Научная статья на тему 'Российская школа бескорыстия'

Российская школа бескорыстия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ВРАЧИ / RUSSIAN DOCTORS / БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ / SELFLESS SERVICE / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ДЕОНТОЛОГИЯ / DEONTOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харламов Е.В., Киселева О.Ф.

Рассматриваются вопросы по истории медицины и деонтологии. На примере жизни и профессиональной деятельности известных российских медиков раскрываются традиции, присущие российским врачам, сострадательность, милосердие, доброжелательность и чуткость к больным. Всего в историческом плане (XVII-XXI вв.) приводится 28 биографий великих медиков (С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, Н.И. Пирогов, Ф.П. Гааз и др.). Отдельная глава посвящена женщинам-медикам первым русским врачам (В.Гедройц, А.Д. Оберучевой) и сестрам-милосердия. Бескорыстное служение людям главная тема книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SCHOOL OF UNSELFISHNESS

Considers the questions on the history of medicine and deontology. For example, the life and work of famous Russian doctors revealed traditions inherent in the Russian doctors, compassion, mercy, kindness and sensitivity to patients. In historical terms (XVII-XXI centuries) contains 28 biographies of great doctors (S.G. Zybelin, M.Ya.Mudrov, E.O.Mukhin, N.I.Pirogov, F.P.Gaaz, etc) A separate Chapter is dedicated to women-doctors the first Russian doctors (V. Gedroyts, A.D.Oberucheva) and sisters mercies.

Текст научной работы на тему «Российская школа бескорыстия»

ISNN 1029-3388

Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Харламов Е.В., Киселева О.Ф.

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА БЕСКОРЫСТИЯ

Врач занимает ответственное место в обществе, поэтому к нему предъявляются большие требования не только как к специалисту, но и как к человеку с высокой нравственностью. Сейчас, когда рыночные отношения пронизывают все сферы нашей жизни, в том числе науку, образование, культуру, медицину, это особенно актуально. Для каждого, избравшего профессию медика, его знания и умения не должны быть средствами карьерного роста, обогащения, честолюбия и гордыни, а инструментами милосердия, любви и самоотверженного служения больным.

Основой медицинской деятельности, по словам Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой, являются этика и деонтология. «На взаимоотношениях медицинских работников внутри профессионального сообщества, медицинских работников и пациентов, медицинских работников и общества строится вся система здравоохранения». Изучение в медицинских учреждениях истории медицины, деонтологии - дисциплин, дающих образцы истинного служения выдающихся медиков, способствует формированию профессионального мировоззрения, выбору приоритетов.

Книга «Российская школа бескорыстия» на примерах жизни и научной деятельности известных российских медиков раскрывает традиции, присущие российским врачам, которые перед началом своей профессиональной деятельности дают клятву все средства направить для пользы больного, быть человеколюбивым, безотказно приходить на помощь больному, помогать страждущим. Она наглядно показывает, каким должен быть истинный врач и настоящий гражданин своего Отечества.

Глава I «Они были первыми» посвящена основателям российской школы медиков (с XVIII века). После открытия в 1755 г. Московского университета среди большинства преподавателей-иностранцев первым русским профессором на медицинском факультете стал Семен Герасимович Зыбелин. Он читал лекции студентам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в то время. Организовал консультативные курсы, чтобы студенты могли получать не только теоретические, но и практические знания. С.Г. Зыбелин многократно выступал в университете по различным вопросам медицины. Эти речи («Слова») имели целью пропаганду медицинских сведений среди различных слоев населения. Все его «Слова» печатались и становились доступными. Как гражданин и патриот России С.Г. Зыбелин не оставался в стороне во время вспыхнувшей эпидемии чумы в Москве. Он был среди тех, кто участвовал в работе госпиталей и больниц, при этом проявил незаурядное мужество и самоотверженность. Более 37 лет отдал делу обучения и воспитания собственных российских кадров.

Среди первых «ласточек», «прирожденных русских», ратовавших за самостоятельное развитие отечественной науки, был Матвей Яковлевич Мудров, великий русский терапевт, возродивший комплексный подход к лечению, разработавший принципы и правила диагностики, учивший лечить не болезнь, а больного. Всего себя Матвей

10

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Яковлевич Мудров приносил в дар, преданно и самозабвенно его служение во благо Отечества. Им проделан огромный труд по составлению и сбору историй болезни пациентов: за 22 года врачебной практики накоплено 40 томов собраний историй болезней. Это совершенно уникальный свод, подобного не было и нет, не только в России, но и за рубежом. Таким образом, М.Я. Мудров является первым врачом, создавшим «Клиническую записку больного».

Нестор Максимович Амбодик был первым российским профессором «повивального искусства». Он возглавил Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу») и впервые начал читать лекции на русском языке. С целью пропаганды медицинских работ, способствующих повышению культурного и санитарного уровня среди простых людей, Нестор Максимович многие из них издавал на собственные средства, хотя не имел большого капитала, делая переводы с французского, немецкого и латинского языков, которыми в совершенстве владел. Написал несколько медицинских словарей, его считают основоположником российской фитотерапии.

Ефрем Осипович Мухин сочетал научную и практическую деятельность, работая в разных направлениях, - медицина и естественные науки, сущность физиологических процессов, организм и его среда, хирургия. Он давал свои личные деньги на содержание наиболее способных студентов, желавших посвятить себя науке. Без Е.О. Мухина не обходился ни один консилиум врачей, его пациентами была почти вся Москва.

Большая статья в этой главе дана о великом враче и гражданине Николае Ивановиче Пирогове - корифее не только российской, но и европейской науки [3]. Он был знаменитым хирургом, мыслителем, об этом говорят его многочисленные статьи по педагогике, народному образованию, просвещению. Духовным наследием Н.И. Пирогова являются «Вопросы жизни. Дневник старого врача...» Он исполнил одну из главных заповедей в Евангелии - положил душу свою за ближних своих. По слову архиепископа Иоанна (Шаховского), нет в русской медицине имени более прославленного, чем имя хирурга Николая Ивановича Пирогова. подвиги его во время Севастопольской кампании и научные его достижения в области медицины, - почетная страница русской науки.» [2]. Иван Петрович Павлов, удостоенный Нобелевской премии по физиологии и медицине, настоящий ученый-подвижник, Александр Андреевич Кисель, «детский» доктор, у которого ключевым словом в его работе и в его жизни было слово «радость». Придавая большое значение благоприятной внешней среде, доброму началу и положительным эмоциям, А.А. Кисель пригласил к больным детям в своей клинике специального педагога для организации их досуга. Медицинские сестры не только выполняли назначения врачей, но и читали детям сказки. Он сам нередко задерживался в больнице, например для изготовления волшебного фонаря, и показывал детям «туманные картинки». Была в его отделении и детская библиотека. А.А. Кисель был мечтателем, он хотел, чтобы у детей было счастливое будущее, верил в социализм, в обновление жизни. Он был первопроходцем в изучении и лечении туберкулеза у детей. Об этих замечательных врачах помещены не только биографические данные, но и те факты из их жизни, которые касаются их самоотверженного и бескорыстного служения людям на медицинском поприще.

Российским врачам-эпидемиологам посвящается глава II «Служа другим, сгораю» - Афанасию Филимоновичу Шафонскому, Даниле Самойловичу Самойловичу, Григорию Николаевичу Минху, Даниилу Кирилловичу Заболотному, Николаю Федоровичу Гамалее.

А.Ф. Шафонский был не только одним из первых теоретиков в российской эпидемиологии. Находясь в самом очаге эпидемии чумы, работая в госпитале с больными, он

11

ISNN 1029-3388

постоянно рисковал своей жизнью. После ликвидации эпидемии чумы в Москве в 1772 г., обобщив свой огромный опыт в борьбе с этой грозной инфекцией, издает монографию «Описание моровой чумы...» - первое научное издание о чуме, которое служило руководством для медиков-эпидемиологов.

Д.С. Самойлович также самоотверженно сражался на поле брани с моровой язвой, принял участие в борьбе с 9 эпидемиями чумы в России. Отважный врач и ученый, он разработал множество профилактических мер против чумы, проверив их на себе, предложил предохранительную прививку, используя «яд язвенный» - так болезнь не развивалась, но протекала в легкой форме. Древняя традиция русских врачей - ставить опыты на себе, чтобы не только лечить смертельно опасные инфекции, но и исследовать их. К этой славной плеяде медиков принадлежали Г.Н. Минх - заразивший себя возвратным тифом, Д.К. Заболотный, который вместе с И.Г. Савченко, разрабатывая противохолерную вакцину, сначала вакцинировали себя против холеры, затем приняли чистую культуру холерных эмбрионов; Н.Ф. Гамалея для доказательства безвредности прививок против бешенства привил себе вакцину Пастера, тем показав, что такие прививки безопасны для людей.

Жизнь российских врачей-эпидемиологов была настоящим подвигом героев-иссле-дователей. «Беззаветное самопожертвование при исследованиях в области эпидемиологии и инфекционной патологии является одной из характерных черт деятелей русской науки. Чувство гордости, вызываемое у нас достижениями отечественной науки, соединяется с восхищением перед героизмом людей, обеспечивающих своими подвигами и бескорыстным служением знанию успешную борьбу с особо опасными инфекциями» [4].

Девиз жизни святого доктора Федора Петровича Гааза «Спешите делать добро» послужил названием III главы книги. Сюда вошли известные своими трудами и жизнью во благо России известные медицинские светила, великие по своей доброте и самопожертвованию люди. Так, доктор Федор Петрович Гааз в начале своей жизни преуспевающий молодой врач с обширной практикой в Москве, имеющий огромный доход, все свои средства отдает нищим и осужденным, когда становится главным врачом тюремных больниц Москвы, видит, в каких условиях содержатся заключенные. При его непосредственном содействии создается Полицейская больница, когда сирых и лежащих на дороге подбирают и привозят сюда. Федор Петрович Гааз теперь ютится в маленькой квартирке при больнице, вместо чая - смородиновый лист, неизменно один и тот же наряд - истертый фрак и старые черные чулки с дырочками. Многие из его коллег-меди-ков считали его безумным, простые люди видели в нем не только «святого доктора», так они называли его, но и человека, который мог помочь и утешить...

Николай Васильевич Склифосовский, лучший хирург России, применивший новый метод особо прочного соединения костей, названный «русским замком», также не забыт авторами книги. Благодаря его усилиям в 1897 году состоялся 12-й Международный конгресс врачей, где отечественная медицина получила международное признание. Огромный труд воспитания самого себя помогал Н.В. Склифосовскому не только жить, трудиться, но и быть полезным другим. Именно он не позволил забыть имя великого врача Н.И. Пирогова. По его инициативе было предложено после смерти национального хирурга-правдо-любца Н.И. Пирогова собирать съезды российских врачей в память о нем.

Не забыт нами и Владимир Михайлович Бехтерев, главной задачей жизни которого являлось познание человека, вопросы развития мозга, интеллекта. Он оставил после себя 600 книг и статей, поистине фантастическую цифру. Доктор медицины, он стал

12

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

приват-доцентом на кафедре душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии. Он был инициатором создания Психоневрологического института, где наряду с профессиональными дисциплинами читались лекции по философии, психологии, истории культуры и искусств, по языкознанию, этике и эстетике. Позже, в 1918 году, им был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности. В этой же главе помещены материалы, касающиеся династии Боткиных: отца - Сергея Петровича Боткина, чье имя связано с зарождением в России научной клинической медицины, его детей -Сергея, кто пошел по стопам отца, повторив его научную карьеру, Евгения, также избравшего профессию медика, последнего лейб-медика русского императора, которому остался до конца верен, разделив его трагическую судьбу [6].

В этой главе вы также найдете сведения о враче-терапевте «всех времен» Григории Антоновиче Захарьине, митрополите Антонии Сурожском, бывшим хирургом во время Великой Отечественной войны в оккупации во Франции, считавшим своим долгом не оставлять больных до самого их последнего часа.

В главе IV большое внимание уделяется самоотверженным женщинам России. Среди них сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, Великая княгиня Елена Павловна. По инициативе Н.И. Пирогова и благодаря усилиям Великой княгини защитники Севастополя получали медицинскую помощь и уход за больными в лице женщин, добровольно отправившихся на опасные участки фронта при обороне Севастополя во время Крымской войны (1853 - 1856).

Не забыта Великая княгиня Елисавета Феодоровна, основательница Марфо-Ма-риинской обители. Она не захотела уехать из России после Октябрьской революции, в 1918 году вместе с членами царской семьи была сброшена в шахту под Алапаевском.

Здесь же помещены биографии первых российских женщин-врачей - хирурга Веры Игнатьевны Гедройц, которая была профессором хирургии уже в 1929 году, участвовала в Русско-японской войне в качестве главного хирурга санпоязда, оперируя в специально приспособленном для этого вагоне, была награждена серебряной медалью «За храбрость». Во время Первой мировой войны, в 1914 году, активно занималась организацией помощи раненым. При советской власти была профессором на кафедре хирургии Киевского мединститута.

Александра Дмитриевна Оберучева - также одна из первых женщин-врачей в России, в 1914 году добровольно, по зову сердца, ушла на фронт помогать раненым. В 1917 году после смерти брата приняла монашеский постриг. Когда начались гонения на церковь, монахиня Амвросия была арестована и сослана сначала в Архангельск, потом в Великий Устюг. Где бы она не была, всегда помогала людям, оказывала медицинскую помощь и приносила утешение страждущим. Известным врачом-хирургом и архиепископом был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (святитель Лука), проведший в ссылках и гонениях 12 лет. Он считал себя счастливым потому, что помогал другим и словом пастыря, и инструментом хирурга. Биография святителя Луки также вошла в книгу «Российская школа бескорыстия». По его мнению, «Главное в жизни - всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое» [5]. Этому следовал святитель Лука всю свою жизнь. Отдельная статья посвящена Леониду Михайловичу Чичагову, впоследствии ставшему архиепископом, владыкой Серафимом. Его духовным окормителем, советчиком по всем вопросам, величайшим авторитетом стал один из известнейших в России священнослужителей - праведный Иоанн Кронштадтский. Он, изучая медицину в Санкт-Петербурге, разработал и создал

13

ISNN 1029-3388

свою оригинальную систему лечения, которую изложил в книге «Медицинские беседы», успешно занимался 12 лет практикой, вылечил 20 тысяч больных. Известен своей «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», способствовал прославлению преподобного Серафима Саровского. За что был репрессирован, в 1937 году расстрелян в Бутове.

В эту же главу вошли биографии С.С. Юдина, Н.М. Амосова. Самый популярный хирург в СССР, дважды лауреат Сталинской премии, академик, в 1948 году Сергей Сергеевич Юдин был причислен к врагам народа. Один из его учеников написал на него донос...

Его обвинили во вражеских действиях против СССР и шпионаже в пользу английской разведки, требовали оговорить и дать компрометирующие данные на крупных военачальников, с которыми С.С. Юдин был хорошо знаком и часто встречался, - Г.А. Жукова, И.С. Конева, Ф.И. Толбухина и других. Он не дал ни на кого порочащих показаний, но после трех лет регулярных мучительных допросов «признался» в своей «шпионской» деятельности и подписал обвинение сам на себя. вернулся в Москву в 1953 году, не имея угла, без работы, зато его полностью восстановили в правах. Многое хотел успеть С.С. Юдин, но после своей реабилитации прожил всего 11 месяцев.

Николай Михайлович Амосов - последний герой нашей книги не был репрессирован, не перенес тяжелых испытаний ссылками и тюрьмами. Его жизнь была наполнена до краев. Он стал делать операции на сердце. Уходя в 75 лет с поста директора института им. Склифосовского на покой, он сказал: «Я очень вам всем благодарен. Бывал груб, несправедлив. Одно скажу: никогда не примешивались личные отношения. Ругался только за дело, только за больных. Поработали мы все, в общем, не так уж плохо. И еще одно, мы сохранили честь. Смею думать, что не ошибаюсь. Удержались от этой заразы - подарков и взяток, что захлестывают медицину. Еще раз спасибо вам всем, товарищи. Простите, если кого обидел понапрасну.» [1].

Судьбы великих российских медиков, рыцарей духа, полны ярких событий, драматизма, тяжелых потерь и благородных поступков. Имена их почти исчезли из памяти нашего поколения. Все они своей жизнью доказали, что «сила врача в его сердце, а важнейшая основа лекарства - любовь».

Книга «Российская школа бескорыстия»-дань глубокого уважения и памяти замечательным отечественным врачам прошлых столетий, она наглядно доказывает, что стремление к высшим профессиональным и человеческим идеалам должно быть основной жизненной задачей любого медика.

Библиографический список

1. Амосов Н.М. Голоса времен. - М., 1999. - С. 372-373.

2. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский). Беседы с русским народом. - М., 2004. - С. 56.

3. Брежнев А. Пирогов. - М., 1990. - 476 с.

4. Люди русской науки / под ред. И.В. Кузнецова/. - М., 1963. - С. 149.

5. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. - М., 2004. - С. 131.

6. Шойфет М.С. Сто великих врачей. - М., 2005. - 153 с.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.