Научная статья на тему 'Российская правовая политика в отношении церковных земель на Ближнем Востоке: историко-правовой анализ'

Российская правовая политика в отношении церковных земель на Ближнем Востоке: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / НЕДВИЖИМОСТЬ / LAND TENURE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MIDDLE EAST / RUSSIAN EMPIRE / REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нутрихин Роман Владимирович

В статье рассматривается политика Российской империи в отношении земельной собственности Русской православной церкви на Ближнем Востоке, акцентированы некоторые проблемы возвращения такой церковной недвижимости. Исследуются проблемы правового режима палестинской недвижимости в свете российской политики по поддержке православия за границей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Нутрихин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian legal policy for church lands in the Middle East: historical and legal analysis

The article considers a policy of the Russian Empire for the landed property of Russian Orthodox Church in the Middle East, accented some problems of return of such church real estate. In this work are investigated the problems of a legal regime of the Palestinian real estate in the light of Russian policy on Orthodoxy support abroad.

Текст научной работы на тему «Российская правовая политика в отношении церковных земель на Ближнем Востоке: историко-правовой анализ»

УДК 348.42

Р. В. Нутрихин*

Российская правовая политика в отношении церковных земель на Ближнем Востоке: историко-правовой анализ

В статье рассматривается политика Российской империи в отношении земельной собственности Русской православной церкви на Ближнем Востоке, акцентированы некоторые проблемы возвращения такой церковной недвижимости. Исследуются проблемы правового режима палестинской недвижимости в свете российской политики по поддержке православия за границей.

The article considers a policy of the Russian Empire for the landed property of Russian Orthodox Church in the Middle East, accented some problems of return of such church real estate. In this work are investigated the problems of a legal regime of the Palestinian real estate in the light of Russian policy on Orthodoxy support abroad.

Ключевые слова: землевладение, Русская православная церковь, Ближний Восток, Российская империя, недвижимость.

Key words: land tenure, Russian Orthodox Church, Middle East, Russian Empire, real estate.

В настоящее время Россия вновь возвращается к осмыслению проблем функционирования православных храмов и монастырей на Ближнем Востоке, земельного и иного материального обеспечения их повседневных нужд. Уже не одна только Московская Патриархия, но и само Российское государство - в лице его дипломатических служб и даже первых должностных лиц - активно участвует в поддержке ближневосточных церковных институтов, в решении земельных и иных проблем их дальнейшего существования и развития.

На фоне непрекращающегося обострения политической ситуации на Ближнем Востоке таких проблем становится все больше. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы правового режима уже наличествующей и пути определения дальнейшей юридической судьбы пока еще спорной церковной недвижимости, укрепления прав на православные земли и определения наиболее эффективных форм управления ими. Назван-

*© Нутрихин Р. В., 2015

284

ные проблемы усугубляются еще и тем, что их решение лежит не только в плоскости гражданско-правовых отношений, но и во многом зависит еще от ряда международных, межконфессиональных и дипломатических компонентов. Достижение оптимального баланса между ними, равно как и решение указанных проблем, просто немыслимо без учета богатого историко-правового опыта Российской империи, которая на протяжении многих десятилетий не без успеха проводила последовательную государственную политику по всесторонней поддержке православных храмов и монастырей за рубежом.

На протяжении всего XIX в. Палестина находилась в составе Османской империи. Поэтому первые шаги по поддержке там православия предпринимались Российской империей в русле дипломатических отношений с этим государством. Большим успехом русской дипломатии стал султанский указ 1757 г. о восстановлении прав православной церкви в Палестине, а также Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., который закреплял право России защищать интересы христиан на турецкой территории. Основываясь на этих документах, русское внешнеполитическое ведомство повело интенсивную работу, направленную на поддержку православия в Святой Земле.

Сначала данные меры не были нацелены на формирование собственно российского корпуса церковной недвижимости в Палестине, а ограничивались лишь содействием Элладской православной церкви в защите ее имущественных прав на Ближнем Востоке. Однако «двойные стандарты» турецкой политики в отношении христианских памятников в Палестине привели к острому столкновению российских интересов с имущественными претензиями католических держав, прежде всего Франции.

Порожденные Османской империей юридические коллизии вокруг Церкви Рождества Христова в Вифлееме стали формальным поводом к началу Крымской войны 1853-56 гг. между Российской империей, Францией и ее союзниками. В начале 50-х гг. XIX в. Церковь Рождества находилась под контролем православной общины. Французы потребовали у султана передачи ключей от главного вифлеемского храма в руки католиков, основывая свои претензии на воспоминаниях о некогда принадлежавших им правах на эту церковь, приобретенных силой еще во времена крестовых походов. В качестве юридического основания таких требований они выдвинули пункты Капитуляций, подписанных Францией и Оттоманской Портой в 1740 г. Статья 32 давала епископам и другому католическому духовенству право свободно совершать свои богослужения в Палестине

285

- «в местах, где они находятся издавна». Статья 33 гласила, что «латинские монахи, как пребывающие ныне, так и пребывавшие в прежние времена, внутри и вне Иерусалима и в храме святого Гроба, называемом Камамэ, останутся владельцами своих мест паломничества так же, как они владели ими прежде; никто не будет их беспокоить»1. Не принимая во внимание изменившиеся за сто с лишним лет местные обстоятельства, законно закрепленные более поздними договорами и султанскими фирманами, Франция в императивном порядке потребовала восстановления давно утраченного католической общиной контроля над Церковью Рождества в Вифлееме, на что получила решительные возражения со стороны России. Этот межконфессиональный имущественный спор, принявший форму дипломатического противостояния двух могущественных держав, в итоге вылился в одну из самых кровопролитных войн XIX столетия. Обращая внимание на столь необычный casus belli, некоторые историки назвали Крымскую войну «битвой за ясли Христовы».

Данные обстоятельства коренным образом изменили вектор российской политики в отношении ближневосточной православной недвижимости. Перед лицом этих вызовов наше государство, наконец, осознало, что только непосредственное российское присутствие в Палестине может быть надежным гарантом соблюдения имущественных прав православия на Святой Земле. Россия приступила к созданию там особых церковномиссионерских институтов, постепенно получавших соответствующее земельное и иное материальное обеспечение своей деятельности.

В середине 40-х гг. XIX в., т. е. еще до начала Крымской войны, Русская православная церковь обратила пристальное внимание на проблемы палестинской собственности в местах религиозного паломничества. Посланный в Иерусалим епископ Порфирий (Успенский) с прискорбием обнаружил, что на крыше Храма Гроба Господня издавна располагается мусульманский гарем, обитательницы которого были отделены от Кувуклии Гроба одной лишь стенкой. Они могли следить в окно за православной службой, а иногда для развлечения кидали в него апельсиновые корки, которые сыпались на головы молящихся. Православное духовенство давно вынашивало планы выкупить этот храмовый предел у мусульман, однако алемидский шейх, хозяин гарема, требовал за него неподъемную для церкви сумму. Ситуация осложнялась еще и тем, что данное помеще-

1 Цит. по: Зайончковский А.М. Восточная война 1853-1856. СПб.: Полигон, 2002. С. 326-327.

286

ние было обременено правами «вакуфа», т. е. по мусульманскому праву являлось неотчуждаемым имуществом религиозной принадлежности, которое не подлежало продаже иноверцам2.

У российского православия, которое в середине XIX в. обеспечивало значительный приток паломников на Святую Землю, в Храме Гроба Господня не имелось никаких имущественных прав, поскольку каждый сантиметр главной христианской святыни был поделен между разными христианскими конфессиями задолго до приобретения Русской православной церковью значительного веса на международной арене. Просто не успев исторически к разделу территории Гроба Господня в Иерусалиме, Русская православная церковь, в лице своего духовенства и иных паломников, была вынуждена довольствоваться местами, любезно предоставляемыми ей братской греческой церковью. Конечно же, у православных из России уже давно к тому времени созрела мечта иметь собственные участки святой земли в Палестине.

В этот период государство активно подключается к формированию корпуса русских церковных земель и иной конфессиональной недвижимости на Востоке. Еще в 1853 г. русская княгиня Анна Голицына купила у турок участок земли, на котором располагалась древняя Церковь Святителя Николая в Мире Ликийской. Соответствующий договор о продаже земли был подписан представителями правительства Османской империи на острове Родос3. Многие историки утверждали, что за спиной Голицыной при совершении этой исторической сделки стоял сам император Николай I, горячо желавший приобрети для России эту православную святыню.

Около 1859 г., при содействии членов Российского Императорского дома и личной поддержке государя Александра II, русскому духовенству удалось приобрести в Иерусалиме земельный участок близ Храма Гроба Господня (так называемое «Русское место», где позднее расположилось Александровское подворье) и обширный земельный надел к северо-западу от Старого Города. В 1859 г. был образован Палестинский комитет, а год спустя в Иерусалиме учреждается русское подворье. В 1864 г. начинает свою работу Палестинская миссия. В самой России набирает силу «палестинское движение», дававшее поддержку такой политике со стороны гражданского общества. Все это сопровождалась бурной нормотворческой работой, изданием высочайших и синодских указов, которые были внут-

2 См. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. 3. СПб., 1896. С. 60-62.

3 ЧимринХ. Св. Николай. Кекова-Мира. Antalya: Guney-books, 2007. С. 19-20.

287

ренними актами государственно-правовой политики по поддержке православия на Ближнем Востоке. Параллельно с этим внешние инструменты данной политики обеспечивало русское внешнеполитическое ведомство во взаимодействии с Османской империей и местными властями. Наконец, в 1882 г. создается Православное палестинское общество, которое становится, по сути, главным институциональным инструментом Российского государства и русского общества по укреплению позиций православия на Святой Земле.

Особенно активно корпус российских церковных земель на Ближнем Востоке стал расширяться во второй половине XIX в., благодаря стараниям главы Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина), который приобретал там землю, строил храмы, гостиницы и благотворительные заведения. «Если начало русской земельной собственности в Иерусалиме, - пишет Н.Н. Лисовой, - было положено и одобрено российским правительством, то продолжение и расширение ее целиком было личной инициативой отца Антонина. Знаток конкретной библейской археологии, он начал переговоры с главами арабских семей, во владении которых находилась преемственно недвижимость, связанная с местами новозаветных и ветхозаветных событий, священных для православных верующих. Дело по приобретению отдельных участков он вел постепенно, экономно и терпеливо. Один из первых участков - на горе Елеон, где ныне, буквально в сотне шагов от места Вознесения Господня, находится русский Спасо-Вознесенский женский монастырь, - был куплен в 1868 г. в условиях острой конкуренции с кармелитским католическим монастырем Раtег Nosten Причем в отличие от вельможных французских покупателей (основательницей монастыря была личная приятельница Наполеона III герцогиня ля Тур д’Овернь), за русским монахом не было ни государственной поддержки, ни больших денег... Почти одновременно были начаты переговоры о покупке земли в Горнем (по-арабски Айн-Карем). На месте встречи Богородицы и Елизаветы, рядом с францисканским монастырем Маgшfюat, где находилось уже небольшое русское владение, приобретенное Б.П. Мансуровым, и вокруг него, Антонину удалось купить значительный участок земли, на котором расположен ныне русский Гор-ненский женский монастырь. Основная спонсорская помощь для приобретения земли в Горнем была ему оказана бывшим российским министром путей сообщения П.П. Мельниковым, организовавшим в Петербурге специальный комитет по сбору пожертвований. Еще ранее были приобретены участки в Хевроне - с библейским “Дубом Мамврийским”, под которым

288

Авраам встречал Троицу в виде трех ангелов (Быт. 18, 1-2), в Яффе - на месте дома и гробницы праведной Тавифы (Деян., 9, 36-41), позже - Иерихоне и многих других местах. Участки покупались на имя драгомана (переводчика) миссии турецкого подданного Якова Егоровича Халеби. И уже тот оформлял дарственную на имя своего начальника. Так сложился знаменитый “вакуф архимандрита Антонина” в Святой Земле, завещанный им в 1894 г. Святейшему Синоду, то есть Русской Православной Церкви. К началу XX века совокупность приобретенных им земельных участков оценивалась в миллион тогдашних русских рублей»4. В это время по всей Святой Земле Русской духовной миссией было приобретено множество земель, с которыми были связаны воспоминания о тех или иных библейских событиях. Позднее на них строились русские монастыри и храмы5.

При этом приобретение и укрепление прав на такую недвижимость по местным турецким законам было связано с определенными трудностями, для преодоления которых русская духовная миссия искала любые подходящие, порою весьма нетривиальные решения. Практически сразу вокруг купленной русской духовной миссией православной недвижимости в Палестине столкнулись интересы разных сторон и ведомств - Министерства иностранных дел, Святейшего синода, Русского Палестинского комитета, Иерусалимской патриархии. Уже тогда архимандрит Антонин понял, что казенное управление этим заграничным церковным имуществом не может стать по-настоящему эффективным. Глава миссии смог донести до властей мысль о том, что православная недвижимость в Палестине должна поддерживаться особым независимым учреждением, а права на нее могут принадлежать только Русской церкви. Вместе с тем формальноюридически это церковное имущество находилось на территории иноверного мусульманского государства.

Правовой режим данной недвижимости определялся прежде всего законами Османской империи, которые страдали многочисленными пробелами и внутренними противоречиями. Несмотря на то, что в мусульманском религиозном праве уже давно существовали нормы, регулировавшие использование христианской недвижимости на территории исламских государств в ключе дискриминационном, архимандриту Антонину удалось

4 Лисовой Н.Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX - начале XX в. // Россия в Святой Земле: документы и материалы. Т. I. М.: Междунар. отношения, 2000. С. 12-42.

5 См. Лисовой Н.Н. и др. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Там же. С. 691-719.

289

обернуть несовершенство турецких законов на пользу русской духовной миссии. Он сумел добиться от османских властей признания русского церковного имущества в Палестине «вакуфом» (данный институт прежде распространялся только на земли и здания исламской конфессии). Это влекло его полную неотчуждаемость: невозможность продать, арестовать, обменять и т. д., что гарантировало сохранность данного имущества в будущем. Будучи традиционным институтом мусульманского религиозного права, «вакуф» (хотя и в несколько измененном виде) был заимствован законодательством Российской империи6. Таким образом, правовой режим церковных земель и иной православной недвижимости на Ближнем Востоке - в силу своего интернационального и межконфессионального характера -формировался на стыке разных систем права: российского и османского, христианского канонического и мусульманского. Неповторимое юридическое своеобразие такого положения создавало как широкие возможности для материальной поддержки православия на Святой Земле, так и определенные правовые трудности, которые особенно явственно дали о себе знать уже в XX в.

В середине XIX столетия глава русской духовной миссии архимандрит Августин (Капустин) прозорливо озаботился будущей юридической судьбой недвижимости, приобретенной им в Палестине. Согласно завещанию, после его смерти права на все церковные здания и земли должны были перейти к Святейшему синоду. Если же Синод перестанет существовать, данное имущество на Святой Земле объявлялось неотъемлемым достоянием всех православных русских людей. Между тем во время Первой мировой войны российская сторона, воюя с союзниками Османской империи, фактически утратила контроль над многим принадлежавшим ей церковным имуществом на Ближнем Востоке. Оно было возвращено лишь в 1917 г., но дальнейшие политические события в самой России многое изменили в его правовом статусе.

Императорское православное палестинское общество разделилось на две ветви - отечественную и зарубежную. Сама церковь после революции раскололась на оставшуюся в Советской России Русскую православную церковь Московского патриархата и образованную в эмиграции Русскую православную церковь за рубежом. Между ними начались споры о правопреемстве в отношении соответствующего имущества на Ближнем Восто-

6 См. Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи // Ленингр. юрид. журн. 2013. № 2 (32). С. 166-167.

290

ке. Хотя согласно Декрету советской власти «Об отделении церкви от государства и государства от церкви», вся церковная недвижимость становилась государственной собственностью, у Русской православной церкви Московского патриархата были шансы сохранить за собой права на это зарубежное имущество как не подлежащее юрисдикции Советского государства. Однако, намереваясь продолжать свое пастырское служение на его территории и понимая всю тяжесть последствий неизбежного конфликта на этой почве с советской властью, Московский патриархат предпочел отказаться от имущественных притязаний на недвижимость в Палестине в пользу государства, которое тут же поспешило избавиться от бывших церковных земель и подворий, заключив Соглашение №593 от 7 октября 1964 г. «О продаже правительством СССР имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль». Данный акт вошел в историю как «апельсиновая сделка», поскольку взамен проданной церковной недвижимости на Ближнем Востоке Советский Союз получил от Израиля партию апельсинов стоимостью около 4,5 млн долларов7.

Эта сделка была оспорена Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) в израильском суде. Она выиграла дело, но самих земель и зданий так и не вернула, ограничившись денежной компенсацией. После распада СССР, возрождения в полной силе Императорского православного палестинского общества (тут же занявшегося вопросами восстановления российских прав на утраченную недвижимость), и, наконец, воссоединения Русской православной церкви наше государство вновь встало перед необходимостью возвращения своего конфессионального имущества на Ближнем Востоке. С этой целью велись политические переговоры с руководством Израиля, Иордании и Палестинской автономии, осуществлялась огромная просветительская и культурная работа как внутри страны, так и за границей.

На сегодняшний день Императорскому православному палестинскому обществу уже удалось вернуть многое из прежней русской церковной недвижимости на Ближнем Востоке. В настоящее время Русская православная церковь по объему принадлежащих ей там конфессиональных земель занимает третье место после Ватикана и греческой церкви. Однако немало земельных участков и зданий все еще не возвращено, а по поводу уже возвращенных то и дело возникают различные юридические пробле-

Бычков С. Россия в Святой Земле credo.ru/site/?act=momtor&id=19246 (дата обр.: 28.04.2014 г.).

291

// http://www.portal-

мы, связанные с непростой интеграцией русских религиозных институтов в правовое поле современного Израиля. К примеру, переданный Русской церкви земельный участок площадью один гектар со старинной православной церковью у гробницы праведной Тавифы в Яффе был вновь арестован властями Израиля, после того как местная налоговая служба выявила возникшую в связи с ним гигантскую задолженность по налогу за неиспользуемую землю - в размере более трех миллионов долларов! Дело в том, что переданные церкви вместе с землей помещения для приема паломников давно обветшали, на их ремонт у Русской миссии в Израиле просто не было денег, и потому она их долгое время не использовала, даже не подозревая, что это повлечет наложение существенного дополнительного налогового бремени на землю. Искать выход из сложившейся, казалось бы безвыходной ситуации русскому духовенству пришлось в израильском суде. И этот случай далеко не единственный. Расширяющийся корпус русской церковной земельной собственности на Востоке требует квалифицированного правового сопровождения, и эту функцию сегодня тоже берет на себя Императорское православное палестинское общество.

Таким образом, сложный путь правовых и политический перипетий, начавшийся в 1917 г. и сопряженный сначала с утратой российских прав на ближневосточную церковную недвижимость, а затем с их постепенным восстановлением, все еще нельзя считать завершенным.

Список литературы

1. Зайончковский А.М. Восточная война 1853-1856: в 2 т. - СПб.: Полигон,

2002.

2. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего.- СПб., 1896. -Т. 3. - 231 с.

3. Чимрин Х. Св. Николай. Кекова-Мира. - Antalya: Guney-books, 2007. -

351 с.

4. Лисовой Н.Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX -начале XX вв. // Россия в Святой Земле: документы и материалы. - М.: Междунар. отношения, 2000. - Т. I. - С. 12-42.

5. Лисовой Н.Н. и др. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Россия в Святой Земле: документы и материалы. - М.: Междунар. отношения, 2000. - Т. I. - С. 691-719.

6. Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи // Ленингр. юрид. журн. - 2013. - № 2 (32). - С. 166-167.

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.