Научная статья на тему 'Российская магистратура: воспоминания о будущем'

Российская магистратура: воспоминания о будущем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / MAGISTRACY / EDUCATION OF PROGRAM / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушмина Оксана Викторовна, Арсланова Регина Асхатовна

Приведен сравнительный анализ современных магистерских программ с дореволюционными. Сделаны выводы, подтверждающие целесообразность реализации магистерских программ в соответствии с международными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MASTER: MEMORIES OF THE FUTURE

The comparative analysis of the modern magister programs with the pre-revolutionary master (magistry) programs is given in the article. There are made conclusions confirming the expediency of realization of master programs according to the international standards.

Текст научной работы на тему «Российская магистратура: воспоминания о будущем»

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.2

О.В. Бушмина, Р.А. Арсланова

РОССИЙСКАЯ МАГИСТРАТУРА: ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Приведен сравнительный анализ современных магистерских программ с дореволюционными. Сделаны выводы, подтверждающие целесообразность реализации магистерских программ в соответствии с международными стандартами.

Ключевые слова: магистратура, образовательные программы, интеграция.

Более десяти лет европейское образовательное сообщество функционирует под знаком так называемого Болонского процесса. Суть процесса состоит в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. Как известно, одной из первых задач вхождения России в Болонский процесс является создание системы многоуровневого высшего образования «бакалавр - магистр - доктор».

Несмотря на то, что данная задача стала реализовываться в России с 1992 года, до сих пор в вузовской среде не находится хотя бы относительной однозначности во взглядах по вопросу целесообразности существования степеней бакалавра и магистра. Одни негативно смотрят на чужие заимствования, другие видят в этом лучшую попытку привести отечественное образование к международным стандартам.

Особую дискуссию вызывает вопрос о статусном значении среди других профессиональных степеней и квалификаций степени магистра, а, следовательно, и о целесообразности ее существования в условиях российского рынка труда. Проблема усложняется еще и тем, что многие вопросы организации учебного процесса магистрантов находятся в компетенции самих университетов. По документам Болонской декларации магистратура - это вторая ступень в структуре трехступенчатой системы образования. Получить степень магистра можно проучившись, как правило, четыре семестра. Успешное окончание магистратуры открывает двери для прохождения третьей ступени - получения степени доктора философии. Одно из направлений магистратуры является завершающим этапом вузовского образования, другое направление рассматривается как этап на

пути к научно-исследовательской деятельности. Выпускники обоих направлений защищают диссертацию. Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшими учебными заведениями. Основной целью выполнения магистерской диссертации является закрепление и углубление полученных в результате освоения магистерской программы теоретических и экспериментальных знаний, приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности в избранной профессиональной области. [1]

В своей деятельности по развертыванию института магистратуры в России университеты первоначально руководствовались Положением о магистерской подготовке в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственного Комитета РФ по высшему образованию №42 от 10 августа 1993 года [1]. Согласно ему магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и двухлетней программы второго уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие - образовательную и научноисследовательскую. Разработанные государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров обеспечивают большую индивидуализацию в обучении, предоставляя возможность вузам определять около 80% содержания двухлетней программы специализированной подготовки. Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. В завершающем семестре магистратуры предусматривается защита выпускной работы и сдача выпускных экзаменов.

Приказом Минобразования России от 16.09.2003 г. №3572 было отменено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 10.08.1993 г. №42. Отмена данного положения, к сожалению, не только не упростила решение общих проблем, о которых говорилось в решении Коллегии Минобразования России от 28.12.1999 г. «О состоянии и развитии магистратуры в России», но и привело к новым. К примеру, исчезло понятие «научный руководитель студента-магистранта»; ранее он в обязательном порядке назначался студенту с момента зачисления на специализированную программу подготовки магистра и руководил научно-исследовательской частью программы магистранта, составлял и

контролировал выполнение индивидуального плана студента. Отмена Положения о магистратуре привела к двусмысленному толкованию права студентов-магистрантов сдавать экзамены кандидатского минимума, а вузам засчитывать результаты выпускных экзаменов у студентов-магистрантов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.

Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. №62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» одной из целей ставится создание магистерских программ, обеспечивающих подготовку к одному или нескольким видам профессиональной деятельности, среди которых научно-исследовательская, научно-педагогическая, проектная, опытно- и проектно-конструкторская, технологическая, организаторская и др. Согласно содержанию приказа магистр должен быть готовым «к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки».

«Изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр»», описанные в Письме Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 24.03.2006 №03-749 сводятся к следующему:

• магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая существующие в данном вузе научно-педагогические школы, и вводятся решением Ученого совета вуза;

• магистерские программы проходят аккредитацию;

• при поступлении в магистратуру к конкурсному отбору допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Условия конкурсного отбора для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе ГОС ВПО подготовки бакалавра по данному направлению;

• лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным ГОС подготовки бакалавра по данному направлению.

В своей статье В. Сенашенко [2] пишет о требованиях к специализированной подготовке магистра, которые формулируются весьма расплывчато: «Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, устанавливаются вузом и отражают вид (виды)

деятельности, на подготовку к которым направлена основная образовательная программа».

Как же соотносятся требования к уровню подготовки магистра и специалиста, учитывая, что в соответствии с обновленным образовательным законодательством (Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 г. №232-ФЗ) специалист и магистр отнесены к одному и тому же образовательному уровню. И поэтому у преподавателей вузов и самих студентов возникает законный вопрос: магистр «выше» или «ниже» специалиста, тем более что специалист это уже не только квалификация, но и степень? Другими словами, освоение какой образовательной программы обеспечивает получение более качественного образования в случае, если направленность образовательных программ подготовки специалиста и магистра совпадают? Конечно, по временному признаку (шесть лет вместо пяти), когда магистранты обучаются по тому же направлению, что и образовательная программа предшествующего бакалавриата, образование магистра должно быть более добротным, ибо получаемое ими образование содержит как фундаментальную, так и профессиональную составляющие в определенной образовательной области. Однако даже в этом случае сформулированный вопрос все же остается из-за структурных различий образовательных программ, предусматривающих значительно больший объем самостоятельной и научно-исследовательской работ у магистрантов, чем у студентов, обучающихся по программе специалиста [2].

Обращение к истории российской высшей школы позволяет выяснить, что степень магистра по сути не введена, а восстановлена после отмены дореволюционных ученых степеней и званий декретом Совета народных комиссаров 1 октября 1918 года. В связи с этим закономерно встают вопросы: кто такой «дореволюционный магистр»? Есть ли содержательная связь с магистром нашего времени? Если есть, то что сквозь столетия перенял для себя магистр нашего времени? Ответы на заданные вопросы позволяют сопоставить исторический опыт с сегодняшними решениями по проблеме о месте и роли магистратуры в структуре ВПО России, а также оценить целесообразность их принятия.

На заре высшей школы ученые степени были заимствованы из практики зарубежных университетов. В итоге в дореволюционное время ученые степени носили следующие названия: «действительный студент», «кандидат», «магистр» и «доктор».

С 1819 года «Положением о производстве в ученые степени»

действительный студент являлся четвертой, низшей степенью в многоступенчатой послевузовской подготовке научно-педагогических кадров. Позднее степень «действительный студент» утратила статус квалификационного уровня, преобразовавшись в звание, обозначавшее лицо с законченным 4-х летним университетским образованием.

Уровень подготовленности кандидата в отличие от действительного студента состоял не только « в одном энциклопедическом обозрении всех наук известного факультета», но и в способности научного осмысления проблем дисциплин, которыми он преимущественно занимался. Таким образом, степень кандидата закрепилась как второй квалификационный уровень научно-педагогических кадров, обладатель которого должен был проявить способности к научно исследовательской деятельности.

Требования к уровню подготовленности соискателя магистерской степени заключались, во-первых, в полном глубоком системном представлении о науке своей специализации (профессиональный компонент деятельности), во-вторых, в умении методически правильно передать обучающимся необходимый объем знаний по этой науке (педагогический компонент деятельности), а также оперировать им в научноисследовательской работе (научно-прикладной компонент деятельности).

От желающих получить степень доктора требовалось знать «не какую-либо известную систему наук, но самую науку в существенных ее основаниях, в ее развитии и направлениях к общей и частной целям», во-вторых, «глубоко судить о ней, деятельностью собственного ума открывать и исправлять в ней слабые места, дополнять недостатки, отсекать неважные для цели подробности, усовершенствовать связь и порядок, очищать и укреплять основания». Следовательно, по сравнению с магистром доктор, помимо прикладной, наделялся преобразующей функцией в науке [3].

Наибольший интерес из дореволюционной модели высшего образования для нашей работы представляют кандидат и магистр, так как их статус наиболее приближён к статусу современного магистра.

По изменению аттестационных требований к уровню подготовленности соискателей этих академических степеней (таблица 1) была выявлена динамика содержания и структуры их программы подготовки в дореволюционной России с 1804 по 1917 годы [3].

Таблица 1. Изменение аттестационных требований к научно - педагогическим кадрам в дореволюционное время

Годы Кандидат | Магистр

17251802 гг. Составлялись из разных, не во всех случаях обязательно повторяемых, элементов (устный экзамен, пробные лекции, «ученое сочинение» или диссертация, опубликованные печатные труды)

18031818 гг. Письменное выполнение практических задач, соответствующих научному направлению факультета, по заданию Совета. Устное испытание из 2-х вопросов по основным для соискателя дисциплинам факультета. Произвольный фронтальный опрос по всем дисциплинам университетского курса, не исключая вспомогательных. Предварительное собеседование по всем дисциплинам университетского курса. Устный экзамен из 2-х вопросов по научному направлению факультета. Произвольный устный экзамен. Письменный экзамен из 2-х вопросов. Проведение одной публичной лекции. Защита диссертации по собственной выбранной теме.

18191834 гг. Итоговые испытания по окончании университетского курса с отличным результатом. Письменная работа по одному из главных предметов, предварительно назначенных факультетом. Произвольный устный экзамен по дисциплинам магистерского разряда наук. Письменный экзамен по 2-м вопросам из каждой дисциплины магистерского разряда наук. Защита диссертации по теме, указанной факультетом.

18351843 гг. Итоговые испытания по окончании университетского курса с отличным результатом. «Рассуждение по одному из главных предметов факультета или отделения» по собственному выбору или наличие медали «почетного отзыва» за ранее выполненные научные работы. Произвольный устный экзамен по главным и второстепенным предметам магистерского разряда наук. Письменный экзамен по 2-м вопросам из каждой «главной науки» магистерского разряда наук. Защита диссертации по собственной выбранной теме.

18441862 гг. - // - Произвольный устный экзамен по главным и второстепенным предметам магистерского разряда наук. Письменный экзамен по одному вопросу из каждой «главной науки» магистерского разряда наук. Защита диссертации по собственной выбранной теме.

По законодательству 1863 года не позднее шести месяцев спустя после экзаменов соискатель кандидатской степени должен был представить диссертацию. Скорее всего, введение новым «Положением» в отношении кандидатских испытаний термина «диссертация» не было механической подменой ранее принятого «письменное рассуждение», но являлось установлением более высоких требований к самостоятельной письменной работе соискателя, т.е. из разряда работ реферативного характера она перешла в разряд научно-исследовательских работ. Как и прежде, представленная кандидатом работа оценивалась только одним профессором или доцентом. Однако после удовлетворительного отзыва соискатель приглашался на заседание комиссии для словесного

объяснения. Таким образом, в программе подготовки кандидата закреплялся научно-исследовательский компонент.

В частности, влияние на это оказало основанное на статических данных по выпускникам университетов за 10 лет заключение министра о большей или меньшей строгости испытаний, производимых разными университетами на степень кандидата. В результате циркуляром от 8 апреля 1863 года было указано на то, что соискатели кандидатской степени должны соответствовать ученым требованиям.

Магистратура изначально в российской практике подготовки научно-педагогических кадров предполагала, кроме совершенства исследовательских навыков, повышение образовательного и педагогического уровня соискателя. Постепенно в динамике структуры программы наряду с сохранением высоких требований к широким академическим знаниям соискателя прослеживается доминирование научно - исследовательской составляющей, т. к. защита диссертации с 1844 года становится основным элементом итоговой аттестации.

Результаты небольшого исторического экскурса наводят на следующие выводы. Из сравнительного анализа видно, что дореволюционные и современные магистры по статусному и содержательному смыслу несопоставимы. Можно предположить, что аналогом магистерской ступени современной российской системы являются образовательная ступень кандидата дореволюционной системы. Наряду с этим, дореволюционный магистр по сути является современным кандидатом наук. Чтобы получить степень магистра нужно было: окончить университет и получить степень действительного студента (5 лет обучения); пройти испытания и получить степень кандидата; пройти испытания на магистерском этапе; выполнить и защитить публично магистерскую диссертацию;

Реформы советского государства привели к тому, что в 1993 году наша страна была вынуждена создавать институт магистратуры с чистого листа. Основными требованиями на степень являются: получение степени бакалавра (4 года); освоение магистерской образовательной программы, содержащую дисциплины направления и специальные дисциплины; подготовка магистерской диссертации; прохождение итоговой государственной аттестации магистра, куда входила сдача государственных экзаменов и публичная защита диссертации.

Магистры дореволюционного времени вели довольно активную педагогическую деятельность в высшей школе. Они читали лекции студентам

младших курсов и вели практические занятия. Магистры в современной высшей школе могут пройти подготовку преподавателей высшей школы с обязательной 100 часовой педагогической практикой. Именно в эти 100 часов можно включить занятия со студентами младших курсов.

Изначально в основу организации российского университетского образования было положено заимствование западноевропейского опыта, поэтому сегодняшняя реализация магистерских программ в соответствии с международными стандартами является возвращением к традициям. Основными принципами при проектировании образовательных программ магистратуры должны быть преимущественно ориентация на опыт ведущих европейских стран и на восстановление положительных моментов для современной интеграции признаков функционирования дореволюционной магистратуры.

Источники

1. Сенашенко В., Халин В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование. 2008. № 3. С. 9.

2. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Госкомвуза России от 10.08.93 № 42.

3. Матушанский Г.У, Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно - педагогических кадров в России. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2006. 224 с.

Зарегистрирована 29.11.2010 г.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.