российская налоговая система, как элемент конкурентоспособности
Поликарпова Лада Александровна
к.э.н., доцент, Кемеровский государственный университет, Кемерово, доцент кафедры «Маркетинг»
Хандрамай Алла Александровна
к.э.н., Кемеровский государственный университет, Кемерово, доцент кафедры «Экономическая теория,
налогообложение, предпринимательство и право» Афанасьева Алёна Олеговна
студентка экономического факультета, Кемеровский государственный университет, Кемерово
АННОТАЦИЯ
Современная налоговая система Российской Федерации - весьма молодая, однако динамично развивающаяся система. Конкурентоспособность российской налоговой системы можно оценить только в сравнении с налоговыми системами других стран. Авторы статьи попытались сделать такой анализ, сравнив ряд показателей, таких как собираемость налогов, налоговое бремя, легкость ведения бизнеса, эффективность функционирования налоговой системы разных стран, в том числе и в России. ABSTRACT
Modern tax system of the Russian Federation - the very young, but a dynamic system . The competitiveness of the Russian tax system can only be assessed in comparison with the tax systems of other countries. The authors have tried to make such an analysis , comparing the number of indicators , such as tax collection , the tax burden , ease of doing business, the efficiency of the tax systems of different countries, including in Russia.
Ключевые слова: налоговая система, конкурентоспособность, рейтинг стран, налоговые поступления
Keywords: tax system, competitiveness, ranking of countries , tax revenues
Чтобы проанализировать насколько налоговая система Российской Федерации конкурентоспособна, на сегодняшний день, мы обратились к рейтингам, созданным в рамках проекта «Ведение бизнеса», которые позволяют оценить и сравнить работу налоговой системы некоторых стран.
Налоговая система - это система общественных отношений, складывающихся на основе взимания налогов, пошлин и сборов, в соответствии с Налоговом кодексом.
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию,
распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны в целом. Через налоговую систему можно увидеть стабильно или нет, развивается государство. Она показывает уровень исполнения государством своих функций и обязанностей.
На сегодняшний день налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней.
Для подтверждения данных слов можно обратиться к рейтингу экономик «Всемирного Банка» (таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг стран по объему, поступающих налогов в бюджет [1]
Страна Объём налогов, поступающих в бюджет страны, %
Китай 63,7
Российская Федерация 50,7
Япония 49,7
Германия 49,4
США 46,3
Мы видим, что в России, как и во многих странах с развитой экономикой доля от налоговых поступлений составляет 50 и более процентов.
Для более подробного анализа рассмотрим такие показатели, как налоговые выплаты, время и лёгкость ведения бизнеса:
1. Налоговые ставки (таблица 2).
Таблица 2
_Налоговые ставки [1]
РФ Германия Япония Китай США
НДС 0-18% 7, 19% 28-37,5% 13%, 17% 3-15%
Налог на прибыль 20% 30-45% 33% 15-35%
НДФЛ 13% 14-42% 10-50% 5-45% 10-39,6%
2. Время - учитывается в часах в год. Этот показатель отражает время, затрачиваемое на подготовку
и подачу отчётности, а также уплату трёх основных видов налогов и отчислений: налога на доходы предприятий, налога на добавленную стоимость и/или налога с
продаж, а также налогов на рабочую силу, включая налоги на заработную плату и социальный отчисления (Таблица 3).
Таблица 3
_Показатель времени, затрачиваемого на подготовку отчетности [1]
Страна Время, час.
США 175.00
Российская Федерация 168.00
Германия 218.00
Китай 261.00
Япония 330.00
ного предприятия (малого и среднего бизнеса) и возможность использовать представляемые льготы для развития бизнеса (таблица 4).
Таблица 4
_Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса [1]
Страны Рейтинг, место.
США 7
Китай 11
Германия 15
Япония 34
Российская Федерация 51
3. Лёгкость ведения бизнеса - это показатель, отражающий беспрепятственность открытия собствен-
Вывод: Несмотря на то, что в Российской Феде- ется, изменяются и добавляются статьи налогового ко-рации налоговая система постоянно совершенству- декса, ещё очень много нерешённых проблем, которые
требуют дальнейших изменений.
Таблица 5
_Рейтинг стран по эффективности функционирования налоговой системы
Страна Рейтинг 2015 год, место
Российская Федерация 47
США 53
Германия 72
Китай 39
Япония 121
Россия находится на 47 позиции по эффективности функционирования налоговой системы (таблица 5) [1]. Это связано с такими факторами как:
- высокие процентные ставки налогов;
- затянувшийся переход на электронный документооборот;
- миграция предприятий;
- недостаточная поддержка государства развития малого и среднего бизнеса;
- фиктивное преднамеренное банкротство предприятий.
Также, исходя всех представленных рейтингов видно, что налоговая система Российской Федерации функционирует и меняется в соответствии сложившейся экономической ситуации в стране.
Список литературы: 1. Всемирный банк [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings -свободный (дата обращения 16.12.2015).
Social Science Open Access Repository Open Academic Journals Index
концепция социальной ответственности в СИСТЕМЕ СНИЖЕНИЯ предпринимательских РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Родионова Светлана Юрьевна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента организации, Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина (филиал РАНХиГС), г.Саратов
Аннотация: Статья посвящена осмыслению социальной ответственности бизнеса как концепции современной системы управления организацией, выражающей отношение зависимости организации от заинтересованных групп (стейкхолдеров), воспринимаемой ею в качестве одного из определяющих оснований для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно касающихся результативности деятельности организации. В статье рассматривается идея о том, что снижение предпринимательских рисков организации также тесно связано с гармонизацией интересов самой организации и заинтересованных групп и общества в целом.