ИДЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
И.В. Зеленева, В.Д. Агеева
Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Моделирование
российским руководством политического диалога между партнерами по евразийской интеграции является частью российской внешнеполитической стратегии по укреплению своего влияния в регионе. В официальных внешнеполитических
документах данная стратегия была обозначена в качестве политики «мягкой силы». Авторы представляют читателю ряд документов, принятых российским правительством, в которых закрепляется значение инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии России в XXI веке и которые предусматривают ряд практических шагов по воплощению российской модели «мягкой силы» в жизнь. Авторы показывают, что в качестве нарратива российской внешней политики, который является ключевым для успеха стратегии «мягкой силы», Москвой была выбрана идеология консерватизма и защита ценностей традиционного общества. Как показывает живая политическая практика, именно
консервативные ценности на сегодняшний день выступают в качестве объединяющей аксиологической парадигмы для евразийской интеграции.
Ключевые слова: «мягкая сила», дипломатия влияния, политическая интеграция, Евразийский экономический союз, евразийство.
IDEOLOGY OF EURASIAN INTEGRATION
I.V. Zeleneva, V.D. Ageeva
Abstract. Russia has developed its own influence strategies in Eurasia and construction of political dialogue with Eurasian partners appears as an important part of it. This strategy is explained in Russian official documents in the framework of the soft power conception. Authors cite recent
official documents, adopted by Russian government, confirming the importance of soft power instruments in current Russian foreign policy and setting out practical steps. Authors suggest that Moscow has filled its soft power strategy with a conservative narrative defending traditional values. Current political trends demonstrate that conservatism can become a consolidating value's platform for Eurasian partners.
Key words: soft power, diplomacy of influence, political integration, Eurasian Economic Union, Eurasianism.
Сегодня в евразийских
интеграционных процессах наблюдается положительная динамика. С 1 января 2015 г. начал свою работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в рамках которого между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией предполагается создание общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, а также проведение согласованной
макроэкономической, торговой и миграционной политики. В дальнейшем ЕАЭС предполагает последовательное углубление экономических связей между странами-участницами: общее
регулирование фармацевтики (к 2016 г.), создание общего электроэнергетического рынка (к 2019 г.), установление общих финансовых мегарегуляторов (в 2022 г.), и, наконец, формирование в 2024-2025 гг. общего рынка нефти, газа и нефтепродуктов.
С 2002 г. на постсоветском пространстве действует и военный союз -Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В него входят все страны-участницы ЕАЭС, а также Таджикистан. Сотрудничество в сфере безопасности одинаково важно для всех стран-участниц договора: напряжение вокруг Нагорно-Карабахского конфликта, соседство с нестабильным Афганистаном, распространение террористической
идеологии ИГИЛ остаются серьезными вызовами для евразийского региона. Кроме того, нельзя не учитывать того, что гражданская война в Сирии и ситуация на Большом Ближнем Востоке по-прежнему
продолжит сотрясать Евразию и весь мир [Фархутдинов 2015: 12].
Как показывает опыт Европейского союза, стабильность интеграционного объединения надежнее всего
обеспечивается общими политическими ценностями, которые разделяют участники объединения. Европейские страны прошли долгий путь от чисто экономических проектов - Европейского общества угля и стали (основано в 1951 г.) и Европейского экономического сообщества - до политического проекта Европейского союза, который предусматривал ведение согласованной политики не только в сфере экономики, но в сферах безопасности, правосудия, внутренней политики и международных отношений. Члены Европейского союза также декларировали приверженность общим политическим ценностям, которые были закреплены в преамбуле Маастрихсткого договора 1992 г.: это ценности свободы, демократии, уважения основных прав и свобод человека, верховенства закона1.
Таким образом, уже сегодня на повестку дня евразийской интеграции выносится вопрос о формировании собственной системы этико-
цивилизационных ориентиров, которые объединяли бы евразийские страны и способствовали дальнейшему углублению интеграции. Несомненно, Российская Федерация заинтересована в том, чтобы играть ведущую роль в данном процессе.
Последние годы российское руководство целенаправленно занимается разработкой стратегии усиления влияния России на мировой арене. С 2009 года на самом высоком политическом уровне в Кремле обсуждается необходимость формирования российской модели «мягкой силы». Концепция «мягкой силы» предусматривает не только организацию культурных и образовательных обменов, формирование позитивного имиджа страны за рубежом и активное присутствие
в глобальном информационном
пространстве. Автор концепции «мягкой силы», гарвардский ученый Дж. Най, подчеркивал, что ключевым для успеха «мягкой силы» государства является наличие привлекательной политической идеологии. Данный аспект концепции был учтен российскими политиками. О необходимости выработки глобальной идеи и политического месседжа, который Россия могла бы представить миру, говорил К. Косачев еще в 2013 г., будучи руководителем Россотрудничества.
[Косачев 2013: 7]. Необходимо признать, что по данному направлению российским руководством была проделана работа, и сегодня уже можно подводить первые итоги.
В 2013-2015 гг. был принят ряд важных внешнеполитических документов, которые инкорпорировали концепцию «мягкой силы» в российскую дипломатическую практику. Речь идет в первую очередь о Концепции внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 г., в которой отдельная статья (ст.20) была посвящена «мягкой силе» как неотъемлемой составляющей современной международной политики2. Через полгода после выхода в свет Концепции внешней политики Российской Федерации, был утвержден План деятельности
Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 г. (от 12.07.2013 г.), в котором также постулировалась необходимость развития российского потенциала «мягкой силы», а также наращивания культурного и образовательного присутствия России в мире (пункт 6)3. Основным документом, принятым на сегодняшний день по
1 Treaty on European Union. [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/eu-law/decision-
making/treaties/pdf/treaty_on_european_union/treaty_ on_european_union_en.pdf (дата обращения 08.05.2016).
2 Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. . [Электронный ресурс]. URL: http ://www.mid. ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения 14.04.2016).
3 План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года от 12.07.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/a2fd 6cef3 9f6706944257ba600461abb!OpenDocument (дата обращения 14.04.2016).
вопросу российской концепции «мягкой силы», считается Концепция
государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденная указом Президента РФ от 20 апреля 2014 года N 2591. Данную концепцию К.Косачев называл «доктриной российской мягкой силы», которую
Россотрудничество разрабатывало в течение 2013 года. [Косачев :14] В новой концепции излагается российское видение современного мира с его проблемами и целями развития, в реализации которых Россия будет стремиться принимать участие. В целях более успешной реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в октябре 2014 г. Правительством РФ был принят План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и
гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014-2016 гг.. [План: 2014]
Исполнителями Плана стали МИД России, Россотрудничество,
Минэконоразвития РФ, Минобрнауки, Минкультуры, а также региональные власти (в частности, правительства Санкт-Петербурга, республик Кавказа, Дальневосточного региона и Крыма) и даже Минобороны, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, МЧС России. План предусматривает реализацию на постоянной основе 35 мероприятий в течение 3 лет.
За прошедшие годы российским руководством была проделана большая работа по институционализации российской «мягкой силы»: было создано государственное агентство, отвечающее за усиление гуманитарного влияния России в мире (Россотрудничество), учреждены
1 Концепция государственной политики
Российской Федерации в сфере содействия международному развитию от 20.04.2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://archive.mid.m//ns-
osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/00cc 9154529e1c7fc32575bc002c6bb5 (дата обращения 14.04.2016).
НКО, призванные стать неофициальными проводниками российской «мягкой силы» (фонд «Русский мир», движение «Мир без нацизма», Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, и Фонд сотрудничества с русскоязычной прессой, целый ряд локальных организаций).
Интересно, что при анализе деятельности российских институтов «мягкой силы» можно заметить распределение зон ответственности между ними. Так, в работе Россотрудничества особое место занимает евразийское направление: проводятся специальные конференции (например, Конференция «Общественная дипломатия за
евразийскую интеграцию» (Москва, 2014 г.), объединяющие молодежные и спортивные мероприятия (Фестиваль школьного спорта среди государств-участников СНГ (г. Казань); Фестиваль молодежи и студентов стран пояса добрососедства (евразийской молодежи) «Евразия - это мы!» (г. Рязань, 2014 г.); Второй Казанский форум «Евразийская интеграция: достижения и проблемы» (г. Казань, 2014 г.))2. В то время, как деятельность фонда «Русский мир» больше направлена на соотечественников, проживающих за рубежом, в основном в европейских странах. При изучении отчета о деятельности фонда за 2014 г., можно обнаружить, что термин «евразийская интеграция» в нем не встречается ни разу.
Сегодня начинают проступать очертания политической идеологии, которая закладывается российским руководством в основу отечественной концепции «мягкой силы». Эксперты сходятся во мнении, что
внешнеполитический нарратив
современной России строится на консервативных ценностях. Курс на консервативную модель общества был объявлен В. Путиным еще в 2013 г. Выступая перед Федеральным собранием
2 Доклад о результатах деятельности
Россотрудничества по реализации возложенных на него полномочий в 2014 году. [Электронный ресурс]. URL: http://rs.gov.ru/about/document/6694 (дата обращения 14.04.2016).
РФ президент заявил, что Россия всегда являлась носителем традиционных ценностей - «ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира»1.
Консервативная идеология становится частью не только внутренней, но и внешней политики Российской Федерации. Современная Россия начинает
позиционировать себя в качестве глобального защитника традиционных ценностей, последнего оплота истинных представлений о семье и обществе. Глава российского государства В. Путин неоднократно в своих официальных выступлениях заявлял, что Россия намерена противостоять негативным тенденциям, идущим из европейских стран, которые «пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации»2. В публицистических кругах уже встречаются ёмкие определения, согласно которым консерватизм является «мягкой силой» России3.
Под знаменем защиты традиционных ценностей российское руководство планирует собирать вокруг себя консервативно настроенные круги со всего мира. Продвигая консервативный
нарратив в своей внешней политике, Россия намеревается оказывать значительное влияние на международную повестку дня.
1 Владимир Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 08.05.2016).
2 Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19243 (дата обращения: 08.05.2016).
3 Стариков Н. Консерватизм - «мягкая
сила» России. [Электронный ресурс]. URL: https://nstarikov.ru/blog/39902 (дата обращения: 08.05.2016).
На практике можно наблюдать -проецирование российской «мягкой силы» происходит на двух уровнях: глобальном и региональном. Диалог с глобальной аудиторией происходит через концепцию «Русского мира». Сегодня «Русский мир» это уже не просто сеть русскоговорящих сообществ, каким его видели П. Щедровицкий и Е. Островский в конце 1990-х гг. Отныне «Русский мир» представляет собой глобальный культурно-цивилизационный феномен, способный объединить людей вне зависимости от национальности, которые ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к ее судьбе [Батанова 2009: 14]
«Русский мир» является производной от христианской, православной, цивилизации, поэтому его ценностной основой выступает именно консерватизм. Концепцию «Русского мира» активно используют Русская православная церковь, Изборский клуб, Международный консервативный форум.
На региональном уровне усилия российского руководства сосредоточены на евразийской интеграции, для углубления которой разрабатывается общая ценностная парадигма. В своих официальных заявлениях В. Путин неустанно подчеркивает, что
«Евразийский союз - это проект сохранения идентичности народов»4. Евразийские страны остались верными устоям традиционного общества, поэтому именно консервативная идеология могут стать объединяющей для будущего политического союза.
Консервативную идеологию
евразийства ярче всего иллюстрирует интерпретация вопросов, больше всего волнующих современное мировое сообщество - отношение к однополым связям и легализация гомосексуальных
4 Заседание международного
дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. [Электронный ресурс]. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/19243 (дата обращения: 08.05.2016).
браков, место государства и религии в современном обществе. На данные вопросы евразийская идеология дает противоположные западным нормам ответы. Начнем с вопроса отношения к однополым бракам. Вслед за Россией, евразийские страны не готовы мириться с западной политикой, «ставящей на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в бога или веру в сатану». Отрицание нравственных начал и традиционной идентичности, в том числе половой, неприемлемо для обществ евразийского пространства. Общественное неприятие гомосексуализма, как формы отношений между людьми, нашло свое отражение в законах, принятых в странах Евразийского пространства. В 2013 г. в России Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) был дополнен нормой, устанавливающей
ответственность за пропаганду
нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних; также были утверждены поправки в Федеральный закон 135-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которым было установлено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится также информация, пропагандирующая нетрадиционные
сексуальные отношения. В 2015 г. инициативы по схожим юридическим действиям для официального запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних предпринимались и в Казахстане, и в Киргизии. В Казахстане были разработаны соответствующие законопроекты, они прошли чтения в меджлисе, однако затем Конституционный совет Республики признал их «юридически некорректными» и вернул обратно на доработку. Эксперты связывают отзыв закона с международными амбициями Казахстана, который планирует подавать заявку на проведение Зимних олимпийских игр в 2022 г.1 В Киргизии в
1 Блокировку законопроекта о «гей-
пропаганде» объяснили «неточностями».
[Электронный ресурс]. URL:
2014-2015 гг. необходимость запрета пропаганды нетрадиционных отношений среди детей также активно обсуждалась: соответствующий законопроект был разработан, он прошел чтение в Парламенте. Однако, в июне 2015 г. он был отозван по инициативе самих авторов2. В большинстве постсоветских республик в конце 1990-х гг. была исключена статья о «мужеложстве» из Уголовного кодекса. Исключением стали Узбекистан и Туркменистан. В этих странах до сих пор действует уголовная ответственность за гомосексуальные связи.
Защита традиционных семейных ценностей является важной для всех стран евразийского пространства. Здесь вопрос терпимого отношения к однополым отношениям не ставится. В диалоге с евроатлантическими партнерами этот вопрос всегда будет оставаться болезненным. В то же самое время, в условиях активного лоббирования западными странами прав сексуальных меньшинств, тема защиты модели традиционной семьи будет объединяющей для стран евразийского пространства.
Тема толерантного отношения к гомосексуализму является своеобразным водоразделом между странами, выбравшими западный путь развития, и евразийскими странами. Так, Грузия и Украина - активные участники программы ЕС «Восточное партнерство» - сделали шаги в отношении признания прав гомосексуальных пар. В 2014 г. в Грузии был принят закон «Об искоренении всех форм дискриминации», согласно которому в стране запрещается дискриминация по любому признаку, в том числе сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Этот закон был необходимым шагом по дальнейшему углублению отношений с ЕС и подписанию соглашения об
http://rus.azattyq.org/content/gei-propaganda-zakonoproekt-blokirovka-kazakhstan/27039630.html (дата обращения: 08.05.2016).
2 Кыргызстан: Парламент отозвал
законопроекты об иностранных агентах и запрете пропаганды гомосексуализма. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fergananews.com/news/23566 (дата
обращения 08.05.2016).
Ассоциации1. Схожие юридические шаги были сделаны руководством Украины в ноябре 2015 г., когда были принята антидискриминационная поправка
к Трудовому кодексу, которая, в том числе, запрещает ущемление прав представителей сексуальных меньшинств при приеме на работу2.
Важной составляющей евразийской идеологии является этатизм и роль национального лидера. В евразийских странах слабо развито гражданское общество, зато сильна роль государства: здесь принято полностью полагаться на государственную машину в вопросах социально-экономического развития
страны. Концепция «суверенной демократии», появившаяся в 2000-х гг. в стенах Кремля, нашла свой отклик в странах, которые активно включены в евразийские интеграционные процессы сегодня (речь идет не только о ЕАЭС, но и об ОДКБ и ШОС). Так, нельзя сказать, что политические системы, функционирующие сегодня в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Белоруссии, в полной мере отвечают западным стандартам демократии. Некоторые евразийские идеологи видят в этом не недостатки, а скорее преимущества, которые
гарантируют обществу стабильность, утверждая, что «страны созерцательного Востока мыслят эпохами, страны рационального Запада - от выборов до выборов»3. В большинстве евразийских государств сильна роль национального лидера. А. Лукашенко в Белоруссии (на посту президента с 1994 г.), Н. Назарбаев в Казахстане (руководит республикой с 1986 года), А. Акаев в Киргизии (был главой в
1 В Грузии вступил в силу закон, запрещающий дискриминацию секс-меньшинств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pastinfo.am/ru/node/40430#sthash.pL5u7q gL.dpuf (дата обращения 08.05.2016).
2 Вступил в силу закон о запрете дискриминации секс-меньшинств на работе. [Электронный ресурс] URL: http://rian.com.ua/politics/20151126/1001004015.html (дата обращения 06.01.2016).
3 Гулевич В. Евразийские ценности. [Электронный ресурс] URL:
https://interaffairs.ru/news/show/10292 (дата обращения 06.01.2016).
течение 15 лет - с 1990 по 2005 г.), Э. Рахмон в Таджикистане (президент с 1994 года, то есть 22 года), И. Каримов в Узбекистане (во главе страны с 1990 г. -26 лет). Самым ярким примером национального лидера на евразийском пространстве можно признать С. Ниязова, первого президента Туркменистана, который руководил страной с 1990 вплоть до своей смерти в 2006 году. В 1999 г. он получил звание «пожизненного» президента Республики, постановлением меджлиса он был назван «Туркменбаши» -главой всех туркмен, позже он получил имя «Туркменбаши Великий». Вокруг С. Ниязова был создан настоящий культ личности - его именем называли города, новые вершины; ему возводили памятники, его день рождения стал национальным праздником флага и пр. С недавних пор, начали говорить также и о культе личности Н. Назарбаева, которому в 2010 г. присвоили после соответствующего законопроекта в меджлисе статус «лидера нации». Исключением среди евразийских стран в этом вопросе является Армения, которой свойственна регулярная смена
политических лидеров.
Как отмечает П. Салин, евразийская идеология с ее акцентом на роль национального лидера и этатизм является основой стабильности для правящих элит в Евразии4. Данные идеологемы не артикулированы в публичном
политическом пространстве, но и они латентно присутствуют в политике, проводимой в евразийских странах.
Вопрос роли религии в жизни государства и общества также является краеугольным для евразийской идеологии. В современной секуляризированной Европе религия помещена в границы духовной жизни индивидуума и не оказывает влияния на работу правительства и жизнь всего общества. На евразийском пространстве дела обстоят
4 Салин П.Б. «Духовные скрепы» для
Евразийского союза. [Электронный ресурс] URL: http ://www.globalaffairs.ru/number/Dukhovnye -skrepy-dlya-Evraziiskogo -soyuza-16110 (дата
обращения 06.01.2016).
несколько иначе. Общества в большинстве евразийских стран являются более религиозными. В странах Центральной Азии подавляющее большинство населения - мусульмане; в России, Армении и в Белоруссии православное христианство является самой
распространенной религией. Практика тесного взаимодействия светских и религиозных властей в этих странах является устоявшейся, а религиозные лидеры оказывают значительное влияние на общество.
Формирующаяся евразийская
идеология, компоненты которой перечислены выше, отвечает
стратегическим интересам правящих элит на евразийском пространстве. Она придает легитимность существующему правящему классу, гарантирует его стабильность и в случае необходимости обеспечит защиту со стороны евразийских союзников от вмешательства во внутренние дела государства. С другой стороны, наличие своей идеологии, представляющей альтернативный западному дискурс, представляет возможность евразийским странам, объединившись, вырваться из международной периферии и стать самостоятельным центром глобального развития. Как пишет П.Б.Салин, элиты евразийских стран «ориентированы на то, чтобы стать, если использовать рыночную терминологию, акционерами (пусть и миноритарными) мирового порядка».
Интересно, что современный евразийский проект является в большей мере азиатским, чем европейским: как по составу стран, принимающих участие в нем, так и по идеям, которые закладываются в основу евразийской идеологии. Неслучайно, эти идеи столь созвучны обновленным китайским ценностям, которые совсем недавно были сформулированы руководством КНР и представлены мировому сообществу. Речь идет о наборе из 12 ценностей, которые были официально озвучены в ноябре 2012 г. в отчетном докладе ЦК на XVIII съезде КПК. 12 ценностей распределены по 3 группам: ценности государства (богатство, сила, демократия, цивилизация) гармония),
ценности общества (свобода, равенство, справедливость, правовое правление), ценности индивида (патриотизм, преданность делу, честность,
дружественность). В сравнении с западными ценностями, в Китае «ответственность предшествует свободе, долг предшествует правам, коллектив стоит выше индивида, гармония - выше конфликта»1.
Вместе с тем, дальнейшее политическое сближение евразийских партнеров может встретить и ряд препятствий. В авангарде российской внешней политики сегодня выступают 2 нарратива: нарратив «Русского мира» и Евразийский нарратив. Их, безусловно, объединяет консервативная идеология, которая лежит в их основе. Однако, вместе с тем, они имеют разные религиозные основания: Русский мир неразрывно связан с православной культурой, а евразийская идеология переплетена с исламскими традициями. Различные религиозные истоки приводят к противоречивым толкованиям модели семьи (например, тема многоженства в странах Средней Азии не является табуированной); вопросы веры могут вызывать напряженность в диалоге между христианами и мусульманами.
К тому же в концепции «Русский мир» существует внешнеполитический пласт, который потенциально может вызывать опасения у российских партнеров по евразийской интеграции. Речь идет об императиве защиты русскоговорящих соотечественников во всем мире, в ситуациях, когда их жизни или же национально-культурной идентичности угрожает опасность. События в Крыму весной 2014 г. продемонстрировали решительность российского руководства в этом вопросе. Руководство евразийских стран, в которых проживают диаспоры русскоязычных соотечественников,
1 Ломанов А.В. Общий знаменатель нации.
Китайские ценности будут соперничать с западными. [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Obschii-znamenatel-natcii-17750 (дата обращения 06.01.2016).
внимательно следило за ходом событий на Украине во время Крымского кризиса.
Кроме того, концепция «Русского мира» предполагает ведущую роль России как в культурном, так и в политическом плане. Однако, евразийские государства по-своему смотрят на собственные национальные интересы и стремятся реализовать их в своей внешней политике. Так, Казахстан работает над созданием своего внешнеполитического проекта, центром которого будет являться он сам. Начиная с 1990-х гг. страна проводит открытую внешнеэкономическую
политику, позиционируя себя в качестве геополитического перекрестка
множественных идентичностей и влияния, а также Евразийского моста между Востоком и Западом. Сегодня Казахстан вынашивает поистине амбициозные планы: создать Международный финансовый центр и оказаться через 10 лет в десятке лучших азиатских финансовых центров, превратившись в новый Сингапур по соседству с Россией1.
И, наконец, в евразийском регионе остается высокой конкуренция со стороны крупнейших геополитических игроков -США, Китая и Европейского союза. Все они ведут активную работу с евразийскими партнерами не только в экономической, но и в военной, и в политической сферах. Интересы европейских стран реализуются через программу «Восточное партнерство», запущенную в 2009 году, и программу «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятую в 2007 г. Успех программы «Восточного партнерства» является лишь частичным: из шести стран, принимавших в нем участие (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдова и Украина), только 3 дошли до финальной стадии - подписания
Соглашения об ассоциации, из которых одна страна - с существенными экономическими и территориальными
1 Иноземцев В. Новый Сингапур по
соседству [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6626#top-content (дата обращения 06.01.2016).
потерями. Отдельное внимание
Европейским союзом уделяется странам Центральной Азии: в 2005 году в ЕС даже была учреждена должность Специального представителя по Центральной Азии. Специальная программа «ЕС и Центральная Азия» затрагивает все сферы сотрудничества, в том числе политический диалог между ЕС и Центральной Азией, а также предусматривает содействие со стороны Евросоюза реформам в сфере образования, верховенства права, энергетики, транспорта, охраны окружающей среды и водных ресурсов, ответ на общие вызовы и угрозы (включая управление границами, борьбу с незаконным оборотом наркотиков), а также развитие торгово-экономических отношений. Кроме того, ЕС активно сотрудничает со странами Евразии на двусторонней основе. На протяжении последних лет ЕС успешно реализует двусторонние индикативные программы, по которым выделяются финансовые средства на развитие правовой сферы, образовательных программ и проектов в сельском хозяйстве, в сфере энергетики, космоса, развития транспортных сетей.
США предпочитают работать с евразийскими странами на билатеральной основе: сегодня прочные социально-экономические связи налажены с Казахстаном и Киргизией. В Киргизии большую финансовую, организационную и техническую помощь США оказывают медицинской системе. В Казахстане действует Казахско-Американский
университет (КАУ), а также казахстанско-американская комиссия по
энергетическому сотрудничеству и рабочие группы по взаимодействию в военной сфере.
Активность китайской дипломатии и бизнеса также весьма высока на евразийском пространстве, особенно в странах Центральной Азии. С недавнего времени в КНР даже учреждена должность министра по евразийской интеграции. Региональная экспансия Китая направлена на формирование вокруг себя буферной зоны из дружественно настроенных государств, в которых она возьмет на себя
роль гегемона1. Региональное лидерство Китая не окрашено ни в какие политические тона: оно в первую очередь строится на взаимовыгодных
экономических проектах. Поднебесная декларирует политику экономической открытости и свободной торговли. Самым амбициозным китайским проектом в Евразии на данный момент является проект Экономического пояса «Шелковый путь», представляющий собой
разветвленную транспортную и
инфраструктурную сеть, которая обеспечит доставку китайской продукции на рынки Европы и Ближнего Востока. Вместе с тем, Китай ведет активную работу с евразийскими государствами и на двусторонней основе. Так, в 2005 г. КНР создала китайско-казахстанский
подкомитет по культурному и гуманитарному сотрудничеству, который ежегодно проводит регулярные встречи. Тесные торговые контакты Китай поддерживает с Киргизией, которая получает свой основной доход в бюджет за счет реэкспорта китайских товаров.
России уже сегодня необходимо направлять свои усилия на конструирование политического будущего Евразийского союза. В эпоху глобализации в Евразии начинается новая большая игра, в которую включены и сама Россия, и США, и Китай, и ЕС, и сами страны евразийского пространства. Успех России будет зависеть от искусной работы дипломатии по смягчению возможных религиозных противоречий и
нейтрализации политических фобий евразийских партнеров, а также по формированию общей позитивной повестки дня работы Союза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Батанова О.Н. Русский мир и проблемы его формирования. автореф. дис. ... канд./д-ра полит. наук. Российская Академия государственной службы, Москва
1 Егиазарян А. Создание и развал Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20150602/228360924.html (дата обращения 29.12.2015).
2. Косачев К. Мягкая сила и жесткая сила: не сумма, но произведение // Индекс безопасности, 2013. №4 (107). Том 19. С.11-18.
3. План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014-2016 годы, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 09.10.2014 №2006-Р.
4. Фархутдинов И. Обеспечение мира и безопасности в Евразии (международно-правовая оценка событий в Сирии) // Евразийский юридический журнал. №10(89). 2015. С.8-15.
Сведения об авторах: Зеленева Ирина Владимировна - доктор исторических наук, профессор кафедры мировой политики Факультета международных отношений, Санкт-Петербургский
государственный университет (e-mail: [email protected]); Агеева Вера Дмитриевна - к. полит. н., доцент НИУ Высшая школа экономики (Санкт-Петербург) (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Batanova O.N. Russkij mir i problemy ego formirovaniya. avtoref. dis. ... kand./d-ra polit. nauk. Rossijskaya Akademiya gosudarstvennoj sluzhby, Moskva
2. Kosachev K. Myagkaya sila i zhestkaya sila: ne summa, no proizvedenie // Indeks bezopasnosti. №4 (107). Tom 19. S.11-18.
3. Plan meropriyatij po aktivizacii deyatel'nosti v sfere sodejstviya mezhdunarodnomu razvitiyu i gumanitarnogo sotrudnichestva na baze rossijskih centrov nauki i kul'tury za
rubezhom na 2014 - 2016 gody, utverzhdennyj Rasporyazheniem
Pravitel'stva RF ot 09.10.2014 №2006-R.
4. Farhutdinov I. Obespechenie mira i bezopasnosti v Evrazii (mezhdunarodno-pravovaya ocenka sobytij v Sirii) // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. №10(89). 2015. S.8-15.
About the author: Zeleneva Irina V. -doctor of historical Sciences, Professor of the Department of world politics, Faculty of international relations, St. Petersburg state University (e-mail: [email protected]); Ageeva, Vera D. Candidat of political sciences, associate Professor, Higher school of Economics (St. Petersburg) (e-mail: verageeva@gmail. com).