Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРТУ КЛАЙПЕДА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГРУЗОВ'

РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРТУ КЛАЙПЕДА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / БЕЛАРУСЬ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКИЕ ПОРТЫ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОРТА / LOGISTICS / GLOBAL SUPPLY CHAINS / BELARUS / SEA TRANSPORT / SEAPORTS / PORT SELECTION CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв Михаил Николаевич

Обоснована необходимость использования морского транспорта белорусскими грузовладельцами при осуществлении внешнеторговой деятельности. На примере Белорусской калийной компании показана роль Беларуси в глобальных цепях поставок. Определены критерии и ограничения при выборе морского порта для межконтинентальных перевозок грузов. Выявлены конкурентные преимущества Клайпедского порта. Выполнен анализ ближайших к Беларуси портов Балтийского моря. Выявлены барьеры для грузопотоков из Беларуси в направлении российских портов на Балтике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ALTERNATIVES TO THE PORT OF KLAIPEDA FOR BELARUSIAN CARGO

The necessity of using sea transport by Belarusian cargo owners in the implementation of foreign trade activities has been substantiated. Using the example of the Belarusian Potash Company, the role of Belarus in global supply chains is shown. Criteria and restrictions for choosing a seaport for intercontinental cargo transportation have been determined. The competitive advantages of the Klaipeda port are revealed. The analysis of the Baltic Sea ports closest to Belarus is carried out. Barriers for cargo flows from Belarus to Russian ports in the Baltic have been identified.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРТУ КЛАЙПЕДА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГРУЗОВ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

RUSSIAN ALTERNATIVES TO THE PORT OF KLAIPEDA FOR BELARUSIAN CARGO Kovalyov M.N. (Republic of Belarus) Email: Kovalyov247@scientifictext.ru

Kovalyov Mikhail Nikolaevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Head of the Department, DEPARTMENT OF LAW AND SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES,

GOMEL BRANCH

INTERNATIONAL UNIVERSITY "MITSO", GOMEL, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the necessity of using sea transport by Belarusian cargo owners in the implementation of foreign trade activities has been substantiated. Using the example of the Belarusian Potash Company, the role of Belarus in global supply chains is shown. Criteria and restrictions for choosing a seaport for intercontinental cargo transportation have been determined. The competitive advantages of the Klaipeda port are revealed. The analysis of the Baltic Sea ports closest to Belarus is carried out. Barriers for cargo flows from Belarus to Russian ports in the Baltic have been identified.

Keywords: logistics, global supply chains, Belarus, sea transport, seaports, port selection criteria.

РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРТУ КЛАЙПЕДА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГРУЗОВ Ковалёв М.Н. (Республика Беларусь)

Ковалёв Михаил Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра правоведения и социально-гуманитарных дисциплин, Гомельский филиал Международный университет «МИТСО», г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: обоснована необходимость использования морского транспорта белорусскими грузовладельцами при осуществлении внешнеторговой деятельности. На примере Белорусской калийной компании показана роль Беларуси в глобальных цепях поставок. Определены критерии и ограничения при выборе морского порта для межконтинентальных перевозок грузов. Выявлены конкурентные преимущества Клайпедского порта. Выполнен анализ ближайших к Беларуси портов Балтийского моря. Выявлены барьеры для грузопотоков из Беларуси в направлении российских портов на Балтике.

Ключевые слова: логистика, глобальные цепи поставок, Беларусь, морской транспорт, морские порты, критерии выбора порта.

Не имея выхода к морю и, соответственно, собственного морского транспорта, но участвуя в международном разделении труда, Республика Беларусь нуждается в трансконтинентальных перевозках грузов. Для белорусских предприятий и логистических операторов возникает проблема выбора морского порта для осуществления интермодальных перевозок.

В [1] была показана роль Республики Беларусь в реализации глобальной китайской инициативы «Один пояс, один путь» в части строительства сухопутного Евразийского континентального моста. Вывод: для развития логистического и транзитного потенциала Республике Беларусь следует максимально использовать преимущества географического расположения и интеграционных выгод от

61

сотрудничества с Россией, странами ЕАЭС и Китаем. Возрастание роли Беларуси в глобальных цепях поставок будет содействовать росту авторитета страны в мире и развитию белорусской экономики.

В морских перевозках заинтересованы многие крупные белорусские предприятия нефтехимии, машиностроения и металлообработки. Через балтийские порты ежегодно экспортируется до 6 млн тонн нефтепродуктов и до 10 млн тонн калийных удобрений.

Например, Белорусская калийная компания (БКК) экспортировала в 2018 году свыше 6 млн. тонн минеральных удобрений производства ОАО «Беларуськалий», что составляет половину всего годового объема. Причем, в последние годы наблюдается положительная динамика производства удобрений и экспорта. В будущем эти объемы могут возрасти в связи с вводом в эксплуатацию Петриковского горнообогатительного комбината в Гомельской области.

БКК экспортирует продукцию ОАО «Беларуськалий» более чем в 100 стран мира, используя такие способы транспортировки, как судовые партии, контейнерные перевозки, речной (по Дунаю и Рейну) и железнодорожный транспорт. Калийные удобрения поставляются в страны СНГ, ЕС, страны Латинской Америки, в Индию и страны Юго-Восточной Азии, в Китай, Южную Корею, Японию и Австралию [2].

Важнейшими морскими воротами Республики Беларусь в настоящее время является литовский Клайпедский порт [3], который в значительной степени загружен работой по перевалке грузов, благодаря белорусским грузоотправителям. Клайпеда находится территориально ближе, чем многие другие морские порты. Расстояние от Минска до Клайпеды составляет немногим более 500 км.

При выборе порта для отправки или получения грузов можно руководствоваться различными критериями и ограничениями:

- специализация порта;

- производственные мощности по перевалке грузов;

- месторасположение;

- сезонность функционирования;

- расстояние до грузоотправителя/грузополучателя;

- глубина у причалов;

- наличие складских площадей для временного хранения грузов;

- условия и комплекс оказываемых логистических услуг;

- тарифы;

- политическая ситуация в стране расположения порта;

- взаимоотношения страны месторасположения порта и страны отправителя/получателя груза;

- субъективные факторы.

Ближайшими морскими портами к Беларуси являются: на севере - порты Балтийского бассейна, позволяющие обеспечить кратчайший выход в Атлантику; на юге - украинские порты Черного моря с выходом в Индийский океан через Средиземное море и Суэцкий канал.

Активное использование белорусами услуг Клайпеды по перевалке грузов объясняется не только близостью порта и налаженной логистикой, но также тем, что с 2013 года 30% акций терминала сухих насыпных грузов принадлежит ОАО «Беларуськалий».

Угрозу налаженному сотрудничеству с этим литовским портом несут разногласия стран по поводу строительства Белорусской АЭС у границ Литвы. Кроме того, в сентябре 2020 года руководство Беларуси решило переориентировать грузопотоки из портов Литвы и Латвии на российские в ответ на санкции стран Балтии.

В таблице 1 содержатся сведения о российских морских портах, расположенных в бассейне Балтийского моря, крупнейшими из которых являются Санкт-Петербург, Усть-Луга и Приморск.

Таблица 1. Характеристика российских морских портов на Балтике

Порт Расстояние от Минска, км Мощность, млн т Причалы Площадь складов, м2 Глубина у причала, м

колич. м крытых закрытых

Санкт-Петербург 920 110 149 21854 146 3003 11,0

Усть-Луга 900 130 38 7303 725 994 15,0

Приморск 1080 90 12 3059 2 4 15,8

Высоцк 1100 21 8 1704 81 13,2

Выборг 1070 2 7 903 5 35 6,5

Калининград 540 44 119 16915 181 567 9,5

Примечание: источник: [4].

Использование белорусскими грузоотправителями ближайшего от Минска российского порта Калининграда затрудняется тем, что доставка грузов предполагает пересечение двух границ и территории Литвы. Для замены Клайпеды на более удаленные от Минска российские порты Ленинградской области необходимо создать соответствующие мощности по грузопереработке, а также договориться с РЖД о снижении тарифов на железнодорожные перевозки белорусских грузов до 50%. Кто-то должен взять на себя дополнительные логистические издержки.

Решая проблему выбора морского порта для отправок или получения груза, белорусские грузовладельцы принимают во внимание многочисленные факторы, приведенные выше, и руководствуются критериями качества логистических услуг и экономической целесообразности. Однако в нашем случае политический фактор может выйти на первый план при принятии решения о направлении грузопотоков из Беларуси.

Список литературы /References

1. Ковалев М.Н. Пути-дороги будущего. Что даст Беларуси реализация глобального китайского проекта «Один пояс и один путь» / М.Н. Ковалёв // Беларуская думка, 2018. № 7. С. 74-79.

2. Логистика // Белорусская калийная компания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belpc.by/logistika/ (дата обращения: 10.10.2020).

3. Ковалёв М.Н. На стыке двух союзов: логистика Беларуси и Литвы / М.Н. Ковалёв // Логистика, 2019. № 1. С. 36-39.

4. Порты Балтийского моря // Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf/reestr_mp/portyi _baltiyskogo_morya.html/ (дата обращения: 11.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.