СшВ
РОССИЯ В БРИКС: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
RUSSIA IN BRICS: MAIN TRENDS AND PROSPECTS FOR COOPERATION
УДК 339.923
Григорьева Мария Сергеевна, бакалавр факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, Санкт-Петербург
Grigoryeva Maria, Bachelor of Political Science, Political Science Department Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg
e-mail: ms gri goreva@yandex .ru
Аннотация: В статье рассматривается основная деятельность международного механизма сотрудничества БРИКС. Представлена краткая характеристика стран-участниц объединения. Также проведен анализ внешнеторгового взаимодействия России внутри БРИКС, сильные и слабые стороны в экономической сфере стран-участниц объединения. В статье рассматривается процесс вхождения России в мировую экономическую и финансовую интеграцию. Сделан вывод о том, что группа стран БРИКС оказывает существенное влияние на мировую экономическую сферу в силу численности населения, наличия богатых природных ресурсов и экономического потенциала.
Abstract: The article discusses the activities of the international cooperation mechanism BRICS. A brief description of the member States of the Association. As well as the analysis of foreign trade between Russia inside BRICS, strengths and weaknesses in the economic sector of the member States of the Association. The
article analyses the process of Russia's involvement into the global economic and finance integration. The conclusion reveals that the BRICS group of countries has a significant impact on the global economic sphere due to the size of the population, the availability of rich natural resources and economic potential.
Ключевые слова: БРИКС, экономическое сотрудничество, Россия, Пул валютных резервов.
Keywords: BRICS, economic cooperation, Russia, Contingency Reserve Arrangements.
В 2020 году Россия вновь стала председателем БРИКС. Из-за пандемии COVID-19, вспыхнувшей в прошлом году в Китае и распространившейся на весь мир, многие мероприятия отменены или перенесены на неопределенный срок. Не будет преувеличением сказать, что этот год является крайне тяжелым не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Концепция устойчивого развития нуждается в серьезной переоценке. Сложившаяся неблагополучная эпидемиологическая ситуация усугубила обстановку на мировом нефтяном рынке. От пандемии, так или иначе, пострадали все сектора экономики. Государства БРИКС, прежде всего Китай и Россия, подверглись серьезным испытаниям. В этой связи не лишним будет рассмотреть основные тенденции и перспективы экономического сотрудничества между странами-участницами объединения на современном этапе.
Изначально возможность создания подобного объединения предположил руководитель инвестиционного банка GoldmanSachs Джим О'Нил в 2001 году. Поводом для объединения четырех стран в одну группу стали специфические черты каждой из них. По мнению аналитика, Бразилия и Россия обладают существенным ресурсным потенциалом (в частности, энергоносителями), а со стороны Индии и Китая спрос на импорт энергоносителей увеличивается [1, c. 6]. Последние, в свою очередь, имеют стабильно высокие темпы роста и обладают крупнейшим в мире населением,
а значит и потенциал рабочей силы этих стран крайне высок. В частности, государства являются лидерами глобального рынка аутсорсинга [1, c. 7]. Согласно прогнозу банка GoldmanSachs, участники БРИК могут стать ведущими государствами в мировой экономике уже ко второй половине XXI века.
Позже, к объединению присоединилась Южная Африка и с 2011 года группа стала носить название БРИКС (созвучное с английским словом «bricks», то есть «кирпичи»). Включение ЮАР в объединение имело несколько другие причины, нежели объединение стран по принципу крупного ВВП. Прежде всего, Южная Африка позволила КНР выйти на новые рынки сбыта, свободные от влияния американских корпораций. Для Бразилии и Индии было важным укрепление и развитие партнерства не только в формате IBSA.
Объединение БРИКС с подачи Джима О'Нила стало реальностью. Формальным основателем данного объединения стала Россия, создав организацию в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума. Стран-участниц БРИКС, в связи с их формирующейся и динамично развивающейся рыночной экономикой, объединила как минимум одна общая задача - реформирование существующей системы международных финансовых отношений, с целью усилить свои позиции в мировой экономике и политике. Как отмечают исследователи, страны БРИКС не противопоставляют себя сложившейся мировой капиталистической системе, а хотят лишь справедливой интеграции в мировую финансовую архитектуру, с получением возможности влиять на систему глобального управления наравне с развитыми странами [3, с. 66].
Центральное место в группировке стран БРИКС, по мнению аналитиков банка, принадлежит Индии и Китаю, а Бразилия, Россия и ЮАР рассматриваются в одном ряду с этими странами только из-за мощного потенциала факторов производства [2, c. 119]. Примечательно также, что все страны-участницы объединения являются региональными державами.
В настоящий момент, объединение БРИКС является достаточно институализированным форматом взаимодействия. Крупным событием международного масштаба стало создание Нового банка развития (НРБ) стран БРИКС в 2014 году, с объявленным капиталом в 100 миллиардов долларов. Со временем стало понятно, что сотрудничество стран-участниц БРИКС имеет свои пределы, в силу различий национальных интересов. В частности, инвестиционный портфель НРБ составил 12 миллиардов долларов США, но в настоящий момент реализовано кредитов только на 1 миллиард. Страны БРИКС все еще уступают по своему экономическому развитию странам развитым. Однако фондовый рынок БРИКС является весьма привлекательным для мировых инвестиций. Как отмечают эксперты, страны-участницы БРИКС органично дополняют друг друга, что позволяет сделать вывод о формировании альтернативного западному миру сетевого взаимодействия [1, а 19].
Прошедший в 2019 году 11-й саммит БРИКС показал, что главным приоритетом объединения является сфера экономики. Лидеры государств в основном обходили политические вопросы стороной, акцентируя внимание на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Рост объема внешней торговли России в 2018 году составил 17,8% и достиг 688 млрд. долларов, в то время как рост товарооборота со странами БРИКС составил 22,4% и достиг значения 125 млрд. долларов. На этом основании, как отмечают исследователи, можно сделать вывод о том, что торгово-экономическое сотрудничество России в рамках БРИКС развивается на 20% динамичнее, чем с остальным миром [4, с. 287].
Из всех стран-участниц объединения наиболее тесно, вне всякого сомнения, Россия сотрудничает с КНР. В частности, президент России отметил, что в 2018 году рост товарооборота со странами объединения составил 125 миллиардов долларов, при этом на долю российско-китайского экономического взаимодействия пришлось 108 миллиардов [5, с. 162].
Как известно, Россия в поисках путей развития исторически почти всегда ориентировалась на страны Запада, но политические разногласия, а также экономические санкции, инициированные западными государствами, фактически стимулировали процесс «разворота на Восток». Благодаря БРИКС Россия может играть роль «моста» между Востоком и Западом, выгодно сотрудничая и с теми, и с другими [6, а 16].
Вторым значимым для России партнером по экспорту является Индия. Ключевое направление российско-индийского сотрудничества - военная промышленность. Несмотря на то, что Россию и Индию связывает многолетний позитивный опыт стратегического партнерства, многие взаимовыгодные проекты остаются нереализованными из-за экономических санкций со стороны США, направленных против России, и опасений по этому поводу индийского правительства. Но, несмотря на это, российско-индийские торговые отношения, как отмечают исследователи, имеют ежегодную тенденцию к росту [4, с. 289].
Что касается Бразилии и Южной Африки, то стоит отметить, что торговые отношения России с этими государствами развиты пока еще слабо. Если говорить о российско-бразильских экономических отношениях, то доля внешней торговли с Бразилией не превышает 1 % [4, с. 288]. Основная сфера сотрудничества между странами - сельское хозяйство. Если говорить о торгово-экономическом сотрудничестве ЮАР и России, то можно отметить, что наблюдается позитивная тенденция к росту и наращиванию торгового оборота между странами [4, с. 289]. Основные сферы взаимодействия -энергетика и высокие технологии.
Разумеется, между странами-участницами БРИКС существует множество проблем и противоречий. Прежде всего, стоит отметить, что взаимные экономические связи между государствами асимметричны. К явным и труднопреодолимым проблемам можно отнести географическую удаленность стран друг от друга, разновекторность национальных интересов, участие в более приоритетных объединениях и союзах, чем БРИКС,
неразрешенные территориальные споры, экономическую конкуренцию на мировом рынке между странами-участницами объединения. На современном этапе нет оснований полагать, что в ближайшем будущем странам удастся найти оптимальный баланс по взаимодействию внутри объединения.
В связи с пандемией COVID-19 XII саммит БРИКС, который должен был пройти в июле, отложен на неопределенный срок. Несмотря на это, совместные программы продолжают обсуждаться и реализовываться. В начале февраля 2020 года, НБР объявил о намерении инвестировать в Россию 2 миллиарда долларов на различные проекты в 2020 году. В частности, по программе развития малых исторических городов страны, рассчитанной на шесть лет, 30 июня 2020 года было объявлено о выделении кредита российской стороне на сумму 205 миллионов евро. Однако не лишним будет заметить, что пандемия вносит свои коррективы не только в замедление темпов экономического роста, но и в международное сотрудничество. Поэтому как будут развиваться экономические отношения между странами БРИКС в дальнейшем сказать сложно. Можно предположить, что активность по реформированию мировой валютной системы со стороны стран-участниц объединения замедлится, так как каждое государство будет сосредоточено на решении своих внутренних проблем.
Подводя итог вышесказанному, стоит еще раз отметить, что формат БРИКС для России - это возможность укрепить свои позиции в системе нового мирового порядка, противостоять экономическим санкциям. Разумеется, замедление темпов экономического роста, внутренние проблемы стран, а также трудно прогнозируемые внешние факторы, способны существенно корректировать деятельность объединения. Однако взаимовыгодное сотрудничество стран-участниц в перспективе способно оказать благотворное влияние на экономическое развитие не только их самих, но и всего международного финансового мира в целом.
Список литературы
1. Комплексный системный анализ математическое моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС: Предварительные результаты / Отв. Ред. А.А. Акаев, А.В. Коротаев, С.Ю. Малков, М.Красанд. — 2014.
— 392 с.
2. Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. — М.: Магистр : ИНФРА - М. — 2013. — 480 с.
3. Гао Ф., Сергунин А.А. БРИКС как предмет изучения теории международных отношений // Вестник международных организаций. — 2018. — Т. 13. № 4. С. 55-73. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/05/1144209078/%D0%90 .%D0%90 .%20% D0%A 1 %D0 %B5 %D 1 %80%D0%B3%D 1 %83%D0%BD%D0%B8%D0%B D,%20%D0%A4.%20%D0%93%D0%B0%D0%BE.pdf (Дата обращения: 10.06.2019)
4. Кулешова Ю.И., Кузнецова А.С. Экономические отношения России со странами БРИКС // Вопросы студенческой науки. — 2019. — №2 10. — С. 284- 289.
5. Леонова О.Г., Попова Н.В. Новые приоритеты БРИКС. Навстречу 12-му саммиту БРИКС в России // Социально - гуманитарные знания. — 2020.
— № 2. — С. 151-163.
6. Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. М.: ИД «ФОРУМ». — 2014. — 224 с.
References
1. Complex system analysis mathematical modeling and forecasting of the BRICS countries ' development: Preliminary results / Ed. A. A. Akaev, A.V. Korotaev, S. Yu. Malkov, M. Krasand. - 2014. - 392 p.
2. Avdokushin E. F., Zharikov M. V. BRICS Countries in the modern world economy. - M.: Master: INFRA-M. - 2013. - 480 p.
3. Gao F., Sergunin A. A. BRICS as a subject of studying the theory of international relations / / Bulletin of international organizations, 2018, Vol. 13, No. 4, Pp. 55-73. [Electronic resource] URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/05/1144209078/%D0%90 .%D0%90 .%20% D0%A 1 %D0 %B5 %D 1 %80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B D,%20%D0%A4.%20%D0%93%D0%B0%D0%BE.pdf (accessed: 10.06.2019)
4. Kuleshova Yu. I., Kuznetsova A. S. Economic relations of Russia with the BRICS countries // Questions of student science. - 2019. - № 10. - P. 284-289.
5. Leonova O. G., Popova N. V. New BRICs priorities. Towards the 12th BRICS summit in Russia / / Social and humanitarian knowledge. - 2020. - № 2. - P. 151-163.
6. Titarenko, M. L. Russia and China: strategic partnership and challenges of time, Moscow: FORUM publishing house, 2014, 224 p.