добужинский пробовал себя и в поэзии. Перу художника принадлежат несколько стихотворений и рифмованных писем родственникам и друзьям7. В 1921 г. Мстислав Валерианович посетил Порхов и написал акварели «Порхов. Река» и «Порхов. Крепость». Летом того же года художник вместе с семьёй снова приехал в Холомки, где написал портреты Г. С. Верейского, С. А. Гагариной, В. А. Милашевского и др. В декабре 1921 г. Добужинский посетил Псков,

результатом этой поездки стали рисунки и литографии, в том числе с изображением рыбного рынка. В 1922 г. художник ещё раз побывал в Пскове и создал ряд акварелей с видами различных уголков города. В этом же году Добужинский написал акварель с изображением станции Дно, а в Холомках он исполнил рисунки «Интерьер» и «Холомки осенью». Впечатления от пребывания на Псковщине позднее нашли отражение в иллюстрациях Мстислава Валериановича к пушкинскому «Евгению Онегину». Так, дом Лариных почти в точности напоминает старинный дом в Вельском Устье, рядом с Холомками. Книжное иллюстрирование вообще было одним из самостоятельных и самобытных направлений в творчестве Добужинского. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации к повести Н. С. Лескова «Тупейный художник» (1921 г.), «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1923 г.), «Трём толстякам» Олеши (1928 г.), «Свинопасу» Андерсена (1922 г.) и некоторым другим. Книжная графика Добужинского всегда отличалась точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка.

Мстислав Валерианович Добужинский вступил в искусство в период величайших сдвигов в социальной жизни, науке, философии, культуре. Его творчество навсегда останется связанным с глубоким переломом в сознании человека, совершившимся под влиянием этих перемен.

М. В. Добужинский с 1939 г. жил в Нью-Йорке, где и скончался в возрасте 82 лет в 1957 г. Безусловно, псковичам можно гордиться тем фактом, что несколько лет творческой жизни этого выдающегося художника были связаны с Псковским краем.

Примечания

1. Салтан Н. И. Очевидец своего времени // Псков. 1997. № 7. С. 125.

2. Никандрова И. Е. Культурная жизнь Ленинграда и Пскова в 20-ые годы XX века. Псков: ПГПУ, 2009. С. 75.

3. Салтан Н. И. Очевидец своего времени // Псков. 1997. № 7. С. 126.

4. «Уходящий Псков» // Псковский набат. 1926. 17 января. С. 6.

5. Салтан Н. И. Очевидец своего времени // Псков. 1997. № 7. С. 130.

6. ГАПО. Ф. Р-282. Он. 1. Д. 94. Л. 22.

7. Мстислав Добужинский. Семейный альбом. М.: Издатель Михаил Царёв. 2012. С. 23.

Ласо# М> У? 20/7

Григорий Иванов 26.01.1894 — 29.08.1960

Г. Иванов «Каменщик» (Эскиз 1924 г.)

Жское М 47 2 О/7

«Молотьба. Кудрово». 1929 г.

Одна из картин цикла «Гдовские Сланцы» (серед. 1930-х гг.)

Лосое м V? 20 /7

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)

ТГское М> 47 2О /7

М. Добужинский «Иллюстрация к повести Н. С. Лескова "Тупейный художник"». 1921.

Издательство «Аквилон»

ТГс/сое М> 47 20/7

М. Добужинский «Кукла»

М. Добужинский «Митинг перед дворцом искусств». Рисунок для альбома «2-ой конгресс Коммунистического Интернационала». 1920 г. Музей-квартира И И. Бродского

ТГское М> 1Г/ 2 О Г/

Портрет Г. С. Верейского. 1921 г.

Рыбный рынок в Пскове

Пейзаж Пскова. 1922 г.

Лс/сов М 47 2.0/7

Иллюстрация декорации к опере по поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.