Научная статья на тему 'Российская стратегия в Центральной Азии'

Российская стратегия в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
536
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАНА / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / РОССИЯ / СТРАТЕГИЯ РОССИИ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Инютин Иван

В силу исторического развития и длительного совместного проживания с народами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана России небезразличны их судьбы. А это предъявляет особые требования к внешнеполитическому курсу официальной Москвы в ЦА, вызывает необходимость его оперативной и целенаправленной корректировки. Концептуально стратегия России в регионе направлена на достижение стратегических целей, определенных в Концепции внешней политики, утвержденной президентом страны. Речь идет о решении следующих задач: — не допустить создания в ЦА альтернативных систем безопасности без участия РФ и противодействовать попыткам закрепить здесь военное присутствие третьих стран; — расширить позиции российского капитала в ключевых отраслях экономики республик региона, обеспечить беспрепятственное функционирование их транспортных коридоров и коммуникаций, в том числе топливно-энергетических; — всесторонне защищать права и интересы российских граждан и соотечественников, добиваться укрепления позиций русского языка и культуры народов России; — консолидировать многосторонние структуры с участием РФ, стремясь упрочить их ключевое значение в обеспечении стабильности и безопасности на южных границах государства. При решении обозначенных задач приходится сталкиваться не только с объективными трудностями, привнесенными глобализацией, но и с местными особенностями развития. Глобализация как бы вновь "открыла" этот регион, несколько столетий закрытый для остального мира Афганистаном, Ираном, Китаем и Россией. Появились новые акторы, обладающие значительным финансовым и военно-политическим потенциалом. Что же касается местной специфики, то ее наиболее отличительная черта — монополизация власти узким кругом лиц, семейно-клановый состав правящей элиты, безудержное стремление к культу личности руководителя. Внешнеполитические усилия России в ЦА концентрируются на трех основных направлениях: двустороннее сотрудничество, многостороннее взаимодействие по проблемам безопасности, экономическая интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская стратегия в Центральной Азии»

РОССИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Иван ИНЮТИН

доктор исторических наук, Центр политических исследований (Москва, Россия)

Массовые беспорядки в Кыргызстане, вылившиеся в антиправительственный переворот, события в узбекском городе Андижане, президентские выборы в Республике Казахстан, также происходившие в 2005 году, привлекли к странам Центральной Азии особое внимание мировой общественности. Ситуация на этом отрезке «дуги нестабильности», огибающей РФ с юга, вызывает у россиян вполне обоснованное беспокойство. Ведь речь идет не об абстрактном уголке земного шара, а о значительной части территории бывшего Советского Союза общей площадью в 4 млн кв. км с населением свыше 50 млн чел. (из них 7 млн русскоязычных граждан). В силу исторического развития и длительного совместного проживания с народами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана России небезразличны их судьбы. А это предъявляет особые требования к внешнеполитическому курсу официальной Москвы в ЦА, вызывает необходимость его оперативной и целенаправленной корректировки.

Концептуально стратегия России в регионе направлена на достижение стратегических целей, определенных в Концепции внешней политики, утвержденной президентом страны. Речь идет о решении следующих задач:

— не допустить создания в ЦА альтернативных систем безопасности без участия РФ и противодействовать попыткам закрепить здесь военное присутствие третьих стран;

— расширить позиции российского капитала в ключевых отраслях экономики республик региона, обеспечить беспрепятственное функционирование их транспортных коридоров и коммуникаций, в том числе топливно-энергетических;

— всесторонне защищать права и интересы российских граждан и соотечественников, добиваться укрепления позиций русского языка и культуры народов России;

— консолидировать многосторонние структуры с участием РФ, стремясь упрочить их ключевое значение в обеспечении стабильности и безопасности на южных границах государства.

При решении обозначенных задач приходится сталкиваться не только с объективными трудностями, привнесенными глобализацией, но и с местными особенностями развития. Глобализация как бы вновь «открыла» этот регион, несколько столетий закрытый для остального мира Афганистаном, Ираном, Китаем и Россией. Появились новые акторы, обладающие значительным финансовым и военно-политическим потенциалом. Что же касается местной специфики, то ее наиболее отличительная черта — монополизация власти узким кругом лиц, семейно-клановый состав правящей элиты, безудержное стремление к культу личности руководителя.

Внешнеполитические усилия России в ЦА концентрируются на трех основных направлениях: двустороннее сотрудничество, многостороннее взаимодействие по проблемам безопасности, экономическая интеграция.

* * *

Основной военно-политический и экономический партнер РФ в регионе — Казахстан. Стратегический характер отношений определяется его геополитическим положением, серьезным экономическим и сырьевым потенциалом, значением для России уникального космодрома «Байконур», наличием в стране более чем 4-миллионной русской диаспоры. Двусторонние связи характеризуются активным многоплановым сотрудничеством, солидной договорно-правовой базой (подписано более 270 договоров и соглашений). Основные документы: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 25 мая 1992 года, и Декларация о вечной дружбе и союзничестве от 6 июля 1998 года.

Поддерживаются интенсивные политические контакты на высшем уровне. Так, 9— 10 января 2004 года состоялся официальный визит президента России В. Путина в Казахстан, 17—19 января 2005-го Россию с аналогичным визитом посетил президент Казахстана Н. Назарбаев. В начале 2006 года В. Путин принял участие в инаугурации Н. Назарбаева и подписал (18 января) Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе между этими странами.

Во внешнеэкономических связях России с республиками СНГ Казахстан занимает третье место (после Беларуси и Украины), а в общем ее товарообороте с государствами Содружества доля этой республики составляет 15%. Удельный вес РФ в товарообменных операциях РК — 24,7%, при этом в структуре российского экспорта ведущее место занимает продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Большую роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играют межрегиональные связи. На приграничную торговлю приходится свыше 60% всего взаимного товарооборота.

Ключевая область взаимодействия — топливно-энергетический комплекс, в том числе электроэнергетика (энергосистемы этих государств работают в параллельном режиме) и атомная энергетика (совместная разработка урановых месторождений в Казахстане), нефтегазовая отрасль (транзит нефти на экспорт по территории России, закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализация совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия). Увеличились поставки в Россию сырьевых товаров, включая энергоносители, черные металлы, а также сельхозпродукции. В Россию направляется 80—95% экспортируемых Казахстаном угля, металлических руд и концентратов, газового конденсата, искусственного корунда, подшипников, полимеров и пластмассы, текстильных материалов; 40—60% продукции неорганической химии, машиностроительного комплекса, каучука, резины, шерсти. Значительно вырос экспорт зерна (более 700 тыс. т). В 2003 году Казахстан из импортера превратился в поставщика электроэнергии в Россию (4 млрд кВт/ч), себестоимость которой в два раза ниже российской.

Успешно развивается сотрудничество в сфере инвестиций — на январь 2006 года в РК насчитывалось более 1 200 предприятий с участием российского капитала. Активно работает учрежденная в 2000 году совместная фирма ЗАО «КазРосГаз» с присутствием российской компании «Газпром». Завершается создание совместной с РАО «ЕЭС России» энергетической фирмы, которая будет работать на базе Экибастузской ГРЭС-2. «Башнефть», ставшая второй после «ЛУКойла» российской компанией в нефтегазовом

секторе Казахстана, ведет буровые работы на юге Актюбинской области. Заметно активизировались и российские автомобильные заводы, причем не только по экспорту автомобилей, но и по расширению сборочного производства на созданных в РК совместных предприятиях. Реализован инвестиционный проект Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд долл.

Россия использует расположенный в Казахстане космодром «Байконур», срок аренды которого продлен до 2050 года. На основе подписанных в декабре 2004-го и январе 2005-го двусторонних межправительственных соглашений на этом космодроме создается космический ракетный комплекс «Байтерек», проводятся работы по созданию и запуску казахстанского спутника связи и вещания «KAZSAT».

Завершена делимитация общих рубежей (протяженностью более 7,5 тыс. км), и 18 января 2005 года президенты обеих стран подписали в Москве Договор о российско-казахстанской государственной границе.

* * *

Что касается партнерства с Кыргызстаном, то его значение с точки зрения РФ определяется геополитическим положением этого государства в стратегически важном для нее регионе, многочисленностью русскоязычного населения (около 550 тыс. чел., из них граждане России — 15 тыс. чел.). Президент страны К. Бакиев настроен на дальнейшее укрепление двусторонних связей, в том числе в военно-политической, экономической, гуманитарной и других сферах, а также на обеспечение прав русскоязычного населения. Эти подходы он четко акцентировал в ходе встреч с В. Путиным в мае (Москва) и июле (Астана) 2005 года. А 4—5 сентября того же года состоялся рабочий визит К. Бакиева в Москву, по итогам которого принято совместное программное заявление президентов России и Кыргызстана. Последовательно формируется соответствующая договорно-правовая база. В развитие Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (10 июня 1992 г.) подписано более 100 соглашений, регулирующих конкретные направления двустороннего сотрудничества.

В 2005 году объем двусторонней торговли достиг 423,79 млн долл. (на 35% больше, чем в 2004-м), хотя ее товарная структура существенно не изменилась. Основные статьи кыргызского экспорта в РФ: хлопок, табак, одежда, стекло, сахар, некоторые виды электрооборудования. К тому же в конце 2003 года начались поставки электроэнергии. В импорте из России преобладают нефтепродукты, черные металлы, древесина, бумага, транспортное оборудование. Важный позитивный момент — постепенное расширение прямых торговых связей на межрегиональном уровне, прежде всего с участием областей Урала и Сибири. Более активное развитие взаимной торговли сдерживается низкой платежеспособностью кыргызских хозяйствующих субъектов, несовершенством платежнорасчетных отношений, различиями в нормативно-правовой базе этих стран по налогообложению, внешнеторговой деятельности, а также в сфере финансово-кредитной и бюджетной политики и переориентацией части экспорта Кыргызстана (хлопок, редкоземельные металлы) на другие рынки.

На двусторонней основе и в рамках ОДКБ стабильно развивается военное и военнотехническое сотрудничество, в том числе по обустройству и развитию российской военной базы в г. Кант — авиационной компоненты Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ на центральноазиатском направлении. 11 августа 2005 года вступило в силу Межправительственное соглашение о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории КР.

Официальный Бишкек подтверждает свою заинтересованность в расширении сотрудничества в области образования, культуры и науки. Один из важнейших факторов российского культурно-гуманитарного присутствия в республике — Кыргызско-Российский (Славянский) университет, открытый в 1993 году.

* * *

Двадцать пятого мая 1993 года Россия и Таджикистан заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Кроме того, подписано более 100 двусторонних межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.

РФ — один из основных торговых партнеров Таджикистана. На ее долю приходится 13,7% всего внешнеторгового оборота республики. В ряду основных проблем, сдерживающих рост товарооборота между этими странами, — сложности с транспортировкой грузов через границы и по территории Узбекистана и Казахстана, так как многочисленные таможенные барьеры и высокие транспортные тарифы приводят к значительному удорожанию поставляемой продукции, а в ряде случаев даже делают традиционный товарообмен экономически нецелесообразным. Наряду с этим серьезный тормоз — низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов обеих сторон, задолженности между ними, неотлаженность системы финансового обеспечения сделок и договоров, слабость местной банковской сферы.

Практически до состоявшего 16—17 октября 2004 года официального визита в Душанбе президента РФ В. Путина Россия не проявляла интереса к приватизационным проектам в Таджикистане и неохотно шла на создание совместных предприятий. А в ходе этого визита были подписаны межправительственные соглашения о досрочном погашении Таджикистаном задолженности России путем передачи в ее собственность системы контроля космического пространства «Нурек» (250 млн долл.) и инвестирования оставшейся части задолженности (50 млн долл.) в строительство Сангтудинской ГЭС-1; о долевом участии РАО «ЕЭС России» в этом процессе (общая сумма капиталовложений российской стороны — 250 млн долл.). Кроме того, правительство Таджикистана и компания «Русский алюминий» заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве, предусматривающее участие этой компании в проектах достройки Рогунс-кой ГЭС (550 млн долл., торжественная церемония начала работ состоялась в г. Рогун 26 сентября 2005 г.), в строительстве нового, а также в модернизации действующего алюминиевого завода (соответственно 600 млн долл. и 150 млн долл.) и по другим направлениям. В 2005 году РАО «ЕЭС России» и Минэнерго Таджикистана согласовали план-график строительства Сангтудинской ГЭС (срок исполнения — четыре года). С этой целью создано совместное предприятие «Сангтудинская ГЭС-1». Его учредители: ЗАО «Интер РАО ЕЭС» (75% акций в уставном капитале) и Министерство энергетики РТ (25% акций). 15 апреля 2005 года состоялось официальное открытие строительства площадки Сангтудинской ГЭС-1. В итоге к концу 2005 года в республике уже насчитывалось 55 совместных российско-таджикских предприятий, а общий объем инвестиций РФ планируется довести до 2 млрд долл.

Кроме того, в мае 2003 года правительство РТ и российский «Газпром» подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве, предусматривающее организацию геологоразведочных буровых работ на газоносных площадях Таджикистана, разработку и эксплуатацию его месторождений голубого топлива, строительство новых и реконструкцию действующих трубопроводов. В декабре 2004-го подписана Программа совместных

действий в нефтегазовой сфере, согласно которой уже в 2005-м обе стороны приступили к подготовке технико-экономического обоснования поисково-исследовательских работ на перспективных газоносных площадях Саргазон, Ренган, Сари — Камыш и Ялгимзак. В начале 2004 года предприятие «Резонанс» (Екатеринбург) подписало протокол о создании совместного предприятия ООО СП «Канимансур» по переработке «хвостов» Адрас-манского горно-обогатительного комбината и месторождения Западный Канимансур — для извлечения серебра и редкоземельных металлов (российская сторона готова инвестировать на эти цели до 3 млн долл.).

Создана Межправительственная комиссия (МПК) по экономическому сотрудничеству, определившая в числе приоритетных направлений кооперацию в электроэнергетике и освоение природных ресурсов Таджикистана. Сформирована двусторонняя рабочая группа по вопросам, связанным с окончанием строительства гидроэлектростанций Вах-шского каскада, рассмотрены перспективы создания (на базе таджикского комплекса «Востокредмет») совместных предприятий и финансово-промышленной группы. Кроме того, в рамках МПК сформированы подкомиссии по военно-техническому и межрегиональному сотрудничеству, по взаимодействию в сфере энергетики; рассматривается подготовленный еще в 2000 году проект соглашения о дальнейшем развитии связей субъектов РФ с административно-территориальными единицами РТ, в котором заложены основные принципы межрегиональных контактов.

Шестого апреля 2005 года Россию посетил с рабочим визитом президент Таджикистана Э. Рахмонов. В ходе его переговоров с В. Путиным обсуждались перспективы развития торгово-экономических связей, сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в пограничной сфере. А 6 октября того же года оба президента в торжественной обстановке открыли в Москве Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации.

Развивается сотрудничество и в военной сфере. После вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 года дислоцированная в Таджикистане российская 201-я мотострелковая дивизия трансформирована в военную базу РФ. Летом 2005 года российские пограничники передали Комитету по охране госграницы при правительстве РТ функции по охране афганского участка государственных рубежей республики.

* * *

Исходя из нынешних особенностей своего развития, Туркменистан подчеркнуто дистанцируется от России, ограничивая двустороннее сотрудничество минимально необходимым для его экономики уровнем. Руководство страны по-прежнему с недоверием относится ко всему российскому, считая, что действия РФ не способствуют укреплению режима личной власти, а это для официального Ашхабада, видимо, самое главное. Перспективы расширения связей президенты обоих государств обсуждали в ходе визита С. Ниязова в Москву (21—22 января 2006 г.), но практических сдвигов пока нет.

В числе более чем 90 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, регулирующих двустороннее взаимодействие, доминируют соглашения в топливно-энергетической сфере. Главное из них — Соглашение о сотрудничестве в газовой сфере (апрель 2003 г.), предусматривающее рост экспорта туркменского газа в Россию до 2028 года и реализацию совместных проектов на этом направлении, в соответствии с которыми в 2004 году в Россию направлено 4,850 млрд куб. м. голубого топлива. В дальнейшем его поставки должны увеличиться до 70—80 млрд куб. м (ежегодно).

После некоторого оживления, отмеченного с 2003-го до начала 2005 года и вызванного реализацией проектов в газовом секторе, экономические связи сокращаются, за ис-

ключением начавшейся реализации контракта (стоимостью 13 млн долл.) по модернизации Санкт-Петербургским ОАО «Силовые машины» энергетического оборудования Ма-рыйской ГРЭС. Остальные масштабные инициативы российского бизнеса пробуксовывают. Так, ссылаясь на отсутствие средств, Ашхабад на неопределенный срок отложил контракт с ОАО «Выборгский судостроительный завод» о строительстве порта Экерем на Каспии, хотя российская компания разработала и представила заказчикам всю проектную документацию. Не решен (и не решается) вопрос о выплате туркменской стороной задолженности ряду российских компаний за поставленные ими товары и услуги. Кроме того, республика не реагирует на предложения хозяйствующих субъектов России о взаимовыгодном партнерстве. Комплекс накопившихся проблем привел к уменьшению двустороннего товарооборота — в 2005 году он составил 375,5 млн долл. (на 3,5% меньше, чем в 2004-м).

Обостряются негативные явления в экономике и финансах Туркменистана, положение в этих сферах полностью зависит от экспорта энергоносителей. По оценкам зарубежных экспертов, свыше 50% населения страны находится за чертой бедности, безработица достигает 30%, а в неблагополучных северных и северо-восточных районах — 70%. На этом фоне растет социальная апатия, все больше распространяются наркомания, алкоголизм, преступность (в первую очередь молодежная), множатся инфекционные заболевания.

Но самая больная проблема — положение в Туркменистане русскоговорящих граждан. И хотя президент республики С. Ниязов приостановил реализацию указа об обязательном выборе ими одного гражданства — российского или туркменского, официальный Ашхабад затягивает принятие решения о продолжении переговоров с Россией на эту тему.

* * *

В последнее время успешно развиваются связи России с Узбекистаном. Так, в ходе состоявшегося в июне 2005 года рабочего визита президента РУ И. Каримова в РФ обсуждались вопросы борьбы с международным терроризмом, ситуация в Центральной Азии, вызванная майскими событиями в Андижане, состояние и перспективы торговоэкономического взаимодействия, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе. А в ходе визита И. Каримова в Москву (ноябрь того же года) подписан Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.

РФ, на долю которой приходится около 19% объема внешней торговли Узбекистана, — его важнейший торгово-экономический партнер. За январь — июнь 2005 года объем двусторонней торговли достиг 806 млн долл. (на 39,2% выше показателей аналогичного периода 2004-го). Двусторонние связи регулируют около 150 договоров и соглашений, в том числе Договор об углублении экономических отношений на 1998—2007 годы. Создана Межправительственная комиссия по сотрудничеству в этой сфере, восьмое заседание которой состоялось в октябре 2005-го. Однако в связи с изменившимися обстоятельствами часть этих документов утратила актуальность. В контексте двустороннего взаимодействия официальная Москва стремится наполнить реальным содержанием Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года, а также обеспечить эффективное сотрудничество в таких областях, как оборона, безопасность и т.д.

Растет интерес компаний РФ к инвестированию в экономику Узбекистана. Так, еще в декабре 2002 года российский «Газпром» и компания «Узбекнефтегаз» заключили Соглашение о стратегическом сотрудничестве. А в ближайшей перспективе планируется

подписать Соглашение о разделе продукции (СРП), предусматривающее добычу газа (5 млрд куб. м в год) на месторождениях Устюртского региона республики. Российское ООО «Техник» приобрело 92% акций узбекской фирмы «Подшипник». В апреле

2004 года правительство РУ и ассоциация «Узгуштсутсаноат» подписали с российским ОАО «Вимм-Билль-Данн « (ВБД) меморандум о привлечении инвестиций в ОАО «Тошкент сут» (Ташкентский молочный комбинат). ВБД вкладывает в его модернизацию (ее планируется завершить в 2008 г.) 7,3 млн долл. В августе того же года ОАО «Московская телефонная сеть» приобрела 74% акций компании «Уздунробита» — лидирующего оператора на рынке сотовой связи Узбекистана (сумма сделки составила 121 млн долл.).

В июне 2004 года консорциум инвесторов, в который вошли ОАО «ЛУКойл» и НХК «Узбекнефтегаз» (долевое участие — 90 и 10% соответственно), подписал с правительством Узбекистана СРП при разработке группы газовых месторождений Кандым — Ха-узак — Шады. Срок действия этого документа — 35 лет, сумма инвестиций составит около 1 млрд долл., годовой объем добычи — до 9 млрд куб. м. (В ноябре того же года подписан акт о его вступлении в законную силу.)

По состоянию на октябрь 2005 года в Узбекистане работают 360 предприятий с участием российского капитала, аккредитованы представительства 66 фирм РФ, в том числе «Зарубежнефтегаз», «ЛУКойл», «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие. А в России открыто несколько филиалов узбекских банков, насчитывается более 100 предприятий, в том числе порядка 70 СП, созданных представителями Узбекистана.

* * *

Одно из важнейших направлений стратегии официальной Москвы в ЦА — обеспечение национальной безопасности, что обусловлено незащищенностью южных рубежей России в условиях растущего транзита наркотиков из Афганистана в республики СНГ, в Россию и далее в Европу. Наряду с двусторонним форматом взаимодействие в этих сферах реализуется в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств СНГ: Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 года к этому документу присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Беларусь. Однако в апреле 1999-го Узбекистан, Азербайджан и Грузия не подписали протокол о его пролонгации (по разным причинам).

В мае 2002 года ДКБ преобразован в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), 7 октября того же года подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, затем их ратифицировали все государства-участники, и 18 сентября 2003-го эти документы вступили в силу. ОДКБ помогает России координировать коллективные меры по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами национальной безопасности в Центральной Азии. Для решения этих задач регулярно проводятся заседания рабочих групп и консультации экспертов по оценке и анализу ситуации в зоне ответственности ОДКБ.

Важный шаг к развитию сотрудничества по борьбе с терроризмом — утверждение (май 2001 г.) базовых юридических документов о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности, их составе и дислокации, порядке формирования и функционирования. В соответствии с указанными документами летом того же года эти подразделения были сформированы. Их численность — 1 600 чел. (по одному батальону от Казахстана, Кыргызстана, России

и Таджикистана), назначен командующий и создана Постоянная оперативная группа Штаба КСБР, дислоцированная в Бишкеке. В 2004 году было принято решение об увеличении численности КСБР — Казахстан, Кыргызстан и Россия направляют в их состав еще по одному батальону, Т аджикистан — два. Но еще до того, 23 октября 2003 года, в Канте (Кыргызстан) состоялось официальное открытие российской военно-воздушной базы, которая усилила авиационный компонент КСБР.

Тем не менее сотрудничество России с государствами ЦА в сфере безопасности развивается в непростых условиях. Весьма серьезная проблема на этом направлении — достижение единства между самими государствами региона, чему отнюдь не способствуют их разногласия по определению госграниц и нерешенные вопросы, связанные с компактно проживающими на их территориях нацменьшинствами, являющимися гражданами соседних государств. На ситуации в регионе негативно сказывается и пребывание в нем вооруженных сил НАТО. Это прежде всего военные базы Соединенных Штатов, дислоцированные в Душанбе и Кулябе (Таджикистан), Манасе (Кыргызстан). В Термезе (Узбекистан) расположена военно-воздушная база бундесвера, инфраструктуру которой при транспортировке военнослужащих и грузов в Кабул регулярно используют и самолеты вооруженных сил Нидерландов, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Великобритании, Франции, Греции.

В ходе поездки по странам ЦА госсекретарь США К. Райс, выступившая 3 октября

2005 года в Евразийском университете им. Л. Гумилева (Астана, Казахстан), подтвердила намерение Белого дома не уходить из этого стратегически важного региона. Наряду с этим она подчеркнула, что Соединенные Штаты готовы помочь странам «выйти из региональной самоизоляции, с тем чтобы интегрироваться в мировые дела, обеспечив возможности самостоятельно и свободно, без оглядки на кого-либо, выстраивать свою политическую и экономическую стратегию». Идеальным, с ее точки зрения, было бы направить интеграционные процессы в сторону Южной Азии, подключить к ним Афганистан и Пакистан, перебросить «мостик» через Каспий и Закавказье с прямым выходом на Западную Европу. В этом случае Центральная Азия, по ее мнению, станет подлинным перекрестком стратегических товарно-финансовых потоков, «магнитом экономического притяжения». О сохранении американского присутствия в регионе (в том числе военного) К. Райс говорила и 11 октября в Бишкеке. При этом она настаивала на том, что нельзя устраивать «гонку интересов» разных стран в ЦА, где «всем должно хватить места».

После того как по требованию Ташкента американцы вывели свой воинский контингент с авиабазы в Ханабаде (ноябрь 2005 г.), ведущее место в центральноазиатской группировке США заняла военная база «Манас» (Кыргызстан), где дислоцированы 3 тыс. их солдат и военная техника. Туда же переброшено значительное количество аэродромно-технического, навигационного, разведывательного и поисково-спасательного оборудования, в том числе вертолеты; на арендуемых аэродромах размещены военнотранспортные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы и беспилотные самолеты-разведчики. С оперативно-стратегической точки зрения эти объекты позволяют контролировать весь регион, включая воздушное пространство Афганистана, — вплоть до индийско-пакистанской границы. В зоне досягаемости истребителей США оказались также западные районы Китая и крупнейшие города Казахстана.

В ходе упомянутого выше визита К. Райс настойчиво подчеркивала, что базы Соединенных Штатов в ЦА — опорные точки коалиционных сил, через которые можно не только обеспечивать участие в афганской операции, но и решать другие вопросы, например по борьбе с последствиями стихийных бедствий, оказывать медицинскую и иную гуманитарную помощь. Время военного присутствия Белого дома в регионе она определила весьма расплывчато — до конца операций. Однако другие официальные

представители США неоднократно признавали, что Вашингтон не намерен уходить из ЦА, поскольку «должен расширять постоянную поддержку демократических институтов, местных неправительственных организаций и независимых средств массовой информации».

Позиция официальной Москвы относительно военного присутствия США в Центральной Азии неоднозначна. Разумеется, для России нежелательно длительное присутствие воинских контингентов НАТО в зоне стратегически важных ее интересов, связанных с обеспечением национальной безопасности РФ. Вместе с тем, рассматривая угрозу терроризма, исходящую из Афганистана, как наиболее опасную, Кремль считает, что у него и Белого дома есть в регионе общие цели, а ради их достижения имеется и достаточно широкое поле для взаимодействия со странами ЦА и с другими государствами международной антитеррористической коалиции. Поэтому для пресечения исходящей из Афганистана наркоугрозы Россия заинтересована поддерживать здесь прямые рабочие контакты с НАТО. Такое сотрудничество способствует борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и наркотрафиком.

Вместе с тем, по мнению России, наиболее перспективное направление укрепления безопасности в ЦА — многоплановые экономические связи, создание регионального «общего рынка», способного покончить с массовой нищетой. Решение этих жизненно важных задач будет содействовать формированию эффективной демократии в государствах Центральной Азии, а также внесет существенный вклад в обеспечение их цивилизованного развития. Этот курс местная элита воспринимает позитивно, во всяком случае на словах. Однако реализацию интеграционных проектов сдерживают упомянутая нами выше борьба за лидерство в регионе между Казахстаном и У збекистаном, соперничество семейных кланов практически во всех государствах ЦА и ряд других причин. В этом плане следует отметить, что до недавнего времени в регионе функционировали две во многом схожие структуры — Организация «Центральноазиатское сотрудничество» (ОЦАС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В первую входили Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (без России), во вторую — те же государства (кроме Узбекистана), Беларусь и РФ.

Дабы избежать этого весьма затратного параллелизма, Россия в октябре 2004 года вступила в ОЦАС и активно работала над конкретными предложениями по унификации интеграционного процесса. К тому же анализ экономических проблем региона подтверждал, что ни один значимый проект, прорабатываемый по линии ОЦАС (водно-энергетический, транспортный, продовольственный и т.д.), не мог стать реальностью. Во-первых, в Организации не созданы механизмы выполнения принятых решений, во-вторых, реализацию этих задач сдерживала уже упоминавшаяся нами борьба руководителей Узбекистана и Казахстана за лидерство в регионе. Чтобы вдохнуть жизнь в проекты ОЦАС, в качестве первого шага по решению проблемы водно-энергетического регулирования РФ предложила создать совместную с ЕврАзЭС рабочую группу для выработки согласованного механизма эффективного использования и освоения ресурсов бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи. К тому же еще до того, на основе принятых в апреле 2003 года решений о совместных мерах по строительству гидроэнергетических объектов в Таджикистане и Кыргызстане, главы государств ЕврАзЭС согласовали вопросы совместного финансирования этих работ (Сангтудинская и Рогунская ГЭС в Таджикистане, а также Камбаратин-ских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Кыргызстане).

Наряду с этим Россия предложила устранить дублирование функций на других направлениях деятельности ОЦАС. Логическим завершением этой линии РФ стала инициатива по объединению этой организации с ЕврАзЭС, выдвинутая президентом России В. Путиным на саммите ОЦАС (6 октября 2005 г., Санкт-Петербург). Кстати, участники саммита единогласно одобрили это предложение. И на очередной встрече глав госу-

дарств ЕврАзЭС (25 января 2006 г., Санкт-Петербург) были согласованы все необходимые формальности. Они касались в основном Узбекистана, поскольку другие участники ОЦАС уже являются членами ЕврАзЭС. Таким образом, создана единая международная региональная экономическая организация, в которую ныне входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан (Украина, Молдова и Армения имеют в ней статус наблюдателей), что должно способствовать возрождению взаимодействия хозяйствующих субъектов ЦА. За последние годы в ЕврАзЭС удалось создать зону свободной торговли (без изъятий), при формировании Таможенного союза реализуется соглашение о единых мерах нетарифного регулирования, принят ряд международных правовых актов, направленных на проведение согласованной таможенной политики и формирование единой таможенной территории. Работа ЕврАзЭС строится в рамках утвержденных главами государств-членов «Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003—2006 и последующие годы». К этому документу приложен график реализации запланированных мероприятий с указанием конкретных сроков их исполнения.

Вместе с тем Россия и государства Центральной Азии по-прежнему уделяют большое внимание дальнейшему укреплению связей в рамках Шанхайской организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Растущий авторитет ее, обусловленный практическим взаимодействием в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах, привлек к ней интерес ряда крупных государств Азии, в частности в 2005 году Индия, Иран, Монголия и Пакистан получили в ШОС статус наблюдателей.

* * *

Реализации центральноазиатского вектора внешней политики России во многом зависит от того, насколько официальная Москва способна помочь своим партнерам эффективно решить проблемы экономики. Как мы уже отмечали, важнейшие из них таковы: водно-энергетическая, транспортная, продовольственная, безработица, миграция, обеспечение национальной безопасности (борьба с криминалом, наркоугрозой и терроризмом), гуманитарная (в том числе светское образование) и т.д.

Исходя из новых геополитических и геоэкономических реалий в регионе и ограниченности ресурсов, России необходимо уточнить свои цели в нем, скорректировав долгосрочную стратегию действий и приоритеты в ее реализации. При этом следует учитывать возросшую дифференциацию республик ЦА, а также потенциальные конфликты интересов РФ с другими экономическими и политическими игроками, особенно с США, странами Евросоюза и Китаем. Главным форматом реализации стратегии Кремля, видимо, останется двустороннее сотрудничество. Его цель — активизация хозяйственных связей в разных формах (двусторонних и многосторонних) и на разных уровнях (государство — бизнес), постепенное усиление степени взаимозависимости экономических структур, что позволит создать благоприятные предпосылки для перехода в последующем к более тесным, интеграционным формам экономических связей. Наряду с этим необходимо поощрять приграничные и межрегиональные контакты, создание совместных предприятий, шире вовлекать российский частный капитал в реализацию в ЦА пилотных проектов. По ряду товаров, прежде всего топливно-энергетических, целесообразно консолидировать позиции на внешних рынках, подкрепляя этот процесс соответствующими межгосударственными и межправительственными соглашениями, предусматривающими особый механизм производственной кооперации (льготные условия поставок для кооперированной

продукции). А отношения с партнерами должны строиться на взаимной открытости и готовности учитывать интересы друг друга.

В многостороннем формате целью российской стратегии должно стать формирование с участием РФ региональной экономической группировки, а в наиболее желательном конечном варианте — создание конфедерации (на основе экономического и валютного союза, по типу Евросоюза), для чего необходимо обеспечить более эффективное участие государств ЦА в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ.

Значительный, но пока не использованный резерв внешней политики России в ЦА — правозащитная сфера. Для реализации ее потенциала необходимо целевое финансирование неправительственных институтов гражданского общества, выступающих за реальное продвижение демократии в регионе и защиту прав человека. При решении этих задач целесообразно, следуя примеру США и ряда стран ЕС, создать специальный фонд (с привлечением средств федерального бюджета) для поддержки развития демократии, укрепления суверенитета и независимости государств СНГ, а также несколько общественных фондов, которые финансировали бы работу с государствами региона в правозащитной области. Ресурсное насыщение внешней политики на этом направлении позволило бы обеспечить защиту прав и интересов российских соотечественников, укрепить российское языковое, образовательное, культурное и информационное присутствие.

В отношениях с другими экономическими и политическими игроками, особенно с США, странами Евросоюза, Китаем, важно следовать разумной и четкой внешнеполитической линии, с тем чтобы не допустить трансформацию ЦА в новое поле противостояния. А наиболее опасный для России сценарий развития событий — дестабилизация, развал нынешних светских режимов республик региона, новые межгосударственные конфликты на их территории, приход к власти религиозных экстремистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.