Научная статья на тему 'Российская экономика: рост под санкциями (сценарии будущего)'

Российская экономика: рост под санкциями (сценарии будущего) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СТИМУЛ / TAX INCENTIVE / ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL POLICY / РЕГУЛЯТИВНОЕ БРЕМЯ / REGULATORY BURDEN / ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ / FINANCIAL DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC LIBERALIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО / ECONOMIC MIRACLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миркин Я.М.

Показана точка отсчета, в которой находится российская экономика. Предложены четыре сценария на 2018-2025 гг.; оценены вероятности их реализации; дана их краткая характеристика. Особое внимание уделено сценарию экономической либерализации, «внезапного поворота», связанного с переходом российской экономики к сверхбыстрому росту. Дано описание основных идей и приведены целевые индикаторы в рамках этого сценария

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian economy: growth under sanctions (future scenarios)

The article shows the starting point in which the Russian economy is located. Four scenarios of the future are proposed in 2018-2025, the probabilities of their realization are estimated, and their brief characteristic is given. Particular attention is paid to the scenario of economic liberalization, the «sudden turn» associated with the transition of the Russian economy to ultra-fast growth. A description of the main ideas is given and target indicators are given in the framework of this scenario

Текст научной работы на тему «Российская экономика: рост под санкциями (сценарии будущего)»

Я. М. Миркин1

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: РОСТ ПОД САНКЦИЯМИ (СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО)

Показана точка отсчета, в которой находится российская экономика. Предложены четыре сценария на 2018-2025 гг.; оценены вероятности их реализации; дана их краткая характеристика. Особое внимание уделено сценарию экономической либерализации, «внезапного поворота», связанного с переходом российской экономики к сверхбыстрому росту. Дано описание основных идей и приведены целевые индикаторы в рамках этого сценария.

Ключевые слова: налоговый стимул, политика развития, регулятивное бремя, финансовое развитие, экономическая либерализация, экономическое чудо.

УДК 330.354

Первое, в России в 2017 г. продолжительность жизни составляла 72,7 лет - это 96-е место в мире. Малайзия обогнала нас по продолжительности жизни и объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Второе, Россия - страна функциональной зависимости от сырья и двух основных клиентов: Евросоюза - 43 % от внешнего товарооборота и Китая - 15 %. Один из этих клиентов (Евросоюз) хотел бы как можно большей независимости от России. Такое видение энергетического будущего включено во все официальные политики Евросоюза. Третье - очень высокие технологические риски. И не только из-за санкций, но и потому, что мы во многом утратили экономику сложных вещей. В России за месяц производится 320...350 металлорежущих станков, что в два больше, чем три года назад, но это по-прежнему несколько процентов от потребности в их замещении. Как свидетельствует статистика (без учета теневой экономики), утрачена и экономика простых вещей: у нас производится один пиджак на 75 человек, одна кофемолка на 1500 семей. То же самое по ключевым товарам народного потребления, кроме продовольствия, холодильников, стиральных машин, автомобилей. Мы так и не создали экономику инноваций. В 2016 г. объем вычислительной техники на душу населения составлял 4,6 доллара, что кратно ниже, чем, например, в Малайзии.

Хозяйственный и финансовый механизмы настроены на торможение. Представьте себе экономику как автомобиль, в котором нажаты тормоза, не включен двигатель, и он к тому же завяз в грязи. Масса людей пытаются его растолкать, вытащить, но тянут в разные стороны. При этом еще и бензина нет.

Но есть и хорошие новости. Первое - после 2014 г. сохранены объемы добычи и экспорта сырья. Второе - созданы маленькие островки экономического чуда, где госу-

1 Яков Моисеевич Миркин, член Правления ВЭО России, зав. отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, д-р экон. наук, профессор.

дарство искусственно нормализовало рыночные условия. В зерновом хозяйстве, по заявлению председателя правительства, ссудный процент - 4.. .5 %. Там доступней кредиты, проще получить бюджетное софинансирование, сильнее налоговые стимулы, ниже административные издержки. А что в ответ? Быстрый рост. В каких еще отраслях? Фармацевтика, производство продовольствия для импортозамещения, военно-промышленный комплекс, некоторые отрасли машиностроения. Так же и в отдельных регионах с особыми режимами хозяйствования. Там, где мы создаем нормальные условия, предпринимательство отвечает быстрым ростом.

Рассмотрим сценарии на будущее, основываясь на точке отсчета.

Первый - шоковый сценарий с вероятностью 10.15 %. Сегодня доля государства в экономике и банковском секторе достигла 70 %. Понятно, что, если этот тренд будет продолжаться и доля государства достигнет 80.85 %, то это уже будет иная экономика, очень приближенная к административной.

Второй сценарий, его шансы, по оценке, равны 45.50 %. Это то, что мы имеем сегодня: замороженная, стагнационная, полузакрытая сырьевая экономика с устаревающими технологиями и отдельными островками сверхбыстрого, искусственно созданного роста.

Третий сценарий - «управляемый холод», его шансы - 30.35 %. Аналог - Испания периода Франко конца 1950-х - начала 1960-х гг., когда все в государстве было подчинено развитию, создано правительство молодых технократов, возникли островки экономической либерализации (экспорт рабочей силы), много средств было вложено в инфраструктуру, развивался туризм, курорты и т. д.

Четвертый сценарий (вероятность - 5.10 %) «внезапного поворота», «экономики роста» - альтернативная финансовая и экономическая политика, противостоящая политике торможения. Цели очень просты: прежде всего увеличение продолжительности и улучшение качества жизни (на всей территории России). Для этого требуются быстрый рост, модернизация, строительство открытой социальной рыночной экономики.

Все технические инструменты известны, в том числе популярные реформы, стимулирующие рост деловой и потребительской активности и не связанные с понятием «болезненные». Существует обширная международная практика реализации «экономического чуда». Она относится не только к азиатским «тиграм», но и к европейским экономикам (Германия, Италия, Испания, Португалия, Франция), к Израилю - феномену роста и качества жизни в условиях высоких геополитических рисков.

Это государство развития, министерство финансов развития, центральный банк развития - экономика развития. Экономика прежде всего стимулов, а не наказаний и надзора, как сегодня. Пошаговая экономическая либерализация, в которой каждый инструмент (кредит, налоги, процент, валютный курс, бюджет, цены и тарифы, регулируемые государством, таможенная политика, инвестиции, административная нагрузка) подчинен очень простой задаче: рост, модернизация, продолжительность жизни. Это бизнес-среда, создающая меньшие риски, множество стимулов, подталкивающая к высокой динамике экономики, когда инструменты применяются все вместе, системно. Иначе (в случае разового, отдельного применения) могут последовать разбалансирова-ние, шок, вывод капитала, вспышка инфляции.

Это системное лечение. Такой подход потребует очень серьезного операционного вмешательства государства, потому что амбулаторное лечение уже не спасет экономический организм.

Фактов успешной модернизации и сверхбыстрого роста в рамках рыночных экономик много. После Второй мировой войны не менее 15 экономик прошли периоды догоняющей модернизациии и стали (или почти стали) развитыми. Чтобы такие «чудеса» произошли, требуется выполнение ряда условий.

Первое - руководитель проекта. Кто же станет автором российского «чуда» -вопрос по-прежнему открыт.

Второе - наличие администрации развития с особыми полномочиями. Мы живем в «экономике по поручениям» - деятельность министерств и ведомств во многом ограничена операционной, исполнительской (выполнение поручений высших эшелонов власти). Они не успевают работать на дальних горизонтах.

Третье - макроэкономическое программирование, ясное обозначение целей, в системе которых рост и модернизация должны быть подчинены повышению продолжительности и улучшению качества жизни. На практике - полное переустройство политики, сложившейся в последнюю четверть ХХ в.

Четвертое - поэтапная нормализация рыночной среды. В частности, осторожное снижение ссудного процента (но не за счет процентных субсидий из нашего кармана), в том числе с использованием временного внерыночного вмешательства (потолки по процентам, ограничение процентной маржи).

Прежде всего речь идет о регионах. Сегодня на Москву приходится больше денежной массы и кредитов, чем на регионы, в которых постепенно складывается денежная пустыня, к тому же все меньше банков с местными корнями. Еще в начале 2010-х гг. ситуация была иной. Можно предложить механизмы рефинансирования Центральным банком портфелей кредитов среднему и малому бизнесу в регионах - это так называемая целевая кредитная эмиссия. Существуют специальные механизмы рефинансирования Центрального банка, низкопроцентные кредиты через отраслевые фонды и другие финансовые институты развития, лимиты на проектное финансирование и т. п. Напомним, что доля среднего и малого бизнеса в экономике у нас очень низка - 20.25 %.

При этом возможно подавление немонетарной инфляции, прежде всего за счет цен и тарифов, регулируемых государством. В 2017-2018 гг. эта идея уже сработала. Очень важен умеренно ослабленный курс рубля - как инструмент, стимулирующий рост. У Центрального банка есть масса вполне рыночных инструментов, позволяющих в рамках мягких ограничений «устроить» такой курс в рублевом пространстве. В международной практике во всех случаях «экономического чуда», при всех ситуационных особенностях использовался именно этот подход (а Китай даже неоднократно обвинялся в валютном манипулировании).

Вместо постоянного увеличения налогового и квазиналогового бремени (в последнее время мы слишком часто слышим о возможном росте налогов, сборов, платежей) следует применять сильные и простые налоговые стимулы за рост и модернизацию. При налоговой нагрузке в России на уровне развитых европейских стран (37.39 % ВВП) быстрый рост невозможен, доля налогов и квазиналогов в ВВП должна быть хотя бы на уровне 30.33 %. Необходим максимум налоговых стимулов для прямых иностранных инвестиций, прежде всего в несырьевую сферу (сегодня число компаний и банков с участием нерезидентов сокращается).

Следует расширить практику ускоренной амортизации. Надо использовать протекционистскую таможенную политику, которая содействует локализации производства, делает ее более выгодной в сравнении с импортом. Необходимо резко и жестко сократить регулятивные издержки (объемы Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях выросли почти в три раза с момента их принятия).

Максимум льгот для среднего класса, среднего и малого бизнеса позволит нарастить внутренний спрос. Максимум возможного - в регионы. Примерно 10 регионов у нас - это зоны национального бедствия, где продолжительность жизни и доходы населения на уровне беднейших стран.

Как следствие, неизбежен рост нормы накопления, превращение России из страны, на протяжении четверти века импортирующей капитал, в страну, его привлекающую даже в условиях санкций. Перед темпами роста выше 4.5 % инвестору устоять невозможно.

Когда экономика придет в движение, упростится решение структурных вопросов - приватизации, разгосударствления, демонополизации, защиты прав собственности, независимости суда.

Одним из позитивных следствий станет перезагрузка отношений с развитыми странами. Можно быть уверенным, что, когда темпы роста экономики составят 4.6 %, локальные конфликты будут заморожены. Это хорошо видно на примере Китая.

Каковы целевые ориентиры? Выход на устойчивую, долгосрочную траекторию роста в 5.8 %; норма накопления - 30.34 % ВВП; рост - все менее сырьевой; новая индустриализация; «замораживание» внешних конфликтов; активный трансфер технологий и мозгов в Россию.

Налоговая нагрузка - 28.32 % ВВП, конечное потребление государства - 14.15 % ВВП. Осторожный рост монетизации (М2/ВВП) с 40.45 % до 80.100 %. Насыщенность кредитами - до 70.80 %. Инфляция (не только розничная, но и в оптовых ценах), проценты снижаются до 2.4 %. Валютный курс - стабилизация: сначала в районе 68.70 р./долл., затем все медленней, в меру ослабления инфляции; годами ползет к 75.90 р./долл. и т. д. Рубль «умеренно ослаблен» к доллару и евро. Капитализация рынка акций - до 100.120 % ВВП. Огосударствление экономики падает с 50.60 % до 20.30 %. Взрывной рост прямых иностранных инвестиций. Сокращение доли инвестиций через офшоры с 70.80 % до 20.30 %. Уверенный рост доли среднего и малого бизнеса в ВВП, производительности труда, реальных доходов населения.

И последнее. Доля российской экономики в глобальном ВВП очень незначительна - всего 1,8 %. Доля финансовой системы в глобальных финансовых активах никогда не превышала 0,5.0,6 % ВВП. Сверхбыстрый экономический рост - это всегда «финансовый форсаж», пусть и очень осторожный. Только так создается внутренний инвестиционный потенциал.

В 2001 г. денежная масса Китая в долларовом выражении составляла 25 % от уровня США, а в 2016 г. - уже 133 % (МВФ). Как финансовый гигант Китай догоняет США еще быстрее, чем в реальной экономике (при инфляции в среднем в 1,5 .2,5 % и ссудном проценте, значительно более низком, чем в России). В 2000 г. в Китае внутренний кредит государству, бизнесу и населению равнялся 8 % от уровня США, в 2016 г. -около 60 %. В деньгах - это 27,3 трлн долларов (255 % ВВП), и рост продолжается.

Это пример того, как макроэкономические инженеры смогли найти финансовые инструменты для взрывного роста при сохранении устойчивости всей системы. Именно такие решения должны быть в центре нашего внимания.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Формирование стратегии реиндустриализации России / С. Д. Бодру-нов. - СПб.: ИНИР, 2015. - 551 с.

2. Гринберг, Р. С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора / Р. С. Гринберг. - М.: Магистр; Инфра-М, 2012. - 416 с.

3. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика / Я. М. Миркин [и др.]. - М., 2015. - 494 с.

4. Caldentey, E. P. The Concept and Evolution of the Developmental State / E. P. Caldentey // International Journal of Political Economy. - Vol. 37, № 3. - Fall 2008. - Р. 27-53.

Y. M. Mirkin. The Russian economy: growth under sanctions (future scenarios). The article shows the starting point in which the Russian economy is located. Four scenarios of the future are proposed in 2018-2025, the probabilities of their realization are estimated, and their brief characteristic is given. Particular attention is paid to the scenario of economic liberalization, the «sudden turn» associated with the transition of the Russian economy to ultra-fast growth. A description of the main ideas is given and target indicators are given in the framework of this scenario.

Keywords: developmental policy, tax incentive, regulatory burden, financial development, economic liberalization, economic miracle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.