Насибян С.С.
канд. экон. наук, доцент, декан факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
ума... на полпалаты
российская высшая школа как фактор развития инновационного банковского предпринимательства
Серьезной проблемой развития современных рыночных отношений является отсутствие методологических подходов к повышению эффективности использования в инновационном банковском предпринимательстве собственного и привлекаемого человеческого капитала. В общем плане особенно остро эта проблема стоит перед организациями, где интеллектуально-креативные ресурсы играют решающую роль не только при оценке экономических результатов трудовой деятельности сотрудников, но и при оценке рыночной стоимости таких компаний.
Разработанные в настоящее время методы определения уровня интеллектуальных ресурсов организаций опираются на такие факторы как имеющиеся знания, навыки, опыт, квалификация и умения сотрудников. Однако они являются лишь базовым капиталом для практического (творческого) использования интеллектуальных возможностей сотрудников организации, которые далеко не всегда эффективно привлекаются для до-
стижения поставленных целей. Сегодня не до конца отработаны механизмы экономической оценки и управления процессом реального рыночно оправданного использования созидательного (креативного, т.е. творческого) потенциала сотрудников, являющегося важнейшим экономическим ресурсом современных организаций, что подтверждается недостаточной освещенностью данной проблемы как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе. Отсюда становится очевидным, что развитие интеллектуально-креативных ресурсов является для современной России задачей государственной важности. Поэтому среди приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, способных обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, на первом месте стоит повышение уровня жизни населения до требуемой значимости (без которого невозможны никакие целенаправленные созидательные действия со стороны каждого человека) и содействие развитию «человеческого капитала». Среди же первоочередных задач государства на ближайшую
образование и бизнес
перспективу после обеспечения граждан доступным жильем и развития жилищно-коммунального хозяйства выдвинута модернизация системы образования . Все эти задачи определяют те факторы, которые напрямую влияют на максимизацию уровня проявления конкретным индивидом своего интеллектуально-креативного потенциала при выполнении им возложенной на него той или иной бизнес-задачи. Сегодня по оценкам Всемирного банка «благосостояние России наполовину держится на человеческом капитале, 10% дает воспроизводство капитала и 40% обеспечивает природа - нефть, газ, энергия и т. д. Для сравнения: в США соответственно 76, 19 и 5 процентов; в Западной Европе - 74, 23 и 3 процента, Ближний Восток - 43, 18 и 39 процентов; Северная Африка - 69, 26 и 5 процентов; Южная Азия 65, 19 и 16 процентов» . Таким образом, современное развитие России может опираться на два основных экономических ресурса: человеческий и природный.
Исследования специалистов показывают, что повышение «образо-
развитие интеллектуально-креативных ресурсов
является для современной России задачей государственной важности
ванности» общества на один академический год обеспечивает инновационный рост экономики стран Европейского союза (ЕС) на 5% в краткосрочной и 2,5% в долгосрочной перспективе . Значимость модернизации системы образования объясняется ее ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении
4
темпов экономического роста . Эксперты отмечают высокую долю добавленной стоимости в общем объеме предоставления услуг по отрасли «Образование»: в 2002 г эта доля составила 2,6% в ВВП. «Таким образом, приоритетное развитие образовательного комплекса является необходимым условием высоких темпов экономического роста и, как следствие, повышения благосостояния населения страны» - заключает Вифлеемский А.Б. . Однако, в настоящее время система образования находится в кризисном состоянии. Участники Парламентских слушаний на тему «Перспективы развития отечественной системы образования», состоявшихся 25 ноября 2004 г., констатировали негативные тенденции в состоянии системы образования, а именно:6
- возрастающую дифференциацию доступности качественного образования, разделение системы образования на массовую и элитарную;
- недостаточность бюджетного финансирования;
- разрыв традиционных связей предприятий и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
- несоответствие профиля и качества подготовки выпускников вузов потребностям общества и экономики;
- негативные изменения в образо-
российское предпринимательство
вательном законодательстве, лишающие нефедеральные и негосударственные учебные заведения возможностей развития. Директор департамента государственной политики в сфере образования Калина И. в своем докладе выделил основные проблемы системы образования, среди которых:
- несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества,
- дефицит преподавательских и управленческих кадров,
- отсутствие инвестиционной привлекательности сферы образования . Кроме того, по оценкам Комиссии Совета Европы по образованию убытки России достигают 50-60 млрд долларов в год за счет миграции ученых за границу.
По мнению Чернейко Д.С., качество государственного образования не соответствует требованиям современного рынка труда в силу консервативности вузов, вызванной рядом их монопольных привилегий. «Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в реальный сектор экономики» . Самойлов В.А. отмечает, что для России характерен существенный дисбаланс между уровнем образования, профессионализмом человеческого капитала и требованиями, предъявляемыми параметрами производства к конкретному рабочему месту, а именно: качеством используемого физического капитала, технологий, действую-
качество государственного
образования не соответствует требованиям современного рынка труда
щей системы управления. В среднем 30% всех имеющих высшее образование специалистов работают не по специальности, получен-
10
ной в вузе .
Сегодня многие из тех, кто пришел в банковский бизнес, имея базовое образование по направлениям самых различных отраслей, стремятся наверстать упущенное, получая либо второе высшее экономические (финансовое) образование, либо по программам МВА и т.д. Это явно является приоритетной задачей специалистов, стремящихся нарастить свою квалификацию. Исследованиями, проведенными под руководства академика РАСХН Крылатых Э.Н., заведующей кафедрой макро- и микроэкономики РНВШУ АНХ при Правительстве РФ, установлено, что в среднем 33% респондентов, среди других значимых препятствий на пути развития фирм, выделяют недостаточную квалификацию персонала.11 В качестве перспектив развития отечественной системы образования, призванной поддерживать необходимый инновационный уровень отечественной экономики,
образование и бизнес
85
эксперты отмечают;
1) участие бизнеса в формировании портфеля профессий при сохранении государственного контроля ;
2) развитие открытой системы профобразования, позволяющей любому человеку пройти подготовку, переподготовку или повышение квалификации в соответствии с запросом работодателя при любой форме обучения .
3) постоянное изучение спроса на рынке человеческого капитала для ориентации образования и профессиональной подготовки на потребителей приобретенных знаний
„ 14
и умений .
Вышеперечисленные проблемы по развитию инновационного предпринимательства привели к тому, что среди основных задач, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации в области образования, присутствует целый ряд задач по приведению содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда. Он характе-
в среднем 33% респондентов среди
других значимых препятствий на пути развития фирм, выделяют недостаточную квалификацию персонала
ризуется повышенным спросом на специалистов с высоким уровнем интеллектуально-креативного потенциала, который будет востребован в ближайшие десятилетия развития отечественной экономики. Среди них особое место отводится внедрению в практику новых образовательных стандартов, системы образовательных кредитов, передовых информационных образова-
„ 15
тельных технологий . При этом особое место в этом ряду занимает банковская сфера. Однако, сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется тем, что одной из основных проблем эффективного развития современной банковской системы России является практически полное отсутствие института подготовки интеллектуально-креативных ресурсов, обеспечивающих формирование конкурентоспособных специалистов в банковской сфере, способных решать управленческие задачи инновационного характера. Это особенно актуально в условиях политической и социальной нестабильности развития российской экономики, не позволяющей банкам эффективно использовать оправдавшие себя в мировой практике инструменты финансово-кредитной деятельности. Несмотря на то, что процесс подготовки специалистов для банковской сферы достаточно развит и за последние 10-15 лет потребности российского рынка в квалифицированных специалистах, владеющих банковскими инструментами на высоком уровне, удовлетворены практически в полном объеме, ис-пытывается существенный недостаток в квалифицированных кад-
российское предпринимательство
оо
рах в рядах высшего банковского менеджмента, которые способны решать управленческие задачи с тем уровнем креативности, который необходим для адекватной реакции на вызовы сложившихся экономических условий России.
1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.
2 Садовничий В.А. Слушается дело о наследстве // Московский университет, . - №29-30. - 2001. - С. 3-7
3 Лукичев Г. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены? // Поиск 31.08.03, №47, 2003.
4 Галаган А.И., 2004; Жильцов Е.Н., 2004; Кузьминов Я., 2005; Филонович С., 2005 и др.
5 Вифлеемский А.Б. Образовательный комплекс, как основа экономического роста в России / Экономика образования. . - №3. - 2005. - С. 5-9
6 Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — №3 .— С. 85-86
7 В Министерстве образования и науки РФ // Экономика образования .— 2005 .— N 3 .— С. 109-112.
8 Баширова М.Я. Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие // Вестник ОГУ. - 2004. - №8. - С. 19-27
9 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.
10 Самойлов В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг // Экономика образования.—
особое место отводится внедрению новых образовательных стандартов, системы
образовательных кредитов, передовых информационных образовательных технологий
2005.— №1.— С. 5-11.
11 Крылатых Э.Н. Управленческий потенциал - фактор инновационного развития экономики России // Бизнес-образование, № 2, 2005. - С. 50-58.
12 Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — № 3 .— С. 85-86
13 Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — №3 .— С. 85-86
14 Самойлов В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг// Экономика образования.— 2005.— № 1.— С. 5-11.
15 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым28 июля 2004 года, № 3944-П1.
образование и бизнес