Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ФОНДОВ ФРГ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ'

РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ФОНДОВ ФРГ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПАРТИЙНЫЕ ФОНДЫ / ФРГ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирилина Е. Ю.

Статья посвящена информационно-аналитической работе партийных фондов Германии в сфере внешней политики. Дается краткая характеристика внешней политики ФРГ. Определяются функции политических партий в сфере внешней политики Германии. Приводится перечень фондов при политических партиях, дается их краткая история и характеристика. Определяются основные приоритеты деятельности того или иного фонда. На конкретных примерах раскрывается роль политических фондов в становлении и реализации внешней политики современной Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARTY FUNDS OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE FOREIGN POLICY OF MODERN GERMANY

The article is dedicated to the information and analytical work of the German party funds in the field of foreign policy. A brief description of the foreign policy of Germany is given. The functions of political parties in the sphere of German foreign policy are determined. The list of funds under political parties is given, their brief history and characteristics are provided. The main priorities of the activity of this or that fund is determined. Using specific examples, the role of political funds in the formation and implementation of the foreign policy of modern Germany is revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ФОНДОВ ФРГ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ»

Научная статья УДК 327

DOI 10.52070/2500-347Х_2021_3_844_43

РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ФОНДОВ ФРГ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Е. Ю. Кирилина

Московский государственный лингвистический университет Москва, Россия, liz.kirilina@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена информационно-аналитической работе партийных фондов Германии в сфере внешней политики. Дается краткая характеристика внешней политики ФРГ. Определяются функции политических партий в сфере внешней политики Германии. Приводится перечень фондов при политических партиях, дается их краткая история и характеристика. Определяются основные приоритеты деятельности того или иного фонда. На конкретных примерах раскрывается роль политических фондов в становлении и реализации внешней политики современной Германии.

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, партийные фонды, ФРГ, внешняя политика, неправительственные институты, политические партии

Для цитирования: Кирилина Е. Ю. Роль партийных фондов ФРГ в формировании и реализации внешней политики современной Германии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 3 (844). С. 43-56. DOI: 10.52070/2500-347Х_2021_3_844_43

Original article

THE ROLE OF PARTY FUNDS OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE FOREIGN POLICY OF MODERN GERMANY

E. Yu. Kirilina

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, liz.kirilina@yandex.ru

Abstract. The article is dedicated to the information and analytical work of the German party funds in the field of foreign policy. A brief description of the foreign policy of Germany is given. The functions of political parties in the sphere of German foreign policy are determined. The list of funds under political parties is given, their brief

history and characteristics are provided. The main priorities of the activity of this or that fund is determined. Using specific examples, the role of political funds in the formation and implementation of the foreign policy of modern Germany is revealed.

Key words: information and analytical support, party funds, Germany, foreign policy, non-governmental institutions, political parties

For citation: Kirilina, E. Yu. (2021). The role of party funds of the Federal Republic of Germany in the formation and implementation of the foreign policy of modern Germany. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 3(844), 43-56. DOI: 10.52070/2500-347Х_2021_3_844_43

Введение

В современном мире происходят существенные изменения. Всё более становится понятным, что международному сообществу весьма сложно обеспечить стабильность и развитие. Эксперты из разных стран до сих пор не могут сойтись во мнении, является ли современная международная система однополярной или многополярной. Более того, появилось множество новых вызовов, рисков, опасностей и угроз как для отдельно взятой страны, так и для всего мира в целом в условиях глобализации. Для их выявления и преодоления необходимо владеть актуальной и достоверной информацией.

ФРГ всё более активно заявляет о себе как о важном акторе, который готов взять на себя больше ответственности в мире [Weißbuch, 2016]. Большую роль во внешней политике страны играют политические партии. Партии являются одним из политических субъектов, которые нуждаются в получении информации и аналитики для реализации внешнеполитических потребностей страны. Одним из способов ее получения является работа сети партийных фондов.

Следует отметить, что деятельность партийных фондов ФРГ в России до сих пор изучена недостаточно, при том, что партии являются центральным элементом политической системы страны. Фактически они являются субъектами, непосредственно участвующими в выработке и реализации политического курса Германии, в том числе в сфере международных отношений, безопасности и обороны [Белозёров, 2003]. Такой статус предполагает наличие специфических запросов партий на релевантную информацию и аналитику, в удовлетворении которых фонды призваны сыграть важную роль.

При написании статьи автор использовал такие методы, как исторический, сравнительный, институциональный анализ, контент-анализ.

Актуальность работы заключается в выявлении влияния партийных фондов на формирование и реализацию внешней политики Германии и возможность прогнозировать поведение и действия страны на международной арене и по отношению к Российской Федерации.

Внешняя политика Германии в современных условиях

С начала XXI века внешняя политика ФРГ претерпевает изменения.

Среди новых ее признаков следует назвать желание немцев взять на себя больше ответственности в мире. Доказательством тому служит заявление президента ФРГ Й. Гаука во время конференции в Мюнхене в 2014 года. Гаук заявил тогда, что Германия должна взять на себя больше ответственности за ситуацию в мире и окончательно стать «гарантом мирового порядка и безопасности» [Gauck, 2014]. Подтверждение можно найти и в Белой книге 2016 года [Weißbuch, 2016]. Более того, Германия ставит своей целью расширить Совет Безопасности ООН, став постоянным членом, направляет военнослужащих в миротворческие контингенты. ФРГ неоднократно входила в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена и председательствовала в нем.

Еще одним изменением во внешнеполитической концепции Германии является корректировка парадигмы в сфере безопасности. Изменились случаи применения Бундесвера. Теперь армия имеет юридическое обоснование, чтобы применяться за пределами границ для защиты прав человека и отстаивания международного права. В рамках североатлантического альянса Бундесвер смог принимать участие в гуманитарных миссиях по всему миру для предотвращения нарушения основных прав и свобод человека.

Вместе с тем неизменным остается направленность внешней политики - это евроатлантизм. Немецкие политики уверены в том, что только военный блок НАТО остается главным гарантом безопасности на европейском континенте [Weißbuch, 2016]. Более того, США до сих пор занимают первую строчку среди экономических партнеров ФРГ с долей 8,64 % (119 млрд US$) за 2020 г.1 Несмотря на то, что США до последнего противостояли строительству газопровода «Северный

1 URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Geimany/TOTAL

поток», которое выгодно не только России, но и жизненно необходимо Германии, немцы не изменили свою приверженность США, что подтверждают во всех версиях Белой книги [Weißbuch, 2016].

По оценкам немецких политиков, современная ФРГ сталкивается со множеством новых вызовов, рисков, опасностей и угроз (ВРОУ). Основными вызовами для Германии, согласно Белой книге 2016 года, являются антиглобализм, кибератаки, националистические настроения и движения, экстремизм, религиозный фанатизм [Weißbuch, 2016]. К рискам отнесены:

- оспаривание миропорядка и системы мировой стабильности, которая существует на европейском континенте;

- перспективы «Европейского проекта», за который несут ответственность все страны-члены Союза.

- хрупкая государственность и некачественное государственное управление.

Среди опасностей на первом месте указываются межгосударственные конфликты. Далее следуют глобальная модернизация и распространение оружия массового поражения, миграционная проблема, транснациональный терроризм, гибридные угрозы и войны [Weißbuch, 2016].

Ввиду особого статуса партий в политической системе ФРГ, их роли в формировании и реализации политического курса, им необходимо быть готовыми к реализации возложенных на них функций. Отсюда важную роль играет аналитическая работа. Партийные фонды обеспечивают получение релевантной информации и ее обработку.

Политические партии ФРГ

Партии играют важную роль в политической жизни Германии, их деятельность регламентирует Закон о политических партиях, который был издан 24 июля 1967 г.1 После выборов 26 сентября 2021 г. в Бундестаг прошли шесть партий (перечень проранжирован по количеству мест в парламенте)2.

Таблица 1

1 URL: https://studopedia.ru/4_102521_zakon-federativnoy-respubliki-germanii-o-politicheskih-partiyah--iyulya--g.html

2 URL: https://www.bundestag.de/parlament/fraktionen

Политическая партия Результат

1. СДПГ 206 мест

2. ХДС/ХСС 196 мест

3. Союз 90 / Зелёные 118 мест

4. СвДП 92 места

5. Альтернатива для Германии 83 места

6. Левая партия 39 места

В настоящее правящая коалиция ещё не образована, ХДС и СДПГ отказались создавать совместную коалицию и пытаются повлиять на СвДП и Зелёных и переманить их на свою сторону, чтобы создать коалиционное большинство. Впервые после выборов 2002 года партия ХДС/ХСС проиграла социал-демократам. Такой результат обусловлен разными причинами: с одной стороны, он вызван уходом Мер-кель с поста канцлера, с другой - наличием нерешенных внутренних социальных и экономических проблем.

Согласно законодательству ФРГ к функциям партий отнесены формирование политической воли народа, влияние на политику страны и ее формирование1. Являясь субъектами внешней политики Германии партии, имеют информационно-аналитические потребности. Одним из способов обеспечения функциональности партий является работа информационно-аналитических центров, в частности, партийных фондов.

Характерно, что Закон о политических партиях предоставляет право тем из них, которые прошли барьер при выборах в Бундестаг во второй раз, создавать свои политические фонды. На сегодняшний день у всех партий, представленных в парламенте, за исключением АдГ, имеется свой фонд. В 2021 году АдГ прошла в Бундестаг второй раз, тем самым можно предположить, что вскоре в Германии появится фонд этой партии, который будет обеспечивать ее информационные и аналитические запросы.

1 URL: https://studopedia.ru/4_102521_zakon-federativnoy-respubliki-germanii-o-poHticheskih-partiyah--iyulya--g.html

Становление системы партийных фондов

Система партийных фондов в ФРГ начала формироваться ещё во времена Веймарской республики, полноценное развитие она получила в Западной Германии. На развитие аналитических центров и фондов в послевоенный период повлияло несколько причин.

1. Развитие демократического строя

С одной стороны, в Германии начала формироваться партийная система, которая является одним из признаков демократического режима. Без нее не было бы и партийных фондов.

С другой - одна из главных функций, которая характеризует деятельность политических фондов - продвижение и развитие демократии по всему миру.

2. Восприятие опыта США

Хорошо известно, что сеть аналитических и исследовательских центров получила развитие в США. Согласно специальному индексу «мозговых трестов» («Think Tanks Index»), который был представлен Университетом Пенсильвании в 2021 г., именно США занимают в нем первое место на протяжении всего существования данного индекса. Проводимые же исследования показывают, что государственные аналитические и разведывательные структуры США далеко не всегда справляются с возложенными на них функциями, прежде всего, ввиду ангажированности и игнорирования независимой аналитики, что имеет негативные последствия для внешней политики страны [Бело-зёров 2021].

Согласно индексу «мозговых трестов», Германия следует за Китаем, Индией, Великобританией, Южной Кореей, Францией и занимает 6-е место, что свидетельствует о развитости сети аналитических центров в стране.

3. Исторический опыт организации Германией политико-аналитической работы.

Уместно напомнить, что такая, по своей сути аналитическая, структура как генеральный штаб возник в Пруссии в 1807-1814 гг., решение о его создании было принято после поражения прусской армии в войне с Наполеоном. Генштаб стал четко регламентированной организацией, которая стала ответственной за теорию военного дела

и оперативное планирование. Образованный впоследствии фельдмаршалом Мольтке прусско-германский генеральный штаб иногда называют первой фабрикой мысли ввиду высокого уровня организации интеллектуальной аналитической работы. Структура и организация прусско-германского генерального штаба, результаты его работы, впечатлили европейцев. С другой стороны, после Второй мировой войны в Европе стали испытывать опасения относительно возможностей «немецкой военной машины», где синтезируются интеллект и дисциплина [Белозёров, 2020].

Партийные фонды: функции, задачи, приоритеты

Партийные фонды Германии принято называть в честь известных деятелей культуры и политиков Германии. В современной ФРГ функционируют следующие партийные фонды:

1) фонд Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stuftung);

2) фонд Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung);

3) фонд Фридриха Науманна (Friedrich-Naumann-Stiftung);

4) фонд Ханса Зайделя (Hanns-Seidel-Stiftung);

5) фонд Генриха Белля (Heinrich Böll Stiftung);

6) фонд Розы Люксембург (Rosa-Luxemburg-Stiftung).

Феномен партийных фондов присущ ни одной стране, кроме Германии. Более того, как заявляется, их деятельность вписана в общую концепцию внешней политики государства и не служит узкопартийным целям. К функциям партийных фондов относятся:

1) политическое образование граждан;

2) развитие и содействие демократии по всему миру;

3) деятельность в областях, недоступных государственным институтам;

4) разработка и передача аналитического материала профильным государственным институтам;

5) воздействие на формирование и реализацию концепций внешней политики государства применительно к разным странам;

6) гуманитарная помощь развивающимся странам [Погорельская 1995].

Анализируя функции партийных фондов, можно сделать вывод о том, что значительная часть их деятельности связана со сферой

внешней политики. При этом фонды экономически, юридически и организационно независимы от соответствующих партий, но работают в соответствии с их основными ценностями.

Первым партийным фондом считается фонд Фридриха Эберта. Он был учреждён 2 марта 1925 г. партией СДПГ. Фридрих Эберт стал первым демократически избранным рейхсминистром Германии. В нацистский период он был упразднен и воссоздан в 1947 году.

Главной задачей фонда является политические образование и консультирование органов власти1. В фонде работают около 600 сотрудников, его штаб-квартиры находятся в Берлине и Бонне. Более того, у фонда создана широкая сеть представительств за рубежом, их насчитывается около 100.

Значительным потенциалом обладает фонд Конрада Аденауэра, учрежденный Христианско-демократическим союзом в 1955 году. В 1964 году Фонд был назван в честь первого федерального канцлера ФРГ. Бюджет фонда на 99 % формируется из государственных средств, 0,8 % занимают доходы от участий в мероприятиях, 0,2 % - частные пожертвования.

Поддержка демократии, продвижение соглашения между странами ЕС, содействие развитию трансатлантических отношений являются главными задачами фонда2. Он имеет свои представительства в 120 странах, его штаб-квартиры располагаются в Берлине и Бонне.

В 1958 г. СвДП учредила фонд Фридриха Науманна, который был немецким политическим деятелем, социал-либералом. Штаб-квартира фонда располагается в Потсдаме, фонд имеет представительства в 42 странах.

Годовой бюджет Фонда Науманна составляет более 80 млн. евро. Средства федеральных министерств занимают значительную часть дохода, другие региональные власти также участвуют в его финансировании. Таким образом, фонд существует в основном за счет немецких налогоплательщиков.

Основные задачи фонда следующие:

• способствовать вовлечению граждан в политическую жизнь;

• содействовать продвижению либеральных ценностей посредством гражданского воспитания;

1 URL: https://www.fes.de/stiftung/ueber-die-fes

2 URL: https://www.kas.de/de/ueber-uns

• решать экономические, социальные и политические проблемы;

• оказывать помощь в развитии конституционных структур в других странах мира1.

Заслуживает внимания фонд Розы Люксембург, близкий «Левой» партии ФРГ. Созданное партией в 1990 году общество «Анализ общественного развития и гражданское просвещение» впоследствии был преобразовано в фонд. Организация ориентируется на ценности демократического социализма и поддерживает многочисленные проекты, издает публикации и организует выставки, является одним из спонсоров политического образования в Германии. Как известно, Роза Люксембург была влиятельной представительницей европейского рабочего движения, марксизма, борцом с капитализмом. Фонд Розы Люксембург имеет представительства в 26 странах по всему миру, его задачами являются:

• организация политического образования;

• проведение дискуссий о современном демократическом социализме;

• поощрение молодых исследователей и активистов;

• предоставление возможности для самостоятельной общественно-политической деятельности2.

В 1967 году партия христианско-социальный союз (ХСС) основал фонд Ханса Зайделя. Согласно уставу, его целью является поддержка демократического и гражданского образования немецкого народа на христианской основе3. Фонд назван в честь бывшего премьер-министра Баварии и председателя ХСС Ханса Зайделя. Штаб-квартира фонда находится в столице Баварии Мюнхене.

По мере укрепления международного сотрудничества фонд создал зарубежные офисы в Вашингтоне, Брюсселе, Афинах, Москве и Европе. Он также представлен во многих городах Африки, Азии и Южной Америки с проектами сотрудничества в области развития и международной работы.

Фонд Генриха Белля (партия Зеленых) имеет представительства в 32 странах, поддерживает партнерские отношения с более чем 60 странами. Генрих Белль был одним из самых выдающихся немецких писателей послевоенного периода.

1 URL: https://www.freiheit.org/foundation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 URL: https://www.rosalux.de/stiftung/mehr-ueber-uns

3 URL: https://centralasia.hss.de/stiftung/aufgabe-und-auftrag/

Укрепление демократии и защита прав человека, принятие мер по предотвращению разрушения глобальной экосистемы, продвижение равенства между женщинами и мужчинами, обеспечение мира путем предотвращения конфликтов в кризисных зонах и защита свободы личности от чрезмерной государственной и экономической власти -вот цели, которые движут идеями и действиями этого фонда1.

Роль партийных фондов во внешней политике ФРГ

Роль политических фондов во внешней политике Германии является «двоякой». С одной стороны, они служат средством ведения внешнеполитической деятельности ФРГ за рубежом, с другой - партийные фонды активно принимают участие в формировании внешнеполитического курса страны.

Примером использования фондов как средства ведения внешней политики является их деятельность за пределами ФРГ. Деятельность в сферах, недоступных государственным институтам, - важная функция политических фондов. География фондов охватывает весь мир, они имеют представительства во всех частях света. Фонды проводят политическое образование граждан и стремятся содействовать развитию демократического устройства общества. Для этого проводятся семинары, встречи, симпозиумы, устраиваются конференции, на которые приглашаются как политики, так и исследователи. В то же время фонды выполняют и другую, более важную задачу, связанную со сбором информации. Результаты ее анализа (позиция политиков, экспертов по тому или иному вопросу, общественное мнение), подготовленные предложения и рекомендации направляются политическим партиям или профильным министерствам для проработки внешнеполитического курса по отношению к отдельно взятой стране, региону или применительно к конкретной проблеме.

Так, с 2008 г. фонд Конрада Аденауэра проводит германо-российский форум «Замок Ваккрбарт». Проводится форум и в ноябре 2021 года. Представители фонда отмечают, что несмотря на непростые внешнеполитические отношения между Россией и Германией, форум не перестанет существовать2. В этом году эксперты и политики

1 URL: https:// https://www.boell.de/de/ueber-uns

2 URL: https://www.kas.de/ru/web/ru-moskau/veranstaltungsberichte/detail/-/content/im-dialog-bleiben-perspektiven-und-herausforderungen-der-deutsch-russischen-beziehungen-1

из двух стран обсудили парламентские выборы 2021 года, изменения климата, актуальные проблемы в области экономики, политики и общества, новые вызовы на международной арене. Были проанализированы актуальные для обоих стран геополитические события, связанные с подъемом Китая.

Россия выступает предметом анализа и другого фонда - Фонда Фридриха Эберта. В 2021 году фонд будет проводить девятый по счету семинар имени Эгона Бара, архитектора «Новой восточной политики». Семинар проходит при поддержке бывшего депутата Бундестага от партии СДПГ Франца Тённеса1.

Целью программы провозглашается развитие и укрепление российско-германских отношений, которое становится возможным вследствие диалога между представителями двух стран.

Еще одним примером можно назвать визит М. Шульца в Москву 9 ноября 2021 г. и его выступление «Россия и Германия в трансформирующемся миропорядке: вызовы и возможности»2. М. Шульц является председателем правления Фонда им. Фридриха Эберта, бывшим главой Европарламента и СДПГ. В своем докладе он затронул такие темы, как ядерное вооружение, сложные отношения между ЕС и Россией, экономические риски для обоих стран.

Исследуя политические фонды в качестве субъекта внешней политики, необходимо помнить о специфике формирования политики западных стран. В России в большинстве своем встречается парадигма политического реализма, которая строится на признании важности государственных институтов при выработке политического курса. В западных странах, наоборот, доминирует либерально-идеалистическая парадигма, которая делает ставку акцент на работу неправительственных акторов: СМИ, лоббистские группы, аналитические центры. Германия не является исключением. Партийные фонды влияют на выработку и реализацию внешнеполитического курса.

Примерами могут служить выступления представителей фонда в парламенте, общие слушания, проведение дебатов и встреч между представителями фонда и партий. В ноябре 2021 г. фонд Конрада Аденауэра спонсировал совместные дебаты с F.A.Z. (Frankfurter allgemeine

1 URL: https://russia.fes.de/proekty/seminar-imeni-ehgona-bara

2 URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/vistuplenie-predsedatelya-pravleniya-fonda-im-fridriha-eberta

Zeitung) по вопросам внешней политики1. Среди лиц, принимающих участие, были: Норберт Ламмерт, председатель фонда Конрада Адэ-науэра, Клаус Дитер-Франкенбергер, ответственный редактор материала по внешней политике F.A.Z., Норберт Реттген, председатель комитета по внешней политике Бундестага.

Заключение

Таким образом, сеть партийных фондов в ФРГ развита. Политические партии не пренебрегают правом создавать свои политические фонды. Для преодоления новых ВРОУ и принятия взвешенных политических решений немецким государственным институтам необходимо быть хорошо информированными. В нынешних реалиях невозможно оспорить важность данных и информации.

И партийные фонды выполняют функцию поставщиков релевантной информации. Профильным министерствам и государственным структурам Российской Федерации необходимо исследовать деятельность партийных фондов ФРГ. Российская Федерация часто выступает предметом анализа аналитических центров. Благодаря этим данным наша страна сможет вырабатывать правильный и сбалансированный внешнеполитический курс по отношению к ФРГ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr / Bundesministerium für Verteidigung (Hrsg.). Berlin, 2016.

2. Белозёров В. К. Информационное обеспечение военной политики ФРГ: опыт и возможности его использования в России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.

3. Gauck J. Deutschlands Rolle in der Welt: Anmer-kungen zu Verantwortung, Normen und Bündnis-sen. München, 2014. 31 Januar. URL: http://www. bunde-spraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Joachim-Gauck/Reden/ 2014/01/140131-Muenchner-Sicher-heitskonfe-renz.html (дата обращения: 03.11.2021).

4. Закон Федеративной Республики Германии «О политических партиях» 24 июля 1967 г. URL: https://studopedia.ru/4_102521_zakon-federativnoy-respubliki-germanii-o-politicheskih-partiyah--iyulya--g.html (дата обращения: 25.10.2021).

1 URL: https://www.kas.dc/de/f.a.z.-kas-debatte-zur-internationalen-politik

5. Белозёров В. К. Провалы разведки и дефицит научной аналитики // Россия в глобальной политике. 2021. № 2. С. 218-223.

6. Белозёров В. К. Клаузевиц, война и обретение смыслов: опыт философской рефлексии Раймона Арона // Философские науки. 2020. Т. 63. № 1. С. 40-65.

7. Погорельская С. В. Политические фонды во внешней политике Германии: дис. ... канд. полит. наук. Бонн, 1995.

REFERENCES

1. Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr / Bundesministerium für Verteidigung (Hrsg.). Berlin, 2016. (In Germ.)

2. Belozerov, V. K. (2003). Informacionnoe obespechenie voennoi politiki FRG: opit i vozmojnosti ego ispolzovaniya v Rossii = Information support of the military policy of the FRG: experience and possibilities of its usage in Russia: thesis of PhD in Political Science. Moscow. (In Russ.)

3. Gauck, J. (2003). Deutschlands Rolle in der Welt: Anmer-kungen zu Verantwortung, Normen und Bündnis-sen. München, 2014. 31 Januar. http:// www.bunde-spraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Joachim-Gauck/Reden/ 2014/01/140131-Muenchner-Sicher-heitskonfe-renz.html (дата обращения: 03.11.2021) (In Germ.)

4. Zakon Federativnoi Respubliki Germanii «O politicheskih partiyah» 24 iyulya 1967 g. = Law of the Federal Republic of Germany «On Political Parties» July 24, 1967. Studopedia. https_//studopedia.ru/4_102521_zakon_federativnoy_

respubliki_germanii_o_politicheskih_partiyah_iyulya_g.html (accessed:

25.10.2021). (In Russ.)

5. Belozerov, V. K. (2021). Provali razvedki i deficit nauchnoi analitiki = Exploration failures and research analytics deficits. Rossiya v globalnoi politike, 2, 218-223. (In Russ.)

6. Belozerov, V K. (2020). Klauzevic, voina i obretenie smislov: opit filosofskoi refleksii Raimona Arona = Clausewitz, War, and Meaning Formation: Raymond Aron's Experience of Philosophical Reflection. Journal of Philosophical Sciences, 63(1), 40-65. (In Russ.)

7. Pogorelskaya, S. V. (1995). Politicheskie fondi vo vneshnei politike Germanii = Political Foundations in German Foreign Policy: thesis of PhD in Political Science. Bonn. (In Russ.)

Информация об авторах

Кирилина Е. Ю. - аспирант кафедры политологии

Института международных отношений и социально-политических наук

Московского государственного лингвистического университета

Information about the author

Kirilina E. Yu. - Post-Graduate Student at the Department of Political Science of the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences of Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 11.11.2021.

The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.