Научная статья на тему 'Российская публичная дипломатия в странах большого Евразийского пространства'

Российская публичная дипломатия в странах большого Евразийского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная дипломатия / экспертный диалог / большое Евразийское партнёрство / аналитические центры. / public diplomacy / expert dialogue / the Big Eurasian Partnership / think tanks
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская публичная дипломатия в странах большого Евразийского пространства»

Великая А. А. 1

РОССИЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Ключевые слова: публичная дипломатия, экспертный диалог, большое Евразийское партнёрство, аналитические центры.

Keywords: public diplomacy, expert dialogue, the Big Eurasian Partnership, think tanks.

Сегодня на пространстве большого Евразийского партнёрства - гибкого интеграционного объединения с участием широкого круга стран, входящих в ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, инициатива по формированию которого выдвинута Президентом В.В. Путиным2, - наблюдается запрос на согласование позиций экспертного сообщества по наиболее острым вопросам международных отношений. Движущей силой данного процесса является публичная дипломатия, связанная с адресной работой с нынешними или будущими элитами иностранных государств (понимаемыми, по определению Г.К. Ашина, как авангард социальной общности, слой людей, играющий решающую, часто огромную роль в социальном процессе3).

Следует отметить, что публичная дипломатия является взаимодействием с зарубежным экспертным и гражданским сообществом по вопросам мировой политики и международной безопасности, направленным на отстаивание внешнеполитических интересов собственной страны. Данный термин иногда считают синонимом «мягкой силы» или общественной, народной дипломатии. Однако, это не так: публичная дипломатия является инструментом «мягкой силы»4, и если в английском варианте она включает в себя общественную, народную дипломатию (people-to-people diplomacy), то в русском эти понятия различаются. Публичная дипломатия предполагает акцент на экспертную аудиторию (Track II Diplomacy), корреляцию с целями официальной дипломатии. То есть, можно сказать, что самым высоким уровнем международного взаимодействия является классическая дипломатия, межправительственное сотрудничество, следующим - публичная дипломатия, экспертное сотрудничество (к примеру, встреча на острове Бойсто, участники которой выдвинули рекомендации по Минским договорённостям), а фундаментальным - общественная дипломатия, направленная на работу с представителями гражданского общества, творческой интеллигенцией, молодыми лидерами (к примеру, культурные форумы стран-участниц СНГ). Именно публичная дипломатия позволяет создать столь необходимое доверие, найти общие точки соприкосновения интересов, сформировать объективное представление о собственной стране.

В настоящее время отношения между многими странами далеко не дружественные, а противоречия лишь нарастают. Наблюдается опасная милитаризация, которая может привести мир к краю той же пропасти, что и в самые драматичные моменты Холодной войны: к примеру, если сравнить выступление президента Кеннеди в Американском университете 1963 года с выступлением там же президента Обамы 2015 года, мы увидим, что если первый употреблял слово «мир» 12 раз, а слова «война» - 28, то сейчас соответствующая пропорция выглядит как 8 к 365. Однако, как отмечал в ходе своей «Примаковской лекции» Генри Киссинджер, экспертная среда всегда осознаёт необходимость диалога, ищет пути мирного сосуществования, использует механизмы «второй дорожки», компромиссные формулировки, доносит до высшего руководства своих стран необходимость деэскалации ситуации. Для этого, безусловно, необходимо глубокое знание ценностей и установок, которыми руководствуется партнёр, осознание национальных интересов другой страны, нахождение точек соприкосновения, на основании которых можно выстраивать долгосрочное сотрудничество.

С помощью публичной дипломатии можно добиться лояльности внешней аудитории - устойчивого положительного или благожелательно-нейтрального отношения к определённой стране. Однако лояльность не всегда является самоцелью, поскольку существует часть внешнеполитической аудитории, интересы которой можно удовлетворить только в ущерб собственным. Так, говоря о такой «ложной лояльности», можно привести пример, когда пару лет на-

1 Великая Анна Алексеевна - к.полит.н., эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. E-mail: velikaya@gorchakovfund.ru

2 См. Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. - http://tass.ru/pmef-2016/article/3376295; Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе встречи с представителями Ассоциации европейского бизнеса, Москва, 25 октября 2016 года. - http://www.mid.rU/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/2506106

3 Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук. - http://www.mgimo.ru/files/138689/vestnik_09-03_ashin.pdf

4 Sun H.H. International political marketing: a case study of United States soft power and public diplomacy // Journal of Public Affairs. 2008. - Vol. 8, N 3. - P. 165-183.

5 Zaharna R.S. A Tale of Two Speeches: American Identity and Diplomacy. Aug 6, 2015. - http://uscpublicdiplomacy.org/blog/tale-two-speeches-american-identity-and-diplomacy

зад один видный представитель академических кругов Украины предлагал первоначально урегулировать газовый вопрос для превращения нашего соседа из партнёра в друга1. История показала, что дружба в этом случае на рыночной основе не вышла: на экономических началах целесообразнее иметь предсказуемого партнёра, а не переменчивого друга. Способствуют укреплению лояльного отношения «горизонтальные» контакты: крайне важно выстраивать сотрудничество аналитических центров и университетов.

Можно сказать, что одной из задач публичной дипломатии является формирование объективного образа страны на международной арене, причём для этого необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии, знать портрет людей, являющихся потенциальными получателями информации, проводить исследования по выявлению запросов зарубежной целевой аудитории.

Тот факт, что жители других стран доброжелательно относятся к определённой стране, не означает, что они будут автоматически активно с ней сотрудничать, учиться в её вузах, участвовать в проводимых программах. Следует уделять внимание поощрению активности по отношению к нашей стране. Следует чётко ответить на вопросы: «Чего мы конкретно хотим добиться, от кого? Какова роль в этом анализируемых действий? Каким образом будет оценен результат? Как будет осуществляться послепроектная работа?»

В сфере публичной дипломатии межличностные отношения остаются первостепенными, в силу чего эффективным может быть только адресный подход. Публичная дипломатия требует доверия, причём важно понимать, что в иностранном регионе голос, внушающий наибольшее доверие, принадлежит местным лидерам мнений и аналитическим центрам, - следовательно, для ретрансляции собственной точки зрения необходимо работать именно с ними. Также важно сотрудничать с международными акторами, чьей деятельностью является публичная дипломатия, к примеру, с агентствами по международному развитию. Следует осознавать, что иностранная аудитория лучше воспринимает не слова, а поступки, поэтому при принятии внешнеполитических решений необходимо учитывать её реакцию.

Реальных веских аргументов в пользу определённого курса становится всё меньше, многие государства заявляют о приверженности Уставу ООН, демократическим ценностям, в связи с чем при сравнении стратегий начинает доминировать их эмоциональная составляющая. Представляется, что в самом ближайшем будущем выбор внешнеполитической ориентации будет основываться не только на экономическом прагматизме, но и на эмоциях, отношении и приверженности определённой модели развития. Убедить партнёров в формировании общей модели развития, совместной защите общих интересов и призвана публичная дипломатия, при этом при выстраивании новых интеграционных проектов важно недопущение демонтажа существующей системы связей .

Следует отметить, что публичная дипломатия является крайне сложным и многоуровневым процессом. До недавнего времени начинания в сфере российской публичной дипломатии были связаны с межправительственными отношениями или же проектами с творческой и научной интеллигенцией, не охватывая работу с политическими и деловыми кругами. Но за несколько лет в России были предприняты значительные усилия в данном направлении: создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, осуществляющий грантовые и собственные программы в данной области; Российский совет по международным делам; Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; существенные полномочия переданы Россотрудничеству; запущены успешные медиапро-дукты, такие, как Россия Сегодня, новостное агентство «Спутник», приложение Российской газеты Russia beyond the Headlines, проект «Евразия. Эксперт». Причём данные инициативы имеют крайне важное значение, поскольку большим доверием пользуются печатные СМИ, именно они останутся ключевыми для business to business communication3 -направления, крайне важного для публичной дипломатии.

Среда для функционирования российской публичной дипломатии крайне благоприятна: Россия находится на седьмом месте в мире по количеству нобелевских лауреатов; на лучших мировых площадках с триумфом проходят концерты Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Николая Луганского, Анны Нетребко; выступления российских спортсменов, проведённая в Сочи Олимпиада вызывают восхищение во всём мире - по словам президента Международного Олимпийского Комитета Томаса Баха, в Сочи гости приехали с глубоким почтением к богатой и разнообразной истории России, а уехали как её друзья4. Также Россия предпринимает всё больше шагов в гуманитарной области: в соответствии с заявлением ООН, наша страна вышла на первое место в мире по количеству обращенных к ней просьб об убежище (275 000 человек, 99% из которых составляют граждане Украины)5; кроме того, было подписано соглашение о создании Трастового фонда «Российская Федерация - Программа развития ООН в целях развития»6, представляющего собой устойчивый финансовый механизм реализации помощи России с первоначальным финансированием в размере 25 млн. долларов на проекты ПРООН (прежде всего, в государствах-участниках СНГ). Данные события, формирующие положительный образ страны за рубежом, создают плодотворную почву для российской публичной дипломатии.

1 Круглый стол «Россия и Украина: контуры внешней политики на 2013 год» (из личного архива автора).

2 См.: Богатуров А.Д. «Украинский вызов» и альтернативы внешней политики России // Международные процессы. - М., 2014. - Т. 12, № 4. - С. 6-16.

3 Defining the new business marketing culture // Marketing & Media Decisions.1985. - Vol. 20. - P. - Karl у.com/pubs/pdfs/ defining_new_culture.pdf

4 Olympics closing ceremony is trip through Russian culture. Steve Almasy, CNN. - http://www.cnn.dk/2014/02/23/sport/olympics-closing-ceremony/index.html?iid=article_sidebar

5 UNHCR. Forced displacement in 2014. - http://www.unhcr.org/556725e69.html

6 Соглашение о создании Трастового фонда в целях развития. - http://www.undp.ru/documents/Agreement_Russia-UNDP% 20Trust%20Fund%20for%20Development_rus.pdf

13S

К сожалению, в России наблюдается проблема дефицита экспертного диалога академических учёных-международников с их зарубежными коллегами, поскольку бюджет исследовательских центров на проведение международных конференций, зарубежные командировки сотрудников во многих случаях оставляет желать лучшего. Представляется необходимым активизировать именно это направление публичной дипломатии.

Мы вступаем в период, когда дипломатия играет ничуть не меньшую роль, чем во времена серьёзнейших международных кризисов середины XX века, а учитывая, что общественность - политические, деловые, научные круги -всё сильнее влияет на формирование позиции государства, важно активнее прибегать к инструментам публичной дипломатии.

Перспективной для публичной дипломатии стран большого Евразийского партнёрства является работа с молодёжью - магистрантами, аспирантами, молодыми профессионалами, которые через 5-10 лет станут аналитиками, дипломатами, журналистами, преподавателями профильных вузов и руководителями НПО. Публичная дипломатия приносит результаты в долгосрочной перспективе: к примеру, по словам экс-заместителя Госсекретаря США по публичной дипломатии Тары Зоненшайн, эффект от образовательных проектов виден лишь в долгосрочной перспективе: так, в грузинском парламенте она встретила 17 выпускников американских программ1.

Представляется целесообразным отметить такую особенность дипломатии стран большого Евразийского партнёрства, апеллирующих в своих действиях к культурному, гуманитарному, экономическому сотрудничеству, как демонстративное невмешательство во внутренние дела стран-партнёров: у них имеется осознание, что гражданское общество бывает не только либеральным. Они не прибегают к насильственной демократизации или правозащитной повестке, а выбор инструментария ограничивается законодательством страны-партнёра, имеющей, по их представлению, право на отстаивание собственных национальных интересов2; они сознательно отказываются от практики построения государств («nation-building» или «state-building»), направленной на привнесение извне институтов власти в несостоявшиеся государства, которую Дж.Фр. Кеннан называл «законнически - морализаторским» («legalistic-moralistic») подходом к международным отношениям3. События, которые мы сейчас наблюдаем на Ближнем Востоке и в Северной Африке: разрушение государственности, 12 миллионов беженцев4, миллионы погибших гражданских лиц, систематические нарушения прав человека, подтверждают верность подобного подхода. По словам М.А. Хрусталёва, мы находимся в ситуации, когда стратегическая линия Запада предусматривает формирование единого мирового правового пространства, в котором регулирование распространяется не только на межгосударственные отношения, но и на внутригосударственные процессы - на отношения между населением и режимом: «Концепция прав человека объективно противостоит концепции суверенитета, а следовательно, отказу от принципа «невмешательства во внутренние дела» в межгосударственных отношениях. Это последнее создает квазилегитимное основание для иностранной интер-венции»5. Как писал Андре Моруа, в международной политике, как и в «семейной политике», изречение: «Все понять -значит все простить» - вещь опасная. Посягательства и дальше продолжатся, если не будет должного отпора». Публичная дипломатия должна влиять на формирование общей позиции. В этом смысле показательным является отсутствие реакции со стороны российских партнёров на недопуск части российской олимпийской и всей параолимпийской сборной к Олимпийским играм в Рио, продемонстрировавшее слабость координации усилий по вопиющему случаю нарушения прав человека.

Президентом Б. Обамой было отмечено, что задачей США является ежеминутное формирование международной повестки дня6. Страны большого Евразийского партнёрства должны перехватывать инициативу в вопросах от изменения климата до борьбы с общими угрозами, противодействия социальному инжинирингу. В ближне- и среднесрочной перспективе в рассматриваемом регионе можно предвидеть возможность дестабилизации ситуации, связанной как со сменой руководства ряда стран по естественным причинам, так и с возвращением граждан, приобретших боевой опыт на стороне ИГИЛ; крайне конфликтогенным выглядит регион Южно-Китайского моря. Все эти общие вызовы в то же время могут стать шансом для наших стран по выработке с помощью публичной дипломатии механизмов эффективного сотрудничества. Примечательно, что подходы стран большого Евразийского партнёрства относительно одного из краеугольных вопросов современных международных отношений - иностранного вмешательства во внутренние дела суверенного государства, привнесения извне государственных институтов, - созвучны. Это вселяет надежду на возможность выработки скоординированной политики по наиболее важным вопросам мировой политики.

1 Video: Undersecretary of State for Public Diplomacy and Public Affairs Tara Sonenshine on Why Public Diplomacy Matters. -http://csis.org/multimedia/video-undersecretary-state-public-diplomacy-and-public-affairs-tara-sonenshine-why-public

2 Великая А. Рекомендации Фонда Маршалла - отказ от национального суверенитета. - http://gorchakovfund.ru/news/16544/

3 Kennan G. F. American Diplomacy. Sixtieth-Anniversary Expanded Edition. The Chicago University Press. - 192 p.

4 Belfer Center Conversation with Secretary of State John Kerry. October 14, 2015. - http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/ 25886/belfer_center_conversation_with_secretary_of_state_j ohn_kerry. html

5 Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологи. - М.: НОФМО, 2008. - С. 18.

6 «The Obama Doctrine»: The Atlantic's Exclusive Report on the U.S. President's Hardest Foreign Policy Decisions. -http://www.theatlantic.com/press-releases/archive/2016/03/the-obama-doctrine-the-atlantics-exclusive-report-on-presidents-hardest-foreign-policy-decisions/473151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.