Казаков М.А.,
Макарова К.Е.1
РОССИЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ В ЕАЭС
Ключевые слова: публичная дипломатия, Евразийский экономический союз, мягкая сила, общественная дипломатия, гражданская дипломатия.
Сегодня можно констатировать возрастающую роль публичной дипломатии в международных отношениях. Ее превращение из факультативного внешнеполитического инструментария в одну из доминирующих практик международной кооперации ведет к объединению государств и негосударственных акторов в целях защиты совпадающих национальных интересов. Это создает условия не только для новых политических партнерств, союзов, но и непрерывного прямого диалога между обществами разных стран. Опосредованное взаимодействие государства с зарубежным социумом для продвижения национальных интересов и распространения своих ценностей2 представляется эффективным способом воздействия с широким охватом реципиентов и уровней, включающим использование социальных сетей для распространения релевантных сообщений3.
Многообразие форм, уровней и инструментов публичной дипломатии привело к сосуществованию в официальном российском дискурсе нескольких терминов близких по значению, таких как «публичная дипломатия», «общественная дипломатия», «народная дипломатия». Отечественные исследователи разделяют понятия «общественная дипломатия» и «публичная дипломатия». «Общественной» называют дипломатию неправительственных организаций4: Концепция внешней политики (КВП) 2008 г. определяет термин «общественная дипломатия» как сферу деятельности институтов гражданского общества, как средство налаживания межцивилизационного диалога. «Народную дипломатию» связывают с взаимодействием на уровне индивидов, граждан разных стран5. Эти термины коррелируют с этапами эволюции феномена и его пониманием в российском дискурсе: «публичная дипломатия» в ее классической интерпретации Э. Галлиона определяется как коммуникация между государством и зарубежной общественностью6; «общественная дипломатия» является отражением «новой публичной дипломатии», подчеркивающей усиливающуюся роль негосударственных акторов в процессе публичной дипломатии, и определяется как коммуникация на уровне объединений граждан7; «народная» или «гражданская дипломатия» соотносится с «сетевой публичной дипломатией», использующей социальные структуры для достижения своих целей. Так, «гражданскими дипломатами» могут быть студенты, атлеты, артисты, представители бизнеса, туристы и т.п.8
В основном, публичная дипломатия в российском дискурсе рассматривается в рамках неолиберальной школы как ресурс «мягкой силы». Согласно этому подходу место и роль государства на международной арене все больше зависят от привлекательности его образа, популярности и поддержки его ценностей. Государство использует ресурсы «публичной дипломатии», привлекая негосударственных акторов с хорошей репутацией и разветвленными транснациональными сетями, способных оказывать влияние на различные социальные группы, для взаимодействия с зарубежным обществом, тем самым создает «способствующую или не способствующую обстановку для проведения правительством своего курса»9. «Привлекательность» страны определяется через понятие «притяжение к стране». Оно
1 Казаков Михаил Анатольевич - д.полит.н., профессор, и.о. заведующего кафедры прикладного политического анализа и моделирования Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ИМОМИ ННГУ). E-mail: kazakov_mihail@list.ru
Макарова Ксения Евгеньевна - аспирант кафедры прикладного политического анализа и моделирования ИМОМИ ННГУ. E-mail: k.e.makarova@bk.ru
2 Gregory B. American Public Diplomacy: Enduring Characteristics, Elusive Transformation // The Hague Journal of Diplomacy. 2011. - Vol. 6. - P. 351-372.
3 Burt R.S. Structural holes versus network closure as social capital // Stanford Network Analysis Project. - http://snap.stanford. edu/class/cs224w-readings/burt00capital.pdf
4 Зонова Т. Публичная дипломатия и ее акторы / РСМД. - http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/publich naya-diplomatiya-i-ee-aktory/
5 Владимир Путин провел совещание с российскими послами и постпредами // Первый канал. -https://www.1tv.ru/news/2018-07-19/348974-vladimir_putin_provel_soveschanie_s_rossiyskimi_poslami_i_postpredami
6 Cull N.J. «Public Diplomacy» Before Gullion: The Evolution of a Phrase // USC Center on Public Diplomacy. - https:// uscpublicdiplomacy.org/printpdf/22179
7 Melissen J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice // The New Public Diplomacy Soft Power in International Relations / Ed. by Jan Melissen. 2005. - P. 3-28.
8 Gregory B. American Public Diplomacy: Enduring Characteristics, Elusive Transformation // The Hague Journal of Diplomacy. 2011. - Vol. 6. - P. 351-372.
9 Най Дж.С. Будущее власти. - М.: АСТ, 2014.
может быть политическим, экономическим или социокультурным, но с обязательной корреляцией с динамической компонентой жизни международного сообщества - информационной.
Можно выделить следующие основные направления деятельности в российской публичной дипломатии (РПД). Во-первых, укрепление традиционных векторов влияния, таких как распространение русского языка и культуры, работа с соотечественниками, привлечение талантливых молодых людей путем продвижения «бренда» российского образования, содействие международному развитию. Специально созданные структуры (Фонд «Русский мир» и Россот-рудничество) способствуют сохранению и усилению влияния русской культуры. Необходимо отметить появление «Русского мира» - транснациональной общности, основанной на русской языке и культуре, выходящей далеко за пределы территории РФ. Работой с соотечественниками занимаются Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Россотрудничество. Оно также ведет проекты «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» и «Русская школа за рубежом».
Данная деятельность направлена, в первую очередь, на страны СНГ, где РФ стремится вновь играть особую роль, стимулируя региональные реинтеграционные процессы в сфере экономики (ЕАЭС). Развитие российской информационной сферы составляет второе направление, о необходимости развития которого было заявлено на высшем уровне1. Она стала представлять новую «ветвь» дипломатической парадигмы. В ее рамках, к примеру, в 2005 г. были созданы канал Russia Today, вещающий сегодня на 6 языках, информационное агентство «Россия сегодня» и информационный портал «Sputnik» в 2014 г. В крупных зарубежных изданиях появились приложения, посвященные России (например, La Russie d'Aujourd'hui - во французской «Le Figaro»)2.
В странах ЕАЭС отечественная публичная дипломатия также прикладывает значительные усилия для повышения своей привлекательности в глазах граждан и сообществ участников этого объединения. Так, в странах ЕАЭС реализуют свои проекты все основные операторы РПД: Россотрудничество, Фонд «Русский мир», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, РСМД, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. По классификации Н. Кулла3 основная масса проектов операторов РПД в ЕАЭС относится к культурной дипломатии (проведение фестивалей, концертов, художественных выставок; проект «Посольство мастера», «перекрестные» Дни России с Киргизией; проект «Продвижения российского театрального традиционного и современного искусства»; проект «Русская научная гуманитарная энциклопедия»; проект «Наши в космосе»; программа Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Послы русского языка в мире»), к обменам («Школы Росато-ма»; программа «Новое поколение»; российские международные детские и молодежные лагеря («Артек», «Океан», «Орленок») и другие.
Публичной дипломатии РФ как коммуникативной системе содействуют проект учебно-образовательных поездок по историческим местам Российской Федерации «Здравствуй, Россия!») и информационно-разъяснительная работа (проекты Фонда им. А.М. Горчакова «Диалог во имя будущего», «Дипломатический семинар», «Академия ОДКБ», «Кавказский диалог»; крупные международные конференции, круглые столы, семинары, встречи с представителями посольств, правительств и аналитических центров иностранных государств, проводимые РСМД в России и за ее пределами, и т.д. Таким образом, формируется, в терминах Р.Брауна, национальный репертуар4, национальные особенности публичной дипломатии России.
Идеи евразийской интеграции распространяются в рамках общественной дипломатии на территории стран ЕАЭС и российскими НКО. Об их привлечении также было заявлено на официальном уровне5. Действуя в формате диалоговой и кооперационной стратегий публичной дипломатии, эти структуры организуют мероприятия с международным участием, ориентированные на поиск общих взглядов и интересов. Установление отношений взаимопонимания, формирование открытого социального капитала (bridging social capital)6 для дальнейшего сотрудничества и сближения обществ пяти стран.
Основными направлениями деятельности социально-ориентированных НКО в странах ЕАЭС на сегодняшний день являются: 1) содействие экономической интеграции и формирование позитивного имиджа ЕЭАС, мониторинг приграничного сотрудничества; 2) работа с национальными диаспорами, проживающими на приграничных территориях субъектов РФ; 3) диалог с представителями научной, образовательной и экспертной сред, объединенными русским языком и желанием способствовать укреплению тесных дружественных связей между государствами ЕАЭС; 4) актуализация проблем регионов с неблагоприятной социально-политической обстановкой как знак участия России в нормализации общественных отношений на евразийском пространстве; 5) работа с молодежной аудиторией с целью воспитания «евразийской идентичности», интернационализма и культуры толерантности у представителей нового
1 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html
2 Имидж России подправят печатью // Коммерсантъ. - https://www.kommersant.ru/doc/714165
3 Cull N.J. Public diplomacy: taxonomies and histories // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. - N 1. - P. 31-54.
4 Brown R. Systems, chains and spaces: towards a framework for comparative public diplomacy research // WorldPress.com. -https://pdnetworks.files.wordpress.com/2014/04/isa-2014-v-6.docx
5 Лавров: российским НКО следует продвигать идеи евразийской интеграции в СНГ // ТАСС. -https://tass.ru/obschestvo/ 4682088
6 Cowan G., Arsenault A. Moving from Monologue to Dialogue to Collaboration: The Three Layers of Public Diplomacy // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. - Vol. 616. - P. 10-30.
поколения1. В число этих организаций входят: Фонд «Евразийцы - новая волна» (Москва), Фонд «Евразийское содружество» (Челябинск), «Урал-Евразия» (Екатеринбург), «Евразия-Поволжье» (Саратов), «Содружество народов Евразии» (Оренбург) и менее известные структуры иных российских городов.
В целях стимулирования гражданской дипломатии организуются различные мероприятия, предполагающие краткосрочное пребывание участников из разных стран на территории РФ. Они помогают сформировать иностранным участникам собственное представление о нашей стране и завязать новые знакомства. Среди них: Всемирные игры юных соотечественников, XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (14-22 октября 2017 года, г. Сочи), Форум народов России и Евразии, съезды народов Евразии, Международный молодежный образовательный форум «Евразия», Международный молодежный образовательный форум «БалтАртек» и другие. Подобные проекты направлены на формирование связей между участниками из разных стран для дальнейшего диалога и совместной деятельности.
Долгосрочное пребывание в стране в целях учебы или работы предполагает формирование более устойчивых социальных связей. Для их поддержания после окончания периода пребывания в стране существует такая организации как «Всемирная ассоциация выпускников». На сегодня она включает «Объединение выпускников вузов России (СССР) в Армении», «Международную ассоциацию выпускников вузов в Республике Беларусь» (МАВВУЗ), «Ассоциацию казахстанских выпускников и друзей УДН-РУДН», «Казахстанскую ассоциацию выпускников российских вузов» (КзАВРВ) и «Ассоциацию выпускников российских вузов в Кыргызстане».
Операционная среда для РПД в 4 странах скорее благоприятная, отношение населения стран ЕАЭС к интеграции с Россией в основном положительное. Ежегодный мониторинг, проводимый ЦИИ ЕАБР среди населения стран-участниц ЕАЭС с 2012 г., показывает, что за три года существования объединения «поддержка участия в Союзе населения Армении варьировала с 56-46% в 2015-2016 гг. с «корректировкой вверх» до 50% в 2017-м году, Беларуси - с 60% (2015) до 56% (2017), Казахстане- с 80% до 76%, Кыргызстане- с 86% до 83%»2. Следует однако отметить и высокую активность других субъектов публичной дипломатии в данных странах. Это связано с членством Армении и Беларуси в Восточном партнерстве, участием Казахстана и Киргизии в ШОС с КНР, а также с многочисленными форматами «5+1» в Центральной Азии, представленных в альянсах с ЕС, США, Южной Кореей и Японией3.
Существует несколько факторов, дающих России преимущество в борьбе за «умы и сердца» населения ЕАЭС перед другими странами:
• страны ЕАСЭ включены сразу в несколько интеграционных процессов на постсоветском пространстве, следовательно, взаимодействие с Россией является более тесным, чем с другими субъектами ПД;
• В ЕАЭС до сих пор распространен русский язык, он является государственным в Беларуси, официальным - в Киргизии и Казахстане, в Армении русский язык наделен статусом иностранного языка. В то же самое время владеют русским как родным в Армении 0,8% населения, в Беларуси- 70,2%, в Казахстане - 23,7%, в Киргизии - 8,9%4. Здесь также функционируют русскоязычные СМИ, в том числе транслируются некоторые российские телеканалы;
• До сих пор существуют связи с Россией, обусловленные родственными, дружескими и профессиональными отношениями. Правда, только 31% населения РФ поддерживает постоянные социальные связи в соседних по региону СНГ странах. В то время как государства-члены ЕАЭС характеризуются высокой плотностью взаимных отношений: более 50% их граждан заявили о наличии постоянно поддерживаемых связей с родственниками, друзьями, коллегами из стран СНГ, наиболее высокие показатели в 2017 г. зафиксированы в Кыргызстане (80%), Армении (79%)5.
Расширению и укреплению социальных связей между странами могла бы помочь активизация образовательного обмена. В странах ЕАЭС открыты филиалы российских вузов, в частности МГУ в Астане и Душанбе, существуют совместные университеты - Кыргызско-российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина, и сетевые университеты СНГ и ШОС. Однако привлекательность образовательных услуг РФ в рассматриваемых странах остается достаточно низкой. Интерес к российскому образованию как наиболее популярному в ЕАЭС в большей степени демонстрируют жители Кыргызстана (28%) и Казахстана (24%)6. Повышению интереса к нашему образованию должен поспособствовать проект 2017 г. «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В организации его отборочной кампании участвует Россотрудничество.
Учитывая эти особенности, нельзя не заметить, что «за» эволюцией российской публичной дипломатии, ее востребованностью в ЕАЭС стоят два значимых, взаимосвязанных факта, объясняющих движущие силы интеграции, обусловливающей стабильность среднесрочного развития данного региона. Первый относится к сфере безопасности, где и пролегает основной мотив интеграции государств-членов Евразийского экономического союза. Второй - информационная война и обеспечение безопасности7, являющейся одним из базовых национальных интересов лидеров
1 Экспертный доклад «Механизмы совершенствования социальных коммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций в приграничных регионах государств Евразийского экономического союза» / Политологический Центр «Север-Юг». - М1р://рс8и.ги/экспертный-доклад-механизмы-соверше
2 Интеграционный барометр ЕАБР - 2017. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - С. 7.
3 Алексеенко Е. Сравнительный анализ деятельности созданных в Центральной Азии форматов «5+1» (с участием США, Южной Кореи, Японии и ЕС) / РСМД. - http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-sozdannykh-v-tsentralnoy-azii-formatov-5-1-s-uchastiem-ssha-yuzhnoy/?sphrase_id=14136935
4 Сколько в Казахстане русскоязычного населения? // AIF.ru. - http://www.aif.ru/society/people/skolko_v_kazahstane_russkoya zychnogo_naseleniya
5 Интеграционный барометр ЕАБР - 2017. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - С. 15.
6 Там же, с. 16.
7 Беспалов Д.Н., Казаков М.А. Информационная война, и обеспечение безопасности // Вестник МГИМО-Университет. - М., 2014. - № 6(39). - С. 82-87.
этих стран и народов, экономически заинтересованных в либерализации торговли и углублении интеграции. В этом плане публичная дипломатия России в ЕАЭС по определению не может быть иной, кроме как многовекторной, понимающей различия и сходства, ключевые характеристики, инструменты и каналы коммуникации с целью преодоления угроз процессу интеграции.
Сегодня РПД работает в традиционных направлениях, таких как культурная дипломатия и информационно-разъяснительная работа. В культурной политике России акцент ставится на принадлежность к одной цивилизации и общих ценностях, способствующих развитию евразийского проекта, так как русские ценности, опыт, культура намного лучше адаптированы в странах ЕАЭС, чем западные ценности или неоконфуцианство. Но это, скорее, пока!? Если учесть, что с 2011 г. Госдепом США активно внедряется Стратегический план развития информационных технологий, в рамках которого осуществляется переход к новому формату внешнеполитической деятельности, обозначенному как «цифровая дипломатия». С приоритетом в практиках пропагандистского и идеологического воздействия на общественное сознание за рубежом переноса информационно-коммуникационных процессов из традиционного медиапро-странства в Интернет.
РПД при взаимодействии с реципиентами в ЕАЭС опирается, как правило, на своих операторов и организации. Они созданы по государственной инициативе и адаптированы под работу с населением на постсоветском пространстве. Собственно, система публичной дипломатии (СПД) РФ во многом была сформирована под ее цели в странах СНГ и показатели положительного отношения населения к интеграции в рамках ЕАЭС с Россией демонстрируют признание деятельности этих организаций. Однако результаты СПД, рассчитанные на долгосрочную перспективу, должны и могут включать возможности ее совершенствования «здесь и сейчас», что лежит в плоскости развития транзитного потенциала и запуска совместных (прежде всего сетевых) инфраструктурных проектов.