Научная статья на тему 'Российская цивилизация в мировом глобализационном процессе'

Российская цивилизация в мировом глобализационном процессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
830
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / общество / Глобализация / новый мировой порядок / CIVILIZATION / society / globalization / new world order

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абубекеров Рустам Владиславович

Показаны особенности протекания современных глобализационных процессов. Обосновывается предположение о потенциальной возможности России стать самодостаточным центром силы в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the modern globalization processes are revealed. The assumption of Russias potential to become a selfsufficient centre of power in the global world is substantiated.

Текст научной работы на тему «Российская цивилизация в мировом глобализационном процессе»

В связи с расширением коммуникационного пространства социума возникает вопрос: что происходит с региональным социотехнологическим комплексом в эпоху глобализации? Поскольку глобализационные процессы демонстрируют тенденцию к преодолению наличных не только пространственно-временных, но и социальных ограничений чего-либо в информационной цивилизации, то, в частности, и различные рамки «регионального социотехнологического комплекса» начинают размываться. Речь идет о том, что такой комплекс, оказываясь объектом глобализационных процессов, приходит в неравновесное состояние, что открывает возможность его эволюции как подсистемы в том или ином направлении. Наиболее вероятным направлением его развития, по всей видимости, будет являться дальнейшее его расширение и проникновение в структуры социального за счет возрастания коммуникационных возможностей технологий.

Таким образом, феномен технологической глобализации обеспечивается стремительным развитием ИКТ. Расширение коммуникационных возможностей общества за счет внедрения в него современных ИКТ ведет к возрастающей технологизации социального. Она происходит по линиям коммуникаций, которые становятся все более технологичным явлением.

Библиографический список

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

2. Литвиненко В. А. Социотехнологические комплексы: новый вид цивилизационного взаимодействия // Общественные науки и современность. 2002. № 2.

R.V. Abubekerov

Russian Civilization

in the World Globalization Process

Features of the modern globalization processes are revealed. The assumption of Russia's potential to become a self-sufficient centre of power in the global world is substantiated.

Key words and word-combinations: civilization, society, globalization, new world order.

Показаны особенности протекания современных глобализационныге процессов. Обосновывается предположение о потенциальной возможности России стать самодостаточным центром силы в глобальном мире.

Ключевые слова и словосочетания: цивилизация, общество, глобализация, новый мировой порядок.

УДК 008:316.722 ББК 17:71.05

Р.В. Абубекеров

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В МИРОВОМ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

I лобализация представляет собой объективное, наиболее заметное и доминирующее социальное явление в современном мире. В этот процесс, независимо от своей воли, вовлечены практически все современные государства и народы. Различные страны занимают неравное положение и играют неодинаковую роль в мировой глобализации. В на-

210 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

стоящие время ведущие позиции в международной системе занимает небольшое количество государств, являющихся лидерами научно-технического прогресса и экономического развития. Они способны создавать новые конкурентоспособные производства, что для большинства других стран весьма затруднительно. Лидерство в глобализации на современном этапе, безусловно, принадлежит США.

Россия также является важным участником мирового глобализационного процесса. В связи с этим одна из важных исследовательских задач для представителей общественных наук состоит в научном осмыслении глобализации и объективном определении места и роли нашей страны в мировых процессах глобализации. Решение обозначенной задачи осложняется тем обстоятельством, что российское общество и политическая элита до сих не определились со своим отношением к этим процессам и участию России в них.

В глобализации отмечаются как положительные стороны, так и негативные проявления. Исследователи и политики расходятся во мнении на происходящие в современном мире глобализационные процессы. Очевидными опасностями глобализации являются односторонний характер культурного взаимодействия и угроза потери национально-культурной самобытности многими народами.

Традиционно на Западе культурную глобализацию, как правило, оценивают положительно и интерпретируют сквозь призму эмпирических культурных течений и социальных процессов. Они протекают от «центра» к «периферии», которая воспринимает культурные влияния, видоизменяет их и придает им новую форму.

Российскими исследователями глобализации в большинстве случаев ее проявлений дается отрицательная оценка. Чаще всего она понимается как политический или даже идеологический проект, инициированный и проводимый Западом. Глобальное общество рассматривается как сугубо «западная» идея, а глобальная информационная сеть описывается как «проводник американской культуры и национальной идеологии» [1, с. 51]. В таком контексте проявления глобализации в культурной сфере содержательно трактуются как «американизация» периферийных национальных культур, где российской и всем иным цивилизациям отводится второстепенная роль.

Объективно, казалось бы, за счет организации плодотворного межцивилиза-ционного диалога культурная глобализация несет в себе значительный потенциал обогащения и совершенствования современного общества. Однако вместо глубоко диалектического процесса гармонизации, в котором различие национальных культур не исключается, а воспринимается в неразрывном единстве, на практике получается унификация национальных культур на основе западных образцов.

Подавление национальных культур как проявление культурной глобализации, вне всякого сомнения, ведет к обеднению мировой цивилизации. Подобное положение в перспективе способно привести к установлению духовного тоталитаризма, где в унифицированном мире люди будут лишены своих традиционных ценностей и национальной культурно-религиозной идентичности. Данные тенденции способны спровоцировать жесткую реакцию со стороны «не-западных» наций и породить предсказанное С. Хантингтоном «столкновение цивилизаций».

В целом такую угрозу несет реализуемый в настоящий период вариант глобализации, когда человечество в качестве универсальной схемы развития выби-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 211

рает какую-то одну цивилизационную модель, которая становится общеобязательным эталоном в политике, общественном устройстве, экономике, культуре. Альтернативным вариантом видится «соборная модель», когда в общую копилку человечества вносятся различные проекты, обобщающие исторический, культурный, хозяйственный, социальный, политический, национальный, религиозный опыт множества народов и государств. Условно данные пути глобализации можно обозначить как «монокультурный» и «поликультурный». В настоящее время, очевидно, торжествует «монокультурный» вариант глобализации, хотя вряд ли можно сомневаться, что «поликультурная» глобализация потенциально более плодотворна и полезна для всего человечества.

В столь непростых общественно-политических и культурно-духовных условиях тем более важно определить место России в мировом цивилизационном пространстве.

Часто «русская (российская)» цивилизация противопоставляется «западной». С другой стороны, исследователи обнаруживали много общего у российской цивилизации с индийской, китайской и японской. В частности, А. Тойн-би утверждал, что российская, как и иные восточные цивилизации, носит преимущественно духовный, а западная - главным образом экономический, потребительский характер [2, с. 33].

На наш взгляд, деление цивилизаций на духовные и потребительские более чем условно, поскольку в любой из них есть эти элементы. Кроме того, западная культура, как и восточная, показала немало примеров высокой духовности. Приписываемая России враждебность к западной цивилизации таит в себе семена раздора и столкновения и не является продуктивной ни в практическом, ни в теоретическом отношении.

Встречающееся у ряда авторов сужение характеристик отечественной цивилизации только лишь до «русская» и «православная» представляется неверным. В частности, понятие «православная цивилизация» используют А. Панарин [3, с. 128] и С. Хантингтон [4, с. 56]. Исходя из того что православные общины разбросаны по всему миру, наряду с русскими, украинцами и белорусами к ней отнесены армяне, грузины, молдаване, осетины, якуты, румыны, сербы, черногорцы, македонцы, болгары, греки и даже эфиопы. Но значительная часть населения России - мусульмане, буддисты, последователи католической веры и иудаизма, а также неверующие. Получается, что в таком случае из российской цивилизации исключаются весьма значимые и интересные этническо-религиозные сообщества.

Понятие «славянская цивилизация», использовавшееся, в частности, К. Леонтьевым, тоже не является оптимальным в силу ряда причин. В свое время Н.Я. Данилевский писал о славянском культурно-историческом типе [5, с. 4], однако, несмотря на общее славянское происхождение, русский, украинский и белорусский народы, а также поляки, чехи, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы принадлежат к разным цивилизациям и конфессиям.

В последнее время более часто стало употребляться понятие «евразийской цивилизации», ядром которой признается или провозглашается Россия. Приверженцы его - Ю.В. Яковец [6, с. 146], А.Г. Дугин [7, с. 146] - видят достоинства такого определения локальной цивилизации, во-первых, в том, что оно носит

212 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

нейтральный по отношению к конфессиям характер, отражает единство интересов, культур и исторических судеб многоконфессиональной цивилизации, а во-вторых, в том, что оно отражает положение России как связующего звена между Европой и Азией в рамках единого Евразийского континента, в котором проживают почти три четверти населения планеты.

На наш взгляд, наиболее корректным следует считать использование понятия «российская цивилизация», к которой можно отнести как Россию, так и те ареалы, где имеется значительное количество носителей русского языка и культуры (в частности, большинство стран, возникших на территории бывшего СССР). Это понятие, возможно, более узкое, чем «евразийская цивилизация», но у него есть одно очень важное преимущество.

Все же Россия - это уникальная, неповторимая, совершенно не похожая на других вполне оформившаяся цивилизация. Она базируется на суперэтносе, возникшем в результате взаимодействия различных этносов, наций, этнических групп, совершенно различных по происхождению. Такой подход отвечает высказанной Н .А. Бердяевым идее о том, что судьба мировой истории зависит от соединения Востока и Запада, которые должны отречься от своей ограниченности, должны учиться друг у друга, тогда как каждая из них должна осуществить свое призвание в целом [8, с. 146].

Для этого в первую очередь необходимо определить, какие ценности может предложить Россия цивилизациям Запада и Востока.

Как экономический партнер Россия сейчас недостаточно конкурентоспособна по сравнению с ведущими странами мира. Запад преимущественно рассматривает ее как источник сырья и рынок сбыта готовой продукции. Для восточных цивилизаций все еще могут быть соблазнительными некоторые отечественные высокие технологии, накопленные в прошлые десятилетия в оборонном комплексе.

О безграничности и богатстве природных ресурсов России ведется много разговоров. Но надеяться только на них - это не выход из создавшегося положения. Имеющиеся минеральные быстро исчерпываются, а природные - не достаточно быстро восполняются. К тому же, в случае устойчивого экономического роста увеличившийся внутренний спрос потребует уменьшения экспорта сырья и энергоресурсов.

Таким образом, единственные отечественные продукты, которые могут представить интерес для цивилизаций Запада и Востока, являются результатами духовного воспроизводства - прежде всего, фундаментальной науки, культуры и образования. Они тем более ценны, что именно им в гуманистическом постиндустриальном обществе принадлежит первостепенная роль.

Россия обладает высокой многонациональной культурой, оказавшей заметное влияние на культуру Запада и Востока в Х1Х-ХХ вв. Российская система образования хотя и значительно отстает от западной и японской по уровню технической оснащенности, но характеризуется широтой и глубиной подготовки, фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной базой. Это позволяет новым поколениям россиян легче и быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям труда и быта. Свойственная российскому менталитету этика, терпимость к иным взглядам и конфессиям, способность выдерживать

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

213

трудные испытания, толерантность могут быть востребованы как общечеловеческие по своему значению элементы этики будущего.

Немецкий философ Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока» предсказывает смещение центра тяжести культуры, передачу лидерства из Западной Европы к славянам, особенно русским. Ему принадлежат слова: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе. Россия - единственная страна, которая способна спасти Европу и спасает ее. Русский народ обладает для этого теми предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов» [9, с. 76]. По нашему мнению, именно концентрация внимания и усилий на опережающем развитии социокультурной сферы дает России шанс стать образцом синтеза, интеграции лучших достижений восточных и западных культур, организатором эффективного диалога и взаимодействия между ними, не потеряв своей цивилизационной самобытности.

Рассматривая будущее России, не верно делать акцент исключительно на скачок в современное технологическое общество. Главное богатство России - это интеллектуальный капитал, наука и ее развитие, которого не может быть в обществе, деградирующем культурно. Именно поэтому перед нашей страной сейчас стоит выбор: либо государственный патриотизм и истинный национализм, возвращение к духовным истокам российской ментальности, либо глобализм и западнизм и сопутствующий ему индивидуализм и либеральный тоталитаризм [10, с. 8].

Действия стран, являющихся лидерами мировой глобализации, направлены на то, чтобы сократить число потенциальных конкурентов, в частности не допустить превращения Российской Федерации в самостоятельный центр силы. На нынешнем этапе открытость экономики России позволила им фактически захватить ее национальный рынок. Прилавки отечественных магазинов заполнены далеко не всегда качественными, но более конкурентоспособными импортными товарами. Вытеснение товаров российского производства негативно сказывается на развитии отечественной промышленности. Как следствие, в экономическом отношении Россия рискует превратиться из более или менее развитого государства в отсталое, перейти в группу стран «третьего мира».

Несмотря на все проблемы и территориальные потери, Российское государство все еще обладает большой притягательной силой для окружающих ее стран. Россия может стать лидером движения этих стран к своему новому, независимому от глобального историческому бытию. В случае, если Россия сохранит и нарастит свой потенциал, то в обозримом будущем сможет вновь сгруппировать вокруг себя ряд государств и тем самым сформировать региональный самодостаточный центр силы, стать его основой и ядром. Таким образом, обретает черты вариант, близкий к классическому типу баланса сил: будущая геополитическая структура мира состоит из автономных самодостаточных центров силы, каждый из которых имеет собственную сферу влияния.

Сегодня нужна модель интеграции обществ, которая задавала бы иную направленность всем глобализационным процессам, реализовывала общечеловеческие базовые ценности, выступала своеобразным амортизатором возникающих в процес-

214 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

се глобализации напряжений, сглаживала остроту отдельных негативных тенденций глобализации, проходила при активной поддержке и с непосредственной пользой для всех людей на Земле. Такой моделью, противостоящей глобализации «по-американски», может стать модель, опирающаяся на идеалы гуманизма, -более жизнеспособная и перспективная, основанная на биполярной универсалии. При этом необходимо понимать, что универсализм и универсальные характеристики могут быть присущи далеко не каждой социальной системе, поскольку все зависит от лежащего в ее основании способа реализации социальности.

Доминирующая ныне тотальная парадигма глобализации выступает ведущим вектором, обеспечивающим столкновение различных локальных цивилизаций. Но в развитии любой системы закономерны дифференциация, специализация, вследствие чего со временем значимость локальных процессов будет только возрастать. Поэтому в нынешнем варианте глобализация обречена на поражение, а глобальное сообщество на распад. В то же время глобализация -объективная неизбежность, снимающая локальную замкнутость обществ.

Как представляется, Запад России нужен не для того, чтобы раствориться в нем или поглотить его, но больше для того, чтобы в нем как в зеркале видеть свою сущность и свои границы, соизмерять свои силы и возможности. Поэтому необходима не борьба против процессов глобализации, а конструктивная деятельность за реализацию ее на комплиментарной основе [11, с. 83]. Россия как универсальная цивилизация обладает достаточным потенциалом не только для собственного возрождения, но и для сознательного выбора эффективных средств собственного развития. Основаниями для этого являются пограничный, гибкий характер российской цивилизации, ее духовное богатство, исторический опыт, близкий к интегральному социокультурный строй [12, с. 19]. Однако для этого Россия должна осознать саму себя и определить свое место в глобальном цивилизационном пространстве, встать на путь возрождения и реинтеграции, преодолеть последствия одной из глубочайших катастроф за свою тысячелетнюю историю.

Одним из важнейших аспектов преодоления цивилизационного кризиса является новая модернизация российской цивилизации, которая должна быть направлена на обеспечение высокого жизненного уровня всех населяющих ее этносов, дальнейшую демократизацию. Это предполагает развитие духовности, образования и культуры, доступных в равной степени всем членам общества независимо от их экономического положения и политических пристрастий.

Общий вывод, который можно сделать по итогам анализа современного состояния российской цивилизации, звучит следующим образом: Россия как историческая общность и государство объективно участвует в процессах глобализации, но субъективно не готова к этому. Это не позволяет ей занять достойное место среди лидеров. Будущее России напрямую зависит от того, насколько и как наша страна сможет принять участие в ключевом глобализационном процессе. Россия должна стать одним из лидеров «нового мирового порядка», обеспечив своему народу достойное место в дальнейшей истории человечества.

Библиографический список

1. Замошкин ЮЛ. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991.

2. Тойнби Л.Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. М., 2002.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

215

3. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование // Ценности и приоритеты XXI века: социальная справедливость и экологическая безопасность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2000.

4. Хантингтон C. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991.

6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

7. Дугин А.Г. Проект «Евразия». М., 2004.

8. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

9. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000.

10. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации // Полис. 1993. № 2.

11. ЗаровД.И. Современные стратегии общественного развития // Концептуальные парадигмы разума и человека: сб. Саратов, 2002.

12. Сорокин А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

I.N. Dyachenko Slavic-Russian Humanistic Tradition in the Modern Russian Society

The degree of transformation of values and attitudes of the Russian humanistic tradition in conditions of the modern Russian society is defined. The term "filomenologichnost" is introduced and the new philosophic direction of "filomenologiya" is formed. It is noted that "filomenologichnost" is the most significant of general culture values and an important feature of the Russian person in all levels of the evolution of the Russian being.

Key words and word-combinations: "filomenologichnost", the Russian person, transition of the significant vital values and attitudes.

Определяется степень трансформации ценностей и установок русской гуманистической традиции в условиях современного российского общества. Вводится термин «филоменоло-гичность» и разрабатывается новое философское направление «филоме-нология». Отмечается, что филоме-нологичность является наиболее значимой из генеральных ценностей культуры и существенным свойством русского человека на всех этапах эволюции отечественного бытия.

Ключевые слова и словосочетания: филоменологичность, русский человек, трансляция значимых жизненных ценностей и установок.

УДК 316.75(2Рос)

ББК 60.563.0+60.028(470+571)

И.Н. Дьяченко

СЛАВЯНО-РУССКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

I I а современном этапе развития гуманитарных наук возрастает внимание не только к самому человеку, но и к последствиям его деятельности, что объясняется очевидным всплеском активности человека, обострением социальных и личностных конфликтов в стремительно меняющихся условиях. Актуальным становится поиск методов, гарантирующих не только сохранение, но и развитие жизнеобеспечивающего потенциала каждого индивида и общества в целом.

Сложившаяся ситуация обостряет внимание исследователей к проблемам соотношения локального и глобального, традиционного и инновационного компонентов социальной жизни. Их решение невозможно без

216 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.