Научная статья на тему 'РОССИЯ – СЛОВАКИЯ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

РОССИЯ – СЛОВАКИЯ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ – СЛОВАКИЯ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

М.О. Копытина РОССИЯ - СЛОВАКИЯ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статус субъекта международного права Словацкая Республика (СР) обрела 1 января 1993 г. в результате распада Чехословацкой Федерации на два самостоятельных государства. В марте того же года Россия и Словакия заключили Соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве; в августе подписали Договор о дружественных отношениях и Договор о военном сотрудничестве. Вскоре Словакия также получила статус наблюдателя - с перспективой обретения в дальнейшем полноправного членства - в Сургутском соглашении1. За истекшие десять лет межгосударственные отношения Российской Федерации (РФ) и Словацкой Республики претерпели сложную эволюцию.

Словакия между Западом и Востоком

1 Имеется в виду договор, подписанный в марте в 1993 г. в западносибирском городе Сургут, об образовании отраслевой организации по добыче и переработке российской нефти и газа. Участниками договора стали страны СНГ, прибалтийские республики, Грузия и Словакия. Последняя, таким образом, оказалась единственным «посторонним» — не входившим ранее в состав СССР — государством, приглашенным к участию в договоре.

Обретя самостоятельность, Словацкая Республика заявила о преемственности внешнеполитических приоритетов, провозглашенных «бархатной» революцией 1989 г. Стремление страны к интеграции с ев-роатлантическими структурами было закреплено в официальных документах и подтверждено конкретными действиями: Словакия заключила Соглашение об ассоциации с ЕС, подала официальную просьбу о ее приеме в члены Евросоюза и ОЭСР, присоединилась - одной из первых среди стран ЦВЕ - к программе «Партнерство во имя мира». В меморандуме, сопровождающем поданную в 1995 г. заявку о приеме в члены ЕС, Словакия брала на себя обязательства координировать с Брюсселем свои действия по вопросам внешней политики и безопасности уже на этапе ассоциации с ЕС1. При этом, однако, нельзя сказать, что словацкое общество единодушно поддерживало такой выбор: ни партийного, ни общественного консенсуса по вопросу вступления страны как в НАТО, так и в Евросоюз не имелось. Значительная часть и политической элиты, и влиятельной словацкой интеллигенции критически оценивала одностороннюю внешнеполитическую ориентацию страны, считая, что лишь сохранение паритета в отношениях с Западом и Востоком может гарантировать Словакии геополитическое равновесие, военную безопасность и экономическое процветание. Словакия, по их мнению, должна была стать не линией фронта в новой Европе, а мостом, связующим Россию и западные страны.

За укрепление взаимоотношений и с Западом, и с Востоком, сочетание во внешней политике евроатлантического курса с экономическим сотрудничеством с Россией и другими странами СНГ выступали Владимир Мечиар и руководимое им Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое с началом 90-х годов стало ведущим актором словацкой политической сцены, одержав победу на досрочных выборах в парламент в октябре 1994 г. ДЗДС получило возможность сформировать с участием Словацкой национальной партии и Объединения рабочих Словакии коалиционное правительство. Пост премьер-министра в новом кабинете занял лидер ДЗДС В. Мечиар. В 1994-1998 гг. - в период пребывания у власти правительства В. Мечиара - восточный вектор во внешней политике Словакии заметно активизировался: не отвергая провозглашенный курс на интеграцию СР с ЕС и НАТО, руководство стра-

1 Memorandum vlady k zadosti SR o clenstve v EU // Trend. - Br., 1995. - 12.06. -Dokument. - S. 1-11.

ны придавало большое значение расширению торгово-экономического сотрудничества с РФ и поддержанию словацко-российского диалога на политическом уровне.

Формируя свою внешнеполитическую платформу, В. Мечиар руководствовался прагматическими национальными интересами. По его признанию, Россия - жизненно необходимый экономический партнер Словакии. Практически полностью покрывая импортные потребности Словакии в энергоресурсах, Россия играла важную роль в обеспечении ее экономической безопасности. Возвращение на восточные рынки выступало условием выживания для той части словацкой экономики, которая традиционно была связана с СССР и понесла серьезный урон с распадом СЭВа. Через углубление сотрудничества с Россией Словакия могла бы обрести новые экономические перспективы: занять ведущее положение в качестве проводника западных капиталов в российскую экономику, усилить свою роль на европейском рынке нефтегазового транзита, стать плацдармом для продвижения российской продукции в страны Центральной и Западной Европы. Словацкая экономика, по мнению В. Мечиара, «не имеет для себя адекватных перспектив вне пространства бывшего СССР» и было бы «огромной ошибкой для Словакии отказываться от сотрудничества с Россией под воздействием некомпетентных политических взглядов»1.

С учетом новых требований обновилась договорно-правовая база экономического сотрудничества. Достижение договоренностей об обоюдовыгодных схемах расчета по внешнему долгу бывшего СССР перед СР позволило урегулировать долговую проблему. Российским интересам было отдано предпочтение при достройке АЭС в Моховце. Словакия приняла решение о продолжении развития материально-технической базы своих вооруженных сил на базе российской техники. Переориентировался на сотрудничество с Россией и словацкий ВПК: перспективы углубления производственного и инвестиционного взаимодействия в оборонной промышленности прорабатывались в ходе визита в Словакию в марте 1995 г. представительной российской делегации. Следующим шагом в развитии двухсторонних отношений стал визит премьер-министра РФ В.Черно-мырдина в Братиславу в апреле 1997 г., по итогам которого были подписаны важные соглашения в сфере энергетики и военно-технического сотрудничества.

1 Компас. — М., 1997. — № 8 — 20.02.

Российско-словацкая торговля после пятилетнего периода спада и стагнации обрела в середине 90-х годов поступательную динамику. Словакия с 1995 г. распространила на торговлю с Россией режим наибольшего благоприятствования. В 1996 г. словацкое руководство, обеспокоенное углублением дисбаланса в торговле с Россией, приняло Концепцию экспансии словацкого экспорта в РФ, а в 1997 г. - Программу мер по расширению экономических связей с российскими регионами.

Центральное место во взаимной торговле занимали топливно-сырьевые товары. Импорт энергоресурсов из России осуществлялся на выгодных для Словакии коммерческих условиях. Установление «ассоциированных» отношений Словакии с СНГ посредством Сургутского соглашения открыло ей возможность получения российского газа и нефти по льготным ценам, применяемым Россией в торговле со странами, входившими ранее в состав СССР на правах союзных республик. «Многие нам бы позавидовали», - заявил по этому поводу словацкий пре-мьер1. По конкурентным ценам Словакия также получала с восточных рынков железную руду и каменный уголь. В счет погашения российской задолженности осуществлялись поставки ядерного топлива.

В 1994-1998 гг. экономические связи России и Словакии развивались исключительно динамично и на взаимовыгодной основе. «Восточная политика» В. Мечиара позволила Словакии пережить трудности трансформационного периода и выйти с середины 90-х годов на траекторию экономического роста. Сочетание двух факторов - импорта дешевого сырья с восточных рынков и беспошлинного (благодаря асимметричным таможенным уступкам со стороны ЕС) экспорта на Запад произведенной на их основе готовой продукции - породило так называемое «словацкое экономическое чудо»: бурный экономический подъем во второй половине 90-х годов. Экономическое взаимодействие с Россией позволило также смягчить острый инвестиционный кризис: Словакия в рамках товарных деблокаций российского долга получала передовые технологии, решала проблемы, связанные с модернизацией материально-технической базы вооруженных сил, реконструкцией и строительством объектов атомной и классической энергетики.

В свою очередь, Россия, используя предоставленный ей в эти годы режим наибольшего благоприятствования, закрепила свои позиции в ре-сурсообеспечении Словакии, совершила «прорыв» на словацкий рынок

1 Ргяуая. - Вг. 1993. - 25.03. - 8.2.

лицензионных и инжиниринговых услуг, возобновила экспорт в СР вооружений.

Следует заметить, что в «восточной политике» В.Мечиара акцентировалась экономическая составляющая. Так, в программном заявлении словацкого правительства, опубликованном в январе 1995 г. о взаимоотношениях с Россией упоминалось буквально в одной фразе, а содержание этих отношений ограничивалось «сферой взаимовыгодного экономического сотрудничества»1. Обосновывая позицию СР в этом вопросе, госсекретарь министерства иностранных дел Словакии И. Шестак подчеркивал: «С Россией мы будем поддерживать хорошие отношения, в центре которых — экономика и торговля. Было бы бессмысленно разрушать эти связи в угоду политиканству»2. Настаивая на необходимости развития «особых» или «нестандартных» связей с Россией, словацкий премьер всегда делал упор на их экономическом аспекте: «Мы хотим идти на российский рынок... Очень важно сотрудничать с РФ при продвижении на рынки третьих стран, где Россия проводит активную экономическую политику, особенно в экспорте нефти и газа»3.

Учитывая «российский фактор», словацкое руководство проявляло все большую независимость во взаимоотношениях с Евросоюзом и НАТО. Допускались серьезные отклонения от стратегии реформ, рекомендованной МВФ и ЕС; ограничивалось участие в приватизации словацких предприятий западных инвесторов; не предпринимались меры по диверсификации импорта нефтегазового сырья. Руководство страны проводило независимый внутриполитичесий курс и слабо реагировало на его критику со стороны Евросоюза и США. Представители правящей коалиции публично обсуждали идеи славянской взаимности и объединения славян вокруг России, а в выступлениях В. Мечиара «проскальзывал» тезис о возможности и целесообразности принятия Словакией при определенных условиях «нейтралитета швейцарского типа»4. Против вступления Словакии в НАТО открыто высказались в интервью агентству ИТАР-ТАСС в ноябре 1995 г. такие представители пра-

1 Programove vyhlasenie vlady Slovenskej republiky. Cast' 1. Zahranicne vzt'ahy // Pravda. - Br. - 1995. - 16.01. - S. 8.

2 Slovenska Republika. - Br., - 1996. - 10.01.

3 Компас. - М., - 1997. - № 8. - 20.02.

4 Компас. - М., - 1997. - № 8. - 20.02.

вящей коалиции, как Ян Луптак, лидер Объединения рабочих Слова-кии1, и Ян Слота, председатель Словацкой национальной партии2.

За сближение с Москвой, за наметившиеся отклонения во внешнеполитической ориентации Словакия подверглась обструкции и санкциям со стороны Запада. Формальным поводом для критики стало внут-риполитиеское развитие страны: словацкое правительство обвиняли в зажиме парламентской демократии, давлении на независимую прессу, попытках смещения законно избранного президента М. Ковача, дискриминации этнических венгров, срыве конституционного референдума. Национальной службе безопасности инкриминировалось совершение преступных действий в политических целях. В. Мечиара нередко ставили в один ряд с С. Милошевичем, а госсекретарь США М. Олбрайт окрестила Словакию тех лет «черной дырой Европы». Официальным выражением недовольства Запада стала серия демаршей со стороны ЕС и США (1994-1996), которые критиковали внутриполитическое развитие страны, несовместимое с ее намерениями присоединиться к организациям, олицетворяющим собой «большую Европу».

Ухудшение отношений с ЕС и НАТО привело к «выпадению» Словакии из европейских интеграционных процессов. Тогда как партнеры Словакии по «Вышеградской четверке» получили в 1995-1996 гг. статус членов ОЭСР, прием Словакии в эту организацию откладывался из-за имеющихся претензий к ее внутриполитическому развитию. На мадридском саммите НАТО в июле 1997 г. Словакия не получила приглашения присоединиться к первому раунду расширения блока на Восток. Исключительно по политическим соображениям Словакия, чьи темпы экономического развития являлись одними из самых высоких в регионе ЦВЕ, была отвергнута в декабре 1997 г. и Евросоюзом при отборе участников для первого этапа переговоров. (При этом к переговорам была приглашена Эстония, где имели место серьезные нарушения прав русскоязычного населения, а экономические результаты выглядели намного скромнее, чем в Словакии.)

Обозначившуюся угрозу международной изоляции Словакия компенсировала еще большим сближением с Россией. В мае 1998 г. во время посещения В. Мечиаром Москвы стороны обсуждали новые масштаб-

1 Ргяуая. - Вг.,1995. - 21.10. - 1.

2 8те. - Вг., 1995. - 4.10. - 8. 1; Ьеэко М. Ак Ъи(1е ро(11я // Ргяуая. - Вг., 1995. - 5.10. - 8. 4.

ные проекты сотрудничества. Речь шла о строительстве через территорию СР газопровода-перемычки, который связал бы воедино транзитные газопроводы России и обеспечил Словакии монополию на ввоз в Западную Европу российского газа; прорабатывались также вопросы, связанные с участием России в финансировании строительства 2-й очереди АЭС в Моховце, привлечением словацких организаций к сооружению АЭС в РФ и третьих странах. В преддверии очередных парламентских выборов в Словакии, российская сторона выразила поддержку правящей коалиции В. Мечиара1.

Состоявшиеся в Словакии в сентябре 1998 г. парламентские выборы привели к радикальным изменениям в политической жизни страны и ее внешнеполитической ориентации. В результате выборов к власти пришла оппозиция, новый кабинет министров был сформирован из представителей четырех правоцентристских партий. Правительство возглавил лидер Словацкой демократической коалиции Микулаш Дзуринда.

С поражением на выборах В. Мечиара и возглавляемого им движения завершился период «политического балансирования между Западом и Востоком»: правительство М. Дзуринды провозгласило курс на ускоренную интеграцию Словакии в евроатлантические структуры и декларировало в своем программном заявлении стремление к сдержанным отношениям с Москвой. Однозначную поддержку евроатлантическому курсу выразил и победивший на президентских выборах в 1999 г. Рудольф Шустер.

Новое руководство страны принимало меры к интенсификации экономических и политических реформ, начало реорганизацию армии под натовские стандарты, отменило запрет на участие иностранных инвесторов в приватизации словацких предприятий. Во время проведения «миротворческой» операции в Югославии руководство Словакии, демонстрируя лояльность Североатлантическому блоку, открыло воздушное пространство страны для полетов натовской авиации, отказываясь предоставить воздушные коридоры для российских самолетов.

Усилия по возвращению страны в евроатлантический фарватер получили положительную оценку, и Словакия стала быстро нагонять своих партнеров по «Вышеградской четверке», более ее преуспевших в европейском интеграционном процессе. В 2000 г. Словакия была принята в члены ОЭСР. В феврале того же года она начала переговорный про-

1 Ргяуая. — Вг., 1998. — 29.05.

цесс с Европейской комиссией и завершила его в декабре 2002 г. одновременно с Венгрией, Польшей и Чехией, начавших переговоры с ЕС на два года раньше. В ноябре 2002 г. на состоявшемся в Праге саммите Североатлантического альянса Словакия получила приглашение вступить в члены НАТО.

Политические изменения, происшедшие в Словакии после парламентских выборов, негативно сказались на межгосударственных отношениях РФ и СР. Политические контакты между руководством обеих стран после 1998 г. практически прервались. Осложнились условия реализации российских интересов на словацком рынке: правительство М. Дзуринды заявило о необходимости ревизии целого ряда соглашений, заключенных прежним кабинетом министров, пересмотра условий и форм погашения российской задолженности, принятия мер по усилению энергетической независимости страны от России. Отказ словацкого руководства и от реализации заключенного прежним кабинетом контракта по закупке в России ракетно-зенитного комплекса С-300, и от дальнейшего получения военной техники в счет погашения российского долга оборвал российско-словацкое взаимодействие в военно-технической сфере. Остались невостребованными в новых условиях заделы и наработки в области развития кооперационных связей и совместного предпринимательства. Следуя рекомендациям Евросоюза, словацкое правительство инициировало введение с 1 января 2001 г. визового режима с Россией. Проблемы в российско-словацких экономических отношениях усугубились валютно-финансовым кризисом 1998 г., который привел к резкому падению объемов взаимной торговли и снижению значения России как крупнейшего внешнеторгового партнера Словакии.

Российско-словацкие отношения на новом этапе развития

С началом третьего тысячелетия вновь обозначился более зримо российский вектор во внешней политике Словакии. В контексте позитивной трансформации отношений РФ и НАТО устранялись препятствия для политического сближения Москвы и Братиславы. А обретение Россией статуса стратегического партнера Евросоюза открыло для Словакии возможности широкого экономического взаимодействия с ее восточным соседом. Таким образом, были реанимированы идеи мечиаров-ской «восточной политики» о поддержании паритета в отношения с За-

падом и Востоком, о превращении Словакии в экономический мост, связующий Россию со странами Западной Европы.

Визит в Россию в ноябре 2001 г. словацкого президента Р. Шус-тера свидетельствовал о стремлении Словакии скорректировать одностороннюю ориентацию на США и НАТО и стал отправной точкой в возобновлении российско-словацкого диалога. На состоявшихся переговорах с Президентом РФ Путиным словацкий лидер декларировал стремление Словакии к возрождению политических и экономических отношений с Россией в качестве важнейшего уравновешивающего фактора словацкой политики1. Подчеркивая значение исторической традиции в российско-словацких отношениях, Р. Шустер немало говорил о «славянской взаимности», общности исторического наследия, близости языка и культуры.

Переговоры российского и словацкого президентов подтвердили обоюдную заинтересованность в обновлении всего комплекса двухсторонних отношений — политических, экономических, гуманитарных. Вопрос о предстоящем вступлении Словакии в НАТО и ЕС был рассмотрен и урегулирован с прагматических позиций: стороны сошлись во мнении, что интеграция Словакии в евроатлантические структуры не является препятствием для возобновления политического диалога и углубления экономического сотрудничества РФ и СР. Решив ключевую политическую проблему, президенты смогли сконцентрироваться на обсуждении практических вопросов торгово-экономических отношений. Были обозначены и рассмотрены сферы взаимных экономических интересов: взаимодействие в нефтяной и газовой промышленности, классической и атомной энергетике, военно-промышленной сфере. Условием эффективного сотрудничества в нефтегазовой промышленности было признано продвижение российского капитала в словацкий энергетический комплекс: на переговорах в Москве были достигнуты договоренности об участии российских организаций в начавшемся в Словакии новом приватизационном процессе, в ходе которого к продаже стратегическим инвесторам предоставлялись ключевые предприятия словацкого ТЭК. Как пообещал в этой связи словацкий президент, «те, кто будет решать вопросы о приватизации стратегических предприятий Словакии, учтут, что

1 Словакия пойдет в НАТО с русским оружием // Коммерсантъ. — М., 2001. —

13.11.

основным поставщиком энергоносителей, газа и нефти в СР является Россия»1.

Позитивный сдвиг, обозначившийся в российско-словацких отношениях, был закреплен в 2002 г.: в ходе рабочего визита Р. Шустера в Россию в марте, а затем - на состоявшихся в июне в Москве переговорах министров иностранных дел РФ и СР. На 10-м заседании российско-словацкой межправительственной комиссии, состоявшемся в Москве в апреле 2002 г., прорабатывлись возможности углубления производственного и инвестиционного взаимодействия: первоочередное внимание в этой связи отводилось вопросам, связанным со строительством газопровода-перемычки по территории Словакии, модернизацией авиационного парка словацких ВВС, привлечением словацких инвестиций в российский строительный комплекс, взаимодействием сторон в развитии железнодорожного транспорта, участием российских организаций в строительстве метро в Братиславе. Были выполнены обещания словацкого президента, прозвучавшие на переговорах с В. Путиным, о предоставлении российским инвесторам режима наибольшего благоприятствования для участия в приватизации словацкой энергетики, о смягчении визового режима в отношениях с Россией. Принимались меры к активизации российско-словацких контактов в сфере образования, науки и культуры. Во время визита в Словакию министра культуры РФ М. Швыдкого в январе 2002 г. стороны договорились о восстановлении традиции взаимного проведения Дней культуры.

Начало 2003 г. ознаменовалось для Словакии судьбоносными событиями: в марте был подписан договор о ее присоединении к Североатлантическому блоку, в апреле состоялись официальные церемонии подписания документов о вступлении 10 стран, включая Словакию, в полноправные члены Евросоюза с 1 мая 2004 г. Обретение Словакией «западного» статуса, однако, не изменило настроенности словацкого руководства на развитие конструктивного диалога с Россией. Говоря об интересах своей страны на российском направлении, словацкий премьер-министр М. Дзуринда в своем интервью «Независимой газете» в апреле 2003 г. отмечал, что «успехи Словакии в качестве будущего полноправного члена ЕС и НАТО будут в значительной степени зависеть также и от ее способности содействовать партнерству России с этими организа-

1 Президент Словакии готов летать на МИГах, чтобы сделать отношения с Россией совсем безоблачными // - Режим доступа: Шр://«'Д'Д'.з1гапа.гиЛ1опез/01/11/11.

циями. В этом контексте мы воспринимаем развитие отношений с Россией как один из главных приоритетов словацкой внешней политики»1.

Подтверждением приоритетности отношений с Россией явился целый ряд взаимных визитов, предпринятых в 2003 г. в целях дальнейшего развития и углубления двусторонних отношений. Центральным событием года в развитии российско-словацкого диалога стал апрельский визит в Москву премьер-министра Словакии М. Дзуринды, его первое официальное посещение России как главы словацкого правительства. Основное внимание на состоявшихся переговорах было уделено вопросам развития двусторонних экономических связей, прежде всего в области энергетики и военно-технической сфере. Словацкий премьер позитивно оценил состояние и перспективы российско-словацких отношений, отметив, что «между Москвой и Братиславой нет открытых проблем и вопросов, а существует лишь огромный потенциал для развития отноше-ний»2. Составляющей визита стало прибытие в Москву представительной делегации словацких бизнесменов, принявшей участие в экономическом форуме деловых кругов двух стран.

К числу важных вех в развитии межгосударственного диалога РФ и СР в 2003 г. следует также отнести февральский визит в Россию вице-премьера и министра экономики СР Р. Немчича и апрельский визит в Словакию председателя Счетной палаты РФ С. Степашина. В июле 2003 г. Братиславу посетил министр иностранных дел РФ И. Иванов: в ходе этого визита стороны рассмотрели широкий круг вопросов двухсторонних отношений, включая условия взаимной торговли после вступления Словакии в ЕС. Укреплению межпарламентских связей способствовал официальный визит в Москву в феврале 2003 г. председателя Национального совета Словакии П. Грушовского.

Немаловажную роль в обеспечении благоприятного контекста для развития российско-словацких отношений в последние годы сыграли и предпринятые с обеих сторон усилия для окончательного урегулирования долговой проблемы.

Напомним, что российская задолженность Словакии после пересчета долгов бывшего СССР Чехословакии составила 1,8 млрд. долл. В 1994 г. стороны договорились о реструктуризации внешнего долга РФ и о

1 Независимая газета. — М., 2003. — 04.07.

2 Путин видит перспективы сотрудничества России со Словакией в энергетике и военно-технической сфере // Журнал теории и практики Евразийства, 2003, №23.

возможности его частичного погашения товарными поставками. Начиная с 1994 и вплоть до 1999 г. Россия регулярно и исправно проводила товарные деблокации. В рамках расчета по внешнему долгу Словакии в эти годы поставлялись военная техника, гражданские самолеты и суда, ядерное топливо и энергетический уголь; в счет погашения долга российские организации участвовали в достройке первой очереди АЭС в Мо-ховце, проводили реконструкцию 5-го и 6-го энергоблоков ТЭС «Во-яны», сооружали «под ключ» циклотронную лабораторию и лазерный центр, на базе которых планируется проведение совместных научных исследований. Благодаря обоюдовыгодным схемам расчета, долговая проблема, обычно отягощающая межгосударственные отношения, превращается в стимул для развития взаимных экономических, торговых и научных связей.

Разумеется, не обошлось без трудностей. В марте 1999 г. правительство М. Дзуринды отказалось принять в счет погашения долга заказанный предыдущим кабинетом министров зенитно-ракетный комплекс С-300. Поскольку производство комплекса к тому времени находилось уже в завершающей стадии, российская сторона потребовала компенсаций, и выплаты долга были приостановлены.

Преодолеть возникшие разногласия удалось лишь в 2001 г.: Словакия согласилась списать в счет погашения долга 58 млн. долл., затраченных российской стороной на запуск производства комплекса, а Россия, в свою очередь, возобновила платежи и выплатила по своим долгам Словакии больше, чем это было предусмотрено ее бюджетом на текущий год. В итоге российский долг Словакии был снижен к концу 2001 г. до 930 млн. долл. В 2002 г. были выработаны новые схемы для завершения расчетов по российским долгам. Стороны, во-первых, договорились о дисконтировании 460 млн. долл. долга, что позволило закрыть болезненный вопрос о правильности перерасчета «сэвовских» переводных рублей в доллары при оформлении российского долга в начале 90-х годов; и, во-вторых, согласовали перечень товарных поставок для погашения остатка российской задолженности1.

Вопрос о дисконтируемой части внешнего долга России был решен уже в августе 2002 г., причем расчеты, как и годом ранее при погашении российских долгов Чехии, были осуществлены не напрямую между мин-финами, а с участием посредников: российские долговые обязательства

1 Независимая газета. - М., 2003. - 07.04.

на сумму 460 млн. долл. были переуступлены словацким минфином чешской компании FID Group, а затем выкуплены у этой компании - на согласованных с Минфином РФ условиях - российским Внешэкономбанком. Как утверждает, ссылаясь на свои источники информации, экс-министр юстиции Словакии Ян Чарногурский, российские долговые обязательства на сумму 460 млн. долл. ВЭБ приобрел за 121 млн. долл., т.е. с дисконтом 74% от номинала долга1. Дальнейшая судьба этих долговых обязательств определилась в конце 2003 г.: как сообщили российские СМИ, они были выкуплены Альфа-банком и обменены у минфина РФ на валютные долги дочерних компаний телекоммуникационного холдинга.

Следует признать, что в этой истории, так же как и при урегулировании российских долгов Чехии через «Falkon Capital», осталось немало белых пятен. Ряд российских экспертов не считали избранную схему оптимальной. По мнению, например, Андрея Черепанова, возглавлявшего ранее департамент внешнего долга минфина, «минфин мог без посредников выкупить долг с тем же дисконтом у Словакии, а задолженность "телекомов" взять акциями и выставить на тендер. Выигрыш был бы больше»2. Условия дисконтирования российского долга не прибавили популярности и словацкому правительству3.

Однако как бы там ни было, но всего за один год долговая проблема практически полностью «рассосалась»: по информации «Интерфакса», российская задолженность Словакии снизилась к марту 2003 г. до 295 млн. долл. Остаток своей задолженности Россия, как ожидается, сможет погасить на основе имеющихся контрактов уже к 2006 г. В конце 2003 г. стороны договорились, что в счет погашения своей задолженности Россия поставит в Словакию также художественную и общеобразовательную литературу. Как заявил в этой связи глава Счетной палаты РФ и председатель Книжной палаты России С. Степашин, «речь идет о достаточно большом объеме литературы»4.

1 «Альфа» внедряется в «Связьинвест», превращаясь в кредитора его «дочек» //Ведомости. - М., - 2003. - 18.08.

2 «Альфа» внедряется в «Связьинвест», превращаясь в кредитора его «дочек» //Ведомости. - М., - 2003. - 18.08.

3 Оппозиция в лице Роберта Фицо, председателя партии «Smer», и Павола Руско, лидера «ANO», охарактеризовала решение правительства как «сомнительную попытку залатать дыры в государственном бюджете». Против решения правительства проголосовал и Ян Чарногурский, представлявший в кабинете христиан-демократов.

4 Финансовый директор. - М., 2004. - №4.

Состояние и перспективы торгово-экономических связей

Позитивные тенденции характеризуют в последние годы и развитие торгово-экономических отношений РФ и СР. После «обвала», пережитого в 1998-1999 гг., российско-словацкая торговля вновь обретает поступательную динамику: благодаря, в первую очередь, активизации российского экспорта в СР, товарооборот взаимной торговли уже в 2000 г. вышел на уровень предкризисных лет и продолжал активно расти в 2001-2003 гг. Постепенно восстанавливаются и «докризисные» объемы словацкого экспорта в РФ (табл. 1). По итогам 2003 г. Россия заняла в списке ведущих торговых партнеров Словакии четвертое место после ФРГ, Чехии и Италии: на долю России приходилось 6,0% внешнеторгового оборота Словакии, 1,1% ее экспорта и 10,9% импорта. Удельный вес Словакии во внешнеторговом обороте России составил 1,5%.

Следует вместе с тем признать, что состояние дел в российско-словацкой торговле по-прежнему далеко от идеального. Остается крайне узкой номенклатура взаимопоставляемых товаров: особенно это касается российского экспорта в СР, 84-89% которого приходится на топлив-но-сырьевые товары. Болевой точкой торговых взаимоотношений выступает глубокая несбалансированность взаимных поставок: по итогам 2003 г. отрицательное сальдо Словакии в торговле с Россией превысило стоимостные объемы ее экспорта в РФ в 17 раз. Динамика российско-словацкого товарооборота подвержена существенным колебаниям в зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов и состояния торговых балансов партнеров. Не отвечают возможностям и потребностям сторон объемы взаимной торговли. (Президент российской ТПП Е. Примаков, выступая на российско-словацком бизнес-форуме, заметил в этой связи, что товарооборот России с соседней Словакией не превышает ее товарооборота с далеким Эквадором.) Развитие товарообмена между двумя странами сдерживается нерешенностью вопросов кредитования и страхования торговых операций, существованием многочисленных таможенных и административных барьеров для выхода словацких предпринимателей на российский рынок, низким уровнем взаимного информирования об экспортерах и импортерах товаров и услуг.

Таблица 1

Товарооборот российско-словацкой торговли в 1993-2002 гг.

(млрд. долл.)

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Товарооборот 1,5 1,5 1,8 2,2 1,9 1,6 1,4 2,2 2,31 2,29 2,70

Экспорт РФ в СР 1,2 1,2 1,4 1,9 1,6 1,4 1,3 2,1 2,18 2,14 2,45

Импорт РФ из СР 0,25 0,28 0,3 0,3 0,3 0,2 0,1 0,1 0,13 0,15 0,25

Сальдо + 1,0 +0,9 + 1,1 + 1,5 + 1,3 + 1,2 + 1,2 +2,0 +2,0 5 +1,9 9 +2,2

Источник: по материалам Торгпредства РФ в СР.

Россия сохраняет на сегодняшний день монопольные позиции в поставках на словацкий рынок нефти, газа и ядерного топлива, обеспечивает порядка 35% импортных потребностей страны в железосодержащем сырье и 25% - в энергетическом угле, в значительных объемах поставляет в Словакию стальной прокат и алюминий. Сохранение гарантированного рынка сбыта для топливно-сырьевых товаров было и остается одним из центральных интересов России на словацком направлении.

Этот интерес является обоюдным, поскольку импорт топливно-сырьевых товаров из России по-прежнему осуществляется на выгодных для Словакии условиях. На сегодняшний день закупки российских энергоресурсов - с учетом конкурентных цен и существующей нефтега-зотранспортной инфраструктуры - обходятся Словакии на 20-30% дешевле, чем аналогичные закупки из альтернативных источников. Сверх того, Словакия имеет возможность оплачивать поставками своих товаров до 30% импорта топливно-сырьевых товаров из России, а также получать от Газпрома дополнительные объемы природного газа в качестве оплаты транзитных услуг. Дешевое сырье с восточных рынков играет важную роль в поддержании и наращивании экспортного потенциала страны: предприятиям, занимающимся транспортировкой или переработкой топливно-сырьевых товаров, поставляемых из России и Украины (НПЗ Словнафт, нефтетранспортное предприятие Тгап8ре<то1, газотранспортная монополия 81о-уепБку ИупагепБку Рг1ету§е1, Восточно-словацкий металлургический комбинат в Кошице и т.д.) принадлежат ключевые позиции в словацких поставках на внешние рынки.

Свою заинтересованность в сохранении объемов взаимной торговли топливно-сырьевыми товарами Словакия засвидетельствовала, переведя им-

порт российских энергоресурсов на долгосрочную основу. Соглашением, заключенным в 1998 г., России были гарантированы закупки природного газа Словакией в ежегодном объеме 6,6-8 млрд. куб. м на период до 2008 г. В 2000 г. стороны подписали соглашение о поставках в Словакию российской нефти в объеме до 6 млн. т в год на период до 2015 г. Следующим шагом в закреплении позиций России на словацком рынке энергоресурсов явилась победа, одержанная российской корпорацией «ТВЭЛ» в проведенном Словакией в 2003 г. тендере на поставку ядерного топлива: согласно условиям заключенного контракта, российская корпорация поставит в 2005-2010 гг. свежее топливо для четырех энергоблоков словацких АЭС в Богунице и Моховце на общую сумму 200 млн. долл.1.

Заинтересованность Словакии в продолжении закупок энергоресурсов именно на российском рынке нашла подтверждение и в том, что в отличие от своих соседей СР так и не предприняла шагов по ослаблению энергетической привязки к России. Было отклонено поступившее в 2001 г. предложение концерна Norsk Hydro о соединении словацкой газотранспортной сети и нового, прокладываемого из Норвегии в Польшу газопровода. Как заявил на состоявшихся в этой связи переговорах премьер-министр СР М. Дзуринда, «политическая воля для принятия правительством страны окончательного решения о диверсификации энергетических источников имеется, однако это решение относится к среднесрочной и даже долгосрочной перспективе»2. Остался незадействован-ным вариант диверсификации словацкого импорта нефти через подключение к нефтепроводу Ингольштадт (Германия) - Кралупи (Чехия). Не встретило особого энтузиазма у словацкого руководства и предложение Украины о сотрудничестве в строительстве нефтепровода Одесса - Броды, предназначенного для экспорта в Европу казахстанской нефти. В результате Словакия оказалась единственной из стран, присоединившихся к ЕС с мая 2004 г., которая не располагает технической инфраструктурой, позволяющей диверсифицировать импорт энергоносителей в соответствии с нормами ЕС.

Таким образом, в предстоящем периоде для российского сырьевого экспорта открываются на словацком направлении неплохие перспек-

1 Россия будет поставлять в Словакию ядерное топливо // Деловая неделя. - М., 2003. -

17.12.

2 Norsk Hydro хочет диверсифицировать энергоисточники Словакии. - Режим доступа: http://www.fd.ru/news /6266.html.

тивы. Имеющиеся соглашения о поставках в Словакию российских энергоресурсов, а также отсутствие у Словакии на сегодняшний день технических возможностей для привлечения альтернативных источников энергоснабжения позволят России удержать в среднесрочной перспективе свои позиции в ресурсообеспечении словацкой экономики. Есть основания для определенного оптимизма и при оценке долгосрочных перспектив российско-словацкого сотрудничества в этой области. Принимая во внимание, что ЕС намерен в ближайшие 20 лет удвоить закупки всех видов российских энергоносителей, можно ожидать, что его подходы к вопросу о диверсификации внешних источников национального энергоснабжения станут более гибкими. В этом случае на «снисходительность» Евросоюза в вопросе о сохранении энергетической привязки к России сможет претендовать и Словакия, занимающая стратегические позиции на европейском рынке нефтегазового транзита.

Словакия является не только достаточно крупным потребителем российских энергоресурсов, но и одним из стратегических партнеров России в их транзите в Центральную и Западную Европу. Через энерготранспортные коммуникации, проходящие по территории Словакии -транзитный газопровод из РФ в страны Западной Европы и южную ветку магистрального нефтепровода «Дружба», обеспечивающую поставки российской нефти в Чехию и Венгрию, - ежегодно перекачивается из России на Запад от 70 до 90 млрд. м3 природного газа (порядка 70-75% объема газового экспорта РФ в страны дальнего зарубежья) и до 10 млн. т нефти. Сотрудничество с Россией в нефтегазотранспортной сфере Словакия относит к числу приоритетных национально-государственных интересов: через углубление российско-словацкого взаимодействия в этой сфере с выходом в перспективе на энергодиалог Россия-Евросоюз она намерена и упрочить свои позиции в геополитическом ландшафте Европы, и существенно пополнить доходную часть бюджета.

Заинтересованность в развитии этого направления двухстороннего сотрудничества Словакия подтвердила, открыв национальную нефтега-зотранспортную систему для продвижения российских инвесторов. В 2001-2002 гг. Словакия провела приватизацию энерготранспортных коммуникаций, выставив для продажи стратегическим инвесторам 49%-ные пакеты акций нефтетранспортной компании Transpetrol, являющейся оператором словацкой части нефтепровода «Дружба» и газотранспортной монополии Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP), в собственности которой находится словацкий участок транзитного газопровода из

РФ в Европу. По итогам проведенных тендеров в капиталы и управление этих компаний вступили российские инвесторы: совладельцем Transpetrol стал ЮКОС, а стратегическим инвестором SPP - международный консорциум в составе российского Газпрома, немецкого Ruhrgas и французского Gaz De France.

Как рассчитывает Словакия, продвижение российских инвесторов в ее нефтегазотранспортную сферу позволит увеличить объемы транзита и повысить эффективность использования национальных энерготранспортных сетей, потенциал которых задействован еще далеко не полностью: мощности нефтепровода «Дружба», рассчитанные на транспортировку до 21 млн. т нефти в год, загружены на сегодняшний день менее, чем на 45%, а пропускная способность газотранспортной сети позволяет без проведения сколько-нибудь серьезной реконструкции увеличить транзит природного газа еще как минимум на 30%. Повышение загрузки действующих трубопроводов выступало одним из ключевых условий, выставленных при приватизации Transpetrol и SPP стратегическим инвесторам. При заключении контракта на покупку АО Transpetrol ЮКОС обязался загрузить нефтепровод «Дружба» до его проектной мощности уже в ближайшие годы - ориентировочно к 2006 г.

В реализации и взятых на себя обязательств, и собственных планов по экспансии на рынки ЦВЕ, ЮКОС, как следует признать, продвигается весьма энергично. Словацкое направление рассматривается этой компанией как стратегическое. ЮКОС имеет определенные интересы на нефтяном рынке Словакии, но еще в большей степени его интересуют возможности транзита нефти через эту страну: компания активно работает в Венгрии и Хорватии, стремится освоить новые рынки в ЦВЕ и получить доступ к экспортному порту Омишаль. В качестве плацдарма для диверсификации своей деятельности в ЦВЕ ЮКОС успешно использует Transpetrol.

В 2003 г. ЮКОС и его давний партнер - венгерская нефтегазовая группа MOL вышли на новый этап взаимодействия, заключив первое в истории их делового сотрудничества долгосрочное соглашение. По условиям последнего, ЮКОС начиная с 2004 г. и в течение последующих десяти лет будет поставлять сырую нефть в объеме 7,2 млн. т в год для двух венгерских НПЗ, принадлежащих MOL, и словацкого АО Slovnaft, в капиталах которого MOL участвует в качестве стратегического инвестора. Поставки ЮКОСа по этому соглашению составят порядка 2025% от объема его экспорта и закроют до 60-70% потребностей венгер-

ской компании в нефти. Через заключение с MOL долгосрочного соглашения ЮКОС, таким образом, одним махом «убивает двух зайцев», закрепляя свое присутствие на нефтяном рынке и Венгрии, и Словакии.

Продвижение проекта строительства новой 60-километровой ветки нефтепровода «Дружба» от Братиславы до австрийского города Шве-хат, где расположен принадлежащий австрийской компании OMV нефтеперерабатывающий завод, стало первым и успешным опытом кооперации ЮКОСа и Transpetrol при реализации энергетических проектов на рынках третьих стран.

Дальнейшие планы ЮКОСа по наращиванию транзита нефти по территории Словакии увязаны с проектом интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», предусматривающего создание нового экспортного маршрута транспортировки российской нефти через хорватский глубоководный порт Омишаль. Начало практической реализации этого проекта было положено подписанием в Загребе 16 декабря 2002 г. шестью странами - участницами Межправительственного соглашения о сотрудничестве в реализации проекта. Предполагается поэтапная загрузка мощностей «Дружбы» и «Адрии»: на первом этапе через интегрированную систему нефтепроводов будет дополнительно прокачиваться на Запад не менее 5 млн. т нефти в год, в перспективе же объемы поставок российской нефти по этому каналу могут быть доведены до 15 млн. т в год1. Статус совладельца Transpetrol, который станет одним из операторов будущей интегрированной системы, гарантирует ЮКОСу ведущую роль в поставках нефти по этому маршруту: на его долю, как ожидается, придется не менее половины из предусмотренных для первого этапа 5 млн. т нефти.

Что же касается Газпрома, то его вступление в капиталы и управление SPP пока не принесло Словакии ожидаемых дивидендов. Газовый транзит по ее территории не возрос, а проект строительства газопровода-системной перемычки Польша-Словакия, еще недавно весьма активно лоббировавшийся Газпромом при поддержке ЕС и европейских нефтегазовых ТНК и суливший Словакии приращение газового транзита через ее территорию на 30 млрд. м3 в год2, пребывает на сегодняшний день в подвешен -ном состоянии: в 2002 г. по решению руководства Газпрома проект был по

1 Россия расширяет нефтяную трубу: «Дружбу» интегрировали с «Адрией» // Финансовые известия. - М., 20 0 2. - 17.12.

2 Р1упоуоа рппеэе 81оуешки тШопу // Ноэроаагеке поуту. - Рг., - 2001. - 15-17.06.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одной версии - временно приторможен из-за финансовых трудностей компании, а по другой - окончательно отвергнут в связи изменением инвестиционной стратегии.

Тем не менее особенно беспокоиться за свою судьбу Словакии не приходится. Хотя европейский рынок газового транзита переживает сложный трансформационный период, характеризующийся перегруппировкой сил и формированием новых долговременных тенденций, однако, проведя приватизацию национальной газотранспортной сети с участием крупнейшего в мире производителя и двух крупнейших в Европе потребителей газа, Словакия гарантировала при любых обстоятельствах свое будущее в качестве страны, осуществляющей транзит газа. Перспективы Словакии выглядят тем более оптимистично, если принять во внимание, что позиции на рынке газового транзита ее основных конкурентов - в лице Украины, Польши и Чехии - в последнее время заметно осложнились. Несанкционированный отбор транзитного газа, практикуемый Украиной, произвольное увеличение тарифов за его прокачку и невыполнение обязательств по обслуживанию «трубы» основательно подорвали международное доверие к ней как партнеру в газотранспортной сфере. Из-за так называемой «газовой конфронтации» последних лет осложнились перспективы российско-польского сотрудничества в сфере газового транзита, что засвидетельствовала начатая Газпромом проработка проекта строительства нового газопровода через Финский залив и Балтийское море к побережью Германии. (А это фактически означает, что Газпром готов отказаться от другого экспортного проекта - строительства второй нитки газопровода «Ямал - Европа», которая позволила бы увеличить объемы транзита газа через территорию Польши до 50 млрд. м3 в год.) В сложной ситуации, очевидно, оказалась и Чехия, которая продала свой участок транзитного газопровода немецкому энергетическому концерну RWE GAS, отвергнув предложения консорциума в составе Ruhrgas, Gaz de France и Газпрома: поскольку «обиженный» консорциум год спустя стал совладельцем словацких транзитных газопроводов, представляется вполне вероятным, что новые газовые маршруты из России в Европу пройдут в обход Чехии через территорию Словакии и Австрии.

Инвестиционный прорыв в Словакию ЮКОСа и Газпрома позволяет России занять положение крупнейшего инвестора в словацкую экономику. Хотя на конец 2003 г. совокупный объем прямых российских вложений в экономику Словакии составлял всего 90 млн. долл., однако после того, как Газпромом будет внесена его доля в оплату сделки по

приобретению SPP, величина прямых инвестиций РФ в СР достигнет почти 1 млрд. долл. (для сравнения: к началу 2002 г. крупнейшими инвесторами в СР выступали Германия - 1,3 млрд. долл., Австрия - 1,1 млрд. долл. и Нидерланды - 1 млрд. долл.).

Благоприятные перспективы для продвижения российских капиталов в СР открываются на заключительном этапе словацкой приватизации. Правительство М. Дзуринды декларировало свое намерение снизить государственное участие в экономике и в этой связи провести в 2004-2006 гг. «доприватизацию» предприятий - естественных монополий. С этой целью в декабре 2003 г. была принята поправка к Закону о «большой приватизации»: положение, требовавшее закрепления в собственности государства не менее 51% акций предприятий, относимых к категории «стратегических» или «естественных монополий», было отменено. Правительство, таким образом, получило возможность продать контрольные пакеты региональных производителей и дистрибьютеров электроэнергии, газораспределительных компаний, предприятий, обслуживающих транзит и транспортировку газа и нефти. Серьезность своих намерений в отношении приватизации естественных монополий словацкое руководство засвидетельствовало, объявив тендер на продажу АО Slovenske elektrarny - государственной энергетической компании, контролирующей около 85% национального производства электроэнергии. В конце 2003 г. для продажи стратегическим инвесторам был выставлен 66%-ный пакет акций этой компании со стартовой ценой в 25 млрд. слов. крон (600 млн. евро). Заинтересованность в приобретении активов АО Slovenske elektrarny проявило РАО ЕЭС, которое успешно преодолело отборочный этап и было допущено к участию в торгах.

Помимо естественных монополий на заключительном этапе словацкой приватизации будет выставлено немало и других объектов, привлекательных для российского бизнеса. Внимания со стороны российских инвесторов заслуживают, очевидно, планы предстоящей приватизации в Словакии судоверфей, портовых мощностей, туристических объектов. На апрельских переговорах с М. Дзуриндой российской стороной было подчеркнуто, что она рассчитывает на сохранение и в дальнейшем благоприятного политического климата для участия российского бизнеса в приватизации словацких предприятий.

Сферой обоюдовыгодного взаимодействия России и Словакии уже на протяжении нескольких десятилетий является атомная энергетика. Начало этому сотрудничеству было положено сооружением в 80-е годы

при техническом и финансовом содействии СССР первой словацкой АЭС в Ясловских Богуницах. В 90-е годы с участием российских специалистов проводились проектные, монтажные и пусконаладочные работы на АЭС в Моховце. В настоящее время российскими организациями осуществляется в счет частичного погашения внешнего долга РФ сооружение циклотронной лаборатории и расширение Международного лазерного центра в Братиславе. На базе ядерного топлива, получаемого из России как на коммерческой основе, так и в рамках товарных деблока-ций российской задолженности, обеспечивается на сегодняшний день более 40% национального производства электроэнергии. Словацкая атомная энергетика - с учетом существующих проектов строительства новых, реконструкции действующих и ликвидации отработавших свой срок АЭС - остается и в дальнейшем одной из самых перспективных сфер для продвижения российской машинотехнической продукции.

В настоящее время словацкой стороной рассматривается вопрос о целесообразности строительства второй очереди АЭС в Моховце. Россия весьма заинтересована в этом масштабном проекте: в случае, если он будет запущен, а его реализация доверена российским организациям, Россия сможет рассчитывать на поставки в Словакию, во-первых, наукоемких товаров и технологий на сумму до 100 млн. долл. в период сооружения этих блоков, и, во-вторых, ядерного топлива, запасных частей, резервного оборудования и услуг на сумму не менее 1 млрд. долл. в течение последующих 40 лет (планируемые сроки эксплуатации этих блоков).

Свою заинтересованность в подключении к этому проекту российская сторона озвучила на переговорах со словацким премьером в апреле 2003 г. Было подчеркнуто, что это выгодно и для Словакии, поскольку у российских организаций стоимость услуг по строительству и обеспечению топливом АЭС гораздо ниже, чем у их западных конкурентов1.

К числу перспективных направлений взаимодействия в области атомной энергетики Россия относит также участие российских организаций в предстоящей модернизации второй очереди и намеченном на 20062008 гг. закрытии первой очереди АЭС в Богуницах; резервы для сотрудничества имеются в области утилизации радиоактивных отходов словацких АЭС и при сооружении атомных электростанций в третьих странах.

1 Путин видит перспективы сотрудничества России со Словакией в энергетике и военно-технической сфере // Журнал теории и практики Евразийства. — М., 2003. — №23.

Немало возможностей для «приложения» российского технического содействия и в других сферах словацкой экономики. Имеется проект строительства метро в Братиславе. Широкий фронт работ для российских организаций может открыться в классической энергетике - при реализации обширной программы, связанной с переводом на парогазовый цикл словацких теплоэлектростанций. Инвестиционное закрепление в Словакии ЮКОСа и Газпрома открывает каналы для продвижения российского оборудования и технологий в словацкую нефтегазовую промышленность. Важной сферой взаимодействия на перспективу может стать совместная модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, в частности, железнодорожного и водного транспорта в контексте дунайского сотрудничества.

Определенные резервы в плане диверсификации российского экспорта в Словакию имеются также в сфере военно-технического сотрудничества, которое удалось в последние годы несколько реанимировать. Рассматривать Словакию как автономный рынок для российского вооружения не приходится, но Россия может рассчитывать в среднесрочной перспективе на продолжение поставок в счет погашения внешнего долга запчастей к боевой технике, находящейся на вооружении словацкой армии, а также на участие в модернизации имеющихся у словацких ВВС 16 самолетов МиГ-29 и 11 вертолетов Ми-24: о заинтересованности словацкой стороны в проведении совместно с Россией модернизации авиационной техники было заявлено М. Дзуриндой на переговорах в Москве.

Все еще незначительную роль в общем комплексе российско-словацких отношений играют межрегиональные связи. Хотя к настоящему времени между российскими и словацкими регионами заключено около 40 рамочных соглашений о сотрудничестве, однако реальную работу по этим соглашениям проводит лишь небольшое число субъектов РФ, среди которых города Москва и Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Омская и Кемеровская области. Во взаимодействии на региональном уровне по-прежнему преобладает традиционный товарообмен, в котором словацкая сторона участвует поставками преимущественно готовой продукции, а российская - поставками, главным образом, сырьевых товаров. Возможности продвижения продукции на взаимные рынки в рамках производственной кооперации и совместного предпринимательства за-действуются слабо. В настоящее время насчитывается около 120 российско-словацких СП в Словакии и 50 - в России: это, в основном, мелкие торгово-посреднические фирмы. Организация совместного предпринимательства в сфере материального производства оставляет желать лучшего.

Следует вместе с тем признать, что последние годы характеризуются попытками регионов выйти за рамки обычной торговли и перейти к более высоким формам сотрудничества. Особо следует отметить рост в 2000-2003 гг. интереса словацких компаний к вложению капиталов в российскую экономику. С участием словацких инвесторов в 2000-2002 гг. было налажено совместное производство обуви в Казани, лакокрасочных материалов в Уфе, автозапчастей на Елабужском заводе легковых автомобилей, телевизоров в Саранске. В 2003 г. были достигнуты договоренности о создании в Екатеринбурге совместного предприятия по производству, ремонту и сервисному обслуживанию дорожно-строительной техники; прорабатывались вопросы организации совместного производства стекольно-керамической продукции в Ленинградской области, автобусов в свободной экономической зоне «Елабуга», упаковочных материалов в Ростове, отделочных материалов по словацким технологиям в Татарстане и т.д. Всего в настоящее время на различных стадиях проработки находятся около 20 совместных российско-словацких проектов в области машиностроения, химической и пищевой промышленности, производства товаров широкого потребления.

Открываются, таким образом, неплохие перспективы для привлечения через региональное сотрудничество словацких инвестиций и технологий в российскую экономику. В интересах России - поддержать и активизировать этот процесс. Полезным, очевидно, мог бы быть приход в российские регионы словацких инвесторов, работающих в таких традиционных для Словакии отраслях как стекольно-керамическая и фармацевтическая промышленность, производство оборудования для пищевой промышленности, переработка сельхозпродукции. Перспективными с точки зрения трансфера технологий и ноу-хау являются и инвестиции словацкой автомобильной и электротехнической промышленности, модернизированной в последние годы с участием иностранного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.