Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА / МЕСТО РУССКОГО НАРОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Гоголев Алексей Михайлович

Трансформации современного мира обуславливают поиск новых подходов к осознанию исторического места России в международном сообществе. В статье предпринята попытка анализа основ российского конституционализма в реалиях правовой государственности, основы которой обусловлены исторически значимыми для судеб российского народа идеями, взглядами, идеалами и ценностями. В качестве цели настоящего исследования хотелось бы обозначить актуализацию работ, институционализирующих российскую идентичность, появление которой в конституционном тексте Российской Федерации произошло в 2020 г. благодаря принятию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN IDENTITY AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL VALUES

The transformations of the modern world determine the search for new approaches to understanding Russia's historical place in the international community. The article attempts to analyze the foundations of Russian constitutionalism in the realities of legal statehood, the foundations of which are determined by historically significant ideas, views, ideals and values for the fate of the Russian people. As the purpose of this study, The authors would like to designate the actualization of works that institutionalize Russian identity, the appearance of which in the constitutional text of the Russian Federation occurred in 2020.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Политика и экономика Евразии

Евразийская адвокатура. 2022. № 4 (59). С. 85. Eurasian advocacy. 2022;(4(59)):85.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 34.023

doi 10.52068/2304-9839_2022_59_4_85

РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна1, ГОГОЛЕВ Алексей Михайлович2

1 Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10, Российская Федерация

2 Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и конституционного права Пермского государственного национального исследовательского университета

614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Букерева, д. 15, Российская Федерация

Аннотация: Трансформации современного мира обуславливают поиск новых подходов к осознанию исторического места России в международном сообществе. В статье предпринята попытка анализа основ российского конституционализма в реалиях правовой государственности, основы которой обусловлены исторически значимыми для судеб российского народа идеями, взглядами, идеалами и ценностями. В качестве цели настоящего исследования хотелось бы обозначить актуализацию работ, институционализирующих российскую идентичность, появление которой в конституционном тексте Российской Федерации произошло в 2020 г. благодаря принятию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Ключевые слова: конституционное развитие, культурная идентичность, традиционные ценности, становление и укрепление государственного единства, место русского народа в современном мире

Для цитирования: Виноградова Е.В., Гоголев А.М. Российская идентичность как элемент системы конституционных ценностей // Евразийская адвокатура. 2022. № 4 (59). С. 85. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2022_59_4_85

Policy and economy of Eurasia

Original article

RUSSIAN IDENTITY AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL VALUES VINOGRADOVA Elena Valeryevna1, GOGOLEV Alexey Mikhailovich2

1 Doctor of Law, Professor, Chief Scientific Officer Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 119019, Moscow, Znamenka St., 10, Russian Federation

2 Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Constitutional Law of Perm State National Research University

614990, Perm, Bukereva str., 15, Russian Federation

Abstract: The transformations of the modern world determine the search for new approaches to understanding Russia's historical place in the international community. The article attempts to analyze the foundations of Russian constitutionalism in the realities of legal statehood, the foundations of which are determined by historically significant ideas, views, ideals and values for the fate of the Russian people. As the purpose of this study, The authors would like to designate the actualization of works that institutionalize Russian identity, the appearance of which in the constitutional text of the Russian Federation occurred in 2020.

Keywords: constitutional development; cultural identity; traditional values; formation and strengthening of state unity; the place of the Russian people in the modern world

For citation: Vinogradova E.V., Gogolev A.M. Russian identity as an element of the system of constitutional values = Eurasian advocacy. 2022;4(59):85. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_59_4_85

© Виноградова Е.В., Гоголев А.М., 2022

Начать эту статью хотелось бы с цитаты русского ученого В.О. Ключевского, который отмечал: «Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи» [5, с. 42]. Для современной России, находящейся в активном поиске элементов собственной идентичности, особенно важно сохранить те принятые народом и сохраняемые им на протяжении многих веков ценности, которые запечатлены в искусстве, культуре, религиозных и философских традициях [2, с. 145].

Серьезные конституционные преобразования отражают, по мнению Н.С. Бондаря, зарождение новой политической философии, новой конституционной идеологии. Это предполагает необходимость поиска принципиально новых подходов к пониманию и обоснованию философско-миро-воззренческих основ и ценностей современного конституционализма в условиях глобалистского мира [1, с. 46].

Обусловленность дальнейшего развития России укреплением ее суверенитета и идентичности, закреплением их в конституционном тексте определяет их как конституционные ценности. Очевидно, что именно они формируют ориентиры для общества, отражаясь в тексте основных законов страны. С момента закрепления в Российской Конституции положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), ценность обрела не только социально-философское, но и конституционно-правовое содержание. Современное конституционное право нередко оперирует такими категориями, как цели, ценности, приоритеты, имеющими в изначальном смысле не правовое, а скорее философское, социологическое содержание. Поэтому весьма важным видится определение их правового содержания.

Роль Конституции РФ в процессе закрепления ценностей заключается в том, что в ней как в основном законе государства перечисляются предельно обобщенные, выступающие в качестве целей развития общества и государства приоритеты. Таким образом, будучи нормативным правовым актом высшего порядка, Конституция является выражением ценностно-нормативной системы общества. Поэтому весьма важно сформировать восприятие их в качестве ценностей общественным сознанием. Ценностное отношение к закрепленным в конституционном тексте идеям и принципам приобретает регулятивное значение в силу того, что они создают систему нравственно-

правовых регуляторов, определяющих аксиологические границы поведения органов публичной власти, институтов гражданского общества, граждан данной страны. Поэтому можно утверждать, что аксиологическая составляющая норм, формирующих конституционные ценности, определяет воздействие Основного закона на поведение человека, которое связано с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций.

Следует отметить, что система приоритетных для российского государства ценностей сформировалась не только благодаря буквальному прочтению конституционного текста. Ряд формально не зафиксированных в Конституции ценностей нашли свое место в системе российских конституционно-значимых ценностей в контекстной интерпретации Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, получили свое обоснование в таком качестве справедливость и определенность публичных правоотношений, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства и др., обозначаемые КС РФ как принципы (от лат. Рппаршш -начало). Конституционный Суд за тридцать лет своего существования создал систему принципов, формирующих конституционные ценности. Определяя принцип как концептуальную идею, обобщающую основание некоторой системы, общеправовым принципом можно считать базовое положение, на котором построена научная модель нормативного регулирования общественных отношений. Закрепленные и вытекающие из смысла Конституции, трактуемые в этом качестве Конституционным Судом, они формируют основу правовой системы и определяют направление развития правовой действительности. Конституционные принципы, как отмечает Г.А. Гаджиев, «...в большей степени, чем конкретные конституционные нормы, подвержены трансформации в процессе истолкования, что и обеспечивает динамизм в развитии конституционного права» [3, с. 37].

Полагаем, что в ближайшее время Конституционным Судом Российской Федерации будет зафиксирована правовая позиция, в соответствии с которой российская конституционно-правовая идентичность станет одним из элементов системы конституционно-значимых ценностей, принципом, обладающим должной степенью универсальности, имеющим приоритет в отношении иных правовых актов, распространяющим свое влияние на все субъекты права.

ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 4 (59) 2022

Поэтому, на наш взгляд, весьма своевременными будут теоретические исследования российской идентичности как системы, состоящей из разных элементов - исторического, культурного, правового и т. п. Очень важно в этих исследованиях учитывать, что Россия многонациональна, ее история связала судьбу русского народа с судьбой многих других. Аксиома, что становой хребет России сформирован русскими, предопределен их наибольшей численностью, глубокой исторической связью с землей России, уникальностью богатства культурного потенциала языка и мысли - почвы для существования реальной, а не мистической и не заемной совести русского человека.

Переоценка корневых ценностей, формирующих идентичность россиян, предопределяет поиск ориентиров, способных возродить в новых условиях лучшие качества русского типа личности. Возрождение русского характера, русской души и русского духа - это единственная жизнеспособная основа для возрождения народа в целом, его экономической, гражданственной, политической, правовой, культурной, религиозной, идеологической идентичности.

Что значит быть русским и что отличает русский тип личности от личностей других народов России и мира на фоне общих черт и свойств? Достанет ли русскому человеку силы, чувств, воли, мысли, действия для противостояния агрессивно, подчас весьма жестко навязываемой чуждой идеологии?

Вопросы, пробудится ли в русском человеке совесть истинно свободной личности, то есть совесть, побуждающая к миру и согласию как внутри своего народа, так и в отношении других народов, всегда возникали в работах великих русских мыслителей. Вернадский, Рерих, Бердяев, Соловьёв и многие другие искали и предлагали свой ответ на вопрос, обретет ли русский человек смысл жизни, достойный и достаточный для восстановления глубокой исторической перспективы России в мировом развитии человечества. В реалиях сегодняшнего дня мы полагаем возможным объединить эти разрозненные элементы в общую систему, определяемую как российская конституционно-правовая идентичность. В предыдущих исследованиях [4, с. 47-52] было предложено использовать различные подходы к пониманию ее сущности. Социологический, который сводится к перечислению добродетелей и пороков русского народа с последующим уравновешиванием поступков и проступков. Фило-софско-культурологический, суть которого - в

проникновении во внутренний (душевный и духовный) нравственный мир отдельной личности. Классическая русская литература вся пронизана поиском нравственной основы характера русского человека. Это неранжированный перечень добродетелей и пороков, достоинств и недостатков, приобретений и потерь. Русская нравственная жизнь - это постоянная борьба внутри личности часто противоположных желаний, чувств, мыслей, поступков. Этот подход, практически философский, опасен потенцией подмены реальной личности личностью надуманной, реального характера - характером вымышленного персонажа. Здесь есть возможность соскальзывания с этики, постоянно обнаруживающей себя поступком, в психологию и эстетизм, которые часто могут ограничиться изображением сферы переживания, лишенного поступка.

Полагаем, что еще один подход предопределен реализацией суверенной национальной правовой идеи. Основание такого подхода детерминировано переплетением правосознания с исторически значимыми для судеб народа идеями и взглядами, идеалами и ценностями, представлениями, чувствами и эмоциями. Право документально отражает внутреннюю нравственную позицию всех чаяний душевной и духовной жизни русского народа.

Именно русская нравственная идеи отражена в конституционном тексте в формуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» [7]. Что кроется внутри этого текста? Российское государство как мощнейший способ организации общества, используя правовые методы для воздействия на общественную жизнь, последовательно и неуклонно реализует идею сложившегося государственного единства всех народов в федеративном устройстве государства. В развитии положений преамбулы Конституции России сегодня видим связь русско-

го народа, реализующего через публичную власть право в модели, в которой, как писал немецкий юрист Г. Кельзен, «.. .и власть, и право реально исходит от народа» [6, с. 14].

Исторически сформировавшаяся специфическая единая система национальных ценностей, уникальность философского, религиозного, правового и культурного наследия - вот основа российской конституционной идентичности, закрепленная на самом высоком уровне, нуждающаяся в исследовании ее элементов.

Список источников

1. Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конституционного правосудия // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Летний сад, 2010. С. 46.

2. Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма. М.: Ритм, 2021.

3. Гаджиев Г.А. Принципы права и право из принципов. Конституционные суды и законодательные органы - друзья и соперники на арене конституционной политики // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 2 (63). С. 37.

4. Гоголев А.М. Отражение культурной идентичности в российских суверенных конституционных ценностях // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 47-52.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций / послеслов., коммент. А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С. 42.

6. Hans KelsenPure Theory of Law. 2 ed. 1960. С. 542.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

References

1. Bondar" N.S. Filosofiya rossijskogo konstitucional-izma: v kontekste teorii i praktiki konstitucionnogo pra-vosudiya // Filosofiya prava v nachale XXI stoletiya cherez prizmu konstitucionalizma i konstitucionnoj e"konomiki. M.: Letnij sad, 2010. S. 46.

2. Vinogradova E.V. Grani sovremennogo rossijskogo konstitucionalizma. M.: Ritm, 2021.

3. Gadzhiev G.A. Principy" prava i pravo iz princi-pov. Konstitucionny"e sudy" i zakonodatel"ny"e organy" -druz"ya i soperniki na arene konstitucionnoj politiki // Sravnitel"noe konstitucionnoe obozrenie. 2008. № 2 (63). S. 37.

4. Gogolev A.M. Otrazhenie kul"turnoj identichnosti v rossijskix suverenny"x konstitucionny"x cennostyax // Mir politiki i sociologii. 2019. № 11. S. 47-52.

5. Klyuchevskij V.O. Russkaya istoriya. Polny"j kurs lekcij / posleslov., komment. A.F. Smirnova. M.: OLMA-PRESS Obrazovanie, 2004. S. 42.

6. Hans KelsenPure Theory of Law. 2 ed. 1960. S. 542.

7. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny"m golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izm-eneniyami, odobrenny"mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g.).

Статья поступила в редакцию 13.11.22; одобрена после рецензирования 20.11.22; принята к публикации 20.11.22.

The article was submitted 13.11.22; approved after reviewing 20.11.22; accepted for publication 20.11.22.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

МИСКМ

НАУЧШ-ИССЛЩОВАТЕЛЬСШЙ] ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА

www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.