Научная статья на тему 'Российская экономика:новая модель развития'

Российская экономика:новая модель развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская экономика:новая модель развития»

Российская экономика: новая модель развития

В выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина поставлена задача осуществления модернизации и новой индустриализации российской экономики, ее перевода на инновационный путь развития. В послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года глава государства сказал о необходимости структурной перестройки экономики, ее деофшоризации и демонополизации, обновления промышленности, создания механизмов долгосрочного кредитования производственной деятельности, усовершенствования налогово-бюджетной политики, а на расширенном заседании Правительства РФ 31 января 2013 года, на котором обсуждались приоритеты деятельности кабинета министров до 2018 года, он подчеркнул, что возврат к предкризисной модели роста невозможен.

По сути дела сегодня речь идет о переходе к новой модели экономического развития, которая позволит нашей стране избавиться от сырьевой зависимости и преодолеть накопившееся технологическое отставание, обеспечит решение социально-экономических проблем, позволит занять достойное место в мировой системе разделения труда.

Какой должна быть новая модель развития российской экономики?Каковые ее очертания и составные части?

Каким образом следует осуществлять переход к такой модели развития? И как будут развиваться в переходный период отдельные отрасли народного хозяйства?

С просьбой высказать свое мнение по этим животрепещущим вопросам редакция журнала обратилась к ведущим российским экономистам.

НАМ НУЖНА НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

С. Ю. Глазьев

академик РАН,

советник

Президента

Российской

Федерации

Если анализировать тенденции последних лет, то приходится констатировать, что в отличие от других стран двадцатки мы за последние годы работы в кризисных условиях не совершили прорыва к этой самой новой индустриализации и перехода на инновационное развитие. И хотя были потрачены миллионы рублей на антикризисные меры, в отличие от большинства стран у нас львиная доля этих денег ушла просто на поддержку банков и не дошла до реального сектора — они в основном были употреблены банками для спекуляции против собственной валюты с выгодой для себя. В других же странах более 80% антикризисных денег направлялись на поддержку инноваций, освоение новых технологий и в первую очередь на повышение энергоэффективности.

Чтобы понять, как нам переходить к новой индустриализации, а это означает новую технологическую базу, важно

знать закономерности современных технологических изменений, которые мы должны использовать и на которые должны опираться.

Во время экономического кризиса внимание общественности обычно обращается на динамику фондового рынка, разного рода финансовые пузыри, финансовые катастрофы. Однако в действительности за этим фасадом, за бурлящей поверхностью идет становление нового технологического уклада. Комплекс производств, составляющих ядро этого технологического уклада, связанных с нано-, био-, информационно-, коммуникационными и другими технологиями, увеличивается на 35% в год. И нет сомнений в том, что через несколько лет этот уклад сформируется как ядро современной экономики и мир будет выходить из глобального кризиса за счет роста группы этих новых производств. И у нас пока еще есть

возможность вскочить на подножку этого уходящего поезда — начинающейся новой длинной волны экономического развития, освоить для себя перспективные ниши в этом новом технологическом укладе и таким образом выйти на траекторию опережающего развития, не забывая, конечно, о проблеме модернизации всех других отраслей.

Надо полагать, что альтернатива остаться в сырьевой модели как державе с соответствующим уровнем жизни нас не устраивает потому, что переход к новому технологическому укладу означает и падение спроса на сырье, и снижение цен на него.

Это связано с кардинальным повышением эффективности, в первую очередь энергоэффективности, которая в производствах нового уклада на порядок выше, чем в традиционных направлениях. Поэтому дальше оставаться в теплом болоте сырьевой трясины, где мы можем пока закрывать все дыры за счет нефтедолларов, долго не получится. Таким образом, скатывание в сырьевую модель будет означать не только падение темпов роста, но и деградацию вслед за промышленностью и социальной инфраструктуры, и снижение уровня жизни, и все остальные неприятные последствия.

Вот в эти периоды структурной перестройки колоссальным образом возрастает роль государства. Это связано с тем, что рыночные механизмы оказываются в состоянии турбулентности, рынок теряет долгосрочные ориентиры, инвесторы больше не могут вкладывать деньги в традиционные направления, которые теряют прибыльность. И деньги накапливаются в финансовом секторе, что создает благоприятную почву для возникновения финансовых пирамид, и одновременно с этим требуются гигантские инвестиции для перехода на новые технологические траектории. Формирование этих новых технологических траекторий требует максимально внимательного участия государства с точки зрения стратегического планирования, организации долгосрочных инвестиций,

предоставления кредитных ресурсов для поддержки инновационной активности и вообще для развития производства.

Традиционно так получалось за последние сто лет, что государство в основном осуществляло все эти функции под флагом милитаризации, что являлось следствием либеральной модели в умах представителей многих западных органов власти, когда вмешательство государство разрешается только в целях войны, безопасности и т. п.

Возможно, нам в этот раз милитаризации удастся избежать, поскольку новый технологический уклад в основном сориентирован на гуманитарные сферы: здравоохранение, образование и науку, которая становится самым крупным потребителем новых технологий. И рассчитывать на то, что мы сможем эту задачу выполнить локально, решая те или иные отдельные проблемы модернизации небольшой группы отраслей военно-промышленного комплекса, тоже не приходится.

Нам нужны модернизация всей экономики, выход на новую эффективность, новый уровень конкурентоспособности экономики, а для этого необходимы соответствующие механизмы. Это изменение денежно-кредитной политики, переход на внутренние источники кредитования экономики, ориентированный на спрос на деньги со стороны производственных предприятий, расширение рефинансирования коммерческих банков с привлечением долгосрочных инструментов и под обязательства производственных предприятий с тем, чтобы банки гонялись за предприятиями, а не наоборот. Возможность получить рефинансирование должна предоставляться банку только после того, как он выдаст кредит предприятию. Это изменение налоговобюджетной системы, ориентированной на всемерную поддержку инновационной активности, стимулирование государственно-частного партнерства в инвестициях, направляемых прежде всего в инфраструктуру и в новые технологии.

Комплекс производств, составляющих ядро технологического уклада, связанных с нано-, био-, информационно-, коммуникационными и другими технологиями, увеличивается на 35% в год

Альтернатива

остаться

в сырьевой модели как державе с соответствующим уровнем жизни нас не устраивает потому, что переход к новому технологическому укладу означает и падение спроса на сырье, и снижение цен на него

В этих условиях непозволительная роскошь держать гигантские деньги в резервах вместо того, чтобы вкладывать их в производство, инфраструктуру. Поэтому применение бюджетного правила и прочих инструментов изъятия денег из экономики — это для другой жизни, другого периода. Это совсем не то, что необходимо сегодня в рамках структурного кризиса для преодоления структурных диспропорций.

Спор о выборе направления экономической политики ведется не между сторонниками либеральной модели и сторонниками государственного регулирования, а между людьми здравомыслящими, которые понимают закономерности экономического развития, и квазирелигиозными фанатиками, свято верящими в то, что на рынке существует механизм свободной конкуренции, и может быть достигнуто равновесие, и государству нужно только поддерживать это равновесие, не замечая ни научнотехнический прогресс, ни монополизацию, ни гигантскую роль посредников в нашей экономике, которые вздувают цены.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты развития должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада. С экономической точки зрения, они должны создавать расширяющий импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Разумеется, при выборе приоритетов развития необходимо не только исхо-

дить из прорывных технологий в сфере атомной, ракетно-космической, авиационной и других наукоемких отраслях промышленности, которыми обладает Россия, но и учитывать ее нынешнее положение в мировом разделении труда. Значительная часть российской промышленности, в том числе высокотехнологической, в обозримой перспективе будет работать на обеспечение потребностей добычи и переработки природного сырья.

Для любой страны необходимым условием выхода на траекторию успешного экономического роста является наличие собственной стратегии долгосрочного развития, предполагающей проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов. Ее реализация невозможна без национальной финансово-инвестиционной системы, способной обеспечить переток капитала в развитие новых производств и опирающейся на внутренние источники кредитования. Для ее формирования необходимо:

— создание системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию;

— формирование институтов финансирования проектов создания и развития производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции;

— обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада макроэкономических условий, которые вытекают из требований модернизации экономики на передовой технологической основе и включают обеспечение расширенного воспроизводства на перспективных направлениях становления нового технологического уклада; поддержание

благоприятных для этого ценовых пропорций; формирование системы поддержки инновационной активности; создание механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.

Хотя построение рыночной экономики в основных чертах в России завершено, по уровню эффективности использования ресурсов она все еще существенно уступает показателям советской экономики двадцатилетней давности. Причина заключается в многочисленных институциональных

ловушках, блокируюших нормальное функционирование как рыночных, так и государственных институтов в силу отсутствия реальных механизмов ответственности лиц, принимающих решения.

Ключевую роль в институциональном обеспечении политики развития играет совершенствование институтов государства как разработчика «правил игры» и судей, отвечающих за соблюдение этих правил как инструмента перераспределения ресурсов, как регулятора и собственника одновременно.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НЕ РЕШИТЬ БЕЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА

Для ответа на вопрос, какой должна быть роль государства вообще и Российской Федерации в частности (которая согласно ст. 7 Конституции является социальным государством), необходим системный подход. Государство и экономика должны рассматриваться совместно и в совокупности с третьим участником — обществом. У каждого из них есть уникальное назначение (область ответственности) и выражающий его девиз. В упрощенном виде девиз экономики (бизнеса, рынка) — «прибыль здесь и сейчас!». Временной горизонт здесь относительно невелик, а пространственный кругозор концентрируется на участниках экономической деятельности. Девиз общества — «благосостояние для нас и наших детей!». Горизонт охватывает одно-два поколения, а кругозор включает в основном население страны.

Что же остается для государства как политической организации, руководящей жизнью страны в рамках делегированных социумом полномочий? Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под социумом. Причем, государство должно принимать в расчет интересы не только нынешних и будущих поколений граждан. В поле зрения попадают и прошлые поколения, память о

которых поддерживается и культивируется. Поэтому девиз государства — «развитие, успешное социальное движение от прошлого к будущему».

За иллюстрацией обратимся к картине Васнецова «Богатыри». Можно считать, что Илья Муромец олицетворяет собой государство, Алеша Попович — экономику, а Добрыня Никитич — общество или народ. Символично, что Илья Муромец смотрит из-под руки вдаль, пытаясь как оценить состояние земель и границ, так и проникнуть взором в будущее. Таким образом, у государства временной горизонт видения не ограничен, а пространственный кругозор охватывает всю территорию.

Эта «картина мира» позволяет ответить на вопросы о взаимоотношениях трех основных игроков: государства, экономики и общества. На долю государства выпадает исключительная компетенция в сферах:

а) защиты границ;

б) гармонизации и консолидации социально-экономического пространства на территории страны, преодоления региональной, отраслевой, монопольной и иной дифференциации, избыточного социального расслоения, неоправданных диспропорций;

Г. Б. Клейнер

д-р эконом. наук, профессор, чл-кор. РАН, зам. директора Центрального экономикоматематического института РАН, зав. кафедрой Финуниверситета

Государство и экономика должны

рассматриваться совместно и в совокупности с третьим участником -обществом

в) обеспечения условий для перспективного развития экономики и общества.

Конечно, выше речь шла об идеальной ситуации, когда в государстве нет коррупции, в экономике — преступности, в обществе — лицемерия. В данном случае чиновники представляют интересы государства, а не личные, руководители компаний действуют во благо своих предприятий, а лидеры политических партий и иных общественных организаций пекутся о нуждах представляемых групп граждан. Реальность, к сожалению, не такова.

Продвижение вперед зависит от каждого из трех игроков в отдельности. Если, например, конкретное государство не может справиться с лихоимством и видит единственный путь к уничтожению коррупционности в сужении полномочий чиновников, это означает, что оно не справляется со своими прямыми обязанностями. Его нельзя назвать «наихудшим бизнесменом», но в то же время можно считать «наихудшим менеджером». Общество же имеет право и обязанность оказывать влияние на такое «слабое» государство, воспитывать его, обеспечивать поддержку и контроль. Обычно о патернализме говорят применительно к отношениям «государство — граждане». Но патернализм должен распространяться и в обратном направлении. Воспитательная по отношению к государству роль общества является его непосредственной прерогативой, причем не только в дни выборов руководителей страны, но и в остальное время.

Экономические задачи не могут успешно решаться без государства как основного «впередсмотрящего» (Ильи Муромца). Вот почему его участие в деятельности системообразующих компаний в форме членства представителей государства в советах директоров гос-компаний — необходимое условие для решения стратегических задач развития страны. Причем следует учитывать, что современные министерства, как

правило, являются многоотраслевыми и участие в деятельности системообразующих предприятий чиновников создает предпосылки для гармонизации социально-экономического пространства России в целом.

Замена представителей государства на «независимых директоров», как показывает отечественная практика, не приводит к усилению социальной ответственности бизнеса. На деле директора оказываются лицами, тесно аффилированными либо с госорганами, либо с менеджментом компании, либо с ее акционерами. Корпус независимых директоров в российских условиях создать еще труднее, чем институт независимых судей.

Решение о степени участия государства в бизнесе необходимо принимать в каждом конкретном случае, опираясь на тщательно разработанную, обсужденную и принятую промышленную политику. При этом одна из важных функций государства в экономике — эталонообразующая. Публично оценивая те или иные события, явления, оно отдает чему-то предпочтения, служащие стратегическими ориентирами. Так, если мы говорим о компании с доминирующим государственным участием, она должна стремиться стать образцовой по организации бизнеса, инновационности, качеству корпоративного управления, транспарентности (прозрачности), социальной ответственности. Добиться такого состояния — одна из задач представителей государства в советах директоров

В идеальной ситуации рекомендации министров или вице-премьеров, хорошо знакомых с деятельностью компании, адресованные другим членам советов директоров, являются несомненным благом. Полезными они могут быть и в реальной ситуации: по характеру этих рекомендаций при условии транспарентности общество сможет судить о том, насколько далека реальная ситуация от идеальной и где находятся факторы, препятствующие их сближению.

Необходимое воздействие государства на работу компаний в стратегических целях не может быть заменено ни конкурентным давлением, ни влиянием гражданского общества. Отступление государства с позиций, занятых в экономике, сократит горизонт планирования, увеличит нашу и без того чрезмерную зависимость от колебаний мировой конъюнктуры, приведет к утрате веры большой части населения в будущее страны.

Нужна ли России модернизация? Конечно, нужна, много есть устаревшего и в организации, и в управлении, и в технологиях. Но необходима системная модернизация, потому что наша экономика так устроена, что нельзя рассчитывать на повсеместное распространение модернизации, идея которой исходит из одного отдельно взятого кабинета.

Фрагменты нашей экономики мало связаны друг с другом, экономика фрагментирована, как поверхность Луны. Если вы не хотите, чтобы где-то что-то возникло, а потом исчезло, как некоторые национальные проекты, нужен системный подход к модернизации. Нельзя забывать ни о какой части страны, ни о какой части народа. Бабушки в деревне, инвалиды, безработные, сироты — о них нужно думать в первую очередь. Следует думать и об авангарде, и об арьергарде. Только тогда войско будет боеспособным.

Системный подход труден потому, что приходится следить за многими связями, которые не всегда видны, когда не всегда понятно, как одно влияет на другое. Здесь очень важна наука, которая способна выявлять невидимые миру связи. Наука подсказывает, что в начале осуществления некоего преобразования нельзя забывать о прозе жизни. Для того чтобы Россия двинулась вперед, нужно главным образом заботиться о той ее части, которая находится позади. Вот такой парадокс, который связан с системным подходом и имеет очень большое значение.

Возникает еще один непростой вопрос. Нам говорят, что нужно идти вперед. А куда вперед? Просто вперед? А где этот «перед»? То место, куда обращен взор человека? Но он может смотреть в другую сторону? Где путь, где ориентир? И в этом вопросе экономическая наука подразделена на группы. Одни говорят, что ориентир — это валовый внутренний продукт США или Норвегии. Давайте догоним эти страны. Предполагается, что все бегут по одной дорожке, кто-то вырвался вперед, нужно только поднажать и догнать.

Я считаю, что это не только неправильная, однобокая и несистемная позиция, но и очень вредная. Я не против того, чтобы наш ВВП достиг американского уровня, но не это должно быть целью. Для аналитики это важно. Нужно смотреть и на ВВП на душу населения, и на производительность труда, и на доходы и покупательную способность населения. Но если мы выбираем один из этих аспектов как целевой, то мы окажемся в плену ложных целей. Для того чтобы увидеть ориентир, надо знать себя. Это главное. Важно понимать, что мы можем и к чему влечет нас наша природа.

У каждой страны есть своя специфика — историческая, географическая, ментальная. Все это порождает особые экономические уклады, и на основе указанного можно выяснить место страны в мировом многообразии и условия, которые являются естественными для той или иной страны.

Вопрос миссии России специальный, у меня есть на этот счет своя теория, которая связана с делением стран на группы, но так или иначе, благодаря географическим особенностям, евразийскому расположению Россия уникальна. Так сложилось, что на российской территории сосуществуют самые разнообразные уклады. Уклады «номерные», если их располагать по лесенке технологического роста, и элементы разнообразных отношений. То, что

Решение о степени участия государства в бизнесе необходимо принимать в каждом конкретном случае, опираясь на тщательно разработанную, обсужденную и принятую промышленную политику

10

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

В. А. Цветков

член-корр. РАН,

профессор, д-р экон. наук, зам. директора Института проблем рынка РАН

увидишь в сибирской деревне, не найдешь в московских офисах и т. д. В России можно найти и глубокую древность и ростки будущего. Это все и предопределяет миссию России, выступающей в роли связующего звена между частями света, различными укладами, временами и территориями.

Ни одна другая страна таким багажом не обладает. Кто-то идет вперед, кто-то копирует лидеров прогресса, мы же можем быть создателями прототипов изделий (паровоз Черепановых, радио Попова, телевидение Зворыкина и т. д.), которые нашли применение во всем мире. Вот такая страна.

Что из этого вытекает? Мы должны особое внимание уделить сохранению разнообразия и развитию. Нельзя всем тесниться в одном углу. В России всегда была, есть и будет смешанная экономика. Большие проблемы и беды всегда наступают в случае, если появляются люди, которые говорят, что мы обойдемся без смешанной экономики и нам нужна новенькая, хорошая, эффективная, современная экономика. Тогда страну начинают железной рукой втаскивать в ту или иную клетку для счастья, и начинаются беды и войны. Надо признать, что наша смешанная экономика — это имманентная характеристика нашей страны.

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА - МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Целью нынешней модернизации российской экономики должно стать достижение высокой конкурентоспособности национальной экономики, что поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран и обеспечило бы ей достойные позиции в современном мире.

Модернизация — это структурные, технологические и институциональные изменения во всей национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности, а не только в области информационных технологий и инноваций.

Задача модернизации российской промышленности в целях повышения ее конкурентоспособности до мирового уровня в настоящее время является одной из наиболее значимых.

Модернизация всей экономики разом невозможна. Поэтому необходимо определить отправную точку модернизации. Большой риск — сделать ставки не на те отрасли. Именно поэтому сегодня нужно не только концентрировать внимание на таких модных на-

правлениях, как нанотехнологии или биотехнологии, по которым, кстати, в РАН имеются очень перспективные разработки, но и не забывать про «старые» индустрии. Почему? Да потому, что сегодня нет устаревших производств. Сегодня есть только устарелые способы производства.

Не следует забывать, что Россия занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности в соответствии с критериями обеспеченности природными ресурсами и факторами производства — в качестве «прорывных» можно назвать отрасли добывающей промышленности (в первую очередь это топливно-энергетический комплекс) и отрасли национальной инфраструктуры: транспортной, телекоммуникационной, энергетической. Прежде всего данные отрасли обладают внешней конкурентоспособностью, в них сложились необходимые и достаточные условия для проведения модернизации, они обладают кумулятивно-синергетическим эффектом развития.

Что касается биотехнологий, генной инженерии, нанотехнологий и других

отраслей «умной экономики», то необходимо заметить следующее — это отрасли, которые в ближайшее время составят основу нового (шестого) технологического уклада. И мы должны активизировать работу в этих направлениях. Если не уделять должного внимания современным разработкам, может сложиться ситуация, при которой на национальном уровне будет утеряна способность восприятия новых знаний и технологий, а этого допустить нельзя. Однако применительно к российским условиям указанные «прорывные» отрасли не могут быть отправной точкой модернизации. Не только на мировом, но и на национальном уровне высокотехнологичная продукция отечественных производителей пока не является конкурентоспособной и не востребована нашей промышленностью. Высокотехнологичные отрасли не смогут в ближайшее время быть поставщиками валюты в нашу страну, но при этом являются высокозатратными и рискованными для инвестирования.

Приступая к модернизации экономики, следует отказаться от навязчивых мифов. Прежде всего мы должны забыть мифы об особой значимости России в мировой экономике. Доля России в мировом экспорте товаров составляет всего 2,5%, это 13-е место. В мировом экспорте коммерческих услуг Россия занимает уже 25-е место.

Непосредственно приступая к реальным действиям, направленным на модернизацию нашей экономики, мы должны не только понимать, к чему мы стремимся, но и осознавать многообразие параллельно решаемых и одновременно взаимосвязанных задач. Модернизация экономики — это не один шаг по пути развития, это комплексная задача, которая требует осуществления скоординированных действий по широкому кругу вопросов.

Одновременно надо признать: Россия — отставшая от лидеров страна, нуждающаяся в индустриальной модернизации. При таком подходе в основу

стратегии модернизации должно быть положено следующее утверждение: модернизация всей экономики разом невозможна. При этом следует определить «прорывные» отрасли и направления «основного удара». Таким образом, программа модернизации должна строиться с учетом сравнительных преимуществ нашей экономики. Основной фактор — адекватная оценка экономических трендов в мире и своих в нем возможностей.

Важно понимать, что в современном мире существует такое понятие, как разделение труда. Каждая страна производит то, что она может производить с наименьшими издержками, чтобы быть конкурентоспособной, или осуществлять производственную деятельность, которую она может выполнять, так как другая деятельность для нее невозможна. В противном случае ее продукция (результаты труда) будут не востребованы обществом.

Поэтому при осуществлении модернизации мы должны использовать то, что есть, иными словами, исходить из возможного. Но в чем заключается наше преимущество? В чем мы сегодня конкурентоспособны? Какая продукция из России востребована на внешнем рынке?

Первое. У России имеются значительные запасы природных ресурсов. По природным ресурсам Россия — одна из самых богатых стран мира. Благодаря им страна имеет сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И это на длительную перспективу: высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерная для России всегда! Искусственные заменители дороги и не могут в данный момент составить конкуренцию натуральным продуктам. С одной стороны, это изобилие порождает «сырьевое проклятье», когда высокая рентабельность вложения средств в добычу сырья отвлекает инвестиционные ресурсы из обрабатывающей промышленности

Целью нынешней модернизации российской экономики должно стать достижение высокой конкурентоспособности национальной экономики

Мы должны забыть мифы об особой значимости России в мировой экономике. Доля России в мировом экспорте товаров составляет всего 2,5%, это 13-е место. В мировом экспорте коммерческих услуг Россия занимает уже 25-е место

и отраслей высоких технологий. Поэтому утверждение Правительством РФ программы комплексной модернизации ТЭК в статусе государственной позволит максимально эффективно использовать возможности ТЭКа — отрасли, имеющей стратегическое значение для долгосрочного и надежного развития Российской Федерации.

Второе. Для масштабов России мы все еще имеем слаборазвитую инфраструктуру — транспортную, телекоммуникационную, энергетическую. Сейчас для России крайне важно реализовать инвестиционный проект строительства скоростных авто- и железнодорожных магистралей под условным названием «Дальний Восток — Европа» как своего рода высокотехнологичный «шелковый путь XXI века». Этот проект, базирующийся на принципах частно-государственного партнерства, может носить межгосударственный характер и быть привлекательным для инвестиции Китая, Японии, Казахстана, Южной Кореи.

Третье. Масштабы и разнообразие страны обуславливают большую роль государства в развитии территорий и осуществлении инноваций, особенно на старте больших проектов, когда от власти понадобится «принуждение к инновациям». Без активной роли государства индустриальная модернизация невозможна — это вытекает из опыта большинства стран, как справившихся с этой задачей, так и не решивших ее.

Одновременно следует заметить, что наше государство имеет опыт защиты общенациональных интересов. Пример этому — Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Подготовка Олимпиады, по словам организаторов, обошлась государственному бюджету в 90 млрд руб. Остальные потраченные средства — от частных инвесторов.. Возведено и проложено 22 тоннеля, 200 километров железнодорожных мостов, две ТЭЦ, более 500 километров высоковольтных линий электропередач и 102 автомобильных моста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертое. При реализации политики модернизации возникает проблема

«длинных денег». Крупные инвестиционные проекты имеют длительные сроки окупаемости. Дорогие коммерческие кредиты для этих сфер модернизации не подходят. Необходимы дешевые долгосрочные кредиты. Первый поток денежных средств можно обеспечить через механизмы рефинансирования в коммерческие банки с регулированием ставки рефинансирования, которая, по нашим оценкам, не должна превышать 4 %. В этих целях необходимо обеспечить значительное смягчение денежной политики при одновременном значительном расширении объемов кредитования экономики под минимальный процент за счет резервов Банка России и бюджета. Второй канал — долгосрочные кредиты на 10-15 лет через институты развития под 2% годовых в развитие проектов инфраструктуры, адекватных новому технологическому укладу.

Нам нужны система стратегического планирования и механизмы ответственности за управление деньгами, чтобы не просто обеспечивать безубыточность проектов, но и давать конкретные результаты в виде конечного продукта. Надо убедиться, что деньги доходят до реального сектора, идут в перспективные направления, а не уходят за рубеж.

Распределять такие кредиты должны банки долгосрочного развития на принципах целевого кредитования. Целевые кредиты должны выдаваться и главное оплачиваться под конкретный проект. Заемщик не имеет живых денег. Он заказывает подрядчикам конкретные работы и отсылает их счета в банк долгосрочного развития. Если банк сочтет эти работы соответствующими инвестиционному проекту, он их оплатит. Для того чтобы деньги, полученные от государства, не были выведены за границу, необходим возврат к отмененному в прошлом десятилетии жесткому валютному регулированию.

Пятое. Сегодня следует говорить не о догоняющей или о форсированной модернизации — правильнее говорить

о прикладной модернизации с учетом сравнительных преимуществ российской экономики, применительно к функционально взаимосвязанным между собой производствам: топливно-энергетического комплексу и нефтегазохи-мии. При этом для наибольшей эффективности прикладная модернизация должна распространяться на всю производственно-технологическую цепочку: добыча углеводородов (нефть, газ) — транспортировка — переработка. Здесь видятся не только перспективы роста

экономики, но и необъятное поле для внедрения новых технологий, которые должны привести к повышению эффективности ТЭКа, вдохнуть новую жизнь и новые возможности в становой хребет российской экономики.

Шестое. В качестве наиболее «прорывных» необходимо выбрать отрасли добывающей промышленности (в первую очередь это топливно-энергетический комплекс) и отрасли национальной инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической).

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ -ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОЗУНГ ДНЯ

Вступая в должность, Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что действующая экономическая модель себя исчерпала, необходимы модернизация, переход к новой модели экономического роста и развитие российского общества в целом. Комплекс поставленных задач был обозначен Президентом одним емким словом — «модернизация».

Экономический кризис 20082009 годов выявил необходимость осуществления коренной модернизации российской экономики. Экономическая ситуация в 2010-2012 годах принципиально отличается от докризисной, как и модель экономического роста. Важнейшей причиной такого отличия является усиление посткризисной глобализации мировой экономики, которая после мощного развития финансового рынка и финансовых инструментов в докризисный период в итоге получила долговой кризис, ставший детонатором «большого взрыва» — глобального экономического кризиса.

В России ситуация наложилась на внутренние обстоятельства, главное среди них — практически полное исчерпание запаса прочности, которым обладала отечественная экономика в

середине 2000-х годов (его компоненты — снизившийся уровень монетизации экономики в результате кризиса 1998 г., стабильно высокий профицит баланса текущих операций и госбюджета после девальвации национальной валюты в 1998 г., последствия бюджетно-налоговых реформ начала 2000-х гг., начавшийся резкий рост цен на нефть и др.). При постоянном росте бюджетных расходов этот запас прочности обеспечивал некую макроэкономическую стабильность: повышение зарплат, увеличение социальных расходов и т. д.

Сегодня предлагаются разные подходы к решению проблемы модернизации российской экономики. Создана специальная комиссия по модернизации экономики при Президенте России, которая рассматривает «технократический» путь развития: определяются базовые направления модернизации промышленности, составляются перечни «приоритетных» проектов и т. д. Делаются активные попытки интенсифицировать процесс модернизации экономики путем административного «подстегивания» бизнеса к внедрению инноваций, осуществления специализированных «кристаллизующих»

і

С. Д. Бодрунов

д-р экон. наук, профессор, директор Института нового индустриального развития, вицепрезидент Вольного экономического общества России

Модернизация -это в значительной мере

и политический лозунг,

определяющий направленность всех институтов общества, и инструмент реализации потребностей общества в изменении экономического состояния всех его механизмов и компонентов

проектов типа «Сколково» и т. д. Выдвигаются предложения начать модернизацию с кадровой революции — реформирования системы подготовки кадров, резкого увеличения инвестиций в человеческий капитал.

Отметим, что модернизация — это в значительной мере и политический лозунг, определяющий направленность всех институтов общества, и инструмент реализации потребностей общества в изменении экономического состояния всех его механизмов и компонентов. Это понятие несет чрезвычайно высокую смысловую нагрузку и приобретает разное значение в разных дисциплинах, в том числе и в экономике.

Традиционно различают три наиболее известных способа модернизации.

1. Модернизация посредством использования российского оборудования. Этот способ сегодня наиболее распространен из-за ценовой недоступности западного оборудования и/или нежелания осуществлять дорогостоящую модернизацию в условиях нестабильной экономической ситуации.

2. Модернизация за счет использования лицензионного оборудования. Многие отечественные предприятия осваивают производство технологий по лицензиям ведущих мировых производителей, и предложение подобных технологических решений растет. Пока что лицензионные технологии, которые дешевле западных и имеют лучшие производственные характеристики, чем у традиционных отечественных технологий, пользуются меньшей популярностью из-за отсутствия оптимального соотношения цена — качество.

3. Модернизация посредством использования зарубежного оборудования. Как правило, при наличии финансовых возможностей предприятие закупает оборудование у солидных фирм. Западное оборудование отличают высокие производственно-технические характеристики (качество, долговечность).

К тому же западные компании обычно предлагают высокий уровень гарантийного и сервисного обслуживания. При этом, в отличие от отечественного, импортное оборудование адаптируется к конкретному производству более «цивилизованными» методами, часто путем прямого сотрудничества с фирмами-поставщиками.

В то же время в зависимости от целей технологической модернизации возможны два варианта модерниза-ционных решений: либо преимущественно «закупочные» и «догоняющие», если хотим делать как конкуренты («не хуже»), либо преимущественно «разра-боточные», инновационные, если результатом модернизации должно стать нечто принципиально новое — «обход» конкурентов на рынке.

Конечно, обновление и модернизация технологий касаются не только инструментария для производства, но и развития самой продукции, маркетинговой и сбытовой систем и т. д. Поиск нетрадиционных решений в этих сферах включает активизацию исследования жизненного цикла продукции, ее потребительских свойств и способов продвижения на рынки. При этом надо помнить, что любая технологическая модернизация ведет к обострению конкуренции, заставляет предприятия развивать все компоненты производства и сбыта продукции.

Возникает вопрос, всегда ли нужна технологическая модернизация. В реальном секторе промышленности при принятии решений следует ориентироваться на экономические «подсказки». При этом читателям журнала стоит обратить внимание на два важных ориентира: производительность труда и уровень технологического отставания. Если предприниматель видит, что все конкуренты обходят его по производительности труда, очевидно, без замены парка, развития или смены технологий, усовершенствования технологических процессов не обойтись. А вот ответы на вопросы о том, что ме-

нять и каковы приоритеты, далеко не так очевидны.

Принимая решения о технологической модернизации, производственная компания оценивает в первую очередь свой рынок и своих конкурентов и должна стремиться к устранению узких мест и наращиванию мощностей в прорывных точках, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе. Это важно и на уровне отраслей, и для промышленности в целом.

Безусловно, технологическая модернизация отдельных крупных хозяйственных структур и отдельных, критических, или «прорывных», отраслей не приведет к существенному изменению нашей промышленности. Необходимы модернизация всей промышленности, переход российской экономики к новому технологическому укладу. Сейчас мы живем в системе четвертого технологического уклада, тогда как весь развитой мир уже 20-25 лет живет в координатах пятого уклада, а передовые страны переходят к шестому.

Важно понимать, что модернизация отечественной промышленности — это только первый шаг к модернизации российской экономики. Для ее перехода к новому качественному состоянию необходимо модернизировать экономическую модель развития России, а эта задача нерешаема без коренной модернизации социального устройства России, ее общественно-политических институтов. Никакой значительной, устойчивой и имеющей долгосрочные позитивные последствия модернизации мы не получим, не изменив подходы к формированию базовых институций нашего общества. В свою очередь, институциональная модернизация зависит от общей концепции развития общества. Необходима модернизация нашего общества в самом широком смысле.

Д. А. Медведев в бытность свою президентом России выдвинул идею экономической модернизации и, рассматривая пять ее приоритетов, указывал на

то, что основным механизмом модернизации страны (как и в промышленности) он считал создание в России инновационной экономики. Таким образом, одна из базовых идей модернизации страны связана с понятием инновационного развития, формированием инновационной экономики — экономики, основанной на знаниях, комфортном восприятии субъектами экономики новых идей, технологий, новых методов организации политики, экономики и человеческого общежития в целом.

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме позволяет выделить базовые черты новой индустриализации экономики России.

1. Уход от «технологического гигантизма», переразмеренности производства, минимизация количества базовых технологий.

2. Рационализация выбора технологий и концентрация производства.

3. Интеграция экономических субъектов в промышленности, резкое повышение роли интегрированных промышленных структур.

4. Принципиальный отказ от сохранения устаревших технологий, консервирования технологического отставания в силу региональных, социальных, демографических, экономических и иных «объективных» причин.

5. Массовая закупка наиболее передовых технологий для технологически отсталых секторов при параллельной поддержке инновационных усилий экономических субъектов в «прорывных» отраслях.

6. Воссоздание отечественного станкостроения и других блоков «производства сферы производства».

7. Изменение подходов к вопросам резервирования мощностей, в том числе мобилизационных в сфере оборонной промышленности.

8. Повышение роли институтов инновационного развития в создании новой промышленной базы.

9. Улучшение инвестиционного климата в промышленности.

В зависимости

от целей

технологической

модернизации

возможны

два варианта

модернизационных

решений: либо

преимущественно

«закупочные»

и «догоняющие»,

если хотим

делать как

конкуренты, либо

преимущественно

«разработочные»,

инновационные,

если результатом

модернизации

должно стать нечто

принципиально

новое

16

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

И. А. Николаев

д-р экон. наук,

партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК

УЙТИ ОТ СПЕКУЛЯТИВНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

Важная особенность нынешнего этапа экономического развития не только России, но и мира в целом состоит в том, что мировой экономике не удастся избежать второй волны мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.

Такой вывод базируется на том, что нынешний кризис — это кризис современной экономической спекулятивной модели экономики. В этом плане ничего не изменилось после завершения первой волны мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, спекулятивная модель экономики осталась прежней. Более того, она только окрепла в период восстановления экономики после первой волны кризиса, потому что основным механизмом для решения возникших проблем стала накачка экономики деньгами, в первую очередь через реализацию программ «количественного смягчения».

Что касается российской экономики, то весьма показательным является следующий факт. Если в 2000 году соотношение между финансовыми вложениями в российскую экономику и нефинансовыми вложениями (в подавляющем объеме это инвестиции в основной капитал) равнялось 1,2 раза, то по итогам 2012 года этот показатель составил почти 8 раз. Причем накануне первой волны кризиса 2008-2009 годов соотношение равнялось 3,6 раза (2007 год).

Таким образом, финансовые вложения во все большем объеме превосходят инвестиции в основной капитал. Раньше «ведущим» был реальный сектор экономики, а финансовый сектор следовал за ним, обслуживал его, то есть был «ведомым». В настоящее время ситуация изменилась: «ведущим» стали финансы, а «ведомым» — реальный сектор экономики.

Очень показательной в этом отношении является политика Федеральной резервной системы США — политика ко-

личественного смягчения, третий раунд которого реализуется с осени 2012 года. Эта политика, как заверяют его авторы, заключается в стремлении привязать ее к макроэкономическим показателям по безработице и инфляции.

Руководитель ФРС США Бен Бер-нанке заявил, что лечить экономику нынешними методами, раздувая стоимость активов через выкуп ипотечных облигаций, будут до тех пор, пока не будут достигнуты желаемые макроэкономические показатели. Это как раз и есть то, что можно характеризовать как следование реального сектора экономики за финансовым сектором, а не наоборот.

Важно отметить, что никто не ставит под сомнение важность финансового сектора в современной экономике. Вопрос о приоритетах, о ролях «ведущего» и «ведомого» сектора экономики очень важен, особенно в контексте темы поиска оптимальной модели экономического развития.

Основные меры, которые могли бы снизить количество спекулятивных операций в экономике, так и не были реализованы. В этом отношении очень симптоматичной является совсем свежая история с Кипром, с попыткой решить проблемы банковской системы этого островного государства за счет единовременного налога на депозиты. А ведь весь это кризис является следствием спекулятивной экономики. На Кипре активы банковской системы примерно в 8 раз больше ВВП страны в стоимостном выражении.

Необходимые реформы по изменению современной модели экономики все равно рано или поздно придется проводить, о чем свидетельствует намерение 11 стран Еврозоны взимать налог на финансовые операции уже с

1 января 2014 года. Проведение такого рода реформ в условиях экономического спада, когда много времени было упущено, как правило, первоначально

приводит к еще более резкому ухудшению ситуации.

Нельзя сказать, что непонимание необходимости мер по уходу от спекулятивной модели экономики было полным и всеобъемлющим.

Помимо намерения ряда европейских стран взимать налог на финансовые операции (так называемый «налог Тобина»), в мире уже предпринимались попытки решения данной структурной проблемы.

Так, в Китае еще в начале 2010 года банкам было запрещено уплачивать агентам по недвижимости комиссионные вознаграждения за привлечение клиентов по ипотечному кредитованию. На Тайване иностранным инвесторам запретили размещать средства на срочных депозитах. Бразилия ввела 2%-ный налог на покупку иностранцами финансовых инструментов с фиксированной доходностью. Эти и другие меры как раз и свидетельствуют о том, что начинается осознание необходимости ухода от спекулятивной модели экономики.

Россия, к сожалению, если вновь оценивать в терминах «ведущего» и

«ведомого», не является ведущей в смысле постановки вопроса и предложения необходимых путей решения проблемы современной модели экономического развития. Более того, со стороны правительственных чиновников уже озвучивалось мнение о том, что тот же «налог Тобина» России не нужен. Нам-де международный финансовый центр создавать надо. Вряд ли это правильно и дальновидно.

Менять модель экономического развития все равно придется. Вопрос состоит только в том, когда и с какими издержками это можно сделать. Но уже можно сказать, что издержки будут значительными.

От сетований по поводу того, что прежняя модель экономики не работает, требуется перейти к реформам, направленным на формирование новой модели экономики. Новая модель — это экономика, в которой «ведущим» снова становится ее реальный сектор. Финансовый сектор должен стать «ведомым». Это и будет означать уход от спекулятивной модели экономики, провоцирующей повторение кризисов.

Мировой экономике не удастся избежать второй волны мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году

Из выступления В.В. Путина на церемонии открытия Международной промышленной ярмарки « Ганновер-2013»

В прошлом году рост ВВП России составил 3,4 процента. У нас один из самых низких показателей безработицы - 5,5 процента. Умеренный размер госдолга: общий где-то в районе 10 процентов, а иностранный долг - всего 2,5 процента ВВП. Стабильно высокий уровень золотовалютных резервов, что составляет хорошую основу для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Увеличивается внешнеторговый оборот: в 2012 году он достиг 865 миллиардов долларов. В 2011-м был 845. Профицит торгового баланса составил в прошлом году 195 миллиардов долларов.

Укрепляется наша финансовая система, улучшается инвестиционный климат. Мы знаем о наших проблемах, но целенаправленно таргетируем все эти проблемы, в том числе и инфляцию, которая остается у нас пока еще высокой. В прошлом году она была где-то 6,2-6,3 процента, в этом году будет чуть побольше. Мы уже знаем об этом, но целенаправленно работаем над снижением инфляции. Будем действовать в этом направлении и дальше. И, надеюсь, небезуспешно. Кстати говоря, это самый низкий показатель инфляции за последние 20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.