Научная статья на тему 'Российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма'

Российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2621
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL PROCEEDS / TERRORISM FINANCING / COUNTERACTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Иван Александрович

В статье рассматривается российская национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, сложившаяся в последние десятилетия, а также изучается политика Российской Федерации в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the Russian national system of counteraction to legalization of criminal proceeds and financing of terrorism that formed over in the last decades, and also studies the policy of the Russian Federation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма»

безопасность и общество

Иван НОВИКОВ

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

В статье рассматривается российская национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, сложившаяся в последние десятилетия, а также изучается политика Российской Федерации в этой сфере.

The article examines the Russian national system of counteraction to legalization of criminal proceeds and financing of terrorism that formed over in the last decades, and also studies the policy of the Russian Federation in this sphere.

Ключевые слова:

Российская Федерация; преступные доходы, финансирование терроризма, система противодействия; Russian Federation, criminal proceeds, terrorism financing, counteraction system.

В настоящее время одним из главных приоритетов националь -ной политики государства является объединение усилий пра -воохранительных, контролирующих и иных государственных органов в проведении последовательных мероприятий по декрими нализации экономики страны. Проблем в этой области немало. И над тем, как их решить, размышляют не только политики, финанси -сты, госслужащие и сотрудники полиции, но и ученые. Например, исследователь Е.В. Фуртат считает, что «интеграция России в международные и европейские правовые и экономические процессы определила необходимость приведения национальных стандартов в соответствие с международными требованиями в этих областях»1.

Сегодня в российскую систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма входят феде ральные органы исполнительной власти и другие государственные органы и организации, осуществляющие работу в данной области. Эта система направлена на защиту прав и свобод человека и гражда -нина, она обеспечивает национальную безопасность и охрану эко -номических интересов России. Структура данной национальной системы наглядно отражена на авторской схеме (см. рис. 1).

Ключевой элемент национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма — Росфинмониторинг, который через механизмы межведомственной координации обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъ -ектов правоохранительного блока и финансового мониторинга.

В наше время в России есть ряд серьезных проблем, способствую -щих легализации преступных доходов и финансированию терро -ризма, характерных именно для нашей страны. Во - первых, это кор -рупция в органах государственной власти, в т.ч. в правоохранитель -ных и судебных органах. Во вторых, отсутствие эффективного кон троля за использованием российскими субъектами хозяйственной деятельности офшорных юрисдикций и других механизмов про

1 Фуртат Е.В. Схема легализации (отмывания) преступных доходов (экспертная практика) // Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России: теория, практика, техника гармонизации международно -правовых и национальных механизмов противодействия : сборник статей / под ред. В.М. Баранова, Л.Л. Фитуни. — Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2009, с. 628.

НОВИКОВ

Иван

Александрович — аспирант кафедры национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ novikovrags@mail.ru

Рисунок 1 Российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

ведения платежей и расчетов, обеспечи -вающих анонимность или затрудняющих идентификацию участников операций с денежными средствами или иным имуще ством. В - третьих, использование развитых небанковских (альтернативных) систем международных переводов финансовых средств, а также нахождение в обороте значительных сумм наличных денежных средств. Большие сложности в борьбу с отмыванием преступных доходов вносят: несовершенство контрольно надзорных и разрешительных механизмов финансово хозяйственной и внешнеэкономической деятельности; отсутствие действенной национальной системы контроля за въез -дом иностранных граждан на территорию РФ и их передвижением по стране.

Эффективность работы национальной системы противодействия легализации

преступных доходов и финансирова -нию терроризма значительно снижают такие проблемы, как нехватка специали стов в данной сфере; несовершенство системы информационного обеспечения государственных органов и организаций, участвующих в работе, разобщенность ведомственных информационных ресур сов, содержащих данные, необходимые для организации работы в этой области; низкая раскрываемость преступлений в сфере легализации преступных доходов; нехватка опыта судебного рассмотрения уголовных дел данной категории; пробелы в нормативно правовом регулировании подобных вопросов.

Таким образом, национальная система противодействия легализации преступ ных доходов и финансированию терро ризма пока не может в полном объеме

выполнить поставленные перед нею цели. Очевидно, что на сегодняшний день доста -точно сложно в значительной мере сокра -тить масштаб организованной преступно сти и незаконной предпринимательской деятельности, предотвратить незаконный вывоз денежных средств и доходов за рубеж, устранить условия, способствую щие созданию и воспроизводству матери альной базы терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и корруп-ции, создать условия для обеспечения репатриации денежных средств и доходов, полученных преступно и незаконно выве денных за границу. Следовательно, нацио -нальная система противодействия легали зации преступных доходов и финансиро -ванию терроризма нуждается в доработке, развитии, усовершенствовании. Для этого необходимо уделить внимание работе по следующим направлениям:

1) доработка нормативно - правовой базы для эффективного функционирования национальной системы, т.е. поиск новых механизмов, направленных на сужение сферы теневой экономики, совершенст вование системы подзаконных норма -тивных правовых актов, обеспечивающих эффективную реализацию предписаний федеральных законов в данной сфере, со вершенствование нормативно правовых механизмов ответственности юридичес ких лиц, причастных к отмыванию пре ступных доходов, укрепление междуна родного сотрудничества в области розыска, конфискации и репатриации денежных средств, полученных преступным путем и незаконно выведенных за рубеж, и т.д.;

2) совершенствование методов изучения и идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

3) повышение эффективности над -зорной деятельности за организациями, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом;

4) совершенствование организации дея -тельности Росфинмониторинга и других государственных органов, участвующих в борьбе с отмыванием преступных доходов, улучшение материально технического обеспечения данных органов;

5) совершенствование правопримени -тельной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с отмыванием преступных доходов;

6)усиление взаимодействия Рос-

финмониторинга с правоохранительными органами, а также правоохранительных и надзорных органов между собой и с под надзорными организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом;

7) укрепление международного сотруд ничества в сфере противодействия легали зации преступных доходов и финансиро ванию терроризма;

8) повышение профессиональной под готовки специалистов в сфере противо -действия легализации преступных дохо дов и финансированию терроризма;

9) создание системы оценок эффектив ности мер по противодействию легализа ции преступных доходов и финансирова нию терроризма.

Работа в сфере противодействия легали зации преступных доходов и финансиро ванию терроризма, конечно же, не стоит на месте. Например, в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 - ФЗ в течение последних лет неоднократно вносились дополнения и поправки. Так, 28 июля 2004 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 88 ФЗ «О вне сении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмы ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»1. Нововведения коснулись кредитных организаций, организаций, содержащих тотализаторы и букмекерские конторы, адвокатов, нотариусов и лиц, осущест вляющих предпринимательскую деятель ность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, был усилен контроль за сделками с недвижимым имуществом.

Через два года был принят Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля

2006 г. № 147 ФЗ «О внесении измене ний в ст. 5 и 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыва нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»2. Организации, не являющиеся кредит ными, могут теперь осуществлять прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных зако нодательством о банках и банковской дея тельности, жестче стала процедура иден тификации выгодоприобретателей.

1 http://www.rg.ru/2004/07/31/dohod dok.html

2 http://www.rg.ru/2006/07/29/prestupnye dohody dok.html

Позже был издан приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 183н «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими опе рации с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115 - ФЗ “О противодействии легали -зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»1. Утвержден новый порядок осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осущест вляющими операции с денежными сред ствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют над зорные органы.

Позже был принят Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. № 51- ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О противодей -ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан сированию терроризма”»2. Изменения коснулись обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Далее был принят Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября

2007 г. № 275 ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыва нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»3. Ужесточен контроль за коммерческими организациями, заключающими договора финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых аген тов. Расширен список требований к орга низациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуще ством.

23 мая 2008 г. вышел приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу № 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной

1 http://www.rg.ru/2007/03/22/finrazvedka- dok. Мш1

2 http://www.rg.ru/2007/04/20/legalizacia-izme -nenie- dok.html

3 http://www.rg.ru/2007/12/01/otmivanie -izme --dok.html

службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денеж -ными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115 - ФЗ “О противо -действии легализации (отмыванию) дохо -дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»4.

В 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 176 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре ступным путем, и финансированию терро ризма” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»5.

Последние дополнения коснулись ФЗ №115 в ноябре 2011 г.: был при -нят Федеральный закон Российской Федерации № 308 - ФЗ «О внесении изме -нений в Федеральный закон “О противо действии легализации (отмыванию) дохо дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и в Кодекс Российской Федерации об администра тивных правонарушениях»6. Изменились правила контроля за операциями по сдел кам с недвижимостью, возросла админи стративная ответственность за легализа -цию доходов, полученных преступным путем, уменьшилось число сделок, под лежащих обязательному контролю со сто роны финансовой разведки.

Мы уверены, что жизнь еще не раз про -диктует новые коррективы и поправки к законодательной базе в сфере противо -действия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Ведь в данной области еще есть над чем работать. На наш взгляд, нужно оптимизировать национальную систему противодействия легализации доходов, полученных пре ступным путем, и финансированию тер роризма, сделать прозрачной финансово банковскую деятельность, усилить кон троль за обращением наличных денежных средств в зонах с высоким уровнем риска совершения преступлений, расширить международное сотрудничество России в данной сфере.

4 http://www.rg.ru/2008/06/25/otmivanie- dok. Ыш1

5 http://www.rg.ru/2010/07/27/prestup - dohody -dok.html

6 http://www.rg.ru/2011/11/11/fz-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.