Научная статья на тему 'РОССИЯ В «ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ XXI ВЕКА'

РОССИЯ В «ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалогичность / диалога цивилизаций / столкновение цивилизаций / евразийство / цивилизационные характеристики России / идеи полифонии / многополярный мир / Евразия / Большой евразийский проект / новые контуры модели диалога / dialogism / dialogue of civilizations / clash of civilizations / Eurasianism / civilizational characteristics of Russia / ideas of polyphony / a multipolar world / Eurasia / the Great Eurasian project / new contours of the dialogue mode
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ В «ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ XXI ВЕКА»

Губаненкова С.М.

к.филос.н., доцент кафедры общей и прикладной политологии, Орловский государственный университет

svetik.31121982@mail.ru

РОССИЯ В «ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ XXI ВЕКА

Ключевые слова: диалогичность, диалога цивилизаций, столкновение цивилизаций, евразийство, цивилизацион-ные характеристики России, идеи полифонии, многополярный мир, Евразия, Большой евразийский проект, новые контуры модели диалога.

Keywords: dialogism, dialogue of civilizations, clash of civilizations, Eurasianism, civilizational characteristics of Russia, ideas ofpolyphony, a multipolar world, Eurasia, the Great Eurasian project, new contours of the dialogue mode.

В последние десятилетия в российском общественно-политическом дискурсе все большую актуальность приобретает проблема диалогичности. Разрушение двухполюсного миропорядка и постепенное усиление тенденций, направленных на формирование многополярного мира, только обостряют дискуссии в данном направлении. Процессы глобализации, во многом порожденные западными ценностями и в политико-культурном измерении чаще всего именуемые «вестернизацией», сопровождаются жёсткой конкурентной борьбой и навязыванием незападным народам и культурам чуждых им идей и образов жизнедеятельности.

Одним из наиболее известных произведений, где утверждается победа западной версии развития общественно-политических процессов в глобальном пространстве, является работа американского исследователя Ф. Фукуямы «Конец истории?», вышедшей в 1989 г., где по выражению А.Л. Золкина «постистория сопровождается глобализацией западной либеральной демократии как окончательной цивилизационной матрицы существования человечества»1. В ответ на книгу Ф. Фукуямы, в 1993 году опубликована статья американского исследователя С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», а позднее в 1996 г. эти идеи были расширены, дополнены и изложены в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». В ней автором предлагается иной взгляд на будущее политических процессов в XXI веке, где будут вестись постоянные столкновения на основе цивилизационного различия, т.к. в ХХ веке мировая история вступила в новую эпоху, в которой незападные цивилизации всё активнее заявляют о себе, становясь важными субъектами мирового пространства и предлагая свои, альтернативные западному, варианты мироустройства.

Работа С. Хантингтона выявила проблему потери западными странами своего лидерства, появления новых центров силы в формирующемся многополюсном миропорядке и эрозию феномена «евроцентристской установки», в которой мировая история отождествляется исключительно с историей западной цивилизации. Подобный линейный подход, выработанный в русле западной цивилизации, всё чаще отвергается не только российскими, но и незападными учёными, настаивающими на изучении современного цивилизационного пространства на основе мультилинейности и полицентризма, а общественные и политические деятели пытаются реализовать данные идеи в контексте реальной политики.

Взгляды современных учёных и политиков при анализе общественных и политических процессов XXI века всё чаще обращаются к концепциям предшественников, например, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др., рассматривающих мир как неунифицированный с позиции цивилизационного подхода, основоположниками которого они являлись. В контексте подобного подхода альтернативой столкновению цивилизаций является их диалог. Идеи диалога цивилизаций с позиции понимания и принятия уникальности друг друга можно найти в работах отечественных мыслителей Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, лидеров социально-философского и общественно-политического течения евразийства П. Савицкого и Н. Трубецкого, русского философа М. Бахтина и др.

В своё время евразийство как комплексное учение продолжило и развило традиции русской философской мысли, где в качестве фундамента утверждается идея отрицания абстрактного рационализма, характерного для западного мышления и выстраивается ориентация на антропологизм и антропокосмизм. Подобные установки, лежащие в основе отечественной социокультурной традиции и психологии, евразийство применяло для анализа особого пространства, неповторимого мира, характеризуемого ими как Россия-Евразия, на территории которого все народы, контактируют друг с другом по принципу восприятия иной культуры как субъекта, особой культуро-личности, где из всего многообразия последних формируется гармоничное единство всех с учетом индивидуальностей каждого. Макропространство России-Евразии, через призму данных размышлений, выступает местом непрекращающегося и постоянно воспроиз-

1 Золкин А.Л. Постглобализм и проблема цивилизационного суверенитета России // Стратегия устойчивого развития в контексте политических процессов XXI столетия: Коллективная монография / Под ред. А.И. Костина. - М.: Издательство Московского университета, 2018. - С. 241.

водимого разнообразия человеческой цивилизации, что неизбежно обусловливает и интерес к национальному самопознанию и осмыслению собственных, национальных путей развития в мире1. В идеях евразийства концептуализируется мысль о России как пространстве уникальным образом концентрирующем в себе разнообразные социокультурные потоки и Запада, и Востока в силу своего особого расположения на евразийском континенте, что формирует, в том числе глобальность национального мышления и психологии, ответственность за собственное развитие и судьбу мира в целом.

Таким образом, основоположники евразийства, рассматривая фундаментальную сущность России через призму ее цивилизационных характеристик, по существу отмечают ее характеристики в качестве полифонии. Сам термин «полифония» этимологически представляет собой «многоголосие»; данный термин, заимствованный из музыки, обозначает определенный музыкальный стиль, основой которого выступает полифония «как гармоническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно вместе»2. Русский философ М.М. Бахтин использовал значение полифонии применительно к анализу творчества Ф.М. Достоевского в своей работе «Проблемы творчества Достоевского», где голоса всех героев произведения звучат как самостоятельные партии; где персонажи стремятся представить себя в чужом сознании, понять его, «забежать» вперед чужой точке зрения, предвосхитить его возможную оценку. Заслуга М.М. Бахтина, заключается в том числе, в том, что он перенёс прежде сугубо музыкальный термин в социальную философию и переосмыслил его в контексте гуманитарного мышления. Ключевая идея М. Бахтина - это идея диалога, его всеобщности как основы взаимопонимания, диалога культур.

Применительно к социокультурному пространству России принцип полифонии является основой для выстраивания диалога между национальными культурами, которые не утрачивают своей индивидуальности, самостоятельности, но при этом осуществляется их единство в бесконечном многообразии. Это предопределяет формирование иного типа мышления - диалогичного, построенного на понимании других народов, культур как субъектов, а не объектов, где к ним как к Другим относятся как к Тебе, где они разнообразны и равноценны, они - культуро-личности.

Подобные идеи выстраивания контактов между порой совершенно разными культурами, народами, цивилизациями, сформулированные в рамках отечественной социокультурной традиции и общественной мысли находят свое отражение в теории и практике налаживания межкультурного диалога на основе плюрализма, равноценности, равноправия культур, цивилизаций; принятии разного видения будущего мира. Предпринимаемые попытки разными цивилизациями построения диалога в общепланетарном масштабе становятся ведущим направлением в контексте будущего развития Homo Sapiens. С учетом принципов, декларируемых евразийством, именно межцивилизационный диалог должен являться противовесом одномерной модели развития мира, пропагандируемой цивилизацией западноевропейских стран, а ставшее классическим утверждение основателей евразийства о важности и неизбежности собственного самопознания необходимо рассматривать в качестве основы для выстраивания равноценных и равноправных взаимоотношений.

В мировом масштабе первые попытки осмысления возможности реализации межцивилизационного диалога предпринимаются в конце ХХ - начале XXI вв. Недаром ООН в 1998 году объявила 2001 год «Годом диалога между цивилизациями под эгидой ООН», акцентировав внимание на противоречивом характере глобализационных процессов и роли человеческого фактора, а также призвав к развитию международного сотрудничества и диалога между цивилизациями на основе признания многообразия, равноправия, уникальности народов и культур. Диалог предлагалось рассматривать в качестве основы новой парадигмы в мировой политике в XXI веке. В «Глобальной повестке дня для диалога между цивилизациями», утвержденной на 56 сессии Генеральной ассамблеи ООН в ноябре 2001 года, которая продолжила и дополнила первоначальный документ, диалог между цивилизациями определяется3 как процесс, основанный на всеобщей потребности исследовать различные концепции, разнообразные подходы, находить на основе этого общие сферы соприкосновения и выявлять базовые для всех ценностные системы с целью выработки единого целого на основе диалога.

В рамках данного документа подчёркивается необходимость содействия государственными и негосударственными участниками формированию культуры диалога между цивилизациями, что будет способствовать развитию равноправия, толерантности, взаимопонимания разных цивилизаций и укреплению их культурного разнообразия, а также обеспечивать соблюдение принципов международного права, углублять доверие на разных уровнях политической системы и устранять угрозы для международного мира и безопасности. Следовательно, концепция межцивилизацион-ного диалога в начале XXI века приобретает всё большую политическую значимость и превращается в одно из направлений деятельности не только ООН, но и приобретает сторонников среди разных общественно-политических деятелей по всему миру.

Учитывая национальные традиции и политико-философское наследие России, отечественные политические лидеры в поисках выбора пути развития страны альтернативного западному, приветствовали концепцию диалога цивилизаций, одним из воплощением которой является теория и практика формирования многополярного мира. Современные сторонники реализации модели многополюсного мира его основой признают взаимодействие России с други-

1 Губаненкова С.М. Евразийство в контексте современного мироустройства: социально-философский анализ: монография. -Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. - С. 132.

2 Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор / Под ред. Ю.В. Келдыша. 1973-1982. -М1р8:/Л11с.аса11ет1с.гиЛ11с.ш17епс_тш1с/6093/Полифония

3 Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями от 2001 г. - М1р8://%^%г.ип.о^/гаЛ1оситеп18/11ес1_сопу/ conventions/dac_agenda.shtm1

ми цивилизациями, что в итоге совместных усилий приведёт к созданию нового миропорядка, отстаивающего иные аксиологические детерминанты, в противовес созданным по евро-атлантическим принципам.

Тем самым подтверждается историческая правота евразийства в плане вектора будущего развития - учитывать в своей политике ориентацию не только на Запад, но и на Восток, не одновекторное сотрудничество, а поиск многовариантных отношений на основе цивилизационных консенсусов и компромиссов, синтеза русского мира с восточными ценностями при взаимном уважении и понимании друг друга1.

Социокультурное наследие евразийства в XXI веке можно рассматривать в контексте идей о полицентричном мировом порядке, высказанные российскими политическими деятелями, которые все в большей степени при реализации внутренней и внешней политики обращаются к национальным традициям. Концепцию многополярного мира выдвинул Е. Примаков еще в 1996-1998 гг., когда он был Министром иностранных дел РФ, далее эти идеи транслировались другими российскими политиками. Так, российский Президент В. Путин, еще в 2007 году в своей ставшей уже знаменитой «мюнхенской речи», выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, отметил, что однополярная модель современного мира несостоятельна не только с точки зрения дефицита военно-политических и экономических ресурсов, но и по причине отсутствия в ней морально-нравственной базы для развития цивилизации в XXI веке2. Подобные идеи высказывал неоднократно и Министр иностранных дел РФ С. Лавров3, отмечая неизбежность перехода от западно-центричной модели мирового развития к глобальной многополярности фундаментом которой будет выступать баланс интересов, равенство и взаимоуважение народов; где необходимо будет учитывать разные модели развития, формы государственного устройства, различие в политических традициях и культурно-цивилизационных кодах, что неизбежно потребует осмысления данных явлений и учёт этого при построении многосторонних отношений, возрождении культуры диалога. Многополярный мир неминуемо формируется в XXI веке, учитывая смещение мирового развития из Евроатлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский регион, и в его важнейшую часть - Евразию.

Изменение расстановки глобальных политических сил и появление новых акторов в мировой политике актуализирует евразийскую идею межкультурного диалога народов Евразии. Пространства последней благодаря особенностям географического расположения способствуют миграции и интеграции разных этнокультурных элементов. Центростремительные тенденции здесь преобладают над центробежными, что побуждает государства этого пространства к взаимодействию друг с другом. П. Савицкий писал, что «над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различнейших рас - от германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-маньчжурской, через звенья финских, турецких, монгольских народов. Это «братство народов» выражается в том, что здесь нет противоположения «высших» и «низших» рас, что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивание, что здесь легко просыпается «воля к общему делу»4.

Наследие евразийских идей в контексте многополярности прослеживается в попытках реализации в реальной политике российского руководства развития сотрудничества на евразийском континенте в рамках Большого евразийского проекта, контуры которого В. Путин очертил в статье, опубликованной в газете «Известия»5 еще в 2011 году. Тогда идея состояла в том, чтобы на основе дальнейшего развития и еще большего сплочения разнообразных связей между Казахстаном, Белоруссией и Россией создать единое экономическое пространство, на основе которого в дальнейшем будет функционировать новая интеграционная структура - Евразийский экономический союз, к которому при желании смогут присоединяться все новые и новые страны-участницы огромных евразийских пространств. В будущем с развитием интеграционных процессов данная площадка сможет перерасти в новое, более масштабное интегрированное образование - Евразийский союз, который позиционировался как будущая модель объединения, имеющая необходимые ресурсы и возможности, чтобы выступать в качестве эффективного инструмента и связующего моста между Европой и АТР. Можно констатировать, что проект данного интеграционного объединения активно развивается, поддерживается российским руководством и находит своих сторонников среди разных стран.

Россия также пытается предлагать мировому сообществу средства и способы, которые могут выступать базой для содействия диалогу между цивилизациями, последовательно реализуя, в том числе программу, разработанную в МИД РФ «Подходы России к продвижению партнерства культур, религий, цивилизаций»6, где подчеркивается необходимость предотвращения поляризации мира по цивилизационному критерию через межкультурный диалог в рамках интенсификации контактов представителей разных государств, общественных деятелей; организации различных научных, экспертных, дискуссионных, межконфессиональных, межкультурных и иных площадок, (например, участие в Альянсе цивилизаций, Министерских встречах и форумах по межрелигиозному диалогу, сессиях Исследовательского института «Диалог цивилизаций», различных научных Чтениях, конференциях; организации и проведении Евразийского женского форума и др.).

1 Губаненкова С.М. Евразийство в контексте современного мироустройства: социально-философский анализ: монография. -Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. - С. 134.

2 Путин В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности от 10 февраля 2007. -http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

3 Лавров считает, что переход от западноцентричной модели к многополярности будет длительным // ТАСС. 2 октября 2021. -https://news.rambler.ru/politics/47313343/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

4 Савицкий П. Географические и геополитические основы евразийства // Континент-Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 302.

5 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. 03.10.2011. - www.izves

tia.ru

6 Сайт Министерства иностранных дел. - https://www.mid.ru/podhody-rossii-k-prodvizeniu-partnerstva-kul-tur-religij-civilizacij

Концепт диалога цивилизаций, имеющий глубокую социокультурную и социофилософскую основу в России, постепенно получает поддержку среди разных стран и народов современного мира, преобразуясь, конечно, не без борьбы за новое видение многополюсного мира в условиях XXI века в новые контуры модели диалога, поле которого неизбежно должно расширяться для выживания человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.