ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВА
С. Г. КОВАЛЕВ*
Сергей Георгиевич Ковалев — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической истории СПбГУЭФ.
Окончил Куйбышевский плановый институт в 1975 г., аспирантуру ЛФЭИ.
Автор более 50 научных работ, опубликованных в России и за рубежом. Специализируется в области теории развития, методологии и истории экономической науки.
^ ^ ^
ОРИЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тип развития обусловлен как объективными внутренними и внешними условиями, так и дееспособностью политической элиты, видением ею будущего своей страны, ее усилиями по реализации поставленных целей. Возможны различные виды позитивного развития: догоняющее, устойчивое, прорывное (табл. 1).
Путь прорывного развития — это наиболее предпочтительный вариант развития российского общества. Но объективно оценивая реальное состояние страны, динамику мирового производства, видимо, нужно признать, что свой шанс перейти на данную траекторию развития страна упустила.
Регулирование развития общества строится на определенной концепции, основой разработки которой является ряд принципиальных положений, отражающих достигнутый уровень познания социально-экономических явлений, их тенденций, задач, требующих решения для будущего состояния общества. Любая концепция развития исходит из целей, достигнутого реального состояния, внешней окружающей среды, потенциальных и наличных возможностей объекта.
Можно выделить ряд принципов как общего характера (охватывающих направления развития всего общества), так и специфического характера (охватывающих направления развития экономики как подсистемы общества), учет которых важен для формирования модели будущего развития страны.
Построение принципов таково, что специфические принципы — это конкретизация общих принципов применительно к экономике. Вышеназванные принципы приводятся ниже.
Общие: 1. Определение целей развития исходя из объективных внутренних и внешних реалий России. 2. Формирование механизма развития под достижение целей. 3. Ориентация механизма развития на сплочение всех граждан страны, достижение социально устойчивого гражданского общества. 4. Формирование многоступенчатого механизма развития. 5. Формирование механизма развития, устремленного в будущее исходя из настоящего.
Специфические: 6. Ориентация механизма развития экономики на цели развития общества. 7. Ориентация механизма развития экономики на экономику общества будущего. 8. Ориентация механизма развития на формирование реальной, а не фиктивной, экономики. 9. Ориентация механизма развития на формирование экономики, раскрывающей предпринимательский и трудовой потенциал общества. 10. Ориентация механизма развития экономики на достижение стратегических интересов страны, ее безопасности.
*
© С. Г. Ковалев, 2009
Альтернативные виды развития
Тип развития
Целевое направление развития
Характерные черты развития
Движение по пути, пройденному ранее более развитыми странами, повторение их этапов, закономерностей, направлений социальных и технологических изменений; сохранение занимаемого места в мировом разделении труда или вынужденное вхождение в его свободные, но непривлекательные ниши: ручного, вредного, неквалифицированного, поточного труда, экологически опасных производств
Относительно умеренные темпы экономического роста, формирование и сохранение антагонистической олигархической классовой структуры общества, сохранение отставания от более развитых стран по потенциалу и основным параметрам развития, постоянная финансовая и технологическая зависимость от них, применение методов развития, характерных и опробированных более развитыми странами, опора при модернизации на иностранные технологии и инвестиционные источники, формирование внутреннего и мирового разделения труда в оптимальном для более развитых стран направлении
Поступательное экономическое и социальное движение при нулевых или умеренных темпах экономического роста, в условиях жестко контролируемых мировым сообществом экологических требований, стабилизации населения, потребления ресурсов, уровня благосостояния, сохранения разрыва в условиях развития между странами и сложившегося разделения труда
Глобализация рынка, прозрачность национальных границ для потоков товаров, капитала, рабочей силы, интеллектуальных продуктов, господство ТНК, отсутствие резкого ускорения в развитии, распространяемые на все страны жесткие экологические нормативы к применяемым технологиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, международный контроль за ценообразованием, степенью извлекаемости полезного вещества из добываемых ресурсов (ведущий к сжатию возможности независимой эксплуатации недр и месторождений, технологически отстающими странами, и, как следствие, сокращение экспортных поступлений от продажи сырья и возможностей самостоятельного технологического перевооружения промышленности)
ы н ыв
ы р
о
Про
Движение (включая асимметричное, неравновесное), нацеленное на будущее, по непройденному пути, адекватное сущностным особенностям и традициям страны и ее населения, в условиях исторической необходимости снятия противоречия между кризисным состоянием общества и наличным потенциалом его преодоления, в направлении преобладания духовных ценностей, а не корысти, разумного ограничения материального потребления, воплощения идеи российской государственности, объединения социума не по этническому, а по духовному и нравственному принципу, занятие новых наукоемких, информационных ниш в мировом разделении труда
Ускоренное развитие на основе принципиально новых и отличных от существующих социальных, организационных, технологических, мотивационных инноваций, экспорта на мировой рынок ноу-хау, преодоление экологических ограничений за счет технологического скачка, мобилизация ресурсов в образование и наукоемкие отрасли, перспективные технические направления и их форсированное развитие, упор на собственные силы страны, достижение технологической независимости и мирового лидерства в прорывных сферах, по человеческому и научному потенциалу, параметрам социально-экономического развития, приоритет в формировании новой социальной структуры общества в направлении прорывного класса — научно-производственного слоя населения, жесткие ограничения для паразитирующих слоев: финансовой олигархии, компрадорской буржуазии и чиновничества
В условиях глобализирующегося мира важнейшим условием выживания России как самодостаточной державы является формирование реальной, а не фиктивной, экономики. Опутав мир финансовой оболочкой, фиктивная экономика оторвалась от реальной и живет по своим законам — когда за ростом объемов финансовых сделок, а значит, и ростом сектора услуг и, как следствие, денежного ВНП, не стоит рост реальных объемов произведенных товаров и услуг. Мировая экономика стала очень неустойчива, и вероятность глобального финансового кризиса, который сметет и парализует мировую валютно-финансовую систему, особенно системы развивающихся стран, высока.
Наибольшая опасность в настоящее время — не возможная экологическая катастрофа, а грозящая, из-за экспонентного наращивания денежных долгов, денежно-финансовая катастрофа, вектор же опасности исходит от США, накопивших 50 трлн долл. внутренних и внешних долгов. Если другие страны перестанут инвестировать свои капиталы в США, то их денежная система потерпит крах, а это и крах мировой денежно-кредитной и ва-лютно-финансовой системы.
Исходя из природы денег в современном мире — властно-информационная, а не товарная (золото как всеобщий эквивалент), можно сделать вывод: стабилизация международной денежной системы возможна либо на основе возврата к золоту, либо на основе прямого управления мировой экономикой.
Вовлечение в оборот, с одной стороны, новых ресурсов, не носивших ранее товарного характера, массовое применение кредитов, а с другой стороны, не ресурсов, а их титулов, породили и отрыв товарной экономики от денежной экономики, и масштабную фиктивную экономику, оперирующую лишь различными ценными бумагами, вкладами и другими платежными средствами и обязательствами. Интернационализация экономики привела к созданию колоссальной мировой фиктивной экономики, которая в условиях НТП ведет к превращению ее в информационно-фиктивную экономику, когда не важны не только наличные деньги, не только сами ценные бумаги, но даже их сертификаты, главное — подтвержденная банком информация о них. Банки становятся единственной реальной силой, связывающей субъектов экономики, а значит, и единственной силой, которая ею управляет. Аккумулируя громадные средства и вкладывая их снова в фиктивную экономику, банки и ренты создают гигантский инерционный маховик, пожирающий все новые и новые средства.
По расчетам специалистов, в США лишь 1 доллар из 15-25 долларов обслуживает сделки реальной экономики, все остальные сделки (по недвижимости, продаже ценных бумаг, кредиту, обслуживанию формирования и распределения бюджета) — сделки фиктивной экономики.
Россия опоздала в мировую фиктивную экономику (ее не пустили туда в 1913 г., не удастся войти и сейчас). Во власть над миром по формуле 7 + 1, на основе лишь наивной веры в любовь к себе, не входят. Нужны более весомые аргументы: и самой фиктивной экономики, и реальной экономики, и военной экономики. В условиях, когда любой крупный американский, японский банк по своим возможностям (собственные средства плюс привлеченный капитал) превосходит суммарные возможности многих российских коммерческих банков и имеет по всему миру столько же филиалов, что и российские банки, вместе взятые, нужно сильно задуматься о возможном месте страны в мире фиктивной экономики.
России, при ее интеграции в мировую систему, важно реально учитывать все плюсы, одновременно страховать себя, не допуская жесткой и однобокой привязки к мировой валютно-финансовой системе.
В СССР существовала только реальная экономика (ее качество — это другой вопрос), где деньги обслуживали лишь товарные сделки Т - Д - Т, т. е. существовало зеркальное отображение каждой товарной сделки в соответствующей ей денежной сделке и наоборот.
Пока в мире хватало ресурсов, целесообразность существования СССР не вызывала сомнений. И не случайно, что именно в последние 15 лет, после вовлечения в мировой оборот дешевых ресурсов России, в западном мире начался подъем.
Вместе с тем по мере углубления интеграции мировой экономики на основе торговой, промышленной, технологической и финансово-инвестиционной политики отдельных стран и фирм постепенно размываются границы между национальным и транснациональным, в связи с чем в процессах глобализации мировой экономики и международного бизнеса возникает ряд новых аспектов.
Процесс интернационализации мировой экономики прошел несколько этапов (табл. 2).
1. Фазу превалирования товарообмена — экспорт-импорт товаров, характеризуемую: либо как отношение метрополия <—> колония: поток дешевых дополнительных ресурсов для развития; либо как отношения свободной межстрановой торговли: обмен товарами, произведенными с учетом фактора сравнительных национальных преимуществ в производительности труда в рамках сложившегося международного разделения, на основе либо золотого стандарта, либо современной системы расчетов, с определенным регулирующим действием государства (протекционизм, поощрение экспорта).
2. Фазу интернационализации производства, денежных, кредитных, валютных, финансовых отношений, в которую вступил современный мир, характеризуемую преобладанием экспорта капитала. В условиях насыщения рынков товарами идет процесс выноса производства за национальные рамки: либо ближе к рынкам сбыта товаров; либо ближе к более дешевым рынкам ресурсов: рабочей силы, сырья; либо в страны с менее жесткими экологическими нормами, более благоприятным таможенным и налоговым режимом, идет процесс углубления международной кооперации и специализации, процесс перелива капитала, становления МНК и ТНК, которые, создавая производства во многих странах, работающие в единой цепи обмена по внутрифирменной кооперации, а не на условиях межстранового обмена, раздвигают рамки производства, интерационализируют его, выходят из-под контроля национального государства.
Экономика России функционирует и преобразуется в мировом геополитическом и геоэкономическом пространстве, мировом хозяйстве, которое является: а) суммарным результатом деятельности более 200 отдельных национальных экономик, характеризуемым стоимостными и натуральными показателями отдельных стран, отраслей, групп стран и регионов; б) неоднородным целостным образованием взаимодействующих и взаимозависимых стран, сложившимся на основе мирового разделения труда, общемировых законов развития. Его характерные черты: а) неравномерность развития; б) синергетический эффект (результат в системе мирового хозяйства выше, чем в системе изолированных национальных государств); в) экспансия и поглощение пострыночным укладом рыночного и дорыночных укладов, выход торгового, промышленного, финансового капитала за национальные границы. Геополитические и геоэкономические факторы, оказывающие влияние на развитие России, приведены в табл. 3.
Процесс интернационализации мировой экономики
Сфера процесса интернационализации мировой экономики Субъекты процесса интернационализации мировой экономики Объект процесса интернационализации мировой экономики. Содержание процесса интернационализации мировой экономики Результат процесса интернационализации мировой экономики
ЭТАП 1 Интернационализация ввоза-вывоза товаров, торговли 1. Мелкие, средние, крупные фирмы, национальные и транснациональные корпорации Рынок товаров. Усиление производственной специализации и кооперации производства Рост уровня открытости национальных экономик. Снижение издержек производства. Создание фирмами на основе подетальной специализации совместных продуктов для продажи на национальных и мировых рынках
<ч Интернационализация ввоза-вывоза товара и капитала, бизнеса (производства) и инвестиций 2. Средние и крупные национальные банки Рынок кредитов. Обслуживание торговых операций клиентов в иностранной валюте. Прием вкладов на депозиты в иностранной валюте. Кредитование фирм, населения в иностранной валюте Рост прибыли национальных банков. Интернационализация системы расчетного, торгового, кредитного обслуживания мировой торговли банками
П ТА Э 3. Транснациональные корпорации (ТНК) Рынок товаров. Прямые инвестиции ТНК в создание новых производств и товаров за границей Создание новых заграничных филиалов (отделения, дочерние фирмы, ассоциированные компании), выпуск новых товаров. Снижение издержек, рост прибыли, вывоз и реинвестирование прибыли. Расширение внутрикорпоративной производственной кооперации, снижение издержек, оптимизация кооперативного налогообложения, становление наднационального производства. Разделение сфер влияния между ТНК
Интернационализация ввоза-вывоза денег, капитала, пакетных инвестиций 4. Транснациональные банки (ТНБ) Денежный рынок частного кредита. Рынок кредитов. Международное межбанковское кредитование, международное кредитование ТНК, международное кредитование государств Образование ТНБ. Становление международного финансового рынка. Актуализация международных кредитных ресурсов. Снижение рисков. Увеличение банковской прибыли
ЭТАП 3 5. Инвестиционно- финансовые компании ТНК, ТНБ, пенсионные фонды, страховые компании Рынок ценных бумаг. Операции с различными видами ценных бумаг на фондовых биржах мировых финансовых центров. Портфельные инвестиции: продажа, покупка пакетов акций и облигаций корпораций, акций и облигаций банков, облигаций долговых займов государств и т. д. Становление международного инвестиционного рынка. Слияние и поглощение ТНБ, ТНК. Образование инвестиционно-финансовых компаний. Мобилизация огромных финансовых ресурсов. Получение дивидендов по акциям и облигациям торгово-производственных корпораций. Извлечение спекулятивной прибыли за счет разницы котировок ценных бумаг, колебания курсов валют. Получение прибыли за счет размещения ценных бумаг корпораций на фондовых биржах
6. Национальные государства, МВФ, МБРР, ЕБРР и др. Рынок межгосударственных международных кредитов. Предоставление займов национальным государствам, национальным компаниям под правительственные гарантии Становление системы международной государственной взаимозависимости. Помощь в развитии слаборазвитым странам
Факторы государственно-политического характера, влияющие на развитие России в текущей перспективе
Воздействие на Россию
Факторы, оказывающие влияние положительное отрицательное ожидаемая динамика факторов
I. Геополитическая ситуация: а) политическая, экономическая помощь Запада России б) политическое, экономическое давление Запада на Россию в) возможность вовлечения России в международные и региональные конфликты г) политическое, экономическое сотрудничество России с Китаем, Японией, Латинской Америкой, странами третьего мира + + - ослабевает не ослабевает остается низкой возможно, будет укрепляться
Внешние факторы II. Геоэкономическая ситуация: а) рост мировых цен на энергоносители (нефть, газ) в среднесрочном периоде б) открытость мирового рынка для товаров традиционного российского экспорта (нефть, газ, металл, лес) и товаров высоких технологий (вооружение, космические услуги, энергетическое оборудование, продукция авиа- и машиностроения, пищевые товары и товары легкой промышленности) в) реструктуризация долгов России и СССР г) ужесточение экологических требований к экспортируемой продукции д) доступ к иностранным займам и прямым иностранным инвестициям е) доступ к современным западным высоким технологиям и возможность привлечения высококвалифицированных западных специалистов для работы в России + + + прогнозируется снижение, а затем рост цен уменьшается достаточная вероятность досрочного погашения будет возрастать
+ + затруднен стабильно затруднен
I. Социальные: а) усиление социальной неоднородности общества, этнического раскола, классовых конфликтов б) социально-экономическая преступность - усиливается стабилизировалась
Я Л II. Политические: а) регионализация страны б) усиление конфликтов внутри правящей элиты и между ветвями власти - замедление, дезинтеграция и возможно усиление интеграционных начал возрастание конфликтности в случае экономических трудностей и в преддверии выборов
акто ф е ен тр £ В III. Экономические: а) сохранение и развитие экономического потенциала б) создание благоприятных условий для отечественного и иностранного предпринимательства, инвестирования в производственную сферу в) стабилизация банковской системы г) повышение рентабельности, производительности труда и нормы накопления в отраслях народнохозяйственного комплекса д) развитие рыночной инфраструктуры, адекватной состоянию страны + + + + + стабилизация потенциала улучшение условий частичная дестабилизация за счет банкротств, а затем централизации концентрации капитала сохранится на том же уровне медленное развитие
IV. Правовые: а) формирование правового пространства, адекватного демократическому обществу и рыночной экономике б) неуклонное соблюдение федерального и регионального законодательства в социальной и экономической сфере + + продолжится формирование возрастет соблюдение законности
Россия, проводя политику построения открытой экономики, т. е. экономики, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер деятельности, на основе присоединения к международным торгово-экономическим организациям, модернизации таможенной системы, сбалансированного экспортно-импортного регулирования, движения факторов производства, должна учитывать и возможные ее риски. Индикаторами открытости экономики выступают удельный вес экспорта и импорта товаров в валовом внутреннем продукте, размер экспорта и импорта на душу населения, приток и отток капитала в платежном балансе, приток и отток капитала на душу населения; отсутствие чрезмерно больших экспортных и импортных пошлин, конвертация национальной валюты.
Важно развивать товаропроизводящую экономику (лишь она реально удовлетворяет возрастающие потребности населения), в которой финансовый механизм не отрывается от реальной основы, а служит ее развитию. В России наблюдается прямо противоположная тенденция. Коммерческие банки, различные фонды, страховые компании зачастую выступают в роли ростовщического капитала, механизма перекачки реальных ресурсов и активов за границу, трансформации их в иностранную валюту.
В настоящее время статистика показывает резкий структурный сдвиг в пользу сферы услуг. Но это «дутый» сдвиг. Если стагнирует реальное производство, то значит, суживается естественная основа для развития финансовой сферы — банки, пенсионные фонды, страховые компании создаются для обслуживания предприятий и населения. И если объемы производства товаров, доходы предприятий и населения падают, то объективно свертывается поле деятельности сферы обращения и финансовой сферы. А раз этого не происходит, значит, в оборот вовлекаются иные ресурсы, с которыми и оперирует финансовая сфера. И такие ресурсы действительно есть. В оборот вовлекаются недвижимость, ценные бумаги, иностранные кредиты, выручка от реализации экспортных товаров, государственный долг, а также различные финансовые суррогаты и титулы собственности. Финансовая сфера начинает автономную жизнь. Идет опасный процесс разделения жизни сфер производства и финансовой сферы, особенно опасный в условиях массовой и дешевой распродажи активов страны. В этих условиях финансовая сфера становится и ее инициатором, и каналом для Западного спекулятивного капитала, основным получателем дивидендов в этом процессе и инструментом перевода национальных ресурсов под юрисдикцию транснациональных корпораций. Наглядный пример: массовое размещение на рынках ценных бумаг Запада акций лучших российских предприятий по заниженной оценке, достающихся не реальному производственному инвестору, а инвестору, играющему на курсовой разнице. Такая тенденция означает, что в стране формируется не производящий капитализм, а спекулятивная экономика.
Курс на переход к абстрактному рынку — или дилетантство, или призван скрыть иной процесс. Для создания реальной рыночной экономики мало что сделано, более того, она систематически душится, мало что сделано и для создания дееспособной фиктивной экономики. Реальных возможностей наших коммерческих банков хватит лишь на одно — служить каналом, проводником иностранному капиталу в страну, для втягивания ее в орбиту мировой фиктивной экономики в качестве сырьевого придатка.
Попытка скопом пристроить миру фиктивной экономики акции российских предприятий, находящихся в собственности государства, означает и де-юре и де-факто лишь передачу власти над ними, а возможно, и над страной, и не более того. Но это еще не означает, что пойдут реальные инвестиции.
Интересно отметить, что современная рыночная западная экономика прошла не просто длительный путь развития, а путь развития именно реальной экономики. Отметим 3 момента: 1) формировалась не столько на рыночных принципах и субстрате, сколько: а) на духе протестантизма, определившем становление именно данного, присущего только ей типа экономического человека; б) политике протекционизма, позволившей создать национальное предпринимательство; 2) имела источник развития, первоначально внешний по отношению к капиталу (капиталистическому укладу), формировалась либо за счет неэквивалентного обмена с другими укладами страны: феодальный, ремесленный, либо за счет ограбления колоний, 3) имела льготное налогообложение.
Все эти составляющие в России отсутствуют. А в итоге — разрушение существовавшей старой плановой реальной экономики и несоздание условий для становления новой рыночной реальной экономики.
Идет не просто передел мира, а вовлечение в сферу фиктивной экономики нового, не доступного ранее пространства, пространства бывшего СССР. Пирамидальная структура фиктивной экономики требует постоянной подпитки, расширения. Удивительно, что Россия с такой легкостью соглашается стать фундаментом для чужого здания.
Выход для России и ее удел — развитие реальной рыночной экономики, работающей на прорыв в постиндустриальную эпоху. Ресурсы для этого у страны есть. Цель системы социальной и экономической организации российского общества в начале XXI в. заключается в том, чтобы обеспечить рост информационной емкости производственных технологий при условии сокращения расхода ресурсов. Общество должно стимулировать развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, интенсивного земледелия. Это может сделать только государство, создав социальный механизм предоставления конкретных, дееспособных и всем понятных экономических преимуществ наукоемким и ресурсосберегающим технологиям. Стратегической целью государства являет-
ся создание комфортабельной инфраструктуры жизнеобеспечения для работника и благоприятной бизнес-среды для развития экономики.
Россия еще далека от этого. Во всяком случае, и нынешний, и предыдущий президенты формулировали задачи общества на будущее именно в этой сфере. Как действовать, какие механизмы применить? Ответ на эти вопросы заложен в особенностях современного социального движения, которые сконцентрированы в понятии «глобализация», в условиях открытой экономики — перейти от экспорта сырья к экспорту продуктов сырьевой переработки. В последние годы в России утрачивались многие высокотехнологические отрасли. Прямое их сохранение и развитие невозможно из-за отсутствия платежеспособного спроса и рынков сбыта. Реален только один путь — путь построения системы, включающей добычу сырья — глубокую переработку — транспортировку — экспорт готовых продуктов. Этот цикл должен быть реализован на основе собственного национального машиностроения, что потребует развития многих наукоемких и высокотехнологичных отраслей, подготовки высококвалифицированных кадров, развития фундаментальных и прикладных исследований, создания новых технологий в сфере энергетики, всех видов транспорта, энергетического машиностроения, контрольно-измерительных приборов и т. д. При таком варианте развития страна останется энергетическим экспортером, но экспортером не сырья, а готового продукта. Хотя экономика остается «монокультурной», но это экономика развитой страны. Только такой путь позволит с наибольшей выгодой для себя использовать естественные преимущества. При этом следует понимать, что реализация такого плана будет происходить в режиме жесткого конкурентного противодействия. Страна сильно отстала в разработке передовых технологий по многим позициям в данной сфере. Восстановление цепочки: природное сырье — глубокая переработка потребует больших инвестиционных затрат, в том числе на образование и науку.
Следует понимать, что при этом будут затронуты интересы значительных социальных групп, ориентированных на простой экспорт сырья, не требующий особых интеллектуальных усилий, возможный за счет импортного оборудования и дающий высокие доходы с возможностью их увода за границу. Требуется тщательный анализ понятий национальной безопасности применительно к интересам и возможностям России как активного игрока на мировом экономическом поле. Развертывание мирового финансового кризиса, постепенно перерастающего в глобальный экономический, предполагает от России разработки адекватной и эффективной политики по невползанию в глобальный финансовый кризис. Задача сложная, но, возможно, и решаемая.
Во-первых, важно обеспечить стабильность отечественной денежно-валютной системы во взаимоотношениях с мировой системой, во-вторых, обеспечить стабильность денежной и финансовой системы внутри страны во взаимоотношениях с реальным сектором экономики, не допустить массовых неплатежей предприятий реального сектора.
Прежде всего, надо оценить, насколько мировой финансовый кризис заденет Россию, насколько уязвимы ее финансовая и денежно-валютная система. В настоящий момент Россия вписана в глобальную экономику двояко: с одной стороны, она экспортер реальных товаров, прежде всего сырьевых ресурсов, с другой — крупный получатель государственных и частных корпоративных иностранных кредитов. А это означает, что стране всегда нужны крупные валютные средства в ликвидной форме как для погашения внешних долгов, так и для финансирования внешнеторговых операций по закупке товаров на мировом рынке и, прежде всего, продовольствия, лекарств и других видов массового народного потребления, по которым внешняя зависимость очень высока, и без закупок извне большинство населения страны просто будет поставлено на грань выживания.
Иными словами, требуется долгосрочное выполнение следующих формальных неравенств, выражающих в наиболее абстрактной форме взаимодействие страны с мировой денежно-валютной системой.
Пв + Зд.в. - Рв > 0 либо Пв - Рв > 0 (более благоприятный вариант),
где П — валютные текущие поступления от внешнеторговых экспортных операций, от иностранных заимствований, от иностранных инвестиций; З — денежно-валютные «запасы» страны, находящиеся в резервном фонде Центробанка РФ и в Стабилизационном фонде Минфина РФ (с 01.01.2008 разделен на два фонда — на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), являющиеся частью федерального бюджета; Р — валютные текущие расходы: на обслуживание внешнего государственного и совокупного корпоративного долга, на обслуживание внешнеторговых операций по импорту товаров, на обслуживание операций вывода иностранного спекулятивного (а зачастую и российского) капитала за границу.
С конца 2008 г. и до конца 2009 г. страна должна выплатить в погашение долгов значительные валютные суммы (около 170 млрд долл.), в основном это средства, привлеченные либо прямо корпорациями из-за рубежа в форме кредитов, либо зарубежные кредиты, предоставленные российским банкам, которые они в последующем использовали на денежно-финансовом рынке. Деньги привлечены в большинстве случаев организациями с частичным государственным участием и являющимися системообразующими для отечественной экономики. Их международное банкротство это не просто экономические потери, а потери, ведущие к передаче ключевых отраслей национальной экономики под внешнее иностранное управление.
Деньги для выплаты долгов можно взять либо за счет поступлений от экспорта ресурсов, прежде всего нефти и газа, за счет новых иностранных займов, за счет резервов Центробанка и Стабилизационного фонда. Золото-валютные резервы Центрального банка составляли на 20.11.2008 г. 484,6 млрд долл., из них гособлигации развитых стран и бумаги, гарантированные правительством, — 317,1, сделки обратного репо с нерезидентами —72,1, другие ценные бумаги — 52,7, депозиты и остатки на корсчетах в иностранных банках — 19,7, монетарное золото — 12,6 млрд долл. С позиции ликвидности структура не самая оптимальная.
В условиях стабилизации мировых цен на уровне 70-80 долл. за баррель нефти и с учетом того, что цены на газ примерно с полугодовым лагом повторяют цены на нефть, а также состояния платежного баланса, задача стабильности валютной системы страны решаема. В случае падения цен ниже 50 долл. за баррель объективно возникают проблемы. И тут многое зависит от грамотной государственной политики, ее направленности на сохранение реального сектора экономики.
Трудности с получением иностранных кредитов приведут к сокращению внешних заимствований, и необходимы меры по сохранению валюты в стране, в том числе и за счет недопущения перевода рублевой денежной массы в валютные активы и вывода ее за границу, а также необходимо оказать кредитную поддержку отрасле-образующим и градообразующим предприятиям реального сектора, социальную поддержку лицам, потерявшим работу, пенсионерам, а также обеспечить крупные государственные вложения, например в дорожную инфраструктуру для обеспечения занятости лиц, высвобождаемых из депрессивных сфер экономики.