Научная статья на тему 'Россия в мировых процессах регионализации'

Россия в мировых процессах регионализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
400
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / CONTEMPORARY RUSSIA / REGIONALIZATION / GLOBALIZATION / TRADE AND ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вардомский Леонид Борисович

Россия пример страны, которая включена в процессы глобализации через экономическое сотрудничество в региональных рамках. Учитывая ее геоэкономическое положение, для нее важны устойчивые торгово-экономические связи с соседними странами и группами стран. На них приходится более 4/5 внешнеторговых связей России и еще больше инвестиций, а также практически весь импорт рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia in the World Regionalization Processes

Russia is an example of a country which is involved in the process of globalization due to economic cooperation on a regional scale. Its geo-economic position makes it important to sustain stable trade and economic relations with neighboring countries which comprise over 4/5 of all Russia's external economic ties and still greater share of investments.

Текст научной работы на тему «Россия в мировых процессах регионализации»

РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

Л.Б. Вардомский

РОССИЯ В МИРОВЫХ ПРОЦЕССАХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

Вардомский Леонид Борисович - доктор экономических наук, заведующий центром постсоветского экономического сотрудничества Института экономики РАН.

Внешнеэкономическая либерализация и рыночные реформы сделали Россию частью глобальной экономики. Это значит, что развитие хозяйства страны тесно связано с внешними факторами, такими, как динамика мировых цен на товары российского экспорта и импорта, состояние мировых финансовых и фондовых рынков, колебания курсов мировых валют. Сама Россия оказывает немалое воздействие на мирохозяйственное развитие.

Глобализация ставит Россию в условия жесткой конкуренции, растущей трансграничной мобильности национальных финансовых и инновационных ресурсов, широкого проникновения в экономику страны иностранного капитала, включения ее в глобальные производственно-сбытовые сети. Глобализация экономики оборачивается для России оттоком за рубеж части ресурсов развития (кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых средств). Но в то же время она дает стране шанс для использования своих сравнительных преимуществ через иностранные инвестиции, привлечение новых технологий, участие в мировых экономических и информационных сетях, приобретение зарубежных активов.

Россия находится между крупнейшими центрами мировой экономики, выходит к трем океанам, имеет большое число стран-соседей. Такое геополитическое и геоэкономическое положение страны создает основу для многовекторного построения внешнеэкономических связей. Одновременно это естественный потенциал участия России в процессах глобализации и регионализации. Степень его использования зависит от структуры экономики страны, ее международной специализации, уровня сотрудничества с примыкающими к России странами и интеграционными группировками.

Диверсификация направлений международных отношений - одно из центральных направлений современной внешней политики России1. Ее идеологической основой служит представление о многополярном мироустройстве. Причем движущей силой многополярной организации мира выступают глобализация и регионализация мировой экономики.

Какое место Россия занимает в современной структуре глобальной экономики? Является она одним из ее полюсов, либо речь может идти о ней как региональном полюсе или мировой хозяйственной периферии?

По ряду признаков в мировой экономике Россия выступает как ее периферия. Об этом свидетельствует растущий топливно-сырьевой флюс в структуре экспорта страны. В 2006 г. на долю минеральных продуктов пришлось 65,7% российского экспорта (в 2005 г. - 64,8%, в 2004 г. - 56,8%). В 2006 г. страна импортировала машин и оборудования на 65,6 млрд. долл. при экспорте в 17,5 млрд. долл., в 2000 г. соотношение импорта и экспорта машин составляло, соответственно, 10,6 и 9,1 млрд. долл.2. Отрицательное сальдо по статье «машины, оборудование и транспортные средства» за 2000-2006 гг. увеличилось с 1,5 до 48,1 млрд. долл. Россия выступает в качестве чистого импортера высокотехнологичных товаров и услуг и тем самым выплачивает инновационную ренту ведущим центрам глобальной экономики.

Одновременно у российской экономики наблюдаются отдельные черты глобального центра - высокая доля в мировом производстве и экспорте вооружений, космических услугах, фундаментальных научных исследованиях в сочетании с масштабным экспортом капитала и динамичным развитием современных средств связи.

Благодаря экспорту углеводородов и металлов и росту мировых цен на эти товары, Россия существенно укрепила свое не только финансовое, но и геополитическое положение. Но, с другой стороны, в результате структурного «упрощения» промышленности заметно возросла зависимость финансового положения страны от ценовой динамики на мировых топливно-сырьевых рынках. Экономика страны стала менее инновационной, возникли серьезные диспропорции в территориальной структуре хозяйства, резко возросла поляризация населения по доходам.

Топливно-сырьевая специализация сдерживает рост конкурентоспособности страны и делает нестабильным ее экономическое и геополитическое позиционирование в мире. К тому же топливно-сырьевой сектор не обладает достаточной энергетикой динамичного развития внешнеэкономических связей и развертывания интеграционных процессов. С 2006 г. проявляется тен-

1. Богатуров А. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы. - Т. 5, № 1, 2007.

2. Россия в цифрах 2007 / ФСГС. - С. 463, 467.

денция замедления роста экспорта из-за колебания мировых цен на нефть и стабилизации уровня добычи и экспорта.

С глобализацией тесно связана регионализация международных экономических и политических отношений. Способность страны консолидировать вокруг себя соседние государства, наладить эффективное региональное сотрудничество в немалой степени влияет на ее глобальное позиционирование.

В статье делается попытка оценить специфику российского участия в процессах мировой регионализации в контексте как глобального позиционирования, так и развития отдельных сегментов российского экономического пространства.

Глобализация или регионализация?

В современной научной литературе, посвященной мировой экономике, политике и международным отношениям, понятие «глобализация» является ключевым, при том, что общепринятое его понимание пока не сложилось. Представители разных научных дисциплин трактуют его по-разному. Так, историки рассматривают глобализацию как один из этапов развития капитализма. Экономисты полагают, что главным в глобализации является транснационализация финансов и экономики в целом. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают появление глобализации с вестернизацией культуры, с акцентом на американскую культурную экспансию.

Для «глобализации» характерны такие черты, как 1) универсализация или стандартизация процессов, протекающих в различных сферах общественной жизни; 2) растущая взаимозависимость стран и народов; 3) размывание суверенитетов национальных государств в результате либерализации внешнеэкономических связей, формирования глобальной финансовой системы и быстрого роста трансграничных взаимодействий; 4) формирование многоуровневой системы глобального управления в виде мировых и национальных центров власти и регулирования; 5) общность проблем развития, с которым сталкиваются все страны мира и для решения которых необходимы усилия всех членов мирового сообщества.

В обобщенном виде это означает широкое распространение по всему земному шару практик, ценностей и технологий и других достижений человеческой мысли, которые оказывают все более сильное воздействие на развитие в любой точке планеты. В этом смысле глобализация сужает возможности для государств развиваться особым образом, по собственному пути.

Глобализация экономики выросла из динамичной интернационализации в 70-80-е годы производства и финансов, быстрого роста международного движения капиталов и численности транснациональных компаний. С середи-

ны 80-х годов развитие мировой экономики происходит на основе глобальных сетей с характерным для них широким включением национальных экономических агентов в мировое движение капиталов, товаров, инноваций, рабочей силы3.

Формирование глобальных транспортных и информационных систем создает предпосылки для постоянного повышения трансграничной мобильности производственных ресурсов и передовых технологий. Прогресс телекоммуникаций обеспечил необходимые технические предпосылки для деятельности мирового финансового рынка, развития ТНК и ускорения распространения нововведений. Киберпространство не признает национальных границ, и события, происходящие за пределами национального государства, сегодня прямо или косвенно оказывают на него влияние.

Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния экономик отдельных стран под совместным давлением все более острой конкуренции и ускоряющегося технического прогресса. В результате этого мировое сообщество все явственнее превращается в саморазвивающееся целое. При этом обостряется конкуренция, но одновременно из-за роста трансграничной мобильности факторов производства появляются новые возможности для развития национальной экономики.

В основе регионализма лежит стремление властей и общественных институтов сохранить, укрепить или создать новую идентичность в рамках определенного региона, который могут составлять части страны, страны и группы стран, находящихся в одном географическом регионе. Регионализм представляет собой систему взглядов, подходов и конкретных действий и рассматривается как один из центральных дискурсов общественных наук и реальной политики.

Регионализация представляет собой реализацию идей регионализма в виде создаваемых институтов, изменяющегося законодательства, проводимой государствами внутренней и внешней политики, происходящих структурных преобразований в экономике, внешних и внутренних связях. Регионализация имеет несколько измерений. Это, прежде всего, интеграция или дезинтеграция исходного пространства, а также изменение властных полномочий между разными уровнями власти - от местного до наднационального. Кроме того, под регионализацией понимается разграничение исходного пространства (группа стран, страна, часть страны) по разным основаниям - уровень развития, функции, культурные особенности, этнический состав и т.д.

Как же глобализация соотносится с регионализацией, понимаемой как процесс региональной экономической интеграции? Проблема соотношения регионализма и глобализма активно дискутируется. Проводимые исследова-

3. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. - М., 2007. - С. 13-27.

ния пока не дают однозначного ответа. По мнению немецкого ученого М. Бри, «глобализация - это, прежде всего, процесс интеграции крупных регионов и их более тесное сотрудничество друг с другом»4. В таком понимании глобализация осуществляется через регионализацию, через формирование «больших экономически интегрированных пространств» и является вторичной в отношении регионализации.

В то же время регионализацию можно рассматривать как реакцию стран на вызовы глобализации, как способ ограничить негативное влияние на национальную экономику посредством региональных преференций и коллективного протекционизма.

С одной точки зрения, глобализм и регионализм действуют однонаправ-ленно (взаимозависимость, рост трансграничного движения факторов производства, нацеленность на решение экологических и социальных проблем). В этом случае регионализм рассматривается как ступень на пути к глобализму. С другой же точки зрения, регионализм представляет собой самостоятельное явление, противостоящее глобализму в результате установления внутрирегиональных преференций и внешних барьеров. Региональная интеграция противоречит главному принципу многостороннего сотрудничества, лежащему в основе глобализации, - одинаковый режим для всех.

Вместе с тем остается фактом высокая динамика образования региональных объединений стран в последние 10-15 лет, которое происходит как на многостронней, так и двухсторонней основе. Если в 1948-1994 гг. в ГАТТ были нотифицированы всего 124 региональных торговых соглашений (РТС), из которых сейчас действуют только 38, то с 1 января 1995 г. - уже 206 новых (из которых 142 функционируют). В середине 2005 г. в ВТО было нотифицировано 330 РТС5. В настоящее время почти все члены ВТО входят в одно или более региональных торговых соглашений6. Высокая динамика регионального сотрудничества обусловлена, с одной стороны, растущей конкуренцией внутри развитой части мира, а с другой - стремлением использовать это сотрудничество для ускорения экономического роста в его отсталой части.

Глобализм и регионализм имеют общую природу, связанную с интернационализацией мировой экономики, использованием конкурентных преимуществ в большом экономическом пространстве. Схожесть глобализма и ре-

4. Бри М. Вклад Европейского союза в создание многополярного мира //Европейские страны СНГ. Место в «большой Европе». - М., 2005. - С. 30.

5. Смаилова Г. Региональная торговая интеграция: Расширение торговли и стимулирование торговли / Казахстанский институт стратегических исследований // ЛпаИИе, № 32006.

6. Юдина Н. Формирование международной торговой системы будущего / Алтайская школа политических исследований (http://hist.asu.ru/ashpi/research/2002/yudina).

гионализма проявляется также и в том, что главные импульсы этих процессов исходят из развитой части мира. И глобализм, и регионализм делают неизбежным введение международных стандартов в области качества продукции, экологических требований к средствам транспорта, технических стандартов средств коммуникаций, международное признание дипломов в области образования и т.д., что, безусловно, является стимулом к дальнейшему развитию международных отношений и контактов.

Принципиальные различия обусловлены тем, что глобализм в основном опирается на технологическую и культурную унификацию мира, на либерализацию мирохозяйственной деятельности. Регионализм же реализуется через культурную, историческую и географическую близость и стремление соседних стран и регионов сохранить свою культурную и экономическую идентичность через региональные торгово-экономические преференции и коллективный протекционизм.

Естественной основой регионализации является подчинение внешнеэкономических связей, равно как и любых разворачиваемых в пространстве отношений, гравитационной закономерности, интенсивность международных связей находится в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной зависимости от разделяющих их расстояний. Фактор географической близости (удаленности) играет немалую роль в пространственной структуре внешних связей. По оценке П. Кругмена, торговля между США и Канадой была бы в 13 раз меньше, а между Германией, Францией, Великобританией и Италией в 7 раз меньше, если бы они не были соседями7. Гравитационная закономерность оказывает существенное влияние на регионализацию международного сотрудничества, которое отражает региональные различия в плотности международных экономических отношений, повышенную тесноту экономических, культурных и политических связей между соседями по географическому региону.

Можно предположить, что в ходе развития мирового хозяйства происходит попеременная активизация процессов регионализма и глобализма, что отражает происходящие в нем структурные изменения, в частности, сдвиги в балансе экономических и политических центров силы, соотношение либеральных и протекционистских тенденций, экономики масштабов и экономики разнообразия и т.д. На их динамику большое влияние оказывает соотношение эффективности регулирования международной торговли по линии ВТО и по линии региональных организаций.

Для России, учитывая ее геоэкономическое положение и международную специализацию, весьма важны торгово-экономические связи с соседними

7. Kugman P. L'emergence des zones regionales de libre echange //Problèmes économique. - Paris, 1992, N 2289. - P. 22.

странами и группами стран. На них приходится более 4/5 внешнеторговых связей и еще большая доля инвестиций, практически весь импорт рабочей силы. Россия - пример страны, которая включена в процессы глобализации через экономическое сотрудничество со своим ближайшим окружением. При этом сотрудничество с ЕС, СНГ и странами Северо-Восточной Азии, прежде всего Китаем, весьма различно по механизмам регионализации и влиянию на экономическое развитие прилегающих частей российского пространства.

Европейский вектор

Среди главных векторов международных экономических отношений России выделяется Европейский союз. Это отражает географическая структура внешнеэкономических связей страны. Доля ЕС во внешней торговле России с 2000 г. устойчиво увеличивалась. За 2001-2006 гг. в формате 25 стран она возросла с 47,6 до 52,7%. Особенностью внешнеторговых связей России и ЕС является устойчивое положительное сальдо, которое в 2006 г. равнялось почти 111 млрд. долл. В экспорте России на долю стран Союза в 2006 г. пришлось 56,7%, а в импорте - 44,0%. Доля России во внешней торговле ЕС на порядок ниже: в общем экспорте ЕС в 2006 г. она равнялась 2,0%, а в импорте - 3,1%.

Преобладание европейского вектора наглядно иллюстрирует состав первой десятки стран по величине российского экспорта и импорта, который во времени довольно стабилен. В первой десятке стран по величине российского экспорта в 2006 г. находилось пять стран ЕС - Нидерланды (35,9 млрд. долл.), Италия (25,1), Германия (24,5), Польша (11,5), Великобритания (10,4); две страны СНГ - Украина (15,0) и Белоруссия (13,1); Турция (14,3), Швейцария (12,1) и внеевропейский Китай (15,8%). В импорте страны среди первых десяти стран-партнеров было четыре страны ЕС - Германия (18,5%), Италия (5,7), Франция (5,9), Финляндия (4,0), две страны СНГ - Украина (9,2) и Белоруссия (6,8) и четыре страны АТР - Китай (12,9), Япония (7,8), Южная Корея (6,8) и США (6,4). Причем состав крупнейших торговых партнеров остается во времени стабильным. Основные различия связаны с изменением позиции стран внутри десятки.

Во внешнеторговом взаимодействии с ЕС преобладает традиционная модель: вывоз топливно-энергетических товаров (доля которых возрастает в связи с ростом цен на углеводороды) в обмен на продукцию машиностроения, а также химической и пищевой промышленности. Так, из общего объема российского экспорта в ЕС в 2006 г. 70,4% приходилось на топливно-энергетические и сырьевые товары (в том числе 66,9% на минеральное топливо), 10,6% - на металлы и изделия из них. Доля машин, оборудования и транспортных средств в российском экспорте в ЕС составляла всего 0,85%.

В структуре же российского импорта из ЕС преобладали машины, оборудование и транспортные средства - 46,5%, далее шла прочая готовая продукция - 26,2, продукция химической промышленности и каучук -15,1, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 8,2%8.

Страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в России. В первой десятке стран по объемам накопленных на октябрь 2007 г. ПИИ шесть были членами ЕС. По данным МЭРТ всего накопленные ПИИ из стран ЕС на указанный период составили 74,7 млрд. долл., или 85,1% от их общего объема. Одновременно страны ЕС являются наиболее привлекательными для российских юридических и физических лиц местами помещения капиталов и приобретения бизнеса.

Безальтернативность европейского рынка для России определяется его громадной емкостью - 497 млн. жителей и 11,6 трлн. евро ВВП. По доле в мировом ВВП ЕС сравнялся с США - 21% (2005), а по доле в мировой торговле существенно их опережает - 42% (2006). Для сравнения, доля России в мировом ВВП и торговле составляет около 3 %.

Кроме того, это соседний с Россией рынок. Сравнительно небольшие расстояния, разделяющие Россию и страны ЕС, являются одним из важных факторов их экономического сотрудничества. Важно подчеркнуть, что Россия обращена к ЕС своей наиболее освоенной и развитой частью. Внешнеэкономический европоцентризм России неразрывно связан с асимметрией пространственной структуры ее экономики. Причем за 1995-2005 гг. доля европейской части России (Северо-Западный, Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа) в общем валовом региональном продукте России увеличилась с 64,4 до 67,2%.

Экономическое тяготение к Европе прослеживается в большинстве субъектов РФ вплоть до восточной части Западной Сибири. Со странами ЕС непосредственно граничат значительно более благополучные в социально-экономическом плане российские регионы, чем регионы, граничащие с Китаем, Монголией, странами СНГ. Пограничные с ЕС регионы более привлекательны для отечественных и иностранных инвесторов, чем регионы других частей российского приграничного периметра. В большинстве из них началась модернизация экономики, в них быстрее создается необходимая инфраструктура, развертывается сеть сборочных производств, внедряются различные технологические инновации.

Быстрая модернизация экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет иностранных инвестиций вкупе с культурным потенциалом этого региона может превратить его в главный центр сотрудничества России

8. О торгово-экономическом сотрудничестве России и ЕС (www.economy.gov.ru/ wps/wcm/myconnect/).

с ЕС. Динамичное развитие Петербургского региона, а также большое внимание, уделяемое федеральным центром Калининградской области, объективно усиливает экономическую важность для России европейского вектора сотрудничества.

Отношения между Россией и ЕС пронизаны противоречиями. С одной стороны, их связывают взаимозависимость и партнерство. Наиболее ярко это прослеживается в энергетическом секторе, хотя и с элементами асимметрии в пользу ЕС. Доля ЕС в экспорте российских углеводородов в 1,5-2 раза выше, чем доля России в европейском импорте нефти и газа (соответственно 32 и 42% в 2005 г.).

С другой стороны, ЕС и Россия - конкуренты, стремящиеся укрепить свои экономические и политические позиции. Равновесие в отношениях между ними постоянно нарушается растущей экономической и политической мощью Союза, стремящегося расширить зону своего влияния и повысить свою конкурентоспособность по отношению к США, Китаю и другим странам (регионам)-конкурентам. Россия, окрепшая на благоприятной ценовой конъюнктуре для главных товаров своего экспорта, стремится вернуть статус великой державы и самостоятельного игрока на мировой арене, и в связи с этим ее интересы нередко сталкиваются с интересами ЕС9.

Учитывая неготовность ЕС видеть Россию полноправным членом Союза и желание России восстановить в полном объеме статус великой державы при объективно возрастающей экономической, а также и политической взаимозависимости, обе стороны ведут поиск взаимоприемлемой институциональной формулы регионализации, позволяющей последовательно углублять сотрудничество, не поступаясь главными приоритетами. Необходимость этого обусловлена сохраняющимися барьерами на пути углубления сотрудничества.

Отношения между ЕС и Россией регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 1994 г., которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. и было рассчитано на десять лет (до 2007 г.). Соглашение базируется на основных принципах ГАТТ/ВТО и предполагает во взаимной торговле применение режима наибольшего благоприятствования. Весной 2004 г. специальным протоколом нормы СПС были распространены на новых членов ЕС.

Хотя СПС устанавливает между сторонами отношения наибольшего благоприятствования в торговле и национальный режим в инвестициях, рядовой

9. Противоречия в отношениях России и ЕС по поводу стран СНГ подробно рассматриваются в докладе «Россия-Евросоюз-Страны СНГ: Экономические и политические отношения на пространстве общего соседства», подготовленным Институтом экономики РАН и Национальным инвестиционным советом в 2007 г.

практикой ЕС являются нетарифные ограничения для российских производителей, осложняющие для них выход на европейский рынок. Существенным административным ограничениям и коррупционным воздействиям подвержен европейский бизнес в России. Среди концепций дальнейшего развития взаимного сотрудничества выделяется совместный проект России и ЕС создания общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и проект ЕС «Широкая Европа - новое соседство».

ОЕЭП является более высокой стадией регионального экономического сотрудничества, чем зона свободной торговли. Впервые идея ОЕЭП была реализована в 1992 г. для включения стран - не членов ЕС в процессы общеевропейской интеграции. Такое соглашение подписали ЕС и семь государств ЕАСТ. Участие в пространстве предполагает тесный уровень экономического взаимодействия, унификацию нормативно-правовых условий предпринимательской деятельности путем создания «однородной европейской экономической зоны». Вместе с этим статус участника ОЕЭП позволяет обойти проблему членства в ЕС. Для деятельности общего пространства необходимо соблюдение четырех главных условий: свободы торговли (свобода перемещений товаров, людей, услуг и капиталов), свободной конкуренции (честная), углубления и расширения кооперации и создания соответствующих институциональных и правовых структур. Во многом эти условия совпадают с требованиями членства в ВТО.

Осенью 2003 г. Россия и ЕС утвердили концепцию общего экономического пространства. В ходе работы над ней был согласован перечень ключевых проблем и областей, где имеется общая заинтересованность сторон и в которых сотрудничество будет содействовать росту торговли и инвестиций. Речь идет о таких областях, как стандарты, техническое регулирование и оценка соответствия, таможенная сфера, финансовые услуги, бухгалтерский учет и аудит, транспорт, услуги по космическим запускам, государственные закупки, телекоммуникации, конкуренция, отдельные отрасли промышленности (в том числе черная и цветная металлургия) и сельского хозяйства (в том числе производство мяса и мясопродуктов, а также зерна).

В концепции записано, что общая цель ОЕЭП в широком смысле должна заключаться в установлении между ЕС и Россией привилегированных отношений, прежде всего проявляющихся в сближении законодательства и регулирования, а также содействии торговле и инвестициям. Сближение в области нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности должно принести существенную выгоду как ЕС, так и России за счет предоставления экономическим субъектам возможности действовать на основе общих правил и в одинаковых условиях.

На саммите ЕС-Россия в Москве в мае 2004 г. была поставлена более широкая задача создания четырех общих пространств. Помимо ОЕЭП пред-

полагается создание общих пространств, свободы, безопасности и правосудия; науки, исследований и культуры; внешней безопасности. В 2005 г. для их реализации были разработаны четыре «Дорожные карты». Данные документы нацелены на достижение более тесного сотрудничества России и ЕС и строятся на поэтапном подходе. При всей декларативности эти документы задают ориентиры экономического и гуманитарного сотрудничества и пути их достижения.

В целом же посредством общих «пространств» ЕС рассчитывает постепенно распространить на Россию свои нормы и правила. При этом для России не предусматривается возможность непосредственного участия в их разработке. По образному выражению М. Стрежневой, на Россию в Европе смотрят сверху вниз как на ученика, который для того, чтобы приблизиться к европейскому качеству, должен старательно штудировать европейские нормы и правила10.

В представлении ЕС общее экономическое пространство отождествляется с унифицированным правовым пространством России и ЕС в части, регулирующей экономическую деятельность и свободу трансграничного движения товаров, капиталов, а также людей. Это институциональное понимание экономического пространства, которое лишь косвенно включает в себя объекты регулирования и вообще не рассматривает структурные особенности российского пространства.

Аналогичные цели преследует проект ЕС «Широкая Европа - новое соседство». Разработанная в ЕС в 2003 г. стратегия отношений с соседними странами после кардинального расширения Союза в 2004 г. предполагала принятия для каждого нового соседа «Плана действий», частью которого стали программы «нового соседства». В рамках этих программ ЕС через свои фонды финансирует на основе принципа софинансирования проекты взаимного сотрудничества.

Россия не восприняла эту инновацию ЕС, усмотрев ущемление своих интересов. Она не рассматривает себя как объект политики «нового соседства» и отказалась разрабатывать свой «План действий». Россия настаивает на особом характере стратегического партнерства с ЕС вне рамок политики соседства. Очевидно, эту свою позицию Россия будет пытаться зафиксировать в новом СПС. На содержании документа, работа над которым началась летом 2008 г., неизбежно скажутся противоречия между сторонами в энергосфере и в сфере отношений со странами СНГ, а также различия в политических системах.

10. Стрежнева М.В. Общее европейское экономическое пространство: Концепция и реальность // Европейские страны СНГ. Место в «Большой Европе» / Под ред. М.М. Наринского. - М., 2005. - С. 142.

Таким образом, для европейского вектора регионализации характерны высокая динамика внешнеэкономических связей, в которых центральное место занимает ТЭК, насыщенность сотрудничества разными региональными институтами (в рамках ЕС действуют такие проекты, как «Северное измерение», еврорегионы, разнообразные программы развития приграничных регионов и т.д.), обеспеченных финансированием со стороны ЕС при отсутствии определенности в создании общей институциональной модели сотрудничества России и ЕС. Регионы, примыкающие к ЕС, в среднем характеризуются более высокими темпами модернизации экономики, чем Россия в

целом11.

Вектор СНГ

Существенно иная ситуация складывается в отношениях со странами СНГ. С этим вектором связаны главные попытки России выступать в качестве лидера и конструктора интеграционных процессов. Особенностью сотрудничества России с новыми независимыми государствами (ННГ) является широкий фронт новых границ - более половины от всей протяженности сухопутных границ. К этим границам выходят 28 из 46 приграничных субъектов РФ. Для сравнения: с ЕС и Китаем граничат по шесть регионов. К соседним странам СНГ Россия выходит преимущественно освоенными, достаточно развитыми своими регионами. В 2005 г. на долю 28 регионов, граничащих со странами СНГ, пришлось 31,4% общего ВРП России. Примерно столько же было и в 1995 г. - 31,3%. Однако за этот период доля крупнейшего региона этой части российского порубежья - Тюменской области -увеличилась с 7,7 до 12,4% общего ВРП.

Тем не менее Россия в силу своих размеров может получить от деятельности постсоветских региональных объединений в относительном выражении существенно меньший эффект, чем другие страны-участницы. В совокупном ВВП Содружества, составившем в 2005 г. 4,1% от мирового12, около 3/4 приходится на РФ. Партнеры России по Содружеству создают чуть более 1% мирового ВВП (по ППС в 2005 г.) и с такой же примерно долей участвуют в мировой торговле. Они имеют ограниченный инвестиционный и инновационный потенциал, который Россия могла бы использовать для модернизации своей экономики.

11. Вардомский Л. Модернизация экономики в приграничных регионах России // Модернизация экономики: Факторы, инструменты, проблемы / Серия «Проблемы постсоветских стран». - М., 2006, № 8.

12. Основные итоги глобального раунда международного сопоставления валового внутреннего продукта по данным за 2005 г. // Статистика СНГ: Статистический бюллетень. - М., 2008, № 1. - С. 35.

За 1995-2006 гг. доля ННГ во внешней торговле России сократилась с 22,5 до 14,7%. Это сокращение происходило при наличии взаимных торговых преференций, которых нет в отношениях с ЕС и странами Восточной Азии.

Уровень сотрудничества России со странами СНГ во многом определяется структурой товарообмена. Многие из них нуждаются в топливе и сырье из России, но испытывают дефицит товаров, которые востребованы на российском рынке. Все ННГ в той или иной мере проводят политику импортозаме-щения, которая осуществляется преимущественно на основе традиционных технологий. Производя малоконкурентную на внешних рынках продукцию, эти страны мало что могут предложить для наращивания экспорта на рынки друг друга. Фактором, сдерживающим развитие взаимных связей, являются также изменения в структурах национальной промышленности, в которых сократилась доля производств с высокой степенью переработки. Кроме того, на относительное сокращение взаимной торговли повлияли, переход при взимании НДС с принципа «страны происхождения» на принцип «страны назначения» (особенно это коснулось торговли с Беларусью), льготные цены на углеводороды во взаимном обороте, а также многочисленные «торговые войны» - «мясо-молочная», «стальная» с Украиной, «винная» с Молдовой и Грузией и т.д.

Торговые связи со странами СНГ затрудняют большие транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, необорудованными пунктами пропуска, необходимостью транзита в большом числе взаимных сообщений (с Арменией, Грузией, Молдовой, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном).

Под общим влиянием всех этих факторов внешнеторговые связи России со странами Содружества развиваются медленнее, чем с остальным миром (табл. 1).

Таблица 1

ДИНАМИКА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ В 1995+2006 гг.

Показатели 1995 2000 2005 2006

Экспорт всего, млрд. долл. 82,4 105,0 243,6 304,5

Индекс 100,0 127,4 295,6 369,5

Экспорт в страны СНГ, млрд. долл. 17,0 14,3 33,5 43,4

Индекс 100,0 84,1 197,1 255,3

Импорт всего, млрд. долл. 62,6 44,9 125,3 163,9

Индекс 100,0 71,7 200,1 261,8

Импорт из стран СНГ, млрд. долл. 18,3 13,4 21,8 25,2

Индекс 100,0 73,2 119,1 137,7

Источник: Россия в цифрах 2007. - М., 2007. - С. 454.

Доля стран СНГ в российском экспорте в 2006 г. составила 14,2% и была немногим выше, чем в 1995 г. - 13,4%. Сравнительно стабильная доля экспорта во многом связана с ростом цен на углеводороды. За 2001-2006 гг. доля минеральных продуктов в российском экспорте в рассматриваемые страны увеличилась с 43,7 до 47,1%. Возросла также доля в экспорте таких статей как «металлы, драгоценные камни и изделия из них» - с 11 до 12,7%, «продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности» - с 3,1 до 3,6%.

Доля же стран СНГ в импорте России за 1995-2006 гг. сократилась в 2 с лишним раза - с 34,2 до 14,9%. За 2000-2006 гг. положительное сальдо России в торговле с ННГ увеличилось с 2,2 млрд. долл. до 19 млрд. долл. За 2001-2006 гг. в структуре импорта произошло увеличение доли «металлов» с 14,5 до 20,2% и «машин, оборудования и транспортных средств» - с 25,3 до 28,8%. Импорт машин в Россию из стран СНГ за 2000-2006 гг. возрос с 2,6 млрд. долл. до 6,4 млрд. долл., но доля этих стран в российском импорте машин и оборудования за этот период сократилась с 24,5 до 9,8%. При этом на Россию приходится около половины машиностроительного экспорта стран Содружества13.

Для России ННГ - основной рынок сбыта машиностроительной продукции. За 2000-2006 гг. доля этих стран в российском экспорте этой товарной группы увеличилась с 35,8 до 74,3%, при том, что объем машиностроительного экспорта вырос с 2,4 до 7,5 млрд. долл. Тем не менее в настоящее время Россия удовлетворяет всего около 1/5 импортных потребностей своих постсоветских партнеров в машиностроительной продукции. Общей тенденцией для России и ее партнеров по СНГ является повышение доли рынков друг друга в машиностроительном экспорте и сокращение доли в машиностроительном импорте, что свидетельствует о прогрессирующей утрате конкурентоспособности ключевой для модернизации экономики отрасли.

В общем виде сокращение доли стран СНГ во внешней торговле России отражает то, что эта доля постепенно приходит в соответствие с их экономическим потенциалом. Тем не менее она остается относительно высокой, особенно в сопоставлении с долей этих стран в мировом ВВП и мировой торговле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным преимуществом отношений России и стран СНГ является безвизовый режим трансграничного движения населения (за исключением Грузии и Туркменистана). Благодаря этому в их сотрудничестве значительно большее место, чем в случае ЕС и Китая, занимают социальные связи, в которых центральную роль играют трудовые миграции. По некоторым оценкам, в России численность занятых мигрантов, в основном из стран СНГ, колеблется от 10 до 12 млн. человек в пик сезонного привлечения рабочей силы. «Теневой»

13. Рассчитано по данным, опубликованным в статистическом ежегоднике «Внешняя торговля стран СНГ 2005» (М., МСК СНГ, 2006).

заработок иностранных рабочих достигает 8 млрд. долл., из которых не менее половины вывозится из России. Таджикистан получает от своих рабочих в России больше, чем от экспорта14. Страны СНГ закрывают преобладающую часть потребности РФ в импорте рабочей силы низкой и средней квалификации.

В последние годы заметно активизировалось инвестиционное взаимодействие России со странами СНГ. Согласно данным официальной статистики России, объем ее инвестиций в страны Содружества за 2000-2006 гг. вырос с 131 до 4127,8 млн. долл.15. Однако статистику иностранных инвестиций трудно назвать достоверной, что убедительно показали в своем исследовании А.М. Либман и Б.А. Хейфец. Она фиксирует торговые и прочие кредиты, которые далеко не всегда идут на инвестиционные цели, но одновременно не учитывает российские инвестиции, идущие через офшоры16. Несмотря на очевидный рост, доля российских инвестиций в общем объеме привлекаемых иностранных капиталов в отдельные страны СНГ, по данным национальной статистики, в основном колеблется в пределах 5-15%17 и направляется преимущественно в топливно-сырьевые отрасли (ТЭК, металлургия, электроэнергетика), в пищевую промышленность, банковский сектор, в сферы телекоммуникаций, торговли и недвижимости. Значительную часть в этих инвестициях занимает приобретение пакетов акций и недвижимости.

За 2000-2006 гг. сильно выросли инвестиции стран СНГ в Россию - с 22,4 до 3032,1 млн. долл., а в относительном выражении с 2 до 5,5% от всего их объема . Они направляются в основном в сферы услуг и недвижимости и в некоторые отрасли промышленности, прежде всего в металлургию и пищевую промышленность. В целом встречные потоки капиталов нацелены на укрепление позиций на внутренних рынках стран - импортеров капитала, получения доходов от розничных продаж, обеспечения поставок топлива и сырья, увеличения капитализации национальных компаний. Они важны для принимающих стран с точки зрения создания или сохранения рабочих мест, обеспечения действующего производства топливом и сырьем, сохранения сложившихся кооперационных связей. Эти инвестиции важны для восстановительного роста в странах, но пока играют ограниченную роль в начавшейся модернизации экономики в ННГ.

Сотрудничество России с ННГ осуществляется в многостороннем и двустороннем форматах. Пока все действующие постсоветские группировки

14. www.infohouse.us/Migration US news, 27.01.2004.

15. Россия в цифрах 2007/ ФСГС. - С. 422.

16. Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в страны СНГ. -М., 2006. - С. 45-62.

17. Без учета капитала, поступающего из офшоров.

18. Россия в цифрах 2007 / ФСГС. - С. 423.

(СНГ, ЕврАзЭС, Союзное Государство Белоруссии и России) не стали значимым явлением в системе мирового хозяйства.

Начальная концепция СНГ формировалась в первой половине 1990-х годов на основе неверного представления о возможности реинтеграции в условиях формирования национального суверенитета. Далее была попытка упрощенного копирования ЕС. Предполагалось, что это будет довольно замкнутый торговый блок в форме таможенного союза с постепенным движением в направлении создания регионального экономического союза. Однако процессы экономического сотрудничества в рамках СНГ с самого начала пошли трудно, противоречиво, дифференцированно по отдельным частям постсоветского пространства. Одна из главных причин этого кроется в расхождении экономических и политических интересов России и ее постсоветских партнеров19.

Россия в рамках формируемой государственной идентичности ставит задачу контроля над пространством СНГ в военном и внешнеполитическом плане, заявляет о нем как о зоне своих жизненных интересов, ревниво относится к появлению в этой зоне новых сильных игроков. В геополитическом плане данное пространство важно России для укрепления ее позиций как самостоятельного субъекта международных отношений. В последние годы существенно возросло значение стран СНГ для России с точки зрения восполнения сокращающегося населения и сохранения ее позиций как одного из крупнейших игроков на мировом энергетическом рынке.

Противоречия между политическими и экономическими интересами России приводят к тому, что, оставаясь стержнем постсоветской геополитической и геоэкономической конструкции, Россия не сформулировала привлекательную концепцию развития СНГ. Продекларированная В.В. Путиным в конце 2005 г. цель превратить Россию в «энергетическую базу для мировой цивилизации», невозможно без партнерских отношений со странами Содружества. Однако возникающие многочисленные противоречия между Россией и этими странами в энергосфере свидетельствуют о том, что эта идея в ближайшее время не сможет сыграть консолидирующую роль на всем пространстве СНГ.

США, ЕС, а также Китай и Иран предлагают свои проекты сотрудничества в пространстве Содружества. Для руководящих элит ряда стран СНГ предложения США и ЕС по политической модернизации выглядят привлекательными и перспективными. Речь идет на первом этапе о приобщении этих

19. См. об этом подробнее в статье: Гринберг Р., Косикова Л. Новые тенденции экономического сотрудничества на постсоветском пространстве // Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки / Под ред. Д.С. Львова. - М., 2004.

стран (Грузия, Молдова, Украина, а также Азербайджан) к западным стандартам демократии в обмен на материальную и интеллектуальную помощь, а в последующем - об интеграции ряда стран в евроатлантические структуры.

Стремление элит упомянутых стран политически переориентироваться на евроатлантический полюс обусловлено также и тем, что Россия не в состоянии широко содействовать их экономической модернизации, погасить тлеющие на постсоветском пространстве конфликты. Азербайджан, Грузия и Молдова все активнее апеллируют к международному сообществу для возвращения Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха в свои государственные пределы (соответствующие административным границам на момент распада СССР).

Растущие различия между странами по политическим ориентирам, уровню централизации (децентрализации) власти, социально-экономическому и институциональному развитию и т.д. серьезно затрудняют выработку общей повестки дня для стран - участниц СНГ. Серьезным тормозом являются различия в моделях проводимых реформ, что объективно понижает совместимость экономик. Растет и конкуренция между ННГ на мировых рынках -особенно на рынках углеводородов, металлов, химикатов, текстиля, что не только препятствует развитию интеграции, но и приносит государствам Содружества серьезные убытки.

По мере того, как прошлое утрачивает консолидирующий потенциал, организация СНГ все больше выступает, по оценке бывшего Президента РФ, как инструмент «цивилизованного развода». После «оранжевых революций» политика России в отношении стран СНГ начала меняться. Она стала более дифференцированной по странам, в зависимости от проводимой ими внешней политики и условий ведения бизнеса для российских компаний. В арсенале политики России сегодня используются такие инструменты, как паспортно-визовый режим трансграничного движения, экспортные налоги на главные товары топливно-сырьевого экспорта, цены на природный газ и другие стратегические товары, миграционный режим (количество дней пребывания в России без регистрации и условия трудовой деятельности), тарифные и нетарифные ограничения в отношении некоторых чувствительных для экспортеров товаров.

Переход России на так называемые рыночные цены на природный газ для стран Содружества по сути разрушил одну из экономических основ существования организации в прошлом. Но одновременно в условиях довольно высокого экономического роста все большую притягательную силу приобретает громадный для стран СНГ российский рынок товаров, услуг и труда.

В целом благодаря безвизовому режиму, режиму свободной торговли (хотя и на двустороннем уровне с изъятиями и ограничениями) и общим движением, пусть и с разной скоростью, в сторону рыночной трансформации,

несмотря на произошедшую дивергенцию и действие пограничных барьеров, сохраняются контуры общего экономического пространства СНГ. На саммите СНГ в 2007 г. в Душанбе была принята концепция развития организации, одним из ключевых пунктов которой является создание многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ), соответствующей требованиям ВТО.

В рамках ЕврАзЭС делается попытка перейти к более глубоким формам сотрудничества. В программных документах указывается, что задача организации - способствовать формированию единого экономического пространства, а в перспективе выйти «на реальную интеграцию». Страны - участницы Сообщества признают геополитическое лидерство России. Их объединяют общие внешние угрозы. Сообщество - важный инструмент обеспечения безопасности южных рубежей России. Вместе с тем экономические мотивации этой организации, в которой участвуют самые богатые и самые бедные страны СНГ, явно недостаточны, чтобы ее деятельность была стабильной и развивалась по восходящей линии. В 2006 г. на страны Сообщества (без Узбекистана) пришлось 7,4% российской внешней торговли (в 2004 г. эта доля превышала 10%). В октябре 2005 г. было принято решение о слиянии ОЦАС и ЕврАзЭС, а фактически о вступлении Узбекистана в ЕврАзЭС, что и произошло в январе 2006 г.

Летом 2006 г. в Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято политическое решение о создании Таможенного союза (ТС) в рамках Сообщества. В общем виде его создание планировалось по следующему алгоритму. На первом этапе ТС образуют Белоруссия, Казахстан и Россия. Далее к нему могут присоединиться по мере готовности другие страны ЕврАзЭС и Украина. Иными словами, ЕврАзЭС выступает в роли оболочки регионального объединения, а внутри ее могут в течение определенного времени сосуществовать разные режимы сотрудничества от уровня неполной ЗСТ до ТС. Принцип дифференцированного включения в интеграционные процессы наиболее адекватен для ЕврАзЭС, учитывая большие различия между странами-участниками. Осенью 2007 г. на саммите в Душанбе было принято соглашение о создании ТС к 2010 г.

Ядро ЕврАзЭС, а также СНГ в целом, составляют Россия и Казахстан, экономические отношения которых характеризуются активным взаимопроникновением национальных капиталов. Казахстан экономически и политически наиболее близкая к России страна. Весьма важно и то, что с Казахстаном граничат сибирские и поволжские регионы России, удаленные от мировых рынков. В приграничных с Казахстаном областях располагаются крупнейшие промышленные центры России - Волгоград, Самара, Саратов, Челябинск, Омск и Новосибирск. На приграничные районы приходится более половины взаимной торговли обеих стран.

Другая ведущая пара на постсоветском пространстве, Россия и Белоруссия, на мой взгляд, остановилась в развитии экономического сотрудничества. Фактически заморожено формирование Союзного государства. Максимум, что удалось - создать неполный ТС, наладить программный инструмент сотрудничества и сохранить свободное, без паспортного контроля, взаимное трансграничное сообщение граждан обеих стран. При этом, несмотря на то, что по уровню политической централизации страны за последние годы заметно сблизились, между ними сохраняются большие различия в степени либерализации экономики. Ради интеграции Белоруссия не готова пожертвовать своим экономическим суверенитетом и бюджетообразующими активами. В связи с этим заморожен вопрос о переходе на единую валюту. Белоруссия исходит из того, что единая валюта даст больший экономический выигрыш России, а для нее это обернется значительными социальными потерями, которые они оценивают в 1,8 млрд. долл. в год20.

Непростые политические отношения России с Украиной существенно осложнились после победы там проевропейских сил на выборах в конце 2004 г. Новое руководство остановило реализацию проекта международного газового консорциума, начало передел собственности, который задел интересы российских компаний. В конце 2005 г. случилась «газовая война» и ограничение поставок на российский рынок ряда украинских товаров. Изменение политического режима на Украине сделало еще более неопределенными взаимоотношения двух стран. В то же время ввиду сохранения неустойчивого равновесия в Верховной раде Украины после досрочных выборов в Раду осенью 2007 г. и раскола украинского общества вряд ли можно ожидать серьезного продвижения по пути реализации проекта ЕЭП. Ориентация украинской элиты на вступление в НАТО и ЕС не предполагает углубления сотрудничества в рамках СНГ. Украина выступает за создание ЗСТ в рамках на принципах ВТО.

Тем не менее Украина - наиболее крупная, географически и культурно наиболее близкая к России страна. Ее рынок и ресурсы весьма важны для устойчивого развития российской экономики. Украина является потенциально наиболее привлекательной для российского бизнеса страной СНГ. В еще большей степени сотрудничество с Россией важно для развития украинской экономики и особенно ее восточной и южной частей. Проблема заключается в определении такой модели сотрудничества, которая в меняющихся политических условиях обеспечивала бы стабильный рост экономических взаимосвязей.

20. Колесников А. Александр Лукашенко просит за рубль 1,8 млрд. долл. // Коммерсантъ, 25.01.06.

Таким образом, вектор регионализации СНГ в своем развитии сталкивается с большими ограничениями социально-экономического, институционального, структурного и геополитического характера. К 2008 г. не удалось ни в каком формате существенно продвинуться по пути углубления регионального сотрудничества. Довольно многочисленные институты сотрудничества (соглашения, программы, еврорегионы) не подкреплены соответствующими финансовыми механизмами. Сотрудничество ориентировано преимущественно на восстановление и развитие традиционных хозяйственных связей. Экономические и политические отношения России с каждой из стран СНГ весьма специфичны, что предполагает поиск баланса интересов и формирование общего экономического пространства, прежде всего на двусторонней основе. Сотрудничество со странами СНГ не оказывает заметного влияния на экономическую модернизацию российских регионов, равно как и смежных регионов стран-партнеров.

Китайский вектор

На фоне СНГ сравнительно быстро растет экономическое сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, обе Кореи), среди которых заметно выделяется Китай. Объем внешней торговли России и Китая увеличился с 8 млрд. долл. в 2000 г. до 28,7 млрд. долл. в 2006 г., а доля этой великой страны во внешнеторговом обороте РФ за этот период увеличилась с 4,4 до 6,5%. По величине доли Китай превосходит доли Японии - 2,8 % и Республики Корея - 2,1% взятые вместе. Доля России во внешней торговле Китая в 2006 г. составила 1,6%.

По данным китайской статистики, в 2007 г. объем взаимной торговли составил почти 48 млрд. долл. и превысил объем торговли России с ЕврАзЭС. Быстрый рост развития сотрудничества с Китаем опирается на высокую динамику этой страны. Доля Китая в мировом ВВП увеличилась с 6,5% в 1995 г. до 9,7% в 2005 г.21. Ожидается, что в 2020 г. она приблизится к 20%22. Доля Китая в мировой торговле за 1993-2006 гг. возросла с 2,6 до 7,2%23.

Структура внешней торговли России с Китаем и другими странами Северо-Восточной Азии отличается от структуры торговли с европейскими странами. Это вызвано отсутствием развитой транспортной инфраструктуры, в том числе и для экспорта энергоносителей. Так, например, в Китай до по-

21. Основные итоги глобального раунда международного сопоставления валового внутреннего продукта по данным за 2005 г. // Статистика СНГ. Статистический бюллетень. - № 1, 2008. - С. 33-41.

22. World Economic Outlook. IMF, Washington DC, different issues; Foresight 2020: Economic, Industry and Corporate Trends. Economic Intelligence Unit, 2006.

23. World Trade Development (www. wto.com).

следнего времени нефть поставлялась по железной дороге, пропускная способность которой ограничена. Тем не менее в структуре российского экспорта в Китай доля топливно-энергетических товаров в 2006 г. составила 41,9%, заметно увеличившись по сравнению с 2004 г. (34,5%)24.

Китай представляет собой крупный рынок сбыта российской древесины и лесоматериалов. Древесина и лесоматериалы по итогам 2006 г. составили 14,6% всего российского экспорта в Китай. Особенностью российского лесного экспорта является то, что в нем преобладает круглый лес. Крупной товарной позицией российского экспорта являются металлы: на черные металлы пришлось около 6,7% экспорта (11% - в 2005 г.). Следует подчеркнуть, что доля этой статьи неуклонно сокращается. Такая же тенденция наблюдается в российском машиностроительном экспорте. Доля машин, оборудования и транспортных средств в российском экспорте в Китай в 2006 г. составила 13,0% (16,4% - в 2005 г.)25.

В структуре импорта России из Китая преобладают товары массового потребления, но в них все большую роль играют сложные товары. В 2006 г. лишь 10,3% всех китайских поставок в Россию составили мех и меховые изделия, обувь, кожаные изделия, трикотаж, около 6% - продукты питания. В то же время доля импорта из Китая товаров машиностроения в 2006 г. достигла 52,8% (49% - в 2005 г.).

Особенностью российско-китайских торговых связей является сохранение заметной роли челночной торговли, несмотря на введенные Россией в последние годы ограничения веса перемещаемого через границу багажа и частоты пересечений границы, запрет иностранцам торговать на рынках. Она поддерживается преференциальным визовым режимом для туристического движения населения.

В 2007 г. экспорт Китая, по данным китайской статистики, в Россию увеличился на 80%. Резкий рост произошел за счет удвоения импорта товаров широкого потребления, почти двукратного роста импорта машин, оборудования и комплектующих, значительного роста импорта проката. Россия смогла ответить только заметным ростом экспорта лесопродукции. Впервые с 1991 г. Россия закончила год с отрицательным сальдо в торговле с Китаем, которое сразу же составило почти 9 млрд. долл. С Японией и Южной Кореей Россия и ранее имела отрицательное сальдо внешней торговли.

Таким образом, хотя экспорт из России в Китай и другие страны СевероВосточной Азии более диверсифицирован, чем в ЕС, он также в основном представлен продуктами низкой степени переработки (помимо топливно-

24. БИКИ. - 2006, № 85, 29 июля. - С. 2.

25. Рассчитано по данным Таможенной статистики внешней торговли РФ. (Годовой сборник 2006 г.)

энергетических товаров, - древесина, металлы). В то же время в импорте наблюдается значительная (в случае с Китаем - растущая) доля товаров с высокой добавленной стоимостью (в первую очередь, продукция машиностроения).

В последнее время активно наращивается инвестиционное взаимодействие России и Китая: в 2005 г. объем привлеченных контрактных инвестиций из Китая в Россию составил около 320 млн. долл., а накопленный объем контрактных инвестиций - 980 млн. долл., тогда как накопленный объем российских контрактных инвестиций в Китае - 1,4 млрд. долл. (при фактическом использовании 540 млн. долл.)26.

Геоэкономической особенностью регионального сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии является широкий фронт границ. Однако выходящие к ним регионы представляют собой слабоосвоенные и слабозаселенные территории страны. За 1995-2005 гг. доля Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в общем ВРП России сократилась, соответственно, с 15,3 до 10,9% и с 6,1 до 4,6%. Сокращение связано со структурными причинами. В рыночных условиях, при сильно выросших транспортных и энерготарифах, многие производства в Сибири и на Дальнем Востоке оказались несостоятельными. Внешнеэкономические связи с соседними государствами в значительной степени смягчили резко ухудшившиеся условия хозяйствования.

Китай играет ведущую роль во внешнеэкономических связях дальневосточных регионов России. На долю этой страны во внешней торговле Хабаровского края в 2006 г. пришлось 43% экспорта и 57% - импорта. У Приморского края доля Китая равнялась 51% в экспорте и 32% - в импорте. Доля Китая во внешнеторговых связях Сибирского федерального округа в 2006 г. составила 23%27.

В сотрудничестве с Китаем важное место занимает трансграничное движение граждан. В 2006 г. из 2,8 млн. россиян, посетивших Китай, 2/3 были сибиряками и дальневосточниками. На Дальнем Востоке довольно активно используется рабочая сила из Китая и КНДР.

Однако для Китая, равно как и для его соседей по Северо-Восточной Азии, наиболее интересны с точки зрения торговли и инвестиций европейские регионы России. Именно там реализуются наиболее значимые проекты сборочных производств, недвижимости и услуг.

В 90-е годы была создана обширная договорно-правовая база торгово-экономических отношений с Китаем, которое регулирует сотрудничество как

26. БИКИ. - 2006, № 86. - 1 августа. - С. 2.

27. Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: Опыт, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока. - 2008, № 2. - С. 43.

на уровне стран, так и отдельных регионов. Сердцевину этой базы составляет Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г., в рамках которого в 2004 г. был принят План действий по реализации положений договора на 2005-2008 гг., действует Среднесрочная программа двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг. Летом 2005 г. было завершено юридическое оформление границы между двумя государствами.

Двустороннее сотрудничество с Китаем дополняется сотрудничеством в многостороннем формате. Летом 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан учредили международную организацию ШОС -Шанхайскую организацию сотрудничества. Ее главной задачей на первых порах была борьба с терроризмом в регионе Центральной Азии. Однако сейчас в ней стала увеличиваться экономическая составляющая. На Совете глав государств ШОС в Бишкеке в сентябре 2004 г. был утвержден план мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-участниц до 2020 г., включающей в себя более 120 инвестиционных проектов. Последовательность их реализации будет определяться Комиссией старших должностных лиц и утверждаться на заседании глав правительств. В 2003 г. была принята Программа многостороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере, в которой были определены ориентиры и этапы сотрудничества до 2020 г. Документ нацелен на создание благоприятных условий в торговле и инвестициях, углубление сотрудничества в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 2005 г. были созданы Деловой совет и Межбанковское объединение, а в 2006 г. Энергетический клуб ШОС. В рамках ШОС предполагается постепенно создать условия для обеспечения свободного обращения товаров, капиталов, технологий и услуг между государствами - членами объединения.

При большой общности интересов в подходах к сотрудничеству у стран -членов этой организации есть определенные расхождения и противоречия. Китай, в частности, настаивает на создании зоны свободной торговли в рамках ШОС. Для России и ее партнеров по СНГ создание ЗСТ с Китаем создает определенные риски, учитывая экономическую и демографическую мощь этой страны. У России не может не вызывать обеспокоенность экономическая экспансия Китая в страны Центральной Азии, особенно в энергетической сфере. В настоящее время можно говорить об угрозе Шанхайской организации сотрудничества вторгнуться в сферу деятельности ЕврАзЭС. Сейчас эта организация находится на начальном этапе регионального экономического сотрудничества. Ее перспективы зависят от соблюдения интересов всех стран-участниц, от того, в какой мере ее деятельность будет усиливать глобальные позиции стран-участниц не только в геополитическом измерении, но

и в экономике, а также от того, как будут разделены функции ЕврАзЭС и ШОС в экономической сфере.

Таким образом, высоко оценивая потенциал регионального сотрудничества России с Китаем, нельзя не видеть факторы, которые его сдерживают. Это, прежде всего, экономическая, инновационная и демографическая слабость российских регионов приграничных с Китаем. Их доля в общем ВРП России за 1995-2005 гг. сократилась с 4,6 до 3,4%. Хотя эти регионы широко включены во взаимные связи, их влияние на общую динамику сотрудничества России и Китая довольно ограниченно. Экономическое развитие дальневосточных и восточно-сибирских регионов во многом определяется потребностями китайской экономики, которые усиливают сырьевую ориентацию их хозяйства. Кроме того, особенностью регионализации на Дальнем Востоке является сравнительная малочисленность институтов сотрудничества и их нацеленность преимущественно на торговлю. Усилить позиции России в сотрудничестве с Китаем можно только при опережающем развитии российского Дальнего Востока и создании здесь мощного финансово-экономического центра. Этому призвано содействовать строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, наращивание экспорта углеводородов на рынки Китая, Японии, Южной Кореи, развитие транспортной инфраструктуры, реализация масштабной федеральной целевой программы по развитию данного региона, рассчитанной на 2007-2013 гг. Началом осуществления этой программы отчасти объясняется бурный рост импорта из Китая в 2007 г.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд заключений.

1. Институциональные различия в ходе регионализации по рассматриваемым векторам довольно существенны. Однако не ими объясняются большие различия в динамике регионального сотрудничества. Различия в первую очередь связаны с уровнем взаимодополнения экономик России и ее партнеров по регионализации и условиям трансграничного движения товаров, людей, капиталов и услуг. Большое влияние на динамику экономического сотрудничества оказывают политические факторы.

2. Прослеживается довольно тесная связь между характером сотрудничества с ЕС, СНГ, Китаем и экономическим развитием прилежащих российских регионов. Экономические интересы Северо-Запада требуют развития сотрудничества с ЕС. В то же время для России в целом и особенно для сибирских и дальневосточных регионов весьма важно усиление тихоокеанского и цен-тральноазиатского противовесов сложившемуся внешнеэкономическому европоцентризму.

3. Хотя Китай может производить для России большинство нужных ей потребительских товаров, строительных материалов, черных металлов, широкую гамму инвестиционных товаров по сравнительно низким ценам и все сильнее конкурирует с ЕС, переход от европоцентризма к китаецентризму в

обозримой перспективе вряд ли возможен. Формирование дальневосточного центра регионализации - дело неблизкого будущего, да и то при условии целенаправленной и энергичной государственной политики. Кроме того, пока в Китае отсутствует сопоставимый с Европой спрос на российские нефть и газ. Тем не менее в ближайшее десятилетие позиции европейского вектора будут постепенно ослабевать в пользу азиатского вектора. Темпы этих изменений тесно связаны с ростом доли азиатских стран в российском экспорте углеводородов.

4. Доля вектора стран СНГ, вероятно, сильно меняться не будет. Альтернативу СНГ для России по многим товарам представляет Китай. Для России с точки зрения создания благоприятных условий развития порубежных регионов необходимо поддерживать динамику торгово-экономических связей со своими ближайшими соседями. Характер возможных изменений обусловлен степенью взаимосвязанности модернизации экономики России и ее партнеров по Содружеству, интенсивностью проникновения российского капитала в эти страны, объемом привлечения рабочей силы в Россию.

5. Развитие регионального сотрудничества в целом несет в себе отпечаток современного противоречивого положения России в мировой экономике, в котором совмещаются стремление к великодержавности при технологической слабости, централизация власти при рыночной системе хозяйствования, ограничение широкого круга сфер экономики для иностранных инвестиций при растущей зависимости модернизации хозяйства и освоения природных ресурсов от иностранных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.