Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ'

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-аналитическое обеспечение / партийные фонды / ФРГ / внешняя политика / приоритет / Российская Федерация / information and analytical support / party funds / Germany / foreign policy / priority / Russian Federation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирилина Елизавета Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью информационного фактора в современных условиях. Объемы информации стремительно увеличиваются, силовые методы ведения борьбы уступили место информационному противоборству, все больше стран включают обеспечение информационной безопасности в перечень национальных интересов в документах доктринального характера. В статье подчеркивается, что ФРГ не является исключением: в стране существует сложившаяся развитая система информационно-аналитического сопровождения лиц, принимающих решения, которая состоит из нескольких элементов: частных, подконтрольных аналитических структур и партийных фондов. Автор отмечает, что темы исследований информационно-аналитических центров посвящены разным актуальным направлениям внешней политики. Одним из основных приоритетов информационно-аналитических отчетов на современном этапе выступает Российская Федерация. В статье выявляются основные направления исследований в отношении России: военные действия на Украине, энергетический кризис, современное состояние политики безопасности, внутренние проблемы российского общества, отношения России с другими акторами международных отношений. Значимость статьи заключается в необходимости учета результатов работы информационно-аналитических центров ФРГ при формировании внешнеполитического курса России на германском направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF FOREIGN POLICY ANALYSIS OF MODERN GERMANY

The relevance of the study is due to the increasing role of the information factor in modern conditions. The amount of information is rapidly increasing, military methods of warfare have given way to information warfare, and even more countries are including ensuring information security in the list of national interests in their strategy. The article emphasizes that Germany is no exception: the country has an established, developed system of information and analytical support for decision makers, which consists of several elements: private, controlled analytical structures and party funds. The author notes that the research topics of information and analytical centers are devoted to various current areas of foreign policy. One of the main priorities of information and analytical reports at the present stage is the Russian Federation. The article identifies the main areas of research in Russia: military operation in Ukraine, the energy crisis, the current state of security policy, internal problems of Russian society, Russia’s relations with other actors in the international arena. The significance of the scientific article is in the need to take into account the results of the work of information and analytical centers of Germany when forming Russia’s foreign policy in the German direction.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ»

Международные политические процессы

УДК 327

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Е. Ю. Кирилина

Московский государственный лингвистический университет, Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Остоженка, 38

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью информационного фактора в современных условиях. Объемы информации стремительно увеличиваются, силовые методы ведения борьбы уступили место информационному противоборству, все больше стран включают обеспечение информационной безопасности в перечень национальных интересов в документах доктринального характера. В статье подчеркивается, что ФРГ не является исключением: в стране существует сложившаяся развитая система информационно-аналитического сопровождения лиц, принимающих решения, которая состоит из нескольких элементов: частных, подконтрольных аналитических структур и партийных фондов. Автор отмечает, что темы исследований информационно-аналитических центров посвящены разным актуальным направлениям внешней политики. Одним из основных приоритетов информационно-аналитических отчетов на современном этапе выступает Российская Федерация. В статье выявляются основные направления исследований в отношении России: военные действия на Украине, энергетический кризис, современное состояние политики безопасности, внутренние проблемы российского общества, отношения России с другими акторами международных отношений. Значимость статьи заключается в необходимости учета результатов работы информационно-аналитических центров ФРГ при формировании внешнеполитического курса России на германском направлении.

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, партийные фонды, ФРГ, внешняя политика, приоритет, Российская Федерация.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в западных странах отмечается быстрый рост, повышение роли и увеличение числа аналитических центров, которые обеспечивают научно-исследовательскую работу в сфере публичной политики. С одной стороны, это связано с увеличением объемов получаемой информации. С другой стороны, происходит поэтапное усложнение процесса принятия политических решений и включение в него большего числа акторов. Возрастает необходимость эффективного обеспечения информационно-аналитической деятельности во внешнеполитическом процессе [Семёнова, 2022, с. 2746]. Иную причину называет А. Р. Степанян, говоря о формировании междисциплинарного характера

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024 https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.106

предоставляемых институтам власти консультационных услуг [Степанян, 2010, с. 26]. ЕС, и в частности ФРГ как его составная часть и «локомотив» [Краснов, 2017, с. 37], не является исключением. Вопросом влияния информационно-аналитической деятельности на принятие решений в политической сфере задавался также Д. Г. Зайцев. В своем диссертационном исследовании ученый описал проблемы и методики оценки влияния аналитических центров на политический процесс [Зайцев, 2009].

Представленные причины определили актуальность исследования, целью которого является анализ оценки внутренней и внешней политики Российской Федерации, содержащейся в отчетах немецких информационно-аналитических центров. Предмет исследования — результаты изучения информационно-аналитическими центрами ФРГ различных аспектов российской внутренней и внешней политики.

Методологической базой исследования служат такие методы, как: исторический, сравнительный анализ, контент-анализ, метод политического прогнозирования. Исторический подход способствовал выявлению становления системы информационно-аналитических центров в Германии. Сравнительный анализ был использован для выявления разницы в подходах информационно-аналитических центров по отношению к Российской Федерации. Количественный контент-анализ был применен при исследовании публикаций различных информационно-аналитических центров с целью понимания приоритетов их исследовательской работы. Индикаторами выступали количество и частота упоминаний стран в отчетах информационно-аналитических центров ФРГ, в данном конкретном случае: Russland, Putin, russisch (e; er...). Качественный контент-анализ основывался на характере рекомендаций о будущих действиях Германии по отношению к Российской Федерации, градации мнений исследователей информационно-аналитических центров о стране и на контексте общей ситуации в отношениях Германии и ЕС с Россией, сложившихся на сегодняшний момент времени. Из числа общенаучных методов исследователь использовал анализ и синтез для обобщения и систематизации приобретенных данных. Метод дедукции также применялся для построения умозаключений и выводов.

Научные работы, на которые автор опирался при проведении исследования, можно разделить на три группы. К первой принадлежат работы В. К. Белозёро-ва, изучавшего информационное обеспечение военной политики ФРГ [Бело-зёров, 2003; Белозёров, 2008]; Д. Г. Зайцева [Зайцев, 2009], О. А. Мельниковой [Мельникова, 2020], О. В. Семёновой [Семёнова, 2022], которые посвятили свою научно-исследовательскую деятельность информационному и аналитическому обеспечению внешней политики Германии. Во вторую группу стоит включить работу А. Р. Степаняна о системе политического консультирования ФРГ [Степанян, 2010] и С. В. Погорельской о системных элементах информационно-аналитического обеспечения ФРГ, а именно партийных фондах Германии [Погорельская, 2014]. Третья группа включает в себя статьи И. Н. Краснова [Краснов, 2017] и Н. В. Павлова [Павлов, 2019], посвященные внешней политике Германии и др.

Необходимо отметить, что большую часть материалов для исследования составили актуальные данные, взятые с официальных сайтов информационно-аналитических центров Германии с целью получения более релевантных и объективных.

К основным исследовательским вопросам, которые раскрываются в статье, относятся: что представляет собой система информационно-аналитического обеспечения внешней политики современной ФРГ и какие направления исследований, связанных с Россией, являются более приоритетными для информационно-аналитических центров ФРГ?

ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ

Германия обладает развитой системой информационно-аналитического обеспечения (ИАО) внешней политики. Самое прямое влияние на формирование и реализацию внешней политики имеют государственные институты, в структуру которых, в свою очередь, включены внутренние отделы аналитического сопровождения.

Большую роль в формировании внешней политики Германии играет Министерство иностранных дел (Auswärtiges Amt)1. В министерстве существуют профильные отделы для координации его работы. Среди них можно назвать отдел по вопросам международного порядка, ООН и контролю за вооружени-ями2 и политический отдел 2, который отвечает за все аспекты европейской и трансатлантической политики безопасности. Сотрудники отдела консультируют министра иностранных дел по всем вопросам внешней политики и политики безопасности3.

На формирование и реализацию внешней политики ключевое влияние оказывает орган представительной и законодательной власти, парламент ФРГ — бундестаг Федеративную Республику Германия иногда правомерно называют партийным государством, что отражает признание роли политических партий в жизни страны [Белозёров, 2003, с. 22]. Бундестаг удовлетворяет свои информационные потребности посредством комитета по иностранным делам. Анализ показывает, что доклады комитета охватывают все географические направления внешней политики страны. Так, в актуальных отчетах представлены следующие темы: «Растущее влияние России в Африке», «Бундестаг отклонил заявку оппозиции в поддержку протестов в Иране», «Принято решение о продлении операции бундесвера в Ираке», «Депутаты обсудили ситуацию в Ливии» и др.4

1 Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de (дата обращения: 19.12.2022).

2 Abteilungen des Auswärtigen Amtes. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aamt/ auswdienst/abteilungen/or/214968 (дата обращения: 28.12.2021).

3 Politische Abteilung 2. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aamt/auswdienst/ abteilungen/-/214976?view= (дата обращения: 09.01.2023).

4 Auswärtiger Ausschuss. URL: https://www.bundestag.de/auswaertiges (дата обращения: 09.01.2023).

Другой структурой, предоставляющей информацию по определенным вопросам в целях помощи депутатам в выполнении возложенных на них функций, является Научная служба бундестага (Wissenschaftlicher Dienst des Bundestages, WD). Также WD занимается проведением исследований; анализом информации по поручению отдельных депутатов и органов бундестага; предоставлением экспертных заключений.

«Поставщиком» информационно-аналитических услуг для политических партий является сложившаяся в ФРГ система партийных фондов. Их наличие — специфика Германии.

Согласно Федеральному закону ФРГ о политических партиях от 24 июля 1967 г, партии, которые представлены в бундестаге более двух легислатур-ных периодов, имеют право создавать фонды. Фонды являются одним из инструментов внешней политики государства, поскольку оперируют в качестве формально неправительственных организаций в сферах, недоступных для деятельности, осуществляемой на уровне межправительственных отношений. Назначение фондов во внешнеполитическом плане состоит в следующем:

— работа в сферах, недоступных правительственным институтам;

— подготовка отчетов и передача информации партиям и министерствам;

— содействие формированию внешнеполитических концепций правительства в отношении разных регионов и стран.

Важное место системе ИАО внешней политики ФРГ отдельное место занимают негосударственные аналитические структуры, также оказывающие влияние на современный политический процесс. Н. Беляева и Д. Зайцев говорят о них как о «четвертой ветви власти» [Зайцев, Беляева, 2009, с. 26]. Между тем еще в конце прошлого века американский исследователь П. Диксон рассуждал о том, что, скорее всего, в современном мире не найдётся ни одной страны, которая не пользовалась бы услугами информационно-аналитического центра [Диксон, 1976, с. 74].

Негосударственные аналитические организации, заявляя о своей независимости, формируют большую часть своего бюджета за счет финансирования со стороны государственных институтов, что обусловливает их подотчетность этим институтам, которая, наряду с ангажированностью формирования внешней политики в современных условиях, негативно влияет на объективность в отчетах.

В Германии существует около 40 негосударственных институтов, занятых в консультировании в сфере внешней политики [Messner, 2002]. Одним из таких информационно-аналитических центров является Немецкое общество внешней политики (DGAP), которое было образовано в 1955 г.5 DGAP финансируется Министерством иностранных дел ФРГ и частными лицами. Главным научным партнером фонда можно по праву считать Мюнхенский центр прикладных политических исследований (CAP)6. По мнению представителей самой организа-

5 Немецкое общество внешней политики. URL: https://dgap.org/en (дата обращения: 04.02.2022).

6 Akademie derWissenschaften gründet Europa Think Tank am C-A-P. URL: https://www.cap-lmu. de/ (дата обращения: 14.02.2022).

ции, их аналитический центр автономен, однако среди заказчиков информационных услуг центра первое место занимает МИД ФРГ

Среди негосударственных информационно-аналитических центров следует назвать Германский фонд изучения проблем мира (DSF), который финансируется за счет оборонных статей бюджета ФРГ по линии Минобороны и за счет средств Минобразования, а также Немецкий институт международных отношений и безопасности (SWP)7, который консультирует политических лиц, принимающих решения, по вопросам внешней политики, политики безопасности и международных отношений. Его предложения направлены прежде всего в бундестаг и федеральное правительство. Тесная связь между исследованиями и консалтингом является основной задачей Немецкого института политики развития (DIE)8, проводящего исследования для государственных учреждений в Германии, Европе и за ее пределами, прежде всего для Федерального министерства экономического сотрудничества и развития.

Процесс информационно-аналитического обеспечения внешней политики ФРГ можно отобразить на рисунке.

Профильные государственные институты, обладая определенными информационно-аналитическими потребностями в процессе принятия внешнеполитических решений, пользуются услугами информационно-аналитических центров ФРГ. Выполняя свои функции, центры участвуют в процессе информационно-аналитического обеспечения и направляют актуальные и проанализированные данные по запросу определенному государственному институту. На основе полученной информации лица, принимающие решения, вырабатывают

Профильные государственные институты, ответственные за выработку и реализацию внешнеполитического курса ФРГ

Институты информационно-аналитического обеспечения внешней политики ФРГ:

— государственные центры

— частные ИАЦ —партийные фонды

Рис. Процесс информационно-аналитического обеспечения внешней

политики ФРГ

7 Немецкий институт международных отношений и безопасности. URL: https://www.swp-berlin.org/ueber-uns/finanzierung/ (дата обращения: 04.02.2022).

8 Über DIE. URL: https://www.die-gdi.de/ (дата обращения: 04.02.2022).

тот или иной внешнеполитический курс по отношению к определенной стране или политическому событию. Таким образом, отчеты информационно-аналитических центров оказывают не только прямое влияние на субъектов внешней политики, но и косвенное: на выработку и реализацию линий внешней политики.

Одним из показательных примеров является положение, закрепленное в Стратегии национальной безопасности Германии. Так, для оценки влияния климатического кризиса на национальную безопасность и принятия обоснованных решений федеральное правительство поручит ведущим научным учреждениям совместно с Федеральной разведывательной службой провести исследование данной сферы [Nationale Sicherheitsstrategie, 2023, S. 67].

Есть все основания полагать, что представления о России, которые содержатся в отчетах информационно-аналитических центров, будут отражены в доктринальных документах ФРГ Данную точку зрения подтверждает и «теория повестки дня», согласно которой на определение вектора политического развития большое влияние оказывают СМИ и аналитические структуры [Ивки-на, 2018, с. 99].

География деятельности информационно-аналитических центров ФРГ охватывает весь мир. Приоритетами информационно-аналитической работы становятся страны Восточной Европы, Африки, Латинской Америки и Азии и другие актуальные направления. Одним из таких приоритетов традиционно является Российская Федерация. Внутри- и внешнеполитический курс России представляет широкий интерес для исследователей и политиков в Германии, поскольку: между двумя странами существуют долгие и непростые отношения; взаимовыгодное экономическое партнерство; Германия играет роль посредника в довольно сложных отношениях между Россией и НАТО. Следует подчеркнуть, что начало проведения специальной военной операции России (СВО) на Украине повысило внимание к внутренней и внешней политике нашей страны.

РОССИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПАРТИЙНЫХ ФОНДОВ ГЕРМАНИИ

Сегодня Российская Федерация представляет собой один из основных приоритетов информационно-аналитической работы Германии. Отношения между Россией и ФРГ имеют долгую историю, в течение которой периоды, в которые они переживали расцвет и развитие, сменялись временами спада и ухудшения. Россия на всем периоде своего существования представляла большой интерес для немецких исследователей и политиков.

До событий февраля 2022 г. информационно-аналитическими центрами ФРГ изучалось и анализировалось большое количество различных направлений российской внутренней и внешней политики. К примеру, с 2019 по 2022 г Фонд Ханса Зайделя9 посвящал свои исследования таким аспектам, как: «Гер-

9 В соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г Фонд Ханса Зайделя исключен из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

мания и Россия: партнеры по защите климата и сохранению биоразнообразия», «Водород из России?», «Отношения России с НАТО», «Роль России в Сирии».

После февраля 2022 r. внимание вышеназванных аналитических центров сосредоточено в основном на ситуации в зоне военного конфликта, возможных вариантах ее развития и действий России, энергетическом кризисе, настроениях внутри российского общества. Следует отметить, что мнения различных партийных фондов не отличаются оригинальностью или уникальным подходом. Сегодня в отчетах представителей информационно-аналитических центров отсутствует объективность по причинам ангажированности формирования внешней политики в современных условиях и обусловленной подотчетности отдельному государственному институту.

Одна из актуальных проблем для исследований — энергетическая политика, которая включает в себя несколько аспектов: надежность поставок, стабильность цен, защита климата и критическая переоценка принципиальных решений в энергетической политике Германии правительства А. Меркель, приведших к усилению зависимости от российского ископаемого сырья. Военные действия на Украине означают поворотный момент в энергетической политике Германии.

Представители Фонда Фридриха Эберта (FES) выдвигают следующие предложения относительно возможных способов преодоления энергетического кризиса в ЕС: диверсификация стран-поставщиков, независимость в энергетическом плане, поставки сжиженного газа (СПГ), а также REPowerEU — далеко идущий план, направленный на достижение полной энергетической независимости от России к 2030 г.10 и т. д. Немецкие специалисты осознают риски, связанные с СПГ. Процесс от производства до фактического использования является дорогостоящим, энергоемким и совсем неблагоприятным для климата. Г Фридманн, газовый аналитик компании Wood Mackenzie, полагает, что переход на СПГ займет «по крайней мере десятилетие», не в последнюю очередь из-за отсутствия инфраструктуры в стратегических точках11.

Среди фондов, занимающихся исследованиями Российской Федерации, следует назвать также Фонд Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung) (KAS)12. На сайте фонда располагается большое количество отчетов и исследований, объектом которых является Российская Федерации. При анализе этого информационно-аналитического материала удалось найти явное подтверждение двойных стандартов во внешнеполитической линии ФРГ по отношению

10 REPowerEU: Europa zieht die Notbremse bei der Energieversorgung aus Russland. URL: https:// www.fes.de/themenportal-die-welt-gerecht-gestalten/frieden-und-sicherheit/artikel-in-frieden-und-sicherheit/repower-eu (дата обращения: 22.09. 2022).

11 Die langen Schatten der Geopolitik: Die Zukunft der Energieversorgung in Europa. URL: https://www.fes.de/themenportal-die-welt-gerecht-gestalten/klimawandel-energie-und-um-welt/artikel-in-klimawandel-energie-und-umwelt-1/die-langen-schatten-der-geopolitik-kli-maschutz-und-energieversorgung-in-europa (дата обращения: 22.09. 2022).

12 В соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г. Фонд Конрада Аденауэра исключен из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

к России. Данная политическая линия прослеживается и в Белой книге о политике безопасности Германии и будущем бундесвера [Weißbuch, 2016, S. 7]. Как полагают представители KAS, «благодаря В. Путину Германия проснулась: <...> война на Украине <...)> также подтолкнула сонного гиганта, Германию, разбудив страну, которая была и лучшим партнером России, и ее злейшим врагом»13.

Объектом анализа Фонда Фридриха Науманна14 (Friedrich-Naumann-Stiftung) становятся все сферы жизнедеятельности российского общества. Представители фонда выделяют основные проблемы, существующие, по их мнению, в Российской Федерации15:

1) неудовлетворительное техническое состояние российской инфраструктуры и большей части промышленности, унаследованных от советской эпохи и не модернизированных;

2) узконаправленная экономика: основным направлением российской экономической политики и внешнеэкономической деятельности остается торговля ресурсами, несмотря на некоторый успех в сфере IT и сельском хозяйстве;

3) низкий уровень образования. Добыча ресурсов обычно не требует от занятых в этой сфере высокого уровня образования. Этот недостаток образования, в свою очередь, препятствует развитию более сложных отраслей промышленности и обрабатывающих производств, тем самым замедляя долгосрочное развитие экономики и общества;

4) давление на средства массовой информации. Под давлением находятся такие СМИ, как: «РБК», «Коммерсантъ»16.

Следующим фондом, который заслуживает внимания, является фонд Розы Люксембург17, связанный с Левой партией. Несмотря на то, что депутаты от Левой партии и представители фонда стремились к налаживанию отношений с Россией на протяжении всего периода своего существования, начало СВО внесло свои коррективы в их позицию. В фонде считают, что «Левая партия всегда выступала за совместную систему безопасности, включающую Россию. Теперь мы должны трезво заявить: с этой Россией это не пройдет»18.

13 Krieg in der Ukraine. URL: https://www.kas.de/de/web/rumaenien/presseschau/detail/-/ content/presseschau-krieg-in-der-ukraine-i-18-08-2022 (дата обращения: 23.09.2022).

14 В соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г. Фонд Фридриха Науманна исключен из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

15 Russlands Ressourcenproblem: Die Revolution frisst ihre Kinder. URL: https://www.frei-heit.org/de/deutschland/russlands-ressourcenproblem-die-revolution-frisst-ihre-kinder (дата обращения: 26.09.2022).

16 Propaganda und Repression. URL: https://liberalmagazin.freiheit.digital/2022/02-2022/prop-aganda-und-repression (дата обращения: 26.09.2022).

17 В соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г. Фонд Розы Люксембург исключен из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

18 Frieden schaffen ohne Waffen. URL: https://www.rosalux.de/news/id/46102/frieden-schaffen-ohne-waffen-1 (дата обращения: 26.09.2022).

Большинство исследований, проводимых фондом, посвящено санкцион-ной политике ЕС и ФРГ против Российской Федерации. По мнению аналитиков фонда, санкции против России недостаточно эффективны19 по ряду причин:

1. Не учитываются сопутствующие убытки в странах, экономически тесно связанных с Россией (в частности, странах Центральной Азии). Западные санкции, вызвавшие стремительное падение рубля, также имеют драматические последствия для экономики и населения, а в результате, возможно, и для политической стабильности в бывших советских республиках.

2. Большинство жителей России не ожидают улучшения своего положения в результате войны. Санкции не повлияли на поддержку политики Путина.

3. Существование возможности приобрести товары, подпадающие под санкции, в близлежащих странах.

По мнению аналитиков фонда Розы Люксембург, санкции должны иметь последствия для элиты и олигархата, чья поддержка способствует укреплению власти российского президента20.

Несмотря на то, что мнения представителей фонда в информационно-аналитических отчетах носят довольно антироссийскую направленность, существует одна тема, по которой у фонда и у России имеются схожие позиции, — НАТО. Партия выступает против расширения НАТО, подчеркивая необходимость стремления к миру, а не к противостоянию великих держав: «.новая Стратегическая концепция блока дает мало оснований надеяться, что это изменится в обозримом будущем. В Стратегической концепции представлена информация о подготовке НАТО к глобальному соперничеству сверхдержав, но, к сожалению, остается совершенно неясным, как оно намерено выйти из него»21.

Российская Федерация выступает также одним из приоритетов информационно-аналитической работы государственных аналитических структур. К государственным субъектам информационно-аналитического обеспечения относится Федеральная разведывательная служба (BND). BND, будучи службой внешней разведки Германии, имеет установленную законом миссию по сбору информации о землях и регионах, указанных в профиле миссии федерального правительства. Эта информация классифицируется как «секретная»22, поэтому исследование России как приоритета информационно-аналитической работы BND носит ограниченный характер.

Федеральная академия политики безопасности (BAKS) также анализирует внешнюю политику Российской Федерации и составляет рекомендации для высших органов власти. Аналитические отчеты BAKS, темой которых является

19 Kollateralschäden der Sanktionspolitik. URL: https://www.rosalux.de/news/id/46231/kollat-eralschaeden-der-sanktionspolitik (дата обращения: 26.09.2022).

20 Wirken die Sanktionen? URL: https://www.rosalux.de/news/id/46941/wirken-die-sanktionen (дата обращения: 26.09.2022).

21 Bollwerk des Westens. URL: https://www.rosalux.de/news/id/46748/bollwerk-des-westens (дата обращения: 05.01.2022).

22 Countries and Regions. URL: https://www.bnd.bund.de/EN/Mission-areas/Countries-and-regions/countries-and-regions_node.html (дата обращения: 10.10.2022).

Российская Федерация, не отличаются оригинальным подходом. Представители фонда разделяют общее мнение аналитических центров касательно энергетического кризиса: «Нельзя допустить зависимости от российских полезных ископаемых»23. К их основным рекомендациям по недопущению этой зависимости стоит отнести: создание европейских сырьевых кластеров; диверсификацию источников; накопление запасов определенных критически важных сырьевых товаров, необходимых для энергетического перехода; поощрение добычи ресурсов на территории Европы с соблюдением высочайших экологических, климатических и социальных стандартов.

Российская Федерация выступает объектом ИАО и в уже упоминавшемся SWP, который консультирует лиц, принимающих решения по вопросам внешней политики, политики безопасности и международной политики. Аналитический центр придерживается точки зрения западных держав об участии России в конфликте на востоке Украины: кризис вокруг Украины является выражением растущей геополитической конкуренции между ЕС и Россией за влияние на постсоветское пространство.

Представители фонда не считают легитимным вхождение новых регионов в состав России. С. Фишер, эксперт по России в SWP уверена, что результаты референдумов на юго-востоке Украины сфальсифицированы: «Нет избирательных процессов, которые проводятся в обычных условиях, выборы проходят под сильным политическим и военным давлением»24.

Анализу подвергается и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Представитель SWP А. Шмитц в своем докладе говорит о том, что ШОС не следует воспринимать как антизападный альянс, а «интерпретация саммита ШОС в Самарканде как попытки создать новую антизападную ось зла также несостоятельна»25. Для членов организации важнейшей функцией ШОС всегда было обеспечение баланса интересов ее основных членов и развитие экономического сотрудничества.

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что позиции различных информационно-аналитических центров ФРГ по поводу политики Российской Федерации не отличаются оригинальностью и содержат довольно критическую оценку действий страны на международной арене. Основные положения их отчетов можно сформулировать следующим образом:

— санкционная политика, направленная против России, должна продолжаться;

23 Zeitenwende heißt auch Rohstoffwende: Warum Rohstoffsicherheit ein Teil der neuen Nationalen Sicherheitsstrategie Deutschlands werden sollte URL: https://www.baks.bund.de/de/arbeits-papiere/2022/zeitenwende-heisst-auch-rohstoffwende-warum-rohstoffsicherheit-ein-teil-der (дата обращения: 10.10.2022).

24 Russland wird umstrittene Referenden als Legitimation nutzen. URL: https://www.infora-dio.de/rubriken/interviews/2022/09/27/scheinreferendum-referenden-donezk-luhansk-cher-son-ukraine-russland.html (дата обращения: 07.10.2022).

25 SCO Summit in Samarkand: Alliance Politics in the Eurasian Region. URL: https://www. swp-berlin.org/publikation/sco-summit-in-samarkand-alliance-politics-in-the-eurasian-region (дата обращения: 07.10.2022).

— санкции должны быть более эффективными;

— Россия ведет агрессивную войну на Украине.

Положительными нельзя назвать и мнения представителей информационно-аналитических центров ФРГ о состоянии внутренней политики России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в России существует ряд проблем, связанных с экономикой, социальным обеспечением, правами и свободами человека и гражданина;

— несмотря на все проблемы, уровень поддержки власти и президента сохраняется на довольно высоком уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ФРГ представлена довольно развитая система информационно-аналитической поддержки государственных институтов и профильных министерств. Информационно-аналитические центры включают подконтрольные государству и частные центры, а также сложившуюся систему партийных фондов, которые являются автономными, но по факту «близкостоящими» к политическим партиям. Информационно-аналитические центры вырабатывают рекомендации для лиц, принимающих политические решения в отношении конкретных государств, с учетом особенностей их экономического, социального, политического и культурного развития.

Вместе с тем устоявшаяся система не лишена недостатков. Отчеты представителей информационно-аналитических центров сложно назвать объективными по причинам ангажированности формирования внешней политики в современных условиях и подотчетности аналитических структур государственным институтам, от которых они получают финансирование. Данный фактор проявляется и в отчетах, темой которых является Российская Федерация.

До начала СВО аналитическими структурами ФРГ изучались и анализировались различные аспекты российской внутренней и внешней политики. После февраля 2022 г. анализируется в основном ситуация в зоне военного конфликта, возможные варианты развития и действия России, энергетический и продовольственный кризисы. Стоит отметить, что мнения представителей различных ИАЦ не отличаются оригинальностью в подходах к Российской Федерации. Из всех представленных информационно-аналитических центров лишь фонд Розы Люксембург разделяет мнение России по поводу НАТО.

Как представляется, органам государственной власти РФ, принимающим участие в выработке внешнеполитического курса России на германском направлении, следует учитывать содержание материалов, подготовленных информационно-аналитическими центрами ФРГ, и обратить внимание на то обстоятельство, что оценки внутренней и внешней политики РФ, содержащиеся в материалах фабрик мысли, замыкающихся на различные парламентские партии ФРГ и в целом отражающих точку зрения руководства этих партий, совпадают не в полной мере. Данное обстоятельство следует учитывать в ходе работы по укреплению авторитета РФ в Германии в настоящее время и на перспективу.

Литература

Белозёров В. К. О научном сопровождении обеспечения национальной безопасности и развития России // Безопасность Евразии. 2008. № 3. С. 426-431.

Белозёров В. К. Информационное обеспечение военной политики ФРГ: опыт и возможности его использования в России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. 22 с.

Диксон П. Фабрики мысли / пер. с англ. под общ. ред. д-ра экон. наук В. И. Седова. М: Прогресс, 1976. 451 с.

Зайцев Д. Г. Аналитические центры как субъекты политического процесса: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 215 с.

Зайцев Д. Г., Беляева Н. Ю. «Мозговые центры» в России и странах Запада: сравнительный анализ // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 1. С. 26-35.

Ивкина Н. В. Формирование образа России аналитическими центрами Германии в контексте сирийского кризиса (на примере Фонда Фридриха Эберта) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. С. 96-106.

Краснов И. Н. Основные внешнеполитические векторы современной Германии // Панорама. 2017. Т. 29. С. 37-44.

Мельникова О. А. Информационное обеспечение внешнеполитической деятельности современных государств (политологический анализ): дис. канд. полит. наук. М., 2020. 210 с.

Павлов Н. В. Германия после Меркель (ждать ли изменений во внешней политике ФРГ?) // Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 22-35.

Погорельская С. В. «Мягкая» сила Германии: политические фонды // Актуальные проблемы Европы. 2014. № 3. С. 135-152.

Семёнова О. В. Информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитического процесса // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 8 (84). С. 2746-2754.

Степанян А. Р. Ведущие центры политического консультирования и экспертизы в ФРГ // Политический анализ. 2010. № 10. С. 26-34.

Messner D. Globalisierungsanforderungen an Institutionen deutscher Außen- und Entwicklungspolitik. Aus Politik und Zeitgeschichte 2002. URL: https://www.bpb.de/shop/zeitschriften/ apuz/26301/globalisierungs-anforderungen-an-institutionen-deutscher-aussen-und-entwicklung-spolitik/ (дата обращения: 27.09.2022).

Nationale Sicherheitsstrategie. Berlin: Auswärtiges Amt (Hrsg.), 2023. 75 S. Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium für Verteidigung (Hrsg.), 2016. 143 S.

Кирилина Елизавета Юрьевна — преп.; liz.kirilina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 22 мая 2023 г;

рекомендована к печати: 10 ноября 2023 г.

Для цитирования: Кирилина Е. Ю. Российская Федерация как объект внешнеполитического анализа информационно-аналитических центров современной Германии // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2024. Т. 20, № 1. С. 73-85. https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.106

THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF FOREIGN POLICY ANALYSIS

OF MODERN GERMANY

Elizaveta Yu. Kirilina

Moscow State Linguistic University,

38, ul. Ostozhenka, Moscow, 119034, Russian Federation; liz.kirilina@yandex.ru

The relevance of the study is due to the increasing role of the information factor in modern conditions. The amount of information is rapidly increasing, military methods of warfare have given way to information warfare, and even more countries are including ensuring information security in the

list of national interests in their strategy. The article emphasizes that Germany is no exception: the country has an established, developed system of information and analytical support for decision makers, which consists of several elements: private, controlled analytical structures and party funds. The author notes that the research topics of information and analytical centers are devoted to various current areas of foreign policy. One of the main priorities of information and analytical reports at the present stage is the Russian Federation. The article identifies the main areas of research in Russia: military operation in Ukraine, the energy crisis, the current state of security policy, internal problems of Russian society, Russia's relations with other actors in the international arena. The significance of the scientific article is in the need to take into account the results of the work of information and analytical centers of Germany when forming Russia's foreign policy in the German direction. Keywords: information and analytical support, party funds, Germany, foreign policy, priority, Russian Federation.

References

Belozerov V. K. Information support of the military policy of the FRG: experience and possibilities of its use in Russia: PhD thesis (Political). Moscow, 2003. 22 p. (In Russian)

Belozerov V. K. On scientific support for ensuring national security and development of Russia. Bezopasnost' Evrazii, 2008, no. 3, pp. 426-431. (In Russian)

Dickson P. Think tanks, transl. from English by Dr V. I. Sedov. Moscow: Progress Publ., 1976. 451 p. (In Russian)

Ivkina N. V. Shaping the Image of Russia by German Analytical Centers in the Context of the Syrian Crisis (on the Example of the Friedrich Ebert Foundation). VestnikRUDN. International Relations, 2018, pp. 96-106. (In Russian)

Krasnov I. N. The main foreign policy vectors of modern Germany. Panorama, 2017, vol. 29, pp. 37-44. (In Russian)

Melnikova O. A. Information support of the foreign policy activity of modern states (political analysis): PhD thesis (Political). Moscow, 2020. 210 p. (In Russian)

Messner D. Globalisierungsanforderungen an Institutionen deutscher Außen- und Entwicklungspolitik. Aus Politik und Zeitgeschichte 2002. Available at: https://www.bpb.de/shop/zeitschriften/ apuz/26301/globalisierungs-anforderungen-an-institutionen-deutscher-aussen-und-entwicklung-spolitik/ (accessed: 27.09.2022).

Nationale Sicherheitsstrategie. Berlin: Auswärtiges Amt (Hrsg.), 2023. 75 S. Pavlov N. V. Germany after Merkel (should we expect changes in Germany's foreign policy?). Polis. Political studies, 2019, no. 6, pp. 22-35. (In Russian)

Pogorelskaya S. V. "Soft" power of Germany: Political funds. Current problems of Europe, 2014, no. 3, pp. 135-152. (In Russian)

Semenova O. V. Information and analytical support of the foreign policy process. Political Science Issues, 2022, vol. 12, no. 8 (84), pp. 2746-2754. (In Russian)

Stepanyan A. R. Leading centers of political consulting and expertise in Germany. Politicheskii analiz, 2010, no. 10, pp. 26-34. (In Russian)

Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium für Verteidigung (Hrsg.), 2016. 143 S.

Zaitsev D. G. Analytical centers as subjects of the political process: PhD thesis (Political). Moscow, 2009. P. 215. (In Russian)

Zaitsev D. G., Belyaeva N.Yu. "Think tanks" in Russia and Western countries: a comparative analysis. World E^nomy and International Relations, 2009, no. 1, pp. 26-35. (In Russian)

Received: May 22, 2023

Accepted: November 10, 2023

For citation: Kirilina E.Yu. The Russian Federation as an object of foreign policy analysis of modern Germany. Political Expertise: POLITEX, 2024, vol. 20, no. 1, pp. 73-85. https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.106 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.