Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционное развитие / культурная идентичность / традиционные ценности / становление и укрепление государственного единства / место русского народа в современном мире.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гоголев А.М.

На основе анализа поправок к Конституции Российской Федерации, автор отмечает изменения ретроспективы, определяющей роль России в мировой истории. Поправки существенно повлияли не столько на текст основного закона, сколько контрастно очертили, сформулировали содержательные подходы к его сути. Автор отмечает, что в реалиях социального, правового демократического государства, которым является современная Россия, происходит переплетение правосознания с исторически значимыми для судеб народа идеями и взглядами, идеалами и ценностями, представлениями, чувствами и эмоциями. Предложенный автором путь к достижению обозначенной перспективы — суверенный подход в реализации национальной правовой идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-48-51 ГОГОЛЕВ Алексей Михайлович,

NIION: 2018-0076-10/22-1027 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-10-1225 доцент, доцент кафедры административного

и конституционного права Пермского государственного национального исследовательского университета, e-mail amgogol13@gmail.com

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. На основе анализа поправок к Конституции Российской Федерации, автор отмечает изменения ретроспективы, определяющей роль России в мировой истории. Поправки существенно повлияли не столько на текст основного закона, сколько контрастно очертили, сформулировали содержательные подходы к его сути. Автор отмечает, что в реалиях социального, правового демократического государства, которым является современная Россия, происходит переплетение правосознания с исторически значимыми для судеб народа идеями и взглядами, идеалами и ценностями, представлениями, чувствами и эмоциями. Предложенный автором путь к достижению обозначенной перспективы — суверенный подход в реализации национальной правовой идеи.

Ключевые слова: конституционное развитие; культурная идентичность; традиционные ценности; становление и укрепление государственного единства; место русского народа в современном мире.

GOGOLEV Alexey Mikhailovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department administrative and constitutional law of Perm state national research university

CULTURAL IDENTITY IN THE NEW SYSTEM OF RUSSIAN CONSTITUTIONAL VALUES

Annotation. Based on an analysis of amendments to the Constitution of the Russian Federation, the author notes changes in the retrospective that determines the role of Russia in world history. The amendments significantly influenced not so much the text of the basic law as contrasted, formulated meaningful approaches to its essence. The author notes that in the realities of a social, legal democratic state, which is modern Russia, there is an interweaving of legal consciousness with ideas and views that are historically significant for the fate of the people, ideals and values, ideas, feelings and emotions. The path proposed by the author to achieve the indicated perspective is a sovereign approach in the implementation of the national legal idea.

Key words: constitutional development; cultural identity; traditional values; the formation and strengthening of state unity; the place of the Russian people in the modern world.

Многовековая история России связывает судьбы русского многих других народов. Аксиома, что становой хребет России сформирован русскими, предопределен их наибольшей численностью, глубокой исторической связью с природой и землей России, уникальностью богатства культурного потенциала языка и мысли - почвы для существования реальной, а не мистической и не заемной совести русского человека.

Суть, происходящего в последние несколько лет духовно-нравственного кризиса который русский человек переживает в очередной раз своей истории предопределяет глубокую переоценку корневых ценностей, формирующих идентичность россиян. Поиск ориентиров, способных возродить в новых условиях лучшие качества русского типа личности, направлен на возрождение русского характера, русской души и русского духа, как единственной жизнеспособная основы для воз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

рождения народа в целом, его экономической, политической, правовой, культурной, религиозной, идеологической идентичности.

Что отличает русский тип личности от личностей других народов России и мира на фоне общих черт и свойств? Обретет ли вновь русский человек смысл жизни, достойный и достаточный для восстановления глубокой исторической перспективы России в мировом развитии человечества? Пробудится ли в нем совесть истинно свободной личности, то есть совесть, побуждающая к миру и согласию как внутри своего народа, так и в отношении других народов? Достанет ли русскому человеку силы чувств, воли, мысли, действия для преодоления очередного исторического кризиса? Эти вопросы на протяжении многих лет становятся актуальными в переломные моменты Российской истории.

Философы, в поиске ответа на эти вопросы, находили ответы, отражая в произведениях собственный русский взгляд на мир. Это Владимир Иванович Вернадский, Николай Константинович Рерих, Николай Александрович Бердяев, Алексей Фёдорович Лосев, Александр Александрович Зиновьев, Эвальд Васильевич Ильенков, Александр Сергеевич Панарин, Владимир Сергеевич Соловьёв и другие.

В реалиях сегодняшней жизни подходы к пониманию внутренней природы «русскости» можно дифференцировать по разным отраслям гуманитарных знаний. Один из них — социологический, усредненный, прозападный вариант подхода, сводится к перечислению добродетелей и пороков русского народа с последующим уравновешиванием поступков и проступков. Этот подход привлекателен своей кажущейся объективностью. Применение его дает очень быстрый результат. Однако этот путь не отражает напряжения чувств, стремлений, мыслей, совести личности. Во всем, что принято называть душой и духом русского народа.

Используемый как основа, отделяющая внешнюю жизнь от внутренней, этот подход уступает гораздо более трудному, но достоверному философско-культурологическому подходу. Проникновение во внутренний духовно - нравственный мир отдельной личности. Именно этим путем всегда шла классическая русская литература и философия. О нравственном характере русского народа говорят пронзительно-честные персонажи А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других русских классиков, сформировавших золотой фонд всемирной литературы. Образы мастеров русской словесности, сакральнее чем ранжированный перечень добродетелей и пороков, достоинств и недостатков, приобретений и потерь. Русская классическая литература со

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

всей определенностью показала, что нравственная жизнь - это постоянная борьба внутри личности часто противоположных желаний, чувств, мыслей, поступков. Однако и этот подход несет опасность подмены реальной личности личностью вымышленной, реального характера - характером литературного персонажа. Здесь есть возможность соскальзывания с этики, постоянно обнаруживающую себя поступком, в психологию и эстетизм, которые часто могут ограничиться изображением сферы переживания, лишенного поступка.

Суверенный подход к реализации национальной правовой идеи, состоит в переплетении правосознания с исторически значимыми для судеб народа идеями и взглядами, идеалами и ценностями, представлениями, чувствами и эмоциями. И здесь отражением, документальным свидетельством внутренней нравственной позиции по всем основным вопросам душевной и духовной жизни русского народа становятся правовые документы. В них отчетливо проявлено понимание характеров наиболее ярких из составляющих народ личностей, оценка и переоценка событий новой и новейшей истории, исторически значимых для судеб народа и для формирования у него определённой нравственной позиции.

Реализация идеи «конституционной идентичности России предполагает необходимость высокой степени независимости страны, основанной на многовековых правовых традициях, истории, философии, культуре. Возможность сохранять то истинное и ценное, что на протяжении веков укрепляло российскую державность. Модели суверенной государственности корневыми основами, связанные с идентичностью, создают вариативность выбора при принятии решений о стратегии развития России, как современного, правового государства». [2]

Тему русской нравственной идеи невозможно понять, игнорируя, провозглашенную в конституционном тексте около тридцати лет тому назад формулу: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью

мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».1

Что кроется внутри этой парадигмы? Российское государство, как мощнейший способ организации общества, используя правовые методы для воздействия на общественную жизнь, последовательно и неуклонно реализует идею сложившегося государственного единства всех народов в федеративном устройстве государства. В развитие положений преамбулы Конституции России сегодня видим связь русского народа, реализующего через публичную власть и право и, как писал немецкий юрист Г. Кельзен: «... ту самую, где и власть, и право реально исходит от народа» [14].

Стремление России сохранить национальную идентичность в экономическом, идеологическом, политическом и культурном смысле и послужило импульсом для процесса принятия в 2020 г. конституционных поправок. Исторически сформировавшаяся специфическая единая система национальных ценностей, уникальность культурного наследия - вот основа общероссийской национальной культурной идентичности, требующая правового закрепления на самом высоком уровне. И эта идея поддержана гражданами России.

Признание исторически сложившегося государственного единства, ценности истории страны, уникальности культурного наследия, защита исторической правды, воспитание гражданственности, сохранение общероссийской культурной идентичности должны стать частью российских конституционных гарантий, прав и свобод, защищаемых и охраняемых государством. [3]

Признание в Конституции веками формировавшегося государственного единства, основанного на общероссийской идентичности, является важным шагом в направлении укрепления современной российской государственности, имеющей глубокие исторические корни. [3]

Национальная культурная идентичность стала воплощением идеи, суть которой в том, что улучшить устройство общественной жизни можно только через нравственное совершенствование людей.

Полагаю, что поправки повлияли не столько на текст основного закона, сколько четко очертили, сформулировали содержательные подходы к его сути. Можно, со значительной долей уверенности констатировать, что меняется сама сущность, правовая идея, определённо обновленная культурно-нравственная позиция. Закрепление культурной идентичности Конституцией России

видится и в том, что нравственная жизнь личности и народа - это и первая и основная жизнь, а экономика, политика, искусство и даже религия - потом.

Если человек понимает, зачем и для чего он живет в этом мире, зачем и для кого он делает то, что делает, тогда он способен решить самые сложные личные или исторические задачи, вынести любые испытания, преодолеть соблазны. И именно эта суть постоянно оспаривалась, критиковалась, осмеивалась, извращалась или просто замалчивалась как современными западными мыслителя, так и отдельными представителями отечественной науки.

Вся нравственная жизнь духа и души личности повисает в невесомости вне отношения к нравственному закону. Каждый волен в выборе того закона жизни, по которому он совершает нравственные деяния. Истина нравственного закона выражена единой для всех религий заповедью любви к ближнему. Обоснование и раскрытие этой истины, возможно, и стало основой для формулировки п. 2 ст. 67.1 Конституции России: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».2

Ценен взгляд на эту норму Е.Я. Хабриевой и А.А. Клишаса, которые в тематическом комментарии пишут: «В условиях постоянной внешней угрозы нравственные идеалы и вера в Бога стали теми традиционными ценностями, наличие которых способствовало становлению и укреплению государственного единства. Россия на протяжении своей истории признавала веру в Бога в качестве важной части духовной основы жизни общества. Вера связывает народы России с исторической памятью и традиционными ценностями, которые выступают залогом существования единого сильного государства». [12]

При этом они находят способ увязать эту норму со статьей 14 Конституции России3, провозглашающей нашу страну светским государством: «Вера в Бога, выступая важной частью духовной основы жизни общества, остается личным делом каждого и при этом является важным фактором межнациональной интеграции». [12]

1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации

2 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации

3 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Таким образом, каждый в России с уверенностью должен сказать про народ России - «они -это я». И это не безликое «я». Это «я» объединяющее всех русских людей. Понимая это, всякий русский человек может глубже понять свое собственное «я» и место русского народа в современном мире.

Список литературы:

[1] Бердяев Н. А. Собрание сочинений в 8 томах: тт. 1-8. М., YMCA-Press, 1989.

[2] Виноградова Е.В. Элементы системы. российской конституционно-правовой реальности М.: Издательство: Институт государство и право РАН, 2022. - 290 с.

[3] Виноградова Е.В. Общероссийская идентичность как конституционная ценность в конституционных поправках 2020 года. - Право и государство: теория и практика.- 2020.- № 4(184).

[4] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редкол.: В.Г. Базанов (гл. ред.), Г. М. Фридлендер (зам. гл. ред.), В. В. Виноградов и др.] - Наука. Ленинградское отделение, 1972-1990.

[5] Зиновьев Г.Е. Сочинения / Г. Зиновьев. -М. ; Пг. ; Л. : Госиздат, 1923-1929.

[6] Ильенков Э.В. Философская энциклопедия. Собрание сочинений. М.: Канон+, 2020.

[7] Лесевицкий А.В. Был ли Ф. М. Достоевский «великим православным апостолом»? // Политика, государство и право. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka. ru/2016/04/3856

[8] Лосев А. Ф. Юбилейное собрание сочинений в 9-и томах: тт. 1-9. М., Мысль, 1993-2002.

[9] Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962.

[10] Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. СПб.: 19111914.

[11] Толстой Л. Н. Философский дневник. 1901-1910. — М., 2003; Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого. Избранные страницы//«Литература в школе». — 1997. - № 1. - С. 56-67.

[12] Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ

[13] Чехов А.П. Собрание сочинений и писем в 30 томах. М.: Наука, 1974-1982.

[14] Hans KelsenPure Theory of Law. 2nd edition.1960. - 542

Spisok literatury:

[1] Berdyaev N. A. Sobranie sochinenij v 8 tomah: tt. 1-8. M., YMCA-Press, 1989.

[2] Vinogradova E.V. Elementy sistemy. rossi-jskoj konstitucionno-pravovoj real'nosti M.: Izdatel'stvo: Institut gosudarstvo i pravo RAN, 2022.

- 290 s.

[3] Vinogradova E.V. Obshcherossijskaya iden-tichnost' kak konstitucionnaya cennost' v konstitucion-nyh popravkah 2020 goda. - Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika.- 2020.- № 4(184).

[4] Dostoevskij F. M. Polnoe sobranie sochinenij v tridcati tomah / AN SSSR, Institut russkoj literatury (Pushkinskij dom); [redkol.: V.G. Bazanov (gl. red.), G. M. Fridlender (zam. gl. red.), V. V. Vinogradov i dr.]

- Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1972-1990.

[5] Zinov'ev G.E. Sochineniya / G. Zinov'ev. - M. ; Pg. ; L. : Gosizdat, 1923-1929.

[6] Il'enkov E.V. Filosofskaya enciklopediya. Sobranie sochinenij. M.: Kanon+, 2020.

[7] Lesevickij A.V. Byl li F. M. Dostoevskij "veli-kim pravoslavnym apostolom"? // Politika, gosudarstvo i pravo. 2016. № 4. [Elektronnyj resurs]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/04/3856

[8] Losev A. F. YUbilejnoe sobranie sochinenij v 9-i tomah: tt. 1-9. M., Mysl', 1993-2002.

[9] Pushkin A.S. Sobranie sochinenij v 10 tomah. M.: GIHL, 1959—1962.

[10] Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij Vladimira Sergeevicha Solov'eva. SPb.: 1911-1914.

[11] Tolstoj L. N. Filosofskij dnevnik. 1901-1910.

- M., 2003; Tarasov B. N. Dnevniki L. N. Tolstogo. Izbrannye stranicy//«Literatura v shkole». — 1997. -№ 1. - S. 56-67.

[12 Habrieva T.YA., Klishas A.A. Tematicheskij kommentarij k Zakonu Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ

[13] CHekhov A.P. Sobranie sochinenij i pisem v 30 tomah. M.: Nauka, 1974-1982.

[14] Hans KelsenPure Theory of Law. 2nd edition.1960. - 542

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.