Научная статья на тему 'Российская банковская система в санкционный период'

Российская банковская система в санкционный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РЕЦЕССИЯ ЭКОНОМИКИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТРАНЗАКЦИОННЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / САНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД / BANKING SYSTEM / ECONOMIC RECESSION / ECONOMIC DIVERSIFICATION / TRANSACTIONAL BUSINESS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / SANCTIONS PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгачева Ольга Леонидовна, Самотуга Владимир Николаевич

Настоящее исследование направлено на обобщение и анализ основных проблем, которые приходится решать банковской системе России в условиях сложной геополитической ситуации, экономических санкций и необходимости структурной перестройки российской экономики; поиск путей их решения. Цель. Определить последовательность действий Центрального банка, Правительства России на пути реформирования; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить аргументацию принимаемых мер, их достаточность в деле укрепления банковской системы страны. Задачи. Наиболее эффективный путь выхода страны из рецессии - это структурные реформы и диверсификация экономики. Инвестиции очень чувствительны не только к предпринимательскому климату, но и к состоянию рынка капитала. А для этого нужна здоровая, устойчивая, хорошо капитализированная банковская система. В статье поставлена задача показать возможные пути дальнейшего укрепления банковской системы России. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы и систематизированы проблемы банковской системы текущего момента, рассмотрена политика Центрального банка, Правительства России на повышение уровня капитализации системообразующих коммерческих банков, высказано мнение по достаточности принимаемых мер. Результаты. Применительно к банковской системе страны на ближайшую перспективу можно спрогнозировать следующие тенденции: 1. Ориентация на контролируемые государством банки, доля которых на финансовом рынке имеет явно выраженную тенденцию к росту. 2. Устойчивый спрос на кредиты тех корпоративных клиентов, которые вынуждены брать кредиты (особенно на пополнение оборотных средств) по любым ставкам, однако объемы привлекаемых кредитов и их сроки сократятся. 3. Потенциально высокий спрос за ссуды будут предъявлять те компании, которые осуществляют или планируют осуществить внутренние инвестиции - особенно это относится к крупному и среднему бизнесу. 4. Продолжится рост просроченной задолженности; как компаний, так и физических лиц, что повлечет за собой необходимость досоздания банками значительных резервов и сокращения прибыли, а также снижения сроков предоставляемых новых ссуд. 5. Сохранится динамика притока депозитов физических лиц в банки на уровне инфляции. 6. Значительно сократится объем выдачи необеспеченных потребительских кредитов и автокредитов, однако ипотечный рынок при должной государственной поддержке может показать положительные темпы роста. 7. Из-за снижения уровня достаточности собственных средств банками будет продолжен поиск источников недорогого фондирования. Выводы. В ближайшие годы решение задач, стоящих перед банковским сектором, будет зависеть от стратегии регулятора, от его взаимодействия с коммерческими банками. Вместе с тем, на наш взгляд, системная работа должна быть сосредоточена на: • выработке процентной политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности; • более дифференцированном подходе к регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций; • обеспечение справедливого доступа всех банков к ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Banking System amidst Sanctions

This study summarizes and analyzes major issues that the Russian banking system faces amidst the difficult geopolitical environment and economic sanctions while addressing the need for restructuring the Russian economy. Aim. This study aims to determine the sequence of measures that the Russian Central Bank and government need to undertake toward reform. To this end, the study will examine a wide array of applied tools and specify the argumentation of these tools to determine whether they are sufficient to strengthen the country’s banking system. Tasks. It is believed that undertaking structural reforms and economic diversification are the most effective ways of overcoming a recession. In addition, this study will outline the need for a healthy, stable, and well-capitalized Russian banking system to increase investment in the Russian economy. This study aims to demonstrate possible methods for strengthening the Russian banking system. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to analyze and systematize the issues facing the current Russian banking system. The study will also examine the policy of the Russian Central Bank and government on the escalation of the capitalization level with regards to core commercial banks. Results. The following short-term trends in Russia’s banking system can be predicted: 1. Government-controlled banks have had a pronounced upward trend. 2. There has been a steady demand for credit from corporate customers (particularly working capital credit) regardless of the interest rate. 3. It has been observed that there is a high demand for loans from companies that make or plan to make domestic investments. This observation is particularly true for large and medium-sized businesses. 4. Past due amounts will continue to increase for both companies and individuals, requiring banks to build up substantial cash reserves and create shorter terms for new loans. 5. Individual cash deposits into banks will remain at the current level of inflation. 6. The amount of unsecured consumer loans and auto loans will shrink. However, the mortgage market may show positive signs of growth if given proper government support. 7. Due to the decrease of the capital adequacy level, banks will keep looking for reasonably priced funding sources in the future. Conclusions: Solving the issues facing the Russian banking sector over the next few years will depend on a strategy whereby banking regulators interact regularly with commercial banks. In this regard, we believe that consistent effort should be put into the following areas: • developing an interest rate policy aimed at stimulating investment activity • differentiating the regulation and oversight activities of credit institutions • providing safe access to resources for all banks

Текст научной работы на тему «Российская банковская система в санкционный период»



Российская банковская в санкционный период

The Russian Banking System amidst Sanctions

система

УДК 336.711

> <c

Безгачева Ольга Леонидовна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Bezgacheva Ol'ga Leonidovna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование направлено на обобщение и анализ основных проблем, которые приходится решать банковской системе России в условиях сложной геополитической ситуации, экономических санкций и необходимости структурной перестройки российской экономики; поиск путей их решения.

Цель. Определить последовательность действий Центрального банка, Правительства России на пути реформирования; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить аргументацию принимаемых мер, их достаточность в деле укрепления банковской системы страны.

Задачи. Наиболее эффективный путь выхода страны из рецессии — это структурные реформы и диверсификация экономики. Инвестиции очень чувствительны не только к предпринимательскому климату, но и к состоянию рынка капитала. А для этого нужна здоровая, устойчивая, хорошо капитализированная банковская система. В статье поставлена задача показать возможные пути дальнейшего укрепления банковской системы России.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы и систематизированы проблемы банковской системы текущего момента, рассмотрена политика Центрального банка, Правительства России на повышение уровня капитализации системообразующих коммерческих банков, высказано мнение по достаточности принимаемых мер.

Результаты. Применительно к банковской системе страны на ближайшую перспективу можно спрогнозировать следующие тенденции:

1. Ориентация на контролируемые государством банки, доля которых на финансовом рынке имеет явно выраженную тенденцию к росту.

2. Устойчивый спрос на кредиты тех корпоративных клиентов, которые вынуждены брать кредиты (особенно на пополнение оборотных средств) по любым ставкам, однако объемы привлекаемых кредитов и их сроки сократятся.

3. Потенциально высокий спрос за ссуды будут предъявлять те компании, которые осуществляют или планируют осуществить внутренние инвестиции — особенно это относится к крупному и среднему бизнесу.

4. Продолжится рост просроченной задолженности; как компаний, так и физических лиц, что повлечет за собой необходимость досоздания банками значительных резервов и сокращения прибыли, а также снижения сроков предоставляемых новых ссуд.

5. Сохранится динамика притока депозитов физических лиц в банки на уровне инфляции.

6. Значительно сократится объем выдачи необеспеченных потребительских кредитов и автокредитов, однако ипотечный рынок при должной государствен-

Самотуга Владимир Николаевич

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат исторических наук, доцент 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Samotuga Vladimir Nikolaevich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

ной поддержке может показать положительные темпы роста.

7. Из-за снижения уровня достаточности собственных средств банками будет продолжен поиск источников недорогого фондирования.

Выводы. В ближайшие годы решение задач, стоящих перед банковским сектором, будет зависеть от стратегии регулятора, от его взаимодействия с коммерческими банками. Вместе с тем, на наш взгляд, системная работа должна быть сосредоточена на:

• выработке процентной политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности;

• более дифференцированном подходе к регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций;

• обеспечение справедливого доступа всех банков к ресурсам.

Ключевые слова: банковская система, рецессия экономики, диверсификация экономики, транзакци-онный бизнес, малый и средний бизнес, санкционный период

This study summarizes and analyzes major issues that the Russian banking system faces amidst the difficult geopolitical environment and economic sanctions while addressing the need for restructuring the Russian economy.

Aim. This study aims to determine the sequence of measures that the Russian Central Bank and government need to undertake toward reform. To this end, the study will examine a wide array of applied tools and specify the argumentation of these tools to determine whether they are sufficient to strengthen the country's banking system.

Tasks. It is believed that undertaking structural reforms and economic diversification are the most effective ways of overcoming a recession. In addition, this study will outline the need for a healthy, stable, and well-capitalized Russian banking system to increase investment in the Russian economy. This study aims to demonstrate possible methods for strengthening the Russian banking system.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to analyze and systematize the issues facing the current Russian banking system. The study will also examine the policy of the Russian Central Bank and government on the escalation of the capitalization level with regards to core commercial banks.

Results. The following short-term trends in Russia's banking system can be predicted:

1. Government-controlled banks have had a pronounced upward trend.

2. There has been a steady demand for credit from corporate customers (particularly working capital credit) regardless of the interest rate.

3. It has been observed that there is a high demand for loans from companies that make or plan to make domestic investments. This observation is particularly true for large and medium-sized businesses.

4. Past due amounts will continue to increase for both companies and individuals, requiring banks to build up substantial cash reserves and create shorter terms for new loans.

5. Individual cash deposits into banks will remain at the current level of inflation.

6. The amount of unsecured consumer loans and auto loans will shrink. However, the mortgage market may show positive signs of growth if given proper government support.

7. Due to the decrease of the capital adequacy level, banks will keep looking for reasonably priced funding sources in the future.

Conclusions: Solving the issues facing the Russian banking sector over the next few years will depend on a strategy whereby banking regulators interact regularly with commercial banks. In this regard, we believe that consistent effort should be put into the following areas:

• developing an interest rate policy aimed at stimulating investment activity

• differentiating the regulation and oversight activities of credit institutions

• providing safe access to resources for all banks

Keywords: banking system, economic recession, economic diversification, transactional business, small and medium-sized business, sanctions period

Банковская система России успешно прошла путь становления и развития рыночных отношений и является полностью сформировавшимся рыночным сектором экономики. Российские банки продемонстрировали способность работать в рыночной среде, некоторые из них постепенно входят в мировую банковскую систему.

В то же время российская банковская система, как и вся экономика, развита достаточно неравномерно. Неоднородность экономического пространства России с сильно дифференцированными условиями жизни населения и производства по различным территориям оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики и банковский сектор.

Большинство российских банков можно отнести с той или иной степенью допущения к категории универсальных. Как правило, они имеют расширенную и генеральную лицензии, что позволяет коммерческим банкам осуществлять все виды банковских операций. К тому же генеральная лицензия предоставляет право создавать филиалы, дочерние кредитные организации, открывать представительства на территории иностранных государств, приобретать акции или доли в уставном капитале иностранных банков.

Универсальность банковских лицензий открывает возможность «универсализации» банковских структур, что в условиях рынка выглядит довольно странно. Данная тенденция, как нам представляется, сродни существовавшей в условиях директивной экономической модели к «натурализации хозяйства». На практике большинство коммерческих банков избирают путь добровольной специализации, стремясь занять свою нишу на финансовом рынке и минимизировать затраты.

Характеризуя современное состояние банковского сектора России, нельзя не отметить, что возможности банков по финансированию потребностей реального сектора недостаточны. Они существенно ограничены отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов.

Вхождение российской экономики в 2014 г. в полосу рецессии было обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Этот год стал уникальным

по степени концентрации различных обстоятельств, <

которые оказали влияние на экономическую актив- ш

ность и банковский сектор России в ближайшие годы. |

К наиважнейшим из них относятся: ^

ш

1. неспособность российской экономики полноценно □= восстановиться после финансового кризиса 2008 г., 5

2. геополитическая обстановка, вызвавшая междуна- х родные санкции в отношении России,

3. осознание необходимости структурной перестрой- ш ки экономики страны и поиск путей ее осущест- т вления. 2 Особенность рыночной экономики, проявляющаяся >

в повторении экономических явлений, была заме- 2 чена еще в первой половине XIX в. Экономическая н наука отмечает появление тенденции к сокращению < длительности циклов. Кризисы стали учащаться, они 1= охватывают одновременно все большее количество х стран и регионов мира. Постоянными спутниками х циклических подъемов стали хозяйственный застой о и плавное «сползание» экономики в кризис. н-

Циклический характер развития рыночной экономики объективно обусловливает необходимость ее антициклического регулирования, что в свою очередь предполагает использование целой системы способов, методов, инструментов воздействия на хозяйственную конъюнктуру.

Не прошло и 7 лет с кризиса 2008-2009 гг., но мы вновь заговорили о рецессии в экономике, вызванной тем, что для крупнейших российских банков и ряда компаний были закрыты внешние финансовые рынки. Тяжесть текущей экономической ситуации состоит в следующем.

1. Имеет место тенденция к сокращению продолжительности циклов развития рыночной экономики. При этом России не удалось полностью преодолеть последствия кризиса 2008-2009 гг.

2. Положение было усугублено экономическими санкциями. По оценке Ассоциации банков России (АБР), совокупное влияние санкций в общем ухудшении экономической ситуации составляет 15-20% [1].

3. Одной из серьезных угроз для экономики страны остается отсутствие у российских банков достаточного объема приемлемых для заемщиков ресурсов для поддержания процессов экономического развития на стадии возврата деловой активности к положительной динамике роста.

Выход из фазы нулевого роста и ожидаемого снижения ВВП едва ли возможен за счет разовых финансовых инвестиций или перераспределения ресурсов. На всех уровнях власти есть понимание, что наиболее эффективный путь решения существующих проблем — структурные реформы и диверсификация экономики. На этом фоне в банковском секторе назрела необходимость четкого определения бизнес-поведения его участников с учетом сложившихся современных реалий.

Итак, ключевая проблема экономики России заключается в том, что банковская система страны не адекватна потребностям народного хозяйства и не способна обеспечить ресурсами его модернизацию.

Возможности банков по финансированию потребностей реального сектора существенно сдерживаются отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов у самих кредитных организаций. Основным источником средств в краткосрочном периоде являются кредиты Центрального банка РФ (ЦБ РФ), в среднесрочном — депозиты юридических лиц. В результате большинству коммерческих банков приходится формировать ресурсы за счет пассивов

< меньшей срочности и потенциальных рисков потери Ш ликвидности.

Перечислим основные проблемы формирования ^ ресурсной базы банков из источников внутреннего рынка.

2 1. Только крупные банки могли рассчитывать на х поддержку, предоставлявшуюся в рамках Антикри-х зисного плана Правительства РФ по обеспечению ш устойчивого развития экономики и социальной стат бильности в 2015 г. [2]. У них была возможность £ получить средства для повышения капитализации > по правительственной программе с использованием 2 средств Фонда национального благосостояния через н Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в форме

< субординированного займа. В рамках данной програм-с= мы по докапитализации был сформирован список из х 27 крупных банков, соответствовавших требованиям, х установленным государством и АСВ [3].

о Из 1,974 трлн руб. для банковской сферы, вы-н- деленных Правительством России на антикризисные мероприятия, 1 трлн руб. будет направлен на докапи-тализацию кредитных организаций через облигации федерального займа (ОФЗ), из них 830 млрд руб. получат 27 крупнейших банков с капиталом более 25 млрд руб.

Однако получатели государственной помощи должны будут выполнить ряд условий:

• обязательное увеличение кредитования предприятий «приоритетных отраслей экономики» не менее чем на 1% ежемесячно;

• банки должны увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;

• на каждый рубль государственной помощи банки должны будут вложить в капитал 0,5 руб. из собственных средств или средств акционеров;

• в течение 3 лет получатели помощи не смогут увеличивать вознаграждение руководства и размер фонда оплаты труда иных работников;

• банки будут обязаны направлять на дивиденды не больше 25% прибыли;

• АСВ получает право контролировать процесс до-капитализации.

15 мая 2015 г. был утвержден список из восьми первых банков для докапитализации на 527,4 млрд руб. Эти банки получили деньги по двум разным схемам. Согласно первой из них, АСВ выкупает привилегированные этих банков (ВТБ, ГПБ, РСХБ, банк «Российский капитал») для «обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов».

В соответствии со второй схемой группа банков (АБ «Содействие общественным инициативам», АБ «Россия», СМП-Банк и РНКБ) получает субординированные кредиты на докапитализацию со сроком погашения не менее 50 лет. Так, ВТБ может получить 307,4 млрд руб., Газпромбанк (ГПБ) — 125,7 млрд руб., РСХБ — 68,8 млрд руб., «Российский капитал» — 5,4 млрд руб. Всего вторая группа банков получит 20,12 млрд руб. [4].

Региональным банкам через механизм ОФЗ предполагается выделить 9 млрд руб. [5]. На программу докапитализации могут претендовать только региональные банки, размер собственных средств (капитала) которых превышает 5 млрд руб. по состоянию на 1 мая 2015 г.

Кроме того, помощь капиталом предусматривается лишь для одного банка из региона с наибольшим капиталом. Здесь следует обратить внимание на то, что программа предусматривает не только предоставле-

ние капитала, но и исполнение получателями средств таких же условий, которые поставлены перед федеральными банками, — по ограничению размера фонда оплаты труда, наращиванию кредитования реального сектора, докапитализации со стороны акционеров не менее 50% размера господдержки.

Повышение капитализации региональных банков предполагается осуществить через АКБ «Российский капитал» путем увеличения его собственных средств (капитала) за счет выпуска привилегированных акций и их оплаты Агентством по страхованию вкладов облигациями федерального займа последующим их размещением в субординированные обязательства региональных банков.

С одной стороны, под эту программу попадают только восемь региональных банков [Там же], что явно недостаточно для укрепления банковского сектора в регионах. С другой стороны, остается открытым вопрос о том, смогут ли эти банку воспользоваться предоставившейся им возможностью. Ограничения, предусмотренные программой, могут оказаться непосильными для отдельных банков (в частности, относительно участия в докапитализации акционеров).

2. Снижение зависимости банков России от внешнего фондирования. Следует отметить, что в начале 2014 г. доля иностранных средств в совокупных пассивах сократилась до 10% (в начале 2009 г. она равнялась 16%) [1]. Одна из санкций против российской экономики предусматривает ограничение доступа для некоторых крупнейших банков к внешним рынкам капитала. Поэтому источником ресурсов, как отмечалось выше, будут служить средства ЦБ РФ, правительства, депозиты населения и юридических лиц, которые значительно подорожали.

3. Концентрация большей части активов в банках с государственным участием. Это, на наш взгляд, является проблемой банковского сектора России. Если рассмотреть динамику распределения активов банковской системы по группам, мы увидим нарастающий «крен» в сторону «государственных банков» (правильнее говорить: «банков с государственным участием»). Он вызван изъятием лицензий у ряда банков, что вызвало панические настроения у населения, переместивших свои средства в более крупные банки с «госприкрытием». Это привело к увеличению ресурсной базы банков с государственным участием и их доли на рынке в целом.

В дальнейшем, как ожидается, значение этих банков еще более возрастет благодаря принятию программы по докапитализации системообразующих банков, предусматривающей приобретение АСВ привилегированных акций банков и их субординированных обязательств со сроком исполнения не менее 50 лет. К концу 2016 г. доля активов государственных банков в совокупных активах, по мнению АБР, приблизится к 60% [Там же].

Любая совокупность предприятий и организаций, работающих в условиях рыночной экономики, должна базироваться на универсальных принципах конкуренции. Российская система финансового посредничества пошла по пути роста доли на финансовом рынке контролируемых государством банков. В ближайшее время банковская система может приобрести абсолютно новую конфигурацию, что потребует перестройки бизнес-моделей коммерческих банков и новых подходов к регулированию банковской системы со стороны ЦБ РФ.

4. Дорогое фондирование — это средства ЦБ РФ и депозиты населения.

5. Низкая способность маневрировать ввиду преобладания процентных доходов. В среднем соотношение непроцентных и процентных доходов составляет 30% на 70% и сохраняется неизменным уже многие годы.

Банковскую деятельность можно условно разделить на два крупных блока — финансирование и обеспечение расчетов. Обеспечение расчетов позволяет клиентам вести ежедневную операционную деятельность и осуществлять расчеты со своими контрагентами, отправляя и принимая платежи в любой форме, с помощью любых инструментов, по любым каналам связи.

Как вид операционной деятельности это направление существует столько же, сколько существуют банки. Но как бизнес оно стало рассматриваться относительно недавно. Имеется в виду так называемый трансакционный бизнес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В кризисные периоды кредитные риски возрастают. Доля убыточных кредитных организаций в России продолжает расти. Ставки по уже выданным кредитам остаются низкими, новые деньги стоят дороже, выдачи новых кредитов уменьшаются. По данным АРБ, в период с 2010-го — по март 2015 г. количество убыточных кредитных организаций увеличилось с 8 до 30% [Там же].

Трансакционный бизнес является стабильным источником формирования доходов (за счет комиссионных вознаграждений), он позволяет банку диверсифицировать доходы, не увеличивая ресурсную базу, тем самым повышая устойчивость, что очень важно для банков. Как в условиях рецессии, стагнации, так и при наступлении кризиса, когда сокращаются объемы финансирования реального сектора экономики, предприятия начинают инвестировать меньше средств в развитие бизнеса; соответственно, падают и процентные доходы банков.

У лидеров рынка доходы от трансакционного бизнеса сравнимы с доходами от кредитования. В то же время возможности региональных банков в данной сфере деятельности, как правило, ограничены (отсутствие развитой филиальной сети и невысокое разнообразие банковских продуктов).

6. Ухудшение качества кредитного портфеля. В ближайшие годы наверняка возрастут показатели просрочки во всех кредитных сегментах, что приведет к увеличению убытков банков, необходимости дофор-мирования резервов и уменьшению собственного капитала банков.

7. Кредитование крупного бизнеса вырастет, однако резко сократятся темпы роста и сроки кредитования. Согласно действующему российскому законодательству все частные вклады могут быть закрыты по первому требованию. Следовательно, данный источник можно лишь условно считать долгосрочным. Некоторые эксперты высказывают мнение, что банки должны иметь возможность формировать часть средств физических лиц за счет инструмента с ограничениями на досрочное изъятие. Пока этот вопрос остается на уровне обсуждения.

8. Банковский сектор слабо заинтересован в финансировании инвестиционных проектов. В последние 2 года главным источником инвестиций были собственные средства предприятий, тогда как на кредиты приходилось менее 10% общего объема финансирования. Это объясняется рядом причин:

• отсутствием надежных заемщиков;

• высокими инвестиционными рисками;

• недостаточной ресурсной базой частных банков;

• тем, что большинство банков не хотят принимать

на себя риски вложения в основные фонды;

• сохранением проблем в залоговом законодатель- < стве и правоприменительной практике; ш

• существованием юридических трудностей при ис- | требовании и реализации залогов. ^ Низкая заинтересованность частных банков в фи- □=

нансировании инвестиционных проектов ограничива- 5 ет потенциал роста клиентов банков, бизнеса самих х кредитных организаций.

Активному вовлечению банков в реализацию ин- ш вестиционных проектов будет способствовать ме- т ханизм предоставления из федерального бюджета 2 субсидий на компенсацию части затрат, которые идут > на уплату процентов по кредитам, на пополнение 2 оборотных средств и на финансирование текущей н производственной деятельности сельскохозяйствен- < ных товаропроизводителей. Данный механизм введен 1= в действие со II квартала 2015 г. х

Вовлечению банков в реализацию инвестиционных х проектов должно способствовать упрощение системы о предоставления государственных гарантий и поручи- н-тельств, а также расширение деятельности гарантийных фондов. В России уже функционирует более 70 гарантийных фондов, которые позволяют разделить риски кредитования между банками и государством.

Другим направлением вовлечения банковского сектора в реализацию инвестиционной политики является активизация небольших региональных банков.

Ввиду недостаточности их ресурсной базы использование механизма синдицированного кредитования позволило бы задействовать их в крупных инвестиционных проектах.

Применительно к банковской системе страны на ближайшую перспективу можно спрогнозировать следующие тенденции.

1. Ориентация на контролируемые государством банки, доля которых на финансовом рынке имеет явно выраженную тенденцию к росту, благодаря в том числе поддержке со стороны властей. В частности, этому способствует реализация Антикризисного плана правительства. При этом следует помнить, что рыночная экономика базируется на универсальных принципах конкуренции.

2. Устойчивый спрос на кредиты со стороны тех корпоративных клиентов, кто вынужден брать кредиты (особенно на пополнение оборотных средств) по любым ставкам. В то же время произойдет сокращение объемов привлекаемых кредитов и их сроков.

3. Потенциально высокий спрос на ссуды будут предъявлять компании, которые осуществляют или планируют осуществить внутренние инвестиции (в первую очередь, крупный и средний бизнес).

4. Продолжится рост просроченной задолженности как компаний, так и физических лиц, что повлечет за собой необходимость досоздания банками значительных резервов и сокращения прибыли, а также снижения сроков предоставляемых новых ссуд.

5. Сохранится динамика притока депозитов физических лиц в банки на уровне инфляции.

6. Значительно сократится объем выдачи необеспеченных потребительских кредитов и автокредитов. Однако при должной государственной поддержке ипотечный рынок может показать положительные темпы роста.

7. Продолжится снижение уровня достаточности собственных средств банков.

8. Кредитные организации будут искать новых партнеров на внешних финансовых рынках (в частности, среди стран БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и т. д.).

Таблица 1

Размещение действующих кредитных организаций (КО) по федеральным округам в 2013-м — I квартале 2015 г.

01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.04.2015

Количество КО, единиц в % к итогу количество КО, единиц в % к итогу количество КО,единиц в % к итогу количество КО, единиц в % к итогу

Центральный федеральный округ 564 59,0 547 59,3 504 60,4 501 60,8

в том числе Москва и Московская область 506 52,9 498 54,0 459 55,0 456 55,3

Северо-Западный федеральный округ 70 7,3 70 7,6 64 7,7 64 7,8

Южный федеральный округ 46 4,8 46 5,0 43 5,2 43 5,2

Северо-Кавказский федеральный округ 50 5,2 43 4,7 28 3,4 26 3,2

Приволжский федеральный округ 106 11,1 102 11,1 92 11,0 91 11,0

Уральский федеральный округ 44 4,6 42 4,6 35 4,2 34 4,1

Сибирский федеральный округ 53 5,5 51 5,5 44 5,3 41 5,0

Дальневосточный федеральный округ 23 2,4 22 2,4 22 2,6 22 2,7

Крымский федеральный округ 2 0,2 2 0,2

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0 100,0

> <

Источник: www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf.

Как мы уже отмечали, неоднородность экономического пространства России со значительно различающимися условиями жизни населения и производства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность банковского сектора, что в свою очередь оказывает обратное влияние на дальнейшее развитие экономики регионов. Рассмотрим территориальное размещение кредитных организаций в разрезе федеральных округов (табл. 1). Мы видим, что это размещение носит в высшей степени неравномерный характер. Основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны. Свыше 88% банковских активов страны контролируется кредитными организациями Москвы и Московской области.

На фоне активного развития банков в крупных городах, которые, как правило, являются промышленными, транспортными и торговыми центрами (где выше и доходы, и сбережения населения), происходит сокращение общего количества региональных банков. Это объясняется, во-первых, требованиями регулятора к минимальному размеру капитала банков. Исходя из требований ЦБ РФ к уставному капиталу (минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации установлен на уровне 90 млн руб. [6, с. 11]), многие банки претерпевают следующие трансформации:

• объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т. е. происходит слияние капиталов; крупные банки покупают более мелкие банки, происходит их поглощение;

• закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ РФ по работе и размеру уставного

капитала, т. е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда; • изменяют свой статус, становясь небанковскими кредитными организациями.

Поэтому решение о повышении требований к минимальному значению уставного капитала коммерческих банков к 2015 г. до 300 млн руб. представляется нам неоднозначным. Приходится констатировать, что с рынка уходят не только так называемые отмывочные банки, не влияющие на развитие системы, но и региональные банки со сложившейся клиентской базой и вполне «рыночным» бизнесом.

Бытует мнение, что региональные банки являются основными источниками нелегальных банковских операций. Они якобы неэффективны и не приносят добавленной стоимости в экономику России, поскольку имеют незначительную долю в активах банковской системы. Если придерживаться данной точки зрения, то в эту категорию попадает большинство региональных банков.

Освободившуюся нишу продолжают занимать банки федерального уровня, открывающие в регионах свои филиалы и дополнительные офисы. Однако они приходят далеко не во все регионы, а присутствие банков федерального уровня не всегда является достаточным по предлагаемым банковским услугам. В итоге исчезновение местных банков способствует общему снижению уровня доступности банковских услуг и, следовательно, ставит под вопрос реализацию промышленной политики государства.

Экспансия банков федерального уровня в банковский сектор регионов происходит как количественным (за счет открытия новых отделений, филиалов и т. д.), так и качественным (за счет увеличения разнообразия

банковских продуктов) способом. Этому способствуют крупные региональные предприятия, которые ищут сотрудничества с крупными федеральными банками, что в свою очередь стимулирует развитие сетей крупных банков, а также ЦБ РФ.

В частности, в 2010 г. ЦБ РФ разрешил создавать внутренние структурные подразделения банков (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы) вне кассового узла за пределами подведомственной территории главного управления Банка России, осуществляющего надзор за его деятельностью [7].

Известны два основных способа вхождения банка в новый регион. Чаще всего банки входят в новые регионы постепенно. Сначала они открывают кредит-но-кассовые или операционные офисы (форпосты). Впоследствии, по мере наращивания реального бизнеса, эти офисы преобразуются в филиалы (подразделение банка практически с полным набором операций). Второй способ заключается в том, что банк открывает в крупном городе отделение без кассы, предназначенное для предоставления одной услуги — потребительского кредитования. Отделения такого типа, как правило, не имеют кассы в традиционном представлении, но в них устанавливаются банкоматы (в том числе с функцией приема денег, так называемый cash in).

Дополнительный офис без кассы — это то, что сейчас принято называть точкой продаж. Работа с клиентом здесь сводится к консультационным услугам и оформлению кредитной сделки. По мере успешного наращивания бизнеса банк принимает решение о создании универсального отделения с кассовым узлом (отделение банка с некоторыми ограничениями в банковских операциях).

В последние годы наряду с традиционными депозитными, кредитными и инвестиционными продуктами в России развивались такие новые направления, как приват-банкинг (индивидуальное обслуживание банком состоятельных частных лиц и комплексное управление личными средствами таких клиентов) и дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Последний термин используется в отношении технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные, в ряде случаев пересекающиеся по значению понятия: «клиент-банк», «банк-клиент», «интернет-банк», «система ДБО», «электронный банк», «онлайн-банкинг», «remofe-банкинг», «директ-банкинг», «хоум-банкинг», «интернет-банкинг», «мобильный банкинг», «WAP-бан-кинг», «SMS-банкинг».

Развитие системы интернет-банкинга, сети банкоматов, банковских терминалов не несет в себе фактора риска. Следовательно, в определенном смысле оно служит повышению стабильности банковской системы. Однако широкое и качественное развитие такого рода услуг требует значительных первоначальных затрат, окупаемость которых происходит только при существенном наращивании комиссионных доходов по мере роста числа пользователей дистанционными услугами.

Сегодня малые и средние региональные банки с недостаточной рентабельностью и слабо развитой филиальной сетью не могут себе позволить расширение финансирования данного направления бизнеса. Причины здесь две. Во-первых, значительные перво-

начальные затраты. Во-вторых, риск убыточности ДБО < из-за их низкой востребованности на территориях со ш слаборазвитой промышленной и социальной инфра- | структурой, а также недостаточно высокой финансо- ^ вой культурой населения. □=

Таким образом, банковская региональная система 5 имеет специфические особенности, обусловленные х территориальными условиями функционирования, и х может рассматриваться в функциональном и тер- ш риториальном аспектах. Функционально банковская т система регионов является подсистемой националь- 2 ной банковской системы, которая, в свою очередь, > является подсистемой более высокого порядка — 2 финансово-кредитной системы национальной эко- н номики, оказывающей на ее развитие существенное < регулирующее воздействие (формирование условий 1= функционирования банков, аудиторская и надзорная х деятельность, кредитно-инвестиционное законода- х тельство и т. д.). Территориально банковская реги- о ональная система представляет собой подсистему н-финансово-кредитной системы экономики региона, функционирующую не изолированно, а в тесной взаимосвязи с экономикой данного региона.

Двойственность банковской региональной системы обусловлена наличием их общих свойств и особенностей. К первым можно отнести общность выполняемых функций, единство законодательной и нормативно-правовой базы регулирования деятельности. На специфику влияют разные региональные условия (географические, экономические, социальные, политические).

Одним из проявлений специфических особенностей являются структурные различия. Приведем в качестве примера классификацию банковской региональной системы (БРС) по типам, предложенную И. Н. Рыковой и Н. В. Фисенко [8].

I тип: БРС, уровень которых состоит только из филиалов банков других регионов. К этому типу можно отнести банковские системы таких субъектов Российской Федерации, как Чеченская Республика, Забайкальский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Еврейская автономная область.

II тип: БРС, уровень которых представлен региональными банками и филиалами кредитных организаций других регионов. К данному типу относится большинство региональных банковских систем России.

Для определения уровня развития БРС предлагается использовать три блока показателей [Там же]. Блок 1. Институциональные показатели:

• показатели экспансии (отношение количества банков других регионов к количеству банков региона);

• обеспеченность населения региона подразделениями банков (число внутренних, структурных подразделений кредитной организации на 100 000 чел.);

• концентрация активов (отношение активов банков региона к их количеству);

• концентрация собственного капитала (отношение собственного капитала банков региона к их количеству).

Блок 2. Экономические показатели:

• достаточность капитала (отношение капитала к активам банков);

• доля вкладов в обязательствах банков (отношение вкладов к обязательствам банков);

• эффективность использования привлеченных средств (отношение работающих активов к привлеченным средствам);

• качество кредитного портфеля (отношение просроченной задолженности к кредитам).

< Блок 3. Показатели взаимодействия с экономикой ш региона:

| • доля активов в ВРП (отношение активов к ВРП); ^ • доля кредитов в ВРП (отношение кредитов к ВРП);

• уровень развития сберегательного дела (отношение 2 депозитов на душу населения к доходам). х На основании общего индекса развития БРС, рас-х считываемого на основании показателей этих трех ш блоков, авторы предлагают следующую группировку. т 1. Высокоразвитые БРС, к числу которых относятся £ банковские системы Москвы и Санкт-Петербурга. > Для данных БРС характерна доминирующая (для Москвы) или важная (для Санкт-Петербурга) роль н банков данного региона.

< 2. БРС со средним уровнем развития. Данная группа с= существенно отстает по значению общего индек-х са развития от группы высокоразвитых БРС. Важ-х ную роль в некоторых БРС данной группы играют о крупные банки, расположенные на территории

соответствующих регионов (например, МДМ-Банк в Новосибирской области, АК Барс в Республике Татарстан и Восточный Экспресс банк в Амурской области). В некоторых регионах функционируют несколько средних и мелких банков при низком показателе экспансии, что положительно отражается на индексе институционального развития. 3. Слаборазвитые БРС. Общей чертой банковских систем данной группы является то, что в их составе функционируют мелкие региональные банки, что негативно отражается на индексе институционального развития и индексе насыщенности региона финансовыми услугами.

Данная группировка позволяет увидеть поляризацию в развитии банковских систем некоторых соседних регионов. Наиболее отчетливо она проявляется в банковских системах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В данном случае региональные условия функционирования (географическое положение — близость высокоразвитой банковской системы Санкт-Петербурга) оказывают отрицательное воздействие на банковскую систему Ленинградской области.

Выводы, к которым приходят И. Н. Рыкова и Н. В. Фи-сенко, еще раз подтверждают недостаточность развития банковского сектора на большей части территории России [Там же]. Недостатком предложенного ими метода мы считаем слабое отражение ситуации в банковском секторе северных территорий страны.

Рассмотрим далее тенденции, которые наблюдаются в региональных банковских системах России, с учетом предложенной группировки. Многие региональные банки недостаточно капитализированы. Нормативы по достаточности капитала, по объемам кредитования на одного заемщика ограничивают их возможности. Поэтому банковские услуги характеризуются низкой ориентированностью на крупных клиентов, краткосрочностью и невысокой ликвидностью. Банки региона не могут предложить сложные инструменты фондового рынка. Данные факторы оказывают негативное влияние на развитие производственного сектора региона и не способствуют развитию малого и среднего бизнеса.

В последние годы банковский сектор России вступил в новый период качественного развития, характеризующийся постепенным укрупнением кредитных организаций, конкуренцией, экспансией, расширением линейки предоставляемых банковских продуктов, изменением структуры активов и пассивов кредитных организаций, усилением специализации банков и ужесточением требований регулятора. Увеличение тре-

бований к минимальному капиталу, с одной стороны, способствует повышению устойчивости банковского сектора. С другой стороны, создаются благоприятные условия для вытеснения и поглощения региональных, малых и средних банков, которые в силу низкого объема располагаемых средств не в состоянии адекватно развивать управление рисками и инновационные технологии.

Остается открытым вопрос о перспективах слаборазвитых региональных банковских систем. Во-первых, крупные банки неохотно идут в так называемые депрессивные регионы с низким уровнем развития экономики. Во-вторых, при территориальных масштабах России наличия около 700 банков, пусть и крупных, недостаточно для полноценного обеспечения потребностей региональной экономики.

В настоящее время небольшие региональные банки в целом на равных конкурируют с филиалами банков федерального уровня по работе с физическими лицами. Доля вкладов в пассивах региональных банков постоянно растет. В том, что население активно выбирает региональные банки, нет ничего удивительного — это вопрос доверия к своим финансовым институтам.

Региональные банки имеют потенциально очень хорошие рыночные позиции по данному сегменту рынка. Уровень доверия к «своим» банкам позволяет им успешно работать на массовом рынке.

Одним из главных условий при работе с физическими лицами является необходимость иметь, как минимум, средние размеры. Средний региональный банк вполне способен обеспечить необходимую сеть отделений по обслуживанию населения, соответствующую рекламу и операционную систему, позволяющую обслуживать массового клиента.

Региональные банки имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с филиалами (дочерними банками) других банков. Во-первых, это более сильное рекламное присутствие в регионе. Рекламный бюджет крупного регионального банка, как правило, больше, чем у филиалов федеральных (московских, в основном) банков. Эффект присутствия банка создается постоянной рекламой. По опросам, наибольшее влияние на среднего и малого клиента имеет наружная реклама и реклама на местных телеканалах (так как их в несколько раз больше, чем федеральных).

Во-вторых, более гибкий подход к клиенту. Клиент может общаться со специалистами, наделенными большими полномочиями. Даже не являясь крупным клиентом, он может рассчитывать на индивидуальный подход. Это имеет очень большое значение для предприятий малого и среднего бизнеса.

В-третьих, большая гибкость банка в конкурентной борьбе. Региональный банк может уделить больше ресурсов изучению рынка региона, конкурентов, более оперативно реагировать на действия конкурентов и запросы клиентов (ставки, тарифы). Филиалы, напротив, имеют ограниченные возможности и по многим позициям согласовывают свои действия с головным банком.

Все эти преимущества имеют значение при работе на рынке среднего и малого клиента, а также на рынке физических лиц. Для крупного бизнеса они практически не имеют значения, так как работа с крупным клиентом ведется индивидуально.

Проблема развития региональных банков относится скорее к административным и политическим вопросам. В качестве примера можно привести следующий факт. По данным АРБ, в последнее время многие банки, расположенные в регионах, лишились сво-

их крупнейших клиентов. Администрации регионов, ориентируясь на подход правительства страны, поддерживающего только системообразующие банки, рекомендовали важнейшим предприятиям обслуживаться в крупнейших банках [1].

Экономическое состояние региона зависит от того, насколько силен его банковский сектор. Именно от банковского сектора будет зависеть будущее региональной экономики. Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала количество таких процессов резко увеличилось. Кроме того, банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Антикризисный план Правительства 2015 г. предусматривает меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране. В нем содержатся семь ключевых направлений. Одно из них — содействие развитию малого и среднего бизнеса. Следовательно, в ближайшие годы для региональных банков финансирование малого и среднего бизнеса будет являться наиболее перспективным сектором кредитования.

Малый и средний бизнес представляют собой достаточно специфический рынок. Его нужно рассматривать отдельно от простого кредитования юридических лиц. Это должен быть отдельный портфель, отдельный продуктовый ряд со своей спецификой. Не у всех банков есть опыт работы с малым и средним бизнесом. Но сегмент этот будет расти, и многие банки делают на него ставку.

Региональные банки имеют преимущества при работе на рынке среднего и малого клиента, а также на рынке физических лиц. Этот сегмент рынка интересен не только потому, что малые предприятия начали динамично развиваться и они не поделены между крупными банками, но и потому, что государство заинтересовано в его развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика последних лет, в сравнении с сегментом крупных корпоративных ссуд направление кредитования малых и средних предприятий в Российской Федерации продемонстрировало большую устойчивость к кризисным воздействиям.

В условиях удорожания собственной ресурсной базы, ухудшения финансового положения заемщиков коммерческие банки были вынуждены перейти к консервативной кредитной политике, выражающейся в ужесточении как ценовых, так и неценовых условий их финансирования. Кредитные организации в свою очередь также готовы активно наращивать объемы в этом направлении, но ввиду роста кредитных рисков только при наличии поддержки со стороны Правительства РФ.

В 2014 г. сжатие объемов операций фиксировалось, во-первых, на сегменте кредитования под залог товаров в обороте как наиболее чувствительном к неблагоприятным изменениям условий сбыта. Во-вторых, оно происходило в силу ухудшения финансового положения дебиторов. По мнению большинства топ-менеджеров, в 2015 г. рынок факторинга ожидала стагнация или падение. Так, в I квартале 2015 г. объем рынка факторинга сократился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [9]. В-третьих, высокие риски невозврата кредита заставляют коммерческие банки требовать от предпринимателей гарантий в виде залога и поручительства.

В результате в последние годы более 75% кредитов малому и среднему бизнесу, по экспертным оценкам, выдавалось под обеспечение оборудованием

или недвижимостью, дисконты по которым составляли <

25-30%. Однако предприниматели зачастую были не ш

в состоянии предоставить ни залога, ни поручитель- |

ства, особенно когда речь шла об открытии своего ^

дела. Отсутствие у них кредитной истории и опыта □=

предпринимательской деятельности также уменьшало 5

шансы на получение банковской ссуды. х

~ „о:

С точки зрения ценовых условий доступность кре- х

дитов для малых и средних предприятий также за- ш

метно снизилась. Тем не менее банки смогли со- т

хранить размеры кредитных портфелей по малым 2

и средним предприятиям на уровне конца 2008 г., >

а положительная динамика объемов операций с нача- 2

ла 2010 г., скорее, свидетельствует о том, что многие н

потенциальные заемщики из числа малых и средних <

предприятий обладают рентабельностью, достаточной 1=

для покрытия процентных расходов. х

Основные факторы, сдерживающие кредитование х

региональными банками предприятий (в том числе о

предприятий малого и среднего бизнеса) в кризис- н-

ный период:

1. рост просроченной задолженности и выплаты по обязательствам, вынуждающие банки накапливать ликвидность и резервы, что в свою очередь «отвлекает деньги от кредитования»;

2. поступающие на депозиты средства от населения и юридических лиц недостаточны для того, чтобы сбалансировать активы и пассивы;

3. средства ЦБ РФ в пассивах не рассматриваются коммерческими банками как источник кредитования, а напоминают о проблемах с фондированием и не позволяют думать о расширении бизнеса, а лишь об оптимизации. Банки пытаются снизить долю средств ЦБ РФ в пассивах, отвлекая на это ликвидность от кредитования.

Вместе с тем кризисные явления в экономике и сдерживающий фактор в кредитовании (высокая ключевая ставка), как мы отмечали выше, не оказали сколько-нибудь заметного влияния на расстановку сил на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.

Расширение малого и среднего бизнеса поддержки требует поддержки региональных органов власти, которые в рамках реализации антикризисного плана правительства вводят «налоговые каникулы» и начинают оказывать разные виды поддержки. Так, в Камчатском крае в помощь бизнесу учрежден Центр поддержки предпринимательства (предоставляет гранты на конкурсной основе), действует Фонд поддержки предпринимателей, специализирующийся на займах бизнесу под низкую процентную ставку, а также Гарантийный фонд, предоставляющий поручительства по обязательствам для кредитных организаций. Такие шаги позволят банкам активнее работать в данном секторе кредитования.

Как будет развиваться ситуация в банковском секторе экономики в ближайшие годы? Многое зависит от позиции регулятора, от его взаимодействия с банками. Срок действия Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года завершился, и перед банковской системой страны в рамках новой стратегии будут поставлены задачи не только количественного, но и качественного развития.

Для этого должна быть продолжена, на наш взгляд, системная работа по следующим направлениям:

• выработка процентной политики;

• дифференцированное регулирование работы кредитных организаций;

• обеспечение справедливого доступа всех банков к ресурсам.

< Выступая в июне 2015 г. в Госдуме, в качестве ш одной из важнейших задач денежно-кредитной по-I литики Э. С. Набиуллина назвала усиление надзора ^ за российскими банками. По ее словам, основными

причинами отзыва лицензий у банков являются: s • нарушения банковского законодательства; х • проведение сомнительных операций;

1 • накопившиеся финансовые проблемы;

ш • сокрытие реального финансового положения пу-m тем предоставления недостоверной отчетности £ в ЦБ РФ.

> Предпринятые ЦБ РФ меры сыграли положительную

2 роль. Количество российских банков, проводящих сон мнительные операции, сократилось до 20 [10].

< Доступ банков к различным видам ресурсов яв-i= ляется вопросом первостепенной важности с точки х зрения как обеспечения конкуренции на рынке, так и s сохранения доверия клиентов.

о Безусловно, экономика страны находится в слож-н- ном положении из-за внешних и внутренних вызовов. На проходившем в январе этого года Гайдаровском форуме большое внимание уделялось обсуждению проблем и мерам по выходу экономики страны на траекторию поступательного развития. Среди предложений особый интерес вызвало предложение министра экономического развития РФ А. В. Улюкаева по приватизации крупнейших российских госбанков (Сбербанка и ВТБ) с целью укрепления банковской системы [11].

Российская экономика вступила в полосу рецессии, которая обусловлена как внешними, так и внутренними факторами. Наиболее эффективный путь выхода из нее — структурные реформы и диверсификация экономики. Ключевая роль в масштабных экономических реформах принадлежит российским банкам, через которые проводится государственная политика регулирования национальной экономики и достижения целей экономического и социального развития.

Литература

1. Антикризисная тактика и стратегия: взаимодействие банков и регуляторов: Годовой доклад АРБ — 2015 (Подготовлено к XXVI съезду Ассоциации российских банков): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// arb.ru/upload/files/siezd/ARB-XXVI-Doklad.pdf.

2. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_174635/.

3. Перечень банков для осуществления мер по повышению их капитализации государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.asv.org.ru/for_banks/ capitalization/002.pdf.

4. Медведев утвердил список из восьми банков для докапи-тализации на 527,4 млрд рублей: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arb.ru/b2b/news/medvedev_utverdil_ spisok_iz_vosmi_bankov_dlya_dokapitalizatsii_na_527_4_ mlrd_rub-9915620/.

5. К региональным банкам проявили жесткость: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arb.ru/b2b/ news/k_regionalnym_bankam_proyavili_zhestkost-9924033/.

6. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 29 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2016 г.): [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5842/.

7. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: Инструкция ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. № 135-И (ред. от 24 мая 2015 г.) / Зарег. в Минюсте РФ 22 апреля 2010 г. № 16965: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99865/.

8. Рыкова И. Н., Фисенко Н. В. Комплексная оценка уровня развития банковских систем: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/publikacii/s/kompleksnaya-otsenka-urovnya-razvitiya-bankovskikh-sistem-regionov-10001732/.

9. Рынок факторинга по итогам I квартала 2015 года сократился на 22% // Эксперт РА: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru/researches/factoring/ factoring_1q_2015.

10. ЦБ: Число банков, проводящих сомнительные операции, сократилось до 20: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arb.ru/b2b/news/tsb_chislo_bankov_provodyashchikh_ somnitelnye_operatsii_sokratilos_do_20-9921808/.

11. Шевченко В. Предложение приватизировать Сбербанк и ВТБ — это очередная глупость Алексея Улюкаева: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. finnews.ru/cur_an.php?idnws=23264.

References

1. Anti-crisis tactics and strategy: Cooperation of banks and regulators. ARB annual report - 2015 (Prepared for the XXVI Congress of the Association of Russian Banks). Available at: http://arb.ru/upload/files/siezd/ARB-XXVI-Doklad.pdf. (in Russ.).

2. On approval of the plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015. Russian Federation Government Decree of January 27, 2015 № 98-r. Available at: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_174635/. (in Russ.).

3. The list of banks for the implementation of measures to increase their capitalization by the State Corporation "Deposit Insurance Agency". Available at: www.asv.org.ru/for_banks/ capitalization/002.pdf. (in Russ.).

4. Medvedev approved a list of eight banks to recapitalize at 527.4 billion rubles. Available at: http://arb.ru/b2b/news/ medvedev_utverdil_spisok_iz_vosmi_bankov_dlya_dokapi-talizatsii_na_527_4_mlrd_rub-9915620/. (in Russ.).

5. Stiffness was shown for regional banks. Available at: http:// arb.ru/b2b/news/k_regionalnym_bankam_proyavili_zhest-kost-9924033/. (in Russ.).

6. On banks and banking activity. Federal Law of December 2, 1990 № 395-1 (as amended on December 29, 2015) (as amended and entered into force on January 1, 2016). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5842/. (in Russ.).

7. On the order of the Bank of Russia decision on the state registration of credit institutions and issuance of licenses to conduct banking operations. CBR Instruction of April 2, 2010 № 135-I (as amended on May 24, 2015). Registered in the Russian Ministry of Justice on April 22, 2010 № 16965. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99865/. (in Russ.).

8. Rykova I. N., Fisenko N. V. Comprehensive assessment of the level of development of banking systems. Available at: http://bankir.ru/publikacii/s/kompleksnaya-otsenka-urovnya-razvitiya-bankovskikh-sistem-regionov-10001732/. (in Russ.).

9. Factoring market in the I quarter of 2015 decreased by 22%. Ekspert RA. Available at: www.raexpert.ru/researches/ factoring/factoring_1q_2015. (in Russ.).

10. CB: The number of banks, conducting questionable transactions, decreased to 20. Available at: http://arb.ru/b2b/ news/tsb_chislo_bankov_provodyashchikh_somnitelnye_op-eratsii_sokratilos_do_20-9921808/. (in Russ.).

11. Shevchenko V. The proposal to privatize Sberbank and VTB - is Aleksey Ulyukaev's usual stupidity. Available at: http://www.finnews.ru/cur_an.php?idnws=23264. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.