Научная статья на тему 'Российские банки в период структурной перестройки национальной экономики'

Российские банки в период структурной перестройки национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / РЕЦЕССИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC RECESSION / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC RESTRUCTURING / ТРАНЗАКЦИОННЫЙ БИЗНЕС / TRANSACTIONAL BUSINESS / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / САНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД / SANCTIONS PERIOD / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ANTI-RUSSIAN SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгачева Ольга Леонидовна, Самотуга Владимир Николаевич

Настоящее исследование направлено на анализ основных проблем, которые приходится решать российским банкам на пути структурной перестройки экономики в условиях сложной геополитической ситуации, продолжения экономических антироссийских санкций. Цель. Проанализировать последовательность действий Центрального банка, Правительства России на пути структурной перестройки экономики, определить эффективность применяемых инструментов по дальнейшему укреплению банковской системы страны. Задачи. Структурные реформы и диверсификация экономики - самый эффективный путь выхода страны из рецессии. Для этого нужна здоровая, устойчивая банковская система. В статье авторами исследования поставлены задачи, направленные на поиск возможных пути дальнейшего развития банковской системы России. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы и систематизированы проблемы современной банковской системы, рассмотрена политика Центрального банка, Правительства России в период структурной перестройки экономики России. Результаты. Российские банки отрезаны от дешевого рыночного фондирования из-за санкций и невозможности кредитоваться на Западе. Банкам приходится делать акцент на кредиты ЦБ РФ и депозиты юридических лиц в качестве источника средств на краткосрочный период, депозиты физических лиц - на среднесрочный период. Выводы. Банковская система страны неадекватна потребностям национальной экономики, не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. Ее возможности по финансированию потребностей реального сектора существенно сдерживаются отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов у самих банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banks During National Economic Restructring

This study is dedicated to analyzing major problems that Russian banks have to solve on their way towards economic restructuring in the context of a complex geopolitical situation and continuation of anti-Russian economic sanctions. Aim. This study aims to analyze the sequence of activities of the Central Bank and the Russian government on their way towards economic restructuring and determine the efficiency of the applied tools for further consolidation of the national banking system. Tasks. Structural reforms and economic diversification present the most effective path towards economic recovery. This requires a healthy, stable banking system. In this article, the authors set objectives aimed at the further development of the Russian banking system. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to analyze in various aspects and present in a structured fashion the problems of the modern banking system, examine the policy of the Central Bank and Russian government in the course of economic restructuring in Russia. Results. Russian banks are cut off from the cheap market funding due to sanctions and unavailability of lending activities in the West. Banks have to rely on Central Bank loans and deposits of legal entities as a source of shortterm funds, and deposits of private individuals for the medium term. Conclusion. The country’s banking system is inadequate to the requirements of the national economy and cannot provide sufficient resources for the modernization of the country. Its ability to fund the needs of the real sector is significantly hampered by the lack of longterm and cheap financial resources of the banks themselves.

Текст научной работы на тему «Российские банки в период структурной перестройки национальной экономики»

Российские банки в период структурной перестройки национальной экономики

Banks During National Economic Restructring

УДК 336.7

Безгачева Ольга Леонидовна

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и

экономики, кандидат экономических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Ol'ga L. Bezgacheva

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Самотуга Владимир Николаевич

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат исторических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Vladimir N. Samotuga

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование направлено на анализ основных проблем, которые приходится решать российским банкам на пути структурной перестройки экономики в условиях сложной геополитической ситуации, продолжения экономических антироссийских санкций.

Цель. Проанализировать последовательность действий Центрального банка, Правительства России на пути структурной перестройки экономики, определить эффективность применяемых инструментов по дальнейшему укреплению банковской системы страны. Задачи. Структурные реформы и диверсификация экономики — самый эффективный путь выхода страны из рецессии. Для этого нужна здоровая, устойчивая банковская система. В статье авторами исследования поставлены задачи, направленные на поиск возможных пути дальнейшего развития банковской системы России.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы и систематизированы проблемы современной банковской системы, рассмотрена политика Центрального банка, Правительства России в период структурной перестройки экономики России.

Результаты. Российские банки отрезаны от дешевого рыночного фондирования из-за санкций и невозможности кредитоваться на Западе. Банкам приходится делать акцент на кредиты ЦБ РФ и депозиты юридических лиц в качестве источника средств на краткосрочный период, депозиты физических лиц — на среднесрочный период.

ö о

к <

О о

Выводы. Банковская система страны неадекватна потребностям национальной экономики, не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. Ее возможности по финансированию потребностей реального сектора существенно сдерживаются отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов у самих банков.

Ключевые слова: банковская система, рецессия экономики, структурная перестройка экономики, транзакционный бизнес, малый и средний бизнес, санкционный период, антироссийские санкции

This study is dedicated to analyzing major problems that Russian banks have to solve on their way towards economic restructuring in the context of a complex geopolitical situation and continuation of anti-Russian economic sanctions.

Aim. This study aims to analyze the sequence of activities of the Central Bank and the Russian government on their way towards economic restructuring and determine the efficiency of the applied tools for further consolidation of the national banking system. Tasks. Structural reforms and economic diversification present the most effective path towards economic recovery. This requires a healthy, stable banking system. In this article, the authors set objectives aimed at the further development of the Russian banking system. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to analyze in various aspects and present in a structured fashion the problems of the modern banking system, examine the policy of the Central Bank and Rus-

g sian government in the course of economic

^ restructuring in Russia.

° Results. Russian banks are cut off from the

< cheap market funding due to sanctions and unavailability of lending activities in the West.

E^ Banks have to rely on Central Bank loans and

cl deposits of legal entities as a source of short-

^ term funds, and deposits of private individuals

cq for the medium term.

о Conclusion. The country's banking system is

< inadequate to the requirements of the national economy and cannot provide sufficient resources for the modernization of the country. Its ability to fund the needs of the real sector is significantly hampered by the lack of long-term and cheap financial resources of the banks themselves.

Keywords: banking system, economic recession, economic restructuring, transactional business, small and medium enterprises, sanctions period, anti-Russian sanctions

Банковская система России успешно прошла путь становления и развития рыночных отношений. Сегодня она представляет собой полностью сформировавшийся рыночный сектор экономики. Российские банки продемонстрировали способность успешно работать в рыночной среде, а некоторые из них постепенно входят в мировую банковскую систему [1].

Совершенно уникальным по степени концентрации различных обстоятельств, которые повлияли на экономическую активность и банковский сектор России, оказался 2014 г. Перечислим некоторые из них.

1. Неспособность российской экономики полноценно восстановиться после финансового кризиса 2008 г.

2. Геополитическая обстановка, вызвавшая международные санкции в отношении России.

3. Осознание необходимости структурной перестройки экономики страны и поиск путей ее реализации.

В 2014-2015 гг. экономика России медленно сползала в кризис, обусловленный как внешними, так и внутренними факторами. При этом санкции лишь усугубили отрицательную динамику. По оценкам Ассоциации банков России, в общем ухудшении экономической ситуации в стране совокупное влияние санкций не превышало 15-20% [2].

Напомним некоторые ключевые проблемы национальной банковской системы. 1. Банковская система страны неадекватна потребностям национальной экономики. Она не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. У российских банков не хватает приемлемых для заемщиков ресурсов для поддержания процессов экономического развития на стадии возврата деловой активности к положительной динамике роста.

2. Концентрация большей части активов в банках с государственным участием. Любая совокупность компаний и предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, должна базироваться на универсальных принципах конкуренции. Российская система финансового посредничества ориентируется на контролируемые государством банки, доля которых на финансовом рынке имеет явно выраженную тенденцию к росту. При ее сохранении возможна национализация банковского сектора.

3. Рыночное, дорогое фондирование.

4. Низкая способность маневрировать ввиду преобладания процентных доходов. Преодолеть эту тенденцию возможно, развивая лишь трансакционный бизнес. Уже сегодня у лидеров рынка доходы от этого направления деятельности сравнимы с доходами от кредитования. Но развитие трансакци-онного бизнеса в России отстает от его уровня в западных странах. Возможности региональных банков по развитию этого вида бизнеса, как правило, ограничены из-за отсутствия развитой филиальной сети и узкого круга банковских продуктов. Осуществлению трансакционного бизнеса препятствует и политика Центрального банка России (ЦБ РФ).

5. Медленное улучшение качества и структуры кредитных портфелей. Рост просрочки во всех кредитных сегментах в 2014-2015 гг. вызвал рост убытков, необходимость дофор-мирования резервов и уменьшение собственного капитала банков.

6. Слабая заинтересованность и возможности коммерческих банков в финансировании инвестиционных проектов. В последние годы главным источником инвестиций выступали собственные средства предприятий, тогда как на кредиты приходилось менее 10% общего объема финансирования [Там же].

К основным тенденциям развития банковского сектора экономики относятся:

1. жесткая конкурентная борьба на рынке,

2. отсев финансово неустойчивых банков и банков, проводящих сомнительные операции,

3. укрупнение банковских структур,

4. ужесточение регулятивных требований. Следствием этого становится сокращение

количества действующих кредитных организаций, которое продолжится и в последующие годы. Если в 1998 г. на начало января в России насчитывалось 1697 кредитных организаций, то к январю 2015 г. их количество сократилось до 836 кредитных организаций, а к январю 2016 г. — до 733 кредитных организаций. После этого ЦБ РФ лишил лицен-

зии еще 68 кредитных организаций. Всего за 3 года ЦБ РФ отозвал 279 лицензий.

По словам Э. С. Набиуллиной, ЦБ РФ «продолжит выявление сделок, которые носят преступный схемный (фидуциарный) характер». На это направлена и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу. По данным финансового мониторинга, в 2015 г. ЦБ РФ отозвал лицензии у 93 кредитных организаций, ссылаясь на следующие причины:

• нарушения положений Федерального закона № 115-ФЗ (34 банка);

• проведение сомнительных операций, связанных с функционированием на банковских площадках теневых финансовых схем (47 банков) [3].

Сколько же банков необходимо России? Оправдано ли сокращение количества действующих банков с точки зрения полноты предоставления банковских услуг бизнесу, населению? К 2020 г. в России останется порядка 300 банков. Такого количества, по мнению главы ВТБ А. Л. Костина, будет вполне достаточно, поскольку сегодня на крупнейшие 200 банков страны приходится 97% всех банковских активов. Отметим, что в ноябре 2013 г. в Германии действовало 1845 банков, а в январе 2014 г. Федеральной корпорацией по страхованию вкладов США было застраховано 6812 банков.

Итак, сегодня ключевыми проблемами для банковского сектора остаются:

1) банковская система страны неадекватна потребностям национальной экономики, не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны;

2) возможности банков по финансированию потребностей реального сектора существенно сдерживаются отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов у самих банков. Банки отрезаны от дешевого рыночного фондирования из-за санкций и невозможности кредитоваться на Западе. Банкам приходится делать акцент на кредиты ЦБ РФ и депозиты юридических лиц в качестве источника средств на краткосрочный период, депозиты физических лиц — на среднесрочный период;

3)низкая способность маневрировать ввиду преобладания процентных доходов. В среднем соотношение непроцентных и процентных доходов составляет 30:70 и сохраняется неизменным уже многие годы;

4) снижение у банков уровня собственного капитала из-за влияния внешнего давления и внутренних факторов. ЦБ РФ строго относится к соблюдению кредитными организациями норматива достаточности собственных средств. Если, например, его значение становится меньше 2%, ЦБ РФ

обязан отозвать лицензию кредитной ор- 5

ганизации. ©

В чем причины проблем, с которыми стал- ^ кивается банковский сектор? В частности, из- ^ за антироссийских санкций банки лишились ^ источников внешних, относительно дешевых £ заимствований (фондирования). Ухудшились ^ портфели ценных бумаг и кредитов, что по- ^ требовало доформирования резервных фондов, ^ а также резко снизился курс рубля. В резуль- ^ тате в настоящее время большинству коммерче- | ских банков приходится формировать ресурсы за счет пассивов меньшей срочности, что сопряжено с потенциальными рисками потери ликвидности.

Только крупные банки смогли рассчитывать на поддержку в рамках реализации Антикризисного плана Правительства России по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. В результате у них появилась возможность получить средства для повышения капитализации по правительственной программе в форме субординированного займа или депозита. Напомним, что в рамках программы по докапитализации был сформирован список из 27 крупных банков. Эти банки соответствовали требованиям, установленным государством и Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Из выделенных правительством на антикризисные мероприятия в банковской сфере 1,974 трлн руб. примерно половина суммы была направлена на докапитализацию кредитных организаций через облигации федерального займа (ОФЗ), из них 830 млрд руб. получили 27 крупнейших банков с капиталом более 25 млрд руб.

Были разработаны две схемы, по которым эти банки могли получить поддержку. В соответствии с первой из них АСВ выкупало привилегированные акции у первой группы банков для «обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов». Согласно второй схеме банки могли получить субординированные кредиты на докапитализацию со сроком погашения не менее 50 лет.

Региональным банкам через механизм государственных заемных ценных бумаг — ОФЗ — предполагалось выделить 9 млрд руб. На участие в программе докапитализации могли претендовать только региональные банки, размер собственных средств (капитала) которых превышал 5 млрд руб. по состоянию на 1 мая 2015 г. Кроме того, помощь капиталом предусматривалась лишь для одного банка из региона с наибольшим капиталом.

В итоге в августе 2015 г. Правительство России утвердило список из 10 региональных банков, которые получили право участвовать в программе: Азиатско-Тихоокеанский банк,

5 Запсибкомбанк, Международный банк Санкт-е Петербурга (МБСП), Первобанк, Татфондбанк, ^ «Кубань Кредит», Саровбизнесбанк, Сургут-^ нефтегазбанк, Уральский банк реконструкции ^ и развития и Челябинвестбанк. Из-за жестких £ требований половина региональных банков-^ претендентов на докапитализацию отказались ^ от участия в программе.

Перед получателями помощи (Азиатско-^ Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, МБСП, | Первобанк и Татфондбанк) был поставлен ряд условий (обременений) [4-5]:

• обязательное увеличение кредитования предприятий «приоритетных отраслей экономики» не менее чем на 1% ежемесячно;

• банки должны были увеличить совокупный объем ипотечного кредитования, а также кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;

• на каждый рубль государственной помощи банки должны были вложить в капитал 0,5 руб. из собственных средств или средств акционеров.

Каковы результаты проведенной докапи-тализации? Председатель Счетной палаты Т. А. Голикова подвела их на пленарном заседании Государственной думы Федерального собрания РФ 2 декабря 2016 г. [2]. По состоянию на 1 октября 2016 г. объем средств, полученных банками в виде облигаций федерального займа, составил почти 827 млрд руб. Но докапитализация банковского сектора не привела к перелому негативных тенденций в развитии банков.

1. Банки, получившие господдержку через АСВ, формально подошли к кредитованию приоритетных отраслей. Был утвержден перечень таких приоритетных отраслей, установлено обязательство наращивать соответствующий кредитный портфель не менее чем на 1% в месяц. Однако по состоянию на 1 октября 2016 г. указанное обязательство не выполнялось четырьмя банками: Связь-банком (получил в рамках программы 11,8 млрд руб.), Новикомбан-ком (7,2 млрд руб.), Транскапиталбанком (100 млн руб.) и РосЕвроБанком (100 млн руб.). Основной объем размещенных средств по-прежнему направлялся на пополнение оборотных средств (84,2%), объем кредитования инвестиционных проектов составил 4,3%.

2. Несмотря на то что всеми докапитализиро-ванными банками выполняются нормативы достаточности собственных средств, почти у 40% банков была отмечена тенденция к снижению его значения.

В итоге значительная часть участников программы правительства показывает «плачевные результаты деятельности». Так, 12 из 32 до-

капитализированных (включая региональные) на 1 октября 2016 г. банков за 9 месяцев показали общий убыток в размере почти 70 млрд руб., а восемь из них были стабильно убыточными. В рассматриваемом периоде лидерами по этому показателю среди банков-получателей ОФЗ были Новикомбанк (-21,76 млрд руб.), Альфа-банк (-11,6 млрд руб.), Абсолют-банк (-10,76 млрд руб.), «Русский стандарт» (-10,25 млрд руб.), «Зенит» (-5,83 млрд руб.), МТС-банк (-4,1 млрд руб.) и «Российский капитал» (-3,3 млрд руб.) [3]. Формально прибыльность не является требованием, которому должен соответствовать участник докапитали-зации, но пока у банка убыток, он не только не получает источников для будущих погашений, но и «проедает» свой капитал.

Как будет развиваться ситуация в банковском секторе экономики в ближайшие годы? В сентябре 2016 г. в Сочи состоялся XIV международный банковский форум «Банки России — XXI век», на котором Э. С. Набиуллина изложила концепцию развития банковского сектора экономики, а именно построения трехуровневой банковской системы [6]. Ее основные принципы состоят в следующем.

1. Наиболее крупные, системно значимые банки выделяются в отдельную категорию, и к ним применяются более высокие требования.

2. К крупным и средним банкам применяется базовый набор требований регулирования и надзора.

3. Для небольших банков, ведущих простой бизнес, будет применяться упрощенная система, но их лицензии будут содержать ограничения, по сравнению со всеми другими кредитными организациями. Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона и их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу (прежде всего среднему и малому) того же региона.

Законопроект о региональных банках подразумевает запрет на открытие корсчетов региональных банков в зарубежных банках и запрет на работу с валютой. В частности, будет запрещено осуществлять трансграничные операции и операции с нерезидентами, а также открывать филиалы за пределами субъекта Федерации. ЦБ РФ уже разработал проект соответствующего закона, который вступит в силу с 2018 г.

При этом для таких региональных банков планируется ввести регулятивные послабления. Например, число обязательных нормативов будет сокращено до пяти, будут упрощены требования к раскрытию информации. Ходатайствовать о получении лицензии смогут

Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Категория качества Наименование Размер расчетного резерва от суммы основного долга по ссуде, %

I категория качества (высшая) Стандартные 0

II категория качества Нестандартные от 1 до 20

III категория качества Сомнительные от 21 до 50

IV категория качества Проблемные 100

V категория качества (низшая) Безнадежные 100

©

о

ос <

О о

Источник: положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» № 254-П (с изменениями на 14 ноября 2016 г.).

банки с капиталом не менее 300 млн руб. и величиной активов не более 7 млрд руб. В регуляторе также полагают, что создание нового типа банков поспособствует повышению доступности банковских услуг в России. В отношении остальных банков (кроме системно значимых) — федерального значения — предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств (капитала) до 1 млрд руб. и последовательное внедрение международных стандартов.

До половины из ныне существующих в России кредитных организаций (в первую очередь региональных банков) могут получить статус регионального банка с ограниченным числом банковских операций. По данным ЦБ РФ, по состоянию на 1 августа 2016 г. количество банков с активами менее 7 млрд руб. и капиталом от 300 млн до 1 млрд. руб. составляло 266, а банков с капиталом от 1 до 3 млрд руб. — 152 [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как предпринимаемые и планируемые ЦБ РФ меры скажутся на работе малого и среднего бизнеса в регионах и на самих региональных банках? На наш взгляд, они станут барьерами на пути выхода малого и среднего бизнеса на международный рынок. Такие предприятия будут переводить свои счета в банки федерального значения, еще более усугубляя ситуацию с фондированием региональных банков.

Свободные резервы региональных банков являются рыночными. Это срочные депозиты и межбанковские кредиты. При переходе к трехуровневой банковской системе остатки на счетах юридических лиц (депозиты до востребования) если и не сократятся при закрытии счетов части бизнеса, то и не увеличатся. В конечном счете, даже при снижении ключевой ставки малый бизнес, который останется на обслуживании в региональных банках, не увидит дешевых кредитов.

По мнению аналитика рейтингового агентства «Fitch» А. Данилова, появление класса региональных банков позволит большому количеству мелких банков остаться в системе и работать с небольшими локальными кли-

ентами, которые менее интересны крупным игрокам. А ограничения размера и невозможности работать с иностранными контрагентами представляет собой очередной шаг в расчистке банковского сектора и противодействие выводу капитала из России [8].

На наш взгляд, такая позиция не точно отражает ситуацию в банковской секторе. Действительно, практику противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма следует продолжить, но основное внимание регулятора должно быть направлено в первую очередь на крупных игроков, а не на мелкие банки, клиентами которых являются в основном мелкие и средние предприятия.

Очередным шагом по выявлению схемных операций коммерческими банками явилось внесение изменений в положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» № 254-П (с изменениями на 14 ноября 2016 г.) [9]. По нашему мнению, они направлены на борьбу с техническими кредитами, большая часть которых приходится на пополнение оборотных средств.

Кроме того, ЦБ РФ повышает резервы по кредитам на пополнение оборотных средств. С 1 января 2017 г. банкам придется создать существенные резервы по кредитам, выданным на пополнение оборотных средств на срок свыше 1 года. Большинство ссуд на пополнение оборотных средств выдается в рамках кредитных линий со сроком 3-5 лет. На эти кредиты приходится примерно половина корпоративного кредитного портфеля, а портфель малого бизнеса почти полностью состоит из них. Требование о досоздании резервов наносит сильный удар по капиталу банков, так как значительная часть таких кредитов классифицировалась первой категорией качества. Если по формальным признакам кредиты будут отнесены к третьей категории качества (сомнительные ссуды), банкам придется досоздавать резервы (от 21 до 50%).

Как скажется ужесточение резервирования на бизнесе малых и средних предприятий?

в о

et <

О о

Сценарии развития банковского сектора

Сценарий Успешное проведение преобразований, необходимых банковскому сектору Неуспешное проведение преобразований, необходимых банковскому сектору

Стабильная макроэкономическая ситуация I. Сценарий прорыва II. Инерционный

Нестабильная макроэкономическая ситуация I. Сценарий прорыва/Ш. Кризисный сценарий III. Кризисный сценарий

Источник: Эксперт РА

Приведут ли новые требования к остановке овердрафтного кредитования? Увеличат ли они стоимость кредитования? Ясных ответов пока нет.

Если же вернуться к банковскому сектору и его возможностям кредитовать малый и средний бизнес, то мы приходим к неутешительным выводам. Во-первых, кредитные ресурсы большинства банков являются рыночными, дорогостоящими. Ключевая ставка до сих пор сохраняется на уровне 10,0% годовых. Основной источник ресурсов — депозиты на срок до 1 года (короткие). Следовательно, банки вынуждены предлагать клиентам дорогие краткосрочные кредиты. Во-вторых, как уже говорилось выше, расширению банковского кредитования препятствуют низкий уровень доходов населения, особенно в сельской местности, и низкий уровень рентабельности предприятий в регионах.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» разработало три сценария развития банковского сектора до 2020 г. в зависимости от успехов в проведении необходимых банковскому сектору преобразований и макроэкономической ситуации (табл. 2) [10-11]. Сценарий прорыва предполагает быстрый рост качественных и количественных характеристик до уровня, адекватного потребностям экономики. В рамках инерционного сценария ключевые ограничения как в сфере укрепления внутренней ресурсной базы, так и в сфере расширения спроса на банковские услуги сохранятся, возможности по снижению зависимости от внешних рынков капитала не будут реализованы, хотя макроэкономические условия в России и в мире в целом останутся благоприятными. Кризисный сценарий реализуется при условии, если в течение 2009-2020 гг. «срабатывают» несколько серьезных риск-триггеров либо происходит событие, которое мы относим к разряду катастрофических.

В заключение отметим, что структурные реформы и диверсификация экономики — самый эффективный путь выхода страны из рецессии. Для этого нужна здоровая, устойчивая банковская система, так как эффективность любой экономической системы во

многом зависит от состояния банковского сектора страны.

Литература

1. Безгачева О. Л., Самотуга В. Н. Российская банковская система в санкционный период // Экономика и управление. 2016. № 2 (124). С. 30-38.

2. Татьяна Голикова: инфляция не превысит 5,8% по итогам 2016 года / Счетная палата РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://audit. gov.ru/press_center/news/28832.

3. Локшина Ю. ОФЗ не пошли впрок / Счетная палата РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/28885.

4. Артемов С. Администрирование (приложение Коммерсант-БАНК о программе докапитализа-ции) / Банк МБСП: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibsp.ru/?p=3154.

5. Публичный отчет о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2015 год: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/ otchet_verstka_3.pdf.

6. Бахвалова М. Эльвира Набиуллина: чего ждать малым банкам от упрощенного регулирования // Банкир.Ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/publikacii/20160909/ elvira-nabiullina-chego-zhdat-malym-bankam-ot-uproshchennogo-regulirovaniya-10008028/.

7. Межбанковский альянс безопасности. Набиуллина обрисовала новый план создания трехуровневой банковской системы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mabez.ru/page. php?id=1965.

8. ЦБ установил жесткое требование к размеру активов для региональных банков / А. Еремина: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/07/29/ 650992-tsb-ustanovil-zhestkoe-trebovanie-razmeru-aktivov-dlya-regionalnih-bankov.

9. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (с изменениями и дополнениями): Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. № 254-П: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/ 584458/.

10. Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию на 01.01.2017: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr. ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/cr_inst_ branch_010117.htm&pid=lic&sid=itm_3982.

11. Сценарии развития банковского сектора до 2020 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// raexpert.ru/strategy/conception/part2/5/.

References

1. Bezgacheva O. L., Samotuga V. N. Rossiyskaya bankovskaya sistema v sanktsionnyy period [The Russian banking system amidst sanctions]. Eko-nomika i upravlenie, 2016, no. 2 (124), p. 30-38.

2. Tatiana Golikova: Inflation will not exceed 5.8% by the end of 2016. Accounts Chamber of the Russian Federation. December 02, 2016. Available at: http://audit.gov.ru/press_center/news/28832. (in Russ.).

3. Lokshina Yu. Federal loan bonds did not go for good. Kommersant", December 05, 2016. Available at: http://audit.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/28885. (in Russ.).

4. Artemov S. Administration (Kommersant-BANK annex on the additional capitalization program). March 15, 2016. Available at: http://www.ibsp. ru/?p=3154. (in Russ.).

5. Public report on the activities of the Federal Service for Financial Monitoring for 2015. Moscow, RFSFM, 2016. 38 p. Available at: http://www.fedsfm.ru/ content/files/activity/annualreports/otchet_verst-ka_3.pdf. (in Russ.).

6. Bakhvalova M. El'vira Nabiullina: What small banks should expect from for simplified regulation. Bankir.

ru. September 09, 2016. Available at: http://bankir. < ru/publikacii/20160909/elvira-nabiullina-chego- ^ zhdat-malym-bankam-ot-uproshchennogo-reguliro- o vaniya-10008028/. (in Russ.). <

7. Nabiullina outlined a new plan for creating a three- h tier banking system. Interbank Security Alliance. Ej September 09, 2016. Available at: http://www.ma- a1 bez.ru/page.php?id=1965. (in Russ.). ^

8. Eremina A. The Central Bank has set a strict re- m quirement for the size of assets for regional banks. o Vedomosti, July 29, 2016, no. 4127. Available at: < https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/ ^ 07/29/650992-tsb-ustanovil-zhestkoe-trebovanie- © razmeru-aktivov-dlya-regionalnih-bankov. (in Russ.).

9. Regulation of the Central Bank of the Russian Federation of March 26, 2004 № 254-P "On the procedure for the formation by credit institutions of reserves for possible losses on loans, loan and equivalent debts" (as amended). Available at: http:// base.garant.ru/584458/. (in Russ.).

10. Information on the number of operating credit organizations and their branches in the territorial context as of 01.01.2017. Bank of Russia. Available at: https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_ system/cr_inst_branch_010117.htm&pid=lic&sid= itm_3982. (in Russ.).

11. Scenarios for the development of the banking sector up to 2020. Expert RA. Available at: https://raex-pert.ru/strategy/conception/part2/5/. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.