Научная статья на тему 'Российская полиция при Елизавете Петровне (1741-1761)'

Российская полиция при Елизавете Петровне (1741-1761) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
764
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА / ПОЛИЦИЯ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНТРОЛЬ ЦЕН / КОРЧЕМСТВО / НИЩЕНСТВО / ELIZABETH PETROVNA / POLICE / URBAN IMPROVEMENT / ENSURING SAFETY OF RESIDENTS / PRICE CONTROL / KORCHEMSTVO (BARREL SHOPS) / BEGGING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурлев Игорь Валентинович

В статье на основе изучения официальных документов исследована деятельность полиции Российской империи в середине XVIII в. в период правления Елизаветы Петровны, которая уделяла особое внимание благоустройству столицы и других крупных городов: принимала меры для обеспечения безопасности жителей, боролась с корчемством, пьянством, нищенством и другими антисоциальными явлениями. Осуществляемые императрицей Елизаветой Петровной полицейские реформы и возлагаемые на полицию задачи были настолько разнообразными, что в период ее правления полиция практически сосредоточила в себе административную, судебную и законодательную власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POLICE UNDER ELIZABETH OF RUSSIA (1741-1761)

Based on the study of official documents, the article examines the activities of the police of the Russian Empire in the mid 18th century during the reign of Elizabeth Petrovna. The Empress paid special attention to the improvement of the capital and other major cities, took measures to ensure the safety of residents, fought against barrel shops, drunkenness, begging and other anti-social phenomena. The police reforms carried out by the Empress Elizabeth Petrovna and the tasks assigned to the police were so diverse that it led to the fact that during her reign the police practically concentrated administrative, judicial and legislative powers.

Текст научной работы на тему «Российская полиция при Елизавете Петровне (1741-1761)»

Отечественный опыт

УДК 351.74

ГУРЛЕВ Игорь Валентинович — доктор технических наук, главный научный сотрудник Академии управления МВД России (125171, Россия, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 8; gurlejf@mail.ru)

РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ

ПРИ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ (1741-1761 гг.)

Аннотация. В статье на основе изучения официальных документов исследована деятельность полиции Российской империи в середине XVIII в. в период правления Елизаветы Петровны, которая уделяла особое внимание благоустройству столицы и других крупных городов: принимала меры для обеспечения безопасности жителей, боролась с корчемством, пьянством, нищенством и другими асоциальными явлениями. Осуществляемые императрицей Елизаветой Петровной полицейские реформы и возлагаемые на полицию задачи были настолько разнообразными, что в период ее правления полиция практически сосредоточила в себе административную, судебную и законодательную власти. Ключевые слова: Елизавета Петровна, полиция, благоустройство городов, обеспечение безопасности, контроль цен, корчемство, нищенство

ноября 1741 г. после свержения путем переворота Анны Леопольдовны был объявлен манифест (закон № 8473) «О вступлении на Всероссийский Престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны и об учреждении присяги»1.

Первый указ новой императрицы, где упоминалась полиция, был опубликован только 19 января 1742 г., которым с целью успокоить и привлечь симпатии народа Елизавета Петровна утвердила сенатский указ (закон № 8503) «О продаже в Санктпетербурге хлеба по положенным ценам от Полиции; о невозвышении купцами оных цен, и о складывании онаго хлеба на рынках в определенных местах». Указ с расписанием фиксированных и предельных свободных цен подготовил советник торговой полиции главной полицмейстерской канцелярии Аврам Гех2.

В течение всего периода правления Елизавета Петровна следила за соблюдением установленных торговой полицией цен на соль, продукты питания, строительные материалы и т.п. С 1746 г. разрешенные цены регулярно публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях». В сфере регулирования цен также были утверждены законы № 87813, 87824, 96305, 10.1346 и др.

С марта по май 1742 г. в Москве происходили подготовка к коронационным торжествам. В городе было много приглашенных гостей и послов иностранных государств, в связи с чем Елизавета Петровна утвердила несколько указов, касавшихся размещения гостей, безопасности на дорогах, порядка и чистоты как в старой столице, так и в других городах страны: 19 марта 1742 г. был принят указ (закон № 8530) «О воспрещении ездить в Москве по улицам на резвых лошадях»7, 7 апреля 1742 - указ (закон № 8546) «Об освобождении от постоя

1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 537-538.

2 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 560.

3 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 894-895.

4 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 895-896.

5 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 81-82.

6 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 866-887.

7 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 588-589.

дворов Священно и церковнослужителей, состоящих в действительной службе при церквах»1, 17 апреля 1742 г. - указ (закон № 8549) «О нестроении никаких сданий без позволения Главной Полиции»2, 22 мая 1742 г. - указ (закон № 8556) «О строении в Москве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириною восемь сажен, а переулки четыре сажени»3.

По возвращении в Санкт-Петербург Елизавета Петровна в течение всей своей жизни особое внимание уделяла благоустройству, безопасности столицы и других городов империи под наблюдением полиции: 30 июля 1742 г. был утвержден закон № 8588 «О придаче земли на Васильевском острову из пустых и свободных мест хозяевам домов, которые дворы свои желают перестроить и распространить; и о строении и починке домов тем, которые указами к тому обязаны, под опасением отписания деревень их в казну»4, 07 августа 1742 г. -закон № 8597 «О немедленном намощении улиц против казенных и конфискованных дворов, под опасением вычета третнаго жалованья у Членов тех ведомств, которые сей обязанности не исправят»5, 22 сентября 1742 г. - закон № 8621 «Об отдаче содержания на мостах чистоты и починки оных на смотрение Полицмейстерской Канцелярии, и об отпуске потребных на то денег из Штатс-Конторы»6, 18 октября 1742 г. - закон № 8640 «О воспрещении езды в Санктпетербурге цугами и четвернями»7, 02 декабря 1742 г. - закон № 8674 для Главной Полиции «О сделании перил на набережных в Санктпетербурге, о непоклаже дров и кирпича на набережной, и о недопущении на главных линиях иметь кабаки и харчевни и о перемене ходов в погреба»8, 17 мая 1743 г. - указ (закон № 8733), объявленный генерал-полицмейстером Наумовым, под страхом штрафа «О смотрении, чтобы на главных улицах в окнах битых стекол не было, также нечистоты против дворов»9.

2 июля 1748 г. Елизавета Петровна утвердила указ (закон № 9511), данный Главной полицмейстерской канцелярии, «О построении от купечества камен-наго гостиннаго двора в Санктпетербурге и о взимании с лавок и погребов оброчных денег, на основании указа 1739 Ноября 9 дня»10.

По указам Елизаветы Петровны строятся Смольный монастырь, Зимний дворец, Большой гостиный двор на Невской першпективе, основываются Академия художеств, Морской корпус, открывается первая в Санкт-Петербурге и в России акушерская школа.

Также при Елизавете Петровне были подготовлены и многие другие указы, касающиеся благоустройства столицы и городов империи, застройки пустырей, содержания в исправности и ремонте казенных домов, строительства каменных зданий, безопасного проезда по улицам, чистоты на улицах и т.п. Были утверж-

1 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 597-598.

2 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 599.

3 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 602-603.

4 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 631-632.

5 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 637.

6 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 663-664.

7 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 697.

8 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 728.

9 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 803.

10 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 873.

дены законы № 87761, 88682, 89163 89254, 96225, 97546, 97887, 10.0038, 10.0329, 10.06510, 10.09311, 10.10812, 10.14513, 10.16714, 10.91515, 10.93716 и др.

Для защиты от наводнений в столице 3 ноября 1752 г. Елизавета Петровна в подтверждение петровского указа от 21 ноября 1726 г. утвердила сенатский указ (закон № 10.043) «О построении фундаментов под домы в С.Петербурге одним футом выше линии наводнения»17.

13 марта 1752 г. Елизавета Петровна утвердила объявленный дежурным генерал-адъютантом Бутурлиным Главной полицмейстерской канцелярии именной указ (закон № 9959) «О недержании медведей в городах»18.

Одним из самых опасных бедствий в государстве, наносящим большой экономический ущерб, продолжали оставаться пожары. 24 августа 1742 г. Елизавета Петровна утвердила указ (закон № 8602) «О наблюдении крайней предосторожности от пожаров в городах, не токмо Полицмейстерам, но и самим Губернаторам»19.

В связи с периодическим ростом пожаров в городах, особенно в летний период, большое внимание уделялось борьбе с этим бедствием. Елизавета Петровна утвердила законы, касающиеся надзора полиции за соблюдением противопожарных мер населением и пожарными службами, поимки «зажигателей», строительства на «погорелых местах домов по плану», «поставки пикетов для пожарных случаев», вывода кузниц за пределы городов и т.п. Для предупреждения пожаров и борьбы с ними были утверждены законы № 950320, 950521, 951022,952623, 953524, 954725, 960226, 999027, 999928, 10.00129, 10.09630, 10.10331, 10.96532 и др.

1 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 884-885.

2 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 21-22.

3 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 76.

4 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 87.

5 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 67-68.

6 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 279-280.

7 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 340.

8 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 679-680.

9 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 707-708.

10 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 759.

11 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 825-826.

12 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 848-850.

13 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 921.

14 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 955.

15 ПСЗРИ. Т. XV. 1758- 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 315.

16 ПСЗРИ. Т. XV. 1758- 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 335.

17 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 722.

18 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 617.

19 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 644.

20 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 865-866.

21 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 866-67.

22 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 872.

23 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 886-887.

24 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 895-896.

25 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 914-916.

26 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 39.

27 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 653-654.

28 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 670-671.

29 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 677.

30 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 829.

31 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 840.

32 ПСЗРИ. Т. XV. 1758 - 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 353.

Из-за роста числа смертельных происшествий с применением оружия в столице и в целях предупреждения преступности 16 июля 1743 г. Елизавета Петровна утвердила указ (закон № 8760) «О запрещении стрелять в городах близ жилья»1, 19 декабря 1745 г. - указ (закон № 9238) «О запрещении в С. Петербурге обывателям, кроме Посланников, стрелять в домах своих из ружья, под взысканием штрафа с помещиков и под опасением ссылки на каторгу крепостных людей, если они стрелять будут без ведома их Господ»2 и 18 января 1748 г. - именной указ (закон № 9472), объявленный из Кабинета ее величества Главной полицмейстерской канцелярии, «О запрещении торговать в лавках медными и железными пушками»3.

Вспомнив при вступлении на престол о своем воспитателе А.Э. Девиере, императрица вернула его из ссылки на Камчатке. Бывший первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга, которому был возвращены награды, имение, титул и присвоено звание генерал-аншефа (что соответствовало 2-му классу в табели о рангах, в то время как должность генерал-полицмейстера соответствовала 5-му классу), 17 декабря 1744 г. вновь был назначен генерал-полицмейстером столицы, однако по болезни уже не мог исполнять свои обязанности. После смерти Девиера Елизавета Петровна повысила роль начальника столичной полиции указом от 21 октября 1745 г. (закон № 9219) «О бытии Генерал-Полицмейстеру в ранге Генерал-Поручика» и назначила действительного камергера генерал-поручика Алексея Татищева генерал-полицмейстером, переведя эту должность из 5-го класса в 3-й4.

1 мая 1746 г. Елизавета Петровна утвердила именной, данный Сенату указ (закон № 9283) «О подтверждении должности Генерал-Полицмейстера, и о бытии ему под непосредственным ведением Ея Императорскаго Величества»5. С этого дня все распоряжения от генерал-полицмейстера шли как высочайшие повеления. Сенат, в котором чиновники были в основном не выше 4-го класса, не мог ему указывать и принимать жалобы на полицию: все жалобы рассматривал сам А.Д. Татищев. Даже глава Тайной канцелярии Д.А. Корсаков не мог ему приказывать. Татищев прослужил в этой должности с 1745 г. до своей смерти в 1761 г.

1 мая 1746 г. законом № 9284 в Санкт-Петербурге при полиции была учреждена Особая экспедиция «для розысков по делам воров и разбойников»6.

9 июня 1746 г. по инициативе Татищева был принят закон № 9293 «О клеймении воров, разбойников и прочих уголовных преступников словом воръ, означая на лбу ВО, на правой щеке Р, а на левой Ъ»7.

Для разграничения полномочий между двумя правоохранительными службами 22 августа 1746 г. Елизавета Петровна утвердила сенатский указ (закон № 9323) «О сношении Канцелярии Тайных Розыскных Дел с Главною Полицмейстерскою Канцеляриею премориями, на основании указа 1723 Июня 28 дня»8; 18 октября 1750 г. - сенатский указ (закон № 9807) «О невступании Городовым Полицмейстерским Конторам в розыскныя и в прочия непринад-лежащия до них дела»9.

1 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 858.

2 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 488.

3 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 818.

4 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 472.

5 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 545.

6 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 545-546.

7 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 558.

8 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 593-594.

9 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 362-363.

В целях обеспечения безопасности жителей столицы и других городов империи, соблюдения административного порядка въезда и выезда иностранцев, а также приезжающих в столицу работных людей, выселения из города отставных служащих и др., а также борьбы с людьми «беспаспортными» и «злонамеренными» в столице был введен усиленный паспортный режим, усиливались меры охраны города двумя ротами драгун в дневное и ночное время. Например, 29 мая 1751 г. Елизавета Петровна утвердила сенатский указ (закон № 9848) «О приеме Главной Полицмейстерской Канцелярии имеющихся в Санктпетербургской Губернской Канцелярии розыскных дел о ворах и разбойниках»1. Также были приняты законы № 88342, 88463, 90554, 90975, 94126, 95747, 96368, 97539, 10.95910 и др.

В связи с недобором камер-конторами денег в казну из-за корчемства и продолжающихся многочисленных нарушений государственной монополии на продажу алкоголя 6 марта 1745 г. Елизавета Петровна утвердила сенатский указ (закон № 9116) «О наблюдении Камер-Контор за продажею вина и о пресечении корчемства». Полиции же поручалась слежка за населением, чтобы нигде не было тайной доставки и незаконной продажи корчемного алкоголя11.

В продолжение борьбы с корчемством были приняты указы о продаже алкогольных напитков «из казенных питейных домов указными мерами и ценами» (закон № 9697)12, об «учреждении Корчемных Контор в Санкт-петербурге, Кронштадте, Шлиссельбурге, по каналу и во всей Ингерманландии для пресечения корчемств» (закон № 9806)13.

Елизавета Петровна в 1744-1746 гг. принимала меры для борьбы с эпидемиями кори и оспы (закон № 8849)14, запрещала являться «ко Двору лицам, у которых окажется в доме оспа или корь и о недопущении по сему случаю к себе в дом особ, имеющих приезд ко Двору». Хозяевам домов, где были больные оспой или корью, предписывалось гостей «в домы к себе не допускать, а объявить, что в доме его оспа или корь, и о том чрез Полицию всем обывателям в Санктпетербурге объявить с подпискою» (закон № 9266)15.

Елизавета Петровна также следила за нравственностью и запрещала мыться в банях «людям обоего пола» (закон № 8842)16, поручив контроль «за сим Камер-Контор и Главной Полицмейстерской Канцелярии», а также запретила «ходить и ездить по улицам в непристойных платьях» (закон № 9824)17.

11 марта 1747 г. императрица ввела запрет на карточные азартные игры «на деньги, или на какие вещи и пожитки» (закон № 9380)18.

1 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 427-430.

2 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 962.

3 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 986-987.

4 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 251-252.

5 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 296-297.

6 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 711-712.

7 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 10-11.

8 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 95.

9 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 278-279.

10 ПСЗРИ. Т. XV. 1758 - 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 350.

11 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 334-336.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 176-182.

13 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 360-362.

14 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 1-2.

15 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 523.

16 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 984.

17 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 392.

18 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 670-671.

Полиция проводила большую работу по выявлению и закрытию в столице воровских притонов и подпольных публичных домов. 1 августа 1750 г. Елизавета Петровна утвердила именной указ (закон № 9789), объявленный из Кабинета ее величества Полицмейстерской канцелярии, «О поимке и о приводе в Главную Полицию непотребных жен и девок»1.

С целью борьбы с излишествами, нанесением убытков государству в связи с вывозом «немалой же суммы денег» 11 декабря 1742 г. Елизавета Петровна издала указ (закон № 8680) «О неношении никому богатых платьев с золотом и серебром, кроме военнослужащих и приезжающих чужестранцев, под опасением взыскания штрафа, о смотрении, чтобы на Российских мануфактурах деланы были шелковыя парчи добротою против иностранных, о неношении не имеющих рангов подбоев шелковых под платьем, о дозволении носить кружева токмо первым пяти классам. О неделании на Российских фабриках золотых и серебряных парчей, и об изготовлении на оных позументов столько, сколько на строевое платье и в церкви разойтись может»2.

Елизавета Петровна любила различные увеселения, часто устраивала придворные балы-маскарады - «метаморфозы» - с переодеваниями женщин в мужские костюмы, а мужчин - в женские платья и с помощью надзора генерал-полицмейстера регламентировала виды нарядов (закон № 8827)3.

27 октября 1752 г. Елизавета Петровна утвердила именной указ (закон № 10.040), объявленный генерал-полицмейстеру Татищеву, «О неделании никому ливреи, сходной с ливреею Императорскаго Двора»4.

Вместе с тем Елизавета Петровна была очень набожной, соблюдала все религиозные обряды и праздники; следила, чтобы их также никто не нарушал. 15 апреля 1743 г. Елизавета Петровна утвердила указ (закон № 8722) «О запрещении посылать каторжных невольников на казенныя работы в праздники»5.

В связи с частой гибелью людей в традиционных кулачных боях во время религиозных праздников 3 июля 1743 г. Елизавета Петровна утвердила указ (закон № 8754) «О воспрещении кулачнаго боя», которым бои запрещались везде в стране, а за исполнением «накрепко смотреть Главной Полиции»6.

11 июля 1743 г. императрица подтвердила указом (закон № 8759) «О запрещении продавать в кабаках вино и питья во время крестнаго хождения и литургии при монастырях и приходских церквах и о непозволении кулачных боев»7, были запрещены бесчинства на улицах «во время крестнаго хождения и отправления божественной литургии» (закон № 8821)8, а также экзекуции «в праздничные и викториальные дни» (закон № 9646)9.

Елизавета Петровна уделяла большое внимание борьбе с нищенствованием. 18 ноября 1742 г. императрица утвердила указ (закон № 8662) «О распределении Коллегии Экономии присылаемых из Полиции нищих в богадельни»10; 26 октября 1744 г. - сенатский указ (закон № 9053) «О допросе Главной Полиции пойманных нищих, и об отсылке оных по показаниям их на прежние жилища»11.

1 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 340.

2 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 732-33.

3 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 955.

4 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 718.

5 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 792.

6 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 848.

7 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 857-858.

8 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 947.

9 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 106.

10 ПСЗРИ. Т. XI. 1740- 1743. СПб. 1830. С. 718-719.

11 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 246-47.

За время своего царствования Елизавета Петровна утвердила также законы № 94741, 95712, 99923, 10.0954, 10.1215, 10.8246, касающиеся запретов нищим просить милостыню, устройства бродяг и нищих в монастыри, молельные дома, на службу, работу и др.

21 декабря 1761 г. Елизавета Петровна утвердила свой последний указ, подготовленный Сенатом (закон № 11.389), «О распределении нищих, Синодальною Экономическою Канцеляриею в богадельни, и о наблюдении Главной Полицмейстерской Канцелярии, чтобы нищие в обеих столицах по миру не ходили»7.

25 декабря 1761г. в возрасте 52 лет императрица Елизавета Петровна скончалась.

В заключение следует отметить, что осуществляемые императрицей Елизаветой Петровной полицейские реформы и возлагаемые на полицию задачи были настолько разнообразны, что привели к тому, что в период ее правления полиция практически сосредоточила в себе административную, судебную и законодательную власти.

GURLEV Igor Valentinovich, Dr.Sci. (Tech.Sci.), Chief Research Officer at the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia (8 Zoe and Alexander Kosmodemyanskih St, Moscow, Russia, 125171; gurleff@mail.ru)

RUSSIAN POLICE UNDER ELIZABETH OF RUSSIA (1741-1761)

Abstract. Based on the study of official documents, the article examines the activities of the police of the Russian Empire in the mid 18th century during the reign of Elizabeth of Russia. The Empress paid special attention to the improvement of the capital and other major cities, took measures to ensure the safety of residents, fought against barrel shops, drunkenness, begging and other anti-social phenomena. The police reforms carried out by the Empress Elizabeth of Russia and the tasks assigned to the police were so diverse that it led to the fact that during her reign the police practically concentrated administrative, judicial and legislative powers.

Keyword: Elizabeth of Russia, police, urban improvement, ensuring safety of residents, price control, korchemstvo (barrel shops), begging

1 ПСЗРИ. Т. XII. 1744- 1748. СПб. 1830. С. 821-822.

2 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 2-3.

3 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 654.

4 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 828-829.

5 ПСЗРИ. Т. XIII. 1749- 1753. СПб. 1830. С. 866.

6 ПСЗРИ. Т. XV. 1758 - 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 189-190.

7 ПСЗРИ. Т. XV. 1758 - 26 июня 1762. СПб. 1830. С. 873-874.

ДАРЧИЕВА Светлана Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент; старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева — филиала Владикавказского научного центра РАН (362035, Россия, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Галковского, 200); svetik-dar70@mail.ru)

М.А. КАРАУЛОВ - «МОНАРХИСТ-ДЕМОКРАТ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1907-1917 гг.)

Аннотация. Важной задачей современного изучения истории парламентаризма в России является определение роли первого российского парламента в формировании новой политической элиты Северного Кавказа. В статье анализируется парламентская деятельность одного из ярких политических деятелей своего времени - депутата 2-й и 4-й Государственных дум от Терского казачьего войска М.А. Караулова. В ходе проведенного контент-анализа стенограмм выявлены законодательные предложения депутата по организации местного самоуправления и введению земских учреждений на казачьих землях, об изменении правил призыва казаков на действительную военную службу. Автор показывает его работу в должности секретаря комиссии по старообрядческим вопросам, члена комиссии по направлению законодательных предположений и члена комиссии по военным и морским делам. Ключевые слова: Государственная дума, казачьи депутаты, Караулов, Российская империя, Северный Кавказ, парламент, Терская область

Михаил Александрович Караулов родился в 1878 г. в станице Тарской Сунженского отдела Терской области (ныне с. Тарское Пригородного района Северной Осетии) в семье дворянина, землевладельца, коллежского советника Александра Григорьевича Караулова. В 1897 г. окончил Екатеринодарскую гимназию с золотой медалью, а в 1901 г. - филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Желая на собственном опыте пройти суровую строевую службу, М.А. Караулов поступил простым рядовым в 1-й Кизлярский гребенский полк. Сдав в 1902 г. выпускной экзамен при Николаевском кавалерийском училище, был произведен в офицеры Сунженско-Владикавказского полка. Был участником Русско-японской войны (1904-1905 гг.). В 1905 г. Михаил Александрович вышел в отставку в чине подъесаула. Был депутатом 2-й и 4-й Государственных дум от съезда уполномоченных от казачьих станиц Терской области1.

27 апреля 1906 г. в России начала свою деятельность Государственная дума -первый представительный орган империи, в результате чего регионы и народы страны впервые получили выборное представительство. Первая Государственная дума не смогла интегрироваться в политическую систему империи, а основным результатом ее деятельности стал «подрыв идеи конституционного строя и мирной трансформации России в правовое государство» [Демин 1996: 75].

Осложнение политической обстановки и роспуск 1-й Государственной думы привели к тому, что политические партии занялись пересмотром своей парламентской тактики. 2-я Государственная дума (20.02-3.06.1907) по своему социально-классовому и партийному составу оказалась левее первой. Кадеты стремились к созданию компактного большинства, с тем чтобы сосредоточить основное внимание российского парламента на демократической реформе местного самоуправления, аграрной реформе и на расширении компетенций

1 Депутаты от Северного Кавказа в Государственной думе Российской империи (1906— 1917 гг.): энциклопедический справочник. 2009. Владикавказ: Изд-во СОИГСИ им. В.И. Абаева. С. 52.

самой Думы. Тем не менее весьма неоднородный состав депутатов осложнял реализацию этих планов. Кадеты смогли наладить взаимодействие только с представителями казачьей группы и мусульманской фракцией, но соглашения как с крайне правыми, так и с социалистами и трудовиками достичь не удалось [Томсинский 1924: 20-21, 73].

С начала работы 2-й Думы Караулов вошел в состав казачьей группы, и в этот период его политические взгляды претерпели очевидную трансформацию. Разногласия между представителями различных казачьих войск (Уральского, Сибирского, Донского, Астраханского, Терского), непримиримые противоречия по основным программным и тактическим вопросам привели к размежеванию в среде самой казачьей группы. Но Караулов не желает, как он сам отмечал, «хромать ни направо, ни налево», критикует донских казаков: «Что ни говоришь - они все свое толкуют. Причем это свое, собственно говоря, даже и не свое, не казачье, а просто подлаживаются под моду, равняются на сильных; сильными же в их глазах являются левые» [Сергеев, Шапсугов 2003: 50]. Караулов придерживался монархических взглядов, но весьма своеобразно. В думской анкете он называет себя «монархистом-демократом»1.

«По вопросам общегосударственной политики, - писал М.А. Караулов, - я всегда имел вполне определенную программу, не подходящую ни к одной из общеизвестных политических партий. В 1907 году, перед выборами во вторую Государственную Думу, я опубликовал эту программу в печати во всеобщее сведение, назвав ее программой - Казачьей партии "монархистов-демократов", потому что, по моему твердому убеждению, она вполне соответствует исконному духу и историческим задачам казачества, всегда неизменно твердо стоявшего, с одной стороны, на страже целости и непоколебимости Царского Трона, а с другой всеми порывами души своей отстаивавшего самобытность и вольности казачьи. И доныне я твердо стою на той же точке зрения - останусь непоколебимо стоять на ней и впредь с тем же неизменным девизом: Царю - власть, народу - волю!» [Чемакин 2016: 95].

В ходе работы 2-й Думы Караулов был избран членом распорядительной комиссии и комиссии по рассмотрению законопроектов по местному управлению и самоуправлению. Караулов неоднократно выступал с думской трибуны по аграрному и армейскому вопросам, в решении которых он отстаивал свою собственную точку зрения, не примыкая ни к правительству, ни к оппозиции.

Основные дебаты во 2-й Государственной думе развернулись вокруг аграрного вопроса. Как известно, в 1906 г. председатель Совета министров П.А. Столыпин взял курс на проведение социально-экономических преобразований, стержнем которых должна была стать аграрная реформа. Подписанный царем в междумский период Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования, был опубликован 9 ноября 1906 г. и стал отправной точкой столыпинской аграрной реформы2. Согласно указу, каждый домохозяин-общинник получал право закрепления надела в личную собственность. Решение о выделении участка принималось на сходе общины большинством голосов, при этом выделившийся домохозяин имел право обменять свою землю на целый участок в виде хутора или отруба. Соответствующее оформление выделенных наделов возлага-

1 Думский справочник биографических сведений членов 2-й Государственной Думы. 1907. СПб. С. 31.

2 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Xвек — 1917год. 1998. М.: Зерцало. С. 321.

лось на специальные землеустроительные комиссии Министерства внутренних дел [Дарчиева 2015: 153].

На основе данного указа депутаты 2-й Думы должны были разработать новое земельное законодательство. Решением этой непростой задачи занялась специальная комиссия в составе 53 депутатов, представлявших различные думские партии1.

Во время обсуждения аграрных преобразований неожиданно остро встал вопрос о казачьем землевладении. Радикальная программа комиссии, в значительной мере отражавшая интересы малоимущих казаков и предполагавшая улучшение их положения за счет состоятельной верхушки казачества, была категорически отвергнута руководством Терского казачьего войска. При обсуждении аграрного вопроса Караулов полагал, что желательна не «национализация земли, в широком смысле, а широкая муниципализация земли, обращение земли в собственность отдельных областей, сосредоточение в руках населения, связанного общим происхождением, общей историей и общими, разумеется, хозяйственными условиями. Архангельский земледелец ничего общего не имеет с обитателем южнорусских губерний; и это убеждение, очевидно, в населении несомненно существует»2.

Реакция начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска А.М. Колюбакина последовала незамедлительно: 14 мая 1907 г. в секретном циркуляре атаманам отделов он пишет о «вреде» от деятельности Караулова, а через месяц в новом циркуляре призывает атаманов и вовсе запретить казачьему депутату разъезжать по станицам и встречаться с своими избирателями «не только на станичных сходах, но и в частных собраниях» [Дунюшкин 2003: 88].

Как видим, администрация Терской области пыталась воспрепятствовать деятельности законно избранного депутата. И это не удивительно, ведь Караулов стремился улучшить положение простого казачества не путем изъятия земель таких же малоимущих горцев, а за счет земель крупных землевладельцев, к числу которых относилась и верхушка Терского казачьего войска.

После роспуска 2-й Государственной думы Караулов принимал живейшее участие в общественной жизни края, состоял членом различных обществ. Он активно участвовал в создании Общества любителей казачьей старины и занимался научно-исследовательской деятельностью. В этот период он написал несколько книг по истории терского казачества.

Караулов не смог принять участие в выборах в 3-ю Государственную думу, так как был отстранен генерал-губернатором «за вредную деятельность» (впоследствии Правительствующий сенат признал эти действия незаконными). Политическая и депутатская деятельность Караулова была продолжена в 4-й Думе (15.11.1912- 02.03.1917).

В Думе 4-го созыва Караулов примкнул к фракции прогрессистов, а также стал секретарем казачьей группы. Материалы стенографических отчетов и заседаний казачьей фракции свидетельствуют о весьма широком поле деятельности депутата. Он часто выступал с докладами на общих собраниях Думы, пристально следил за общим ходом думских дел, изучал поступавшие в Думу от разных ведомств материалы и активно участвовал в их обсуждении в комиссиях и подкомиссиях (по вероисповедному и земельному вопросам, по военному и морскому делам, по местному самоуправлению и многому другому).

Как депутат от съезда уполномоченных казачьих станиц Караулов с думской

1 Государственная дума. Второй созыв: стенографические отчеты. 1907. СПб. Сессия 2. С. 187. 1610 стб.

2 Там же. С. 1367. 1610 стб.

трибуны привлекал внимание членов Думы не только к специфическим казачьим проблемам, но и к решению вопросов горских народов Терской области. В своих выступлениях оратор связывал интересы региона с общеполитическими и экономическими вопросами Российской империи.

Одной из первоочередных задач российского правительства на Северном Кавказе было проведение земской реформы, имевшей большое значение для экономического и политического развития края. Проблема земского самоуправления в Терской области привлекала к себе широкое внимание общественности и власти, прежде всего наместника. Решение вопроса о введении земства затягивалось по причине того, что правительство считало местное население не подготовленным «к развитым формам общественной жизни». Но главное препятствие заключалось в том, что Военное министерство и МВД выступали против введения земств в Терской и Кубанской областях, поскольку считали эти формы самоуправления неподходящими для казачества1. Законопроект «О введении земских учреждений в Терской области» внесли в 4-ю Государственную думу 14 января 1914 г., и первым, кто его подписал, был Караулов. Депутаты, подписавшие законопроект, считали, что противоречия между горским населением Терской области и не горским вытекали из имевшего места разрыва в уровне и качестве жизни. Горцы не имели доступа к получению образования и квалифицированной медицинской помощи, полностью отсутствовали просветительские учреждения, отсутствовала письменность на родном языке - все это создавало атмосферу вражды и озлобления горских народов по отношению к российской власти [Туманов 1915: 125-126]. Предложения думцев сводились к следующему: ввести в Терской области земские учреждения по действовавшему общему положению 1890 г.; образовать в пределах Терской области в каждом отделе и округе земскую организацию уездного типа, соединив вместе Грозненский и Веденский округа и выделив город Владикавказ в особую земскую единицу; вопросы войскового и станичного казачьего хозяйства и быта передать органам войскового казачьего самоуправления [Туманов 1915: 128]. Предложения депутатов позволили бы, не нарушая традиционных форм организации хозяйственного быта казаков, вместе с тем не лишать горское население в установлении местного самоуправления. МВД данное предположение Думы не поддержало на основании того, что земство «не отвечает ни укладу жизни, ни нравам, ни понятиям казаков», а значит неприемлемо для хозяйственного устройства их быта. Противодействие МВД, так же как и большинства Государственной думы, реорганизации казачьего самоуправления объяснялось желанием сохранить сословную замкнутость казачества - этой монархически настроенной, консервативной части российского общества.

Караулов принципиально выступал за укрепление отношений казачества с горцами, пусть даже изначально на уровне руководства и влиятельных лиц. Так объединили свои усилия на благо и процветания Терской области две талантливые, яркие личности - городской голова города Владикавказа Г. В. Баев и депутат от Терского казачьего войска М.А. Караулов. Одним из важных вопросов для экономического развития Владикавказа был проект о строительстве Кавказской перевальной железной дороги, которая соединила бы Северный Кавказ и Закавказье.

Проект перевальной железной дороги из Владикавказа в Тифлис рассматривался на самом высоком правительственном уровне. 8 мая 1914 г. министр путей сообщения статс-секретарь С. Рухлов представил доклад в Совете мини-

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 8. Д. 43. Л. 9-10.

стров «О разрешении сооружения распоряжением и за счет казны Перевальной железной дороги через Главный Кавказский хребет по направлению к городу Тифлису», который 16 мая вынес положительное решение. Проект поступил на рассмотрение в Государственную думу. Благодаря членам Государственной думы М.А. Караулову и М.М. Далгату, «оказавшим полную поддержку при отстаивании интересов города в великом для нас деле сооружения перевальной железной дороги, верится, что дорога будет сооружена», - писал городской голова Г.В. Баев1. Воплощение этого проекта, несомненно, способствовало бы индустриальному росту как Северо-Кавказского региона, так и всей страны. Однако в силу разных причин этот важный для страны проект не удалось реализовать.

Самодержавие в позднеимперский период по-прежнему рассматривало казачество как важную опору в борьбе против сил, способных поколебать устои российской государственности. В гражданском быту казачество подчинялось МВД, а в отношении исполнения воинской повинности - военному министерству. Особая роль казачьих верхов во властных структурах Терской области позднее даст основание характеризовать систему управления области как «узко-кастовое, военно-казачье управление» [Цаликов 1913: 71]. Одним из важных вопросов для казачества являлся вопрос о самоуправлении. Большинство казачьих депутатов в 3-й и 4-й Думах старались добиться введения такой формы самоуправления в казачьих войсках, чтобы ограничить произвол власти военного министерства.

В Государственную думу 4-го созыва (27 февраля 1913 г.) казачьей группой, кадетами и прогрессистами был внесен законопроект «Об устройстве местного самоуправления в казачьих войсках»2. По мнению депутатов, причиной оскудения казачества являлось неэффективное управление казачьими территориями. Во-первых, система управления была слишком сложной и бюрократизированной; любой вопрос должен был проходить как минимум три инстанции: военно-окружной штаб, казачий отдел Главного штаба, Военный совет; во-вторых, управление состояло преимущественно из военных, чаще всего некомпетентных в хозяйственных вопросах; в-третьих, отсутствовали какие-либо хозяйственные органы.

Инициаторы законопроекта предлагали ввести систему самоуправления, которая учитывала бы местные условия и особенности. Авторы предлагали, что выборы в органы местного самоуправления будут бессословными и при отсутствии ценза. Авторы законопроекта добивались либерализации милитаристского, военно-бюрократического управления казачьими войсками. Дальнейшего движения законопроект не имел.

Первая мировая война отодвинула многие текущие проблемы социально-экономического характера на неопределенное время. И многие насущные законопроекты государственной важности не были реализованы.

В завершение хотелось бы привести фрагмент из заметки в газете «Речь», представляющий собой весьма точную и емкую характеристику «монархо-демократической» платформы М.А. Караулова: «Выходит казак Караулов, один представляющий из себя политическую партию демократо-монархистов, тоже выставляет клич: земли и воли, - и в ответ на горячие аплодисменты всей левой объясняет, что насилием ничего нельзя добиться, что нужно вырабо-

1 Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева (СОИГСИ). Ф. 54. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.

2 Законотворчество думских фракций. 1906—1917 гг.: документы и материалы. 2006. М.: РОССПЭН. С. 320-321.

тать закон. Тогда его награждает аплодисментами правая. И у вас зарождается надежда, что обе стороны поймут, наконец, какая на них лежит ответственность и в чем единственный выход из тяжелого положения, для устранения которого нужно поступиться своекорыстными расчетами и вековыми предрассудками» [Чемакин 2016: 105].

Список литературы

Дарчиева С.В. 2015. Государственная Дума Российской империи и вопросы экономического, политического и культурного развития Северного Кавказа (19061917гг.): монография. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. 260 с.

Демин В.А. 1996. Государственная дума России (1906—1917): механизм функционирования. М.: РОССПЭН. 216 с.

Дунюшкин И.Е. 2003. Юг России: Накануне катастрофы. Борьба органов государственной власти и терского казачества с национал-клерикальным сепаратизмом на Северном Кавказе в начале XX в. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 272 с.

Сергеев В.Н., Шапсугов Д.Ю. 2003. Парламентская деятельность депутатов российского казачества (1906-1917). Ростов на/Д: Изд-во СКАГС. 511 с.

Томсинский С.Г. 1924. Борьба классов и партий во второй Государственной думе. М.: Красная Новь. 175 с.

Туманов Г.М. 1915. Итоги земских совещаний на Кавказе. Тифлис. 129 с.

Цаликов А.Х. 1913. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. М.: М. Мухтаров. 184 с.

Чемакин А.А. 2016. Имперская народная партия и независимая группа IVГосударственной думы: русские национал-демократы в 1913-1917 гг.: дис. ... к.и.н. СПб. 328.

DARCHIEVA Svetlana Valerievna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor, Senior Researcher of the V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies — branch of Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (200 Galkovskogo St, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russia, 362035; svetik-dar70@ mail.ru)

«MONARCHIST-DEMOCRAT» OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE (1907-1917): M. A. KARAULOV

Abstract. An important task of the modern study of the history of parliamentarism in Russia is to determine the role of the first Russian parliament in the formation of the new political elite of the North Caucasus.

The article analyzes the parliamentary activity of one of the greatest figures of his time, M.A. Karaulov, the deputy of the 2nd and 4th State Dumas from the Terek Cossack army. In the course of the content analysis of the transcripts, the deputy's legislative assumptions about the organization of local self-government in the Cossack troops, the introduction of zemstvo institutions in the Cossack lands, and the change in the appeal of the Cossacks to active military service were revealed. The article also shows his work as the secretary of the commission on the old Believer issue and a member of the commission on military and naval affairs, and the commission on the direction of legislative assumptions. Keywords: State Duma, Cossack deputies, Karaulov, Russian Empire, North Caucasus, parliament, Terek Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.