Научная статья на тему 'Российская действительность и ценностные ориентации личности'

Российская действительность и ценностные ориентации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
709
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дараган Наталья Демьяновна

Статья посвящена анализу ценностных ориентаций личности. В частности, автор останавливается на рассмотрении наиболее значимых в жизни человека и общества материальных, эстетических, нравственных, религиозных, политических и правовых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская действительность и ценностные ориентации личности»

Н.Д. Дараган

РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аксиологические проблемы относятся к числу важнейших для наук, изучающих человека и общество. Они, безусловно, имеют и большую практическую значимость, поскольку ценности играют определяющую роль в жизни, как личности, так и общества в целом. В любой социальной ситуации отдельные люди и их общности вырабатывают свои жизненные ориентации, которые позволяют им самоутвердиться и найти своё место в различных системах социального взаимодействия. Ценности выполняют регулятивную и нормативную функции, выступая основой индивидуальных и коллективных мнений и поступков.

Каждый человек наделён природной способностью предпочитать одни вещи другим. Иначе говоря, одни предметы для него более необходимы, чем другие, т.е. имеют большую ценность. Важнейшим признаком ценности, бесспорно, является значимость, ведь ценность - это то, что более важно и значимо для личности или общества. Оценка, таким образом, есть особый способ видения мира, возникающий в процессе человеческого действия и осмысления объективной реальности (общественных отношений, мира природы, идей, самого человека). Это продукт человеческого разума, вкуса индивида, его предпочтений, симпатий, потребностей, целей и идеалов. Поэтому можно говорить о том, что каждый индивид имеет свои ценностные предпочтения и ориентации. Они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств - внутренних, связанных с развитием самого человека, и внешних, обусловленных природной и социальной средой, временем, в котором он живет.

Ценность всегда и одновременно есть ценность чего-то (кого-то) и ценность для кого-то. Объективно (вне человека и социума) она не существует. Это субъективная реальность. Она дана и конкретной личности, и обществу в целом. Причём, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду не только человечество и мировое сообщество, но и этнические, национально-государственные объединения, а также группы людей, связанные общностью происхождения и положения, общими занятиями, интересами и целями. Таким образом, свою систему ценностей имеют как этнические, национально-государственные объединения, так и отдельные социальные группы, также можно говорить и об общечеловеческих ценностях. Процесс переоценки ценностей общества происходит под прямым или косвенным влиянием социально-экономических, общественно-политических, национально-этнических и религиозных факторов.

Как показывает практика, человек в процессе своей жизнедеятельности определяет порядок реализации ценностей, отдавая приоритет одним ради других, более важным для него. Следует также иметь в виду, что индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. В процессе социализации личность избирательно усваивает накопленные социумом ценностные ориентации. Ценностный мир личности -итог её большой внутренней работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность, перерабатывается, переосмысливается и только потом реализуется в практической деятельности индивида. Думается, что предпочтение личностью тех или иных ценностей зависит, прежде всего, от характера общественных отношений, системы воспитания, уровня знаний, силы воли человека и его круга общения.

Ценности - это не только наиболее значимые материальные предметы и их свойства, но и духовные явления, удовлетворяющие различные потребности людей. Существует множество систем ценностей и видов их классификации. Думается, что наиболее значимыми в жизни человека и общества являются материальные, эстетические, нравственные, религиозные, политические и правовые ценности.

Как свидетельствует история, личные и коллективные (общественные) ценностные установки изменяются в процессе развития социальных отношений. Вместе с тем важно учитывать, что ценности меняются неравномерно. Есть достаточно консервативный блок ценностей, которые относительно устойчивы - это семья, любовь, дружба, дети, родители, свобода, деньги, работа, жильё и т.д.

Процесс осуществления экономических и политических реформ в современной России сопровождается формированием новой системы ценностей, отличной от советской. Этому способствует и глобализация экономики, и развитие науки, туризма, средств транспорта и коммуникаций, увеличение подвижности населения. Изменившаяся социальная среда формирует иной тип личности и даёт ей возможность функционировать в новой исторической реальности. Разумеется, новая система ценностей россиян зависит от культурного наследия и особенностей личности. Вместе с тем она, по нашему мнению, в значительной мере определяется материальными условиями, в которых люди живут и действуют.

На наш взгляд, созданные сегодня в России социальные структуры не справляются с задачей формирования у личности ценностных ориентаций, которые бы отвечали подлинным интересам человека. Нестабильная экономическая ситуация, отсутствие у сформировавшейся элиты социальной ответственности перед обществом и государством, непредсказуемость будущего ведут к люмпенизации населения и снижению уровня духовных запросов личности. В сознании отдельных людей начинают доминировать главным образом материальные ценности, утверждается пренебрежение к интеллектуальному и духовно-нравственному началу в человеке, к гуманистическим принципам, исторически сложившимся нормам общественного бытия и социального поведения и т.п. Культивируемые телевидением, Интернет, радио, газетами и журналами ценности втягивают индивида в сумасшедшую гонку за обладание вещным богатством - элитным домом или квартирой, машиной престижной марки, новыми моделями бытовой техники и т.д.

Реальностью нашего времени стало превращение денег в основную ценность. Безусловно, важность денег в жизни человека и общества неоспорима, ибо они являются важнейшим стимулом, побуждающим индивида к деятельности, мерой стоимости товара и удобным средством платежа. Деньги являются и важным средством для достижения различных социальных и духовных целей. Так, например, можно с их помощью освободить рабочее время и получить иные ресурсы для самореализации, скорректировать свой имидж и укрепить пошатнувшуюся репутацию, а также легко получить различные материальные и духовные ценности. Однако деньги могут выступать не только целью деятельности, но в особых случаях и смыслом жизни. Когда человек начинает ценить их превыше всего, происходит утрата человеческого начала в отношениях между людьми. Таким образом, с одной стороны, деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке, т.к. с их помощью можно совершенствоваться, сострадать, помогать другим людям, с другой стороны, они могут быть и возможностью проявления худшего, что есть в человеке. Ради денег люди идут на преступления, могут убить, предать и обмануть, из-за них близкие люди становятся врагами. Как свидетельствует российская действительность, в последние годы в стране растёт число подобных деяний. Жизнь человека порой ценится не высоко. Думается, что превращение денег в единственную главную ценность, предпочтение материальных ценностей духовным способствует дегуманизации общества и в конечном итоге может привести его к гибели.

Значительную роль в жизни современного российского общества продолжают играть такие вечные ценности как труд, здоровье, собственность, любовь, дружба, семья, дети, родители, друзья. Между тем в нашей стране нередки случаи, когда взрослые дети отказываются от своих старых и больных родителей, а родители от своих детей, причем число брошенных детей растёт. В европейской части России не хватает домов для престарелых и детских домов, а в тех, которые есть, нередко требуется капитальный ремонт. Средства массовой информации сообщают нам о пожарах и гибели людей в этих учреждениях. Растёт и число беспризорников.

В наше время люди ценят не всякий труд и соглашаются не на любую работу. Думается, что основные причины такого положения дел - низкая оплата труда в отдельных областях деятельности, которая не позволяет человеку удовлетворять порой самые необходимые потребности, а также отсутствие социальных гарантий. Ценностью для многих людей не является, как правило, не-пристижная работа и тяжелый физический труд. Причем степень престижа работы обычно определяется как уровнем доходов (часто речь идёт не только о заработной плате, но и о тех возможностях, которые даёт та или иная деятельность для решения собственных материальных проблем), так и возможностью реализовать свои духовные потенции. Российские реалии свидетельствуют, что из-за денег у нас могут предать и друзей, и родственников.

Общепринятой ценностью современного общества считаются родственные и дружеские связи, т.к. благодаря им человеку легче найти своё место в жизни, проще решить свои проблемы, избавиться от неприятностей, ведь в нынешних условиях из-за несовершенства законодательной системы, отсутствия необходимых законов, низкой правовой культуры населения люди не всегда обращаются к правосудию. Поэтому очень часто человека оценивают, прежде всего, с точки зрения его полезности оказывать те или иные услуги, а не за его личные качества.

Безусловно, для россиянина важны и эстетические ценности - природные явления (пейзажи, цветы, деревья и т.д.), сам человек (его облик, поведение, действия) и произведения искусства во всём многообразии его видов. Между тем практика показывает, что в наше время большое количество людей из-за материальных проблем не имеют возможности не только путешествовать по стране и миру, но и часто посещать музеи, кинотеатры, театры, концерты и т.п. в той местности, где они живут. Для многих телевизор - главное средство приобщения к искусству. В последние годы наметилась и тенденция падения интереса к чтению художественной литературы, особенно классической. Конечно одна из причин этого - то, что сегодня значительная часть бытия индивида перемещается в форму, организуемую и поддерживаемую средствами информационной техники; компьютер играет всё большую роль, как в нашей трудовой деятельности, так и в свободное время, выступая и средством развлечения. Высокая стоимость печатных изданий тоже отчуждает людей от чтения художественных произведений.

Окружающий мир диктует личности новые идеалы красоты. Так, современная культура предлагает идеал физически сильного, респектабельного мужчины в «эксклюзивном» костюме и «элитном» автомобиле. В женском идеале на первый план выступает эротическая линия в отношении как физическом, так и духовном. «Красота человеческого тела» становится одной из важнейших эстетических ценностей. В общественном сознании всё больше утверждается мысль о том, новые поколения должны быть здоровыми, сильными, стремящимися к коммерческому успеху. Бесспорно, это позитивные тенденции. Вместе с тем, очень часто забывается, что для достижения идеалов людям необходимо долго и упорно работать. Ни для кого из нас не секрет, что огромные состояния в России были созданы не всегда легитимным путём или в ситуациях, когда не было необходимой законодательной базы, причем созданы за непродолжительный период времени и деятельность их владельцев, как правило, не способствовала процветанию государства и решению его социальных проблем. Это привело к тому, в нашей стране сегодня существует огромная дифференциация в доходах населения. Одни ради развлечения проигрывают огромные суммы в казино, покупают средневековые замки и спортивные клубы в Европе и т.п., а другие экономят на самых нужных вещах. Поэтому в настоящее время добросовестный труд не воспринимается общественным сознанием как важнейшая ценность.

Сегодня существенное значение для некоторых людей имеют и религиозные ценности. Между тем необходимо иметь в виду, что системы ценностей различных религиозных конфессий отличаются друг от друга, поскольку у каждой свои учения, моральные предписания, религиозные объединения и сообщества, обряды, ритуалы, культы и т.п. Вместе с тем все религии провозглашают Бога или Богов высшей ценностью. Все моральные кодексы фиксируют обязательность, нормативность добра, момент его долженствования. Человеку диктуется, что его долг иметь именно добрые намерения и делать добрые дела. Для человека, исповедующего любую религию, ценностью является сам человек, дети, родители, семья и пр.

Современная духовная ситуация, по нашему мнению, является неоднозначной. В настоящее время появляются новые религиозные организации, а мировые религии уже не имеет того же влияния на людей, как раньше. Думается, что причина данной перемены в том, что для значительного числа людей прежние религиозные обещания уже не кажутся заслуживающими полного доверия, в деятельности некоторых священнослужителей нередко преобладает консерватизм, порой ими игнорируются интересы конкретной личности, а из средств массовой информации мы время от времени узнаём о нарушении служителями культа моральных заповедей. Указанной тенденции также способствует широкое распространение научного знания, развитие сферы образования и просвещения и т.д. Бесспорно, наука и образование являются необходимыми ценностями эпохи. В

нашей стране и сегодня высок престиж образования. Благодаря науке индивид решает свои задачи собственными силами, не уповая на чудеса, у него усиливается вера в свои возможности и интерес к жизни. С её помощью человек совершенствует социальные отношения, условия быта, развивает материальное производство, повышает своё благосостояние, воспитывает и обучает новые поколения людей. Образование даёт личности новые возможности для самореализации, помогает не теряться в сложных жизненных ситуациях, принимать решения со знанием дела. В нашем динамично изменяющемся мире образование становится важным средством ориентации личности. Высшее образование становится целью для всё большего числа людей. Благодаря ему индивид обретает также шанс получить интересную и высокооплачиваемую работу.

Опыт показывает, что в последние годы происходит деформирование некоторых из отмеченных нами ценностных установок. Так, в нашем обществе растёт число разводов, самоубийств, всё больше детей становятся социальными сиротами, растёт преступность. Жизнь человека всё меньше воспринимается как главная ценность. В общественном сознании произошла подмена ценности человека его полезностью. По многим причинам снижается качество образования, причем как среднего, так и высшего. У молодёжи порой нет уверенности в том, что их знания будут востребованы обществом, а их труд достойно оплачен.

Общечеловеческой ценностью, безусловно, является свобода личности. Она занимает особое место в ряду человеческих сущностных сил. Без неё индивид не может реализовать намеченные цели, свои способности. Думается, что потребность в свободе заложена в человеке природой. Многие люди стремились раньше и сейчас стремятся к ней. Поэтому важно представлять, что есть свобода человека. Нельзя не согласиться с К. Марксом в том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свободой как исключительной возможностью действовать, конечно же, мы не обладаем и обладать не можем, ибо у каждого из нас есть свои обязанности по отношению к другим людям. Если бы мы их игнорировали, то социальная система перестала бы существовать. Поскольку жизнедеятельность личности протекает в различных сферах его социального и индивидуального бытия: экономической, политической, нравственной, эстетической, правовой, религиозной, интимной, категория свободы обнаруживает разные грани. В обществе свобода проявляется как свобода слова, свобода творчества, свобода воли и т.д. Между тем свобода человека - это всегда свобода выбора, т.е. возможность для него выбирать, принимать решения со знанием дела.

Анализ современной российской действительности свидетельствует, что сегодня индивиду предоставляется большая свобода выбора, нежели в Советском Союзе. У нас появилась реальная возможность выбирать быть наёмным работником или предпринимателем, выбирать законодателей, президента и мэра, личности предоставлена значительно большая свобода передвижения, в последние годы усилились культурные контакты с другими странами, конституция гарантирует россиянам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В России расширены и границы свободы слова. Речь идёт о том, что её граждане наделены свободой говорить всё то, что не запрещено законом. Известно, что наш закон запрещает пропаганду фашизма, национализма, расизма, религиозной нетерпимости, нельзя нецензурно выражаться в общественных местах и т.п. Думается, что в целях обеспечения единства многонационального и многоконфессионального государства - это исключительно верное решение. Вместе с тем следует констатировать, что не все россияне свободны в равной степени. И это нормальное явление. В любом обществе одни люди более свободны, чем другие, поскольку степень свободы личности также зависит от возраста, состояния здоровья, материального достатка, социального статуса, уровня образования и пр.

Реальностью времени является и то, что свобода в сознании многих россиян иногда отождествляется только с экономической свободой и с возможностью приобретать как можно больше престижных вещей. Поэтому мир, в котором мы живём, становится всё более отчуждённым. В нём человек уже не воспринимается как высшая ценность, теряется его собственное Я, чувство ответственности, индивид замыкается в мире своих личных интересов. Неудовлетворённость своим существованием способствует развитию у личности негативной самооценки, нарушает её контакты с другими людьми, вызывает депрессивное состояние и порождает агрессивность, равнодушие к чужим проблемам.

Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что на данном этапе развития нашей страны имеет место отчуждение личности от гуманистических ценностей. Принцип гуманизма, как известно, предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью, признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Однако практика показывает, что россияне порой в своих взаимоотношениях игнорируют гуманистические установки. В поведении отдельных людей всё чаще проявляется душевная черствость, эгоизм, нечестность, подлость. Жизнь человека всё меньше воспринимается общественным сознанием как главная ценность, а личность в своей деятельности всё больше ориентируется только на собственное обогащение (причем часто за счет других), поэтому очень многие люди испытывают чувства изоляции, одиночества, неудовлетворённость жизнью, отсюда и рост числа психических заболеваний. Поэтому обращение к гуманистической проблематике в современную эпоху приобретает особую значимость.

Важно учитывать, что гуманистические ценности претворяются в жизнь не автоматически, они действуют через определённые социальные механизмы, поэтому необходимо такое управление экономическими, политическими и социальными процессами, которое обеспечивало бы их популяризацию. Как представляется, именно невнимание к этим обстоятельствам приводит к отчуждению от этих ценностей. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится выдвижение на первый план ценности человеческой жизни и переход к ценностям солидарности, человеколюбия, взаимопомощи, что невозможно без преодоления огромных различий в материальных условиях бытия, повышения качества жизни, гуманизации правовой сферы, системы образования, воспитания и здравоохранения.

Конечно, гуманизм как система воззрений - это, прежде всего, выражение общечеловеческих интересов, надежд и желаний. Можно выделить такие нравственные ориентиры идеологии гуманизма: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, согласие на сексуальные отношения, ненанесение ущерба частной или общественной собственности, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Бесспорно, это только идеалы, к которым мы должны стремиться. Понятно, что в социальной реальности невозможна полная и повсеместная их реализация, поскольку человек - существо сложное и противоречивое, совмещающее в себе полярные противоположности, добро и зло, любовь и ненависть, силу и слабость, сосредоточенность и рассеянность, порок и добродетель, искренность и лицемерность и т.д. Этим в значительной степени объясняется и то, что не всегда он ведёт себя должным образом. Вместе с тем, человеческая личность есть существо, устремлённое к высшим ценностям и благам, стремящееся гуманизировать общественные отношения. Человек - существо как биологическое, так и социальное, причем существо развивающееся. Он есть также в значительной мере порождение социальной среды и социальных ситуаций.

В окружающем мире всегда происходят два процесса: процесс социализации личности и процесс её индивидуализации, т.е. имеет место столкновение и борьба социального нравственного сознания, через которое общество диктует свою волю индивидууму, и личного нравственного сознания. Поэтому нужно не только совершенствовать систему отношений, в которую включён человек, и очеловечить стратегию управления современным государством, немаловажное значение приобретает также глубокое осознание и уяснение каждым россиянином гуманистических идей. В этой связи актуальны задачи гуманизации системы современного воспитания и увеличения гуманитарной составляющей в образовании. Причем речь идёт о воспитании не только как о целенаправленном педагогическом воздействии, но и обо всей совокупности внешних факторов, порождающих у индивида идеи (радио, телевидение, Интернет, искусство и пр.). Думается, что без этого российская цивилизация не имеет будущего.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герасина О.Н. Ценность и её методологические аспекты. М.: Дашков и Ко, 2004.

2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

3. Нугаев Р.М., Нугаев М.А., Мадияров А.Б. Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе: (Междисциплинар. подход). Казань: Дом печати, 2002.

4. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2004.

5. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. М.: РГБ, 2003.

6. Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

В.И. Жданова

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ

Что есть время? Этот вопрос, являясь образцом подлинно философского, метафизического вопроса, занимает умы философов и естествоиспытателей уже более двух тысяч лет. Вопрос о природе времени и, прежде всего, вопрос об объективности времени, его существовании, независимо от человеческого сознания на протяжении веков, решался по-разному. Различные философские концепции времени сменяли друг друга, однако в ХХ веке интерес к категории времени резко возрос уже не только в философии, но и в науке [3].

Когнитивная наука как сравнительно молодое научное течение, ставит своей целью осуществить синтетический, междисциплинарный подход к познанию. Когнитивная наука объединяет философию сознания и методологию науки, когнитивную психологию, когнитивную антропологию, нейронауку, компьютерную науку (исследования в области искусственного интеллекта), а также лингвистику [17]. Знание о познании фактически является определением гносеологии, поэтому историк науки Х. Гарднер в качестве одной из базовых характеристик когнитивной науки выделяет «укорененность в классических философских проблемах»: «...исследователи, работающие в рамках когнитивной науки, вне зависимости от того, сознают они это или же нет, бьются над проблемами, поднятыми впервые философами много десятилетий и даже столетий назад» [17, 43]. Основная задача, стоящая перед учеными этого направления - познание средств собственного познания, и рефлексия исследующего мышления, методологических и мировоззренческих основ исследования. Несмотря на это, поток новых гипотез и методик постоянно опережает продвижение в их осмыслении. Что же касается категории времени, то здесь необходимо выделить следующие аспекты времени как объекта когнитивной науки: биологическое время, психологическое время (психологическая временная перспектива и восприятие времени - психологическое настоящее), время протекания психических процессов, время как объект человеческого познания (совершаемый ради действия во времени). Вне зависимости от того, какую позицию мы занимаем по вопросу о соотношении сознания и материи, сама его постановка подразумевает некоторую специфику содержания, вкладываемого в категорию психологического времени по сравнению с категориями «материальных» времен (физического, биологического), а также собственные закономерности протекания психологического времени. Эта специфика психологического времени как объекта изучения, - создает для когнитивной науки дополнительные методологические сложности, которые можно сформулировать в виде следующих вопросов: Что человек может знать о времени? Какова специфика психологического времени? Каково соотношение психологического времени со временем онтологическим и физическим?

На взгляд когнитивной науки, некорректность ряда проводимых исследований и наибольшие трудности возникают из-за не различения трех указанных аспектов времени (онтологического, физического и психологического); на проблему смешения этих трех аспектов времени указывает, например, С.А. Аскольдов [4]. Так, в первом вопросе может подразумеваться как время объективное, так и время субъективное, и тем самым ответ на первый вопрос будет задан ответом на второй. Поэтому когнитивная наука преимущественно сосредоточивается на последнем вопросе,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.