Научная статья на тему 'Российская миротворческая операция в Приднестровье: прошлое и настоящее'

Российская миротворческая операция в Приднестровье: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1525
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВЬЕ / TRANSNISTRIA / МОЛДОВА / MOLDOVA / РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ / RUSSIAN PEACEKEEPERS / ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ / TRANSNISTRIA-MOLDOVA CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бражалович Федор Леонидович, Ключников Михаил Игоревич, Туров Никита Леонидович

В статье кратко рассмотрены причины и предпосылки приднестровского конфликта, этапы развития миротворческой операции в Приднестровье. Присутствие миротворческого контингента, в т.ч. российских миротворцев, в зоне конфликта имеет стратегическую важность для европейской безопасности, предотвращая потенциальную эскалацию конфликта. Существующий переговорный формат «5+2» при участии ОБСЕ несовершенен, но лишь его сохранение может гарантировать мир и стабильность на берегах Днестра.The article briefly considers the reasons and background for the Transnistria-Moldova conflict and stages of the peacekeeping operation in Transnistria. The presence of the peacekeeping force (including Russian peacekeepers) in the conflict zone is of strategic importance for European security since it prevents a potential escalation of the conflict. The existing OSCE negotiation format «5+2» is not perfect, but it appears to be the only way to guarantee peace and stability in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская миротворческая операция в Приднестровье: прошлое и настоящее»

УДК-327.8(470+571)

РОССИЙСКАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Ф.Л.Бражалович, М.И.Ключников, Н.Л.Туров1

В статье кратко рассмотрены причины и предпосылки приднестровского конфликта, этапы развития миротворческой операции в Приднестровье. Присутствие миротворческого контингента, в т.ч. российских миротворцев, в зоне конфликта имеет стратегическую важность для европейской безопасности, предотвращая потенциальную эскалацию конфликта. Существующий переговорный формат «5+2» при участии ОБСЕ несовершенен, но лишь его сохранение может гарантировать мир и стабильность на берегах Днестра.

Ключевые слова: Приднестровье; Молдова; российские миротворцы; приднестровский конфликт.

1. Предпосылки приднестровского конфликта

История приднестровского конфликта берет свое начало еще в 1989 г. [11]. В то время в республиках Советского Союза на фоне политики пере -стройки происходило нарастание националистических настроений и движений. Молдавская ССР (МССР) не была исключением. Часть местной интеллигенции и депутатов Верховного Совета поддержала националистическую идею. Летом 1989 г. в республике был принят закон о языке, в основу которого входило утверждение молдавского языка (в варианте, идентичном румынскому) в качестве единственного государственного и перевод письменности на латиницу. Не все жители МССР поддерживали принятие этого закона: в Тирасполе был создан объединенный Совет трудовых коллективов, собравший рабочих с промышленных предприятий Приднестровья, который организовал массовые забастовки, требуя проведения референдума по вопро-

1 Бражалович Федор Леонидович - аспирант кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Email: 1_flb@mail.ru.

Ключников Михаил Игоревич - аспирант кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. E-mail: geomk@mail.ru.

Туров Никита Леонидович - аспирант кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. E-mail: nikitaturov@yandex.ru. © Бражалович Ф.Л., Ключников М.И., Туров Н.Л., 2016

138

су государственного языка. Напряженность в Приднестровском регионе продолжала нарастать из-за игнорирования Кишиневом Совета трудовых коллективов. В 1990 г. во многих населенных пунктах левобережья Днестра и в Бендерах произошел ряд референдумов по вопросу создания Приднестровской АССР, где более 90% респондентов поддержали эту идею. Кишинев не признал эти результаты.

Летом того же года Верховный Совет Молдавской ССР принял декларацию независимости. Депутаты от Приднестровья не поддержали принятие декларации и покинули Верховный Совет. Осенью в г. Тирасполе на съезде местных депутатов была провозглашена Приднестровская Молдавская ССР, также включившая в свой состав г. Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра. Существовавшие противоречия между г. Тирасполем и Кишиневом относительно сохранения СССР и последующее признание Верховным Советом МССР незаконности всех документов, по которым Молдавия (в том числе и Приднестровье) являлась частью Советского Союза, способствовали окончательному размежеванию сторон. Ответным шагом со стороны Приднестровья стало проведение выборов президента 1 декабря 1991 г. и проведенный единый референдум Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), в котором 78% населения проголосовало за провозглашение независимости.

2. Вооруженный конфликт

Первые вооруженные столкновения между сторонами произошли осенью 1990 г. Это были стычки в местах переправ через Днестр, в то время находившихся под контролем г. Тирасполя. После подписания 28 марта 1992 г. указа президента Республики Молдова Мирчи Снегура о наведении «конституционного порядка» на территории Левобережья начался новый этап эскалации конфликта и отдельные стычки постепенно переросли в крупномасштабные боевые действия. Наиболее ожесточенные столкновения происходили в 1992 г. в районах г. Дубоссары и Бендеры. В качестве участников боевых действий, с одной стороны, выступали молдавские силы МВД, отряды национальной армии, отряды самообороны, а с другой - приднестровская республиканская гвардия, милиция и добровольцы-казаки. По итогам вооруженных столкновений с ноября 1991 г. по июль 1992 г. потери обеих сторон оценивались: со стороны приднестровцев - 203 убитых, ок. 300 раненых; с молдавской стороны - 80 убитых, ок. 500 раненых [5].

Остановить вооруженный конфликт удалось при вмешательстве России. Особая заслуга в его предотвращении принадлежит генералу Александру Ивановичу Лебедю. Перед отправлением в Приднестровье ему были поставлены следующие задачи [2]:

1) остановить любыми доступными средствами кровопролитие;

2) при необходимости обеспечить эвакуацию семей военнослужащих;

3) взять под жесткий контроль все базы и склады с оружием и боепри -пасами;

4) обеспечить беспрепятственный пропуск эшелонов с боеприпасами, оружием и техникой через территорию Украины;

5) создать условия непрепятствования для выполнения вышеуказанных

задач.

На тот момент в Приднестровье дислоцировалась 14-я армия РФ, которой командовал генерал Ю.М. Неткачев. Он выполнял приказ Министерства Обороны РФ - занимать нейтралитет, несмотря на то, что с первых дней конфликта большинство офицеров и командиров частей 14-й армии решили встать на защиту Приднестровья [13]. Ю.М. Неткачев отдал приказ не поддаваться на провокации против российских военнослужащих, даже несмотря на потери - среди личного состава были погибшие, уничтожалась материальная база армии, под угрозой были склады с запасом вооружения.

23 июня 1992 г. А.И. Лебедь прибыл под именем полковника Гусева -представителя Министерства Обороны РФ, направленного с целью изучения сложившейся обстановки. Во время первого совещания с командирами приднестровских вооруженных формирований стало ясно, что взаимодействие между частями 14-й армии, добровольческими и военизированными отрядами ПМР отсутствует. Первым шагом для исправления ситуации стало налаживание координации между всеми вооруженными формированиями. Возобновили деятельность военкоматы, проводились боевые стрельбы, отрабатывалось боевое слаживание подразделений, приводились в боеготовое состояние техника и вооружение. К концу июня части армии были полностью мобилизованы и готовы к боевым действиям, их численность составила 17 тыс. чел. Помимо войсковой подготовки, были выполнены задачи по выводу и эвакуации гражданского населения из Бендер, по организации питания и по медицинскому обслуживанию беженцев [13].

Военный совет 14-й армии 26 июня выступил с заявлением к главам правительств и народам Содружества Независимых Государств, в котором осуждалось применение Молдовой авиационных ударов по мирным целям Приднестровья, однако это заявление не возымело эффекта. В тот же день Александр Лебедь собрал пресс-конференцию, в которой было заявлено о «качественно другом нейтралитете - вооруженном нейтралитете», сущность которого состояла в том, что «... пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем» [2]. 27 июня из Москвы пришла шифровка с предложением назначить генерала А.И. Лебедя командующим 14-й армией вместо генерала Ю.М. Неткачева, на которую был получен положительный ответ. До 28 июня

велась интенсивная артиллерийская стрельба с молдавской стороны по позициям левого берега. В Бендерах шли бои. В целях деэскалации конфликта генерал А.И. Лебедь уточнил задачи российской артиллерии: уничтожать склады с боеприпасами, ГСМ и артиллерию молдавской стороны, цели искать самим. В ночь на 30-е июня была уничтожена молдавская реактивная батарея БМ-21 «Град» на Кицканском плацдарме. 1 июля на направлении Кошница -Дороцкое была уничтожена минометная батарея, а также склад боеприпасов. 2 июля уничтожена минометная батарея, наблюдательный пункт и колонна полиции. В результате молдавская сторона потеряла до 150 чел. убитыми. К исходу 2 июля был составлен список целей для дальнейших «действий». Объектами для поражения были выбраны три базы молдавского ОПОНа, полиции и регулярной армии (одна - южнее с. Слободзея, другая - в Гербовец-ком лесу, третья - южнее с. Голерканы), три склада ГСМ, три артиллерийских батареи и один командный пункт. А.И. Лебедь дал добро на ведение огня по целям, и в ночь на 3 июля по вышеуказанным объектам был нанесен мощный огневой удар восемью артиллерийскими дивизионами и шестью минометными батареями. В г. Кишиневе возникла настоящая паника, молдавская сторона ожидала наступления танков 14-й армии на город.

Итогом решительных действий 14-й армии и вооруженных формирований, воевавших на стороне ПМР, под командованием генерала А.И. Лебедя, стала встреча президентов Молдовы и России, состоявшаяся 3 июля в Москве. Это была первая попытка разрешения конфликта в политическом русле.

3. Соглашение о прекращении огня и ввод миротворцев

Сложившаяся ситуация во взаимоотношениях непризнанной ПМР и Молдовы в начале 1990-х гг. не могла разрешиться самостоятельно и требовала участия «третьей стороны». Военно-политическое вмешательство России в конфликт между Приднестровьем и Молдовой способствовало прекращению вооруженного конфликта. Для урегулирования ситуации мирным путем 21 июля 1992 г. в Москве при участии Б.Н. Ельцина, М.И. Снегура и в присутствии И.Н. Смирнова было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова» [17]. Основные положения данного соглашения сводились к следующему [18]:

1) конфликтующие стороны обязались предпринять меры к полному прекращению огня, отвести войска, вооруженную технику из «Зоны безопасности»;

2) для обеспечения контроля за прекращением огня, отвода войск и вооружений в этой зоне создавалась Объединенная Контрольная Комиссия

(ОКК), состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании конфликта;

3) комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в подчинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты миротворческих сил сторон, участвующих в выполнении данного соглашения (совместные миротворческие силы - СМС);

4) комиссия совместно обеспечивает поддержание правопорядка в г. Бендеры и прилегающих селах;

5) части 14-й армии Вооруженных Сил РФ, дислоцированные в Республике Молдова, будут соблюдать нейтралитет. Обе стороны в конфликте берут на себя обязательство уважать нейтралитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей. Вопросы о статусе армии, порядке и сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Россией и Молдовой.

В течение определенного промежутка времени благодаря отсутствию военной конфронтации между ПМР и РМ происходило уменьшение численности совместных миротворческих сил. 20 марта 1998 г. в Одессе представители Молдовы и ПМР заключили «Соглашение о мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и ПМР», которое обговаривало следующие положения [19]:

1) сокращение в двухмесячный срок численного состава миротворческих сил Молдовы и ПМР в «Зоне безопасности» до 500 военнослужащих с каждой стороны со штатной боевой техникой и вооружением;

2) сокращение количества стационарных КПП и совместных постов МС, замена их мобильным патрулированием;

3) направление в «Зону безопасности» миротворцев четырех сторон. Данное соглашение регулировало подключение к миротворческой операции группы военных наблюдателей Украины, а также представителей ОБСЕ на основе принципов сотрудничества.

Соглашение также фиксировало новый формат миротворческой операции, как «3+2», где Молдова и ПМР выступают как стороны конфликта, Россия и Украина - гарантами стабильности в регионе и посредники, ОБСЕ -посредник. В 2005 г. формат соглашения был трансформирован в формат «5+2», придав США и ЕС статус наблюдателей. Разграничителями конфликта выступали сами стороны конфликта и СМС, а не ОБСЕ. Формат «5+2» не позволяет добиться урегулирования конфликта, «заморозив» его: с одной стороны, не происходит эскалации конфликта и вооруженных действий, но и к реальному мирному урегулированию оно не приводит. При этом единого блока документов всех миротворческих соглашений нет ни у одной из сто-

рон, что создает условия для трансформации СМС. Формат соглашения «5+2» будет действенным при эскалации конфликта, когда можно будет объективно оценить действия участников конфликта с точки зрения разных международных акторов.

В 2009 г. в совместном заявлении президентов Молдовы, ПМР и России была отмечена стабилизирующая роль миротворцев и целесообразность замены российского миротворческого контингента мирогарантийной операцией под эгидой ОБСЕ только после урегулирования приднестровского конфликта [16].

Вопреки соглашению с 2011 г., ОБСЕ требует вывода российских войск с целью «преобразования существующего механизма поддержания мира в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом со стороны ОБСЕ». В 2013 г. в Стамбуле принята резолюция «Процесс приднестровского урегулирования» [12], требующая изменить формат существующей миротворческой операции. Парламентская ассамблея ОБСЕ считает, что «определение особого правового статуса Приднестровского региона в составе Республики Молдова наряду с укреплением и обеспечением суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова в ее международно-признанных границах составляет основную цель процесса урегулирования приднестровского конфликта». Россия же не планирует выводить свой контингент, т.к. по договорам 1992 г. и 1998 г. она является страной-гарантом стабильности в регионе.

4. Попытки политического урегулирования

Из фазы «горячего конфликта» приднестровский конфликт перешел в фазу «замороженного», оставшись неразрешенным. Власти непризнанной республики указывают на множество существующих политических и социально-экономических противоречий между сторонами: языковой вопрос, идеология, разные «геополитические векторы» сторон, различия в экономических моделях и т.п., чем аргументируют невозможность воссоединения с ней. В свою очередь, официальный Кишинев называет Приднестровский регион зоной криминального режима и контрабанды. В середине 1990-х гг. было подписано три меморандума «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» [6], однако существенных изменений по их итогам не последовало.

В 2003 г. заместителем руководителя Администрации Президента РФ (впоследствии - руководителем Аппарата Правительства РФ) Д.Н. Козаком был разработан проект, получивший наименование «Меморандум Козака», который предусматривал федерализацию Молдовы, в рамках которой Приднестровье и Гагаузия должны были получить особый статус, позволяющий

им блокировать законопроекты, не соответствующие их интересам [8]. Также проект позволял данным автономиям размещать на своей территории российские войска сроком на 20 лет в качестве гаранта урегулирования конфликта. Однако в последний момент его подписание было сорвано Президентом Молдовы Владимиром Ворониным. В 2005 г. Президент Украины Виктор Ющенко предложил собственный план урегулирования конфликта, однако данная инициатива не нашла поддержки [11]. В 2006-2007 гг. следствием очередного политического кризиса в отношениях между г. Кишиневом и Тирасполем стала фактическая экономическая блокада Левобережья. С 2007 г. каких-либо существенных предложений по урегулированию конфликта не было предоставлено.

В ходе переговорного процесса продолжается непростое взаимодействие г. Кишинева и Тирасполя в рамках контактов политических представителей сторон: со стороны Молдовы - Бюро по реинтеграции Правительства Республики Молдова (глава Бюро подчиняется Заместителю Премьер-министра страны), со стороны Приднестровья - Министерство иностранных дел ПМР. Продолжается и совместная деятельность в рамках рабочих групп по мерам укрепления сотрудничества и развитию взаимодействия (10 экспертных групп по разным вопросам взаимодействия - в сферах экономики и торговли, образования, транспорта, социальным вопросам, таможни и т.п.) [4]. Военно-политическое взаимодействие и обсуждение вопросов безопасности продолжается в рамках ОКК, при посредничестве ОБСЕ, а также в рамках периодических встреч представителей сторон в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина, США и ЕС).

Приднестровский конфликт на политическом уровне остается замороженным, и предпосылок к его разрешению не наблюдается. На уровне же общественных отношений между жителями обоих берегов Днестра неразрешимые противоречия отсутствуют [7, 9], что, по мнению авторов, представляет собой позитивную «базу» для возможного будущего урегулирования конфликта [20].

5. «Зона безопасности»

Соглашение от 1992 г. регулировало так называемую «Зону безопасности». «Зона безопасности» имеет протяженность до 225 км и ширину 12-24 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на 3 участка: Северный, Центральный и Южный [19]. Северный участок выделен «условно» - боевых действий в его пределах не велось. «Зона безопасности» покрывает, главным образом, территорию непризнанной ПМР (примерно 60% территории) и меньшую часть собственно территории Молдовы. В «Зоне» также определен район с повышенными мерами безопасности с центром в г.

Бендеры. В г. Бендеры и в Дубоссары располагаются военные комендатуры СМС, коменданты которых обладают соответствующими полномочиями, которые утверждены ОКК [10]. В пределах этих зон было размещено более 40 миротворческих постов, которые располагались на основных транспортных магистралях, а также на мостах в пределах «Зоны безопасности». СМС взяло под контроль понтонные переправы и плотину Дубоссарской гидроэлектростанции. Впоследствии, после стабилизации ситуации в регионе, количество постов было сокращено до 15. При отсутствии разграниченного пространства безопасности между двумя сторонами, «Зона безопасности» является основой взаимоотношений Молдовы и Приднестровья в вопросах безопасности и в системе региональной стабильности в целом.

Российский миротворческий контингент был введен в «Зону безопасности» в ночь с 31 июля на 1 августа 1992 г. и выполняет следующие задачи

[5]:

1) восстановление мира и поддержание правопорядка в регионе, создание предпосылок для его разрешения мирным путем;

2) контроль за соблюдением режима безопасности в зоне урегулирования конфликта и сбором информации о фактах нарушения противоборствующими сторонами принятых договоренностей по поддержанию мира и правопорядка;

3) несение службы на стационарных односторонних, совместных двухсторонних и трехсторонних постах путем наблюдения, контроля, досмотра и пропуска транспортных средств, грузов и лиц, въезжающих или выезжающих в «Зону безопасности».

До 1996 г. миротворческий контингент от России комплектовался из частей, расположенных в России, однако с течением времени было принято решении о комплектовании личного состава миротворческих сил России в Приднестровье из числа проживающих здесь граждан РФ (в Приднестровье значительное число граждан также обладает паспортами РФ). На Днестре располагаются два батальона, укомплектованные по миротворческому штату: один дислоцируется непосредственно в зоне безопасности, а второй находится в пункте постоянной дислокации, где военнослужащие РФ проходят подготовку в соответствии с международными стандартами подготовки миротворцев. Основная часть российского миротворческого батальона дислоцирована в г. Бендеры и несет службу в южной части «Зоны безопасности». На центральном участке выполняет задачи отдельная рота, расквартированная в г. Дубоссары. В российском воинском контингенте СМС проходят службу

только граждане РФ, все они являются военнослужащими по контракту, солдат срочной службы среди миротворцев нет (рис. 1).1

1 По информации, полученной в ходе официальной встречи географов-исследователей со старшим военным начальником российского миротворческого контингента в Приднестровском регионе Республики Молдова полковником В.В. Ближенским 01.02.2014 г. в г. Тирасполь (в рамках экспедиционного исследования кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Трансграничное взаимодействие как фактор разрядки и нейтрализации политических конфликтов (на примере Молдовы и Приднестровья)», проведенного при поддержке лаборатории геополитических исследований Института географии РАН в период с 27 января по 5 февраля 2014 г.)

Cs

Р■■ ■ ■ij

W рэ

23.VI.1990

2. IX. 1990

*

Территории под контролем Молдовы, на которые претендует ПМР

Территории сезонного контроля Молдовы и ПМР (с.-х. угодья в Дубоссарском р-не)

«Зона безопасности» под контролем Совместных миротворческих сил

Государственные границы

Линия прекращения огня на 1 августа 1992 г.

Места вооруженных столкновений противоборствующих сторон (март-июнь 1992) Штаб Оперативной группировки российских войск (ОГРВ) Штаб Совместных миротворческих сил (CMC)

Принятие Верховным Советом Молдавии Декларации о суверенитете

Провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (с сентября 1991 г. - Приднестровская Молдавская Республика)

Ввод миротворческих сил в зону конфликта 31 июля 1992 г.

Склады вооружений в с. Колбасна

Рис. 1. Приднестровский конфликт. Составлено авторами на основе: [1, 15]

6. Склады вооружений в с. Колбасна

В районе с. Колбасна сегодня по-прежнему находятся склады вооружения (1411 артиллерийский склад) [3]. Этот склад был создан в 1949 г. и служил стратегическим арсеналом западного военного округа СССР, а впоследствии предназначался для снабжения 14-й армии. Основную часть боеприпасов сюда завезли после вывода советских войск из бывшей ГДР, Чехословакии и других европейских стран. В советские годы склады несли действительно смертоносный заряд. По состоянию на 2000 г., объемы вооружений и боеприпасов, принадлежащих России, в Приднестровье составляли около 42 000 т. По Стамбульским соглашениям было вывезено более 20 000 т. боеприпасов, происходила их утилизация и на месте. В 2003 г. вывоз оружия был остановлен из-за неподписания Молдовой меморандума Козака, после чего было принято решение, что российское оружие и российские военные останутся здесь до полного урегулирования конфликта. По предварительным данным, на складе по различным оценкам хранится от 19 000 до 21 500 т. боеприпасов: снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны. Из них 57% - просрочены для использования и транспортировки. Колбасна располагается всего в 4 км от границы с Украиной, что после событий марта 2014 г. беспокоит руководителей Украины, которые боятся потенциального использования вооружений против страны.

7. Роль совместных миротворческих сил в поддержании мира и безопасности в Приднестровье

В настоящее время в составе Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровье находятся около 1,5 тысяч российских военнослужащих, которые дислоцируются в регионе в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения от 21 июля 1992 г. Приднестровская сторона предлагает увеличить численность российского миротворческого контингента до 2 400 чел. и восстановить летную эскадрилью СМС для моментального реагирования в случае каких-либо инцидентов. За сохранение действующего формата СМС выступают как официальные власти Приднестровья, так и ее население. Молдова же, напротив, настаивает на том, что на территории Приднестровского региона, части территории Молдовы, присутствие СМС неоправданно1.

Главным, и, несомненно, положительным итогом совместной миротворческой деятельности можно считать то, что в регионе отсутствует открытое вооруженное противостояние. Об эффективной деятельности контингента говорят некоторые цифры: на начало 2014 г., с момента ввода в зону

1 По информации, полученной в ходе официальной встречи географов-исследователей с главой Бюро по реинтеграции Республики Молдова Г. Баланом и представителем в ОКК от Республики Молдовы Э. Бумбаком 29.01.2014 г.

конфликта, российские миротворцы за нарушение режима безопасности задержали 133 219 чел., изъяли более 265 единиц стрелкового оружия, 155 030 патронов и 1 396 ручных гранат, обнаружили и обезвредили 13 778 взрывоопасных предметов, в том числе 6 467 противопехотных мин, 2 870 противотанковых мин, 222 различных фугаса [5] \

За время пребывания совместных миротворческих сил в регионе не зафиксировано случаев протестного настроения местного населения. Присутствие СМС помогло не только остановить боевые действия, но и создать условия для мирного урегулирования приднестровского конфликта. [21] Сами стороны конфликта самостоятельно не имеют возможности разрешить конфликт, поэтому присутствие миротворческих сил в «Зоне безопасности» представляется жизненно необходимым. Обе стороны конфликта имеют разные позиции относительно состава миротворцев: если ПМР хочет оставить нынешний формат СМС , то Молдова планирует трансформировать СМС путем замены российских миротворцев международными наблюдателями [14]. Саму деятельность миротворческих сил в регионе стоит признать успешной, т.к. главное, - удалось предотвратить эскалацию конфликта. Подтверждением является тот факт, что ОБСЕ в 2009 г. высоко оценил деятельность СМС в урегулировании конфликта между ПМР и Молдовой.

8. Невоенная роль российских миротворцев

Помимо осуществления основных задач, военнослужащие российского миротворческого контингента совместно с молдавскими и приднестровскими коллегами так или иначе участвуют и в общественной жизни региона. Так, совместно с молдавскими и приднестровскими партнерами, личный состав МС неоднократно участвовал в мероприятиях по увековечиванию памяти погибших в Великой Отечественной войне в «Зоне безопасности», принимал участие в захоронении, открытии памятников и памятных плит воинам погибших при освобождении Молдавии - в г. Дубоссары, с. Гура-Быкулуй, Шерпенском и Кицканском плацдарме.

Кроме того, известны и факты активной помощи населению обоих берегов Днестра военнослужащими российских миротворческих сил при различных чрезвычайных ситуациях3. Так, в 2009 г. в районе одного из миро-

1 По информации, полученной в ходе официальной встречи географов-исследователей со старшим военным начальником российского миротворческого контингента в Приднестровском регионе Республики Молдова полковником В.В. Ближенским 01.02.2014 г.

2 По информации, полученной в ходе официальной встречи географов-исследователей с членами ОКК от Приднестровья 03.02.2014 г.

3 По информации, полученной в ходе официальной встречи географов-исследователей со старшим военным начальником российского миротворческого контингента в Приднестровском регионе Республики Молдова полковником В.В. Ближенским 01.02.2014 г.

творческих постов сержант В.П. Бытич с риском для жизни спас провалившихся под лед озера молдавских детей, за что был поощрен лично Президентом Молдовы. В 2012 г. в г. Дубоссары военнослужащий МС РФ спас тонущую гражданку Молдовы, упавшую с парома в воду Днестра. В 2013 г. в районе поста миротворцев у моста через Днестр, в г. Бендеры, во время ДТП загорелся легковой автомобиль, и военнослужащие поста первыми пришли на помощь пострадавшим, под угрозой взрыва вытащив пассажиров и оказав им медицинскую помощь, за что были поощрены руководством Приднестровья. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций налажено взаимодействие всех трех контингентов в помощи населению. Так, во время наводнений, паводков военнослужащие разворачивают полевые кухни для обеспечения местного населения горячей пищей; во время сильных снегопадов зимой 2013 г. из состава российского контингента выделялись тягачи для эвакуации застрявшего на дорогах общественного транспорта и большегрузных автомобилей (среди которых были и большегрузы из Молдовы, Италии, Испании).

Таким образом, кроме непосредственного участия миротворцев в предотвращении военной эскалации конфликта, невоенная деятельность миротворцев также способствует в значительной мере снятию социальной напряженности в регионе и установлению доверия между обоими берегами Днестра.

Заключение

Сегодня, в связи с событиями 2014-2015 гг. на Украине и усилением блокады Приднестровья как со стороны Украины, так и Молдовы, проблема непризнанной ПМР вновь обострилась. На фоне политических событий, экономических войн и кризиса важно не забывать о проблемах простых жителей обоих берегов Днестра (среди которых немало и граждан России). Десятки тысяч людей должны продолжать полноценно жить, не опасаясь за свое социальное и экономическое благополучие. Только сохранение текущего формата миротворческой миссии и присутствие российских миротворцев способно обеспечить мир и стабильность на берегах Днестра. Приднестровье является для России своеобразным «якорем», мешающим вступлению Молдовы в ЕС и продвижению НАТО на Восток [22], поэтому ПМР стратегически важна для РФ. В современных геополитических условиях власти Украины блокируют Приднестровье, опасаясь военного вмешательства России на юго-запад Украины (лишение Украины выхода к Черному морю). Создание экономической блокады с двух сторон провоцирует, казалось бы, российских миротворцев на активные действия, однако именно их невмешательство в конфликт является гарантом сохранения мира в регионе. Важно присутствие российских миротворцев и в контексте региональной европейской безопасности: охрана склада в Колбасне (одного из крупнейших в Европе) предот-

вращает потенциальное «расползание» хранящихся там боеприпасов и запасов вооружений и использование их криминальными структурами и террористами в многочисленных «горячих точках» нашей планеты.

Библиографический список

1. Атлас. Приднестровская Молдавская Республика. История / под ред. А.З. Волкова, И.Н. Галинского, Н.П.Тельнова, А.А. Темникова, И.И. Крисько и др. Тирасполь, 2007. 64 с.

2. Бергман М. Как Александр Лебедь остановил войну в Приднестровье // Ava. Md. URL: http://ava.md/projects/history/020795-kak-aleksandr-lebed-ostanovil-voinu-v-pridnestrov-e.html.

3. Бергман: Если арсенал в Кол басне взорвется - разнесет половину Молдовы // Noi.Md. URL: http://www.noi.md/ru/news_id/10653#x.

4. Бюро по реинтеграции // Правительство Республики Молдова. URL: http://www.gov.md/ru/biroul-pentru-reintegrare.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возникновение и развитие вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова // Министерство обороны РФ. URL: http://structure.mil.ru/mission/peacekeeping_operations/more.htm?id=1033623 2 @cms Article.

6. Герцен А.А. Быть ли Молдавии федерацией? // География. 2001. №20(603).

7. Герцен А.А. Молдавия, Приднестровье // Двадцать лет разделенного единства: экспедиционные записки. Смоленск: Ойкумена, 2012. 314 с.

8. Герцен А.А. Эволюция административно-территориального деления Молдавии: дис. ... к.геогр.н. М., 2010.

9. Заяц Д.В., Колосов В.А. Молдова и Приднестровье: национальное строительство, территориальные идентичности, перспективы разрешения конфликта // Вестник Евразии. 2001. №1. С.88-122.

10. Информация Об особенностях миротворческой операции в Приднестровье, проводимой под эгидой Российской Федерации в период с 21 июля 1992 г. по январь 2014 г. (для экспертной группы исследователей МГУ им. М.В. Ломоносова), б/н от 03.02.2014 // Объединенная контрольная комиссия. Делегация от Приднестровской Молдавской республики.

11.Ожиганов Э.Н. Этнополитический конфликт в Приднестровье: причины и развитие (1989-1992 гг.) // Приднестровская Молдавская Республика: до и после референдума 17 сентября 2006 г. / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2006. №20(308). С.29. URL:

http://www.council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25772.

12. ПА ОБСЕ приняла резолюцию по молдавско-приднестровскому урегулированию // Regnum. URL: http://regnum.ru/news/polit/1679630.html.

13.Памяти Александра Ивановича Лебедя // Приднестровец.рф. URL: http://приднестровец.рф/pridnestrove-novosti/news/bendery/pamyati-aleksandra-ivanovicha-lebedya.

14.Президент Молдавии высказался за вывод российских военных из Приднестровья // ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2523501.

15. Приднестровский вооруженный конфликт, 1992 (карта) // Атлас офицера: председатель главной редакционной коллегии С.Б. Иванов. М.: ВТУ ГШ, 2006. 608 с. С. 380.

16. Россия, Молдавия и Приднестровье продолжат прямые контакты для активизации урегулирования // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/69060.

17. Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова» // Российский миротворец. URL:

http://www.peacekeeper.ru/ru/?module=pages&action=view&id=89.

18.Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова» // Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной контрольной комиссии от Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://www.okk-pridnestrovie.org/dokument-1.htm.

19. Справочно-аналитическая информация «Об особенностях проведения миротворческой операции в Приднестровье» // Официальный сайт Делегации представителей в Объединенной контрольной комиссии от Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://www.okk-pridnestrovie.org/spravka.htm.

20. Трансграничное взаимодействие как фактор разрядки и нейтрализации политических конфликтов (на примере Молдовы и Приднестровья) Белова Е.Д., Бражалович Ф.Л., Гладкий А.С., Ключников М.И. [и др.] // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВЫМ» / отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова.

21. Трансграничное взаимодействие как фактор разрядки и нейтрализации политических конфликтов (на примере Молдовы и Приднестровья). Белова Е.Д., Бражалович Ф.Л., Гладкий А.С., Ключников М.И. [и др.]. Отчет по итогам экспедиции 2015 г. кафедры СЭГЗС географического факультета МГУ в Республику Молдова. М.: каф. СЭГЗС, геогр. ф-т МГУ, 2015. 30 с.

22. Туров Н.Л. Республика Молдова как объект геополитических устремлений Румынии // Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/respublika-moldova-kak-obekt-geopoliticheskih-ustremlenij-rumynii-6446.

RUSSIAN PEACEKEEPING OPERATION IN TRANSNISTRIA: PAST

AND PRESENT

F.L. Brazhalovich

Postgraduate Student, Department of Social-Economic Geography of Foreign Countries, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University

M.I. Klyuchnikov

Postgraduate Student, Department of Social-Economic Geography of Foreign Countries, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University

N.L. Turov

Postgraduate Student, Department of Geography of World Economy, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University

The article briefly considers the reasons and background for the Transnistria-Moldova conflict and stages of the peacekeeping operation in Transnistria. The presence of the peacekeeping force (including Russian peacekeepers) in the conflict zone is of strategic importance for European security since it prevents a potential escalation of the conflict. The existing OSCE negotiation format «5+2» is not perfect, but it appears to be the only way to guarantee peace and stability in the region.

Keywords: Transnistria; Moldova; Russian peacekeepers; Transnistria-Moldova conflict.

References:

1. Atlas. The Pridnestrovian Moldavian Republic. History. 2nd ed., ext. Ed. by A.Z. Volkova, I.N. Galinskiy, N.P. Tel'nov, A.A. Temnikov, I.I. Krisko et. al. Tiraspol, 2007. 64 p. (In Rus.).

2. Bergman M. How Alexander Lebed stopped the war in Transnistria. AVA. MD. Available at: http://ava.md/projects/history/020795-kak-aleksandr-lebed-ostanovil-voinu-v-pridnestrov-e.html. (In Rus.).

3. Bergman M. If the arsenal in Kolbasna explodes, it will destroy a half of Moldova. NOI md. Available at: http://www.noi.md/ru/news_id/10653#x. (In Rus.).

4. Bureau on reintegration. Government of the Republic of Moldova. Available at: http://www.gov.md/ru/biroul-pentru-reintegrare. (In Rus.).

5. The emergence and development of the armed conflict in the Transnistrian region of the Republic of Moldova. Ministry of Defense of the Russian Federation. Available at: http://structure.mil.ru/mission/peacekeeping_operations/more.htm?id=1033623 2@cmsArticle. (In Rus.).

6. Gertsen A.A. Whether Moldova will be a federation. Geography. 2001. №20(603). (In Rus.).

7. Gertsen A.A. Moldova, Transnistria. Twenty years of divided unity: expeditionary notes. Smolensk: Oykumena Publ., 2012. P.117-140. (In Rus.).

8. Gertsen A.A. The evolution of administrative-territorial division of Moldova. Cand. geogr. sci. diss. Moscow, 2010. (In Rus.).

9. Zayats D. V., Kolosov V.A. Moldova and Transnistria: national construction, territorial identity, prospects for the conflict settlement. Acta Eurasica. 2001. №1. P.88-122. (In Rus.).

10.Information on the peacekeeping operation in Transnistria carried out under the auspices of the Russian Federation during the period from 21 July 1992 to January 2014 (for the expert group of MSU researchers), 02.03.2014. Joint Control Comission. Delegation from the Pridnestrovian Moldavian Republic. (In Rus.).

11. Ozhiganov E.N. Ethno-political conflict in Transnistria: causes and development (1989-1992). The Transnistrian Moldavian Republic: before and after the referendum of September 17, 2006. Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2006. №20 (308). P.29. Available at:

http://www.council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25772 (In Rus.).

12.OSCE Parliamentary Assembly adopted a resolution on the Moldovan-Transnistrian settlement. Regnum. Available at:

http://regnum.ru/news/polit/1679630.html. (In Rus.).

13.In memory of Alexander Lebed. Pridnestrovets.RF. Available at: http://npHgHecipoBe^p$/pridnestrove-novosti/news/bendery/pamyati-aleksandra-ivanovicha-lebedya. (In Rus.).

14.Moldovan President called for the withdrawal of Russian militaries from Transnistria. TASS. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2523501. (In Rus.).

15.Transnistrian armed conflict, 1992 (Map). Atlas of Officer. Ed. by S.B. Ivanov. M., Directorate of Military Survey, General Staff Publ., 2006. P. 380. (In Rus.).

16.Russia, Moldova and Transnistria will continue direct contacts to intensify settlement. Interfax. Available at: http://www.interfax.ru/russia/69060. (In Rus.).

17. The agreement «On principles of peaceful settlement of the armed conflict in the Transnistrian region of the Republic of Moldova». Russian peacekeeper. Available at: http://www.peacekeeper.ru/ru/?module=pages&action=view&id=89. (In Rus.).

18.The agreement «On principles of peaceful settlement of the armed conflict in the Transnistrian region of the Republic of Moldova». Official website of the Delegation of representatives in the Joint Control Commission from the Pridnestrovian Moldavian Republic. Available at: http://www.okk-pridnestrovie.org/dokument-1.htm. (In Rus.).

19.Reference and analytical information «On peculiarities of the peacekeeping operation in Transnistria». Official website of the Delegation of representatives in the Joint Control Commission from the Pridnestrovian Moldavian Republic. Available at: http://www.okk-pridnestrovie.org/spravka.htm. (In Rus.).

20.Belova E.D., Brazhalovich F.L., Gladkiy A.S., Klyuchnikov M.I., and others Cross-border cooperation as a factor for detente and neutralization of political conflicts (a case study of Moldova and Transnistria). Proc. of the International Youth Science Forum ' 'Lomonosov-2014". Ed. by A.I. An-dreev, A.V. Andriyanov, E.A. Antipov, K.K. Andreev, M.V. Chistyakova. (In Rus.).

21.Belova E.D., Brazhalovich F.L., Gladkiy A.S., Klyuchnikov M.I., and others Cross-border cooperation as a factor for detente and neutralization of political conflicts (a case study of Moldova and Transnistria). Scientific expeditionary report. M., Department of Human Geography of Foreign Countries, Faculty of Geography, MSU. 2015. 30 p. (In Rus.).

22.Turov N.L. The Republic of Moldova as an object of Romania's geopolitical aspirations. Center for Strategic Studies and forecasts. Available at: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/respublika-moldova-kak-obekt-geopoliticheskih-ustremlenij-rumynii-6446. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.