Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ'

РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Эволюция российского конституционализма / гарантии прав и свобод человека и гражданина / потенциал российской Конституции. / Evolution of Russian constitutionalism / guarantees of human and civil rights and freedoms / potential of the Russian Constitution.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

В большинстве исследований российского конституционализма последних лет поддерживается аргумент, что российская Конституция не исчерпала свой потенциал. Действительно, внесение в конституционный текст изменений и поправок, позволяет актуализировать положения даже «жесткой» части российской Конституции, усиливая гарантии реализации прав и свобод, в непростых условиях трансформации основ многополярного мира. Вместе с тем, конституционные преобразования, нуждаются в теоретическом анализе. В статье исследуются некоторые конституционные институты, появившиеся в отечественном конституционно-правовом пространстве в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CONSTITUTION IN THE PREPOSITIONAL CASE

Most studies of Russian constitutionalism in recent years support the argument that the Russian Constitution has not exhausted its potential. Indeed, introducing changes and amendments to the constitutional text allows us to update the provisions of even the “hard” part of the Russian Constitution, strengthening guarantees for the implementation of rights and freedoms in the difficult conditions of transforming the foundations of a multipolar world. At the same time, constitutional reforms require theoretical analysis. The article examines some constitutional institutions that have appeared in the domestic constitutional and legal space in recent years.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ»

ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, e-mail: evigpran@igpran.ru

РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

Аннотация. В большинстве исследований российского конституционализма последних лет поддерживается аргумент, что российская Конституция не исчерпала свой потенциал. Действительно, внесение в конституционный текст изменений и поправок, позволяет актуализировать положения даже «жесткой» части российской Конституции, усиливая гарантии реализации прав и свобод, в непростых условиях трансформации основ многополярного мира. Вместе с тем, конституционные преобразования, нуждаются в теоретическом анализе. В статье исследуются некоторые конституционные институты, появившиеся в отечественном конституционно-правовом пространстве в последние годы.

Ключевые слова/ Эволюция российского конституционализма, гарантии прав и свобод человека и гражданина, потенциал российской Конституции.

VINOGRADOVA Elena Valerievna,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice Institute of State and Law RAS

RUSSIAN CONSTITUTION IN THE PREPOSITIONAL CASE

Annotation. Most studies of Russian constitutionalism in recent years support the argument that the Russian Constitution has not exhausted its potential. Indeed, introducing changes and amendments to the constitutional text allows us to update the provisions of even the "hard" part of the Russian Constitution, strengthening guarantees for the implementation of rights and freedoms in the difficult conditions of transforming the foundations of a multipolar world. At the same time, constitutional reforms require theoretical analysis. The article examines some constitutional institutions that have appeared in the domestic constitutional and legal space in recent years.

Key words: Evolution of Russian constitutionalism, guarantees of human and civil rights and freedoms, potential of the Russian Constitution.

В декабре 1993 г. была принята Конституции Российской Федерации, ее тридцатилетие - повод для анализа отечественной конституционной модели, размышлений о ее эффективности и перспективах развития. Название статьи предопределяет цель исследования, которое заключается в необходимости поиска новых подходов в рассуждениях о российской Конституции. История ее принятия, преобразований, отвечающих вызовам времени, подведения итогов тридцатилетнего периода становления концепции современного отечественного конституционализма.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что российская социально-правовая конституционная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

модель, обладая специфическими чертами, форматируется в общих мировых трендах парадигм государственного устройства, определяемых основным законом того или иного государства. В то же время, еще В.О. Ключевский отмечал, что: «...вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи»1. Для современной России, находящейся в активном поиске элементов собственной идентичности, особенно важно

1 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 42.

сохранить те, принятые народом и сохраняемые им на протяжении многих веков ценности, которые запечатлены в правовых традициях государственного устройства.

В качестве одной из особенностей российского конституционализма очень часто рассматривают тезис о том, что у нашей страны традиции конституционного устройства, в отличие от некоторых других стран не имеют многовековой истории. С этим тезисом сложно согласиться. Действительно, первый отечественный документ под названием Конституция, был принят в 1918 г. Но это ни в коей мере не означает отсутствия в России традиций конституционализма. Ретроспективный анализ документов, определяющих формат правового регулирования государственного устройства, содержит ценностные ориентиры, необходимые для сохранения исторической правды. Для нашей страны они являются частью отечественного конституционного наследия. Такой подход остается актуальными в любую эпоху, в любом обществе.

Идеи нормативного закрепления основ государственного устройства России задолго до принятия в 1918 г. Конституции РСФСР формировали специфику современного российского конституционализма. Правовые тексты как источники, выполнявшие функции конституционного регулирования, - это и древнерусские памятники права, принятые с IX по XV век: Правда Ярослава Мудрого, Русская Правда, Устав Владимира Мономаха и др.1 Псковская и Новгородская судные грамоты, Великокняжеский и Царский судебники также содержали нормы, определяющие государственное устройство. Уже во второй половине XVIII века в России появляются реальные конституционные проекты Д.И. Фонвизина, графа Н.И. Панина и др. В XIX веке труды П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, князя П.В. Долгорукова2, М.М. Сперанского3, сенатора Н.Н. Новосильцева4 содержали предложения по улучшению государственного устройства Россий-

1 См., например, Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. М., 1976 г., Памятник русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952 г

2 Долгоруков П.В. Правда о России, высказанная князем Петром Долгоруковым. Т. 1, 2. Париж, 1861. 403 с.

3 Сперанский М.М. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского: (Введение к уложению государственных законов 1809 г): с прил.: «Записки об устройстве судебных и правительств. учреждений в России», (1803 г.), статьей «О государственных установлениях», «О крепостных людях» и «Пермского письма к императору Александру». М.: Русская мысль, 1905. VI. 359 с.

4 Полный сборник платформ всех русских политических партий: с приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 года и всеподданнейшего доклада графа Витте. СПб.: Тип. Север, 1906. 102 с.

ской империи. При этом, анализируя эти документы и сравнивая их с актами, принимаемыми в других странах, со всей очевидностью можно прийти к выводу, что образцы российской конституционно-правовой мысли весьма созвучны своему времени и во многом превосходят по глубине аргументации западные образцы.

В начале XX в. предлагались проекты либералов и представителей революционного движения, обосновывавших разные подходы к формированию конституционного устройства Российской империи, от эволюционного перехода к конституционной монархии до уничтожения существующей государственности, и провозглашения нового государства, которое было создано, и существовало на протяжении почти всего ХХ века5.

На протяжении всего периода существования советского государства создаются проекты, а затем принимаются конституции, которые по мнению исследователей, при наличии демократической окраски, не имеют практической реализа-ции6, в то же время в них декларативно отражены и закреплены в качестве ценностных ориентиров гарантии прав и свобод человека и гражданина.

История конституционного развития государств мира свидетельствует, что наиболее прогрессивные, демократические конституции принимались в годы общественного подъема, на социальном или политическом переломе, в частности, в странах Западной Европы после Второй мировой войны7. Одним из таких периодов в новейшей истории России, вне всяких сомнений, можно считать время «открытия пространства для конституционного творчества»8, актуализировавшее политико-правовые реформы 1980-1990 годов. Они были связаны с нестабильностью политической системы. Но попытки изменить Основной закон, внося в него отдельные поправки, не отражали политико-правовых реалий, создающих в стране новое конституционное пространство. Поэтому была начата работа по созданию проекта новой

5 См.: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Конституция, которой не было. //Образование и право. № 7. 2019. С.19.

6 См.: Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945-1985 гг.): Монография/ Под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2012.

7 Конституции Франции 1946 г (действует частично в виде сохраненной преамбулы, где содержатся социально-экономические положения), Италии 1947 г., Индии и Германии 1949 г, Португалии 1976 г, Бразилии 1988 г. и др.

8 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т.5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации. (1990-1993 гг.) М., 2009. С.35-36.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Конституции. Первым Съездом народных депутатов СССР была создана Конституционная комиссия, председателем которой стал М.С. Горбачев. В Комиссию вошли народные депутаты А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак и другие1. Конституционная реформа заложила правовые основы российской государственности в новый исторический период2.

В 80-е годы в СССР появились исследования, в которых сформулированы принципы действующего конституционного регулирования. Создавалась новая конституционно-правовая модель государственности. Идея о необходимости коренных преобразований общества, появившаяся в период перестройки, обосновывала идею принятия новой Конституции. В 1989 г., в рамках теоретических исследований учеными Института государства и права Академии Наук СССР была разработана концепция новой Конституции Союза ССР. В ней предполагалось, в частности, что Конституция должна иметь высокую юридическую эффективность, быть актом непосредственного действия. В центре внимания новой Конституции должны были стать отношения между гражданином, обществом и государством. Провозглашая принцип «правового государства», ученые ИГПАНа предлагали предварить Конституцию особой декларацией прав гражданина. Концепция создавала развернутую и стройную картину органического устройства власти, исходила из необходимости отказа от «распорядительных» функций Верховного Совета при одновременном усилении его контрольных функций и права вотировать доверие (недоверие) Правительству. Для укрепления гарантий независимости законодательной власти, поддержания принципа разделения властей, как одного из базовых принципов правовой государственности, в проекте предлагалось создать институт президента. Многие положения предложенной концепции нашли в дальнейшем свое отражение в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации.

Этот и другие проекты отражали свое время, подтверждая аксиому, что переломные, судьбоносные периоды в жизни государства всегда изменяют правовую реальность, при этом основой для новых форматов являются традиционные для страны ценности.

Обращение к отечественному историческому опыту актуально и сегодня в условиях современных вызовов. Как неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин, мы в значительной мере опираемся на фундамент того, что сделали предыдущие поколения и обладаем преимуществом в историческом опыте3. На протяжении существования российской государственности создавались проекты, принимались акты государственно-правового регулирования, конституции, которые могут по-разному оцениваться с точки зрения их идеологического содержания, теоретической и практической значимости, влияния на общество, которые составляют золотой фонд российского конституционализма.

Формировавшаяся на протяжении веков конституционная модель российской государственности, отражает специфику отечественного правосознания, заключающуюся, по мнению члена-корреспондента Российской академии наук Г.В. Мальцева «.В соединении научного рационализма и этического сознания»4. Этические, морально-нравственные аксиомы, предопределяют аксиологическую ценность российского конституционализма.

Политико-правовая реальность всегда диктует условия, которые должны отражать действительность в документах, имеющих высшую юридическую силу. Как отмечает в своей работе В.Д. Зорькин «.если изменения реальности и высокопрофессиональный анализ убедительно покажут, что действующая Конституция. уже не способна выполнять свои функции и не позволяет России адекватно ответить на вызовы исторического времени и что конституционные трансформации не только возможны, но и необходимы, всем нам придется подчиниться требованиям жизни»5.

Конституция РФ, принятая в декабре 1993 г., вобрала в себя много идей, которые позволяют говорить о ней как о документе, определяющем Российскую Федерацию как правовое демократическое государство. Вместе с тем, продолжается процесс трансформации Конституции6. Рассматривая возможность изменения ее положений, целесообразно обсудить, на наш взгляд, ряд осно-

1 См.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. № 40-1 «Об образовании Конституционной комиссии». //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1989. № 3. Ст.23.

2 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / Под общ. ред. О. Г. Румянцева. - В 6-ти т. Т.1: 1990 год. М., 2007. С.20.

3 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина 12.12.2012.; Заседание дискуссионного клуба «Валдай» 21.10.2021. URL: http: //www.kremlin.ru (дата обращения - 12.11.2023).

4 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: ИНФРА-М., 2014. - 800 с. С.115.

5 См.: Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008. С.57.

6 Виноградова Е.В. Российский конституционализм. Возвращение к сакральности. // Вестник Пермского Университета Юридические науки. 2023/ Вып. 1(59). с.24-47. с.28.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

вополагающих вопросов. Во-первых, достаточен ли срок ее действия, чтобы выявить явные и скрытые недостатки? Исчерпала ли Конституция РФ, заложенный в ней потенциал настолько, что в ней что-либо следует менять?

При этом отметим, что в обществе и среди большинства специалистов, как представляется, существует отрицательный ответ на вопрос о замене Конституции в настоящее время. Авторитетная международная организация конституционалистов — Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) — неоднократно рассматривала Конституцию РФ и всегда оценивала ее положительно. Этой же позиции придерживаются большинство российских исследователей конституционного права. Есть лишь отдельные отрицательные отзывы некоторых российских и зарубежных авторов, причем у последних такие оценки относятся не к самой Конституции, а обычно содержат утверждения, что она не будет должным образом и в полном объеме применяться. К тому же зарубежные авторы, говоря о Конституции РФ, обращаются, по американской традиции, только к вопросу о правах человека и системе высших органов государства. Вопросы общественного строя зарубежные конституционалисты традиционно не рассматривают.

Для исследователя представляется важной высокая оценка практической ценности Основного Закона страны, которая содержится в словах Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Конституция выдержала проверку временем, создала условия для стабильного развития страны, формирования важнейших государственных, общественных институтов, реализации открытой внешней политики и защиты национальных интересов. Опираясь на идеи и принципы Основного Закона, удалось обеспечить суверенитет и целостность России.

Действующая Конституция РФ содержит базовые нормы, которые должны сохраниться. При этом важно, что по полноте объема конституционного регулирования, по структуре документа, краткости и, вместе с тем, точности многих формулировок, их доступности для понимания она превосходит многие зарубежные конституции которые иногда излишне объемны1, иногда состоят из документов разного времени2, многие из них пробельны, особенно в вопросах социально-экономических отношений, регулирование

1 К примеру, Конституция Индии состоит из 368 статей и 12 приложений (см.: Конституции зарубежных государств: учеб, пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 431— 586).

2 Во Франции этот период охватывает 230 лет

(см.: там же. С. 46-90).

которых в наше время является одним из направлений конституционного развития.

В ней есть такие ценностные положения, которых нет в основных законах других государств3. Например, важная для нашей многонациональной страны ст. 26 о праве гражданина самому определять и указывать свою национальную принадлежность. То, что перечень прав и свобод человека и гражданина закрепленный в Конституции РФ — наиболее полный среди конституций мира, безусловно.

Традиционно в Конституции РФ содержится целостный комплекс положений о социально-экономических основах государственного строя. В зарубежных конституциях есть только единичные нормы такого рода. В Конституции РФ закреплены принципы социального государства (ст. 7), сказано о множественности, равноправии и равной защите форм собственности, в том числе частной (ч. 2 ст. 8), свободе экономической деятельности и

др.

Конституция РФ закрепляет многие общественные ценности, но и сама она как общественное явление и юридический документ представляет собой социальную и юридическую ценность. Слово «ценность» имеет разные значения (включая сугубо материальное), но, как правило, под ценностью понимаются вещи, явления, события, процессы, более значимые по сравнению с другими.

Представления о ценности определенных явлений (жизни, свободы, справедливости, общего блага, мира и др.) складывались в менталитете индивидов и народов, видимо, в течение многих тысяч лет существования человека как разумного социобиологического существа. Позднее на первый план стали выдвигаться ценности гуманизма, прав человека, равенства, братства, самоопределения народов и др. В наше время многие важнейшие гуманитарные ценности называют общечеловеческими, некоторым из них все чаще придается социальный характер. Это, например, социальная справедливость, социальное партнерство, социальная ответственность.

Общее понятие ценности Конституции имеет теоретический, философский характер и относится в целом к сути этого документа как такового. В этой связи для науки о праве мы различаем социальную и юридическую ценность самой Конституции 1993 г., а также закрепленные в ней ценности, относящиеся к человеку, общественному и государственному строю, принципам международных отношений государства.

Социальная и юридическая ценности Конституции — это обобщение, суть многих конкрет-

3 они содержатся, к примеру, в Международном пакте о правах человека 1966 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ных ценностей (включая точность юридических формулировок), закрепленных в ней.

Несомненная востребованность аксиологического подхода в доктрине конституционного права, основана на философском понимании ценностей общества, общественной жизни, которые, несомненно, оказывают влияние на развитие правовых явлений. Таким образом, правовые ценности оказывают воздействие на ценности общественные, трансформируются в ценности конституционно-правовые.

Рассуждая о необходимости формирования системы конституционных ценностей, можно отметить, что элементы системы не всегда существуют в модели, предполагающей обязательность иерархии. Правовые нормы, равные по юридической силе, могут оказывать воздействие на однородную группу общественных отношений, не имея соподчиненности, градаций по степени их значимости. В этом смысле конституционно-правовые ценности, представляют собой пример такого взаимодействия элементов внутри системы, они не имеют иерархической структуры, позволяющей соотносить их между собой по важности или значимости. Установление значимости той или иной ценности может происходить в решении конкретного вопроса, в определенном случае. Но сущностно, определение для конституционной ценности места в качестве ценности более высокого порядка по отношению к другим не может предопределяться ни ее закреплением (нормативным либо декларативным), ни толкованием. Закрепление в Конституции той или иной ценности происходит весьма обобщенно, чаще всего в виде принципов, определяющих приоритетные цели развития общества и государства, которые наполняются конкретным содержанием в текущем законодательстве. Системный подход к пониманию природы и содержания конституционных ценностей, закрепляя основы конституционного строя, основные права человека и гражданина, определяют параметры аксиологического фона правовой системы страны. Конституционные ценности, отражаясь через систему конституционных принципов, закрепляя критерии конституционности правовых норм, детерминируют законотворческий процесс.

Признание конституционной какой-либо ценности предопределяет необходимость согласования разнонаправленных интересов - государства, общества, личности. И здесь для поиска оптимального баланса необходим критерий. Ценность конституционных норм, заключается в том, что, обладая высшей юридической силой, они имеют абсолютный характер. Вместе с тем, очевидно, что реализация одних конституционно-правовых норм может быть сопряжена с препятстви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ями реализации других, поэтому перевод ситуации из плоскости юридических норм и возникающих на их основе правоотношений в аксиологическую область, в сферу ценностей, каждый раз предполагает поиск справедливого баланса между ними. Конституционно-правовые нормы, формируя правовые ценности, создают возможность использовать не буквальное, а аксиологическое толкование. Поиск оптимального баланса интересов личности, общества, государства является актуальной проблемой современного конституционного права. Этот подход - нахождения баланса конституционно-значимых ценностей при определении конституционности оспариваемых норм реализуется в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Интересы зачастую не совпадают, а иногда и противопоставляются друг другу. Именно поэтому создание системы конституционных ценностей, соответствующих объективной оценке происходящих процессов становления правовой государственности и развития гражданского общества весьма актуально для формирования современного российского конституционно-правового пространства. Конституционные ценности, закрепляя основы конституционного строя, основные права человека и гражданина, обладают определенной спецификой, определяют оптимальные параметры аксиологического поля конкретной правовой системы. Их специфика связана с особенностями конституционного права как отрасли права. С одной стороны, являясь самостоятельной отраслью права, конституционное право имеет собственный предмет и систему. С другой - оно выполняет системообразующую функцию по отношению к отраслевым системам правового регулирования, очерчивая конституционные пределы их самостоятельности. Значение конституционных ценностей, получающих свое отражение через систему конституционных принципов, выражается в том, что они детерминируют закрепление критерия конституционности в создаваемых нормах права.

С момента закрепления в Конституции Российской Федерации положения о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2) юридико-аксиологический компонент стал частью конституционного правопонимания. Ценность стала не только социально-философской, но и конституционно признанной правовой категорией. Правоведы признали, что в основу правовой системы должна быть положена философия восприятия общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в процессе своего исторического развития общепризнанный характер.

Роль Конституции РФ в процессе закрепления ценностей заключается в том, что в ней как

основном законе государства перечисляются предельно обобщенные, выступающие в качестве целей развития общества и государства приоритеты. Таким образом, будучи нормативным правовым актом высшего порядка, Конституция является выражением ценностно-нормативной системы общества, которая, получая свое конституционное оформление, оказывает на общество обратное воздействие посредством учреждаемой основным законом институциональной системы.

Ведя речь о ценности Конституции Российской Федерации, важно обратить внимание и на такой аспект этой проблематики как восприятие конституционных ценностей общественным сознанием. Действие Конституции неотделимо от субъективного отношения к ней людей. Конституционные нормы не только указывают на определенный образ действия граждан как правомерный, одобряемый государством, но и вызывают в их сознании решающие мотивы в пользу такого поведения, создают предпосылки к тому, чтобы поведение обязанного лица соответствовало требованиям Конституции. Таким образом, ценностное отношение приобретает регулятивное значение в силу того, что оценка перерастает в принципы, правила поведения людей. Следовательно, аксиологическая функция характеризует такой аспект воздействия Конституции на поведение человека, который связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориента-ций.

Дискуссионным является не только определение приоритетности конституционных ценностей, но и признание государства как ценности вообще. Так в процессе реформирования российского общества многие специалисты оставили в стороне такой важный институт, как государство.1 Часто высказывается негативное отношение к государству, государственной власти, государственным структурам.2

Реализация конституционных ценностей в формате легитимации решения без участия в этом процессе государства в принципе невозможна, поскольку полномочиями утвердить определенное в процессе поиска оптимального баланса частных и публичных интересов решение, наделены только субъекты публичной власти. Правовые позиции Конституционного Суда есть результат истолкования конкретных положений законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений в пределах компетенции Конституционного Суда.

1 Затонский В.А. Эффективная государственность / под ред. А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006.С. 55.

2 См., напр.: Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве / Л.В. Петрова // Государство и право. - 1995. - № 2. - С. 39.

Спецификой его конституционно-контрольных полномочий предопределяются особенности правовой природы и юридической силы решений Суда. Правовые позиции Конституционного Суда, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер, обладают нормативностью и соответственно эти положения могут признаваться источниками права. При этом в основном, речь идет не только о так называемом «негативном нормотворчестве», которое является следствием признания не соответствующим Конституции положений оспариваемого нормативного акта, в связи с чем оно утрачивает силу. В то же время Конституционный Суд, применяя форму «законодателю надлежит сформулировать положение...», создает положения нормативного характера, имеющие общеобязательный характер и повышенную юридическую силу. В этом проявляется специфическая форма его правотворческой деятельности, так как с помощью конституционного истолкования преодолевается коллизия между несколькими нормами путем поиска баланса содержащихся в них конкурирующих ценностей. Обеспечивая сбалансированность конституционных ценностей, Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывает их подлинную сущность с учетом содержания самой Конституции.

Именно в практике Конституционного Суда получили свое обоснование целый ряд формально не зафиксированных в Конституции ценностей, охватывающих организующее воздействие на соответствующие общественные отношения, включая такие, как: справедливость и, стабильность и определенность публичных правоотношений, стабильность условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений.

Решения Конституционного Суда создали огромный правовой пласт в отечественном конституционно-правовом пространстве. Кстати, важно обратить внимание на то, что анализ решений Конституционного Суда, позволяет сделать вывод, что уделяя большое внимание защите основных конституционных ценностей, к которым относятся: права и свободы личности, суверенитет и государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны страны и безопасности государства, в решениях Конституционный Суда можно встретить как свидетельства приоритета частного, так и публичного интереса. Это под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

тверждает ранее сформулированное суждение об отсутствии иерархии в системе российских конституционных ценностей.

Таким образом, признание и создание механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов личности, могут происходить только с применением публичных процедур, с использованием полномочий органов публичной власти. Поэтому права личности, общества, государства существуют как механизм общий, в котором невозможно процедурное отделение. Вопросы признания в качестве конституционной ценности совокупности прав публичной власти представляют определенный исследовательский интерес, исходя из подхода, что они не могут совпадать с частными интересами в полном объеме. Вместе с тем, именно система конституционных ценностей может использоваться в качестве критерия сбалансированности различных целей и интересов.

В Конституции Российской Федерации представлен универсальный ценностный ряд, объединяющий основы экономических, социальных, политических, нравственных, правовых и иных общественных отношений. С высокой долей условности систему конституционных ценностей можно представить, как совокупность принципов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в единой системе взаимодействия личности, общества, государства.

В завершении хотелось бы отметить, что размышления о российской Конституции в предложном падеже, предложенные в данной статье, представляют собой лишь небольшую часть исследований, посвященных отечественному конституционализму, его становлению, развитию, прогнозов эволюции и перспектив. Тридцать лет действия Конституции Российской Федерации, позволяют говорить о ней как о документе, формирующем современную российскую правовую государственность.

Список литературы:

[1] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 42.

[2] См., например, Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. М., 1976 г., Памятник русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952 г.

[3] Долгоруков П.В. Правда о России, высказанная князем Петром Долгоруковым. Т. 1, 2. Париж, 1861. 403 с.

[4] Сперанский М.М. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского: (Введение к уложению государственных законов 1809 г.): с прил.: «Записки об устройстве судебных и пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

вительств. учреждений в России», (1803 г.), статьей «О государственных установлениях», «О крепостных людях» и «Пермского письма к императору Александру». М.: Русская мысль, 1905. VI. 359 с.

[5] Полный сборник платформ всех русских политических партий: с приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 года и всеподданнейшего доклада графа Витте. СПб.: Тип. Север, 1906. 102 с.

[6] См.: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Конституция, которой не было. //Образование и право. № 7. 2019. С.19.

[7] См.: Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945-1985 гг.): Монография/ Под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2012.

[8] Конституции Франции 1946 г. (действует частично в виде сохраненной преамбулы, где содержатся социально-экономические положения), Италии 1947 г., Индии и Германии 1949 г., Португалии 1976 г., Бразилии 1988 г. и др.

[9] Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т.5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации. (1990-1993 гг.) М., 2009. С.35-36.

[10] См.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. № 40-1 «Об образовании Конституционной комиссии». //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст.23.

[11] Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / Под общ. ред. О. Г. Румянцева. - В 6-ти т. Т.1: 1990 год. М., 2007. С.20.

[12] См.: Послание Президента РФ В.В. Путина 12.12.2012.; Заседание дискуссионного клуба «Валдай» 21.10.2021. URL: http: //www. kremlin.ru (дата обращения - 12.11.2023).

[13] Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: ИНФРА-М., 2014. - 800 с. С.115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] См.: Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008. С.57.

[15] Виноградова Е.В. Российский конституционализм. Возвращение к сакральности. // Вестник Пермского Университета Юридические науки. 2023/ Вып. 1(59). с.24-47. с.28.

[16] К примеру, Конституция Индии состоит из 368 статей и 12 приложений (см.: Конституции зарубежных государств: учеб, пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 431— 586).

[17] Во Франции этот период охватывает 230 лет (см.: там же. С. 46-90).

[18] они содержатся, к примеру, в Международном пакте о правах человека 1966 г.

[19] Затонский В.А. Эффективная государственность / под ред. А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006.С. 55.

[20] См., напр.: Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве / Л.В. Петрова // Государство и право. - 1995. - № 2. - С. 39.

Spisok literatury:

[1] Klyuchevskij V.O. Russkaya istoriya. Polnyj kurs lekcij. Posleslovie, kommentarii A.F. Smirnova. M.: OLMA-PRESS Obrazovanie, 2004. - S. 42.

[2] Sm., naprimer, SHCHapov YA.N. Drevnerusskie knyazheskie ustavy XI—XV vv. M., 1976 g., Pamyatnik russkogo prava / Pod red. S. V. YUshkova. M., 1952 g.

[3] Dolgorukov P.V. Pravda o Rossii, vyskazan-naya knyazem Petrom Dolgorukovym. T. 1, 2. Parizh, 1861. 403 s.

[4] Speranskij M.M. Plan gosudarstvennogo preobrazovaniya grafa M.M. Speranskogo: (Vvede-nie k ulozheniyu gosudarstvennyh zakonov 1809 g.): s pril.: «Zapiski ob ustrojstve sudebnyh i pravitel'stv. uchrezhdenij v Rossii», (1803 g.), stat'ej «O gosudarstvennyh ustanovleniyah», «O krepostnyh lyudyah» i «Permskogo pis'ma k imperatoru Aleksan-dru». M.: Russkaya mysl', 1905. VI. 359 s.

[5] Polnyj sbornik platform vsekh russkih polit-icheskih partij: s prilozheniem vysochajshego manifesta 17 oktyabrya 1905 goda i vsepoddannejshego doklada grafa Vitte. SPb.: Tip. Sever, 1906. 102 s.

[6] Sm.: Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L. Konstituciya, kotoroj ne bylo. //Obrazovanie i pravo. № 7. 2019. S.19.

[7] Sm.: Sovetskij gosudarstvennyj stroj: realii, proekty, idei, spory (1945-1985 gg.): Monografiya/ Pod obshch. red. YU.L. SHul'zhenko. M., 2012.

[8] Konstitucii Francii 1946 g. (dejstvuet chas-tichno v vide sohranennoj preambuly, gde soderzhat-sya social'no-ekonomicheskie polozheniya), Italii 1947 g., Indii i Germanii 1949 g., Portugalii 1976 g., Brazilii 1988 g. i dr.

[9] Iz istorii sozdaniya Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaya komissiya: steno-grammy, materialy, dokumenty (1990 - 1993 gg.) / Pod obshch. red. O.G. Rumyanceva. T.5: Al'terna-tivnye proekty Konstitucii Rossijskoj Federacii. (19901993 gg.) M., 2009. S.35-36.

[10] Sm.: Postanovlenie S"ezda narodnyh deputatov SSSR ot 9 iyunya 1989 g. № 40-1 «Ob obrazovanii Konstitucionnoj komissii». //Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. 1989. № 3. St.23.

[11] Iz istorii sozdaniya Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaya komissiya: steno-grammy, materialy, dokumenty (1990 - 1993 gg.) / Pod obshch. red. O. G. Rumyanceva. - V 6-ti t. T.1: 1990 god. M., 2007. S.20.

[12] Sm.: Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina 12.12.2012.; Zasedanie diskussionnogo kluba «Valdaj» 21.10.2021. URL: http: //www.kremlin.ru (data obrashcheniya - 12.11.2023).

[13] Mal'cev G.V. Social'nye osnovaniya prava. M.: INFRA-M., 2014. - 800 s. S.115.

[14] Sm.: Zor'kin V.D. Rossiya i Konstituciya v XXI veke. M., 2008. S.57.

[15] Vinogradova E.V. Rossijskij konstitucional-izm. Vozvrashchenie k sakral'nosti. // Vestnik Permskogo Universiteta YUridicheskie nauki. 2023/ Vyp. 1(59). s.24-47. s.28.

[16] K primeru, Konstituciya Indii sostoit iz 368 statej i 12 prilozhenij (sm.: Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv: ucheb, posobie / sost. V.V. Maklakov. M., 2003. S. 431— 586).

[17] Vo Francii etot period ohvatyvaet 230 let (sm.: tam zhe. S. 46-90).

[18] oni soderzhatsya, k primeru, v Mezhdunar-odnom pakte o pravah cheloveka 1966 g.

[19] Zatonskij V.A. Effektivnaya gosudarstven-nost' / pod red. A.V. Mal'ko. - M.: YUrist", 2006.S. 55.

[20] Sm., napr.: Petrova L.V. O estestvennom i pozitivnom prave / L.V. Petrova // Gosudarstvo i pravo. - 1995. - № 2. - S. 39.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.