Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА'

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Татьяна Александровна, Садыкова Хадия Нургалиевна, Новрузова Зиньят Джанполад Кызы

Игорный бизнес непрерывно развивается. В настоящее время данный вид деятельности существует практически на всей территории Российской Федерации. Но проблема игорного бизнеса во многом связана с тем, что достаточно трудно контролировать доходы и расходы букмекеров, владельцев казино и игровых автоматов. Малая прозрачность игорного бизнеса приводит к тому, что вводятся ограничения или запреты на него, вместо введения эффективной системы налогообложения. В статье рассматривается история, современное состояние и перспективы развития налога на игорный бизнес. Приводится динамика количества налогоплательщиков, объектов налогообложения и доходов бюджета по налогу на игорный бизнес. Сформулированы проблемы налогообложения игорного бизнеса и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TAX PRACTICE GAMBLING BUSINESS

Gambling industry is continually evolving. Currently, this type of activity, there is almost the entire territory of the Russian Federation. But the problem of gambling is largely due to the fact that quite difficult to control income and expenses bookmakers, casino owners and slot machines. Low transparency of gambling leads to the fact that introduced restrictions or bans on him, instead of introducing an effective system of taxation. The article discusses the history, current state and prospects of development of the tax on gambling. We present the dynamics of the number of taxpayers, objects of taxation and revenues for the tax on gambling. Formulated taxation of gambling problems and their possible solutions.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА»

Таким образом, только государство через свои управленческие структуры может решить проблемы развития российских фермерских хозяйств как основы развития агропромышленного комплекса России.

Список литературы_

1. Белоножко М. Л., Барбаков О. М., Конев Ю. М. Социальные настроения сельских жителей юга Тюменской области // Социологические исследования. - 2016. - № 3.

2. Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Модели аграрных преобразований в Тюменской области // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 3.

3. Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Социальное самочувствие сельского населения северного региона России. // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - Ч. 11.

4. Колтунова Ю. И. Формы жизнедеятельности сельских жителей как объект аграрной политики: автореферат диссертации. - Тюмень, 1997. - 26 с.

5. Конев Ю. М., Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Эффективность взаимодействия властных структур и сельского населения Тюменской области (по результатам социологического исследования): материалы III Тюменского социологического форума «Модернизационный потенциал и социальные практики - основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов», 3-4 октября 2013. / Под ред. М. М. Акулич, Г. С. Корепанова. - Тюмень: Тюменская областная Дума, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2013.

_Сведения об авторах

Барбаков Олег Михайлович, д. с. н., профессор, заведующий кафедрой бизнес-информатики и математики, Тюменский индустриальный университет, тел. +79088747513, е-mail: omb@bk.ru.

Киричук Степан Михайлович, д. с. н., профессор, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, тел. +7(495)9866071, e-mail: SMKirichuk@senat.gov.ru

Barbakov O. M., Doctor of Sociological Sciences, Chair of the Department of Business Informatics and Mathematics, Industrial University of Tyumen, phone: +79088747513, e-mail: omb@bk.ru

Kirichuk S. M., Doctor of Sociological Sciences, Member of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation, phone: +7(495)9866071, e-mail: SMKirichuk@senat.gov.ru_

УДК 336.22

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

RUSSIAN TAX PRACTICE GAMBLING BUSINESS

Т. А. Кольцова, Х. Н. Садыкова, З. Д. Новрузова

Т. А. Koltsovа, Kh. N. Sadykova, Z. J. Novruzova

Ключевые слова: игорный бизнес; игорные зоны; налогообложение; объекты налогообложения;

налоговые базы и ставки; налоговый период; доходы бюджета Key words: gambling business; gaming zones; taxation; objects of taxation; the tax base and the rate;

taxable period; budget receipts

Игорный бизнес непрерывно развивается. В настоящее время данный вид деятельности существует практически на всей территории Российской Федерации. Но проблема игорного бизнеса во многом связана с тем, что достаточно трудно контролировать доходы и расходы букмекеров, владельцев казино и игровых автоматов. Малая прозрачность игорного бизнеса приводит к тому, что вводятся ограничения или запреты на него, вместо введения эффективной системы налогообложения. В статье рассматривается история, современное состояние и перспективы развития налога на игорный бизнес. Приводится динамика количества налогоплательщиков, объектов налогообложения и доходов бюджета по налогу на игорный бизнес. Сформулированы проблемы налогообложения игорного бизнеса и возможные пути их решения.

Gambling industry is continually evolving. Currently, this type of activity, there is almost the entire territory of the Russian Federation. But the problem of gambling is largely due to the fact that quite difficult to control income and expenses bookmakers, casino owners and slot machines. Low transparency of gambling leads to the fact that introduced restrictions or bans on him, instead of introducing an effective system of taxation. The article discusses the history, current state and prospects of development of the tax on gambling. We present the dynamics of the number of taxpayers, objects of taxation and revenues for the tax on gambling. Formulated taxation of gambling problems and their possible solutions.

С развитием рыночных отношений были легализованы некоторые виды деятельности, среди которых игорный бизнес занимает немаловажное место. В настоящее время игорный бизнес является бурно развивающейся отраслью в инфраструктуре развлечений и отдыха. Создание более гибкого и демократического подхода к решению проблемы по урегулированию игорного бизнеса могло бы привести к некому компромиссу между государством и организаторами азартных игр, который был бы выгоден обеим сторонам. Налог на игорный бизнес является подоходно-поимущественным, а также разновидностью вмененного налога на отдельные виды деятельности (в данном случае такой предпринимательской деятельностью выступает игорный бизнес — использование для целей извлечения прибыли игровых столов, игровых автоматов, содержание казино, касс тотализаторов и касс букмекерских контор и т. д.). Налог на игорный бизнес — один из региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Система налогообложения игорного бизнеса претерпела ряд изменений, но ее нельзя считать совершенной на сегодняшний день.

С целью оценки налогообложения игорного бизнеса была проанализирована отчетность налоговых органов, находящаяся в открытом доступе на сайте ФНС России. В задачи исследования входили следующие:

• анализ количества налогоплательщиков (организаций), осуществлявших предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

• выявление структуры налогоплательщиков по субъектам Российской Федерации;

• оценка динамики объектов налогообложения;

• анализ доходов бюджета от налога на игорный бизнес в разрезе объектов налогообложения и субъектов Российской Федерации.

В процессе исследования использовались методы сравнения, сводки, группировки, обобщающих показателей.

Анализ количества налогоплательщиков (организаций), осуществлявших предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и представивших налоговые декларации по налогу на игорный бизнес, в целом по Российской Федерации за 2013-2015 гг. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Количество налогоплательщиков налога на игорный бизнес

Критерий 2013 2014 2015 Темп прироста (2015 г. к 2013г.), ед. Темп роста (2015 г. к 2013 г.), в%

Количество налогоплательщиков, ед. 39 696 728 689 1866,67

Структура налогоплательщиков (организаций), осуществлявших предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и представивших налоговые декларации по налогу на игорный бизнес, за 2013-2015 гг. характеризуется следующими данными (табл. 2).

Из данных таблицы 2 видно, что наибольший прирост налогоплательщиков был по ЦФО — 185 ед.; наименьший — по ПФО, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 3 ед. Наибольшая доля по количеству налогоплательщиков налога на игорный бизнес приходится на ЦФО (27,2 %), наименьшая, 5,91 %, на ДФО.

Таблица 2

Количество налогоплательщиков по налогу на игорный бизнес по субъектам РФ

Субъект РФ 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп прироста (2015 г. к 2013 г.), ед. Темп роста (2015 г. к 2013 г.),% Доля в %, на 2015 г.

В целом по РФ 39 696 728 689 1866,67 100,00

Центральный Федеральный округ (ЦФО) 13 184 198 185 1523,08 27,20

Северо-Западный Федеральный округ (СЗФО) 15 76 79 64 526,67 10,85

Северо-Кавказский Федеральный округ (СКФО) 1 42 45 44 4500,00 6,18

Южный Федеральный округ (ЮФО) 4 74 74 70 1850,00 10,16

Приволжский Федеральный округ (ПФО) 0 149 146 146 97,99 20,05

Уральский Федеральный округ (УФО) 6 54 56 50 933,33 7,69

Сибирский Федеральный округ (СФО) 0 80 87 87 108,75 11,95

Дальнево сточный Федеральный округ (ДФО) 0 37 43 43 116,22 5,91

Важным направлением анализа является оценка динамики объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес (табл. 3).

Таблица 3

Количество объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес

Наименование объектов налогообложения налогом на игорный бизнес 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп прироста (2015 г. к 2013 г.), ед. Темп роста (2015 г. к 2013 г.), % Доля в %, на 2015 г.

Игровые столы 33 49 70 37 212,12 1,27

Игровые автоматы 539 1 046 1 397 858 259,18 25,26

Пункты приема ставок тотализаторов 9 145 93 84 1033,33 1,68

Пункты приема ставок букмекерских контор 34 4 013 3 971 3937 11679,41 71,80

Приведенные данные свидетельствуют о том, что:

• наибольший темп прироста, 3 937 ед., характеризует изменение количества пунктов приема ставок букмекерских контор;

• количество пунктов приема ставок букмекерских контор за анализируемый период возросло в 116 раз;

• наименьший прирост объектов налогообложения отмечается по игровым столам — 37 ед., однако и их количество возросло в 2,1 раза;

• наибольший удельный вес в структуре объектов налогообложения в 2015 г. занимают пункты приема ставок букмекерских контор (71,8 %), наименьший — игровые столы (1,27 %).

Детализируем количество объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес по субъектам РФ:

• по игровым столам наибольший прирост отмечается по ЮФО — 26 ед., их количество увеличилось в 1,7 раза, доля составляет 84,29 %, наименьший прирост характерен для СФО, — 11 ед., в 2015 г. их доля в данном субъекте равна 15,71 %;

• по игровым автоматам наибольший прирост произошел в ЮФО — 808 ед., их количество увеличилось в 2,5 раза, доля составляет 96,42 %, наименьший прирост приходится на СФО, данные объекты налогообложения появились только в 2015 г., доля составляет 3,58 %;

• по количеству касс тотализаторов наибольший прирост приходится на ЦФО — 46 ед., увеличение произошло в 12,5 раза, доля на 2015 г. по данному субъекту составила 53,76 %; отсутствуют данные объекты налогообложения с 2015 г. в ДФО;

• по количеству касс букмекерских контор наибольший прирост отмечается в ЦФО — 1 447 ед., увеличение произошло в 132 раза, доля составила 36,72 %, наименьший прирост в ДФО — 76 ед.

Далее представим начисленные суммы налога на игорный бизнес в целом по РФ за 2013-2015 гг. в разрезе объектов налогообложения (табл. 4).

Таблица 4

Начисленный налог на игорный бизнес по объектам налогообложения

Наименование объектов налогообложения налогом на игорный бизнес 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп прироста (2015 г. к 2013 г.), тыс. руб. Темп роста (2015 г. к 2013 г.), % Доля в %, на 2015 г.

Игровые столы 48 653 61 813 80 438 31 785 165,33 16,27

Игровые автоматы 40 488 76 095 100 361 59 873 247,88 20,29

Пункты приема ставок тотализаторов 9 171 13 021 10 449 1 278 113,94 2,11

Пункты приема ставок букмекерских контор 19 034 275 402 303 269 284 235 1 593,30 61,33

Из таблицы 4 следует, что наибольший прирост исчисленной суммы налога на игорный бизнес отмечается по пунктам приема ставок букмекерских контор, 284 235 тыс. руб., наименьший — по пунктам приема тотализаторов.

Далее проведем анализ начисленной суммы налога на игорный бизнес за 2013-2015 гг. в разрезе объектов налогообложения и субъектов РФ:

• по игровым столам наибольший прирост налога характерен для ЮФО;

• по игровым автоматам начисленный налог на большую сумму вырос в ЮФО, 99 072 тыс. руб., меньшее увеличение отмечается в СФО;

• по кассам тотализаторов наибольший прирост был в ПФО, 3 248 тыс. руб., наименьший приходится на ЦФО, сумма налога снизилась на 1956 тыс. руб.;

• по кассам букмекерских контор наибольший прирост налога был в ЦФО, 96 819 тыс. руб., он увеличился в 12,36 раза, его доля составляет 34,73 %, наименьший прирост приходится на ДФО.

Обобщая полученные результаты, авторы статьи считают, что выделение игорных зон на территории РФ привело к потере налоговых доходов субъектами РФ, уменьшению их доли в консолидированном бюджете РФ, а также к снижению самостоятельности региональных бюджетов.

Создание специальных игровых зон, укрупнение и концентрация игорного бизнеса, не решило проблему нелегального игорного бизнеса. С 2015 года вступили в силу поправки в уголовный кодекс РФ. Они предусматривают усиление наказания за нелегальную игорную деятельность. Теперь к уголовной и административной ответственности будут привлекать за сам факт организации азартных игр, независимо от суммы полученного дохода. Однако борьба государства с незаконными казино на сегодняшний день малоэффективна.

Авторы статьи считают, что для повышения эффективности налога на игорный бизнес необходимо:

• уточнить применяемую терминологию и содержание понятий, используемых в игорном бизнесе и его налогообложении;

• пересмотреть объекты налогообложения и установить его, например, в виде прибыли, полученной от ведения игорного бизнеса, и доходов от полученного выигрыша;

• усилить контроль за применением кассовых аппаратов игорными заведениями для более прозрачного ведения бизнеса в данной сфере.

Таким образом, сложившиеся тенденции по налогу на игорный бизнес позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования налогообложения игорного бизнеса.

Проблемы налога на игорный бизнес, заключающиеся в том, что поступление налога напрямую зависит от официальной регистрации данного вида бизнеса, в перспективе требуют, в первую очередь, легализации игорного бизнеса в виде лицензирования с целью получения доходов в государственную казну; развития специальных выделенных игорных зон; особого контроля за нелегальным игорным бизнесом.

Список литературы_

1. Кольцова Т. А. Оценка поступления региональных налогов в территориальные бюджеты. Актуальные проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения в условиях глобальной экономики: материалы IV Международной научно-практической конференции (1-15 ноября 2013) // Академический вестник: научно-аналитический журнал. - Тюмень: Изд-во Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, 2013. - № 1 (27). - С. 180-187

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 01.05.2016).

3. Официальный сайт ФНС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/ taxation/taxes/ib (дата обращения: 01.05.2016).

4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924 (дата обращения: 01.05.2016).

5. Фомичева О. А., Хусаинова О. В. Законотворческий процесс в Российской Федерации: проблемы теории и практики. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 128 с.

_Сведения об авторах

Кольцова Татьяна Александровна, к. э. н., доцент, проректор по учебной работе, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, тел. 8944909299, e-mail:tak72@mail.ru

Садыкова Хадия Нургалиевна, ассистент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89222661199, e-mail: hadia87@mail.ru

Новрузова Зиньят Джанполад Кызы, студентка, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,, тел. 89504923535, e-mail: zinyt@mail.ru

Koltsovа Т. А., Candidate of Science in Economies, associate professor, Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law, phone: 8944909299, e-mail:tak72@mail.ru

Sadykova Kh. N., assistant, Industrial University of Tyumen, phone: 89222661199, e-mail: hadia87@mail.ru

Novruzova Z. J. student Industrial University of Tyumen, phone: 89504923535, e-mail: zinyt@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.