Научная статья на тему 'Российские энергетические компании на рынке ес: новые задачи'

Российские энергетические компании на рынке ес: новые задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаров Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские энергетические компании на рынке ес: новые задачи»

РОССИЙСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ЕС:

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

В начале текущего столетия в России сформировался мощный отряд быстро развивающихся компаний, активно привлекающих капитал для своего развития и способных успешно конкурировать на внутренних внешних рынках. Нефтегазовый сектор является крупнейшим сектором российской экономики, и компании этого сектора имеют конкурентные преимущества на мировом рынке.

Гиганты ТЭК составляют основу этих наиболее крупных и мощных компаний. Капитализация российских компаний превысила 90% ВВП (2006 г.) и имеет тенденции к значительному росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться социальный слой массовых инвесторов и акционеров.

На внешних рынках происходило усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов и технологий, рабочей силы. Текущий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанный с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожиданием распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).

Для российской экономики эта перестройка, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой - усиливает требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Однако сегодняшние качественные характеристики российской экономики, прежде всего - энергозависимой, не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и вследствие этого уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.

Источники экспортно-сырьевого типа развития, базирующегося на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, имеют ограниченный ресурс, и потому предполагают смену стратегии развития.

Стратегически важной задачей для отечественных компаний является не только обеспечение энергетического сектора ЕС сырьем, но и поставка на этот рынок готовой продукции нефтепереработки с более высокой добавленной стоимостью. Но и эта задача представляется не единственно значимой. Потенциал энергетических компаний столь высок, что сложились предпосылки для того, чтобы использовать его для внедрения на рынок ЕС путем скупки активов европейских компаний и организации работы на территории стран ЕС в смежных отраслях, таких как переработка, транспортировка и сбыт углеводородов.

Но и эта стратегическая задача - совершенно новая для российских предприятий, не может рассматриваться как единственная новая стратегическая линия современной политики компаний энергетического сектора. Ситуация на мировых рынках энергоносителей столь благоприятна, что финансовое благополучие энергетического сектора можно использовать в качестве локомотива

для перевода всей экономики России на новые рельсы технической модернизации и инновационного развития.

Составляющими подобной стратегии могли бы стать внедрение компаний ТЭК в области, не связанные с энергетикой, и приобретение компаний перспективных направлений научно-технического прогресса для перевода российской экономики на новый уровень технической вооруженности и преодоления разрыва в научно-техническом соперничестве с ведущими странами Запада. Эта совершенно новая задача в возможной стратегии экономического развития России представляется весьма значимой и вполне осуществимой с учетом накопленных активов в секторе ТЭК.

Реализация этих новых значимых для будущего экономики России задач может быть достигнута путем внедрения на рынок ЕС посредством прямых и портфельных инвестиций.

Для выхода на европейский рынок и стабильной работы на нем надо знать условия деятельности на этом рынке, изучить его особенности, основные требования и возможности. Причем важным соображением представляется, что условия работы российских компаний на этом рынке могут становиться более прозрачными и благоприятными в результате развития в нужном направлении энергодиалога.

Некоторые аспекты деятельности на рынке ЕС энергетическим компаниям необходимо будет учесть в обязательном порядке. К таким условиям, в частности, относится политика ЕС по охране окружающей среды.

Экологическая политика ЕС накладывает определенные условия на деятельность компаний на территории стран ЕС. Политика ЕС направлена на достижение устойчивого экологически приемлемого экономического роста и базируется на уверенности, что высокие экологические стандарты стимулируют инновационное развитие бизнеса.

Основные вопросы политики в области охраны окружающей среды затрагивают такие области, как: защита качества воды и воздуха; сохранение природных ресурсов; контроль над отходами и выбросами; контроль над экономической деятельностью, оказывающей неблагоприятное влияние на окружающую среду; изменение климата; шумовое загрязнение; химические продукты.

На наднациональном уровне вырабатываются стандарты необходимой охраны окружающей среды, обязательные для выполнения во всех странах-членах ЕС.

Изменение климата - одна из главных проблем современности и приоритет политики ЕС. ЕС ставит перед собой задачу не допустить повышения температуры более чем на 2°С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Однако это потребует новой индустриальной революции и радикального изменения в использовании энергии.

ЕС является участником Киотского протокола и выполняет содержащиеся в нем требования по сокращению выбросов СО2 в атмосферу.

В плане деятельности предприятий основной принцип политики - это «оплата загрязнений». Это может выражаться в инвестициях, необходимых для достижения высоких экологических стандартов, в выполнении требований по переработке товара после использования или в виде уплаты налогов на продукцию, наносящую вред окружающей среде. Кроме того, устанавливаются квоты на объем использования природных ресурсов, а также на объем выбросов.

Следует отметить ряд важных директив ЕС по охране окружающей среды от отходов производства и потребления:

- Директива ЕС о сжигании опасных отходов (94/67/ЕЕС), в которой определены меры по предупреждению и, если оно невозможно, снижению отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье человека загрязнения воздуха, почв и вод, вызванного сжиганием опасных отходов.

- Директива ЕС об управлении отходами (975/442/ЕСС) с поправками, внесенными Общей директивой 91/156/ЕСС, определяет систему управления отходами и их образованием. Она требует максимально избегать их образования, поощрять предприятия осуществлять переработку отходов, включая их утилизацию и использование в качестве источников энергии. Где это технически и экономически невозможно - отходы промышленных предприятий должны быть захоронены методом, не приводящим к воздействию на окружающую среду.

- Директива ЕС об опасных отходах (91/689/ЕСС) устанавливает меры по размещению, удалению опасных отходов. Запрещается предприятиям и организациям смешивать опасные отходы различных видов с неопасными, кроме как в определенных обстоятельствах. Она уточняет разрешительные и иные требования к производственной деятельности промышленных предприятий, которые не предусмотрены Директивой об управлении отходами.

- Директива ЕС о нефтяных отходах (75/439/ЕСС) направлена на создание системы сбора, очистки, хранения, и удаления нефтяных отходов без вреда окружающей среде. Члены ЕС обязаны создать, системы регистрации, выдачи разрешений и надзора за деятельностью по производству или удалению нефтяных отходов. Наибольший приоритет имеет регенерация, затем сжигание, разрушение, хранение или удаление. Кроме того, в данной Директиве ЕС определяются условия по их сжиганию. Отходы предприятий, которые не регенерируемы и не сжигаемы, должны быть безопасным способом разрушены или размещены на хранение, или удалены на жестко контролируемых условиях. Промышленные предприятия, сжигающие нефтяные отходы, должны соблюдать нормативы выбросов, установленные для тяжелых металлов, хлорированных фторидов.

Это лишь некоторые примеры более высоких требований экологической политики ЕС, чем в России, с которыми столкнуться неизбежно компании, выходящие на рынок ЕС. Приведение этих и других нормативов к единому знаменателю могло бы стать ценным вкладом энергетического диалога в развитие сотрудничества России и ЕС.

Обмен активами между российскими и европейскими компаниями в различных сегментах ТЭК мог бы существенно укрепить взаимную зависимость и энергетическую безопасность.

Интересно проанализировать, как ведущие компании российского ТЭК осуществляют стратегию выхода на внешние рынки. Показателен в этом отношении пример крупнейшей частной нефтяной компании России «ЛУКОЙЛ», которая раньше многих других компаний выбрала стратегию внедрения на зарубежные рынки. К тому же совсем недавно компания приняла новую внешнеэкономическую стратегию.

На конференции для инвесторов в Нью-Йорке 18 октября 2006 г. «ЛУКОЙЛ» объявил о своей новой стратегии развития. Компания заявила о своем намерении стать глобальной транснациональной нефтяной компанией: «то есть экспортировать не только нефть, наше естественное природное преимущество, но и нефтяной бизнес - наше настоящее конкурентное преимущество». «ЛУКОЙЛ» поставил перед собой задачу уже через десять-пятнадцать лет больше половины бизнеса компании и ее инвестиций осуществлять вне России. В рамках данной стратегии

выход на рынок нефтепродуктов ЕС является одним из приоритетных направлений. Причем стратегия уже активно реализуется на практике. Так, в октябре 1999 г. «ЛУКОЙЛ» подписал договор о покупке 58% акций болгарского нефтехимического комбината «Нефтехим», который расположен в 15 км от порта Бургас на Черном море. Это крупнейшее на Балканах предприятие, которое эксплуатируется с 1964 г. В его состав входят нефтеперерабатывающий и нефтехимический заводы и завод полимеров. На момент приобретения проектная мощность предприятия составляла 10,5 млн т в год. Компания поставила перед собой цель в кратчайшие сроки модернизировать комбинат и превратить его в ведущее предприятие отрасли в Восточной Европе.

Важно отметить, что в состав нефтеперерабатывающего завода входит также комплекс технологических процессов, необходимых для выработки широкого ассортимента нефтепродуктов: бензинов, сжиженных газов, реактивного, дизельного и котельного топлива, битума. Нефтехимический завод может производить этилен, бензол, толуол, фенол, ацетон. Завод полимеров осуществляет производство полиэтилена, полипропилена, полистирола и латексов. Высокая степень интеграции нефтепереработки и нефтехимии позволяет гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, а самое главное - подобное приобретение способствует реализации главной задачи развития экономики страны - переводу ее на новый технологический уровень.

В 2005 г. «ЛУКОЙЛ» увеличил свою долю НПЗ до 93,16%, выкупив по оферте 22,05% акций завода. А в 2006 г. начал проект по модернизации и расширению мощностей НПЗ, в частности, это было связано со вступлением Болгарии в ЕС и, следовательно, повышением требований как к процессу производства, так и к конечному продукту. Объем инвестиций компании в НПЗ оценивается примерно в 400 млн долл. Планируется, что в результате реализации программы модернизации в 2007 г. завод перейдет на выпуск нефтепродуктов по стандарту «Евро-3», а к 2009 г. - по стандарту «Евро-4».

В 2002 г. компания приобретала 16 АЗС на Кипре, тем самым обеспечивая новый рынок сбыта нефтепродуктов, произведенных на НПЗ «Нефтехим». Это стало возможно благодаря тому, что «ЛУКОЙЛ» выиграл тендер и подписал соглашения с компаниями BP Cyprus Ltd и Exxon Mobil Cyprus Inc о приобретении у них автозаправочных станций. Сегодня сеть АЗС «ЛУКОЙЛа» на Кипре включает 30 станций, что, по оценкам компании, составляет около 12% рынка розничной продажи топлива в этой стране, однако руководство компании ставит перед своим кипрским филиалом «Лукойл-Кипр» задачу: увеличить присутствие до 20%

«ЛУКОЙЛ» сегодня - первая российская компания, которая сделала реальные инвестиции в промышленность Кипра. Покупка АЗС подтвердила планы экспансии компании на западные рынки и является первым шагом на пути внедрения в Средизимноморский регион.

В 1998 г. «ЛУКОЙЛ» приобрел контрольный пакет акций румынского НПЗ «Petrolet» мощностью 2,5 млн т в год. Сейчас компании принадлежит 93% акций НПЗ. В 2002 г. завод был остановлен на капитальную реконструкцию и вновь введен в эксплуатацию в конце октября 2004 г. По данным «ЛУКОЙЛа», компания вложила в модернизацию завода 120,7 млн долл. В зависимости от потребностей рынка завод производит дизельное топливо и бензин только по стандартам Евро-3 и Евро-4. Кроме инвестиций в завод «ЛУКОЙЛ» вложил 285 млн долл. в развитие сбытовой инфраструктуры в Румынии. Доля компании на местном рынке нефтепродуктов приближается к 20%.

В 2005 г. компания «ЛУКОЙЛ-Финляндия» (входит в группу «ЛУКОЙЛ») заключила договор купли-продажи акций финских компаний Oy teboil Ab и Suomen Petrooli Oy, в результате чего получила единоличный контроль над этими компаниями. Сделка была одобрена Еврокомиссией.

Основными видами деятельности Oy teboil Ab и Suomen Petrooli Oy являются управление сетью из 289 АЗС и 132 D-точек (отдельно стоящие наземные емкости и колонки по продаже дизельного топлива), оптовая продажа нефтепродуктов, а также производство и продажа масел.

Главным результатом этой сделки стали выход «ЛУКОЙЛ» на финский рынок нефтепродуктов и завоевание его существенной доли (около 20%).

В октябре 2006 г. «ЛУКОЙЛ» заявил о своем намерении развивать сеть автозаправочных станций в странах Балтии. По словам вице президента компании Н. Черного, акцент будет сделан на Латвию и Эстонию, так как в Литве ритейл группы уже достаточно развит. На конец 2005 г. «ЛУКОЙЛ» владел в странах Балтии и ближнего зарубежья - 593 АЗС, из них в Латвии - 36, в Литве - 120, а в Эстонии 39 - АЗС. Холдинг хочет сравняться по количеству АЗС с лидерами балтийского рынка - скандинавскими компаниями Statoil (в Латвии -56, в Литве - 60, в Эстонии - 43 АЗС)

Расширять сеть планируется путем строительства новых и модернизации имеющихся станций, а также путем их перекупки. Цель компании - по доле рынка выйти на один уровень со Statoil, которой контролирует долю рынка в 23%. Вместе с тем компания не планирует дальнейшего расширения сети АЗС в Литве.

Приходиться принимать во внимание антимонопольное законодательство стран ЕС. «В Литве ситуация у нас уже на столько хорошая, что идти дальше мы не можем, иначе возникнут проблемы из-за антимонопольного закона», -пояснил вице-президент «ЛУКОЙЛа».

Страны Балтии - важный рынок для компании. Во-первых, это растущий рынок, при этом здесь пока нет такой жесткой конкуренции, как в странах Западной Европы, во-вторых, это страны с традиционными экономическими связями с Россией и значительной частью русскоговорящего населения, поэтому российскому бренду будет проще найти своих потребителей.

В рамках реализации общей стратегии в декабре 2006 г. компания приобрела у «Conoco Phillips» 376 АЗС, расположенных в шести странах Европы. «ЛУКОЙЛ» в основном завершила сделку по приобретению розничного бизнеса «Conoco Phillips» во II квартале 2007 г. К этому времени, в частности, было получено одобрение сделки со стороны Европейской комиссии. Приобретенные активы включают 156 АЗС в Бельгии, 49 АЗС в Финляндии, 44 АЗС в Чехии, 30 АЗС в Венгрии, 83 АЗС в Польше, и 14 АЗС в Словакии. Показатель среднесуточной продажи на этих заправках достаточно высок для ЕС. После завершения сделки доля «ЛУКОЙЛа» на топливном рынке Чехии составит - 4%, Словакии - 3,5%, Бельгии - 8,3%, Польши - 6%, Венгрии - 6%, Финляндии - 29%.

Во время приобретения АЗС работали под известным брендом «JET». Однако в течение двух лет «ЛУКОЙЛ» намерен провести ребрендинг сети, при этом в Финляндии АЗС должны быть переведены под бренд компании уже в 2007 г.

Сделка полностью соответствует стратегии компании по развитию бизнес-сегмента даунстрим, в соответствие с которой «ЛУКОЙЛ», в частности, планирует значительно расширить розничную сеть в странах Европы.

В настоящее время ведутся переговоры о продаже «ЛУКОЙЛу» принадлежащего «Conoco Phillips» нефтеперерабатывающего завода «Whitegate» в Ирландии мощностью 3,5 млн т нефти в год, во Франции «ЛУКОЙЛ» ведет переговоры о

покупке трех НПЗ компании «Shell». Их совокупная мощность составляет почти 15 млн т нефти в год, или примерно 15% от общей переработки во Франции.

ГОНЧАРОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Государственного университета «Высшая школа экономики» (г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.