Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В УСТАНОВКАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ФРГ В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА А. МЕРКЕЛЬ (2005-2021 ГОДЫ)'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В УСТАНОВКАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ФРГ В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА А. МЕРКЕЛЬ (2005-2021 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФРГ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ ФРГ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ / ПРОГРАММНЫЕ УСТАНОВКИ / АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петросян Д.В.

Рассматриваются основные направления во внешнеполитических повестках ведущих партий Германии в период канцлерства А. Меркель. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стратегических программных установок парламентских партий ФРГ, что позволит лучше понять, каким может быть дальнейший внешнеполитический курс страны. Подчеркивается, что партийная система ФРГ достаточно стабильна: к парламентским партиям первого созыва - ХДС/ХСС, СвДП и СДПГ - на современном этапе присоединились только три партии: «Союз 90 / Зеленые», «Левые» и с 2017 года - «Альтернатива для Германии». Особое внимание уделяется изучению предвыборных и основополагающих программ парламентских партий ФРГ, так как они отражают партийное «мировоззрение», взгляды на место и роль страны в мире, конечные или важнейшие цели, к которым партия должна двигаться, а также средства и методы достижения поставленных задач. На основании анализа данных документов делается вывод о том, что по ключевым вопросам, связанным с внешнеполитическим курсом страны, у парламентских партий существует определенный консенсус. Требования о пересмотре выбранного курса звучат только со стороны правых и левых популистов, которые не оказывают существенного влияния на немецкую внешнюю политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY ASPECTS IN ATTITUDES OF GERMANY PARLIAMENTARY PARTIES DURING PERIOD OF A. MERKEL’S CHANCELLORSHIP (2005-2021)

The main directions in the foreign policy agendas of the leading parties in Germany during the period of A. Merkel’s chancellorship are considered. The relevance of the study is due to the need to study the strategic program settings of the German parliamentary parties, which will allow a better understanding of what the country’s future foreign policy may be. It is emphasized that the party system of Germany is quite stable: only three parties have joined the parliamentary parties of the first convocation - the CDU / CSU, the FDP and the SDPG - at the present stage: the “Union 90 / Greens”, “Left” and since 2017 - “Alternative for Germany”. Particular attention is paid to the study of the election and fundamental programs of the parliamentary parties of Germany, as they reflect the party’s “worldview”, views on the place and role of the country in the world, the ultimate or most important goals to which the party should move, as well as the means and methods for achieving the set goals. Based on the analysis of these documents, it is concluded that there is a certain consensus among parliamentary parties on key issues related to the country’s foreign policy. Demands for a revision of the chosen course are heard only from right and left populists, who do not have a significant impact on German foreign policy.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В УСТАНОВКАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ФРГ В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА А. МЕРКЕЛЬ (2005-2021 ГОДЫ)»



Петросян Д. В. Внешнеполитические аспекты в установках парламентских партий ФРГ в период канцлерства А. Меркель (2005—2021 годы) / Д. В. Петросян // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 8. — С. 403—419. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-8-403-419.

Petrosyan, J. V. (2022). Foreign Policy Aspects in Attitudes of Germany Parliamentary Parties during Period of A. Merkel's Chancellorship (2005—2021). Nauchnyi dialog, 11(8): 403-419. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-8-403-419. (In Russ.).

web of science erihjuk

l l r i с h 's periodicals directory...

_

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-8-403-419

Внешнеполитические Foreign Policy Aspects

аспекты в установках in Attitudes of Germany

парламентских партий ФРГ Parliamentary Parties

в период канцлерства during Period of A. Merkel's

А. Меркель Chancellorship (2005—2021)

(2005—2021 годы)

Петросян Джемма Ваграмовна Jemma V. Petrosyan

orcid.org/0000-0003-2570-0380 orcid.org/0000-0003-2570-0380

аспирант, Graduate Student,

кафедра истории и политики Department of History and Politics

стран Европы и Америки of Europe and America

jemma95@mail.ru jemma95@mail.ru

Московский государственный институт Moscow State Institute

международных отношений of International Relations (University)

(университет) of the Ministry of Foreign Affairs

Министерства иностранных дел of the Russian Federation

Российской Федерации (Moscow, Russia)

(Москва, Россия)

© Петросян Д. В., 2022

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматриваются основные направления во внешнеполитических повестках ведущих партий Германии в период канцлерства А. Меркель. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стратегических программных установок парламентских партий ФРГ, что позволит лучше понять, каким может быть дальнейший внешнеполитический курс страны. Подчеркивается, что партийная система ФРГ достаточно стабильна: к парламентским партиям первого созыва — ХДС/ХСС, СвДП и СДПГ — на современном этапе присоединились только три партии: «Союз 90 / Зеленые», «Левые» и с 2017 года — «Альтернатива для Германии». Особое внимание уделяется изучению предвыборных и основополагающих программ парламентских партий ФРГ, так как они отражают партийное «мировоззрение», взгляды на место и роль страны в мире, конечные или важнейшие цели, к которым партия должна двигаться, а также средства и методы достижения поставленных задач. На основании анализа данных документов делается вывод о том, что по ключевым вопросам, связанным с внешнеполитическим курсом страны, у парламентских партий существует определенный консенсус. Требования о пересмотре выбранного курса звучат только со стороны правых и левых популистов, которые не оказывают существенного влияния на немецкую внешнюю политику.

Ключевые слова:

ФРГ; парламентские партии ФРГ; внешняя политика Германии; программные установки; Ангела Меркель.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The main directions in the foreign policy agendas of the leading parties in Germany during the period of A. Merkel's chancellorship are considered. The relevance of the study is due to the need to study the strategic program settings of the German parliamentary parties, which will allow a better understanding of what the country's future foreign policy may be. It is emphasized that the party system of Germany is quite stable: only three parties have joined the parliamentary parties of the first convocation — the CDU / CSU, the FDP and the SDPG — at the present stage: the "Union 90 / Greens", "Left" and since 2017 — "Alternative for Germany". Particular attention is paid to the study of the election and fundamental programs of the parliamentary parties of Germany, as they reflect the party's "worldview", views on the place and role of the country in the world, the ultimate or most important goals to which the party should move, as well as the means and methods for achieving the set goals. Based on the analysis of these documents, it is concluded that there is a certain consensus among parliamentary parties on key issues related to the country's foreign policy. Demands for a revision of the chosen course are heard only from right and left populists, who do not have a significant impact on German foreign policy.

Key words:

FRG; parliamentary parties of FRG; foreign policy of Germany; program settings; Angela Merkel.

УДК 328.122/.123:327(430)"2005/2021"+929Merkel

Внешнеполитические аспекты в установках парламентских партий ФРГ в период канцлерства А. Меркель (2005—2021 годы)

© Петросян Д. В., 2022

1. Введение = Introduction

Современная Германия — парламентская республика, внешняя политика которой характеризуется предсказуемостью, преемственностью, стабильностью и в немалой степени является отражением установок партий, находящихся у власти. Некоторые исследователи обоснованно полагают, что страну можно считать «партийным государством» [Белозеров, 2003, с. 22—25]. Немаловажной является характеристика самих партий, их политической истории и контекста, основного электората и места в современной политической системе ФРГ. Значимость и научная новизна исследования заключаются в комплексном характере анализа внешнеполитических приоритетов парламентских партий ФРГ в период канцлерства А. Меркель (2005—2021 годы).

Основными источниками для определения партийных установок являются «программы принципов», в которых партии стараются максимально широко охватить спектр своих ориентиров на будущее, а также предвыборные программы, где упор сделан на наиболее актуальные ко времени выборов вопросы. Изучение данных документов облегчит понимание того, какие цели преследуют парламентские партии на политической арене, чем и обусловлена актуальность исследования. В первой части статьи рассматриваются изменения в партийной системе ФРГ в период канцлерства А. Меркель и устанавливаются причины снижения электоральной поддержки «народных партий» ХДС/ХСС, СД1II и повышения значимости парламентской оппозиции. Во второй части автор определяет наиболее приоритетные темы во внешней политике правящих партий Германии в заданный период. Третья часть посвящена анализу внешнеполитических концепций «Союза 90 / Зеленых», «Левых» и «АдГ».

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Целью работы является анализ изменений во внешнеполитических установках парламентских партий в заданный период. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: определить ключевые вопросы внешней политики, которые составляют содержание партийных и предвы-

борных программ парламентских партий ФРГ; выявить возможное существование раскола в партийной системе Германии по вопросам, связанным с внешнеполитическим курсом страны.

В зарубежной литературе активно изучается роль политических партий в формировании и реализации внешней политики Германии, а также история развития и становления внешнеполитических взглядов отдельных партий в ФРГ. Чрезвычайно интересны монография А. Баринга, Г. Шёльгена, посвященная внешней политике ФРГ от «эры Аденауэра» до современного периода [Baring et al., 2010] и работа П. Лукарди, в ко -торой автор изложил идеи о типологии партий Германии [Lucardie et al., 2013]. Необходимо отметить труды У фон Алеманна [Von Alemann et al., 2010], А. Пфаль-Трауберга [Pfahl-Traughber, 2013], Д. Саркисяна [Sarkisy-an, 2017], в которых авторы описывали эволюцию взглядов парламентских партий на внешнеполитический курс Германии на определенных этапах.

На протяжении последних лет в отечественной науке также активно рассматривалась история становления внешней политики ФРГ [Павлов и др., 2005], ее партийной системы [Власов и др., 2020]. Партийно-политическому ландшафту Германии посвящена также монография Института Европы РАН 2019 года под редакцией Е. П. Тимошенковой, при этом автор не затрагивает в своей работе вопросы внешней политики, отмечая, что это тема для отдельного изучения [Тимошенкова, 2020]. Работы, посвященные анализу предвыборных кампаний парламентских партий Германии [Белов,

2019], электорального процесса [Соколов и др., 2021; Дмитриева и др.,

2020], влияния внешних факторов на трансформацию внешнеполитического курса страны [Васильев, 2021], создают обширную базу для дальнейших исследований сущности актуальных событий в германской политике через историческую призму. Следует отметить, что все перечисленные выше труды посвящены либо отдельным историческим периодам, либо анализу внешней политики ФРГ в целом.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Тенденции развития партийной структуры ФРГ в период канцлерства А. Меркель

В 2000-е в немецкой партийной системе начинают развиваться новые тенденции — уменьшение влияния крупных партий на фоне общего снижения электоральной активности. В 2009 году на выборах явка населения была настолько низкой, что в бундестаге прошли дебаты о возможном введении избирательной повинности [Дмитриева и др., 2020, с. 5]. Постепенно уходит многолетняя приверженность одной партии и растет число голосующих, которые начали уделять внимание не общей направленности

и риторике партий, а тому, какие решения предлагают эти партии по определенным вопросам.

Формат партийно-политической системы Германии начал претерпевать существенные изменения начиная с 1998 года. Когда Партия демократического социализма (ПДС) на федеральных выборах преодолела 5 % барьер, значительно увеличилось количество арифметически возможных коалиций из пяти парламентских партий [Тимошенкова, 2020, с. 11]. Однако после объединения Германии бывшая партия ГДР быстро трансформировалась в новую партию: летом 2005 года ПДС была преобразована в «Партию левых» с дополнением «ПДС» и сокращенным названием «Левая», которое с июня 2007 года после объединения с западногерманской избирательной альтернативой «За труд и социальную справедливость» стало основным названием партии [Рыкин и др., 2009, с. 154].

Постепенно снижалась поддержка «народных партий» ХДС/ХСС, СД1II. Еще со времен Г. Шрёдера социал-демократы начали выдвигать на первый план крупный бизнес и его экспортные интересы. А христианские демократы во время канцлерства А. Меркель отошли от традиционных консервативных ценностей и совершили поворот влево. Стремление получить большую часть голосов на выборах у одних и тех же социальных групп привело к сближению их предвыборных программ и, по мнению избирателей, потере собственного политического профиля.

Так, разочарованный в европейской политике правящей коалиции сопредседатель Совета малых и средних предпринимателей из правого консервативного крыла ХДС Г. Робануссо совместно с бывшим издателем и руководителем немецкой газеты «Märkische Allgemeine Zeitung» А. Гауландом, журналистом К. Адамом и экономистом Б. Луке создали в 2012 году «Избирательную альтернативу 2013» [Власов и др., 2020, с. 86—87], далее переименованную в «Альтернативу для Германии». Основатели партии были уверены, что взгляды немецкого общества по вопросу спасения «еврозоны» в корне отличаются от выбранного курса ХДС/ХСС и СДПГ. Более того, страх партий быть обвиненными в «антиевропейской» и «прогерманской» политике мешал им сформулировать и отстаивать перед другими европейскими государствами свои национальные интересы [Lachmann, 2012].

Первого успеха АдГ достигла на парламентских выборах в 2013 году Несмотря на то что партия тогда не смогла преодолеть 5 %-й барьер, результат 4,7 % стал показателем того, что партия останется в политической жизни Германии надолго.

Шокировали респектабельную Германию результаты выборов 2017 года, когда АдГ впервые в своей недолгой истории образовала парламентскую фракцию (11,5 % и 94 места [Bundestagswahl, 2017]). Важно было то, что

партия смогла заинтересовать тех избирателей, которые чаще всего вообще не голосовали. Однако попадание в бундестаг не стало «трамплином в большую политику». Депутаты, вошедшие от АдГ в парламент, не обладали ни политическим опытом, ни серьезной программой. Ситуация усугублялась резкой политической риторикой представителей АдГ.

Анализируя избирательные предпочтения в Германии с 2005 по 2021 годы, можно прийти к выводу, что традиционная электоральная база партий постепенно разрушается и формируется большая группа «мечущихся избирателей». В качестве примера можно привести историю партии СвДП: в 2009 году свободные демократы добились высочайших результатов за всю историю существования партии (14,6 % голосов) и смогли войти в правящую коалицию, но уже через два года их рейтинг упал до 3 %, в 2013 году партия не смогла пройти 5 %-й барьер на парламентских выборах, а в 2017 году снова показала неплохие результаты, набрав 5,4 % голосов.

Еще одна партия, которая имеет достаточно нестабильную электоральную базу, — партия «Союз 90 / Зеленые»: во время выборов в бундестаг в 2009 году партия получила 10,7 % голосов, в 2011 году проведенные опросы показали, что рейтинг «зеленых» составлял около 20 %, но в 2013 году на выборах в парламент партия смогла набрать лишь 8,4 % голосов. Однако кризис доверия к «народным партиям» в 2017 году положительно повлиял на рост репутации «Союза 90 / Зеленые» и позволил партии достигнуть высоких результатов на земельных выборах. Как отмечал германист В. Б. Белов, если их полученные на выборах 2017 года 8,9 % были расценены как серьезный успех, то 20,5 % на выборах в Европарла-мент в 2019 году стали настоящей сенсацией [Белов, 2019].

3.2. Внешнеполитические установки правящих партий ФРГ (2005—2021 годы)

Как отмечал известный специалист по Германии Н. В. Павлов, ведущие политические партии ФРГ на протяжении всего существования страны выработали свои представления о внешней политике, которые имеют между собой некоторые отличия, обусловленные как особенностью социально-политического профиля самих партий, их историческим опытом, так и конкретными личностями, определявшими и определяющими их политический курс [Павлов и др., 2005, с. 507]. Однако следует сказать о том, что процесс изменения партийных установок в области внешней политики происходит быстрее, чем их фактическая реализация в государственной политике. Внешнеполитическая повестка партий в первую очередь связанна с тем, каким они видят внутреннее устройство своего государства и перспективы его развития. Обоснованно высказывание Курта Шумахера

о том, что решение в области внешней политики является одновременно решением в области внутренней политики [Pfetsch, 1993, S. 37].

Внешняя политика ХДС/ХСС с момента образования союза всегда была направлена на укрепление партнерских отношений с Западом, и на международной арене она представляла важнейшие государственные интересы Германии. Христианско-демократический союз Германии неизменно разделял консервативные ценности: христианская демократия и либеральный консерватизм, но в период руководства партией А. Меркель следует отметить существенные противоречия в политической платформе ХДС. Вместо традиционных ценностей — возведенный в абсолют культ всевозможных меньшинств, а также уверенный курс на глобалистские ценности, поддержка евробюрократии и определение интересов Германии исключительно через ее принадлежность к ЕС, НАТО и другим западным интеграционным проектам [Петросян, 2021, с. 95].

В Баварии консервативный центр представлен Христианско-социаль-ным союзом. ХСС является здесь ведущей силой и уделяет большое внимание поддержке баварского бизнеса, региональной идентичности и традиционным консервативным ценностям [Германия ..., 2021, с. 30].

В программных документах ХДС/ХСС можно выделить ряд тем, которым уделяется особое внимание. Прежде всего это европейское направление внешней политики, с которым всецело связывается будущее развитие ФРГ [Das Programm fur Stabilität ..., 2021]. Темы разоружения и защиты свободы мировой торговли являются ключевыми для ХДС. Партия также отмечает важность развития трансатлантических партнерских отношений. Немаловажной глобальной задачей ХДС называет стремление к международному сотрудничеству во всех областях и во всех регионах, особенно при решении проблем мирового масштаба [Freiheit ..., 2007].

На пороге 90-х годов СДПГ не могла предложить никакой реалистической альтернативы по ключевым вопросам внешней политики. Ее предложения в области политики безопасности были нереалистичными и ставили под угрозу военно-политические интересы ФРГ. Поэтому партия была вынуждена пойти на резкое сближение с установками блока ХДС/ХСС и даже на определенные заимствования в этой области [Спасский, 2009, с. 296].

СДПГ считает, что уважение человеческого достоинства, свобода, демократия и терпимость должны иметь основополагающее значение во внешней политике [Hamburger Programm ..., 2007]. Социал-демократы, как и блок ХДС/ХСС, активно выступают за укрепление ЕС и мультилатерализм. СДПГ считает поддержание мира центром своей политики, который строится на диалоге и разрешении гражданских конфликтов. При этом партия видит себя партнером Запада и НАТО [Sozial und Demokratisch ., 2009]. СДПГ вы-

ступает за военные операции Бундесвера, если дипломатия использовалась в достаточной степени и решение не было найдено. Она отвергает экспорт оружия диктаторским режимам. Для СДПГ наиболее приоритетными темами во внешней политике являются укрепление начал социал-демократии в Европе и мире, смягчение негативных последствий глобализации, с чем тесно связаны вопросы мирового разоружения и помощи развивающимся странам, мирное разрешение конфликтов [Das wir entscheidet ..., 2013].

В программных документах партии, разумеется, много внимания уде -лено партийной философии — социал-демократии, являющейся первоисточником ее ценностей. Для СДПГ важной задачей в эпоху глобализации является стремление обнадежить и воодушевить людей взять свою судьбу в свои руки, устранить кризис доверия демократии. Для достижения данной, отчасти абстрактной и обширной, цели требуются более стабильные и устойчивые общественные условия [Zeit für ..., 2017].

СвДП — либеральная партия Германии. За всю историю деятельности СвДП (с 1948 года) она не раз выступала в роли той партии, без которой невозможно было создание коалиции. Социал-демократы помнят о временах Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, когда страной правила социал-либеральная коалиция [Соколов и др., 2021, с. 12].

По внешнеполитическим приоритетам в партийной системе Германии СвДП считается одной из самых своеобразных партий. Несмотря на то что партия в 1998 году оказалась в оппозиции, она не изменила кардинально свое видение внешнеполитического курса страны. В партии внешняя политика рассматривается исключительно через призму ЕС [Verantwortung für die Freiheit ..., 2012]. За пределами Европы важнейшим партнером партия считает Соединенные Штаты Америки [Denken wir neu ..., 2017]. СвДП выступает за создание европейской армии под совместным верховным ко -мандованием и парламентским контролем. Партия считает, что бундесвер необходимо модернизировать. На международном уровне СвДП призывает к более решительному обеспечению и продвижению прав человека и свобод, дальнейшему продвижению усилий по разоружению [Nie gab es ..., 2021].

3.3. Внешнеполитические приоритеты парламентской оппозиции

«Союз 90 / Зеленые» вырос из экологического и пацифистского движения начала 80-х годов, однако победа внутри партии «реалистов» над «фундаменталистами» в начале 90-х годов и объединение западно- и восточногерманских «зеленых», но в большей степени — вхождение в правящую с СДПГ коалицию в 1998 году способствовали отходу партии от традиционных пацифистских воззрений [Павлов и др., 2005, с. 510]. Большинство представителей партий рассматривают себя в качестве политической силы, место которой в партийном спектре слева от СДПГ. Однако раз-

местить «зеленых» на одномерной «линейной» шкале «левые — правые» оказывается непростой задачей в силу особенностей их программных установок [Власов, 2019, с. 119].

«Союз 90 / Зеленые» на современном этапе можно считать системообразующей партией, составляющей с другими становой хребет немецкой демократии [Пушкарева, 2020, с. 66]. «Зеленых» можно причислить к партиям конформистского типа, так как они не требуют радикального пересмотра внешней политики страны, а выступают за стабилизацию, улучшение и реформы [Die Zukunft ..., 2002]. Партия выступает за расширение ЕС, а также поддерживает международные миссии в рамках Организации Объединенных Наций, которые способствуют стабильности, защите гражданского населения и осуществлению мирных процессов [Zeit für ..., 2013]. «Зеленые» выступают против использования немецкого оружия в зонах боевых действий и диктатурах [Deutschland ..., 2021].

Отличительной чертой немецких «зеленых» является их чрезвычайная политическая гибкость, способность выстраивать успешную стратегию в зависимости от политической конъюнктуры, находить точки соприкосновения и создавать коалиции с другими, в том числе крупными традиционными, партиями на всех уровнях власти — региональном, федеральном и общеевропейском [Ровинская, 2015, с. 64].

Левая партия в партийной системе ФРГ видит себя слева от всех остальных представленных в бундестаге партий и выступает против «капиталистической модели ФРГ» и «неолиберальной» политики [Левая партия ..., 2009]. Особенной чертой Левых является наличие различных идеологических течений в партии: от прагматиков, направленных на реформы, до классических коммунистов [Pfahl-Traughber, 2013, с. 547].

В мировой политике партия делает значительный вклад в проводимую ФРГ политику безопасности; выступает за общество, которое не участвует в войнах, а использует стратегию решения конфликтов мирными путями. Левые выступают против зарубежных миссий бундесвера, санкционированных бундестагом, и против присутствия немецких солдат за границей под ответственностью НАТО [Programmatisches ..., 2007].

Один из главных пунктов программы партии является требование распустить НАТО и заменить его системой коллективной безопасности с участием России [Programm der Partei ., 2011].

«Альтернатива для Германии» — право-популистская партия, которая позиционирует себя в качестве протестной силы. Она критикует действия правительства, прежде всего, в вопросах миграции, евроинтеграции, безопасности и политики идентичности [Соколов и др., 2021, с. 16]. Одни исследователи отмечали, что «Альтернатива» представляет собой серьезный

вызов партиям центра и ее потенциал не иссякнет долгое время. Другие характеризовали новую партию как партию-однодневку, спекулирующую вокруг одной темы; партию-провокацию, бросающую вызов этаблирован-ным партиям, но не предлагающую реальных решений.

Как отмечает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований А. К. Камкин, пока традиционные консервативные партии ХДС и ХСС заявляли о невозможности существования политической силы правее их самих, они медленно, но неуклонно сдвигались влево, стирая границу между правым и левым. Объединяя усилия против праворадикальной НДПГ, народные партии не заметили лакуну для умеренно правой консервативной силы [Камкин, 2015, с. 536].

«Альтернатива для Германии» верна своим лозунгам: переход к Европе наций, отказ от евро, критика политики ЕЦБ, вывод всех политических сфер с европейского на национальный уровень и возможность выхода Гер -мании из ЕС [Хорольская, 2021, с. 30].

Одним из основных требований АдГ к внешней политике является вывод ФРГ из состава Евросоюза. По мнению правых популистов, членство в НАТО и активная роль Германии в ОБСЕ остаются центральным элементом стратегии безопасности страны. Однако Североатлантический альянс, по мнению «альтернативщиков» должен стать исключительно «оборонительным объединением, чтобы сфера его компетенции ограничивалась только территорией государств-членов» [Programm fur Deutschland .... 2017]. Также партия выступает за улучшение отношений с США, Россией и Китаем, несмотря на то что составляющие данной повестки несовместимы [Deutschland aber normal ..., 2021].

4. Заключение = Conclusions

В силу специфики политической системы ФРГ парламентские партии играют определяющую роль в вопросах формирования и реализации государственной политики, а бундестаг является местом принятия внутри- и внешнеполитических решений.

Ключевыми тенденциями в партийно-политической системе ФРГ в XXI веке являются рост фрагментации партийного ландшафта, постепенное уменьшение поддержки «народных партий» ХДС/ХСС, СДПГ, а также СвДП, появление новых политических партий в бундестаге, что значительно усложнило процесс формирования правительственных коалиций, и растущая неустойчивость политических предпочтений избирателей, что связано со снижением доверия к традиционным партиям.

Однако относительно внешнеполитического курса ФРГ следует отметить две принципиальных особенности. Во-первых, учитывая, что

Германия является демократической парламентской республикой со стабильным государственным устройством (а это доказывает почти 70-летняя история страны), ей присуща стабильная, предсказуемая внешняя политика со своей устоявшейся системой координат, которая не может резко меняться от правительства к правительству. При этом неважно, какая коалиция стоит во главе государства. Даже канцлер — ключевая фигура в системе внутри- и внешнеполитических координат — далеко не независимая величина, а действующая по согласованию со своими партнерами по правительству из других партий. Во-вторых, в ФРГ существует относительно широкий консенсус между властью и обществом по наиболее важным вопросам внешней политики. Поэтому независимо от состава правительства (даже при гипотетическом участии в нем «Альтернативы для Германии» или партии «Левая») резкие колебания на внешнеполитическом фронте не предвидятся.

Проведенный анализ предвыборных и основополагающих программ парламентских партий показал, что по ключевым вопросам, связанным с внешнеполитическим курсом Германии, у партий существует определенный консенсус. Требования о пересмотре выбранного курса звучат только со стороны правых и левых популистов, которые не особо надеются на то, что на практике это будет возможно осуществить, и не оказывают существенное влияние на немецкую внешнюю политику. С самого основания ФРГ ее позиционирование в мире определяется трансатлантическим консенсусом, что не отрицается ни одной ведущей партией Германии. Выхода ФРГ из состава Евросоюза требует только АдГ, все остальные парламентские партии поддерживают углубление европейской интеграции. За роспуск НАТО и создание новой системы европейской безопасности выступает только партия «Левые». Главной чертой общих установок всех парламентских партий является видение Германии как активного участника международных отношений, с новой ролью медиатора в кризисах и про-моутера темы разоружения и нераспространения ОМУ Международную кооперацию, в общем и целом, поддерживают все партии, а европейское направление сотрудничества остается самым главным.

Источники и принятые сокращения

1. Bundestagswahl 2017 : Endgültiges Ergebnis [Electronic resource] // Der Bundeswahlleiter. — 12.10.2017. — Access mode : https://www.bundeswahlleiter.de/info/presse/mit-teilungen/bundestagswahl-2017/34_17_endgueltiges_ergebnis.html (accessed 21.08.2022).

2. Das Programm für Stabilität und Erneuerung. Gemeinsam für ein modernes Deutschland. Wahlprogramm von CDU und CSU für die Bundestagswahl 2021 [Electronic resource] // CSU. — Access mode : https://www.csu.de/common/download/Regierungsprogramm. pdf (accessed 21.08.2022).

3. Das wir entscheidet. Das Regierungsprogramm 2013 - 2017 von SPD [Electronic resource] // SPD. — Access mode : https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/ Bundesparteitag/20130415_regierungsprogramm_2013_2017.pdf (accessed 21.08.2022).

4. Die Zukunft ist grün. Grundsatzprogramm von BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN. Beschlossen auf der Bundesdelegiertenkonferenz am 15—17. März 2002 in Berlin [Electronic resource] // Heinrich Böll Stiftung. — Access mode : https://www.boell.de/sites/default/files/ assets/boell.de/images/download_de/publikationen/2002_003_Grundsatzprogramm_Buend-nis90DieGruenen.pdf (accessed 22.08.2022).

5. Denken wir neu. Das Programm der Freien Demokraten zur Bundestagswahl 2017. Beschluss des 68. Ord. Bundesparteitages von 30. April 2017 in Berlin [Electronic resource] // FDP. — Access mode : https://www.fdp.de/sites/default/files/2021-05/FDP_BTW2017_Kurz-wahlprogramm_RU.pdf (accessed 22.08.2022).

6. Deutschland. Alles ist drin. Programm zur Bundestagswahl 2021 von BÜNDNIS 90/ Die Grünen [Electronic resource] // Heinrich Böll Stiftung. — Access mode : https://cms.gru-ene.de/uploads/documents/Vorlaeufiges-Wahlprogramm_GRUENE-Bundestagswahl-2021. pdf (accessed 22.08.2022).

7. Deutschland aber normal. Programm der AlternativE für Deutschland für die Wahl zum 20. Deutschen Bundestag. Beschlossen auf dem 12. Bundesparteitag der AfD vom 10. bis 11. April 2021 in Dresden [Electronic resource] // AfD. — Access mode : https://cdn.afd.tools/wp-content/uploads/sites/111/2021/06/20210611_AfD_Programm_2021.pdf (accessed 23.08.2022).

8. Freiheit und Sicherheit. Das Grundsatzprogramm von CDU. Beschlossen vom 21. Parteitag von 3. bis 4. Dezember 2007 in Hannover [Electronic resource] // Konrad Adenauer Stiftung. — Access mode : https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=5f72a0b2-5c95-01ad-092f-0039ff40c168&groupId=252038 (accessed 23.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hamburger Programm. Das Grundsatzprogramm der SPD. Beschlossen auf dem Hamburger Bundesparteitag der SPD am 28. Oktober 2007 [Electronic resource] // Friedrich Ebert Stiftung. — Access mode : https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Grund-satzprogramme/hamburger_programm.pdf (accessed 24.08.2022).

10. Lachmann G. Enttäuschte CDU-Politiker gründen Wahlalternative [Electronic resource] / G. Lachmann // Die Welt. — 04.10.2012. — Access mode : https://www.welt.de/ politik/deutschland/article109606449/Enttaeuschte-CDU-Politiker-gruenden-Wahlalterna-tive.html (accessed 25.08.2022).

11. Nie gab es mehr zu tun. Sanktionen gegen Russland aufrecht erhalten FDP-Wahlprogramm 2021 [Electronic resource] // FDP. — Access mode : https://www.fdp.de/forderung/ sanktionen-gegen-russland-aufrecht-erhalten (accessed 25.08.2022).

12. Programmatisches Gründungsdokument der Partei DIE LINKE. Beschluss der Parteitage PDS am 24. und 25. März 2007 in Dortmund [Electronic resource] // Rosa Luxemburg Stiftung. — Access mode : https://www.rosalux.de/fileadmin/rls_uploads/pdfs/ADS/Program-matische_Eckpunkte.pdf (accessed 25.08.2022).

13. Programm der Partei DIE LINKE. Beschluss des Parteitages der Partei DIE LINKE vom 21. bis 23. Oktober 2011 in Erfurt [Electronic resource] // Rosa Luxemburg Stiftung. — Access mode : https://www.rosalux.de/fileadmin/rls_uploads/pdfs/ADS/DIE_LINKE-Partei-programm_2011.pdf (accessed 26.08.2022).

14. Programm für Deutschland. Wahlprogramm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum Deutschen Bundestag am 24 September 2017 [Electronic resource] // AfD. — Access mode : https://www.afd.de/wp-content/uploads/sites/111/2017/06/2017-06-01_AfD-Bundestagswahlprogramm_Onlinefassung.pdf (accessed 26.08.2022).

15. Sozial und Demokratisch. Anpacken. Für Deutschland. Das Regierungsprogramm 2009—2013 von SPD [Electronic resource] // Friedrich Ebert Stiftung. — Access mode : http:// library.fes.de/prodok/ip-02016/regierungsprogramm2009_lf_navi.pdf (accessed 27.08.2022).

16. Verantwortung für die Freiheit. Karlsruher Freiheitsthesen der FDP für eine offene Bürgergesellschaft. Programm der Freien Demokratischen Partei. Beschlossen auf dem Bundesparteitag am 22. April 2012 in Karlsruhe [Electronic resource] // Friedrich Naumann Stiftung. — Access mode : https://www.freiheit.org/sites/default/files/2019-10/2012karlsruhe rfreiheitsthesen.pdf (accessed 27.08.2022).

17. Zeit für den Grünen Wandel. Teilhaben. Einmischen. Zukunft Schafen. Bundestagswahlprogramm 2013 von Bündnis 90/Die Grünen. Beschlossen auf der 35. Ord. Bundesdelegiertenkonferenzen von Bündnis 90/Die Grünen vom 26. bis 28. April 2013 in Berlin [Electronic resource] // Heinrich Böll Stiftung. — Access mode : https://cms.gruene.de/uploads/documents/ BUENDNIS-90-DIE-GRUENEN-Bundestagswahlprogramm-2013.pdf (accessed 28.08.2022).

18. Zeit für mehr Gerechtigkeit : Zukunft sichern, Europa stärken. Das SPD-Regierungsprogramm 2017 bis 2021 [Electronic resource] // SPD. — Access mode : https://www.spd.de/ fileadmin/Dokumente/Regierungsprogramm/SPD_Regierungsprogramm_BTW_2017_A5_ RZ_WEB.pdf (accessed 28.08.2022).

Литература

1. Белов В. Германия : жаркое политическое лето 2019 г. [Электронный ресурс] / В. Белов // РСМД. — 17.07.2019. — Режим доступа : https://russiancouncil.ru/analytics-and-com-ments/analytics/germaniya-zharkoe-politicheskoe-leto-2019-g/ (дата обращения 8.08.2022).

2. Власов Н. А. «Альтернатива для Германии» и проблемы эволюции партийной системы Федеративной Республики Германия / Н. А. Власов, Н. В. Филина // Россия и современный мир. — 2020. — № 1 (106). — С. 81—94. — DOI: 10.31249/rsm/2020.01.05.

3. Власов Н. А. «Зеленые» в ФРГ : новая «народная партия»? / Н. А. Власов // Современная Европа. — 2019. — № 2 (88). — С. 118—129. — DOI: 10.15211/ soveurope22019118128.

4. Германия в евроинтеграционных и трансатлантических процессах / В. И. Васильев, М. В. Хорольская, А. М. Кокеев. — Москва : Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук, 2021. — 127 с. — ISBN 978-5-9535-0589-5.

5. Демидова О. Левая партия — новичок с амбициями [Электронный ресурс] / О. Демидова // DW. — 14.07.2009. — Режим доступа : https://web.ar-chive.org/web/20210310084858/https://www.dw.com/ru/левая-партия-новичок-с-амбициями^-2773383 (дата обращения 8.08.2022).

6. Дмитриева С. И. Внутренняя политика и внешнеполитическая стратегия ФРГ / С. И. Дмитриева, В. Н. Морозова. — Воронеж : РИТМ, 2020. — 124 с. — ISBN 978-56045034-3-0.

7. Камкин А. К. «Альтернатива для Германии» — партия-однодневка или серьезная сила? / А. К. Камкин // Современная Германия. Экономика и политика / Под общей редакцией В. Б. Белова. — Москва : Весь Мир, 2015. — С. 533—539.

8. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера / Н. В. Павлов, А. А. Новиков. — Москва : Московские учебники — СиДиПресс, 2005. — 605 с. — ISBN 5-8443-0024-6.

9. Петросян Д. В. Внешнеполитические установки Федеративной Республики Германии в постбиполярном мире / Д. В. Петросян // Ученые записки Крымского федераль-

ного университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. — 2021. — Т. 7. — № 3 (73). — С. 87—98. — DOI: 10.37279/2413-1741-2021-7-3-87-98.

10. Пушкарева В. В. Новая роль зеленых в политической жизни Германии / В. В. Пушкарева // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2020. — Т. 4. — № 1. — С. 63—75. — DOI: 10.35634/25879030-2020-4-1-63-75.

11. Ровинская Т. Л. «Зеленые» в Европе : поступательный рост / Т. Л. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 12. — С. 58—71.

12. Рыкин В. С. Создание левой альтернативы на базе ПДС и движения «За труд и социальную справедливость» / В. С. Рыкин, А. А. Вильде, Е. П. Тимошенкова // Германия. Вызовы XXI века / под ред. В. Б. Белова. — Москва : Весь Мир, 2009. — С. 154— 163. — ISBN 978-5-7777-0467-2.

13. Соколов А. П. Выборы в Бундестаг 2021 : Путеводитель / А. П. Соколов, Е. В. Пименова, А. Д. Давыдов. — Москва : Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2021. — 32 с.

14. СпасскийЕ. Н. Германские политические партии в процессе и после объединения Германии : механизмы конкуренции и тенденции эволюции : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02 / Е. Н. Спасский. — Санкт-Петербург, 2009. — 445 с.

15. Тимошенкова Е. П. Партийно-политическая система Германии в период канцлерства А. Меркель (2005—2017 гг.) : монография / Е. П. Тимошенкова. — Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук, 2020. — 148 с. — ISBN 978-5-98163-154-2.

16. Хорольская М. В. Ведущие немецкие партии в преддверии выборов в Бундестаг / М. В. Хорольская // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65. — № 9. — С. 25—33. — DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-9-25-33.

17. BaringA. Kanzler, Krisen, Koalitionen: von Konrad Adenauer bis Angela Merkel / A. Baring, G. Schöllgen. — Germany, Berlin : Pantheon Verlag, 2010. — 352 S.

18. Lucardie P. Zur Typologie der politischen Parteien / P. Lucardie, F. Decker, V. Neu (Hg.) // Handbuch der politischen Parteien. — Bonn : [b. i.], 2013. — S. 61—76.

19. Pfahl-Traughber A. Die Partei des Demokratischen Sozialismus (PDS)/DIE LINKE / A. Pfahl-Traughber // Handbuch Parteienforschung. — 2013. — S. 541—562. — DOI: 10.1007/978-3-531-18932-1_19.

20. Pfetsch F. R. Die Aussenpolitik der Bundesrepublik 1949—1992 : von der Spaltung zur Vereinigung / F. R. Pfetsch. — München : Wilhelm Fink Verlag, 1993. — 315 S.

21. Sarkisyan D. The last decade of Germany's Russia policy : changes through the prism of official documents and speeches (2005—2016) / D. Sarkisyan // 21st century. — 2017. — № 1. — Pp. 140—159.

22. Von Alemann U. Das Parteiensystem der Bundesrepublik Deutschland / Alemann von U, P. Erbentraut, J. Walther. — 4. Auflage. — Wiesbaden : Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2010. — 300 S.

Material resources

Bundestagswahl 2017: Endgültiges Ergebnis. (12.10.2017). Der Bundeswahlleiter. Available at: https://www.bundeswahlleiter.de/info/presse/mitteilungen/bundestag-swahl-2017/34_17_endgueltiges_ergebnis.html (accessed 21.08.2022). (In Germ.).

Das Programm für Stabilität und Erneuerung. Gemeinsam für ein modernes Deutschland.

Wahlprogramm von CDU und CSU für die Bundestagswahl 2021. CSU. Available at: https://www.csu.de/common/download/Regierungsprogramm.pdf (accessed 21.08.2022). (In Germ.).

Das wir entscheidet. Das Regierungsprogramm 2013—2017 von SPD. SPD. Available at: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Bundesparteitag/20130415_ regierungsprogramm_2013_2017.pdf (accessed 21.08.2022). (In Germ.).

Die Zukunft ist grün. Grundsatzprogramm von BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN. Beschlossen auf der Bundesdelegiertenkonferenz am 15—17. März 2002 in Berlin. Heinrich Böll Stiftung. Available at: https://www.boell.de/sites/default/files/assets/boell.de/ images/download_de/publikationen/2002_003_Grundsatzprogramm_Buendnis-90DieGruenen.pdf (accessed 22.08.2022). (In Germ.).

Denken wir neu. Das Programm der Freien Demokraten zur Bundestagswahl 2017. Beschluss des 68. Ord. Bundesparteitages von 30. April 2017 in Berlin. FDP. Available at: https://www.fdp.de/sites/default/files/2021-05/FDP_BTW2017_Kurzwahlpro-gramm_RU.pdf (accessed 22.08.2022). (In Germ.).

Deutschland. Alles ist drin. Programm zur Bundestagswahl 2021 von BÜNDNIS 90/Die Grünen. Heinrich Böll Stiftung. Available at: https://cms.gruene.de/uploads/docu-ments/Vorlaeufiges-Wahlprogramm_GRUENE-Bundestagswahl-2021.pdf (accessed 22.08.2022). (In Germ.).

Deutschland aber normal. Programm der AlternativE für Deutschland für die Wahl zum 20.

Deutschen Bundestag. Beschlossen auf dem 12. Bundesparteitag der AfD vom 10. bis 11. April 2021 in Dresden. AfD. Available at: https://cdn.afd.tools/wp-content/uploads/sites/111/2021/06/20210611_AfD_Programm_2021.pdf (accessed 23.08.2022). (In Germ.).

Freiheit und Sicherheit. Das Grundsatzprogramm von CDU. Beschlossen vom 21. Parteitag von 3. bis 4. Dezember 2007 in Hannover. Konrad Adenauer Stiftung. Available at: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=5f72a0b2-5c95-01ad-092f-0039ff40c168&groupId=252038 (accessed 23.08.2022). (In Germ.).

Hamburger Programm. Das Grundsatzprogramm der SPD. Beschlossen auf dem Hamburger Bundesparteitag der SPD am 28. Oktober 2007. FriedrichEbert Stiftung. Available at: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Grundsatzprogramme/ hamburger_programm.pdf (accessed 24.08.2022). (In Germ.).

Lachmann, G. (2012). Enttäuschte CDU-Politiker gründen Wahlalternative. Die Welt. 04.10.

Available at: https://www.welt.de/politik/deutschland/article109606449/Enttaeuschte-CDU-Politiker-gruenden-Wahlalternative.html (accessed 25.08.2022). (In Germ.).

Nie gab es mehr zu tun. Sanktionen gegen Russland aufrecht erhalten FDP-Wahlprogramm 2021. FDP. Available at: https://www.fdp.de/forderung/sanktionen-gegen-russland-aufrecht-erhalten (accessed 25.08.2022). (In Germ.).

Programmatisches Gründungsdokument der Partei DIE LINKE. Beschluss der Parteitage PDS am 24. und 25. März 2007 in Dortmund. Rosa Luxemburg Stiftung. Available at: https://www.rosalux.de/fileadmin/rls_uploads/pdfs/ADS/Programmatische_Eck-punkte.pdf (accessed 25.08.2022). (In Germ.).

Programm der Partei DIE LINKE. Beschluss des Parteitages der Partei DIE LINKE vom 21.

bis 23. Oktober 2011 in Erfurt. Rosa Luxemburg Stiftung. Available at: https://www. rosalux.de/fileadmin/rls_uploads/pdfs/ADS/DIE_LINKE-Parteiprogramm_2011. pdf (accessed 26.08.2022). (In Germ.).

Programm für Deutschland. Wahlprogramm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum Deutschen Bundestag am 24 September 2017. AfD. Available at: https://www.afd. de/wp-content/uploads/sites/111/2017/06/2017-06-01_AfD-Bundestagswahlpro-gramm_Onlinefassung.pdf (accessed 26.08.2022). (In Germ.).

Sozial und Demokratisch. Anpacken. Für Deutschland. Das Regierungsprogramm 2009— 2013 von SPD. Friedrich Ebert Stiftung. Available at: http://library.fes.de/prodok/ ip-02016/regierungsprogramm2009_lf_navi.pdf (accessed 27.08.2022). (In Germ.).

Verantwortung für die Freiheit. Karlsruher Freiheitsthesen der FDP für eine offene Bürgergesellschaft. Programm der Freien Demokratischen Partei. Beschlossen auf dem Bundesparteitag am 22. April 2012 in Karlsruhe. Friedrich Naumann Stiftung. Available at: https://www.freiheit.org/sites/default/files/2019-10/2012karlsruherfre iheitsthesen.pdf (accessed 27.08.2022). (In Germ.).

Zeit für den Grünen Wandel. Teilhaben. Einmischen. Zukunft Schafen. Bundestagswahlprogramm 2013 von Bündnis 90/Die Grünen. Beschlossen auf der 35. Ord. Bundesdelegiertenkonferenzen von Bündnis 90/Die Grünen vom 26. bis 28. April 2013 in Berlin. Heinrich Böll Stiftung. Available at: https://cms.gruene.de/uploads/documents/ BUENDNIS-90-DIE-GRUENEN-Bundestagswahlprogramm-2013.pdf (accessed 28.08.2022). (In Germ.).

Zeit für mehr Gerechtigkeit: Zukunft sichern, Europa stärken. Das SPD-Regierungsprogramm 2017 bis 2021. SPD. Available at: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/ Regierungsprogramm/SPD_Regierungsprogramm_BTW_2017_A5_RZ_WEB.pdf (accessed 28.08.2022). (In Germ.).

References

Baring, A., Schöl lgen, G. (2010). Kanzler, Krisen, Koalitionen: von Konrad Adenauer bis Angela Merkel. Germany, Berlin: Pantheon Verlag. 352 S. (In Germ.).

Belov, V. (2019). Germany: the hot political summer of 2019. INF. 17.07. Available at: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/germaniya-zharkoe-politiches-koe-leto-2019-g/ (accessed 08.08.2022). (In Russ.).

Germany in European integration and transatlantic processes. (2021). Moscow: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. 127 p. ISBN 978-5-9535-0589-5. (In Russ.).

Demidova, O. (2009). The Left Party is a newcomer with ambitions. DW. 07.14. Available at: https://web.archive.org/web/20210310084858/https://www.dw.com/ru/^eBaa-naprafl-HOBHTOK-c-aM6^HflMH/a-2773383 (accessed 08.08.2022). (In Russ.).

Dmitrieva, S. I., Morozova, V. N. (2020). Internal policy and foreign policy strategy of Germany. Voronezh: RHYTHM. 124 p. ISBN 978-5-6045034-3-0. (In Russ.).

Kamkin, A. K. (2015). "Alternative for Germany" — a one-day party or serious force? In: Modern Germany. Economics and politics. Moscow: The Whole World. 533—539. (In Russ.).

Khorolskaya, M. V. (2021). Leading German parties on the eve of the Bundestag elections.

WorldEconomy and International Relations, 65 (9): 25—33. DOI: 10.20542/01312227-2021-65-9-25-33. (In Russ.).

Lucardie, P. (2013). Zur Typologie der politischen Parteien. In: Handbuch der politischen Parteien. Bonn: [b. i.]. 61—76. (In Germ.).

Pavlov, N. V., Novikov, A. A. (2005). Foreign policy of Germany from Adenauer to Schroeder.

Moscow: Moscow textbooks — SiDiPress. 605 p. ISBN 5-8443-0024-6. (In Russ.).

Petrosyan, D. V. (2021). Foreign policy attitudes of the Federal Republic of Germany in the post-bipolar world. Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Historical sciences, 7 / 3 (73): 87—98. DOI: 10.37279/2413-17412021-7-3-87-98. (In Russ.).

Pfahl-Traughber, A. (2013). Die Partei des Demokratischen Sozialismus (PDS)/DIE LINKE.

Handbuch Parteienforschung. 541—562. DOI: 10.1007/978-3-531-18932-1_19. (In Germ.).

Pfetsch, F. R. (1993). Die Aussenpolitik der Bundesrepublik 1949—1992: von der Spaltung zur Vereinigung. München: Wilhelm Fink Verlag. 315 S. (In Germ.).

Pushkareva, V. V. (2020). The new role of the greens in the political life of Germany. Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political science. International relations, 4 (1): 63—75. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-1-63-75. (In Russ.).

Rovinskaya, T. L. (2015). "Green" in Europe: progressive growth. World economy and international relations, 12: 58—71. (In Russ.).

Rykin, V. S., Vilde, A. A., Timoshenkova, E. P. (2009). Creation of a left alternative based on the PDS and the movement "For Labor and Social Justice". In: Germany. Challenges of the XXI century. Moscow: The Whole World. 154—163. ISBN 978-57777-0467-2. (In Russ.).

Sarkisyan, D. (2017). The last decade of Germany's Russia policy: changes through prism of official documents and speeches (2005—2016). 21st century, 1: 140—159. (In Germ.).

Sokolov, A. P., Pimenova, E. V., Davydov, A. D. (2021). Elections to the Bundestag 2021: A Guide. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 32 p. (In Russ.).

Spassky, E. N. (2009). German political parties in the process and after the Unification of Germany: mechanisms of competition and trends of evolution. Doct. Diss. St. Petersburg. 445 p. (In Russ.).

Timoshenkova, E. P. (2020). The party-political system of Germany during the chancellorship of A. Merkel (2005—2017): Monograph. Moscow: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. 148 p. ISBN 978-5-98163-154-2. (In Russ.).

Vlasov, N. A., Filina, N. V. (2020). "Alternative for Germany" and the problems of the evolution of the party system of the Federal Republic of Germany. Russia and the Modern World, 1 (106): 81—94. DOI: 10.31249/rsm/2020.01.05. (In Russ.).

Vlasov, N. A. (2019). "Greens" in Germany: a new "people's Party"? Modern Europe, 2 (88): 118—129. DOI: 10.15211/soveurope22019118128. (In Russ.).

Von Alemann, U. (2010). Das Parteiensystem der Bundesrepublik Deutschland. 4. Auflage. Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH. 300 S. (In Germ.).

Статья поступила в редакцию 22.07.2022, одобрена после рецензирования 12.10.2022, подготовлена к публикации 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.